Федеральный конституционный закон о правительстве российской федерации налоговое право

Опубликовано: 15.05.2024

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Комментарий

Напомним, что законодательство РФ о налогах и сборах (далее – налоговое законодательство) состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (п. 1 ст. 1 НК РФ). При этом Правительство РФ, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, вправе издавать нормативно-правовые акты (далее – НПА) в пределах своей компетенции. Эти акты не могут менять или дополнять налоговое законодательство (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Однако 01.04.2020 был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ (далее - Закон), позволяющий Правительству РФ и высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ принимать в 2020 г. НПА, которые меняют (дополняют) налоговое законодательство в части регулирования отдельных вопросов. Закон издан для сглаживания неблагоприятных последствий для налогоплательщиков, вызванных угрозой эпидемии коронавируса и введением карантинных мер. Поэтому все предусмотренные Законом отступления от норм НК РФ улучшают положение налогоплательщиков.

Так, Правительство РФ вправе в 2020 г. издавать НПА, которые предусматривают в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) (п. 3 ст. 4 НК РФ в редакции принятого Госдумой РФ Закона):

  1. приостановление, отмену или перенос на более поздний срок любых мероприятий налогового контроля. Прежде всего, это налоговые проверки, проверки контролируемых сделок на предмет правильности применения трансфертных цен. На период приостановления или переноса мероприятий налогового контроля также приостанавливается течение сроков, предусмотренных НК РФ (например, сроки назначения (проведения) проверок);
  2. продление сроков уплаты любых налогов (авансовых платежей по налогам), включая спецрежимы, сборов, страховых взносов (налоговые каникулы);
  3. продление установленных региональными и местными властями сроков уплаты авансовых платежей по:
    • транспортному налогу;
    • налогу на имущество организаций;
    • земельному налогу;
  4. продление сроков представления в налоговые органы:
    • налоговых деклараций (расчетов);
    • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • иных документов (сведений);
  5. продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений об их взыскании;
  6. дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  7. основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Напомним, к таким способам относятся: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество, банковская гарантия (п. 1 ст. 72 НК РФ);

  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы:
    • налоговых деклараций (расчетов);
    • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • иных документов (сведений).
  • Заметим, что НК РФ не устанавливает ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая ответственность предусмотрена только ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поэтому Правительство РФ не вправе в соответствии с данными изменениями в ст. 4 НК РФ вводить основания и условия неприменения указанной ответственности.

    В настоящее время Правительство РФ готовит проект НПА, который предоставляет налогоплательщикам перечисленные послабления. Следите за новостями.

    В свою очередь, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ вправе в 2020 г. издавать НПА, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление (п. 4 ст. 4 НК РФ в редакции принятого Госдумой РФ Закона):

    1. сроков уплаты ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН;
    2. установленных региональными и местными властями сроков уплаты следующих региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам):
      • налог на имущество организаций;
      • налог на игорный бизнес;
      • транспортный налог.
      • земельный налог;
      • налог на имущество физических лиц;
      • торговый сбор.

    Это право предоставляется регионам, если указанные сроки:

    • не продлены Правительством РФ;
    • продлены Правительством РФ, но субъект РФ хочет продлить их еще больше.

    Сроки уплаты перечисленных налогов могут быть продлены как для всех, так и для отдельных категорий налогоплательщиков (в зависимости от основного вида экономической деятельности налогоплательщика, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП, иных реестров ФНС России, а также данных налоговой и бухгалтерской отчетности). Если налоговые льготы (продление сроков уплаты налогов) касается отдельных категорий налогоплательщиков, для определения которых используются иные критерии, власти региона должны представить в соответствующее региональное Управление ФНС России перечни ИНН этих налогоплательщиков).

    В Москве соответствующий НПА уже принят.

    Смотрите также

    Не пропускайте последние новости - подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
    • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
    • ваш e-mail не передается третьим лицам;

    Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.
    В зависимости от юридической силы актов, содержащих пра­вовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.
    Акты федеральных органов подразделяются на Законы Россий­ской Федерации и подзаконные федеральные акты.
    Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридиче­ скую силу, прямое действие и применяется на всей террито­ рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
    б) Акты Федерального Собрания РФ:
    %/ федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федера­ции и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституци­онный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Прези­дентом РФ и обнародованию;
    федеральные законы. Федеральные законы принимаются Госу­дарственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рас­смотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в те­чение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обна­родованию;
    акты Федерального Собрания (декларации, положения, поста­новления и др.).

    Подзаконные федеральные акты:
    • указы, распоряжения Президента РФ; • •постановления, распоряжения Правительства РФ;
    нормативное акты министерств и других центральных органов;
    приказы, постановления, инструкции иных федеральных орга­нов исполнительной власти.

    Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
    Законы субъектов РФ:
    конституции, уставы субъектов федерации;
    законы субъектов федерации.

    Подзаконные акты субъектов РФ:
    указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
    постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
    нормативные акты министерств субъектов РФ;
    приказы, постановления иных органов субъектов РФ.

    Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на терри­тории края, области, города, района, сельской местности.
    Виды актов местного самоуправления:
    распоряжения;
    решения.,

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если между­народным договором РФ установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
    Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финан­сового права, принято определять как финансовое законодатель­ство.

    Финансовое законодательство РФ составляют:
    Конституция РФ;
    Указ Президента РФ "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000 № 1476);
    Налоговый кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.2003 № 104-ФЗ) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 № 163-ФЗ);

    Гражданский кодекс РФ - часть первая от 30.10.94 № 51-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 15-ФЗ), часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ (11.11.2003 № 138-ФЗ), часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ;
    Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2002 № 135-ФЗ):
    Федеральный закон "О защите прав и законных интересов ин­весторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 № 176-ФЗ);
    Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 2.9.07.98 № 136-ФЗ;
    Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федера­ции" от 11.01.95 № 4-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);
    Указ Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08.12.92 № 1556;
    Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 № 196-ФЗ);
    Федеральный закон "О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 № 194-ФЗ);
    Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Россий­ской Федерации" от 18.10.91 № 1759-1 (в ред. ФЗ от 24.12.2002 № 176-ФЗ);
    Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке Рос­сии)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 191-ФЗ);
    Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и ва­лютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1 (в ред. ФЗ от 07.07.2003 № 116-ФЗ);
    Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);
    и другие нормативно-правовые акты.

    Правительство РФ будет формироваться по обновленной схеме - граждане через парламент получат больше возможностей влиять на выбор кандидатов в министры. Кроме того, у кабмина появятся новые полномочия - в первую очередь в социальной сфере. Таковы основные новеллы Федерального конституционного закона о правительстве.
    За то, чтобы изменить нормы Основного Закона (в том числе и в части работы кабмина), граждане проголосовали в ходе общероссийского плебисцита. 4 июля обновленная Конституция вступила в действие, а в сентябре стартовал процесс изменения российского законодательства. Новая редакция закона о правительстве была предложена президентом в первом "пакете" законопроектов во исполнение поправок в Конституцию.

    Во время работы над проектом было принято решение готовить новый закон, а не вносить сотни поправок в действующий "старый" документ (он был принят еще в 1997 году), рассказал в интервью "РГ" председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников (он же - официальный представитель президента, сопредседатель рабочей группы по поправкам в Конституцию). Ведь изменения были предложены кардинальные - и не только в отношении самого кабмина, но и в сфере компетенций депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.

    Именно с усилением роли парламентариев в процессе формирования правительства и связаны, пожалуй, ключевые новые нормы. Кандидатуры в кабмин - то есть на посты премьер-министра, вице-премьеров и федеральных министров - будут утверждаться в Госдуме. Народным избранникам дается неделя на их рассмотрение. Исключение - кандидатуры руководителей силовых министерств и МИД - по ним будут проходить консультации в Совфеде. Согласно обновленному порядку, президент будет вносить в верхнюю палату представление о кандидатуре главы ведомства, а сенаторы в течение недели проинформируют его в письменной форме о результатах рассмотрения.

    Отметим, что ранее депутаты лишь давали согласие президенту на назначение премьер-министра, а его заместителей и министров глава государства определял сам. Теперь Госдума утверждает кандидатуру главы правительства, а затем и кандидатов на министерские посты.

    Кандидаты на должности министров будут выступать перед парламентариями и отвечать на их вопросы. Свою компетентность им придется подтвердить и в профильных комитетах, и во фракциях, и, конечно, на пленарном заседании. "Мы узнаем, так сказать, на подступах, кто будет кандидатом на пост федерального министра. И выиграет от этого не кто-то конкретно - президент, Госдума или Совет Федерации. Выигрывает общество, - подчеркнул Павел Крашенинников. - Можно будет понять, что это за человек, какая у него платформа, какая программа".

    Официальный представитель главы государства по поправкам также обратил внимание на то, что правительство, а также отдельные министры отчитываются перед парламентом о результатах своей деятельности. И это, по его словам, логично и важно для системы власти, что именно парламентарии будут участвовать в назначении членов кабмина.

    Роль верхней палаты в формировании правительства также меняется. "Совет Федерации получил новое, очень ответственное дополнительное полномочие, - заявила, комментируя новый закон, председатель СФ Валентина Матвиенко. - Очень важно, что президент поддержал это и подчеркнул, что обсуждение кандидатур руководителей органов безопасности - ФСБ, внешней разведки, минобороны, Росгвардии, МВД, МИД - будет проходить публично".

    По аналогии с депутатами не только сенаторы, но и граждане будут видеть, какие кандидатуры министров силового блока предлагаются. В верхней палате зададут им те "вопросы, которые волнуют общество", заверила Матвиенко. Говоря о новых полномочиях обеих палат в целом, она оценила это как "очень серьезный шаг к демократизации нашей государственно-политической системы".

    В целом обновленная процедура задает "правильный вектор развития системы государственного управления, усиливает влияние парламента и влияние избирателей через парламент на исполнительную власть и на кадровый состав правительства", считает глава Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству, сопредседатель профильной рабочей группы, член Попечительского совета АЮР Андрей Клишас.

    В новом законе также решено было прописать "страховочные" нормы на случай рисков возникновения политического кризиса в стране. Теперь, если депутаты трижды отклонят кандидата в премьер-министры, то президент сам назначит председателя правительства и будет вправе распустить Госдуму. А если столько же раз отклоняются кандидатуры вице-премьеров и министров, то глава государства сможет назначить тех, кого ему представит премьер - без утверждения парламентом.

    "Мы знаем, какие коллизии возникают в случае конфликта парламента с исполнительной властью, - напомнил прошлое Павел Крашенинников. - Если, скажем, подолгу не утверждаются члены кабинета министров, что грозит коллапсом не только в политике, но в экономике с соответствующими последствиями". В новом механизме, по его словам, учтены "подводные камни" и предусмотрены меры, которые не позволят остановить работу исполнительной власти в случае такого кризиса во власти.

    В этом смысле важна еще одна усовершенствованная норма. По-новому прописан порядок отставки кабмина: после ухода с должности премьер-министра члены правительства не должны автоматически уходить со своих постов.

    По следам обновления Конституции для членов кабмина вводится также ряд ограничений, направленных в первую очередь на защиту суверенитета страны и на противодействие коррупции. В правительство, согласно новому закону, сможет войти только гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории другой страны. Ему и его семье запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные и ценности в банках за рубежом, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Нельзя также заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, получать подарки, вознаграждения, пользоваться оплаченными за него услугами.

    Как пояснила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, новый закон "означает переход правительства к методам так называемого распределенного управления". "Мы видим некий социальный блокчейн, когда все звенья системы публичной власти делаются максимально открытыми и прозрачными, - считает юрист, являющаяся одним из сопредседателей "конституционной" рабочей группы. - Это исключает нелегитимное вмешательство в управленческий процесс, и при этом все звенья публичной системы связываются воедино".

    В новом законе, кроме того, закреплены обновленные полномочия правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, а также в сфере здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества. Так, кабмин будет гарантировать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не менее прожиточного минимума в целом по стране, а также индексацию пособий и выплат. В том числе - индексацию пенсий не реже одного раза в год.

    "Важная сфера - защита семьи, материнства, отцовства и детства, защита брака как союза мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей в семье, предполагающего понимание ими обязанности заботиться о родителях", - рассказал Павел Крашенинников. А, к примеру, в области здравоохранения правительство отвечает за создание системы доступной и качественной медицинской помощи, условий для ведения здорового образа жизни.

    По словам парламентария, закрепление новых полномочий кабмина позволит повысить уровень правового регулирования этих и других ключевых вопросов. "Как видно, планка устанавливается очень высокая, думаю, по-другому нельзя", - заметил он.

    от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ

    О Правительстве Российской Федерации

    (В редакции Федеральных конституционных законов Российской Федерации от 31.12.1997 г. №3-ФКЗ, 19.06.2004 г. №4-ФКЗ, 03.11.2004 г. №6-ФКЗ, 01.06.2005 г. №4-ФКЗ, 30.01.2007 г. №1-ФКЗ, 02.03.2007 г. №3-ФКЗ, 25.12.2008 г. №5-ФКЗ, 30.12.2008 г. №8-ФКЗ, 29.01.2010 г. №1-ФКЗ, 22.07.2010 г. №4-ФКЗ, 28.12.2010 г. №8-ФКЗ, 03.12.2012 г. №4-ФКЗ, 07.05.2013 г. №2-ФКЗ, 07.05.2013 г. №3-ФКЗ, 12.03.2014 г. №5-ФКЗ, 23.05.2015 г. №4-ФКЗ, 14.12.2015 г. №6-ФКЗ, 03.07.2016 г. №6-ФКЗ, 03.07.2016 г. №8-ФКЗ, 28.12.2016 г. №12-ФКЗ)

    Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года

    Одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Статья 2. Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

    Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

    Статья 4. Деятельность Правительства Российской Федерации по организации исполнения законов и иных правовых актов

    Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

    Глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования

    Статья 6. Состав Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

    В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

    Статья 7. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации и освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации

    Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

    Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

    по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

    в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

    Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.

    Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

    Статья 8. Исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации

    В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

    В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

    Статья 9. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

    Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Основная характеристика — это коллегиальный орган, который считается главным среди всех органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. Чтобы урегулировать отношения, возникающие между правительством РФ, был принят Федеральный конституционный закон №2 «О правительстве Российской Федерации».

    Общие сведения

    Федеральный конституционный закон №2 «О правительстве Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года, а одобрен Советом Федерации в мае того же года. Последние изменения в ФКЗ 2 вносились 28 декабря 2016 года.

    Краткое содержание ФКЗ 2:

    • Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
    • Описывает состав правительства и процесс его формирования;
    • Перечисляет полномочия государственного руководства перед Российской Федерацией;
    • Описывает деятельность;
    • Перечисляет взаимоотношения гос органа и Федерального Собрания;
    • Перечисляет взаимоотношения между Правительством и органом судебной власти;
    • Перечисляет взаимоотношения между гос структурой и органом Государственной Власти;
    • Финансовая составляющая правительства РФ;
    • Заключительные положения настоящего Федерального конституционного закона.

    Федеральный закон о конституционном суде в РФ смотрите здесь:

    Деятельность гос структуры базируется на Конституции РФ, и иных нормативных и правовых актах Российской Федерации.

    Ознакомьтесь с ФЗ о референдуме в РФ здесь:

    Последние изменения, внесенные в 2 ФКЗ

    Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

    В частности, изменения претерпели следующие статьи:

    Ст 11

    В статье 11 говорится о действиях, которые запрещается осуществлять Правительству. Одним из требований является следующее: правительство не вправе открывать счета и иметь вклады, хранить наличные, которые находятся за рубежом. Также запрещено пользоваться или владеть финансовыми инструментами.

    Ниже описаны основные статьи ФКЗ 2, в которые не было внесено изменений:

    Ст 3

    В статье 3 описываются принципы по организации деятельности Правительства РФ. Основные принципы, которыми руководствуется высший орган исполнительной власти — Конституция РФ. Дополнительные принципы:

    • Федерализм;
    • Народовластие;
    • Разделение ответственности;
    • Гласность;
    • Обеспечение свобод и прав гражданина и человека.

    Ст 4

    В статье 4 описывается работа Правительства в сфере исполнения общепринятого законодательства. Оно организует исполнение всех положений Конституции РФ в пределах своих полномочий. Сюда входят положения нормативных и правовых актов, указов Президента РФ, международных договоров. Члены правительства периодически осуществляют контроль за исполнениями субъектов РФ соответствующих законов. В случае обнаружения нарушений принимают конкретные меры по устранению допущенных нарушений на основе законодательства.

    Ст 5

    В статье 5 описывается, кто принимает участие в Правительстве РФ. Оно состоит из:

    • Членов правительства;
    • Председателя;
    • Заместителей председателя.

    Также следует отметить, что в соответствии с нормативными актами, изданными Президентом, председатели и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей президента в конкретных территориальных органах.

    Ст 10

    В статье 10 описывается период, в течение которого должна быть предоставлена информация о расходах, доходах и имуществе членов Правительства Российской Федерации, супругов, а также несовершеннолетних детей.

    Председатель гос органа обязан ежегодно не позднее 1 апреля предоставлять информацию о своих доходах, а также о доходах супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы передают подобную информацию Президенту Российской Федерации, затем она может быть опубликована.

    Член Правительства РФ обязан предоставить:

    • Информацию о своих расходах, а также информацию о расходах супруги, включая несовершеннолетних детей. Речь идет о сделках, которые касаются покупки недвижимого имущества, транспорта, акций, ценных бумаг и тому подобное;
    • Информацию об источниках, которые служат формированию доходов по сделкам, типы которых были перечислены в пункте выше.

    Президент может выдать приказ о проверке доходов за последние три года, предшествующих крупной сделке и выяснить законность формирования подобной прибыли.

    Ст 11

    Помимо внесенных изменений в статью 11, которая описывается выше, членам Правительства РФ запрещено:

    • Становиться участниками Совета Федерации, депутатами Гос. Думы, законодательных органов исполнительной и государственной власти;
    • Работать на других должностях в органах гос. власти и органах местного самоуправления. Однако здесь есть исключения, которые могут быть прописаны в конституции или федеральных законах. Также замещать должность член Правительства может по указу Президента РФ;
    • Работать в другой сфере деятельности, кроме научной, преподавательской или творческой. Но даже в этом случае подобные направления не могут быть обеспечены за счет денежных средств из-за рубежа;
    • Выступать в качестве доверенного лица или представлять интересы третьих лиц в органах государственной власти;
    • Получать денежные средства за выступления или публикации будучи членом гос структуры;
    • Принимать звания без решения президента, включающие награды и другие знаки отличия;
    • Получать подарки, ссуды, денежное и другое вознаграждение, не предусмотренное законодательством;
    • Ездить в служебные командировки за пределы РФ за счет юридических и физических лиц.

    Как уже говорилось выше, Правительство Российской Федерации — это высший орган исполнительной власти, который помогает президенту управлять страной. Свою работу правительство осуществляет, базируясь на положения Конституции РФ, других ФКЗ, ФЗ и нормативных актов президента РФ.

    Чтобы скачать Федеральный конституционный закон в последней редакции, следует перейти по ссылке.

    Читайте также: