Списание налогов при ликвидации

Опубликовано: 16.05.2024

эксперт журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

Несмотря на то что погашение обязательных платежей в процессе добровольной ликвидации регулируется теми же нормами, что и удовлетворение требований иных кредиторов, существует ряд вопросов, которые прояснить следует отдельно. Могут ли налоговые органы взыскивать в бесспорном порядке долги, налагать арест на расчетный счет, отказывать в завершении ликвидации недоимщику? Постараемся дать ответы на эти вопросы в статье.

Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей

В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .

Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ текущиерасходы приоритетны по отношению к очередным платежам. Внутри текущих расходов текущие налоговые платежи гасятся в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве, то есть в последнюю, четвертую очередь. В данном случае, поскольку ст. 64 ГК РФ не устанавливает очередность погашения текущих расходов, применяется аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», в частности, указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 №Ф09-7990/10-С4.

Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 №03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .

Как же погашаются налоговые обязательства ликвидируемой организации, если денежных средств на это не хватает? В этом случае организация ликвидируется не в добровольном порядке, а по упрощенной процедуре банкротства, описанной в гл. 11 Закона о банкротстве. Далее недоимка по налогам (пеням, штрафам) признается налоговым органом безнадежной к взысканию в связи с недостаточностью имущества организации на основании ст. 59 НК РФ и списывается в установленном порядке [4] .

Налоговая служба – обычный кредитор?

В целом бюджет как кредитор не имеет каких-то преимуществ во время ликвидации налогоплательщика. Это же подтверждает обзор арбитражной практики, в которой одной из сторон является ликвидируемая организация, а другой – налоговый орган. Проиллюстрируем ситуацию несколькими примерами.

Недействительность ликвидационного баланса

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 №7075/11,представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, нужно квалифицировать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

ФАС ВСО в Постановлении от 05.08.2011 №А33-18667/2010 рассмотрел следующий случай. Общество приняло решение о добровольной ликвидации, налоговая служба в ходе проверки доначислила штрафы и предложила обществу их уплатить. Однако общество не погасило штрафы, утвердило ликвидационный баланс и представило в регистрирующий орган (налоговую службу) пакет документов для государственной регистрации ликвидации. Налоговая служба отказала в регистрации ликвидации по причине недостоверности ликвидационного баланса. Напомним, что заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 [5] содержит специальную запись, подтверждаемую подписью ликвидатора: «Расчеты с кредиторами завершены». Общество подало в суд на незаконные действия налоговой службы как регистратора. Суд поддержал позицию налоговиков по следующим основаниям:

– требования направлялись налогоплательщику после начала процедуры добровольной ликвидации данного юридического лица и утверждения ликвидатора;

– на момент составления промежуточного ликвидационного баланса общество извещалось об обнаружении налоговым органом фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;

– доказательств представления обществом в налоговый орган возражений не представлено;

– обществом не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате штрафа до составления ликвидационного баланса, то есть задолженность имелась на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса. [6]

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 №ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 №А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Не признанные ликвидатором налоговые требования взыскиваются в судебном порядке

В Постановлении ФАС ЦО от 28.01.2009 №А23-1737/08А-14-83 суд указал, что налоговая служба не может требовать включения заявленных ею требований, если с ними не согласна ликвидационная комиссия. В данном случае налоговая служба наряду с другими кредиторами должна действовать в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ. Указанная норма закона прямо предусматривает способ защиты интересов кредитора, которому отказано в удовлетворении его требования (предъявление иска в суд), а также способ удовлетворения его требований в случае их обоснованности (за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица). [7]

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 №СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 №ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 №А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 №03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 №А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 №А55-7518/06, от 18.12.2007 №А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 №03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО №А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме №03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 №А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. [8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 №А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом №212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 №А19-14698/2012).Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 №А76-12541/2011.

Правомерны ли обеспечительные меры?

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ налоговый орган вправе для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа приостанавливать операции по счетам в банке налогоплательщиков. Является ли процесс добровольной ликвидации защитой от данной обеспечительной меры? На первый взгляд, да: раз действующее налоговое и гражданское законодательство не предусматривает возможности бесспорного списания средств со счета налогоплательщика в период ликвидации без соблюдения условий, установленных ст. 49 НК РФ, ст. 64 ГК РФ, то и обеспечение исполнения обязанности по уплате налога в виде приостановления операций по счетам в период ликвидации налогоплательщика противоречит налоговому и гражданскому законодательству (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 №18АП-8114/2012 [10] , ФАС ПО от 31.07.2012 №А57-23213/2011, от 02.02.2011 №А65-7933/2010, от 21.12.2010 №А65-5800/2010 и №А65-5799/2010).

Однако в постановлениях АС ЗСО от 13.08.2014 №А67-6056/2013, №А67-6065/2013, №А67-6062/2013 суд счел иначе. Позиция его основывалась на том, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения кото рых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов ( ст. 76 НК РФ ). Более того, суд уточнил, что даже в период нахождения юридического лица в процедуре банкротства, которая, как и добровольная ликвидация, является одним из видов ликвидации юридического лица, влекущим его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ), допускается реализация налоговым органом прав, предусмотренных ст. 76 НК РФ.

Что можно посоветовать ликвидируемым организациям при наличии приостановления операций по расчетному счету? Для того чтобы не было препятствий в осуществлении расходов, связанных с продолжением функционирования организации и в работе ликвидационной комиссии, рекомендуется делать специальную пометку в отношении текущих расходов. Указание в платежном поручении «текущий платеж (расход)» позволит банку проводить операции вне очереди на основании ст. 64 ГК РФ. По крайней мере, так советовал поступать суд в упомянутом ранее Постановлении ФАС УО №Ф09-7990/10-С4.

Заключение

[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», №18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 №А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 №ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 №ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

Дебиторская задолженность — от сомнительной до безнадежной

Ситуация знакомая многим организациям: товар отгружен, оплата за товар своевременно не получена, период просрочки оплаты продолжает нарастать. Организации, признающие доходы и расходы по методу начисления, т.е. на дату отгрузки, уже признали в отчетности финансовый результат, исчислили и уплатили в бюджет налог на прибыль по этой сделке.

Уменьшить налоговую базу можно одним из способов:

  • формирование резерва по сомнительным долгам
  • прямым списанием безнадежных долгов непосредственно в убытки без создания резерва

Сомнительным долгом признается задолженность перед налогоплательщиком, связанная с реализацией товаров, работ, услуг, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, гарантией. Все остальные виды просроченной задолженности в формировании резерва не участвуют. Сомнительный долг в дальнейшем будет погашен должником (полностью или частично) или превратится в безнадежную задолженность.

Налогоплательщик, принявший решение о формировании резерва под сомнительные долги прописывает в своей учетной политике правила формирования резерва. Они не должны противоречить общим нормам по созданию резерва, предусмотренным статьей 266 НК РФ. Суммы отчислений в этот резерв включаются во внереализационные расходы на последнее число отчетного (налогового) периода.

Для организаций, выбравший способ резервирования по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, производится за счет суммы созданного резерва. Если созданного резерва налогоплательщику не достаточно, разница (убыток) относится непосредственно на внереализационные расходы. Те налогоплательщики, которые не резервируют сомнительные долги, имеют возможность уменьшить свои налоговые обязательства не раньше момента, когда долг будет признан безнадежным.

Например, под просроченный аванс, уплаченный поставщику резерв формировать неправомерно.

Безнадежными долгами могут быть признаны любые задолженности, в том числе авансы и предоплаты. Как разъясняет разъясняет Минфин РФ в письме от от 25.04.2018 г. № 03-03-06/2/28038любая безнадежная задолженность, признанная таковой по основаниям пункта 2 статьи 266 НК РФ, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списывается с баланса за счет указанного резерва.

Признаки безнадежной задолженности

Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль можно в случае, если безнадежная задолженность возникла по одному из обстоятельств, перечисленных в п.2 ст.266НК РФ:

  • Истек срок исковой давности. При определении срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства (ст. 196 ГК);
  • Обязательство прекращено на основании акта государственного органа. То есть когда в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично (ст. 417 ГК РФ);
  • Обязательство прекращено невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст.416 ГК РФ);
  • Ликвидация организации. Речь идет о долгах, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ). При этом долги, нереальные ко взысканию, списываются в составе внереализационных расходов с даты исключения налогоплательщика-должника из ЕГРЮЛ.
  • Банкротство гражданина. Согласно п. 6 ст. 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, признанного банкротом, считаются погашенными.
  • Возврат судебным приставом взыскателю долга исполнительного документа в случаях когда:
  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Судебная практика против списания безнадежных долгов взаимозависимых лиц в уменьшение налога на прибыль, усматривая в этом отсутствие экономической обоснованности.

По списанию займов, выданных взаимозависимым лицам, смотрите Постановление АС ВВО от 10.01.2018 N Ф01-5206/2017 по делу N А79-9660/201. В отношении перевода долга взаимозависимого лица совершенного в отсутствие деловой цели и недоказанной невозможности взыскания долга с поручителя, смотрите Постановление АС УО от 13.12.2017 N Ф09-7245/17 по делу N А50-6592/2017.

Как оформить документы по списанию

Судебная практика говорит, что наличие у налогоплательщика приказа руководителя, изданного на основании проведенной инвентаризации, не может быть достаточным основанием для отнесения безнадежного долга в состав внереализационных расходов.

Пример: Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил, что для подтверждения обоснованности включения дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов недостаточно только карточек счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», актов инвентаризации и приказов руководителя о списании безнадежных долгов. Необходимы также первичные документы, подтверждающие образование и наличие дебиторской задолженности (Постановление АС СЗО от 09.12.2016 по делу N А21-8523/2015).

В каждом случае списания безнадежного долга будут свои специфические документы, исходя из ситуации. Главный принцип — документы должны подтверждать наступление обстоятельств, по которым НК РФ разрешает относить долги к безнадежным (п. 2 ст. 266 НК РФ), а также размер суммы долга, дату его образования.

Примерный перечень документов для списания безнадежного долга в бухгалтерском и налоговом учете:

  • акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
  • письменное обоснование списания долга;
  • приказ (распоряжение) руководителя организации о списании долга;
  • договор, в котором указана дата срока платежа;
  • накладные, акты приемки оказанных услуг;
  • документы, подтверждающие платежи (платежные поручения, выписки, ордера и т.п.)
  • постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,
  • судебные решения, решения органов государственной власти;
  • выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации организации-должника.

В письме от 27.04.2017 N 03-03-06/1/25384 Минфин России разъяснил: согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, и, следовательно, после прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по своим обязательствам до истечения срока исковой давности. Документом, подтверждающим безнадежную задолженность, может быть постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и о возвращении организации исполнительного документа.

О периоде списания безнадежного долга

При методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Специальная дата списания безнадежной задолженности для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в НК РФ не установлена. Из всего перечня дат признания расходов (убытков), перечисленных в ст. 272 НК РФ наиболее приемлемой можно считать последний день отчетного или налогового периода, в котором задолженность признана безнадежной (пп.3 п.7 ст. 272 НК РФ).

Минфин РФ разъясняет: датой признания задолженности безнадежной будет дата составления соответствующего документа, дата внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации, дата составления акта государственного органа, дата постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Если в отношении Вашего должника открыто конкурсное производство, то учитывайте следующее. В силу статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

На этом основании, Минфин РФ делает вывод: после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, кредитор вправе признать сумму дебиторской задолженности безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина России от 18.03.2019 N 03-03-06/1/17813).

Как поступить организации, если по каким либо причинам безнадежный долг не был списан в расходы своевременно? Минфин рекомендует внести изменения в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций того отчетного (налогового) периода, в котором возникла безнадежная задолженность. Это нужно сделать в момент, когда он получит все необходимые документы, подтверждающие, что такая задолженность может быть признана безнадежной в соответствии с положениями статьи 266 НК РФ (см. письмо Минфина РФ от 06.04.2016 N 03-03-06/2/19410).

Судебная практика признает право налогоплательщика не исправлять ошибку в декларации прошлого периода, а отразить безнадежный долг в более позднем периоде, если это явилось результатом допущенной налогоплательщиком ошибки в учете и эта ошибка привела к переплате налога на прибыль в прошлых периодах (смотрите Определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 19.01.2018 N 305-КГ17-14988, ВС РФ от 04.12.2017 N 305-КГ17-14988 по делу N А41-17865/2016).

Пример: срок исковой давности по долгу истек в 2019 году, но по ошибке организация своевременно не отразила в отчетности это обстоятельство и не уменьшила налоговую базу 2019 года на сумму долга. Ошибка выявилась в 2020 году. При этом за 2019 год налог на прибыль оказался завышен в результате занижения внереализационных расходов, т.к. не был учтен безнадежный долг.

На основании п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Таким образом, налогоплательщик вправе на сумму безнадежного долга уменьшить налоговую базу 2020 года.

Однако в указанном случае следует обратить внимание на Определение ВС РФ ОТ 16.04.2018 N 310-КГ18-2850 ПО ДЕЛУ N А08-1050/2017. В указанном Определении Верховный суд пришел к выводу, что по долгам ликвидированных контрагентов дебиторская задолженности подлежит включению в состав внереализационных расходов именно в том налоговом периоде, когда должник исключен из ЕГРЮЛ в связи с признанием его банкротом.

Как отразить в отчетности

В бухгалтерской отчетности расходы по списанию дебиторской задолженности отражают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах (приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

В декларации по налогу на прибыль суммы безнадежных долгов отражаются по строке 302 «Суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва», а также в общей сумме по строке 300 «Убытки, приравниваемые к внереализационным расходам — всего» Приложения N 2 к листу 02 декларации. Далее эти суммы переносятся в строку 40 листа 02 декларации (Приказ ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@).

Расходы на отчисления в резерв сомнительных долгов отражаются в общей по строке 200 «Внереализационные расходы — всего». Ошибки прошлых лет, обнаруженные в текущем периоде, отражаются в декларации за текущий период. Корректировка налоговой базы при перерасчете налоговой базы и суммы налога за период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, отражается по строке 400 Приложения 2 к листу 02 с расшифровкой по годам в строках 401 — 403 Приложения 2 к листу 02 декларации.

Автор: Ермошина Е.Л., эксперт журнала

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регулируется ст. 49 НК РФ, а при ее реорганизации – ст. 50 НК РФ.

В Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, устанавливающие сроки подачи налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности реорганизуемой или ликвидируемой организации, что на практике порождает вопросы со стороны налогоплательщиков.

Каковы порядок и сроки подачи налоговых декларация при ликвидации и реорганизации налогоплательщика? Расскажем в данной статье.

Кто исполняет обязанности по уплате налогов при ликвидации (реорганизации) налогоплательщика?

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Согласно этой статье правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается:

при слиянии нескольких юридических лиц – возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (п. 4);

при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу – присоединившее его юридическое лицо (п. 5);

при разделении – юридические лица, возникшие в результате такого разделения (п. 6);

при преобразовании одного юридического лица в другое – вновь возникшее юридическое лицо (п. 9).

Согласно п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. В ряде случаев, предусмотренных этими пунктами, по решению суда вновь возникшие (выделившиеся) юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Как налогоплательщикам определить последний налоговый период?

Понятие налогового периода, определения первого и последнего налоговых периодов даны в ст. 55 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налоговый период – календарный год.

Календарный год является налоговым периодом для следующих налогов:

налог на прибыль (ст. 285 НК РФ);

налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (ст. 333.53 НК РФ);

«упрощенный» налог (ст. 346.19 НК РФ);

транспортный налог (ст. 360 НК РФ);

налог на имущество организаций (ст. 379 НК РФ);

земельный налог (ст. 393 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца календарного года

Период с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в течение календарного года

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена до конца календарного года, следующего за годом создания

Налоговый период – квартал.

Квартал является налоговым периодом для следующих налогов:

водный налог (ст. 333.11 НК РФ);

ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 55 НК РФ[1]:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца квартала

Период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном квартале

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация

Налоговый период – месяц.

Месяц является налоговым периодом для следующих налогов:

налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается месяц, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.4 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца месяца

Период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном календарном месяце

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Как определить последний налоговый период налоговым агентам по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам?

В целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных п. 3.5 ст. 55 НК РФ.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для нее является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Кто и за какой период представляет налоговые декларации при реорганизации юридического лица?

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно позиции контролирующих органов (см. письма Минфина России от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7849, от 25.09.2012 № 03-02-07/1-229, от 13.09.2012 № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/011630@) налоговые декларации представляются за последний налоговый период:

реорганизованным юридическим лицом;

организацией-правопреемником, если они не были представлены реорганизованным юрлицом в налоговые органы до снятия его с учета в установленном порядке.

В какие сроки должны быть представлены декларации за последний налоговый период при ликвидации или реорганизации юридического лица?

Отметим, что Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности ликвидируемыми (реорганизуемыми) юрлицами или правопреемниками реорганизуемых юрлиц.

Недавно налоговая служба выпустила Письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@ по вопросу представления налоговой отчетности и уплаты налогов (страховых взносов) в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Полагаем, что рекомендации, изложенные в письме, подойдут и для иных случаев реорганизации, а также ликвидации организации.

Обратите внимание:

По мнению ФНС, налоговые декларации должны быть представлены в налоговый орган, а налог уплачен не позднее установленных НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период – не позднее 28 марта года, следующего за годом реорганизации (п. 4 ст. 289 НК РФ). Если 28-е число приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то последним днем представления декларации является следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, если организация была реорганизована 5 сентября 2019 года, то декларация за последний налоговый период (с 1 января по 5 сентября 2019 года) должна быть представлена не позднее 30 марта 2020 года[2].

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период должна быть представлена правопреемником за реорганизованное лицо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

В пункте 3 ст. 398 НК РФ говорится, что декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 фев-
раля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Срок уплаты налога для организаций устанавливается законами субъектов РФ и не может быть установлен ранее срока представления декларации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

В связи с тем, что налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ), декларацию по НДС налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 5 ст. 174 НК РФ).

Каков порядок заполнения декларации правопреемником при реорганизации юридического лица?

С учетом норм ст. 50 НК РФ об исполнении обязанности по уплате налогов реорганизованного лица его правопреемником, а также о неизменности сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемник обязан представить налоговую отчетность при ликвидации и произвести соответствующую уплату налогов в случае, если реорганизованное лицо этого не сделало.

Составление налоговых деклараций организацией-правопреемником (в том числе указание в титульном листе ИНН и КПП, кода места представления декларации) регулируется порядком заполнения декларации по тому или иному налогу:

Порядок заполнения декларации

Пункт порядка заполнения

Реквизиты приказа ФНС, утвердившего

соответствующий порядок заполнения

По налогу на прибыль

От 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@

По налогу на имущество организаций

От 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@

По земельному налогу

От 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@

По транспортному налогу

От 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@

По налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО

От 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@

От 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@

Декларация по тому или иному налогу за реорганизованное лицо заполняется правопреемником в общем порядке, особенности нужно учесть только при заполнении титульного листа, в котором указываются:

по реквизиту «ИНН» и «КПП» – ИНН и КПП правопреемника, который подает декларацию (эти же ИНН и КПП отражаются и на остальных страницах декларации);

по реквизиту «Налоговый (отчетный) период (код)» – код 50 (последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации), при представлении декларации по НДС – код налогового периода 51, 54, 55 или 56 (I, II, III, IV кварталы соответственно при реорганизации (ликвидации) организации);

по реквизиту «Представляется в налоговый орган (код)» – код налогового органа, в котором правопреемник состоит на учете;

по реквизиту «Организация/обособленное подразделение» – название реорганизованного лица;

по реквизиту «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» – код в зависимости от формы реорганизации, например 1 – преобразование, 2 – слияние, 3 – разделение, 5 – присоединение, 6 – разделение с одновременным присоединением.

Заполняется реквизит «ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)».

Различия будут только при заполнении реквизита «По месту нахождения (учета) (код)»:

в декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС будет указываться код 215 (по месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком) или 216 (по месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком);

в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО – код 215;

в декларации по земельному налогу – код 216 или 270 (по месту нахождения земельного участка (доли земельного участка);

в декларации по налогу на имущество – код 215, 216 или 281 (по месту нахождения объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога));

  • в декларации по транспортному налогу – код 216 или 260 (по месту нахождения транспортных средств).
  • Обратите внимание:

    В соответствующих разделах всех вышеперечисленных деклараций указывается код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого состояло на учете в качестве налогоплательщика реорганизованное лицо.

    Кто и в каком порядке уплачивает страховые взносы и сдает расчеты при реорганизации юрлица?

    Уплата страховых взносов до завершения процедуры реорганизации.

    Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ страховые взносы уплачиваются в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Статьей 45 НК РФ установлено, что плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно.

    В связи с этим реорганизуемое лицо может уплатить страховые взносы ранее установленного срока, до момента государственной регистрации прекращения деятельности путем реорганизации.

    В соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении юрлица путем реорганизации последним налоговым периодом для него является период времени с 1 января календарного года, в котором оно прекращено, до дня государственной регистрации прекращения.

    Налоговый кодекс не содержит норм, устанавливающих иные сроки уплаты страховых взносов и представления в налоговые органы расчетов по страховым взносам за последний расчетный период при реорганизации плательщика страховых взносов.

    Уплата страховых взносов правопреемником реорганизованного лица.

    Обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (п. 1, пп. 1 п. 11 ст. 50 НК РФ).

    Таким образом, вновь возникшее лицо является правопреемником в части уплаты страховых взносов за те расчетные (отчетные) периоды, обязанность по уплате страховых взносов за которые не исполнена реорганизованным лицом до завершения реорганизации. При этом реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов его правопреемником.

    Плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации (п. 7 ст. 431 НК РФ).

    В случае непредставления реорганизованным лицом расчета по страховым взносам за последний расчетный (отчетный) период своей деятельности представить указанный расчет за него обязан правопреемник в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в течение которого произведена реорганизация.

    В соответствии с п. 2.22 Порядка заполнения расчета по страховым взносам[3] в титульном листе указываются:

    по реквизиту «ИНН» и «КПП» – ИНН и КПП правопреемника;

    по реквизиту «Расчетный (отчетный) период (код)» – код 51, 52, 53 или 90 (I квартал, полугодие, девять месяцев, год соответственно при реорганизации (ликвидации) организации);

    по реквизиту «По месту нахождения (учета) (код)» – код 217 (по месту учета преемника российской организации);

    по реквизиту «Наименование организации» – наименование реорганизованного лица;

    по реквизиту «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» – код в зависимости от формы реорганизации, например 1 – преобразование, 2 – слияние, 3 – разделение, 5 – присоединение, 6 – разделение с одновременным присоединением, 7 – выделение с одновременным присоединением;

    по реквизиту «ИНН/КПП реорганизованной организации» отражаются соответственно ИНН и КПП реорганизованной организации.

    В разделе 1 расчетов указывается код ОКТМО муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого находилось реорганизованное лицо.

    [1] Правила, предусмотренные п. 3.2 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении ЕНВД.

    [2] 28 марта 2020 года – это суббота, срок переносится на ближайший рабочий день –
    30 марта 2020 года.

    [3] Утвержден Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

    Если среди активов ликвидируемой компании есть недвижимость или другое дорогостоящее имущество, то участникам ООО важно решить, как они будут принимать эти объекты в собственность.

    Рассмотрим, как собственники компании могут забрать ее активы с минимальными проблемами и наименьшей налоговой нагрузкой.

    Обычная купля-продажа

    Компания может продать свое имущество кому угодно, в том числе и одному из участников. Здесь, конечно, есть соблазн занизить цену, чтобы уменьшить, как налоги компании, так и затраты самого собственника.

    Но если участник владеет более, чем 25% уставного капитала (УК), то он и компания признаются взаимозависимыми лицами (ст. 105.1 НК РФ). В этом случае налоговики могут оспорить цену сделки и пересчитать налоги компании, исходя из рыночной цены продаваемого объекта (п. 2 ст. 40 НК РФ).

    Если компания работает на общей налоговой системе (ОСНО), то при продаже объекта основных средств базу по налогу на прибыль можно уменьшить на его остаточную стоимость. Но НДС придется в любом случае заплатить со всей суммы сделки.

    Налоговая нагрузка существенно снизится, если организация работает на УСН. Если компания уже «свернула» свои обороты накануне ликвидации, то можно специально перейти на «упрощенку» перед продажей активов.

    Однако здесь надо учитывать два момента:

    1. Перейти на УСН можно только с начала года. Поэтому, если учредители задумались о передаче имущества, например, в 1 квартале, то продажу объекта и последующую ликвидацию компании придется отложить на год. А это не всегда удобно, возможно, что собственникам необходимо быстрее получить объект и воспользоваться им для других целей.
    1. При переходе с ОСНО на УСН нужно восстановить НДС по основным средствам пропорционально остаточной стоимости (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

    Кроме того, если у компании есть существенные долги, то кредиторы затем могут оспорить в суде продажу крупных активов участникам, произведенную накануне ликвидации.

    Следовательно, передача имущества компании учредителям через куплю-продажу будет выгодна при следующих условиях:

    1. Организация работает на УСН или может перейти на этот режим.
    2. Доля в УК участника, покупающего имущество, составляет менее 25%.
    3. Финансовое положение компании не вызывает опасений.

    Выход участника

    Участник может выйти из ООО, при этом общество должно выдать ему действительную стоимость доли (ДСД). Это часть чистых активов компании, которая соответствует доле участника в уставном капитале. Выплату ДСД можно провести как деньгами, так и имуществом.

    Если компания использует ОСНО, то она должна в этом случае начислить НДС на разницу между рыночной стоимостью передаваемого имущества и первоначальным взносом участника в УК (письмо Минфина от 17.04.2012 № 03-07-11/112).

    Если же организация работает на УСН или ЕСХН, то объекта для обложения НДС не возникнет.

    Так как выплата производится в виде имущества, то компания не может удержать НДФЛ. Поэтому учредитель должен сам подать декларацию и заплатить этот налог. Физическое лицо в этом случае может уменьшить облагаемую базу на свои документально подтвержденные расходы по вложениям в УК компании (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, письмо Минфина от 24.04.2020 № 03-04-05/33258).

    Если выходящий из общества участник непрерывно владел долей в УК более 5 лет, то платить НДФЛ не нужно (п. 17.2 ст. 217 НК РФ).

    Таким образом, передача имущества при выходе участника выгодна в следующих ситуациях:

    1. Компания использует УСН или ЕСХН.
    2. Если организация работает на ОСНО, то рыночная стоимость передаваемого имущества должна ненамного превышать затраты участника на покупку доли.
    3. Участник непрерывно владел долей более 5 лет.

    Получение имущества после ликвидации ООО

    Вариант с выходом участника можно применять, только если в обществе двое или более совладельцев. Единственный участник не имеет права выйти из общества. Поэтому для него, кроме купли-продажи, остается только один способ — получение имущества после ликвидации компании.

    При выборе этого варианта нужно внимательно изучить финансовое положение ликвидируемой организации, в первую очередь — кредиторскую задолженность. Если долги равны активам или превышают их, то все имущество в процессе ликвидации разделят между собой кредиторы, а собственнику ничего не останется.

    Но если проблем с долгами нет, то единственный учредитель компании может получить ее имущество после закрытия бизнеса. НДФЛ в этом случае придется заплатить так же, как и при выходе из общества — с разницы между рыночной ценой объекта и затратами на вложения в УК компании.

    Льготы по п. 17.2 ст. 217 НК РФ, связанной с пятилетним владением, в данном случае не будет, так как она относится только к продаже доли в действующем бизнесе.

    Вариант с ликвидацией целесообразно применять, если:

    1. В обществе единственный участник и он счел невыгодным передавать объект через куплю-продажу.
    2. Компания работает на ОСНО и рыночная стоимость объекта существенно превышает вложения участника. Если имущество передается после ликвидации, но НДС не возникнет, так как компании уже не будет.

    Вывод

    Владельцы бизнеса могут получить активы своей компании через куплю-продажу, при выходе из общества или после ликвидации.

    Выбор конкретного варианта зависит от применяемого налогового режима, характеристик объекта, финансового положения организации и структуры уставного капитала.

    ООО (ЕНВД, есть разрешение на УСН 6%, но сделок по УСН не было, сдавались нулевые отчеты). В уставном капитале находится основное средство (помещение кафе) стоимостью 10 млн руб. Уставный капитал был сформирован долями (по 1/3) собственников — физических лиц данного помещения при образовании ООО в 2008 г. В связи с убыточностью предприятия принято решение прекратить деятельность по оказанию услуг общественного питания (ЕНВД) и продать данное помещение, закрыть ООО. Балансовая стоимость сейчас (без амортизации) – 9 млн руб. При продаже данного помещения ниже стоимости в уставном капитале (допустим, за 8 млн руб.) обязаны ли мы платить налог при УСН со стоимости продажи?

    Расчеты с учредителями после погашения всех долгов будут производиться согласно их долям от оставшейся суммы. Понятно, что оставшаяся сумма в денежном эквиваленте будет меньше суммы оцененной стоимости помещения при внесении в уставный капитал. Должны ли мы начислить НДФЛ на данные выплаты?

    Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлен п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

    При этом реализация основных средств не включена в вышеуказанный перечень видов деятельности.

    Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению данным налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

    Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

    Таким образом, операции по реализации основных средств не подлежат налогообложению в рамках ЕНВД.

    Поскольку Вы применяете упрощенную систему налогообложения, то доходы от реализации основных средств должны учитываться в соответствии с главой 26.2 НК РФ в рамках УСН.

    При этом не важно, что у Вас не было деятельности по УСН.

    Раз такая деятельность появилась, ее результаты должны учитываться в рамках УСН.

    Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

    В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).

    Следовательно, стоимость основного средства, внесенного участниками в уставный капитал, в составе доходов не учитывалась.

    При реализации основного средства в составе доходов учитывается выручка от реализации.

    При этом датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

    При применении объекта налогообложения «доходы» организация на УСН не учитывает никакие расходы.

    П. 1 ст. 105.3 НК РФ установлено, что цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

    Поэтому любая цена продажи в Вашем случае будет признана рыночной.

    Если Вы продадите помещение за 8 млн рублей, то Вы обязаны будете уплатить налог при УСН в сумме 480 000 рублей.

    В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона № 14-ФЗ и устава общества.

    Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

    Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.

    Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

    Порядок распределения имущества ликвидируемого общества между его участниками установлен ст. 58 Закона № 14-ФЗ.

    Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

    – в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

    – во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

    Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

    Порядок определения налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов, полученных физическими лицами — участниками ликвидируемых организаций, положениями главы 23 НК РФ прямо не установлен.

    В то же время положениями ст. 41 НК РФ предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

    При ликвидации ООО у участников общества может возникать доход в виде выплат в денежной форме распределенной, но невыплаченной ранее части прибыли, а также доход в натуральной форме в виде распределяемого имущества ООО, который подлежит налогообложению на общих основаниях в соответствии со ст. 211 НК РФ.

    По мнению Минфина РФ, указанный доход подлежит налогообложению с полной суммы дохода.

    П.п. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ установлено, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этих имущественных прав.

    Минфин утверждает, что поскольку доходы, полученные налогоплательщиком при ликвидации ООО, не являются доходами от продажи доли (ее части) в уставном капитале организации, указанные положения НК РФ на такие доходы не распространяются (письма от 08.11.2011 г. № 03-04-06/3-301, от 06.09.2010 г. № 03-04-06/2-204, от 27.01.2010 г. № 03-11-11/19, от 09.10.2006 г. № 03-05-01-04/291).

    Однако ФНС РФ не согласилась с Минфином и в письме от 27.01.2010 г. № 3-5-04/70@ разъяснила, что доход, полученный налогоплательщиком от ликвидируемого ООО в виде недвижимого имущества, является доходом налогоплательщика, подлежащим налогообложению НДФЛ.

    При этом сумма подлежащего налогообложению дохода определяется исходя из рыночной стоимости имущества за минусом расходов на приобретение долей в уставном капитале ООО.

    То есть для целей налогообложения НДФЛ при получении участником ликвидируемого общества имущества учитывается разница между рыночной стоимостью имущества и стоимостью вклада участника общества.

    Минфин также сообщает, что согласно п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, то есть исходя из уровня рыночных цен.

    Однако финансовое ведомство настаивает, что сумма подлежащего налогообложению дохода, полученного налогоплательщиком при ликвидации общества, определяется исходя из рыночной стоимости переданного ему имущества (письмо от 08.09.2011 г. № 03-04-05/4-647).

    При этом ликвидируемое ООО исполняет обязанности налогового агента, предусмотренные положениями п. 1 ст. 226 НК РФ.

    Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.

    Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

    Таким образом, доходы налогоплательщика, полученные в результате ликвидации ООО, из-под действия ст. 226 НК РФ не исключаются.

    Следовательно, при получении налогоплательщиком такого дохода ликвидируемое ООО, являющееся источником его выплаты, признается налоговым агентом и обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.

    В письме от 27.01.2010 г. № 3-5-04/70@ ФНС РФ сообщила, что в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет об этом факте налоговый орган по месту своего учета.

    Уплата налога производится на основании налогового уведомления в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 228 НК РФ.

    Привлечение физических лиц к декларированию доходов в таком случае не производится.

    В письме от 26.09.2012 г. № 03-04-06/4-291 Минфин РФ вновь подтвердил, что налогообложение распределяемого имущества (в том числе денежных средств) ликвидируемого общества производится в общем порядке.

    При этом доход, подлежащий налогообложению, определяется исходя из стоимости полученного при ликвидации имущества.

    Уменьшение указанного дохода на сумму взноса в уставный капитал главой 23 НК РФ не предусмотрено.

    Читайте также: