Специальные налоговые режимы лекция 2020

Опубликовано: 17.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова Славяна Юрьевна, Большова Лилия Алексеевна, Шипеев Яков Георгиевич

В статье рассматриваются некоторые вопросы применения специальных налоговых режимов и их роль в налогообложении субъектов малого предпринимательства. Авторами отмечается, что при создании условий для свободы предпринимательства и конкуренции следует постоянно улучшать налоговый климат путем создания комфортных условий для развития бизнеса, особенно в условиях экономических кризисов, которые отрицательно влияют на финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства. Для реализации указанной задачи действует эффективный и многообещающий налоговый механизм в виде специальных налоговых режимов , которые позволяют стимулировать развитие бизнеса посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций налогов. Исследование привело к выводу о необходимости выработки законодательством таких налоговых механизмов, при которых, с одной стороны, бизнес будет эффективно функционировать в новых экономических условиях, с другой - произойдет рост налоговых доходов за счет поступлений от специальных налоговых режимов . По нашему мнению, это должно достигаться не увеличением налоговой нагрузки , а созданием благоприятного поля для развития предпринимательства в России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурова Славяна Юрьевна, Большова Лилия Алексеевна, Шипеев Яков Георгиевич

SPECIAL TAX REGIMES IN THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses some issues of applying special tax regimes and their role in the taxation of small businesses . The authors note that when creating conditions for freedom of entrepreneurship and competition, the tax climate should be constantly improved by creating comfortable conditions for business development, especially in conditions of economic crises that negatively affect the financial and economic activities of small businesses. To achieve this goal, there is an effective and promising tax mechanism in the form of special tax regimes that can stimulate the development of small and mediumsized businesses through the implementation of regulatory and incentive functions of taxes. The study led to the conclusion that it is necessary to develop such tax mechanisms by legislation, in which, on the one hand, business will function effectively in the new economic conditions, and on the other - there will be an increase in tax revenues due to revenues from special tax regimes . In our opinion, this should be achieved not by increasing the tax burden , but by creating a favorable field for the development of entrepreneurship in Russia.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 3(41)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Ю. Гурова, Л.А. Большова, Я.Г. Шипеев

В статье рассматриваются некоторые вопросы применения специальных налоговых режимов и их роль в налогообложении субъектов малого предпринимательства. Авторами отмечается, что при создании условий для свободы предпринимательства и конкуренции следует постоянно улучшать налоговый климат путем создания комфортных условий для развития бизнеса, особенно в условиях экономических кризисов, которые отрицательно влияют на финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства. Для реализации указанной задачи действует эффективный и многообещающий налоговый механизм в виде специальных налоговых режимов, которые позволяют стимулировать развитие бизнеса посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций налогов.

Исследование привело к выводу о необходимости выработки законодательством таких налоговых механизмов, при которых, с одной стороны, бизнес будет эффективно функционировать в новых экономических условиях, с другой - произойдет рост налоговых доходов за счет поступлений от специальных налоговых режимов. По нашему мнению, это должно достигаться не увеличением налоговой нагрузки, а созданием благоприятного поля для развития предпринимательства в России.

Ключевые слова: специальные налоговые режимы; свобода предпринимательства; налогоплательщики; налогообложение малого бизнеса; спецрежимщики; налоговая нагрузка.

S.Yu. Gurova, L.A. Bolshova, Y.G. Shipeev. SPECIAL TAX REGIMES IN THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses some issues of applying special tax regimes and their role in the taxation of small businesses. The authors note that when creating conditions for freedom of entrepreneurship and competition, the tax climate should be constantly improved by creating comfortable conditions for business development, especially in conditions of economic crises that negatively affect the financial and economic activities of small businesses. To achieve this goal, there is an effective and promising tax mechanism in the form of special tax regimes that can stimulate the development of small and medium-sized businesses through the implementation of regulatory and incentive functions of taxes.

The study led to the conclusion that it is necessary to develop such tax mechanisms by legislation, in which, on the one hand, business will function effectively in the new economic conditions, and on the other - there will be an increase in tax revenues due to revenues from special tax regimes. In our opinion, this should be achieved not by increasing the tax burden, but by creating a favorable field for the development of entrepreneurship in Russia.

Keywords: special tax regimes; freedom of entrepreneurship; taxpayers; taxation of small businesses; special tax regimes; tax burden.

Важным направлением экономической политики любого государства является создание условий для развития предпринимательской деятельности, поддержка механизмов ее саморегулирования, повышение статуса и значимости предпринимательства в государстве и обществе. Решение данной задачи в Российской Федерации осуществляется через эффективный налоговый механизм в виде специальных режимов налогообложения.

В налоговой системе Российской Федерации действуют шесть специальных налоговых режимов: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей,

упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (с 1 января 2021 г. прекращает свое действие), патентная система налогообложения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента введен с 1 января 2019 г.).

Важной задачей для налогоплательщика является выбор подходящего его бизнесу налогового режима, если только он не закреплен законодательно по тем или иным видам деятельности. Исследования показывают, что применяемая

система налогообложения в значительной степени определяет конечный результат предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, а соответственно, его благополучие. В связи с этим дальнейшее изучение теоретических и практических основ специальных налоговых режимов является весьма актуальным.

Специальные режимы налогообложения могут рассматриваться с двух точек зрения:

- как организационно-правовая категория, объективно описывающая процедуру управления налоговыми отношениями;

- как особый механизм налогового регулирования.

Специальные налоговые режимы призваны обеспечить эффективность стимулирующей функции налогообложения малого бизнеса. Режимы отличаются от льгот и вычетов по налогам своей долговременностью (действуют весь период применения), универсальностью, территориальной привязкой. Специальные налоговые режимы являются наиболее привлекательными для хозяйствующих субъектов, так как призваны облегчить функционирование субъектов малого предпринимательства. Они же упрощают порядок и учет налогообложения.

Специальные налоговые режимы характеризуются рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму, и механизм его расчета. Согласно действующему законодательству организации малого бизнеса могут работать как по традиционной системе налогообложения, так и применять специальные налоговые режимы.

Уточним, что доходы от специальных налоговых режимов поступают как в региональный, так и в местный бюджеты [4]. В последние годы законодатели активно занимаются реформированием системы налогообложения в части специальных налоговых режимов. От того, насколько эффективными будут налоги и, в частности, налоговые режимы, зависит экономическая ситуация, сложившаяся в стране на данном этапе.

Вместе с тем, несмотря на усилия государства в области обеспечения эффективного функционирования специальных налоговых режимов, механизм их функционирования продолжает оставаться несовершенным и охватывает небольшую часть бизнеса. По данным Росстата, доля поступлений от специальных налоговых режимов в консолидированный бюджет Российской Федерации составляет лишь 2,6 % [7].

Рассмотрим показатели применения основных специальных налоговых режимов на материалах УФНС России по Чувашской Республике [6].

В табл. 1 приведены показатели по специальному налоговому режиму в виде упрощенной системы налогообложения. Судя по данным таблицы, наблюдается положительная динамика роста доходов в течение всего исследуемого периода. При этом темп роста расходов меньше темпа роста доходов, что повлияло на увеличение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Оценка применения различных объектов налогообложения позволила установить, что налогоплательщики отдают предпочтение обоим объектам налогообложения - в зависимости от видов осуществляемой деятельности. Сумма исчисленного налога при применении объекта налогообложения «доходы» составила в 2018 г. 2226,9 млн руб., а сумма исчисленного налога при применении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» в 2018 г. составила 757,83 млн руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в 2018 г., увеличилась на 17 % и составила 2085 млн руб. Сумма минимального налога, подлежащая уплате в бюджет за исследуемый период, также увеличилась.

В табл. 2 приведена динамика показателей по ЕНВД по Чувашской Республике. Налоговая база по налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям за исследуемый период увеличилась, а по организациям сократилась. При этом количество деклараций, представленных налогоплательщиками, сокращается на протяжении всего исследуемого периода. Сумма исчисленного налога в 2018 г. составила 1317,58 млн руб., тогда как в 2015 г. она составляла 1331 млн руб. Сокращается также в целом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Применение специальных налоговых режимов имеет и отрицательные стороны при формировании налоговых доходов бюджетов:

1) низкая налоговая нагрузка по специальным налоговым режимам является привлекательной для создания схем для уклонения от налогов;

2) налоговые поступления по специальным налоговым режимам являются низкими;

3) усложняется осуществление налогового контроля за деятельностью малого бизнеса.

Достичь положительных результатов невозможно без весомых корректировок в налоговой системе и, в частности, по специальным налоговым режимам. Необходимо выработать такие налоговые механизмы, при которых, с

Динамика показателей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015-2018 гг. по данным УФНС России по Чувашской Республике, млн руб.

Показатели Годы Темп изменения, %

2015 2016 2017 2018 2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Сумма полученных доходов налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 43159,1 47995,8 57687,2 66320,6 111,21 120,19 114,97

Сумма расходов, понесенных налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 39729,6 44394,7 53491,8 61687,94 111,74 120,49 115,32

Сумма убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу 336,0 350,9 379,2 329,26 104,43 108,06 86,83

доходы 24193 26348 31028,4 37129 108,91 117,76 119,66

доходы, уменьшенные на величину расходов 3930 4138 4776,96 5328,4 105,29 115,44 111,54

В том числе налоговая база, указанная налогоплательщиками, представившими декларацию с налоговой ставкой в размере 0 %

доходы - 6,8 34,26 15,26 - 5 Р. 44,54

доходы, уменьшенные на величину расходов - 2,1 0,6 - - 28,57 0,00

Сумма исчисленного за налоговый период налога, всего 1924,3 2142,2 2528,8 2984,7 111,32 118,05 118,03

налога с доходов 1451,6 1580,4 1859,73 2226,9 108,87 117,67 119,74

налога с доходов, уменьшенных на величину расходов 472,7 561,75 669,1 757,83 118,84 119,11 113,26

Сумма страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусмотренных п. 3.1 ст. 346.21 Налогового кодекс'а РФ, уменьшающая сумму исчисленного налога 519,8 557,68 634,6 781,2 107,29 113,79 123,10

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, всего 1319,8 1503,9 1770,6 2085,0 113,95 117,73 117,76

Сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период 210,0 204,8 266,9 280,1 97,52 130,32 104,95

Динамика показателей по ЕНВД по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2015-2018 гг.

Показатели Годы Темп изменения, %

2015 2016 2017 2018 2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Налоговая база по ЕНВД всего, млн руб., в том числе: 8873,4 8760,7 8704,4 8783,3 98,73 99,36 100,91

- по организациям, млн руб. 2961,08 2816,3 2672,7 2580,99 95,11 94,90 96,57

- по индивидуальным предпринимателям, млн руб. 5912,3 5944,4 6031,7 6202,3 100,54 101,47 102,83

Сумма исчисленного налога всего, млн руб., в том числе: 1331,0 1314 1305,6 1317,58 98,72 99,36 100,92

- организациями, млн руб. 444,1 442,3 400,89 387,1 99,59 90,64 96,56

- индивидуальными предпринимателями, млн руб. 886,8 891,3 904,7 930,44 100,51 101,50 102,85

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет всего, млн руб., в том числе: 735,9 707,0 672,5 582,9 96,07 95,12 86,68

- организациями, млн руб. 238,4 482,6 211,6 203,8 2 р. 43,85 96,31

- индивидуальными предпринимателями, млн руб. 497,6 482,6 460,97 379,07 96,99 95,52 82,23

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕНВД, ед. 22279 21778 21216 21108 97,75 97,42 99,49

- организациями, ед. 3009 2850 2676 2378 94,72 93,89 88,86

- индивидуальными предпринимателями, ед. 19270 18928 18540 18730 98,23 97,95 101,02

Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3(41)

одной стороны, субъекты малого бизнеса будут эффективно функционировать в новых экономических условиях, с другой стороны, собираемость налоговых платежей в бюджет Российской Федерации только возрастет за счет поступлений от бизнеса. По нашему мнению, это должно достигаться не увеличением налоговых ставок, а созданием благоприятного поля для бизнеса в России [5].

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в актуальной редакции).

2. Большова Л.А., Гурова С.Ю. Налоговый потенциал регионов как механизм планирования доходов государственного бюджета // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С. 17-20.

3. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Т.Я. Сильвестровой. М.: ИНФРА-М, 2018. 531 с. URL: http://znanium.com.

4. Сильвестрова Т.Я., Большова Л.А. Шипе-ев Я.Г. Налоговое администрирование как механизм налогового регулирования государства: монография. М.: Русайнс, 2018. 104 с.

5. Сильвестрова Т.Я., Калинина Г.В., Гурова С.Ю. В поисках подходов социальной составляющей налоговой политики Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского гос. политехнического ун-та. Экономические науки. 2014. № 4 (199). С.159-165.

6. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.nalog. ru (данные приведены за 2018 г.).

7. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 29.05.2020).

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii (v aktualnoj redaktsii).

2. Bolshova L.A., Gurova S.Yu. Nalogovyj po-tentsial regionov kak mekhanizm planirovaniya dokhodov gosudarstvennogo byudzheta [Tax potential of regions as a mechanism for planning state budget revenues] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 2 (16). S. 17-20.

3. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]: uchebnik / pod red. T.Ya. Silvestrovoj. M.: INFRA-M, 2018. 531 s. URL: http://znanium.com.

4. Silvestrova T.Ya., BolshovaL.A. Shipeev Ya.G. Nalogovoe administrirovanie kak mekhanizm na-logovogo regulirovaniya gosudarstva [Tax administration as a mechanism of state tax regulation]: monografiya. M.: Rusajns, 2018. 104 s.

5. Silvestrova T.Ya., Kalinina G.V., Gurova S.Yu. V poiskakh podkhodov sotsiaFnoj sostavlyayu-shchej nalogovoj politiki Rossijskoj Federatsii [In search of approaches to the social component of the tax policy of the Russian Federation] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gos. politekhnicheskogo un-ta. Ekonomicheskie nauki. 2014. № 4 (199). S. 159-165.

6. Federalnaya nalogovaya sluzhba Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: https://www.nalog.ru (dannye privedeny za 2018 g.).

7. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. sajt. URL: https://rosstat.gov.ru (Accessed 29.05.2020).

ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail. ru.


Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.

Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Законодательное регулирование

Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.
Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

Глава НК РФ

Ограничения по применению

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26 , определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Спецрежимы


В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.

Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
  • ПСН.

Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.

Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.

Что такое УСН — нюансы применения спецрежима

Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.

УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:

  1. «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
  2. «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.

Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.

УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:


При УСН не платятся следующие налоги:

  • НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
  • налог на прибыль (для ООО);
  • НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
  • налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.

Что такое ЕСХН и кто может применять

ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.

Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.

Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.

Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:


Нюансы применения ПСН

ПСН — патент — вправе применять только ИП.

Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.


В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.

Специальные налоговые режимы помогают экономить на платежах в бюджет. Если у бизнеса несколько видов деятельности и для каждого выгоден свой режим, удобно их совмещать. После отмены ЕНВД самые популярные варианты совмещения налоговых режимов станут недоступны. Расскажем, какие режимы можно совмещать и как это делать в 2021 году.

  • Кто сможет совмещать спецрежимы в 2021 году
  • Ограничения при совмещении УСН и ПСН
  • Совмещение налоговых режимов для одного вида деятельности в одном регионе
  • Раздельный учёт при совмещении УСН и патента

Кто сможет совмещать спецрежимы в 2021 году

В 2020 году чаще всего совмещали ЕНВД и ещё один налоговый режим на выбор. Вменёнка была доступна и юридическим лицам, и предпринимателям, а применять её можно было одновременно с большинством других систем налогообложения. Но с 1 января 2021 года ЕНВД отменят, поэтому у бизнеса останется четыре спецрежима: УСН, патент, ЕСХН и налог на профессиональный доход (НПД).

УСН и ОСНО сочетать нельзя — каждый из этих налоговых режимов относится ко всему бизнесу, а не к отдельным видам деятельности. НПД запрещено использовать одновременно с любыми другими спецрежимами. Поэтому останутся лишь варианты совмещения ОСНО или УСН с патентом. Эти режимы — база, которая распространяется на всю деятельность, а отдельные виды деятельности можно дополнительно перевести на патент.

Только ИП из категории микробизнеса смогут совмещать налоговые спецрежимы в 2021 году, так как именно для них предусмотрен патент. Его можно применять одновременно с УСН или ЕСХН.

Рассмотрим наиболее распространенный вариант совмещения: УСН + патент.

Ограничения при совмещении УСН и ПСН

Для упрощёнки и патента предусмотрены ограничения по годовой выручке, численности сотрудников и стоимости основных средств (ОС). Но лимиты на этих двух режимах существенно отличаются.

Налоговый режим Выручка, млн рублей Средняя численность, чел. Остаточная стоимость ОС, млн рублей
УСН 200 130 150
Патент 60 15 нет
Совмещение 60 130 150

Лимит доходов

По выручке предприниматель должен ориентироваться на минимальную из сумм — 60 млн рублей, и учитывать при её расчёте все свои доходы, в том числе относящиеся к УСН (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

Если ИП превысит лимит, он утратит право применять патент с начала налогового периода. Он равен сроку действия патента — от месяца до года. Если ИП в течение года получит несколько патентов, то он полностью перейдет на УСН с начала периода по тому из них, во время действия которого был превышен лимит.

Пример

ИП получил два патента на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля до 31 декабря. В августе предприниматель превысил лимит в 60 млн рублей нарастающим итогом с начала года. Такой ИП считается полностью перешедшим на УСН с 1 июля. Он обязан пересчитать налоговую базу по УСН, добавив в расчёт доходы и (при необходимости) расходы, произведённые после 1 июля и относящиеся к патентной системе (письмо Минфина от 07.08.2019 № 03-11-11/59523).

Среднесписочная численность

В отличие от лимита по выручке, НК РФ не регулирует, как учитывать численность работников при совмещении упрощённой и патентной системы.

По мнению Минфина, налогоплательщик имеет право вести раздельный учёт численности сотрудников, которые заняты в патенте и УСН (письмо Минфина от 20.09.2018 № 03-11-12/67188). Однако из письма непонятно, сколько сотрудников может нанять на работу предприниматель, который совмещает УСН и ПСН — 130 или 145.

Численность в 15 человек относится только к видам деятельности, которые облагаются налогом на основе патента (п. 5 ст. 346.43 НК РФ). А лимит численности в 130 человек для УСН распространяется на всё юридическое лицо или ИП (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с учетом принятых изменений).

Отсюда можно сделать вывод, что ИП, который совмещает УСН и ПСН, сможет принять на работу в 2021 году до 130 сотрудников, из которых не более 15 человек должны быть заняты в деятельности, облагаемой по патентной системе.

Как быть, если один сотрудник занят в обоих видах деятельности?

Например, ИП торгует оптом на УСН и держит розничный магазин на патенте. Учёт товаров для опта и розницы ведёт один и тот же бухгалтер, а закупками занимается один специалист по логистике.

Позиция Минфина в аналогичной ситуации при совмещении УСН и ЕНВД невыгодна для налогоплательщика. Чиновники считают, что всех управленческих специалистов, которые имеют отношение к вменёнке, нужно учитывать при расчете ЕНВД (письмо Минфина РФ от 02.07.2013 № 03-11-06/3/25138).

Противоположную позицию, скорее всего, придётся отстаивать в суде. Например, ФАС Уральского округа решил, что, так как управленческий персонал относится ко всей организации, его неправомерно учитывать при определении численности по отдельному виду деятельности (постановление от 24.06.2010 № Ф09-4708/10-С3).

Если предприниматель не хочет судиться с налоговой, лучше не превышать лимит по ПСН в 15 человек с учётом всех специалистов, которые хоть как-то заняты в деятельности, облагаемой на основе патента.

Остаточная стоимость основных средств

По мнению Минфина и ФНС, предприниматели на УСН должны соблюдать лимит стоимости основных средств в 150 млн рублей. Чиновников в этом поддержал и Верховный Суд (п. 6 обзора практики, утвержденного президиумом ВС РФ от 04.07.2018). Отсюда возникает вопрос: какие основные средства учитывать при определении лимита — все или только относящиеся к УСН?

Последнее разъяснение Минфина по этому вопросу благоприятно для налогоплательщиков. Чиновники указали, что при совмещении УСН и ПСН для расчета лимита нужно использовать только основные средства, задействованные в упрощёнке (письмо от 06.03.2019 № 03-11-11/14646).

Однако в ст. 346.12 НК РФ не указано, что ограничение относится только к основным средствам, задействованным при УСН. Кроме того, в аналогичной ситуации при совмещении УСН и ЕНВД основные средства для расчёта лимита следует учитывать по предприятию в целом (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Несмотря на положительное для бизнесменов мнение Минфина, вопрос неоднозначный. Если налогоплательщик не хочет рисковать, лучше не превышать лимит в 150 млн рублей в целом по ИП.

Совмещение налоговых режимов для одного вида деятельности в одном регионе

Кроме лимитов по выручке, есть ещё и территориальное ограничение для совмещения УСН и ПСН.

По мнению налоговой, предприниматель не может использовать упрощёнку и патент для одного вида деятельности в пределах одного региона (письмо ФНС РФ от 28.03.2013 № ЕД-3-3/1116). Чиновники объясняют это тем, что патент действует на всей территории региона и относится к виду деятельности в целом, а не к отдельному объекту или объектам.

Почти одновременно с этим письмом ФНС вышло разъяснение Минфина, в котором налогоплательщикам разрешено использовать УСН и патент для разных объектов в рамках одного вида деятельности (письмо от 05.04.2013 № 03-11-10/11254). Например, при розничной торговле можно использовать для одного магазина патент, а для другого (или других) — УСН.

На сегодня ситуация с совмещением УСН и патента по одному виду деятельности внутри региона однозначно не урегулирована. Поэтому предпринимателю перед подачей заявления на патент лучше заранее узнать позицию своей ИФНС.

Если бизнесмен работает в разных регионах или ведет несколько видов деятельности, никаких ограничений, связанных с территорией, у него не будет. ИП может вести один и тот же вид деятельности в одном регионе на УСН, а в другом — на патенте. Или внутри одного региона использовать для одних видов деятельности упрощенку, а для других — ПСН.

Раздельный учёт при совмещении УСН и патента

Предприниматели, которые одновременно используют УСН и патент, должны вести раздельный учёт доходов, расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Доходы и расходы

С распределением доходов проблем обычно не возникает — они поступают от разных контрагентов и за разные товары или услуги. Если у ИП есть внереализационные доходы, которые нельзя однозначно отнести к одному виду деятельности, то их, по мнению Минфина, нельзя распределять. Налоговики считают, что такие доходы нужно полностью учесть для расчета УСН. Пример подобных доходов — продажа основного средства (письмо Минфина от 29.01.2016 № 03-11-09/4088).

Некоторые расходы, например, аренда офиса или зарплата бухгалтера тоже относятся к бизнесу в целом. Их нужно разделять пропорционально доходам от обоих видов деятельности (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Пример распределения расходов

Дано

ИП совмещает УСН «доходы минус расходы» и патент. Он использует для распределения расходов выручку «по оплате», полученную нарастающим итогом с начала года. Показатели за I квартал 2020 года следующие:

  • выручка от УСН — 7 млн рублей;
  • выручка от ПСН — 3 млн рублей;
  • расходы для распределения (зарплата бухгалтера, специалиста по логистике и аренда офиса) — 500 тыс. рублей.

Расчёт

Общая выручка за 1 квартал: 7 + 3 = 10 млн рублей.

Доля выручки на УСН в общей сумме: 7 / 10 = 70 %.

Сумма распределяемых затрат, которая будет учтена при расчёте упрощённого налога за I квартал 2020 года: 500 × 70 % = 350 тыс. рублей.

НК РФ не определяет, как именно составлять пропорцию. Например, неясно, как учитывать выручку — «по отгрузке» или «по оплате».

При совмещении УСН и ЕНВД для пропорции используют выручку по данным бухучёта, то есть «по отгрузке» (письмо Минфина от 29.09.2009 № 03-11-06/3/239). Но несмотря на сходство между ЕНВД и ПСН, ситуация всё-таки отличается. Учёт доходов как при УСН, так и при ПСН (для определения лимита) ведётся «по оплате». Поэтому логично использовать кассовый метод и при распределении расходов. К тому же в письме Минфина речь об юрлицах, а ИП не обязан вести бухучёт и выручку «по отгрузке» ему во многих случаях просто негде взять.

Также неоднозначный вопрос — расчётный период для пропорции. Налоговый период по УСН — календарный год, а для патента он может быть произвольным, в диапазоне от месяца до года.

Для совмещения УСН и ЕНВД налоговая рекомендует учитывать выручку помесячно, нарастающим итогом с начала года (письмо Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-11-11/121). Разъяснений по порядку распределения расходов для совмещения УСН и ПСН пока нет. Поэтому налогоплательщик может или по аналогии пользоваться приведёнными выше рекомендациями Минфина для совмещения УСН и ЕНВД, или разработать свои правила. Выбранный вариант нужно закрепить в учётной политике.

Страховые взносы

Правила раздельного учёта относятся в том числе к страховым взносам за сотрудников. Страховые взносы уменьшают упрощённый налог — включаются в расходы при УСН «доходы минус расходы», а при УСН «доходы» уменьшают налог на 50 % при наличии работников и на 100%, если их нет. На патенте вычет работает аналогично УСН.

Можно выделить четыре основных ситуации:

  1. У ИП нет сотрудников. Взносы за себя можно не распределять, а полностью учесть при расчёте упрощённого налога (письмо Минфина от 07.04.2016 № 03-11-11/19849).
  2. Все сотрудники на УСН. Включите все взносы за себя и за персонал в расчёт упрощённого налога — в расходы или уменьшив налог на 50 % (письмо Минфина от 16.11.2016 № 03-11-12/67076).
  3. Все сотрудники на патенте. Налог на УСН уменьшите на всю сумму взносов за себя, взносы за работников учтите при оплате патента (письмо Минфина от 20.02.2015 № 03-11-11/8167).
  4. Сотрудники и на УСН, и на патенте. Учтите взносы за себя при расчёте упрощённого налога, а взносы за сотрудников распределите между УСН и ПСН (письмо Минфина от 05.06.2019 № 03-11-11/40768).

Пример распределения взносов

Дано

ИП совмещает УСН «доходы» и патент. В сентябре он выплатил сотрудникам зарплату за август — 100 000 рублей. Из них 30 000 рублей относится к патентной деятельности, а 70 000 рублей — к УСН и патенту одновременно. Страховые взносы с «общей» зарплаты равны 21 000 рублей — это тоже общие расходы.

Выручка за сентябрь по УСН составила 300 000 рублей, по патенту — 200 000 рублей.

Расчёт

Общая выручка за сентябрь: 300 000 + 200 000 = 500 000 рублей.

Доля выручки на УСН в общей сумме: 300 000 / 500 000 = 60 %. Доля доходов по патенту: 200 000 / 500 000 = 40 %.

Из суммы страховых взносов к расходам на УСН относится 12 600 рублей (21 000 × 60 %), к расходам по патенту 8 400 рублей (21 000 × 40 %).

Таким образом, предприниматель сможет уменьшить налог по УСН на 12 600 рублей и взносы за себя, но не более, чем на 50 %. Взносы, которые распределены на патент, учитывать нельзя.

Многие вопросы, связанные с совмещением спецрежимов, не урегулированы НК РФ. Поэтому предприниматель должен или ориентироваться на разъяснения Минфина и ФНС, или готовиться к спорам с проверяющими.

  • Патент в 2021 году: новые виды деятельности, налоговый вычет и переход с ЕНВД
  • Новые правила УСН с 2021 года
  • Как выбрать налоговый режим на 2021 год: изучаем ограничения и считаем налоговую нагрузку
  • Налоговые каникулы ИП в 2021 году
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Специалисты "Берегов Невы" помогут выбрать систему налогообложения для ООО или ИП


Если организация или ИП не попадают в категорию крупного бизнеса, то ответить на вопрос, какой режим налогообложения выбрать, довольно просто — обратите внимание на спецрежимы налогообложения. Любая специальная система налогообложения требует соблюдения множества условий: ограничение числа сотрудников, размера получаемых доходов, видов деятельности и т.д. Это превращает выбор налогообложения в сложную задачу.

Мы кратко рассмотрим основные отличия специальных режимов. Основной режим налогообложения описан в этой статье. А если вы так и не сможете разобраться, предлагаем вам аутсорсинг бухгалтерских услуг: наши бухгалтеры работают одновременно не с одним десятком компаний и точно понимают, какая система налогообложения подойдёт именно вам.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Владельцы бизнеса, для которых ведение бухгалтерского учёта является «тёмным лесом», часто выбирают УСН. Нужно принять решение: выбрать режим налогообложения УСН доходы (ставка 6%) или УСН доходы минус расходы (5-15%). Размер ставки налога зависит от региона, вида деятельности, размера доходов и других факторов.

Если расходы ограничены и невелики, подойдёт Упрощённая система налогообложения «доходы». Особенность режима: нельзя учитывать затраты, даже если дела пойдут не очень хорошо и в какой-то момент они превысят доходы.

Если же расходы составляют более 60% прибыли, то лучше выбрать УСН «доходы минус расходы» и убрать из базы налогообложения расходы, предусмотренные Налоговым кодексом. Применение упрощённой системы налогообложения «доход-расход» имеет смысл лишь в том случае, если ООО или ИП могут подтвердить свои расходы в налоговом органе чеками, накладными или другими документами.

Плюсы и минусы УСН

Большое преимущество, которое даёт эта система налогообложения, — налог один и уплачивается он раз в год. Правда, ежеквартально нужно будет вносить авансовый платёж.

На УСН «доходы» из авансовых платежей и налога может вычитаться сумма страховых взносов. Руководители, которые имеют в штате сотрудников, могут уменьшать платежи на взносы за себя и за работников, но не более, чем вдвое. А тот, кто ведёт деятельность самостоятельно, может вычитать все страховые взносы и уменьшать налог до нуля.

Упрощённая система налогообложения «доходы расходы» также позволяет учитывать страховые взносы, но их вносят в графу затрат, т.е. на сумму взносов уменьшают доход.

Чтобы понять, как выбрать систему налогообложения и что будет выгоднее, нужно определить предполагаемые доходы и расходы, и возможность подтверждения последних документами.

Если вам трудно сделать это самостоятельно, помочь разобраться и подсказать наилучший вариант смогут бухгалтеры «Берегов Невы». Мы производим оказание бухгалтерских услуг уже более 10 лет и накопили большой опыт в решении даже самых сложных задач.


Нужно ещё иметь ввиду, что далеко не все имеют право применять УСН. Есть условия, которые необходимо выполнять. Для индивидуальных предпринимателей они следующие:

штат сотрудников не должен превышать 100 человек;

заработать за год вы должны не более 150 млн.;

не заниматься определёнными видами деятельности;

не иметь филиалов.

Упрощённая система налогообложения для ООО не может применяться, если:

фирма занимается определёнными видами деятельности;

годовой доход превышает 150 млн рублей;

открыты филиалы и представительства;

больше 25% уставного капитала составляет вклад другого юридического лица.

Если говорить о других возможных минусах УСН, то эта форма налогообложения не предполагает уплаты НДС.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Единый налог на вменённый доход рассчитывается по весьма сложной формуле, однако доход при этом учитывается не полученный фактически, а вменённый государством. Оно самостоятельно рассчитывает предполагаемый доход, который можно получить в той или иной сфере деятельности: у каждого бизнеса получается свой показатель, который зависит от разных факторов. От этой суммы и ведётся расчёт налога.

Выплачивать налог придётся даже если его размер будет больше заработанного. Однако, есть и приятный момент: если доходы вырастут, размер налога не увеличится.

Услуги бухгалтерского учёта, которые предоставляет центр развития бизнеса «Берега Невы», включают расчёт любого налога. Наши профессиональные бухгалтеры подскажут, как рассчитать ЕНВД, и могут сделать это за вас.

Также услуги бухгалтера предполагают заполнение всех документов (налоговой декларации, отчётности за работников и т.д.), которые требуются при уплате единого налога на вменённый доход. Сдавать отчётность и платить налог необходимо каждый квартал.


ЕНВД: плюсы и минусы

ИП и ООО на ЕНВД не платят НДС, НДФЛ и налог на имущество. Ещё один плюс, который имеет этот режим налогообложения, — возможность уменьшать страховые взносы по схеме, аналогичной с УСН.

Но есть и свои минусы. В частности, ограничены виды предпринимательской деятельности, ЕНВД по которым разрешается уплачивать. Полный список определяется Налоговым кодексом. Например, если вы занимаетесь оптовой торговлей, производством, строительством, то эта форма налогообложения вам недоступна.

Также единый налог на вменённый доход для ИП и ООО не может применяться в некоторых регионах (например, в Москве), если у налогоплательщика в штате более 100 человек и если доля другой организации в уставном капитале ООО больше 25%.

Так как вид деятельности под ЕНВД попадает вполне определённый, то к остальному, чем ещё занимается организация, применяется ОСНО или УСН. Услуги бухучета «Берегов Невы» позволяют эффективно и безопасно совместить системы налогообложения, уменьшить количество отчётов и сократить расходы.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Если вы задумываетесь, какое налогообложение выбрать для ИП, то наиболее понятной и простой системой является патент. Организациям такая система налогообложения недоступна.

Патент для ИП подразумевает разрешение заниматься определённым видом деятельности. Купить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента, рассчитывается по формуле, также, как и ЕНВД. А с какой суммы он будет уплачен — опять же решает государство. Ваши реальные доходы, как и на ЕНВД, не имеют значения.

Патентная система налогообложения подходит для ИП, которые занимаются временным бизнесом или работают сезонно. И опять же существуют виды деятельности для ПСН, прописанные в Налоговом кодексе. Они похожи на ЕНВД и включают мелкое производство, например, хлеба, носков или визиток.

Применение патентной системы налогообложения возможно, если в штате фирмы трудится не более 15 человек, а прибыль составляет не более 60 млн. рублей.

Читайте также: