Современное состояние и перспективы развития налогового консультирования в россии

Опубликовано: 15.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:23, реферат

Описание

Цель работы изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию и перспектив его развития.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;
- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;
- оценить перспективы развития налогового консультирования;
- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации налогового консультирования………………………………………………………………5
1.1 Услуги в сфере налогового консультирования…………………………….5
1.2 Виды моделей и оплат услуг налогового консультирования……. …..….6
1.3 Принципы профессионального поведения, требования, предъявляемые к налоговому консультанту …………………………………………………….12
Глава 2. Современное состояние налогового консультирования в России…………………………………………………………………………….18
2.1 Концепция развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации …………………………………………………………18
2.2 Проблемы в области налогового консультирования в России………. 21
Глава 3. Проблемы налогового консультирования и пути их совершенствования в Российской Федерации………………….………. 24
3.1 Опыт налогового консультирования в ряде иностранных государств…..24
3.2 Пути решения проблем развития рынка налогового консультирования. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..39

Работа состоит из 1 файл

Этуева Лиана .doc

Глава 1. Теоретические аспекты организации налогового консультирования…………………………………… …………………………5

1.1 Услуги в сфере налогового консультирования……… …………………….5

1.2 Виды моделей и оплат услуг налогового консультирования……. …..….6

1.3 Принципы профессионального поведения, требования, предъявляемые к налоговому консультанту …………………………………………………….12

Глава 2. Современное состояние налогового консультирования в России……………………………………………………………… …………….182.1 Концепция развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации …………………………………………………………18

2.2 Проблемы в области налогового консультирования в России………. 21

Глава 3. Проблемы налогового консультирования и пути их совершенствования в Российской Федерации………………….………. 24

3.1 Опыт налогового консультирования в ряде иностранных государств…..24

3.2 Пути решения проблем развития рынка налогового консультирования. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..39

В условиях рыночной экономики, налоги являются важнейшим фактором развития экономической системы страны, а так же необходимым инструментом способствующим государственному регулированию экономики. С другой стороны, налогообложение – это один из серьезных факторов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. Внедрение эффективной системы налогового планирования позволит сэкономить денежные средства и способствует развитию бизнеса.

Актуальность проблемы.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение юридических и физических лиц, активное вовлечение граждан в налоговые отношения предопределили потребность в получении такого вида услуг, как налоговое консультирование, которое требует полной разработанности всех теоретических и практических аспектов деятельности налоговых консультантов.

Цель работы изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию и перспектив его развития.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;

- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;

- оценить перспективы развития налогового консультирования;

- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

Объектом исследования является организационно-правовые аспекты развития рынка налогового консультирования в России и за рубежом.

Предмет исследования – современное состояние, а также механизм функционирования и развития рынка консультационных услуг в области налогообложения. В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, статистический, изучение монографических публикаций и статей, обобщения. Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области налогового консультирования в нашей стране и за рубежом. Среди российских ученых можно назвать Кирину Л.С., Андреева Е.П., Васьковского Д.В. и др. Также использовались работы таких авторов, как Матюшенкова Ю.Л., Карпасова З., Герд Ленг, Лесова А., Вахитов Р. Список источников представлен в конце курсовой работы.

Методологической базой исследования в рамках системного подхода послужило применение субъектно-объектного, структурно-функционального, историко-логического, ретроспективного, компаративного методов исследования

Эмпирической базой данной курсовой работы являются такие нормативно – правовые акты как: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ

Курсовое исследование написано при использовании нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалов периодической печати. Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Первая глава посвящена изучению особенности организации современного налогового консультирования. Во второй главе работы рассматриваются современные аспекты развития рынка услуг по налоговому консультированию, а также проблемы российского консалтинга в области налогообложения. На основе первых двух глав, в третьей главе курсовой работы, представлены пути решения обозначенных проблем и направления совершенствования налогового консультирования на основе зарубежного опыта развития налогового консультирования.

Глава 1. Особенности организации налогового консультирования.

1.1 Услуги в сфере налогового консультирования.

Налоговое консультирование — это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами.

Оптимизация налогообложения представляет собой выгодный способ ведения хозяйственной деятельности с применением существующих инструментов согласно действующему Налоговому Кодексу Российской Федерации. Услуги консультанта заключаются в эффективном и оперативном реагировании на вопросы, связанные налоговой сферой.

В настоящее время существуют различные виды налогового консультирования. В зависимости от ситуации, предоставляется той или иной вид услуг.

Консультирование осуществляется с целью повышения эффективности деятельности организации. Иными словами, при предоставлении услуг, прежде всего, учитываются текущие налоговые потребности предприятия. Однако это не значит, что услуги консалтинга будут сосредоточены исключительно на какой-либо текущей задаче клиента.

Основная задача заключается в том, чтобы в результате совместного сотрудничества разработать оптимальную управленческую программу для развития бизнеса. 1

Оперативные и профессиональные услуги налогового консультанта помогут избежать финансовых потерь и защитить компанию от возможных налоговых претензий со стороны различных государственных органов, и прежде всего, налоговых.

Услуги в сфере налогового консультирования включают в себя:

Консультирование и разработка рекомендаций по следующим вопросам:

  • начисление и уплата налогов в бюджет;
  • законодательство и бухгалтерский учет;
  • налогообложение заключенных сделок;
  • сложные и нестандартные ситуации.

Планирование и разработка модели управления компанией:

  • финансовый анализ деятельности компании в данный момент;
  • оценка перспектив в ближайшем будущем;
  • прогнозирование налоговых рисков.

Разработка оптимального налогового поведения:

  • оценка существующей финансовой политики компании;
  • оценка действующей системы учета;
  • контроль над начислением налогов в бюджет и внебюджетным фондам согласно финансовым обязательствам компании;
  • пересмотр и коррекция начисленных налоговых выплат;
  • построение линии защиты в суде.

1.2 Виды моделей и оплат услуг налогового консультирования.

Анализируя существующие методы налогового консультирования, необходимо, показать и критически оценить модели налогового консультирования, широко применяемые в практической деятельности.
Понимание роли, которую могут сыграть налоговые консультанты, поможет им при постановке задачи, формулировании требований к качеству услуг и результатам. 2

В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие виды моделей налогового консультирования:

- Экспертная модель консультирования;

- Проектная модель консультирования;

- Процессная модель консультирования;

- Обучающая модель консультирования.

Рассмотрим, в чём же заключаются основные отличия выше перечисленных моделей.

Экспертная модель консультирования. 3

Роль организации – заказчика: обеспечение консультанту доступа к необходимой и достаточной информации. Оценка результатов.
Роль консультанта: информирование и разъяснение руководителям и специалистам организации смысла норм, правил и процедур и т.п., действующих в налоговом законодательстве.

При экспертной модели консультант не принимает участия ни в диагностике проблемы, ни во внедрении решений, а отвечает лишь за этап разработки и принятия решения. Модель называется экспертной, потому что она применяется в тех случаях, когда от консультанта клиенту требуется только его компетенция, то есть консультант выступает в роли эксперта по проблеме клиента.
Не участвуя сам в диагностике, консультант, работая по экспертной модели, руководствуется в основном фактами, которые ему предоставляет клиент, и видением проблемы клиентом.

Плюсы экспертной модели состоят в том, что она очень экономична по временным затратам как для клиента, так и для консультанта.

Минус в том, что консультант ограничен теми выборочными фактами, которые предоставил ему клиент. Также недостаток этой модели состоит в том, что реализацию решения клиент проводит в соответствии с тем, как он услышал и понял консультанта, и это эксперт уже не контролирует.

Проектная модель консультирования.

Налоговый консультант при реализации модели проектного консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и определении его проблем, передаче своих теоретических и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения. 4

Роль организации – заказчика: предоставление необходимой информации консультанту для определения проблемы клиента. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений.

Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов проектирования.

В этой модели консультант берет на себя ответственность за диагностику и разработку решений, но не участвует в этапе реализации, передавая ответственность за этот этап клиенту. То есть консультант выступает в роли разработчика проекта. Эта модель используется для тех решений, реализация которых достаточно проста в исполнении, не требует серьезных корректировок по ходу выполнения и особой компетенции исполнителей.

Преимущество этой модели заключается в том, что у консультанта есть возможность детальной диагностики проблемы. Однако, как и в экспертной модели, имеется вероятность того, что клиент не достаточно хорошо поймет предложенный совет, что ему может не хватить каких-то ресурсов, в том числе и компетенции, чтобы правильно внедрить решение.

Процессная модель налогового консультирования.

Роль организации – заказчика: активное взаимодействие с консультантом в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом. Высказывание своих идей, соображений, предложений. Совместный с консультантом анализ проблем и выработка решений.
Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов консультирования. На всех этапах проекта активное взаимодействие с заказчиком.

История возникновения и развития налогового консультирования в различных странах различается особенностями развития налогового законодательства каждой страны. Наиболее раннее возникновение налогового консультирования, как деятельности, согласно Материалам VI ежегодной практической конференции Палаты налоговых консультантов России, относится к 1897 году. Как сообщают эти Материалы, этой датой отмечено начало истории развития системы налогового консультирования в Японии. Япония характеризуется достаточно широким развитием системы налогового консультирования. 23.02.1942 года создано Объединение профессиональных налоговых консультантов Японии, которое является гарантией профессиональной работы налоговых консультантов. В некоторых странах, например Европы, налоговое консультирование возникло, как составляющая управленческого консультирования, как консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и финансовый контроль за операциями, в 20-е годы 20-го столетия. Налоговые консультанты имели бухгалтерское образование и опыт работы с фирмами дипломированных частнопрактикующих бухгалтеров. Например, в Германии считается, что профессия налогового консультанта возникла в 1919 году, когда возникла необходимость подготовки специалистов, разбирающихся в налоговом законодательстве, способных оказывать помощь налогоплательщикам, в том числе и применять законные способы минимизации налоговой нагрузки. Реальное становление налогового консультирования как сферы бизнеса произошло в 60- е годы, характерной особенностью которых было активное внедрение в управленческий консалтинг крупнейших аудиторских фирм. Специфика их деятельности позволила предлагать услуги по налоговому консультированию на профессиональной основе, так как налоговое консультирование, как естественное продолжение бухгалтерских услуг, опиралось на налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различных аспектов внутреннего финансового менеджмента, частью которого является налогообложение, и организацию основных бизнес – функций, которые должны учитывать существующую налоговую систему. Таким образом, становление и развитие управленческого консультирования сопровождается выделением в отдельное направление налогового консультирования. Однако, налоговое консультирование всегда сопряжено с налогами, устанавливаемыми государством. Поэтому и вопросы принятия и введения налогового законодательства влияют на процесс налогового консультирования.

Налоговое консультирование в подавляющем большинстве стран мира требует профессиональной подготовки и 7 подтверждения права на оказание услуг по налоговому консультированию, а часто и наличия лицензии.

В большинстве развитых стран консультирование по вопросам налогообложения может осуществляться только специально уполномоченными законом лицами. В той или иной форме государство берет под контроль налоговое консультирование и устанавливает такие правила, по которым оно становится, во-первых, важным и ответственным занятием, а во-вторых, люди, выбирающие для себя это занятие, обязаны подтвердить свой высокий профессиональный уровень.

Налоговое консультирование в России возникает с возникновением рыночных отношений. Перестройка административно – командного характера управления государством на рыночные отношения характеризовалась не только началом создания налоговой системы в 9 России, но и проблемой ее реализации. Налоговая система в России в период с 1992 по 1998 год характеризовалось частыми изменениями в налоговом законодательстве, причем изменения, вносимые в налоговые законы, принимаемые новые налоговые законы распространялись на правоотношения предыдущих периодов, то есть применялись задним числом, а, следовательно, вводимые изменения налогообложения требовали пересчета ранее сданных налоговых деклараций, это происходило в результате того, что центр тяжести налогового бремени переносился с одного направления на другое: прибыль, доходы, имущество, подоходный налог; распределения налогов по бюджетам различного уровня.

Особенности налогового консультирования в России связаны с недостатками налогового планирования и контроля на российских предприятиях. Налоговый учет на предприятиях находится в стадии формирования, а налоговое планирование еще не стало элементом финансового планирования. На большинстве предприятий управление налогами сводится к разработке без системных схем ухода от налогов.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 434 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:23, реферат

Описание

Цель работы изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию и перспектив его развития.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;
- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;
- оценить перспективы развития налогового консультирования;
- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации налогового консультирования………………………………………………………………5
1.1 Услуги в сфере налогового консультирования…………………………….5
1.2 Виды моделей и оплат услуг налогового консультирования……. …..….6
1.3 Принципы профессионального поведения, требования, предъявляемые к налоговому консультанту …………………………………………………….12
Глава 2. Современное состояние налогового консультирования в России…………………………………………………………………………….18
2.1 Концепция развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации …………………………………………………………18
2.2 Проблемы в области налогового консультирования в России………. 21
Глава 3. Проблемы налогового консультирования и пути их совершенствования в Российской Федерации………………….………. 24
3.1 Опыт налогового консультирования в ряде иностранных государств…..24
3.2 Пути решения проблем развития рынка налогового консультирования. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..39

Работа состоит из 1 файл

Этуева Лиана .doc

Глава 1. Теоретические аспекты организации налогового консультирования…………………………………… …………………………5

1.1 Услуги в сфере налогового консультирования……… …………………….5

1.2 Виды моделей и оплат услуг налогового консультирования……. …..….6

1.3 Принципы профессионального поведения, требования, предъявляемые к налоговому консультанту …………………………………………………….12

Глава 2. Современное состояние налогового консультирования в России……………………………………………………………… …………….182.1 Концепция развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации …………………………………………………………18

2.2 Проблемы в области налогового консультирования в России………. 21

Глава 3. Проблемы налогового консультирования и пути их совершенствования в Российской Федерации………………….………. 24

3.1 Опыт налогового консультирования в ряде иностранных государств…..24

3.2 Пути решения проблем развития рынка налогового консультирования. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..39

В условиях рыночной экономики, налоги являются важнейшим фактором развития экономической системы страны, а так же необходимым инструментом способствующим государственному регулированию экономики. С другой стороны, налогообложение – это один из серьезных факторов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. Внедрение эффективной системы налогового планирования позволит сэкономить денежные средства и способствует развитию бизнеса.

Актуальность проблемы.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение юридических и физических лиц, активное вовлечение граждан в налоговые отношения предопределили потребность в получении такого вида услуг, как налоговое консультирование, которое требует полной разработанности всех теоретических и практических аспектов деятельности налоговых консультантов.

Цель работы изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию и перспектив его развития.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;

- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;

- оценить перспективы развития налогового консультирования;

- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

Объектом исследования является организационно-правовые аспекты развития рынка налогового консультирования в России и за рубежом.

Предмет исследования – современное состояние, а также механизм функционирования и развития рынка консультационных услуг в области налогообложения. В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, статистический, изучение монографических публикаций и статей, обобщения. Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области налогового консультирования в нашей стране и за рубежом. Среди российских ученых можно назвать Кирину Л.С., Андреева Е.П., Васьковского Д.В. и др. Также использовались работы таких авторов, как Матюшенкова Ю.Л., Карпасова З., Герд Ленг, Лесова А., Вахитов Р. Список источников представлен в конце курсовой работы.

Методологической базой исследования в рамках системного подхода послужило применение субъектно-объектного, структурно-функционального, историко-логического, ретроспективного, компаративного методов исследования

Эмпирической базой данной курсовой работы являются такие нормативно – правовые акты как: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ

Курсовое исследование написано при использовании нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалов периодической печати. Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Первая глава посвящена изучению особенности организации современного налогового консультирования. Во второй главе работы рассматриваются современные аспекты развития рынка услуг по налоговому консультированию, а также проблемы российского консалтинга в области налогообложения. На основе первых двух глав, в третьей главе курсовой работы, представлены пути решения обозначенных проблем и направления совершенствования налогового консультирования на основе зарубежного опыта развития налогового консультирования.

Глава 1. Особенности организации налогового консультирования.

1.1 Услуги в сфере налогового консультирования.

Налоговое консультирование — это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами.

Оптимизация налогообложения представляет собой выгодный способ ведения хозяйственной деятельности с применением существующих инструментов согласно действующему Налоговому Кодексу Российской Федерации. Услуги консультанта заключаются в эффективном и оперативном реагировании на вопросы, связанные налоговой сферой.

В настоящее время существуют различные виды налогового консультирования. В зависимости от ситуации, предоставляется той или иной вид услуг.

Консультирование осуществляется с целью повышения эффективности деятельности организации. Иными словами, при предоставлении услуг, прежде всего, учитываются текущие налоговые потребности предприятия. Однако это не значит, что услуги консалтинга будут сосредоточены исключительно на какой-либо текущей задаче клиента.

Основная задача заключается в том, чтобы в результате совместного сотрудничества разработать оптимальную управленческую программу для развития бизнеса. 1

Оперативные и профессиональные услуги налогового консультанта помогут избежать финансовых потерь и защитить компанию от возможных налоговых претензий со стороны различных государственных органов, и прежде всего, налоговых.

Услуги в сфере налогового консультирования включают в себя:

Консультирование и разработка рекомендаций по следующим вопросам:

  • начисление и уплата налогов в бюджет;
  • законодательство и бухгалтерский учет;
  • налогообложение заключенных сделок;
  • сложные и нестандартные ситуации.

Планирование и разработка модели управления компанией:

  • финансовый анализ деятельности компании в данный момент;
  • оценка перспектив в ближайшем будущем;
  • прогнозирование налоговых рисков.

Разработка оптимального налогового поведения:

  • оценка существующей финансовой политики компании;
  • оценка действующей системы учета;
  • контроль над начислением налогов в бюджет и внебюджетным фондам согласно финансовым обязательствам компании;
  • пересмотр и коррекция начисленных налоговых выплат;
  • построение линии защиты в суде.

1.2 Виды моделей и оплат услуг налогового консультирования.

Анализируя существующие методы налогового консультирования, необходимо, показать и критически оценить модели налогового консультирования, широко применяемые в практической деятельности.
Понимание роли, которую могут сыграть налоговые консультанты, поможет им при постановке задачи, формулировании требований к качеству услуг и результатам. 2

В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие виды моделей налогового консультирования:

- Экспертная модель консультирования;

- Проектная модель консультирования;

- Процессная модель консультирования;

- Обучающая модель консультирования.

Рассмотрим, в чём же заключаются основные отличия выше перечисленных моделей.

Экспертная модель консультирования. 3

Роль организации – заказчика: обеспечение консультанту доступа к необходимой и достаточной информации. Оценка результатов.
Роль консультанта: информирование и разъяснение руководителям и специалистам организации смысла норм, правил и процедур и т.п., действующих в налоговом законодательстве.

При экспертной модели консультант не принимает участия ни в диагностике проблемы, ни во внедрении решений, а отвечает лишь за этап разработки и принятия решения. Модель называется экспертной, потому что она применяется в тех случаях, когда от консультанта клиенту требуется только его компетенция, то есть консультант выступает в роли эксперта по проблеме клиента.
Не участвуя сам в диагностике, консультант, работая по экспертной модели, руководствуется в основном фактами, которые ему предоставляет клиент, и видением проблемы клиентом.

Плюсы экспертной модели состоят в том, что она очень экономична по временным затратам как для клиента, так и для консультанта.

Минус в том, что консультант ограничен теми выборочными фактами, которые предоставил ему клиент. Также недостаток этой модели состоит в том, что реализацию решения клиент проводит в соответствии с тем, как он услышал и понял консультанта, и это эксперт уже не контролирует.

Проектная модель консультирования.

Налоговый консультант при реализации модели проектного консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и определении его проблем, передаче своих теоретических и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения. 4

Роль организации – заказчика: предоставление необходимой информации консультанту для определения проблемы клиента. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений.

Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов проектирования.

В этой модели консультант берет на себя ответственность за диагностику и разработку решений, но не участвует в этапе реализации, передавая ответственность за этот этап клиенту. То есть консультант выступает в роли разработчика проекта. Эта модель используется для тех решений, реализация которых достаточно проста в исполнении, не требует серьезных корректировок по ходу выполнения и особой компетенции исполнителей.

Преимущество этой модели заключается в том, что у консультанта есть возможность детальной диагностики проблемы. Однако, как и в экспертной модели, имеется вероятность того, что клиент не достаточно хорошо поймет предложенный совет, что ему может не хватить каких-то ресурсов, в том числе и компетенции, чтобы правильно внедрить решение.

Процессная модель налогового консультирования.

Роль организации – заказчика: активное взаимодействие с консультантом в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом. Высказывание своих идей, соображений, предложений. Совместный с консультантом анализ проблем и выработка решений.
Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов консультирования. На всех этапах проекта активное взаимодействие с заказчиком.

Алтухов Павел Леонидович, доцент кафедры экономической теории Саратовской государственной юридической академии, кандидат экономических наук.

Чурбанова Ольга Александровна, студентка 3 курса Института второго высшего и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия".

Рассмотрены некоторые положения нового варианта законопроекта "О налоговом консультировании": виды налогового консультирования, ответственность, гарантии независимости налогового консультанта, тайна налогового консультирования. Оценены перспективы развития и выделены направления совершенствования налогового консультирования.

Ключевые слова: законопроект, налоговое консультирование, виды консультирования, ответственность.

Basic directions of improvement of tax consulting in the Russian Federation

P.L. Altukhov, O.A. Churbanova

Altukhov Pavel L., assistant professor, Chair of Economic Theory, candidate of economic sciences, assistant professor.

Churbanova Ol'ga A., 3rd-year student, Institute of the Second Higher and Additional Professional Education, Saratov State Law Academy.

Several provisions of the new version of the draft law "On tax consulting" were considered, such as: types of the tax consulting, responsibility, guarantees of the independence of the tax consultant, the tax consulting secret. Estimated future development and the selected directions of improvement of tax consulting.

Key words: the draft law, tax consulting, counselling, types of the consulting, responsibility.

Развитие налогового законодательства в современных российских условиях, связанное с постоянным увеличением количества нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение, активным вовлечением в налоговые правоотношения новых налогообязанных лиц, предопределило необходимость внесения нового варианта законопроекта о налоговом консультировании.

При этом следует отметить, что первые попытки законодательно урегулировать консультации по налогам в России появились еще в конце 1990-х гг., и с тех пор не раз поднимался вопрос о необходимости законодательного регулирования этой сферы. В 2006 году было разработано 4 варианта законопроекта (авторских мнения): Ф.А. Гудкова, В.Л. Ардашева, И.И. Кучерова, А.И. Соломанина. В 2012 г. была разработана еще одна версия законопроекта, но и тогда проект дальше предварительного обсуждения не прошел, т.к. недоработки в нем не устраивали даже Палату налоговых консультантов, которая и занималась его разработкой. И последний вариант законопроекта внесен 23.05.2014 А.М. Макаровым.

Изучение норм законопроекта показало невозможность их полного применения на практике. Прежде всего это касается видов деятельности налогового консультирования.

Так, ст. 2 законопроекта дает определение деятельности по налоговому консультированию как деятельности, осуществляемой налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством. При этом деятельность по налоговому консультированию осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в то время как налоговое законодательство тесно связано практически со всеми иными отраслями законодательства РФ. Поэтому невозможно дать разъяснения налогоплательщику, например, о порядке исчисления налога на имущество организаций, не вторгаясь в сферу бухгалтерского учета .

См.: Иоффе Т.А. Консультант лишился статуса. Инициатива // Российская Бизнес-газета. 2013. N 919(41).

Кроме того, из поля налогового консультирования полностью выпадают и страховые взносы во внебюджетные фонды, которые не являются налогами и не администрируются налоговыми органами.

Тем не менее Закон "О налоговом консультировании" необходим. Если раньше в рамках национального налогообложения можно было обходиться без профессионального института налоговых консультантов, то вступление страны в ВТО и все большая вовлеченность национальной экономики в процесс международной налоговой интеграции настоятельно требуют наличия профессиональных налоговых консультантов и законодательного регулирования их деятельности. Однако, по нашему мнению, это должен быть именно закон, а не ведомственная инструкция.

Этот закон несколько повторит Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в части принципов деятельности, некоторых прав и обязанностей консультантов и их консультируемых лиц и в некоторых других вопросах.

См.: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 04.03.2014) // Российская газета. 2008. N 267.

Из перечисленных в ст. 1 законопроекта семи видов деятельности налогового консультирования достаточно труднореализуемыми являются:

  • стратегическое налоговое планирование для консультируемых лиц, оценка налоговых рисков, подготовка рекомендаций по ведению налогового учета, объектов налогообложения, порядок применения налоговых льгот, налоговых вычетов;
  • составление налоговой отчетности.

Указанные виды деятельности требуют получения от консультируемых лиц полного объема первичной информации, учетных и налоговых регистров, что, как правило, оказывается достаточно трудно. Так, в частности, при оказании аудиторскими компаниями услуг по налоговому консультированию представляемая им информация часто не является полной, что не позволяет дать достоверные рекомендации. Поэтому налоговое консультирование требует высокой степени доверия экономического субъекта к налоговому консультанту, что в современных условиях не может быть выполнено из-за необходимости предоставления компаниями информации, составляющей коммерческую тайну. Тем не менее желание стать внешним налоговым консультантом подтверждается проведенным Палатой налоговых консультантов опросом среди бухгалтеров, аудиторов, экономистов о возможности оказания ими услуг налогового консалтинга, результаты которого представлены на рисунке.

Источник: Палата налоговых консультантов .

Все решат за вас. Налоговый консультант должен стать посредником во взаимодействии налогоплательщиков и ФНС // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. N 897(19). URL: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3322.

Представляется, что права и возможности налоговых консультантов на поле их деятельности могут быть значительно расширены. Поскольку в настоящее время происходит сближение требований налогового учета с нормами бухгалтерского учета. Так, в результате проведенного обсуждения основных направлений налоговой политики на три года - 2014 г. и плановый период 2015 - 2016 гг. - министром по вопросам "открытого правительства" Михаилом Абызовым было сделано заявление о замене бухгалтерского сопровождения на налогового консультанта и рассмотрения возможности сближения норм отечественного бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности .

См.: РБК daily эксклюзив: ряды бухгалтеров поредеют втрое. URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949987060654 (дата обращения: 10.04.2014).

Вызывает вопрос взаимоувязки норм подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ и предлагаемого варианта законопроекта в части, кто может стать налоговым консультантом. Так, НК РФ четко прописывает право налогоплательщика получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Более того, такой официальный ответ для этого налогоплательщика будет являться своеобразной "индульгенцией", т.е. если в дальнейшем налоговая проверка этого хозяйствующего субъекта вскроет нарушения, то данного налогоплательщика нельзя будет наказать ни штрафами, ни пенями, на что указывает п. 8 ст. 75 НК РФ, а тем более уголовным преследованием, если он делал все в полном соответствии с рекомендацией соответствующей налоговой инстанции.

Данная норма позволяет бесплатно получать консультации, не привлекая налоговых консультантов.

В отличие от предыдущих вариантов законопроекта, назван специальный регулятор саморегулируемых организаций в области налогового консультирования, которым должна стать Федеральная налоговая служба. Таким образом, служба, которая патронирует налоговые правоотношения, будет патронировать и саморегулирование в сфере налогового консультирования. То, что полномочиями по регулированию деятельности налоговых консультантов планируется наделить ФНС, вызывает некоторые опасения. Думается, что регулирование будет иметь перевес не в сторону налогоплательщиков, а в сторону государства, и в лице консультанта налогоплательщик получит "налогового инспектора".

На основе анализа положений проекта закона вытекает, что осуществлять деятельность по налоговому консультированию могут исключительно налоговые консультанты. Думается, что это в определенной степени приводит к нарушению прав, в частности налоговых адвокатов, разъясняющих нормы законодательства о налогах и сборах и представляющих интересы консультируемых лиц в правоотношениях с налоговыми органами. "Кроме того, введение специального института налоговых консультантов ограничит возможность обращения налогоплательщиков в другие юридические и консультационные фирмы, не обладающие таким статусом. А это снизит уровень доступности получения налогоплательщиками правовой помощи" .

См.: Винокурова Т.А. Между доходом и бюджетом // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2013. N 855(26).

В связи с этим, по нашему мнению, необходима разработка положений о предоставлении адвокатам и аудиторам возможности упрощенного получения статуса "налоговый консультант".

Вопрос соблюдения конфиденциальности проработан недостаточно. С одной стороны, тайна консультирования устанавливается, однако ее раскрытие возможно по решению суда. Данная ситуация будет выделять лиц, обладающих статусом адвоката (статус адвоката регулируется ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" ), от других игроков рынка налогового консалтинга, если их деятельность не будет исключена. Такая ситуация изначально закрепляет неравенство участников рынка налогового консультирования.

См.: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) // Российская газета. 2002. N 100.

Законопроект (ст. 7) устанавливает гарантии независимости налоговых консультантов путем запрещения истребования либо изъятия документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования. Отсюда налоговые консультанты не могут быть допрошены в качестве свидетелей по делам своих клиентов, у них не могут быть изъяты документы. Однако делается ссылка "за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации".

Должны быть понятны условия ответственности консультанта в случае некачественного оказания услуги и порядок разрешения спора с консультантом о возмещении убытков или иной ответственности. Этот вопрос стал особо остро в связи с предложением Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам об усилении ответственности за незаконную оптимизацию налогов, которое было опубликовано им в марте 2014 г. Для этого в Налоговый и Уголовный кодексы будут внесены изменения, уточняющие понятие необоснованной налоговой выгоды и ответственность за ее получение.

Сегодня ответственность налогового консультанта за причиненный ущерб консультируемому лицу возникает только из условий договора об оказании консультационных услуг, если таковые положения имеют место быть в договоре. Как правило, налоговые консультанты используют следующие варианты снятия с себя ответственности либо ее ограничения:

  • из договора исключаются положения об имущественной ответственности по возмещению убытков, возникших при использовании налоговой консультации;
  • ограничение ответственности размером уплаченного консультанту вознаграждения;
  • бесплатное или льготное сопровождение налогового спора, возникшего в результате оказанной налоговой консультации.

Консультантов, принимающих на себя обязанность полностью возместить клиенту убытки в виде налоговых недоимок, штрафов и пеней, которые могут возникнуть у него вследствие использования налоговых консультаций, сейчас встретить невозможно.

Такую систему можно создать при условии вмешательства в дело третьей стороны - страховой компании, в то время как законопроект предлагает членство в саморегулируемых организациях. Как известно, договор страхования служит формой финансового обеспечения ответственности налогового консультанта. В соответствии с правилами и условиями страхования ответственности налоговых консультантов, разработанными ОАО "Ингосстрах", ОАО "Альфа-страхование" и другими организациями, страховые компании могут страховать ответственность налоговых консультантов с расширенным покрытием (когда покрывается риск совершения ошибки при оказании консультационных услуг). При этом необходимо страховать риски ответственности как за нарушение условий договора на оказание налогового консультирования, так и за причинение вреда имуществу консультируемых лиц.

В зарубежных странах страхование ответственности является обязательным условием осуществления деятельности по налоговому консультированию (Австрия, Германия, Франция). В Швеции, помимо этого, существует альтернатива - внесение залога под обязательство возмещения убытков. Однако обязательное участие страховой компании в РФ с полным страхованием рисков, вероятно, поднимет цену на услуги консультантов .

См.: Черник Д.Г. Все решат за вас // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2010. N 897(19).

Рынок должен точно определять субъектов организованной структуры по их внешним атрибутам и признакам. Поэтому модель законопроекта должна предполагать, что для ведения деятельности по налоговому консультированию на организованном рынке необходимо легализоваться: для организаций - создать налоговую консультацию, для физических лиц - объявить об открытии консультационного пункта. Это происходит в тесном взаимодействии с Палатой налоговых консультантов в том смысле, что она ведет реестр аттестованных консультантов.

Консультацию и пункт не следует рассматривать как новые организационно-правовые формы, которых не было в Гражданском кодексе РФ. Это всего лишь способ идентификации лица как участника организованного рынка, а не как формы деятельности.

По мере развития рыночных отношений в России рынок консалтинговых услуг непрерывно развивается как по объемам выручки от реализации услуг, так и по укреплению отдельных направлений консалтинга. Государство нуждается не только в том, чтобы требовать уплаты налогов и строго контролировать правильность их исчисления и уплаты, но и в том, чтобы оказать налогоплательщику реальную помощь в правильном исчислении обязательных платежей.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что налоговое консультирование в России оформилось как явление. По состоянию на май 2014 г. Единый реестр консультантов по налогам и сборам содержит 8023 записи. Для сравнения, в 2001 г. - 14 записей, в 2003 г. - 757 записей, в 2005 г. - 3221 запись.

Численность аттестованных налоговых консультантов

Однако регионом-лидером по количеству зарегистрированных налоговых консультантов остается Москва (1363 аттестованных консультанта). Для сравнения, в Саратове зарегистрировано всего 2 аттестованных консультанта, и оба - II категории.

Отсюда можно утверждать о динамичном развитии института налогового консультирования в России и его высоком спросе. В связи с тем что нормативно-правовая база налогового консультирования в нашей стране четко не определена и слабо развита, это несколько затормаживает процесс дальнейшего развития рынка налогового консалтинга.

Принцип законодательства в античности гласил, что сначала некое явление общественной жизни должно войти в социальную жизнь, укорениться, а уже потом должен создаваться закон . Налоговый консалтинг в России сейчас именно в такой стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, соответственно, назрела и необходимость законодательного регулирования.

См.: Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2013. N 897(19).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяет цель работы, а именно – изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию и перспектив его развития.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;
- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;
- оценить перспективы развития налогового консультирования;
- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В РОССИИ………………………………………. 6
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ…………………………………..16
2.1Особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию……………………………………………………………. 16
2.2 Проблемы российского консалтинга в области налогообложения…….20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ……………………………………24
4 ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
СВЯЗАННЫХ С НАЛОГООБЛАЖЕНИЕМ…………………………..32
4.1 Ситуация…………………………………………………………………….32
Вопрос налогоплательщика………………………………………………..33
Ответ налогового консультанта…………………………………………..33
Заключение налогового консультанта……………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 43

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по серяковой готовая.doc

ВВЕДЕНИЕ. . . . 3

1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ…………………………………..16

2.1Особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию…………………………………… ………………………. 16

2.2 Проблемы российского консалтинга в области налогообложения…….20

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ……………………………………24

4 ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

СВЯЗАННЫХ С НАЛОГООБЛАЖЕНИЕМ…… ……………………..32

Вопрос налогоплательщика……………… ………………………………..33

Ответ налогового консультанта… ………………………………………..33

Заключение налогового консультанта……………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 43

Сегодня в России уверенно развивается новое направление консалтинга- налоговое консультирование. Обусловлено это, прежде всего, развитием предпринимательского рынка, с одной стороны, и налогового законодательства – с другой.

В настоящее время российская налоговая система претерпевает частые изменения, государство ужесточает контроль за соблюдением налогового законодательства.

Поэтому одним из важнейших факторов, обусловливающих стабильную работу коммерческой организации, становится профессиональное и своевременное решение вопросов налогообложения, применение законных и эффективных схем оптимизации налогов.

Именно это и определило появление в нашей стране новой услуги и новой профессии налогового консультанта.

Этим объясняется актуальность избранной темы исследования.

Актуальность темы исследования определяет цель работы, а именно – изучение современного состояния рынка услуг по налоговому консультированию и перспектив его развития.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового консультирования в России;

- рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию на современном этапе;

- оценить перспективы развития налогового консультирования;

- выделить направления совершенствования налогового консультирования, основываясь на зарубежном опыте.

- а также, рассмотреть практическое решения ситуационных задач связанных с налогообложением.

Объектом исследования является организационно-правовые аспекты развития рынка налогового консультирования в России.

Предмет исследования – современное состояние, а также механизм функционирования и развития рынка консультационных услуг в области налогообложения.

В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, статистический, изучение монографических публикаций и статей, обобщения.

Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области налогового консультирования в нашей стране и за рубежом. Среди российских ученых можно назвать Кирину Л.С., Андреева Е.П., Васьковского Д.В. и др. Также использовались работы таких авторов, как Матюшенкова Ю.Л., Карпасова З., Герд Ленг, Лесова А., Вахитов Р. Список источников представлен в конце курсовой работы.

Курсовое исследование написано при использовании нормативно- правовых актов Российской Федерации, материалов периодической печати.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Первая глава посвящена изучению причин появления налогового консультирования в России. Во второй главе работы рассматриваются современные аспекты развития рынка услуг по налоговому консультированию, а также проблемы российского консалтинга в области налогообложения. На основе первых двух глав, в третьей главе курсовой работы, представлены пути решения обозначенных проблем и направления совершенствования налогового консультирования на основе зарубежного опыта развития налогового консультирования. В четвертой главе, представлено практическое решение задач , связанных с налогообложением.

1.ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ

В течение последних десятилетий в нашей стране появились различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и консультирование (консалтинг). Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения. Для того, чтобы понять, что происходит в сфере налогового консультирования в России в настоящий момент, обратимся к истории развития этого вида консалтинга.

В России становление налогового консультирования происходит вместе с формированием налоговой системы. На первом этапе становления налоговой системы центр тяжести налогового бремени переносился с одного направления на другое, происходили частые изменения налогового законодательства, причем, зачастую задним числом. Существенной характеристикой российского налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства.

С 2002года в налоговую систему неоднократно вносились изменения и уточнения, которые, однако, не меняли самого качества данной системы.

Все это приводит к возникновению спроса на консультационные услуги информационного характера. Получает развитие направление налогового консультирования, которое на первых порах осуществлялось специалистами-экспертами.

Дальнейшее ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводило к результатам, обратным ожидаемым. Становление теневого сектора приобрело угрожающий характер, наметилось массовое уклонение от уплаты налогов, сокращение налоговой базы. При этом, уклонение от уплаты налогов происходит как по причине незнания законов, низкой налоговой дисциплины (в основном это касается физических лиц, мелких и средних предпринимателей), так и в результате использования пробелов в законодательстве, которых становится все меньше (это уже относится к более крупным участникам рыночных отношений) .

Услуги налогового консультирования оказывают уже не только специалисты, но и организации, в основном аудиторские фирмы. Широко применяется консультирование по анализу используемых схем, позволяющих существенно сократить налоговые платежи в бюджет.

Проблемы налогового консультирования, затронули не только политическую, экономическую и социальную сферы, но также и научную. Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов и ФСНП(Федеральная Служба Налоговой Полиции) России, а также вузов страны была проведена научно-практическая конференция, которая состоялась 14 ноября 1996 г. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений» лишь обозначила некоторые направления налогового консультирования .

Второй этап формирования налоговой системы связывается с ведением части первой Налогового кодекса РФ на основании Федерального закона №146-ФЗ «О введении в действие части первой налогового кодекса РФ» от 31.07.1998 г. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Второй этап становления налоговой системы в нашей стране характеризуется также такими моментами, как:

ü стабилизация налоговой системы;

ü сокращение видов взимаемых налогов;

ü проводится работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы;

ü упрощается механизм исчисления и уплаты налогов.

Но, даже с учетом этих изменений, система налогообложения остается достаточно сложной.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение (только в 1999–2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющий ), активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения предопределили появление потребности в услугах налогового консультанта и признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.

С одной стороны, существует необходимость увеличения собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней, укрепления налоговой дисциплины, а с другой, в России отсутствуют какие-либо традиции в области уплаты налогов. Вернее, традиции-то есть, но их вряд ли можно назвать полезными для государства – заработать побольше, заплатить налогов поменьше.

Предположим, что вы – честный налогоплательщик, который желает уплатить все, что положено, но не знает, как это сделать. Где же сегодня можно получить исчерпывающую, а главное, точную информацию об этом? Вопрос без ответа. Обращение к налоговому инспектору вряд ли даст желаемый эффект – он хотя и знает много о том, что интересует налогоплательщика, но обязан выполнять фискальные и контрольные функции. Адвокат, аудитор? Но сфера налогообложения слишком специфична и требует узкой специализации консультанта. Всегда есть опасение, что полученные разъяснения не оправдают ваших ожиданий, тем более что работающие сегодня на этом рынке консультационные фирмы занимаются, в основном, минимизацией налогов и часто в своей работе прибегают к методам и способам ухода от налогообложения, не неся какой-либо ответственности за свои консультации. Таким образом, на рынке консультационных услуг имеется ниша, которая может обслуживаться налоговыми консультантами .

Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ, которая устанавливает правила взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов, заставило задуматься над необходимостью профессиональной подготовки специалистов по налоговому консультированию.

Над этим же вопросом задумались и ученые, собравшиеся на второй научно-практической конференции, проведенной Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов и ФСНП России, а также вузов страны 14 мая 1999 г на тему «Правовые проблемы налогового консультирования». Цель конференции – выработать концептуальные подходы к решению проблемы налогового консультирования с учетом зарубежного опыта и российской специфики, а также рекомендации о создании Палаты налоговых консультантов и по проекту ФЗ «О налоговом консультировании» .

Поэтому, закономерным этапом развития налогового консультирования в России явился Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам», согласно которому была создана Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК). Комиссии была создана для координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов и уполномоченных учебных центров, средств массовой информации для обеспечения высокого уровня налогового консультирования. Основной целью работы комиссии является становление и развитие профессионального налогового консультирования.

Читайте также: