Правовое регулирование местных налогов рк

Опубликовано: 11.05.2024

Лекции по предмету: "Финансовое право"

В настоящее время в Республике Казахстан основным источником бюджетов всех уровней являются налоги и другие сходные с ними платежи, что обусловлено переходом к рыночной экономике. В связи с этим одним из крупнейших разделов финансового права является и налоговое право. Для его понимания необходимо уяснить понятие налога и других сходных с ним платежей и их роль.

Налоги – безвозвратные, индивидуально-безвозмездные, обязательные денежные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджеты на основании закона, в определенных законом размерах и в установленные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Налоги выполняют следующие функции :

1) фискальную, в соответствии с которой они используются как основной источник доходов государственного бюджета;

2) регулирующую (регулируют производство и потребление, доходы

3) контрольную (с помощью налогов осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, за законностью получения доходов, использования имущества).

Налоги классифицируются по различным основаниям : 1) по объектам обложения – прямые и косвенные; 2) по органу, взимающему и распоряжающемуся – государственные, местные и межгосударственные; 3) по признаку использования – общие и специальные налоги; 4) по степени оценки объектообложения – реальные и личные; 5) по методу построения ставки налогов: а) налоги с твердыми ставками; б) с процентными ставками (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные); 6) по экономическому признаку – налоги на доходы и налоги на потребление.

Законодательство содержит перечень не только налогов в собственном смысле слова, но включает в него и другие платежи, подлежащие внесению в бюджет в обязательном порядке.

Сборы – предусмотренные налоговым законодательством обязательные денежные платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами в доходы местного бюджета за оказанные или оказываемые услуги со стороны местных представительных и исполнительных органов в пределах своей административно-территориальной единицы.

Пошлины – обязательные денежные платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами за определенные услуги, оказываемые им специализированными государственными органами. В Республике Казахстан пошлины подразделяются на государственные и таможенные.

Налоговая деятельность как вид финансовой (бюджетной) деятельности государства представляет собой деятельность государства и уполномоченных государственных органов по установлению и взиманию налогов и других обязательных платежей, а также по осуществлению контроля за своевременным и полным поступлением этих обязательных платежей в бюджет.

Налоговая деятельность осуществляется посредством определенных методов : 1) установление налогов и других обязательных платежей в бюджет; 2) взимание налогов и других обязательных платежей; 3) налоговый контроль; 4) налоговое регулирование.

К задачам налоговой деятельности относятся: 1) обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет в размерах и суммах, утвержденных в республиканском и местных бюджетах; 2) обеспечение исполнения налогового законодательства и изучение его эффективности; 3) повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков; 4) участие в разработке проектов законов и договоров по вопросам налогообложения.

Цели налоговой деятельности : 1) денежное обеспечение государственных программ социально-экономического и политического строительства путем привлечения денежных средств в бюджет государства; 2) обеспечение надлежащего регулирования производства; 3) стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на производство товаров народного потребления и выпуск промышленной продукции.

Налоговое право как институт особенной части финансового права – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджеты (республиканский и местные). При установлении и взимании налогов и других обязательных платежей используется императивный метод правового регулирования. При заключении договоров по вопросам налогообложения с другими государствами используется диспозитивный метод правового регулирования.

Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и других обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременным и полным поступлением этих обязательных платежей в бюджет, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе налоговой деятельности государства.

Субъектами налоговых правоотношений являются: а) государство; б) уполномоченные государственные органы; в) юридические лица (государственные и негосударственные хозяйствующие субъекты); г) физические лица (граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства). Уполномоченные государственные органы действуют от имени государства или от своего имени, но в интересах государства.

Классические правила рационального налогообложения Адама Смита: 1) гражданин в соответствии с полученным им доходом должен участвовать в покрытии расходов государства; 2) размер налога, сроки, способы уплаты и плательщик должны быть заранее и точно определены; 3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда это наиболее удобно для налогоплательщика; 4) каждый налог должен быть разработан так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что он приносит государству.

Основу налогового законодательства Республики Казахстан составляет Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 г .

Данный нормативный акт устанавливает обязательные платежи налогового характера в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых таможенным законодательством РК). Налоговое законодательство включает также акты Президента РК и Правительства РК, а также акты Государственного налогового комитета, согласованных с Министерством финансов РК.

Положения Налогового кодекса РК конкретизируются в законода­тельных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок взимания налогов предусматривается в инструкциях по применению законов, издаваемых Государственной налоговой службой РК по согласованию с Министерством финансов РК.

В Налоговом кодексе РК содержатся права и обязанности участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков и органов Государственной налоговой службы). Совокупность прав и обязанностей налогоплательщиков конкретизируются в разделах Указа, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

К обязанностям налогоплательщиков относятся следующие:

- уплачивать налоги своевременно и в полном объеме;

- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

- выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

К правам налогоплательщиков относятся следующие:

- представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

- пользоваться льготами по уплате налогов в порядке, установленном законодательством;

- представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

- знакомиться с актами, проведенных налоговыми органами, проверок;

- в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов;

- не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения.

Нарушение налогового законодательства – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), которое выражается:

- в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплатель­щиками своих обязательств перед бюджетом;

- в нарушении или неисполнении банковскими учреждениями и другими организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, связанных с исполнением налогового законодательства;

- в нарушении органами Налоговой службы прав и законных интересов налогоплательщика.

К видам нарушения налогового законодательства можно отнести: сокрытие дохода, снижение размера налога, несвоевременное представление декларации, несвоевременная уплата налогов, искажение бухгалтерской отчетности и т.д.

В сфере налогообложения применяются следующие меры ответственности к нарушителям налогового законодательства: 1) финансовая ответственность (устанавливается в виде взыскания штрафа); 2) административная ответственность (применяется в виде предупреждения и штрафа); 3) уголовная ответственность (устанавливается в соответствии с нормами Уголовного кодекса РК о преступлениях в сфере налогообложения).

Налоговая система РК представляет собой совокупность всех налогов и других обязательных платежей, взимаемых в государстве, методов и способов налогообложения, налоговых отношений и нормативно-правовых актов, регулирующих эти отношения, органов управления и налоговых служб в сфере налоговой деятельности, а также форм и методов налогового контроля.

В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги и сборы, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе РК о республиканском бюджете на очередной год) и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

К общегосударственным налогам и сборам относятся: подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, сбор за регистрацию юридических лиц, сбор за право занятия отдельными видами деятельности, сбор с аукционных продаж.

Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридически косвенное налогообложение отличается от прямого своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика в результате этого не связан. Фактически бремя уплаты косвенного налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

Система органов управления в области налоговой деятельности представлена представительными органами – Парламент РК и маслихаты (по вопросам, касающимся установления местных платежей) – и исполнительными органами власти: а) общей компетенции – Правительство РК и акиматы; б) специальной компетенции – Министерство финансов, Министерство государственных налогов, Налоговый комитет, Национальный банк.

Государственный налоговый комитет РК является единым централизованным органом контроля за соблюдением налогового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения. Налоговый Комитет и его органы на местах уполномочены обеспечивать государственный налоговый контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговая служба Республики Казахстан состоит из Налогового комитета, Комитета налоговой полиции Министерства финансов РК и их территориальных органов.

На органы Налогового комитета возлагаются следующие задачи:

- по обеспечению полноты сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед государством;

- изучение эффективности налогового законодательства;

- участие в подготовке законопроектов, договоров по вопросам налогообложения с другими государствами;

- разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей, своевременное информирование налогоплательщиков об изменении налогового законодательства.

Налоговая полиция является специальным правоохранительным органом по выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с неуплатой налогов либо совершенных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов налогообложения юридическими и физическими лицами, иного уклонения от уплаты налогов и исполнения других финансовых обязательств перед государством, иных преступлений и правонарушений, повлекших причинение убытков государству.

Правовое положение Налогового комитета и Комитета налоговой полиции закреплено в Налоговом кодексе РК, а также в постановлениях Правительства РК об этих органах.

Органы налоговой службы подотчетны Министру финансов РК. Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не входят в местные исполнительные органы.

Органы налоговой службы обязаны:

- соблюдать и защищать права налогоплательщиков и интересы государства;

- составлять и представлять в Министерство финансов РК отчетность о проведенной работе;

- соблюдать тайну информации о налогоплательщиках;

- проводить сбор, анализ и оценку фактов нарушения налогового законодательства и вносить соответствующие предложения по устранению причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям и преступлениям;

- проводить проверки налогоплательщиков по предписаниям руководителей органов налоговой службы.

Для успешного осуществления своей деятельности органам налоговой службы предоставлены следующие права:

- производить у юридических и физических лиц проверки всей финансовой документации;

- применять налоговые санкции к нарушителям налогового законодательства;

- давать налогоплательщикам обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение;

Органы налоговой службы исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой.


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Налоговое право
Азия

Налоговое право является под отраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.

Согласно кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»-налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Само понятие уже содержит основные юридические признаки налога: обязательность, индивидуальность, безвозвратность

и безвозмездность уплаты, легитимность, уплата производится в денежной форме, вносятся платежи в бюджет, абстрактность.

В отличие от налога сбор— это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически

значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное понятие сбор имеет собирательное значение, охватывая собственно сборы, а также пошлины. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор — это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина — это плата за совершение действий государственными органами.

Классифицировать налоги можно по различным основаниям.

По способу взимания налоги делятся на:

- прямые (подоходно-поимущественные) - взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательшиком прямого налога является владелец имущества (дохода);

- косвенные (налоги на потребление) — включаются в цену товаров и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет налогового права составляет:

группу однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы и другие обязательные платежи определена статьей 35 Конституции РК. Основным же нормативным правовым актом, лежащим в основе правового регулирования налоговых отношений, является кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Общая часть Кодекса РК охватывает статьи с 1 по 58. Раздел 1 называется

«Общие положения».В нём предусмотрены права и обязанности налогоплательщика

и налогового агента. Регулируются вопросы представительства в налоговых отношениях.

Определены некоторые полномочия налоговых и таможенных органов. Регламентированы

вопросы исполнения налогового обязательства, зачёт и возврат излишне уплаченных

сумм, взаимоотношения с бюджетом по исполнению налогового обязательства. Также в

общей части предусмотрены изменения сроков исполнения обязательств по уплате налогов, способы обеспечения не исполненных в срок налоговых обязательств, меры принудительного взыскания налоговой задолженности, основания прекращения налогового обязательства.

Особенная часть кодекса посвящена отдельным видам налогов и сборов, государственной пошлине. Урегулированы вопросы налогового администрирования, мониторинга, порядок обжалования действий налоговых органов.

В ходе реализации предписаний норм налогового права его субъектами возникают налоговые правоотношения, обладаюющие определенными особенностями, которые: возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов; состоят из общих и специальных отношений. Общие

возникают между налогоплательщиком и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т. д.

С точки зрения структуры, налоговые правоотношения раскрываются посредством характеристики их субъектов, объектов и содержания. К числу субъектов налоговых правоотношений относятся:

- субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью: - налогоплательщики;

-субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью: налоговые органы (Министерство финансов РК и Налоговый комитет, Таможенный комитет в его составе), Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью(финансовая полиция);

-субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля: налоговые агенты, налоговые представители, банки, сборщики налогов, регистрирующие

органы, участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты,

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект необходимо отличать от источника налога, то есть от резерва, используемого для его уплаты. В экономическом смысле существуют только дваисточ ника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал.

Сумма налога уплачивается в установленные сроки. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Дать определение понятию «налоговое право» Что является предметом налогового права? Перечислите субъекты налоговых правоотношений Объект налогообложения

+7 (727) 2222-101
Категории вопросов
  • Все1641
  • Автомобилисты и право93
  • Административное право50
  • Банки, банковская деятельность135
  • Государственная служба15
  • Государственные закупки117
  • Граждане, гражданство (въезд/выезд), иностранцы115
  • Договоры, обязательственное право437
  • Жильё, строительство197
  • Защита прав потребителей116
  • Здравоохранение, образование129
  • Земельное право73
  • Интеллектуальная собственность, авторское право12
  • Налоги и налогообложение103
  • Недвижимость168
  • Право социального обеспечения80
  • Предпринимательская деятельность153
  • Реклама12
  • Семейное и наследственное право317
  • Страховое право18
  • Судопроизводство291
  • Таможенное регулирование5
  • Трудовое право282
  • Уголовное и уголовно-исполнительное право67
  • Юридические лица104
  • Все 133
  • Автомобилисты и право 5
  • Добрый день, Интересует консультация на предмет налогообложения, возникающего в процессе наследования имущества граждан РК негражданами и нерезидентами РК, в частности, просьба прокомментировать мнение, что неграждане РК, имеющие ВНЖ РК, освобождены от налога в размере 15% и требования продать унаследованное имущество в течение одного года Cпасибо,


    Ответ: Здравствуйте, Данила!

    Здравствуйте. Планирую регистрироваться как ИП, поскольку доходы в год превышают 8 млн., при этом занимаюсь фрилансом и оказываю услуги клиентам из Европы и Америки. Множество моментов для меня сейчас остаются непонятными. В частности, непонятно, как лучше организовать свой бизнес при работе дистанционно и с меньшими для себя потерями из-за налогов. Основная проблема в том, что никто не будет до меня ехать и я не буду ехать с POS-терминалом, чтобы принимать оплату на расчетный счет. Все переводы от клиентов могут осуществляться исключительно на электронные кошельки. Идти в банк и перечислять по моим реквизитам мне как ИП тоже никто не будет, это потеря порядка 80% всех клиентов. И по неопытности своей я всё ещё до конца не понимаю, как лучше всё это дело "узаконить". После консультации в НПП мне предложили открывать использовать упрощенку и платить 2,5 года только соц. и пенс. отчисления, поскольку сейчас ИП освобождены от уплаты 3% налога. У меня N вопросов: 1) Я же вполне могу использовать кассовый аппарат и после получения оплаты на электронный кошелек пробивать чек, переводя доллары/евро по курсу центрального банка и вписывать сумму дохода, мне же ничего за это не будет? 2) Я же вполне могу не пользоваться расчетным счетом? Если же он обязателен и если я получил деньги "наличными" за услуги, обязательно ли я должен их класть на расчетный счет? 3) есть ли какие-нибудь электронные кошельки, с помощью которых можно выводить на расчетный счет с наименьшими потерями? 4) мне посоветовали установить себе зарплату в 42500 тенге, отсюда вопрос - если я с расчетного счета перевел на карточку или если мне на карточку приходит по несколько миллионов в месяц, могу ли я тратить эти деньги на что угодно? Например, на недвижимость? Не будут ли ко мне претензии от налоговой, что вот мол у тебя такая маленькая ЗП, а ты тратишь столько денег? Аля надо повысить себе зп и вообще платить 10% со всего дохода 5) Я рассматриваю наиболее "прибыльный вариант" принимать оплату на Kaspi Gold и в банке консультант ответил мне, что ничего страшного, если туда будет приходить по несколько миллионов в месяц с помощью "личных переводов" - какова вероятность, что счет закроют за "предпринимательскую деятельность"? И может ли банк в таком случае полностью лишить меня моих денег, "присвоив" их себе, а за одно "присвоив" все деньги с депозита, попутно добавив меня в какой-нибудь "черный лист", чтобы со мной никто из других банков в дальнейшем не работал? Буду рад любой информации. Заранее спасибо.


    Ответ: Здравствуйте, Дина!

    Здравствуйте. Планирую регистрироваться как ИП, поскольку доходы в год превышают 8 млн., при этом занимаюсь фрилансом и оказываю услуги клиентам из Европы и Америки. Множество моментов для меня сейчас остаются непонятными. В частности, непонятно, как лучше организовать свой бизнес при работе дистанционно и с меньшими для себя потерями из-за налогов. Основная проблема в том, что никто не будет до меня ехать и я не буду ехать с POS-терминалом, чтобы принимать оплату на расчетный счет. Все переводы от клиентов могут осуществляться исключительно на электронные кошельки. Идти в банк и перечислять по моим реквизитам мне как ИП тоже никто не будет, это потеря порядка 80% всех клиентов. И по неопытности своей я всё ещё до конца не понимаю, как лучше всё это дело "узаконить". После консультации в НПП мне предложили открывать использовать упрощенку и платить 2,5 года только соц. и пенс. отчисления, поскольку сейчас ИП освобождены от уплаты 3% налога. У меня N вопросов: 1) Я же вполне могу использовать кассовый аппарат и после получения оплаты на электронный кошелек пробивать чек, переводя доллары/евро по курсу центрального банка и вписывать сумму дохода, мне же ничего за это не будет? 2) Я же вполне могу не пользоваться расчетным счетом? Если же он обязателен и если я получил деньги "наличными" за услуги, обязательно ли я должен их класть на расчетный счет? 3) есть ли какие-нибудь электронные кошельки, с помощью которых можно выводить на расчетный счет с наименьшими потерями? 4) мне посоветовали установить себе зарплату в 42500 тенге, отсюда вопрос - если я с расчетного счета перевел на карточку или если мне на карточку приходит по несколько миллионов в месяц, могу ли я тратить эти деньги на что угодно? Например, на недвижимость? Не будут ли ко мне претензии от налоговой, что вот мол у тебя такая маленькая ЗП, а ты тратишь столько денег? Аля надо повысить себе зп и вообще платить 10% со всего дохода 5) Я рассматриваю наиболее "прибыльный вариант" принимать оплату на Kaspi Gold и в банке консультант ответил мне, что ничего страшного, если туда будет приходить по несколько миллионов в месяц с помощью "личных переводов" - какова вероятность, что счет закроют за "предпринимательскую деятельность"? И может ли банк в таком случае полностью лишить меня моих денег, "присвоив" их себе, а за одно "присвоив" все деньги с депозита, попутно добавив меня в какой-нибудь "черный лист", чтобы со мной никто из других банков в дальнейшем не работал? Буду рад любой информации. Заранее спасибо.


    Ответ: Здравствуйте, Дина!

    Здравствуйте! у меня такой вопрос, имеют ли право налоговые органы подать в суд о признании не действительным купли продажи ТОО? я получается продал тоо со всеми долгами не резиденту РК, и какие последствия могут быть и что можно сделать.заранее спасибо.


    Ответ: Здравствуйте, Бахтияр!
    Ответ: Здравствуйте, Ерлан!

    Планирую стать юридическим консультантом. Насколько я понял, мне необходимо зарегистрировать ИП в упрощенном режиме и вступить в юридическую ассоциацию. Вопрос с чего начать и как лучше организовать свою деятельность с меньшими для себя потерями из-за налогов? Заранее благодарю.


    Ответ: Здравствуйте, Ерлан!

    Здравствуйте! Очень нуждаюсь в Вашем профессиональном совете. В настоящее время планирую зарегистрировать ИП и заниматься предоставлением услуг по программированию для местных и иностранных компаний посредством заключения договоров ГПХ. Доходы могут превышать 10 миллионов в год. Оплату на расчетный счет (POS терминал) принимать не смогу ввиду того, что заказчики далеко и хотят отправлять деньги за мою работу на карту каспи голд или пр. электронные кошельки. Можно ли регистрировать ИП (упрощенный режим) если ожидается доход 5-15 миллионов тенге в год? Какие налоги я буду оплачивать если доходы будут поступать от иностранных заказчиков в валюте? Какие налоги я буду оплачивать если доходы будут поступать от местных заказчиков в валюте? Можно ли и стоит ли для произведения расчетов использовать переводы по карте каспи голд? Могу ли я использовать кассовый аппарат и после получения оплаты на электронный кошелек пробивать чек, переводя валюту по курсу нац банка и вписывать сумму дохода?

    Ответ: Здравствуйте, Ерлан!


    Ответ: Здравствуйте, Айгуль!

    Здравствуйте! Жилой дом с земельным участком приобретался в 2017 году и был продан в ноябре 2020 года, разница между ценой приобретения и ценой реализации имеется, скажите будет ли облагаться ИПН? Есть ли изменения в законе что с 2020 года вне зависимости от срока владения объектом ИПН облагается?


    Ответ: Здравствуйте, Мадина!

    Здравствуйте! У ТОО в декабре 2019 года была одна сделка с поставкой товаров в национальную компанию. В течении двух месяцев велись финансовые операции. Однако в начале 2020 года ТОО не продолжило свою деятельность. В результате камеральной проверки налоговым департаментом у нацкомпании к ТОО в начале ноября 2020 года было выписано уведомление о сокрытии доходов и невыплате налогов с них. Но в августе 2020 года данное ТОО было продано полностью, имеется договор закрепленный печатью и подписью нотариуса. Вопрос: Отвечает ли теперь бывший участник и директор ТОО в одном лице по уведомлению от налоговой?


    Ответ: Здравствуйте, Самат!



    050050, Республика Казахстан , г. Алматы, пр. Рыскулова 43В


    +7(727) 222 21 01
    info@prg.kz
    (многоканальный)

    Цель лекции:раскрыть предмет, метод, систему налогового права, права и обязанности налогоплательщиков, понятие и виды налогов, а также налогового обязательства.

    План.

    1. Предмет, методы налогового права.

    2. Система налогового права.

    3. Налогоплательщики, их права и обязанности.

    4. Налоги и других обязательные платежи в бюджет, понятие, виды.

    5. Налоговые обязательства.

    Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством налоговой деятельности.

    Основным методом правового регулирования, которым пользуется налоговое право, является императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне- властным, или директивным, а ранее именовали административным, Свое название этот метод ведет от латинского слова «повелительный», что довольно точно отображает его суть. Таким образом, императивный метод, применяемый налоговым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанного на принуждении и насилии.

    По мнении Н. П. Кучерявенко, структура налогового права выглядит следующим образом.

    Раздел 1. Историческое развитие системы налогов и ее законодательное регулирование.

    Раздел 2 Общая часть, которая состоит из следующих институтов: 1) предмет налогового права; 2) налоговые правоотношения и налоговые нормы; 3) система и источники налогового права; 4) понятие налоговой системы государства; 5) сущность налога; 6) плательщик налога; 7) объект налогообложения; 8) ставка налогообложения и др.

    Раздел 3 Особенная часть, которая состоит из следующих институтов: 1) прямые налоги с юридических лиц; 2) косвенные налоги с юридических лиц; 3) таможенная пошлина и др. Существует другие версии касательно системы налогового права.

    Согласно ст. 11 Налогового кодекса Республики Казахстан, налого­плательщик вправе:

    получать от органов налоговой службы информацию о действу­ющих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменени­ях в налоговом законодательстве;

    представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;

    получать результаты налогового контроля;

    представлять органам налоговой службы пояснения по исчисле­нию и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля;

    получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюд­жетом по исполнению налогового обязательства;

    обжаловать в установленном настоящим кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомле­ния по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должност­ных лиц органов налоговой службы;

    требовать соблюдения налоговой тайны;

    не представлять информацию и документы, не относящиеся к
    налогообложению.

    Налогоплательщик имеет и иные права, предусмотренные налого­вым законодательством Республики Казахстан.

    В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Республики Казах­стан на налогоплательщика возлагаются следующие обязанности: 1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обяза­тельство в соответствии с настоящим Кодексом;

    выполнять законные требования органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а так­же не препятствовать законной деятельности при исполнении ими слу­жебных обязанностей;

    на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и объектом, связанным с налогообложением;

    представлять налоговую отчетность и документы в порядке, пре­дусмотренном настоящим кодексом;

    проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляе­мые при торговых операциях или оказании услуг посредством налич­ных денег, платежных банковских карточек, чеков, с обязательным при­менением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выда­чей контрольного чека на руки потребителю в соответствии с настоя­щим кодексом.

    Налогоплательщик выполняет и иные обязанности, предусмотрен­ные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

    Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги — один из главных источников дохода государственного бюджета. Ос­новная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функ­ция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономи­ки. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налоги — это законо­дательно установленные государством в одностороннем порядке обя­зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определен­ных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

    Налоги поступают в бюджет государства. Поэтому за их поступ­лением и использованием государство устанавливает контроль. Ме­тодами налогового контроля являются: 1) государственная регистра­ция и ведение учета налогоплательщиков; 2) ведение учета объектов налогообложения; 3) ведение учета поступления в бюджет; 4) проведение налоговых проверок; 5) проведение камерального конт­роля; 6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности нало­гоплательщика; 7) маркировка отдельных видов подакцизных това­ров; 8) осуществление контроля над уполномоченными органами.

    Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог—это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

    Косвенный налог — это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на до­бавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим платель­щиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

    Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные. Реаль­ные налоги [от англ. real — имущество] — это налоги на имущество (на­пример, налог на имущество, налог на транспортные средства). Личные налоги — это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика. В зависимости от формы налога они подразделяются на натураль­ные и денежные.При натуральном налогепредметом налогового плате­жа выступают вещи, определяемые родовыми признаками (обычно — часть собранного урожая, добытой продукции). Денежные налоги(не­зависимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения.

    В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц (по западной терминологии — корпоративные нало­ги)и налоги с физических лиц (по западной терминологии - индивиду­альные налоги).

    В зависимости от территориального уровня налоги подразделя­ются на общегосударственные и местные.Первые являются доходом общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане -республиканского бюджета), вторые—доходом местных бюджетов.

    В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирую­щие. Закрепленные налоги —это те, которые в соответствии с законода­тельством закреплены как доходный источник за определенным ви­дом бюджета. Регулирующие налоги— это те, которые будучи закреп­ленными за определенными бюджетами, в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются в нижестоящие бюджеты в целях сбалансирования последних.

    В зависимости от характера использования налоги могут быть об­щего назначения и целевыми. Налоги общего назначения(абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые (специальные) на­логииспользуются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

    По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные. При окладных налогахего сумма (так называемый «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогопла­тельщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возника­ет только после получения плательщиком отданного органа соответст­вующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога. Неокладные налогиисчисляются и вы­плачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодатель­ством сроки) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые орга­ны осуществляют лишь контроль за полнотой исчисления налога и своевременностью его уплаты. В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Ка­захстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным нало­гам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым.

    Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

    Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие виды сборов: 1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; 3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, и др.

    Согласно ст 26 НК РК, налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающие в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи и бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

    Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения его налоговых обязательств в полном объеме, а в случае их неисполнения применять способы по их обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

    Согласно ст. 25 НК РК, объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Другими словами, объект налогообложения представляет собой юридический факт ( действия налогоплательщика или состояние его имущества), наличие которого является основанием возникновения налогового обязательства. Без объекта налогообложения у налогоплательщика не может быть налогового обязательства.

    Объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением, по каждому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет определяется в соответствии с особенной частью настоящего кодекса.

    Согласно ст. 28 НК РК, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет.

    В соответствии со ст. 26 НК РК, исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

    Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия: 1) встает на регистрационный учет в налоговом органе; 2) ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; 3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет; 4) составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки; 5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, а также пени и штрафы в случае неисполнения налогового обязательства. Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и в сроки установленные Налоговым Кодексом.

    За налогоплательщиком признается право исполнить налоговое обязательство досрочно.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что является предметом налогового права?

    2. Что представляет собой система налогового права?

    3. Какие обязанности возлагаются на налогоплательщика в соответствии налоговым законодательством Республики Казахстан?

    4. Какие налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются в налоговом законодательстве Республики Казахстан?

    5. Что понимается под налоговым обязательством?

    Тема: «Налоговая система и налоговое регулирование в Республики Казахстан» По.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Тема: «Налоговая система и налоговое регулирование в Республики Казахстан» Подготовила: преподаватель специальных дисциплин Лялька А.Ю. Дисциплина: «Налоги и налогообложение» Алматинский колледж экономики и права

    Цель занятия Формировать новые знания о налоговом регулировании, формах и методах налогового регулирования, а также и налоговой системе Республики Казахстан, разобрать этапы становления и развитие налоговой системы в РК. формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления, развитие внимания студентов, умение выделять главное, кратко и по существу излагать учебный материал.

    Актуализация знаний Фронтальный опрос: Что такое налоги? Перечислите основные функции налогов. Что означает регулирующая функция налогов? Перечислите и дайте характеристику элементам налога. Какие принципы налога вы знаете? Перечислите и дайте характеристику способам взимания налогов.

    План занятия 1. Налоговая система РК. Этапы становления и развития налоговой системы Республики Казахстан. 2. Содержание и задачи налогового регулирования.

    Налоговая система Республики Казахстан Налоговая система – представляет собой совокупность налоговых и других обязательных платежей установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм, методов их взимания и органов налоговой службы. Налоговая система Республики Казахстан включает в себя органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин.

    Этапы становления и развития налоговой системы Республики Казахстан.

    Содержание и задачи налогового регулирования Регулирование налогообложения - комплексное понятие, означающее, во-первых, деятельность работников финансового и налогового аппарата по формированию денежных фондов, образуемых за счет налогов; во-вторых, в процессе регулирования осуществляется контроль над сбором налогов, управление налогово-финансовыми органами (органы системы Минфина, Государственной налоговой службы, Департамент налоговой полиции, Государственный таможенный комитет РК).

    Задачи налогового регулирования • формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений; • составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов; • разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы. • правильное определение налогооблагаемой базы - ключевой момент механизма исчисления налогов; • осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

    Формы и методы государственного налогового регулирования Государственное налоговое регулирование представляет собой макро регулирование экономики, финансов страны и всего налогового процесса в обществе. Кроме того, налоговое регулирование представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов.

    Формы и методы государственного налогового регулирования Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере деятельности, максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей.

    Закрепление 1 К общегосударственным налогам относят: А) налог из рекламы; Б) НДС; В) коммунальный налог; Г) гостиничный сбор. 2 Совокупность налогов, что взимаются в государстве, а также форм и методов их построения – это: А) налоговая политика; Б) налоговая система; В) фискальная функция; Г) принцип стабильности 3 Акцизный сбор – это налог: А) косвенный – индивидуальный; Б) прямой – реальный; В) прямой – личный; Г) косвенный – универсальный. 4 Налоги возникли в результате: А) развития торговли; Б) появления государства; В) становление промышленности; Г) формирование товарно-денежных отношений. 5 По способу взимания налоги подразделяются: А) прямые и косвенные; Б) на прибыль (доход), на прибавленную стоимость, ресурсные, на имущество, На действии; В) общегосударственные и местные; Г) кадастровые, декларационные и предыдущие. 6 Пополнение средств государственной казны осуществляется путем реализации функции налогов: А) стимулирующей; Б) фискальной; В) регулирующей; Г) контрольной. 7 Налог с владельцев транспортных средств - это налог: А)косвенный; Б) прямой; В) местный; Г) универсальный. 8 Налоги – это: А) денежные содержания из каждого работающего человека; Б) денежные и натуральные платежи, что выплачиваются из госбюджета; В) денежные изъятия государства из прибыли и зарплаты; Г) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет в размерах и в сроки, установленные законом.

    Литература Налоговый кодекс -https://kodeksy-kz.com/ka/nalogovyj_kodeks.htm Бекболсынова А.С. Налоги и налогообложение, Учебник – http://uchebnik.kz/nalogi-i-nalogooblozhenie

    Домашнее задание Составить схему налоговой системы РК; Составить глоссарий: Государственная пошлина, Грант, Кадастр, Месячный расчетный показатель (МРП), Налоговое планирование, Налоговый агент, Налоговые преференции, налоговый режим, электронный документ налогоплательщика, электронная цифровая подпись налогоплательщика, уполномоченный орган.

    Читайте также: