Способы уплаты налога существуют

Опубликовано: 24.04.2024

Необходимым условием существования современного демократического государства и реализации им публичных функций являются налоги. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью изъятия средств на государственные нужды – управление, оборону, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культуру и т.д. Только государство обладает прерогативой на принятие норм, определяющих состав и величину налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. Устанавливая налоги, государство тем самым распространяет свой фискальный суверенитет на любые доходы или имущество частных лиц, полученные на его территории или находящееся на ней.

Государственная политика в области налогообложения позволяет посредством варьирования тех или иных элементов налогообложения и установления льгот регулировать социально-экономические процессы, происходящие в стране. С помощью налогов государство косвенно влияет на развитие отдельных отраслей народного хозяйства, уровень потребления, перераспределение доходов населения, динамику рождаемости и т.д. При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе государственного управления.

Налог – это установленная законом форма отчуждения определенной доли собственности физических и юридических лиц, основанная на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, в целях финансового обеспечения функций государства. Невыполнение обязанности по уплате налога, выраженной в денежной форме, влечет причинение материального ущерба государству, вследствие чего оно вправе применять меры принудительного характера по отношению к налогоплательщикам.

Особым видом фискальных платежей являются сборы и пошлины. Их основным отличием от налогов в общем случае является возмездность платежа, то есть государство в обмен на уплату пошлины или сбора предоставляет плательщику определенные услуги либо право на совершение каких-либо действий. Сборы, как и налоги, носят обязательный характер, а пошлины взимаются только с лиц, которые обратились в соответствующие органы для получения необходимых им услуг.

доходы бюджета 2018

Налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, уплачиваемые в установленном законом порядке, составляют основу налоговой системы любой страны. Наряду с неналоговыми доходами и иными поступлениями они участвуют в пополнении государственной казны.

Основным документом, регламентирующим систему налогового права на территории Российской Федерации, является Налоговый Кодекс (НК РФ). Кроме того, налоговые отношения регулируют также федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

НК РФ состоит из двух частей. В первой части сформулированы нормы общего характера, касающиеся основ системы налогообложения в России. Здесь приводится состав налогов и сборов, обязательных к уплате на территории страны, рассматриваются основные понятия, принципы и институты налогового права, большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, видам налоговой ответственности и способам защиты прав налогоплательщиков.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 12 общих налогов и 5 специальных налоговых режимов. В отличие от общей системы налогообложения, действующей по умолчанию, переход на специальный налоговый режим осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.

Общие налоги дифференцируются по уровню администрирования на федеральные, региональные и местные налоги. Такая классификация налогов обусловлена разграничением компетенции между уровнями власти и наличием видов налогов, которые вправе вводить орган законодательной или представительной власти каждого уровня. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные может быть не связано с бюджетом, в который они зачисляются. Н-р, большая часть суммы налога на прибыль организаций, который относится к федеральным налогам, подлежит перечислению в бюджет субъекта РФ.

К федеральным налогам относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Региональные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В состав региональных налогов включены транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Местные налоги, как и региональные, устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К числу специальных налогов относятся единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенный налог (УСН), патент, а также действующий в экспериментальном режиме налог на профессиональный доход. Применять специальные режимы налогообложения могут не все налогоплательщики, а только те из них, кто осуществляет определенные виды деятельности и чьи финансово-экономические показатели удовлетворяют установленным критериям по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств, доле в уставном капитале и пр. При переходе на уплату специальных налогов налогоплательщики получают освобождение от уплаты таких общих налогов, как НДС и налоги на имущество (с некоторыми ограничениями), НДФЛ и налог на прибыль организаций. Все прочие налоги подлежат уплате в установленном порядке.

Как и общие налоги, специальные налоги могут быть классифицированы по уровню администрирования. Так, федеральными налогами являются такие специальные налоги, как УСН и ЕСХН, регулируемые на федеральном уровне. К числу региональных налогов относится патент.

Особое место среди специальных налоговых режимов занимает система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В рамках применения этой системы участники этих соглашений уплачивают только некоторые налоги и сборы. Уплата всех остальных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Участниками налоговых правоотношений в РФ являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы.

Лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность уплаты налога, признается налогоплательщиком. Налогоплательщиками могут быть как физические лица – собственно граждане и граждане, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица – организации.

Исключительно физические лица являются плательщиками НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Только организации платят налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Ряд налогов уплачивается и организациями, и физическими лицами – индивидуальными предпринимателями. Это НДС, акцизы, НДПИ, ЕСХН, УСН. Только индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату патента. Поскольку этой категории налогоплательщиков не разрешено заниматься игорным бизнесом, то, соответственно, только организации платят налог на игорный бизнес. Наконец, все вышеперечисленные участники гражданских правоотношений независимо от их статуса признаются плательщиками транспортного, земельного и водного налогов.

Большинство налогов уплачивается в бюджет самими налогоплательщиками. Однако существует несколько налогов, в отношении которых обязанности по их уплате в отдельных случаях возложены на налоговых агентов, – это НДС, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

В противоположность налогоплательщикам налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налоги не со своих доходов. Фактически налоговый агент выполняет роль посредника между государством и налогоплательщиком, исполняя обязанность последнего по уплате налога. Так, налоговый агент обязан удержать НДФЛ с заработной платы своих работников и перечислить его в государственную казну. Налоговым агентом признается организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов. Налоговым агентом удерживается и уплачивается в бюджет НДС при приобретении имущества у иностранной компании на территории РФ, аренде или покупке государственного и муниципального имущества, реализации конфискованного товара и в иных установленных НК РФ случаях.

Основной функциональной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Благодаря налоговому контролю налоговые органы обеспечивают пополнение той части доходов государственного бюджета, что формируется за счет налоговых поступлений. Поскольку от поступления налогов во многом зависит экономическая безопасность государства, оно наделило налоговую службу большими полномочиями и целым арсеналом средств наказания за нарушение налогового законодательства начиная со штрафных санкций и заканчивая полной приостановкой деятельности налогоплательщика.

На таможенные органы возложены обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через государственную границу РФ, к числу которых относятся НДС и акцизы, регулируемые налоговым законодательством, а также таможенная пошлина, вынесенная за рамки налогового законодательства. Несмотря на то, что таможенная пошлина по существу относится к группе косвенных налогов на товары, она находится в сфере таможенного законодательства РФ, поскольку имеет особый статус и рассматривается в большей степени не как налог, а как инструмент торговой политики государства.

Вторая часть НК РФ посвящена собственно налогам и сборам. Каждый налог определяется его привязкой к конкретному объекту обложения. Объектом налогообложения могут быть имущество, доходы или различного рода сделки – по реализации, передаче или обмену товаров и услуг, перемещению материальных ценностей через государственную границу и т.д. Большинству налогов соответствует не один, а несколько объектов налогообложения. Так, налог на прибыль имеет один объект обложения, а НДС – четыре. В зависимости от вида объекта налогообложения налоги подразделяются на имущественные, подоходные, ресурсные налоги и налоги на потребление.

Имущественные, подоходные и ресурсные налоги относятся к группе прямых налогов. Прямыми налогами облагаются непосредственно имущество и доходы. Прямые налоги взимаются в процессе аккумуляции материальных благ, включаются в стоимость товаров и услуг и уплачиваются как теми, кто получает доход от своего личного труда, так и собственниками капиталов или доходного имущества. Таким образом, при прямом налогообложении юридическим и фактическим плательщиком налога является одно и то же лицо.

Факт владения или распоряжения движимым и недвижимым имуществом в той или иной форме влечет за собой возникновение обязанностей по уплате ряда имущественных налогов – земельного, транспортного, налогов на имущество физических лиц и организаций. С помощью подоходных налогов в пользу государства изымается часть полученного или предполагаемого к получению дохода – это налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСХН, УСН, патент. Пограничное состояние между имущественными налогами и подоходными занимает налог на игорный бизнес – фактически это налог на вмененный доход с каждого имущественного объекта игрового бизнеса. Использование природных ресурсов, находящихся в публичной собственности, ведет к уплате ресурсных налогов – НДПИ и водного налога.

В отличие от прямых налогов налоги на потребление или, иначе, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. По существу они представляют собой надбавку к цене товара или услуги, которую оплачивает покупатель. Продавец же фактически выполняет функции сборщика налога и перечисляет в бюджет налог за счет выручки от реализации готового продукта. Таким образом, бремя уплаты косвенных налогов в действительности несет конечный потребитель товаров и услуг.

Классическим примером косвенного налога является налог на добавленную стоимость. НДС в цене товара фактически оплачивается покупателем, а ответственным за его уплату в бюджет, т.е. налогоплательщиком, является продавец. Получаемая им сумма НДС не является ни частью стоимости отгруженных товаров или услуг, ни доходом от их реализации. Следует отметить, что обложению НДС подлежит вся реализация, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок налогоплательщиком, так как сумма НДС в стоимости потребленных в процессе производства ресурсов, закупленных на стороне, уже уплачена в бюджет их поставщиком.

Вся совокупность объектов налогообложения, находящихся в пределах юрисдикции государства, составляет его налоговый потенциал. Производным от налогового потенциала является налоговая база, применительно к каждому налогу означающая стоимостную или физическую величину объекта налогообложения. Н-р, одним из объектов обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговой базой – мощность его двигателя в лошадиных силах. Совокупная налоговая база всегда меньше налогового потенциала страны за счет освобождения от обложения некоторых объектов налогообложения или применения установленных налоговых вычетов.

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы представляет собой налоговую ставку. Налоговая ставка непосредственно определяет долю собственности налогоплательщика, которую он, исходя из имеющегося у него объекта налогообложения, должен безвозмездно передать в пользу государства во исполнение установленной законом обязанности. В зависимости от того, выражена налоговая ставка в абсолютных или относительных показателях по отношению к налоговой базе, налоги делятся на налоги с твердыми ставками, налоги с адвалорными ставками и смешанные налоги, сочетающие твердые и адвалорные ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения налоговой базы (н-р, 300 руб. за 1000 м 3 забранной воды). Адвалорные ставки определены в процентах к налоговой базе, выраженной в стоимостных единицах измерения (н-р, 6% от дохода). В зависимости от влияния изменения налоговой базы на величину ставки среди адвалорных ставок выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения.

Пропорциональная ставка зафиксирована в процентах по отношению к любой налоговой базе. С ростом налоговой базы соответствующим образом меняется и сумма налога. Пропорциональное налогообложение характерно для таких налогов, как НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, УСН, земельный налог и т.д. Ставки прогрессивных налогов увеличиваются с ростом налоговой базы и уменьшаются при ее понижении. Чем больше налоговая база, тем выше ставка налога, и наоборот. Примером прогрессивного налогообложения может служить обсуждаемая в обществе, но пока признанная Правительством РФ нецелесообразной, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ (для доходов до 5 млн.руб. – ставка 13%, от 5 до 50 млн.руб. – 18%, от 50 до 500 млн.руб. – 23%, свыше 500 млн.руб. – 28%). Регрессивный налог – полная противоположность прогрессивного налога. Частично регрессивный характер носил отмененный с 2010 года единый социальный налог (ЕСН). Чем больше был доход, который налогоплательщик выплачивал физическим лицам или получал сам, тем меньше был размер налоговой ставки.

Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка относятся к основным элементам юридической конструкции налога. Помимо них, элементами налогообложения являются налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налоговый период указывает, за какой временной промежуток рассчитывается налог, порядок исчисления налога – как рассчитывается налог, порядок и сроки уплаты налога – куда и когда уплачивается налог.

Если определены все указанные выше элементы налога и налогоплательщик, налог считается установленным.

Уплата налогов государству является самой главной повинностью граждан и организаций. Вместе с тем для этих лиц существуют и другие обязанности, связанные с налогами, в частности, по ведению налогового учета и представлению налоговой отчетности.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Общие положения

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Cледственные органы.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Налоговая декларация и налоговый контроль

Взаимозависимые лица и международные группы компаний

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


    Собрали в одной статье все самое важное об общей системе налогообложения: будет полезно и тем, кто уже на нее перешел, и тем, кто только планирует переход.

    Краткая справка

    Если условия упрощенных режимов нет возможности выполнить (и у вас отсутствует регистрация на территории Сколково) — то остается только традиционка.

    При любой ошибке или промахе налоговая с удовольствием переводит на ОСНО, пересчитав налоги задним числом. А у иностранных представительств даже выбора нет.

    Как перейти? Основная система — это налогообложение, которое устанавливается по умолчанию.

    Обязательные налоговые платежи

    Налог на прибыль по общим правилам составляет 20% для организаций и 13% с доходов для предпринимателей. К новым льготникам относятся IT-предприятия, им разрешили платить не более 3%. Причем в региональный бюджет уходит целых 0%.

    Полный перечень льготников можно найти в ст. 284–284.6 НК РФ.

    Остальные организации отправляют в федеральный бюджет 17% и 3% в региональный. Предприниматели полностью на все 13% финансируют бюджет по месту прописки.

    Размер налога на добавленную стоимость зависит от вида деятельности и продаваемого товара, он варьируется от 0 до 20%.

    Налог на имущество у организаций доходит до 2,2%, у предпринимателей до 2%.

    Лимиты

    Любой налогоплательщик может попросить освобождение от уплаты НДС. Для этого выручка, очищенная от НДС, за последние 3 месяца не должна превысить 2 млн руб., а в числе продукции не должны присутствовать акцизные товары.

    Налоговая база

    Простыми словами можно сказать, что это разница между доходами и расходами. Но это формула состоит из нескольких частей.

    Отдельно рассчитывается прибыль от реализации, к ней прибавляется внереализационная и вычитаются убытки, подлежащие переносу.

    Совмещение

    Организации были бы рады, если можно было совмещать с каким-либо спецрежимом, но такой возможности в НК не предусмотрено.

    Предприниматели могут скрестить ОСН с ПСН, т.е. купить патент на отличный от традиционного вид деятельности.

    А если ООО работает на общей системе налогообложения, может ли ее обособленное подразделение применять упрощенку «доходы минус расходы»?

    Невозможно, если головная организация находится на общей системе налогообложения.

    Декларации

    Обязательное предоставление декларации по прибыли нарастающим итогом — каждый квартал до 28 числа.

    Декларацию по НДС надо сдавать до 25 числа ежеквартально.

    Это самое интересное. От подтверждения расходов и разъяснения доходов зависит годовое значение прибыли. При получении убытков налог на прибыль не начисляется.

    Доходы могут принимать как денежную, так и натуральную форму. Бухгалтеры должны отдельно учитывать доходы от реализации и внереализационные. В ст. 251 есть закрытый список доходов, которые не могут повлиять на налог с прибыли.

    От того, какую стратегию организация выбрала в учетной политике, будет зависеть финансовый результат в моменте.

    Налогоплательщик имеет право отрегулировать метод признания доходов и расходов.

    Метод начисления позволяет доходы считать на день перехода права собственности при реализации имущества (кроме объектов недвижимости) или дату передачи результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также имущественных прав.

    Кассовым методом считают доходы в день поступления денег или иного имущества.

    Правила признания внереализационных доходов установлены в п. 4 ст. 271 НК РФ.

    С расходами ещё сложнее и строже. Они должны выполнять сразу три условия:

    • быть экономически обоснованы;
    • связаны с полученным доходом;
    • документально доказаны.

    Несмотря на то, что в кодексе нет четкого списка подтверждающих документов, за любое нарушение оформления подобной первички налоговый инспектор откажет в уменьшении доходов.

    Нужно четко понимать, на что вы тратите деньги:

    • не уменьшают прибыль расходы из ст. 270 кодекса;
    • в нереализационные можно списать, но в определенном размере (ст. 265 НК РФ);
    • непосредственно для производство товаров, работ и услуг вы используете прямые и косвенные расходы. Прямые расходы идут в расчет одновременно с реализацией товара, а косвенные единовременно списываются в текущем периоде.

    Уплата налога на прибыль

    Количество авансовых платежей зависит от размеров бизнеса.

    1. Налогоплательщики из п.2 ст.286 НК РФ платят ежемесячные платежи до 28 числа, для этого они должны были достигнуть миллионной выручки без НДС в месяц.
    2. Поквартально обязаны платить налогоплательщики из пункта 3 статьи 286 НК РФ.
    3. Годовой платеж платят все не позднее 28 марта.

    Как уменьшить налог на прибыль при ОСНО?

    Налог зависит от налоговой базы, на нее влияют полученные доходы и понесенные расходы. Спасительной таблетки не существует, но есть несколько законных способов:

    • найти неучтенные расходы, например, на обучение сотрудников, форменную одежду, услуги маркетолога, амортизация основных средств, уплата государственных пошлин и т. д.;
    • пересмотреть учетную политику;
    • приобрести основные средства в лизинг;
    • обнаружить убытки прошлых лет;
    • использовать льготы по налогу на прибыль.


    Д ля начала скажем несколько слов о наиболее популярном способе обеспечения – начислении пеней. Они уплачиваются независимо от применения других обеспечительных мер и ответственности. Получается, что к налогоплательщику могут (но не обязаны!) применить одновременно две обеспечительные меры: обязательные пени, а в качестве «бонуса» – любую другую меру из нашего ТОПа.

    Многие ошибочно считают, что пени – это мера налоговой ответственности. На самом в НК РФ единственная мера ответственности – это штраф (п. 2 ст. 114 НК РФ), который назначается независимо от применения обеспечительных мер. А начислением пеней инспекция компенсирует потери бюджета от несвоевременной уплаты налога и одновременно стимулирует компанию к уплате недоимки в кратчайшие сроки. Именно поэтому пеня является способом обеспечить исполнение налоговой обязанности. На это высшие судебные органы обращали внимание еще в прошлом веке (п. 18 постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Такой подход применяется и в более свежей судебной практике (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2018 № Ф08-8888/2018 по делу № А32-21822/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2018 № Ф04-1730/2018 по делу № А27-19151/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2017 № Ф07-6773/2017 по делу № А56-66126/2016).

    Альтернатива № 1. Заморозка счета

    Это, несомненно, самый популярный способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей после начисления пеней. Заморозка означает приостановление операций по счетам и переводов электронных денег.

    Решение о приостановлении операций (переводов) принимает руководитель (или замруководителя) налоговой инспекции. Оно может быть принято в нескольких случаях:

    1. После вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ). Это решение, в свою очередь, принимается после того, как истек срок, установленный в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). А требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 20 дней с даты вступления в силу решения по проверке (ст. 70 НК РФ). Дальше можно было бы долго рассказывать о порядке и сроках вступления в силу решения по проверке. Но и без этого ясно: заморозка счетов и операций едва ли может оказаться для компании неожиданной. Ну а после заморозки налоговики направят в банк решение о принудительном взыскании, и тот спишет долг со счета компании.

    Смотрите также статью «Что делать, если компания получила требование об уплате налога» журнала № 1′ 2017

    Операции (переводы) приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налоговиков. Правда, из этого правила есть одно исключение: заморозка не действует на платежи, которые стоят в очередности списания выше, чем налоги. Это, например, платежи в возмещение вреда жизни или здоровью, алименты, выходные пособия, зарплата и др. (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

    2. При просрочке сдачи декларации или расчета более чем на 10 рабочих дней (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). В этом случае, в отличие от предыдущего, заморозка может прилететь, как снег на голову. Впрочем, разморозить счет или переводы будет очень просто: достаточно сдать декларацию или расчет, и уже через пару дней все ограничения будут сняты (подп. 1 п. 3.1 и п. 4 ст. 76 НК РФ). Однако это не освободит фирму от штрафа за просрочку сдачи отчетности. Если все налоги на основании этой декларации (расчета) уплачены вовремя, то штраф составит 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

    3. Если компания не обеспечит получение от инспекции документов в электронной форме (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Заморозка вводится в течение 10 рабочих дней после того, как налоговики установят этот факт. Напомним, что электронный документооборот с инспекцией должны обеспечить компании со среднесписочной численностью больше 100 человек (для электронной отчетности по страховым взносам лимит составляет 25 человек), а также фирмы, сдающие декларации по НДС.

    Чтобы снять заморозку, достаточно подключиться к электронному документообороту через специализированную организацию.

    4. Если компания не передала налоговикам квитанцию, подтверждающую прием требования о представлении документов (пояснений) или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Операции (переводы) приостанавливаются в течение 10 рабочих дней с даты истечения шестидневного срока, установленного для передачи квитанции.

    Для разморозки нужно либо выслать квитанцию, либо исполнить то, что хотят налоговики: представить документы (информацию) или явиться к ним.

    Копия решения о приостановлении операций (переводов) передается компании любым способом, позволяющим зафиксировать дату получения (например, под расписку). На это у инспекции есть один день с даты принятия решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

    Альтернатива № 2. Арест имущества

    Этот способ обеспечения менее популярен, чем заморозка счета. Он был распространен несколько лет, но сейчас применяется уже не так часто. Хотя прецеденты случаются (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 18.02.2019 № Ф09-9342/18 по делу № А60-2382/2018, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.2017 № Ф03-2533/2017 по делу № А37-205/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.11.2016 № Ф04-5313/2016 по делу № А27-25775/2015). Поэтому вероятность того, что имущество компании попадет под арест, все же есть.

    По сути, арест имущества – это крайняя мера, которую инспекция может использовать для взыскания долгов с компании. Чтобы применить ее, налоговики должны (ст. 77 НК РФ):

    • предварительно вынести решение о взыскании налога, пеней, штрафа;
    • иметь основания полагать, что компания скроет свое имущество;
    • получить санкцию прокурора (см. приказ Генпрокуратуры России от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов»);
    • располагать информацией о недостаточности денег на счетах компании (или об отсутствии таких счетов).

    Как видно, для ареста имущества должно быть соблюдено сразу несколько формальных требований. Возможно, именно поэтому налоговики редко используют этот способ обеспечения. Тем более что для ареста инспекторам нужно выехать «на местность», ознакомить компанию с решением об аресте, пригласить понятых, составить протокол об аресте и опись имущества, определить место хранения арестованных вещей.

    В дальнейшем, если недоимка не будет погашена, арестованное имущество могут передать судебным приставам (в рамках исполнения решения инспекции о взыскании задолженности за счет имущества организации). И тогда оно имеет все шансы уйти с молотка.

    Смотрите также статью «Залог успеха, или Успешное применение залога» журнала № 3′ 2013

    Альтернатива № 3. Залог

    В отличие от предыдущих способов обеспечения, этот (как и последующие, о которых речь пойдет ниже) применяется не по инициативе налоговой инспекции, а в добровольном порядке. Сразу возникает вопрос: зачем это нужно компании? Затем, чтобы налоговики не применили только что описанные способы обеспечения: не заморозили счет, не арестовали имущество.

    Кстати, если в качестве обеспечения уже применены заморозка счета или арест имущества, то по просьбе компании налоговики могут (но не обязаны!) заменить их на залог, в т.ч. другого имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ). Таким имуществом может быть, например, недвижимость или акции, обращающиеся на рынке.

    Залог оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, которым может быть как сам налогоплательщик, так и кто-то другой (п. 2 ст. 77 НК РФ). Для заключения договора налогоплательщику и залогодателю нужно одновременно обратиться с заявлениями в региональное управление налоговой службы. Форма такого заявления не утверждена, но за образец можно взять документы, используемые при изменении сроков уплаты налогов (приложения 8 и 9 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@)). Разумеется, к заявлению нужно приложить документы на закладываемое имущество: выписку из ЕГРН, свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства, договор купли-продажи, акт оценки имущества и др.

    В дальнейшем к отношениям между залогодержателем и залогодателем будут применяться стандартные положения ГК РФ о залоге (п. 7 ст. 73 ГК РФ).

    Альтернатива № 4. Поручительство

    Это еще один способ добровольного обеспечения, которым налоговики могут (но не обязаны!) заменить уже принятые меры принудительного обеспечения (п. 11 ст. 101 НК РФ). Оформляется он договором (по правилам гражданского законодательства) между налоговиками и поручителем (п. 2 ст. 74 НК РФ). В соответствии с ним поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

    Форма договора утверждена приказом ФНС России от 06.03.2019 № ММВ-7-3/120@. Для его оформления налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменными заявлениями (приложения 8 и 9 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@)) в налоговый орган.

    Поручитель, который исполнит взятые на себя обязательства по договору, получит право требовать от налогоплательщика вернуть уплаченную сумму с процентами, а также возместить убытки (п. 4 ст. 74 НК РФ).

    Альтернатива № 5. Банковская гарантия

    Этот способ обеспечения очень похож на предыдущий. Только вместо поручителя уплатить недоимку, пени и штраф обязуется банк (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ). Но, казалось бы, небольшое отличие играет очень важную роль. Когда к организации уже применены обеспечительные меры, и она хочет заменить их на залог или поручительство, то налоговики могут не пойти навстречу. Если же фирма предоставит банковскую гарантию, они уже не смогут отказать в замене (п. 12 ст. 101 НК РФ). Главное, чтобы банк, выдавший гарантию, был включен в специальный перечень, который размещен на сайте Минфина России 1 (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). На данный момент в этот перечень включено более двух сотен банков.

    Разумеется, за выдачу гарантии банк потребует комиссию. Обычно она составляет несколько процентов от суммы, указанной в гарантии.

    В дальнейшем, если компания не сможет погасить налоговые долги, за нее это сделает банк. Потом он предъявит налогоплательщику регрессное требование о возмещении своих убытков.

    Заключение

    В заключение обобщим все способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) и представим их в виде схемы.

    Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

    В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

    Прямые налоги – исторически первые

    Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

    В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

    Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

    Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

    Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

    Свойства прямых налогов

    Прямым налогам присущи:

    • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
    • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
    • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
    • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
    • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
    • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
    • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

    Виды прямых налогов

    1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
      • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
      • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
    2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
      • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
      • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
    3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
      • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
      • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
      • уплаты как теми, так и другими.

    Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

    Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

    Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

    Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

    Свойства косвенных налогов

    Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

    • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
    • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
    • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
    • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
    • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

    Виды косвенных налогов

    1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
    2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

    Не подлежат обложению НДС:

    • некоторые медицинские товары и услуги;
    • сдача в аренду помещений иностранцам;
    • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
    • услуги архивов;
    • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
    • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
    • ритуальные услуги;
    • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Читайте также: