Налоги и платежи вносимые организациями в бюджет и во внебюджетные фонды

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2015-05-27 views image
1830

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


В соответствии с законодательством все действующие на территории РФ налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

В Налоговом кодексе РФ, действующем с 1 января 1999 года, определено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на пользование недрами;

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- федеральные лицензионные сборы.

Региональныеналоги и сборы включают:

- налог на имущество организации;

- налог на недвижимость;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

- местные лицензионные сборы.

Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.п.).

5. Финансовый план предприятия.

Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план предприятия состоит из четырех разделов:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления;

- взаимоотношения с бюджетом.

Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.

Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов.

I.Доходы и поступления средств

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации.

3. Планируемые внереализационные доходы, в т.ч.:

а) доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

б) доходы, полученные от ценных бумаг;

в) доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

г) доходы от сдачи имущества в аренду;

4. амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.

5. поступления средств от других предприятий.

II. Расходы и отчисления средств:

1. Налоги, уплаченные из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в т.ч.:

а) на накопление;

б) на потребление;

3. Долгосрочное инвестирование, в т.ч.:

а) за счет амортизационных отчислений;

б) за счет других источников финансирования.

3. Прочие расходы.

Для обеспечения полной взаимосвязи статей финансового плана и определения окончательных взаимоотношений с государственным бюджетом при завершении расчета баланса доходов и расходов ( в виде приложения к нему) составляется проверочная (шахматная) таблица, в которой по горизонтали приводятся источники финансирования (отраженные в подразделе «Доходы и поступления»), а по вертикали – статьи расхода (из подраздела «Расходы и отчисления»), равнозначные в общей сумме по итогу.

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Виды налогов

В соответствии с законодательством все действующие на территории Российской Федерации налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные. С вступлением в действие Конституции РФ налоговое право органов государственной власти на местах существенно расширилось. Теперь им предоставлено право самостоятельно вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления на основе общих принципов, устанавливаемых в федеральном налоговом законодательстве.

По объекту налогообложения, существующие в Российской Федерации налоговые платежи можно разделить на налоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами); за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины), добавленную стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.

Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.п.).

Налог на прибыль

В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль (доход). Система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с российской спецификой переходного периода к рыночным отношениям.

Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.

Одним из наиболее серьезных вопросов при определении базы обложения налогом на прибыль является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете валовой прибыли. В настоящее время для этих целей продолжает применяться Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г.). В качестве общего правила принимается, что такие затраты включаются в расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от предварительной или последующей формы их оплаты.

Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налог а. С 1992 г. эта ставка неоднократно изменялась; с 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13%. Одновременно установлено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, установленным законодательными органами соответствующих субъектов Федерации в размере не свыше 22%, а бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, – по ставкам в размере не свыше 30%.

Отличительной особенностью действующего в Российской Федерации порядка налогообложения прибыли является наличие большого числа разнообразных налоговых льгот, среди которых особо следует отметить выведение из-под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Условием предоставления этой льготы является полное использование предприятием сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату, которые исключаются из льготируемой суммы расходов.

Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.

Налог на имущество предприятия

До настоящего времени значение этого налога, как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков относительно невелико. Однако по мере формирования рыночной среды, а также в связи с уже проведенными и предполагаемыми очередными переоценками основных фондов предприятий роль этого налога существенно возрастает.

Плата за ресурсы

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа). Имеются и платежи за загрязнение природной среды (подробнее см. гл. 18).

Косвенные налоги

Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из ведущих мест по общему объему налоговых поступлений. Подобный налог применяется во многих странах, и прежде всего, в странах ЕС. В 20 из 24 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), НДС является основным налогом на потребление.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран; налог взимается с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии первичного производства вплоть до реализации законченного продукта конечному потребителю, и представляет собой разницу между суммой налога, уплаченного поставщику сырья и материалов, и суммой, полученной плательщиком налога от покупателя произведенной им продукции (выполненных работ, услуг).

Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий – производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и т.д. налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).

В настоящее время датой совершения оборота для исчисления НДС считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – день поступления выручки в кассу.

Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.

Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они поселяют стимулировать экспорт и защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа. Эти платежи имеют большое значение с точки зрения фискальных интересов государства, поскольку носят стабильный характер и достаточно легко поддаются администрированию (подробнее см. гл. 19).

Платежи во внебюджетные фонды

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Наряду с обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды социального назначения все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т.д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем. Решения об отчислениях в такие фонды принимаются Правительством РФ.

Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.

Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.

При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.

Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.

Что нужно знать об НДФЛ

C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.

Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2021 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.

Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.

Уменьшение налога

Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Взносы в фонды

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.

Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году

НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:

  • в Пенсионный фонд России (ПФР) — 22 %
  • в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %
  • на страхование от несчастных случаев — от 0,2 до 8,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска)

На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).

Калькулятор страховых взносов

Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.

Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.

Что изменилось в связи с действием прямых выплат

С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

Обязательные отчисления ИП в 2021 году

При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.

Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.

По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:

  • на собственное пенсионное и медицинское страхование;
  • на социальное страхование работников, если они есть у предпринимателя.

Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».

Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.

Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12


Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:

  • если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб.;
  • если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 * 32 448 руб.

Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).

Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.

Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?

Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.

Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.

Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.

На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).

Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:

  • на ОМС: 20 000 х 5,1 % = 1 020 руб.
  • на ОПС: 20 000 х 22 % = 4 400 руб.
  • на ОСС: 20 000 х 2,9 % = 580 руб.
  • «на травматизм»: 20 000 х 0,2 % = 40 руб.

В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.

Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.

Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.

В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.

Опасная экономия

Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.

Заключение договоров ГПХ

Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.

Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

Оформление сотрудников как ИП

Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

«Перевод» сотрудников в самозанятые

Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.

С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.

Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.

Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда. Виды налогов. В соответствии с законодательством все действующие на территории Российской Федерации налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные, и местные. По объекту налогообложения, существующие в Российской Федерации налоговые платежи можно разделить на налоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами); за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины), добавленную стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами. Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.п.). Налог на прибыль(доход).Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам. Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога. С 1995 года ставка налога установлена в фиксированном размере 13%. Одновременно установлено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, установленным законодательными органами соответствующих субъектов Федерации в размере не свыше 22%, а бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, – по ставкам в размере не свыше 30%. Отличительной особенностью действующего в Российской Федерации порядка налогообложения прибыли является наличие большого числа разнообразных налоговых льгот. Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах. Налог на имущество предприятия. Плата за ресурсы.Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Косвенные налоги.Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий. Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом. Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Платежи во внебюджетные фонды. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций. Наряду с обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды социального назначения все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

В соответствии с законодательством все действующие на территории Российской Федерации налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные. С вступлением в действие Конституции РФ налоговое право органов государственной власти на местах существенно расширилось. Теперь им предоставлено право самостоятельно вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления на основе общих принципов, устанавливаемых в федеральном налоговом законодательстве.

По объекту налогообложения, существующие в Российской Федерации налоговые платежи можно разделить на налоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами); за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины), добавленную стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.

Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.

Налог на прибыль

В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль (доход). Система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с российской спецификой переходного периода к рыночным отношениям.

Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.

Одним из наиболее серьезных вопросов при определении базы обложения налогом на прибыль является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете валовой прибыли. В настоящее время для этих целей продолжает применяться Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г.).

Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налог а. С 1992 г. эта ставка неоднократно изменялась; с 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13%. Одновременно установлено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, установленным законодательными органами соответствующих субъектов Федерации в размере не свыше 22%, а бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - по ставкам в размере не свыше 30%.

Отличительной особенностью действующего в Российской Федерации порядка налогообложения прибыли является наличие большого числа разнообразных налоговых льгот, среди которых особо следует отметить выведение из-под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Условием предоставления этой льготы является полное использование предприятием сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату, которые исключаются из льготируемой суммы расходов.

Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.

Налог на имущество предприятия

До настоящего времени значение этого налога, как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков относительно невелико.

Плата за ресурсы

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа). Имеются и платежи за загрязнение природной среды (подробнее см. гл. 18).

Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из ведущих мест по общему объему налоговых поступлений. Подобный налог применяется во многих странах, и прежде всего, в странах ЕС. В 20 из 24 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), НДС является основным налогом на потребление.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран; налог взимается с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии первичного производства вплоть до реализации законченного продукта конечному потребителю, и представляет собой разницу между суммой налога, уплаченного поставщику сырья и материалов, и суммой, полученной плательщиком налога от покупателя произведенной им продукции (выполненных работ, услуг).

Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий - производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и т.д.

В настоящее время датой совершения оборота для исчисления НДС считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.

Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.

Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они поселяют стимулировать экспорт и защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа. Эти платежи имеют большое значение с точки зрения фискальных интересов государства, поскольку носят стабильный характер и достаточно легко поддаются администрированию (подробнее см. гл. 19).

Платежи во внебюджетные фонды

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер.

Наряду с обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды социального назначения все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т. д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем. Решения об отчислениях в такие фонды принимаются Правительством РФ.

Читайте также: