Современные тенденции развития косвенного налогообложения

Опубликовано: 22.09.2024

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

«Косвенное налогообложение в России: анализ и тенденции развития».

Если после прочтения статьи у вас останутся вопросы, или вы захотите уточнить актуальность вашей темы - вы можете оставить комментарий под статьёй.

  • 1 Самое важное в актуальности
  • 2 Актуальность, проблема и цель работы
  • 3 Актуальность, объект и предмет исследования
  • 4 Элементы актуальности для темы «Косвенное налогообложение в России: анализ и тенденции развития»
  • 5 Черновик актуальности готов, что дальше?
  • 6 А можно заказать?

Самое важное в актуальности

Актуальность – это первый элемент введения. Его размер - обычно 70% страницы. Начинается фразой типа «Актуальность выбранной темы работы состоит в ряде моментов». Абзацы не более 5-6 строк, обычно – до 4 абзацев.

В актуальности требуется отметить 2 момента:

  1. почему тема актуальна вообще (иными словами, какие проблемы будут, если не подготовить работу на эту тему);
  2. почему актуальность этой темы выросла в последние месяцы (здесь можно говорить о влиянии кризисов, эпидемий – в частности, коронавирусной пандемии, новых технологий и т.п.).

Актуальность взаимосвязана с целью работы, с её объектом и предметом.

Актуальность, проблема и цель работы

Из актуальности вытекает проблема работы. То есть нужно сказать, что случится, если не писать работу.

Из проблемы следует цель работы. Цель противоположна проблеме и обычно очень похожа на формулировку темы с добавлением в её начало слова типа «совершенствование».

Актуальность, объект и предмет исследования

Актуальность работы связана с её объектом и предметом.

Если не сделать то, что указано в теме, произойдёт ухудшение состояния объекта и предмета исследования. Значит, надо сделать то, что указано в теме (то есть достичь цели работы), чтобы состояние объекта и предмета исследования улучшилось.

То есть мы должны отметить:

  1. что случится с объектом исследования, если не подготовить работу;
  2. как это отразится на рассматриваемом элементе объекта – то есть на предмете исследования.

Элементы актуальности для темы «Косвенное налогообложение в России: анализ и тенденции развития»

Чтобы написать, почему тема ВКР актуальна, необходимо открыть несколько работ по заданной теме, посмотреть и скопировать то, что там написано по поводу актуальности к себе, а потом ответить на 2 вопроса выше.

Прочитав подобные куски информации из разных статей, нужно просто понять, как именно может произойти негативное изменение, и как это негативное изменение будет изменено с помощью того, что указано в теме.

Так, можно взять следующие элементы актуальности из разных источников в интернете для темы

«Косвенное налогообложение в России: анализ и тенденции развития».

Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги – стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы. Утверждение, что современные косвенные налоги регрессивны и тяжким бременем ложатся на покупателей, особенно на группу лиц с низки-ми доходами, потеряло свою актуальность; рег-рессивность – это прошлое дореволюционных акцизов. Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают возмож-ность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обес-печения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управ-ления, оборону и т. п., источник

Актуальность темы исследования.В настоящее время налоговыесистемы стран мира выступают важнейшим звеном финансовой системыгосударства, неотъемлемой частью которой они являются, и общей системыэкономического регулирования., источник

Поэтому неэффективность налоговой системы или же уклонение от уплаты обязательных платежей сказываются на состоянии государства, а через это на общество и население в целом. Выбранная мной тема данной курсовой работы является актуальной, так как в России большее преимущество отдаётся использованию косвенного налогообложения. Однако, доминирование прямых налогов в доходах государства выступает подтверждением того, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных – наоборот. Данная зависимость определяет актуальность изучения вопросов прямого налогообложения с точки зрения теории и практики, 1 Налоговый кодекс Российской Федерации: (часть первая) от 31 июля 1998 г.. № 146-ФЗ 4 воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в государственный бюджет., источник

Выводы. Определено, что ключевой проблемой, связанной с косвенным налогообложением в цифровой экономике, является торговля услугами и нематериальными товарами в условиях, когда потребитель и поставщик этих услуг находятся в разных юрисдикциях. Развитые страны мира разработали и внедрили ряд практических инициатив, направленных на минимизацию рисков возникновения мошенничества при трансграничных операциях в электронной торговле. Эти инициативы связаны прежде всего с обеспечением быстрого обмена актуальной информацией в налоговых и таможенных органах, а также выборочным предоставлением льготных режимов налогообложения для определенных секторов цифровой экономики., источник

Отечественная финансовая наука к косвенному налогообложению относилась, в основном, как к суровой необходимости, не замечая при этом значительный потенциал экономического и социального воздействия на состояние общества. Поэтому так необходимо всесторонне подходить к изучению положительных и отрицательных сторон косвенных налогов, анализировать неудачи в их использовании и выявлять факторы, препятствующие развитию стимулирующей функции. Все это обусловливает актуальность выбранной темы диссертации. Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование новых тенденций, присущих современным косвенным налогам, и возможностей более широкого применения в системе, косвенного налогообложения показателя добавленной стоимости., источник

Черновик актуальности готов, что дальше?

После того как подготовили эти элементы, дальше нужно их описать своими словами, чтобы повысить оригинальность.

Косвенные нало­ги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене това­ра или включенные в тариф. При косвенном обложении госу­дарство становится по существу участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимо­сти в момент реализации товаров или услуг. В отличие от пря­мых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком этих налогов становится потребитель (покупатель) товаров или услуг, об­лагаемых косвенными налогами. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является по существу сборщиком налога, налоговым агентом. В настоящее время значительная часть косвенных налогов включается собственником в цену товара или услуг. Косвен­ные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает эффект даже в условиях падения производства. Поку­патель товара налог не платит, но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Юридически же налог платят предпринима­тели, а уплаченный предпринимателями налог возвращается после реализации товара, т. е. происходит его переложение на плечи работающих, что сокращает реальную заработ­ную плату. Наиболее полную характеристику косвенной системе обло­жения дал Ленин. «Косвенными налогами на­зываются такие налоги, которые не прямо берутся с земли или с хозяйства, а выплачиваются народом косвенно, в виде более высокой платы за товары. Казна облагает налогом сахар, вод­ку, керосин, спички и всякие другие предметы потребления; налог этот платит в казну торговец или фабрикант, но платит, разумеется, не из своих денег, а из тех денег, которые ему пла­тят покупатели. Цена на водку, сахар, керосин, спички повы­шается, и каждый покупатель бутылки водки или фунта саха­ра платит не только цену товара, но и налог на него. Таким образом, косвенные налоги— это налоги на предметы потреб­ления, налоги, которые уплачивает покупатель в виде повы­шенной цены товара. Косвенные налоги — самые несправед­ливые налоги, потому что бедным гораздо тяжелее платить их, чем богатым. Богатый платит из своего дохода меньшую долю в виде налога, чем бедный. Косвенные налоги — это налоги на бедных». Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях — акцизы (налог обычно на предметы массового потребления, взимаемый на внутреннем рынке с производителя или продавца товара, включается в цену товаров и тарифов, тем самым фактически перелагается на потребителя), фискальные монополь­ные налоги, таможенные пошлины

Акцизы — это налог на товар, взимаемый на внутреннем рынке с производителя или продавца товара, старейшая фор­ма косвенного налогообложения. Первое упоминание о них относится к эпохе Древнего Рима. Рос история акцизов связана в основном с налогообложением таких товарных групп, как соль, алкогольные напитки, табак, сахар, спички, керосин. Система акцизов имела не только фискальный характер, но и обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами. Акцизы — это тот вид налогов, которые в Ru то вводились, то отменялись вновь. Так, в период финансовой реформы 1930-1932 гг, акцизы были (уже в который раз) ликвидированы и в течение более чем 60-летнего пе­риода они не имели самостоятельного значения и были «зака­муфлированы» под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой составной частью. В 1992 г. в ходе проведения налоговой реформы в РФ акцизы были «восстановлены в правах» и вошли в качестве самостоятель­ного налогового платежа в систему федеральных налогов. В НК РФ акцизы также выступают важней­шим элементом системы федеральных налогов. С 01.01.2001 г. введена в действие часть II Налогового кодекса РФ. Нормы, заложенные в гл. 22, со­храняют ранее действовавший порядок исчисления и опла­ты акцизов по подакцизным товарам и минеральному сырью, но в то же время предусматривается и ряд существенных изменений. Что касается плательщиков акцизов, то впервые в них включены организации оптовой торговли ал­когольной продукцией, осуществляющие свою деятельность в режиме налогового склада (акцизного склада). В соответствии с режимом налогового склада хранение ал­когольной продукции до завершения действия этого режима осуществляется исключительно на акцизных складах под контролем налоговых органов. Моментом завершения режи­ма налогового склада и возникновения обязательства за упла­ту акцизов считается момент отгрузки (передачи) алкоголь­ной продукции покупателям и (или) своему структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию. Акцизные склады учреждаются организациями при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого территориаль­ными органами Министерства РФ по на­логам и сборам по субъектам РФ. В отличие от ранее действовавшего законодательства по акцизам в ст. 181 части второй НК РФ расширен перечень подакцизных товаров. В связи с отменой с 1.01.2001г. налога на реализацию ГСМ в этот перечень включены дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигате­лей. В целях усиления контроля за производством и потребле­нием этилового спирта и избежания потерь доходов бюджета в перечень подакцизных товаров включен спирт-сырец, а так­же этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением ко­ньячного) и любая спиртосодержащая продукция в жидком виде с объемной долей этилового спирта свыше 9, а не 12%, как было предусмотрено ранее действовавшим законодатель­ством. В перечень подакцизного минерального сырья включены нефть, природный газ. Кроме товаров внутреннего производства, акцизами в ряде случаев облагаются и импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются по­дакцизному обложению, тем самым акцизы выполняют про­текционную роль. По способу взимания акцизы деляются на индиви­дуальные (взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Объектом обложения выступают определен-, ные товары (алкогольные напитки, табак, бензин и др.). Став­ки акциза устанавливаются: единые — для товаров, сорта ко­торых мало отличаются друг от друга по качеству и ценам (соль, спички); дифференцированные — для товаров, класси­фицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла, ткани); средние — для однородных товаров, сор­та которых имеют разный уровень цен (табачные изделия)) и универсальные (налог с оборота, налог на продажу) взимается со стоимости товара внутреннего производства (в некоторых странах — и с иностранного производства), а также с денежного оборота оказываемых услуг. По сравнению с индивидуальным акцизом налог с оборота имеет ряд пре­имуществ. Он увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потре­бительских товаров. Кроме того, под контроль государства попадает большее количество товаров. Сумма акцизов по товарам, ввозимым в Ru – 4,2 млрд руб.

Одним из основных косвенных налогов является НДС, сравнительно молодой налог. Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. В нашем государстве показа­тель добавленной стоимости использовался в аналитических целях еще в период НЭПа, а с 1992 г. НДС становится одним из основных федеральных налогов РФ. До перехода России к рыночным отношениям основным налогом был налог с оборота. Более чем на 80% он мобилизовался в бюджет в виде раз­ницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В условиях рыночной экономики, предпо­лагающих ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посред­ством налога с оборота, и с 01.01.1992 г. в РФ введен НДС вместо налога с оборота и налога с продаж (последний просу­ществовал всего один год). Привлекательность НДС для бюд­жета заключается в регулярности поступлений, легкости уче­та для контролирующих органов, возможности регулирова­ния товарного спроса государством. Плательщиками налога являются предприятия/организации всех форм собственно­сти, осуществляющие производственную и иную коммерче­скую деятельность. Льготы по НДС носят социально выра­женный характер. Периодичность перечислений зависит от среднемесячной суммы НДС, вида хозяйственной деятельно­сти предприятия, его типа. В законе НДС определен как форма изъятия в бюд­жет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и опреде­ляется в виде разницы между стоимостью реализованных това­ров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относи­мых на издержки производства и обращения. Важным элемен­том налога являются его ставки. В 1992 г. НДС в России был введен по ставке 28%, т. е. значительно выше, чем в других стра­нах. Однако вскоре налогообложение некоторых продоволь­ственных товаров стало осуществляться по ставке 15%, а с 01.01.1993 г. базовая ставка была снижена до 20% (а 07.07.2003 – до 18%); ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакциз­ных) и товары для детей, периодическую лит-ру, книги, связанные с образованием, культурой, лекарства и отедльные с/х сырьевые ресурсы снижена до 10 %. С вступлением в силу 2 ч. НК РФ существенно изменилось поня­тие экспорта товаров для целей исчисления НДС. Экспортом товаров является фактический вывоз товаров за пределы тамо­женной территории РФ. Т.о., при реализации това­ров в страны СНГ их стоимость должна облагаться НДС по ставке 0%. Объектами обложения по НДС вы­ступают обороты по реализации товаров, работ, услуг на тер­ритории РФ, а также ввозимые товары в соответствии с режимом импорта. Закон определил в качестве объекта нало­гообложения оборот по реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне, т.е. на практике — это выручка, поступившая либо на расчёт­ный счет предприятия, либо в его кассу. Однако объект обло­жения — это еще не облагаемый оборот. Если товары и услуги реализованы по свободным ценам, то облагаемый оборот ра­вен выручке за вычетом суммы НДС, а если по государственным регулируемым ценам и тарифам, то облагаемый оборот включает НДС. По ФЗ от 07.07.2003. основная ставка НДС – 18%. Потери фед бюджета от снижения ставки = 76,6млрд руб. потери в связи с предоставлением льгот = 331млрд руб. предполагаемый объем НДС = 709,5млрд руб, НДС на ввозимые товары ожидается 278,9млрд руб.

Таможенные пошлины — косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Они возникли из феодального права торговли, за наем лавки для товара, за проезд по территории. В Древней Руси торговые пошлины за право купли-продажи назывались «тамга», а служилые люди, клеймившие товар и взыскивающие тамгу, назывались «таможенниками или «таможниками». В современной России таможенные платежи представля­ют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, регулирующих взаимосвязи внутреннего рынка с мировым. Исторически существовали ввозные, вывозные и транзит­ные пошлины. Первые пошлины носили чисто фискальную направленность. В настоящее время преобладают импортные таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну. Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмот­ренным в таможенном тарифе, который содержит наименова­ние ввозимых иностранных или вывозимых национальных то­варов, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина), в твердой сумме с едини­цы измерения товара (специфическая таможенная пошлина). По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам — готовые изделия. В некоторых стра­нах сочетаются обе ставки (так называемые смешанные став­ки). Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколь­ко ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим то­варам, максимальные — к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также многим видам сельскохозяйственной продукции, льготные — к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений. Посредством механизма таможенных пошлин государство может весьма эффективно ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Существуют различные виды таможенных пошлин. В за­висимости от цели применения они подразделяются на: фис­кальные, выступающие в качестве средства бюджетных дохо­дов; протекционные и сверхпротекционные, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые, применяемые к импортным товарам, кото­рые продаются внутри страны по низким ценам; преферен­циальные — льготные, устанавливаемые на определенный то­вар или на весь импорт по договору; дискриминационные пошлины, в противоположность преференциальным, вводятся для ограничения ввоза товаров с одной или группы стран; статистические пошлины невысоки по размеру и вводятся с це­лью учета импорта-экспорта товаров. Уравнительные (компен­сационные) таможенные пошлины устанавливаются с целью выравнивания цен ввозимых товаров с ценами национальных товаров.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:07, реферат

Описание

Налоговые доходы являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

Содержание

Введение
Глава 1. 1.1.Понятие и экономическая сущность налогов.
1.2. Классификация налогов.
1.3.Налоговая нагрузка
2. Характеристика косвенных налогов.
2.1. НДС
2.2. Акциз
3. Характеристика косвенных налогов в зарубежных странах
3.1. Российская Федерация.
3.2. Франция
3.4.. Великобритания
4. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из 1 файл

конференция2.docx

Тема: Современные тенденции развития косвенного налогообложения в РБ и зарубежных странах

Подготовили: учащиеся группы 1003

Родько Виктория Александровна и Денис Яна Антоновна

Глава 1. 1.1.Понятие и экономическая сущность налогов.

1.2. Классификация налогов.

2. Характеристика косвенных налогов.

3. Характеристика косвенных налогов в зарубежных странах

3.1. Российская Федерация.

4. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Список использованных источников

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она обеспечивает финансовую базу государства, и выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить из реальностей социально- экономического состояния страны; это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.

Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.

Налоговые доходы являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, и их размер прямо зависит от объекта налогообложения. Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес. В наше время расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производства.

В данной работе объектом исследования являются косвенные налоги и налоговая система РБ.

Цель работы – изучение роли косвенных налогов в доходах бюджета Республики Беларусь.

Задачей данной работы является рассмотрение нынешней налоговой политики государства и путей ее совершенствования.

1.1. Понятие и экономическая сущность налогов.

Налоги — это важнейших элемент перераспределения ВВП между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, и в этом, пожалуй, их главный отличительный признак, кроме того, участвуя в процессе.

В сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами — сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

К косвенным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

date image
2020-01-14 views image
159

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Мы считаем, что для реформирования косвенного налогообложения необходима налоговая оптимизация, которая определяется как государственный финансово-экономический механизм увеличения числа налогоплательщиков, предусматривающий планомерное снижение налоговых ставок с использованием специфических методов достижения оптимального размера налоговой базы, при котором гарантирована своевременная и полная уплата налогов хозяйствующими субъектами и населением.

Заинтересованность налогоплательщиков в сокращении налогового бремени, будучи законной, должна гарантироваться государством. Мы считаем, что для этого необходимо в НК РФ закрепить понятие «состав законных интересов налогоплательщика», поскольку они являются неотъемлемой частью его правового положения. Следует определить судебный и административный механизмы защиты этих интересов, обеспечив возможности их более активного использования в правоприменительной практике. Получение налоговой выгоды налогоплательщиком, а также правомерность его стремления к уменьшению налогового бремени можно рассматривать с позиции законных интересов налогоплательщика в рамках ст. 22 НК РФ.

Всестороннее исследование сущности налоговой оптимизации позволяет обосновать ее экономическую природу: налоговая оптимизация основывается на стремлении субъекта – налогоплательщика рационально использовать (расходовать) собственное имущество.

Нормативное закрепление допустимости налоговой оптимизации будет способствовать минимизации конфликтных ситуаций между государством и налогоплательщиками в процессе оптимизации налогообложения хозяйственной деятельности, для этого предлагается дополнить ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» пп. 4 и 5:

«4. Налогоплательщик (налоговый агент) имеет право:

- защищать свою собственность всеми возможными и допустимыми способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;

- использовать предоставленные государством права, связанные с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и соответственно оптимального вида платежа;

- на экономически оправданные действия, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, при условии достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации.

5. Изъятие части собственности гражданина или организации в виде налога или сбора ограничены Конституцией РФ».

В качестве оснований классификации налогов на прямые и косвенные следует выделять порядок формирования цены товара (работ, услуг) и механизм исчисления налога, но не субъекта, несущего тяжесть налога. Под порядком формирования цены понимается возможность переложения налога на покупателя, посредством включения налога в цену товара (работ, услуг). Механизм исчисления налога представляет собой применение совокупности закрепленных правилами налоговых отношений элементов налогообложения в целях определения его величины.

Отсутствие на законодательном уровне (п. 1. ст. 168 НК РФ) определения фактического плательщика налога на добавленную стоимость, важность такого закрепления, обусловленная необходимостью соблюдения конституционного принципа равного налогового бремени, предопределяют необходимость дополнения и изменения в НК РФ соответствующих норм.

В виду отсутствия законодательного определения понятия косвенное налогообложение товаров (работ, услуг) под ним предлагается понимать обложение товаров (работ, услуг) налогом на добавленную стоимость. Налогу на добавленную стоимость присуща «налоговая индивидуальность», которая характеризует его как универсальный и усовершенствованный косвенный налог, в отличие от налога с оборота и налога с продаж.

В рамках государственного курса по созданию стабильной и эффективной отечественной налоговой системы, систематизация методологических элементов финансово-правового механизма косвенного налогообложения товаров, работ, услуг, представленная в таблице 6, обусловливает целесообразность сохранения НДС в налоговой системе России, при условии его снижения с 2011 г. на 1 % ежегодно до 9 % к 2019 г.




Всесторонний анализ фискально-экономических преимуществ и недостатков налога на добавленную стоимость позволяет: во-первых, использовать сильные стороны НДС в целях повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, а также гармонизировать российское налоговое законодательство с законодательством стран - экономических партнеров; во-вторых, избежать ошибок при реформировании налоговой системы (табл. 6).

Опыт зарубежных стран по минимизации потерь бюджета из-за необоснованного возмещения НДС позволяет обеспечить решение данной проблемы в России путем реализации следующего комплекса мер.

1) Введение налогового счёта для плательщиков НДС и регистрационного номера по НДС (VAT number), при этом предлагается установить предел выручки, до достижения которого регистрация не требуется (12 млн. рублей в год).

2) Разработка системы контроля ввоза и вывоза товаров через границу РФ,

основанная на обмене информацией между таможенными и налоговыми органами.

В целях улучшения собираемости НДС и минимизации необоснованного возмещения данного налога из бюджета предлагается также внести следующие

дополнения и изменения в Главу 21 НК РФ:

включить в пп. 1 п. 1 статьи 165 «Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов» положения о том, что «контракт должен представляться со всеми дополнительными соглашениями, в которых может содержаться информация,

Таблица 6 - Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость

необходимая для определения цены реализации». Тогда

- необходимым и достаточным условием для подтверждения экспортной реализации является единовременное представление контракта со всеми дополнительными соглашениями, в дальнейшем производится включение в пакет документов для налоговых органов только дополнительных соглашений по длящимся экспортным контрактам;

- необходимо изменить пп. 2 п. 1 статьи 165 НК РФ, поскольку он содержит положение, относящееся только к наличию одного контракта с иностранным партнером, и сформулировать положение о представлении банковских документов, подтверждающих поступление экспортной выручки, при условии его применения всеми налогоплательщиками, независимо от объемов реализуемой на экспорт продукции;

- необходимо дополнить статью 165 НК РФ требованием к налогоплательщику об обязательном представлении заверенных надлежащим образом письменных переводов текстов документов международного образца, составленных на иностранном языке, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов;

- необходимо установить порядок получения вычетов по НДС при неденежных формах расчетов (п.4 ст. 168 НК РФ).

Практические особенности отечественной налоговой системы обусловливают основные последовательные этапы проведения мероприятий по оптимизации налогообложения. В их числе: изучение исторического аспекта; оценка эффективности применяемого налога; анализ нормативно - правовой базы и судебной практики в связи с применением налога; оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий - плательщиков налога; установление наличия взаимосвязи налога с другими применяемыми налогами; выработка мер по решению существующих проблем данного налога; прогноз результатов заявленных мер по совершенствованию законодательства по применению налога; проведение мероприятий по реформированию налога; контроль проводимых мероприятий.

Предлагаются три основных направления оптимизации российского косвенного налогообложения товаров (работ, услуг). Во-первых, ежегодное снижение основной ставки на 1 %, начиная с 2011 г., до 9 % в 2019 г. Во-вторых, дальнейшее упрощение действующего механизма изъятия налога с одновременным усилением контрольной функции налога и фискально-регулирующей функции государства. В-третьих, урегулирование отношений между всеми участниками процесса налогообложения: налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми консультантами.

Мероприятия по снижению основной налоговой ставки НДС в ходе реформирования системы косвенного налогообложения позволят снизить бремя косвенных налогов и увеличить нагрузку по прямым налогам. Анализ фактических сумм поступлений НДС за несколько лет показал его фискальную направленность, характеризующуюся изменчивостью объемов поступлений в разное время, но с четкой тенденцией к их увеличению.

Всестороннее изучение преимуществ и недостатков косвенных налогов при их сравнении с прямыми налогами, позволило прийти к выводу о том, что размер их оптимального соотношения необходимо рассчитать и скорректировать на основе данных практики. Следует установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом – с внешнеэкономической средой. При этом взаимосвязь прямых и косвенных налогов является системно-динамической.

Оптимизация косвенного налогообложения товаров (работ, услуг), может проводиться только комплексно, путем сочетания различных методов государственного регулирования: финансового, денежного, налогового и др.

Справедливая и оптимальная система налогообложения, в том числе товаров, работ, услуг – идеальная мечта любого государства, которую пока не реализовало ни одно общество мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди, как представляется, еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает, и будет вызывать критику любых фискальных институтов.

Современная налоговая система предусматривает гибкое законодательство, эффективную работу налоговых агентов. Для реформирования косвенного налогообложения мы считаем необходимым налоговую оптимизацию.

Заинтересованность налогоплательщиков в сокращении налогового бремени, будучи законной, должна гарантироваться государством. Мы считаем, что для этого необходимо в НК РФ закрепить понятие «состав законных интересов налогоплательщика», поскольку они являются неотъемлемой частью его правового положения. Следует определить судебный и административный механизмы защиты этих интересов, обеспечив возможности их более активного использования в правоприменительной практике. Получение налоговой выгоды налогоплательщиком, а также правомерность его стремления к уменьшению налогового бремени можно рассматривать с позиции законных интересов налогоплательщика в рамках ст. 22 НК РФ.

Заключение

Для развития отечественной налоговой системы характерно широкое использование системы косвенных налогов, которые всегда играли важную роль в пополнении государственной казны. В современных условиях косвенные налоги должны рассматриваться не только с фискальных позиций, но и как инструмент государственного регулирования, в частности регулирования спроса и предложения, уровня доходов, накопления и потребления.

Функционирование системы косвенных налогов в современной России зачастую нарушает базовые принципы налогообложения, изложенные классиками экономической науки и определенные в Налоговом Кодексе, что не позволяет косвенным налогам в полной мере реализовать свое содержание.

К объективным факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов, относятся: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, преобладание безденежных форм взаиморасчетов, рост неплатежей предприятий. К субъективным факторам относятся несовершенство налогового законодательства, предоставление большого количества льгот и отсрочек, введение "зон экономического благоприятствования" и иных выделенных налоговых режимов, уклонение от уплаты налогов.

Механизм контроля за уплатой косвенных налогов предусматривает ряд специфических процедур и нуждается в совершенствовании по правовому, организационному, материально-техническому и социально-психологическому направлениям.

Оценив динамику доходов, администрируемых УФНС России по Республике Мордовия можно сделать следующие выводы:

- наблюдается положительная динамика роста поступлений косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации;

- за анализируемый нами период 2004 – 2008 гг. значительно увеличились качество и эффективность налоговых проверок (с 70 до 95%);

- постоянное снижение просроченных платежей по акцизам и НДС.

Безусловно, налицо положительная тенденция налогового администрирования, рост эффективности работы налоговой системы в целом, однако, существует ряд проблем, требующих всестороннего и комплексного анализа. Выявив слабые стороны взимания косвенных налогов, были предложены меры по рационализации косвенного налогообложения: проведение налоговой оптимизации; целесообразность сохранения НДС в налоговой системе России, при условии его снижения с 2011 г. на 1 % ежегодно до 9 % к 2019 г.; внесение поправок в Главу 21 Налогового Кодекса Российской Федерации; заимствование зарубежного опыта косвенного налогообложения (в частности, ужесточение санкций за несоблюдение налогового законодательства); предложены меры по совершенствованию налогового администрирования.

Читайте также: