Налоговая система республики абхазия

Опубликовано: 29.04.2024

Действующая налоговая система Республики Абхазия функционирует с середины 90-х годов, с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия». В нем определены общие принципы построения налоговой системы, установлены виды налогов взимаемых в республике, которые подразделяются на два уровня: республиканские, включающие 11видов налогов и местные – 10. Применяемая ныне в Республике Абхазия система налогообложения идентична действующей налоговой системе в Российской Федерации, и по общей структуре, и по принципам построения, и перечню обязательных налоговых платежей в основном соответствует наиболее распространенным в переходной экономике системам налогообложения. Структура налогов в Абхазии по сравнению с аналогичной структурой в России и развитых стран рыночной экономики, характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц (12,3% – Россия и 29,7% – страны ОЭСР в объеме налоговых поступлений на начало 2000 года; Абхазия – 7,5% – на 2003 год), а поступления от налога на прибыль предприятий за те же годы составляло: 34,3% – Россия, 7,3% – страны ОЭСР, 4% – Абхазия. Низкая доля в бюджетных доходах доли налога на прибыль в Республике Абхазия является следствием нерентабельного функционирования подавляющего большинства предприятий республики. К тому же груз налогового бремени между потенциальными плательщиками налогов распределены неравномерно. Преувеличенное внимание в законодательных актах по отдельным видам налогов уделяется предоставлению налоговых льгот отдельным группам предприятий или физическим лицам, в особенности пострадавшим в ходе военных действий 1992 – 1993 гг., как средству достижения тех или иных социальных целей, что на практике приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности ухода от уплаты налогов. Собираемость налогов является наиболее острой проблемой в республике. В Законе Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц» в нескольких статьях продекларирована необходимость заполнения в налоговых органах деклараций о доходах, однако, фактически данный механизм изъятия налогов еще не используется, хотя Закон был принят еще в 1992 году.

В настоящее время в Республике Абхазия количество сторонников проведения реформы налоговой системы значительно возросло. По мнению ученых АГУ, академика Шамба О.Б. и доц. Фейзба Я.Р., основными задачами налоговой реформы в республике, могут быть разработка и утверждение Налогового кодекса, ориентированного на стимулирование роста и объема производства и инвестиционных вложений, техническое перевооружение, освоение новых технологий, инновационную политику; сокращение количества налогов по принципу унификации налоговой базы; ужесточение налогового воздействия на производителей, снижающих объемы производства товаров, необходимых для удовлетворения общегосударственных потребностей; проведение стабильной налоговой политики; дифференциация налогообложения экономической деятельности в зависимости от ее характера и направленности, в частности, предоставление налоговых льгот производителям сельскохозяйственной продукции; передача достаточного объема налоговых поступлений местным органам для пополнения их бюджетов и т.д.[1] [см. 57,115-117].

Поиск оптимальной системы налогообложения является одной из важнейших направлений деятельности государственных органов власти и управления в Республике Абхазия, и в этом смысле, учет мнения ученых-экономистов республики, исследующих финансово-бюджетные отношения и проблемы налогообложения в соответствии со сложившимися в мировой практике тенденциями развития налоговых систем, становится чрезвычайно актуальным. Действительно, трудно возразить вышеперечисленным авторам, предлагающим свои рецепты решения данной проблемы, ибо существующая ныне в Республике Абхазия система налогообложения в основном сформировалась в середине 90-х годов, и в целом отвечала реалиям того периода, хотя позднее в нее вносились определенные изменения и дополнения. Основным недостатком нынешней налоговой системы республики является то, что она служит достижению краткосрочных интересов бюджета в соответствии с конъюнктурными соображениями, и что в ней прослеживается ярко выраженная фискальная направленность.

По мере проведения рыночных преобразований в Абхазии, появляется и необходимость в осуществлении серьезной трансформации и налоговой системы республики, учитывающей основные тенденции развития налоговой политики в странах рыночной экономики. В этом процессе необходим учет специфики развития национальной экономики Абхазии и складывающихся новых взаимоотношений в мировой экономике. Выбор приоритетов дальнейшего социально-экономического и политического развития уже сделан, он определен в Конституции Республики Абхазия и основных программных документах органов государственной власти и управления. Установление ассоциированных отношений с Российской Федерацией в рамках Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, диктует необходимость проведения и соответствующей налоговой политики, способствующей ускорению формирования таких отношений.

Налоговая политика республики, как одна из важнейших составляющих государственного влияния на национальную экономику, должна поощрять инвестиционную активность во всех отраслях производственной, научно-технической, коммерческой и других видах деятельности, в том числе и иностранные капиталовложения в эти сферы. Мировой опыт налоговых реформ в последние годы свидетельствует, что, в частности, государственная политика снижения ставок подоходного налога, прибыли компаний, на репатриацию доходов иностранных предпринимателей, т.е. предоставление отечественным и иностранным хозяйствующим субъектам большей свободы в распоряжении своими доходами, становится определяющим стимулом инвестиционной активности в условиях становления рыночных отношений. Особое внимание в налоговых преобразованиях должно уделяться реформированию налога с физических лиц, т.к. в условиях Республики Абхазия, когда государство постоянно недофинансирует систему образования, здравоохранения, другие социальные программы, данный налог должен получить большую социальную направленность. Известно, что средства, остающиеся у налогоплательщика после уплаты подоходного налога, должны удовлетворять его социально-культурные потребности и членов его семьи. При этом ставки подоходного налога в связи с инфляционными процессами целесообразно привязать к таким социально-экономическим категориям, как «прожиточный минимум» и «потребительский бюджет семьи», которые должны ежегодно рассчитываться органами государственного управления и утверждаться вместе с законопроектом о государственном бюджете страны на предстоящий год. Однако здесь также необходим дифференцированный подход к различным социальным группам страны, по отношению к которым следует применять различные ставки подоходного налога и систему вычетов и льгот, основывающихся на объективных социально-экономических показателях состояния семьи. Данная процедура, наш взгляд, впоследствии даст возможность органам государственной власти и управления проводить дифференцированную социально-экономическую политику по отношению к различным социальным слоям общества, снять возможную социальную напряженность в стране.

Необходимо уделить внимание и реформе системы внебюджетных социальных фондов Республики Абхазия. Внебюджетные социальные отчисления, производимые хозяйствующими субъектами, значительно снижают их реальные доходы, не стимулируя к расширению производственной деятельности, в связи с чем, назрела необходимость перехода к применению единого социального налога, размер которого не должен быть обременительным для налогоплательщиков. На наш взгляд, существование в стране разрозненных государственных финансовых фондов, куда производятся значительные отчисления и налоговые платежи с различных налоговых баз, создает иллюзию существования в стране низкого уровня налогов и не способствует повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов к расширению производственной базы, увеличению поступлений в бюджет государства и эффективности функционирования национальной экономики.


Российские предприниматели, решившие открыть свой бизнес в Абхазии должны хорошо знать налоговую систему этой страны. За последние годы контроль за уплатой налогов в Абхазии существенно усилился. Поэтому, подробно рассказываем о том, какие налоги в Абхазии и что из себя представляет ее налоговая система.

Налоговая система Абхазии

Налоговая система Абхазии не слишком отличается от российской. Также как и в Российской Федерации , контролирует соблюдение законодательства в сфере налогообложения, правильность исчисления и внесения в бюджет налогов Министерство по налогам и сборам. Ставки налоговых платежей устанавливаются абхазским Парламентом .

На данный момент в Абхазии не создано столь же современной системы работы с налогоплательщиками, как в России , но налицо явный прогресс. И рассчитывать, что абхазское государство про вас забудет, явно не стоит. Тем более, что к бизнесу россиян внимание еще более пристальное, чем к чисто абхазскому бизнесу.

Что касается объектов налогообложения, то к ним, как и в РФ относятся прибыль, стоимость определенных товаров и услуг, пользование природными ресурсами, дорогами, добавленная стоимость и другие объекты.

Ничего принципиально нового в Абхазии на сей счет не придумали. Однако, было бы ошибкой не привлекать к организации бухгалтерского учета на предприятии местных специалистов, оказывающих бухгалтерские услуги в Абхазии не один год.

В Абхазии налоги подразделяются на местные и республиканские. Государственным и местным органам в соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия » не разрешается вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления не предусмотренные законодательством.

Республиканские налоги в Абхазии

К республиканским относятся следующие налоги:

  • налог на прибыль (доход) предприятий;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенная пошлина;
  • государственная пошлина;
  • транзитный налог;
  • налог на имущество предприятий;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.

Местные налоги в Абхазии

К местным относятся следующие налоги:

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на имущество с физических лиц;
  • земельный налог;
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица);
  • сбор за право торговли;
  • сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за использование национальной символики, наименований «Республика Абхазия», «Абхазия», «Апсны»;
  • курортный сбор;
  • лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления.

налоги в Абхазии

Коротко про основные налоги в Абхазии .

Подоходный налог

Взимание подоходного налога регулируется Законом Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками налога являются граждане Республики Абхазия , иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянное место жительства в Республике Абхазия . Налог с дохода, полученного гражданами от исполнения обязанностей по трудовым договорам, взимается по ставке 10%.

Налог на прибыль

Взимание налога на прибыль регулируется Законом Республики Абхазия «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Плательщиками налога являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами. Прибыль предприятий, организаций и иностранных юридических лиц по общему правилу облагается налогом по ставке 18%.

Для отдельных видов деятельности ставки налога на прибыль устанавливаются: банковская деятельность – 25%, страховая деятельность – 20%, посреднические операции и сделки – 25%, коммунальное хозяйство – 10%, магазины свободной торговли – 15%.

Налог на добавленную стоимость

Все нюансы взимания НДС регулирует Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость». Налог на добавленную стоимость устанавливается по единой ставке в размере 10%. При экспорте произведенных в Республике Абхазия товаров предприятиями, которые не являются непосредственными производителями, налоговыми органами по письменному подтверждению таможенных органов в срок, не превышающий трех дней, производится возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость.

С момента вступления в силу в 2016 году нового закона об НДС, в него уже несколько раз вносились изменения, так как ряд его положений вызвали вал критики со стороны предпринимателей. Не факт, что в ближайшее время в существующую редакцию закона не будут внесены очередные поправки.

Акцизы в Абхазии

Акцизы в Абхазии взимаются на основании Закона РА «Об акцизах»взимаются при реализации товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, одежды из натуральной кожи) на территории республики и при их импорте.

Акцизами не облагается реализация подакцизных товаров собственного производства на экспорт. Ставки акцизов по подакцизным товарам утверждаются Народным собранием – Парламентом Республики Абхазия и являются едиными на всей территории Республики Абхазия .

Земельный налог

Земельные отношения в Республике Абхазия регулируются Гражданским кодексом Республики Абхазия (часть I, глава 17) и Земельным кодексом Республики Абхазия , в соответствии с которыми земля находится в собственности государства. Физическим и юридическим лицам предоставляется право пользования земельным участком (в том числе путём аренды). Купля-продажа, дарение, залог земельного участка запрещается.

Земля в Абхазии не продается по Конституции, а все вопросы, связанные с платой за аренду или пользование землей регулируются Законом РА «О плате за землю», аставки земельного налога устанавливаются Постановлениями Кабинета министров. Подробнее читать про ставки земельного налога и примеры расчета.

Налог на имущество

В соответствии с законом «О налоге на имущество предприятий», предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% среднегодовой стоимости имущества предприятий.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются Правительством Республики Абхазия . По состоянию на 2019 года ставка налога на имущество установлена в размере 0,2%.

Специальный налог

Специальный налог взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в ст. 1 Закона Республики Абхазия «О системе налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности» в форме установленных фиксированных платежей, не зависящих от фактического оборота по реализации товаров (работ, услуг). Подробнее о применении спецналога можно прочесть в нашем материале.

Патент

Новый закон “О патентной системе налогообложения” вступил в действие лишь с января 2019 года. Как и в случае со спецналогом, уплата налога по патенту не зависит от размера прибыли. Обладатель патента сразу оплачивает налог за весь налоговый период. Подробно о патентах в нашем специальном материале.

Внебюджетные фонды

В Абхазии юридические лица и предприниматели осуществляют платежи в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и охраны труда, Фонд обязательного медицинского страхования , Фон репатриации, Фонд инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992 — 93гг. Платежи предприятий во внебюджетные фонды составляют 20% от фонда заработной платы.

Читайте материалы о налогах в Абхазии в нашей специальной рубрике. Обращайтесь за консультациями и сопровождением бизнеса в Партнерство «Абхазские проекты»

Координатор Партнерства «Абхазские проекты» Кирилл Базилевский

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ФАКТУ СМЕРТИ А.С. ПАПАВА
ЗАСТРЕЛЕН ВО ДВОРЕ СОБСТВЕННОГО ДОМА
ПРОКУРАТУРОЙ ВОЗБУЖДЕНО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПО ФАКТУ УБИЙСТВА К.Н.АРДЗИНБА
ДИАГНОЗ COVID-19 ПОДТВЕРЖДЕН ЕЩЕ У 24 ЧЕЛОВЕК
АЛЕКСАНДР АНКВАБ: ИЗ-ЗА БЕСПЕЧНОГО ОТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, МНОГОЕ НА ОБЪЕКТАХ ПРИШЛО В НЕПРИГОДНОСТЬ

ТЕНГИЗ ДЖОПУА: «ПОЛИТИКА, ПРОВОДИМАЯ ТБИЛИСИ, МЕШАЕТ НОРМАЛЬНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ АБХАЗИИ И ЕЁ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО»

ХАТУНА ШАТИПА: НАМ НАДО ОБЪЕДИНЯТЬ УСИЛИЯ ВСЕХ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПОКОЕННЫХ СУДЬБОЙ СВОЕЙ СТРАНЫ, И ДВИГАТЬСЯ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ – УКРЕПЛЕНИИ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА

ПРЕЗИДЕНТ АБХАЗИИ: МЫ ОБЕСПЕЧИМ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ АБХАЗИЕЙ И ГРУЗИЕЙ

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ АБХАЗИЕЙ И ГРУЗИЕЙ

СКОЛЬКО СТОИТ ЖИЗНЬ В АБХАЗИИ

ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС ДЛЯ РОССИИ: ПОРА СКАЗАТЬ ВСЮ ПРАВДУ О ТРАГИЧЕСКИХ СТРАНИЦАХ ИСТОРИИ

В мире

ПОПУЛЯРНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАНА ОБЪЯВИЛА ОБ ОТКРЫТИИ ДЛЯ РОССИЯН БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

ПОПУЛЯРНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАНА ОБЪЯВИЛА ОБ ОТКРЫТИИ ДЛЯ РОССИЯН БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

В КРЕМЛЕ НЕ ИСКЛЮЧАЮТ, ЧТО РОССИЮ МОГУТ ОТКЛЮЧИТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРЕДОСТЕРЕГ ОТ ТУРЦИИ

Документы

РАСПОРЯЖЕНИЕ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНОЙ ПАЛАТЫ РЕПУБЛИКИ АБХАЗИЯ ЗА 2019 ГОД

Календарь событий

« Май 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Мы в Фейсбуке

Прогноз погоды

НАЛОГИ АБХАЗИИ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

НАЛОГИ АБХАЗИИ

Сухум. 16 марта. Абхазия-Информ. Налоговую систему Республики Абхазия образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Объектами налогообложения являются прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, автомобильными дорогами, добавленная стоимость продукций, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами Республики Абхазия.

Ставки налоговых платежей устанавливаются Парламентом Республики Абхазия.


В РА взимаются республиканские и местные налоги.

К республиканским налогам относятся: налог на прибыль (доход) предприятий; налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; транзитный налог; налог на имущество предприятий; платежи за пользование природными ресурсами; налог на реализацию горюче-смазочных материалов; налог с владельцев транспортных средств; лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.

К местным относятся следующие налоги: подоходный налог с физических лиц; налог на имущество с физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица); сбор за право торговли; сбор за право торговли винно-водочными изделиями; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за использование национальной символики, наименований «Республика Абхазия», «Абхазия», «Апсны»; курортный сбор; лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления.

Уточнить размеры взимаемых в Абхазии республиканских налогов агентство «Абхазия-Информ» попросило замминистра по налогам и сборам Александра Гулиа.

1. Налог на прибыль (доход) предприятий составляет в среднем 18% (в коммунальном хозяйстве - 10%, страховой деятельности – 20%, посреднической деятельности – 25%, деятельности банков – 25%, магазинах «Dute Free» - 15%). Для сравнения: в России налог на прибыль в среднем составляет 24%, а в сфере банковской и страховой деятельности – 30%.

2. Ставки налога на добавленную стоимость варьируют от 0% (на некоторые виды деятельности) до 10%, в том числе с внешнеэкономической деятельности – 10%. В России ставки НДС составляет 0%, 10 и 18%.
3. Акцизы на алкогольную продукцию (водка, коньяк, ликер и др.) составляют 20%, на вино – 7 - 8%, на пиво - 5%, табачные изделия – 20%.

4. Налог на операции с ценными бумагами: при регистрации – 0,5 %, при эмиссии ценных бумаг – 0,5% от номинала, при купле-продаже ценных бумаг – 0,3%.

5. Таможенные пошлины периодически меняется, их размер устанавливается решением правительства.

6. Государственная пошлина министерством по налогам и сборам не администрируется, эти вопросы находятся в ведении Минфина.

7. Ставки транзитного налога зависят от вида автомобильного транспорта, его грузоподъемности. При перемещении по территории Абхазии транзитный налог уплачивается в бюджет юридическими и физическими лицами в виде единовременного взноса при въезде на территорию республики по следующим ставкам: легковые автомобили - 1000 руб., автобусы вместимостью до 25 пассажиров - 1500 руб., автобусы вместимостью свыше 25 пассажиров - 2000 руб., грузовые автомобили грузоподъемностью до 5 тонн - 3000 руб., грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн - 6000 руб..

8. Налог на имущество. Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия и представляющее собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов.

Для банков и кредитных учреждений, использующих для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, объектами налогообложения являются собственные основные и оборотные средства, а также финансовые активы, принадлежащие им.

Размер налога на имущество предприятий не может превышать 1% от стоимости (в РФ – 2,2%). В Абхазии он составляет 0,2%. Имущество железной дороги и электросетей облагается налогом в размере 0,001%.

9. Платежи за пользование природными ресурсами устанавливаются Кабинетом министров.

10. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов для юридических и физических лиц - 5% от разницы между ценой приобретения и ценой реализации.

11. Налог с владельцев транспортных средств зависит от мощности двигателя и носит прогрессивный характер. Он исчисляется в минимальных размерах оплаты труда.

12. Лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления - (В РФ - 13%, 35% - за выигрыш и страховые выплаты и 30% от доходов иностранных предпринимателей осуществляющих деятельность в России).

Ставки спецналога зависят от количества посадочных мест в объектах общепита, от торговой площади магазина, местоположения объекта и сезонности.

К примеру, в парикмахерском салоне сцецналог за одно рабочее место составляет 1500 рублей в месяц, в ателье по пошиву одежды - 2000 рублей, в кондитерском цехе – 4 000 рублей.

Спецналог за пассажирские перевозки в автобусах (до 20 посадочных мест) составляет 100 рублей с места, за грузовые перевозки (до трех тонн) – 1000 рублей.

Объекты общественного питания (кафе, бары рестораны, в том числе и реализующие алкогольную продукцию) площадью зала до 50 м 2 платят 100 рублей за одно посадочное место, торговые объекты - 150 рублей за 1 м 2 .
По словам Александра Гулиа, у налоговых органов ограниченные полномочия, они не могут арестовать или опечатать объект в случае выявления нарушений.

«Впрочем, с другой стороны, это и не плохо. В своей работе мы опираемся только на таможенные и банковские документы, а также работаем с документацией самих предпринимателей», - сказал он.

«Мы за применение упрощенной системы налогообложения. На наш взгляд, вполне достаточно было бы одного вида налога, а именно налога с оборота с определением процентов. Но сегодня сделать это невозможно. Применение этого налога возможно при четком учете доходов и расходов предпринимателей, а это затруднительно без внедрения контрольно-кассовых машин с удаленным доступом», - сказал Гулиа.

В Кабинете министров создана рабочая группа, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Сериковым, которая занимается вопросами оптимизации системы налогообложения в республике.

Ситуацию с местными налогами разъяснил заместитель главы администрации Сухума, кандидат технических наук Леон Кварчия.

Физические лица с зарплаты платят подоходный налог в размере 10 %, а также 1% - социальный взнос в Пенсионный фонд. Для юридических лиц отчисления с фонда зарплаты плюс отчисления во внебюджетные социальные фонды в общей сложности составляют 21 %.

Налог на имущество с физических лиц в настоящее время не взимается. Юридические лица платят в виде налога на имущество 0,2% от актива денежных и оборотных средств.

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица) взимается Минюстом РА, который занимается их регистрацией.

Что касается сбора за право торговли, лицензионный отдел Администрации Сухума выдает временные патенты на продажу винно-водочных и табачных изделий.

По словам Леона Кварчия, раньше лицензии в Администрации получали хлебопеки, продавцы ГСМ, граждане, занимающиеся пассажирскими перевозками. Сейчас они просто регистрируются в Минюсте.
«То есть, сегодня хлеб может печь кто угодно, как и продавать горюче-смазочные материалы. Владельцы же транспортных отнесены к Управлению по транспорту, энергетике и связи, но сотрудники Управления не смогут контролировать, как работают водители тех же маршруток, тогда как отделы администрации, ранее занимавшиеся этой сферой, лучше знают как здесь обстоят дела. То же самое касается и ГСМ: только Госстандарт может заниматься проверкой их деятельности, да и то – только в плане недолива», - подчеркнул Кварчия.

Лицензия на право торговли винно-водочными изделиями получается один раз и стоит она три тысячи рублей.

Сбор за выдачу ордера на квартиру не взимается.

Курортные объекты вместимостью до 50 человек платят курортный сбор - 30 рублей за человека, вместимостью более 50 человек – 50 рублей с одного отдыхающего.

Физические лица, сдающие жилье в наем, платят спецналог в размере 300 рублей. В Гагре и Сухме он составляет 400 рублей.

По словам начальника отдела налогообложения физических лиц налоговой инспекции Сухума Алхас Шамба, «основную массу участников январской акции протеста в связи с введением ввозного НДС, составляли люди, продававшие одежду и обувь в торговом комплексе в здании «Сухумприбора», а также продавцы автомобильных запчастей. В большинстве своем они арендуют небольшие торговые площади (1 - 2 метра). Спецналог за метр торговой площади составляет 350 рублей. Многие женщины имеют льготы по закону. Кроме того, они платят за аренду этой площади, а также берут патент на право торговли - 1200 рублей в год. Если индивидуальный предприниматель нанимает продавца, то, на основании трудового договора вносится 10% подоходного налога и 1% в пенсионный фонд».

По словам Шамба, спецналог заменяет уплату других налогов.

С 1 января 2016 г. был введен ввозной НДС, но уже к концу месяца его отменили для группы ввозимых в Абхазию товаров, включая текстиль, обувь, запчасти, большинство продуктов питания.


Что касается жалоб предпринимателей на тяжелое налоговое бремя, то, по словам заместителя главы Администрации Сухума Леона Кварчия, у нас налоги не превышают 20%, в то время как в России они составляют 32% от выручки или от прибыли, а во многих европейских странах – более 40 %.


*** 25 июня 2015 года Администрация г. Сухум утвердила ставки сборов за право торговли для объектов розничной торговли, общественного питания, а также оказывающих услуги аттракционов и осуществляющих турагентскую деятельность в столице.

С объектов, осуществляющих мелкую розничную торговлю с временных сооружений (лотков, киосков, павильонов) и выносную торговлю (за исключением торговых объектов, расположенных в районе набережной Диоскуров, ул. Акиртава и пр. Леона) - 600 руб. в год.

С объектов, осуществляющих мелкую розничную торговлю с временных сооружений (лотков, киосков, павильонов) и выносную торговлю, а также оказывающих услуги аттракционов и осуществляющих турагентскую деятельность, расположенных в районе набережной Диоскуров, набережной Махаджиров, ул. Акиртава и пр. Леона - 1000 руб. в сезон ( длительность сезона определяется отдельным распоряжением Главы администрации г. Сухум).

Со стационарных объектов розничной торговли с площадью торгового зала менее 50 кв. м. - 2000 руб. в год.

Со стационарных объектов розничной торговли с площадью торгового зала 50 кв. м. и более - 3000 руб. в год.

С объектов общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей менее 50 кв. м. - 2000 руб. в год.

С объектов общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей 50 кв. м. и более - 3000 руб. в год.


*** Следует отметить, что согласно статье 1 закона РА «О спецналоге», система налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:


1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания туристских услуг;
4) оказания услуг проката;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
6) организации общественного питания, осуществляемой при использовании зала площадью не более 50 квадратных метров;
7) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 75 квадратных;
8) оказания услуг компьютерных залов;
9) оказания услуг средств размещения гостиничного типа, рассчитанных на 50 и менее койко-мест;
10) производства столярных и сложных металлических изделий;
11) оказания услуг автосервиса;
12) сдачи нежилых помещений в аренду (субаренду);
13) оказания стоматологических услуг;
14) сдачи внаем жилых помещений;
15) производства и реализации кулинарных изделий.
16) оказания услуг по временному хранению транспортных средств на платных стоянках и парковках.
17) изготовление, установка и ремонт надгробных памятников;
18) изготовление изделий народных художественных промыслов;
19) ремонт и обслуживание компьютерной и офисной техники;
20) услуги по представлению помещений для проведения торжественных и обрядовых мероприятий;
21) музыкальное обслуживание торжеств и обрядов;
22) ремонт жилых помещений;
23) услуги по обучению и репетиторству;
24) создание произведений живописи;
25) видео услуги;
26) художественно-оформительские и дизайнерские работы.

Владелец авто на абхазских номерах обязан всегда быть готовым к встрече с сотрудниками ГИБДД. Из-за частого применения схемы покупки дешевых машин из Абхазии и использования личного ТС под видом арендованного инспекторы дорожной полиции подозрительно относятся к машинам с абхазскими номерными знаками.

авто на абхазских номерах плюсы и минусы

Граждане РФ часто посещают Абхазию для выгодной покупки автомобиля, чтобы избежать дорогого российского оформления и ездить на абхазских номерах. Есть плюсы и минусы авто на абхазских номерах для автовладельцев. Как оформить купленную в Абхазии машину, преимущества и недостатки абхазского учета ТС, рассмотрим подробнее.

Как выглядят номера машин в Абхазии

Авторынок Абхазии лоялен к автолюбителям. Отсутствие налоговых сборов позволяет приобрести престижную иномарку дешево даже представителю рабочего класса. Логично, что граждане соседней России часто посещают эту страну, чтобы купить машину на абхазских номерах.

Они почти не отличаются от российских – три буквы, три цифры. Буквы – серия номерного знака. Цифры – номер.

Автомобильные номера Абхазии

Автомобильные номера Абхазии

Номера в Абхазии на автомобиле обычно выглядят следующим образом: 1 буква, 3 цифры и снова 2 буквы. С правой стороны, в обособленном квадрате номерного знака, цветное изображение флага республики Абхазия. Под флагом – код страны – АВН.

Можно ли ездить в России на авто с абхазскими номерами

По закону международной перевозки (ст. 274 таможенного кодекса), в России ездить на машине с абхазскими номерами разрешено неограниченное время. Впрочем, есть ряд нюансов:

После всех регистрационных мероприятий гражданин, получивший в пользование автомобиль, для пересечения границы должен заполнить таможенную декларацию РФ. Дополнительно таможенникам предоставляются документы: путевой лист, командировочное удостоверение, регистрационное удостоверение ООО, договор аренды авто, техпаспорт машины, паспорт гражданина.

После оформления документов на таможне гражданину разрешается ездить по российским дорогам на машине с абхазскими номерами. С одной стороны, все достаточно просто. Но у этой схемы, помимо преимуществ, есть существенные подводные камни.

Какие документы нужно предоставлять сотрудникам ГИБДД

Владелец авто на абхазских номерах обязан всегда быть готовым к встрече с сотрудниками ГИБДД. Из-за частого применения схемы покупки дешевых машин из Абхазии и использования личного ТС под видом арендованного инспекторы дорожной полиции подозрительно относятся к машинам с абхазскими номерными знаками.

Автономера Абхазии

Поэтому владельцу важно всегда возить с собой полный пакет документов, которые он предъявлял на таможне. Если при проверке сотрудниками ГИБДД будет отсутствовать хотя бы одна справка, к водителю могут применить серьезные санкции в виде денежного штрафа или даже изъятия автомобиля.

Способы приобретения машины на абхазских номерах

Важно знать, что в Абхазии гражданам других стран запрещено оформлять купленный автомобиль. Существует несколько способов приобрести машину жителю РФ:

  • покупка автомобиля гражданином Абхазии (на деньги россиянина), сдача им транспорта в аренду ООО или ИП, регистрация гражданина РФ в качестве сотрудника;
  • приобретение и регистрация машины на юридическое лицо либо ИП Абхазии;
  • регистрация своей фирмы в Абхазии и оформление на нее автомобиля.

Очевидно, что покупатель автомобиля в Абхазии формально становится не полноправным владельцем ТС, а как бы берет машину в аренду, на правах сотрудника ООО или ИП. Такая сделка сопряжена с рядом рисков. Нельзя забывать о последствиях ликвидации или банкротства организации, на которую оформлено ТС.

Как продать авто на абхазских номерах в России

Продажа машины на абхазских номерах трудноосуществима в России, поскольку формально покупатель не владеет ТС. По документам он лишь арендатор авто или временный пользователь.

Возможен сбыт в самой Абхазии. Но рентабельность такой сделки для владельца будет сомнительна: даже за исходную сумму ТС уже никто не купит.

Плюсы и минусы авто на абхазских номерах

Низкая цена премиум-автомобилей в Абхазии и возможность использования ТС без дорогого переоформления – главные преимущества такой схемы приобретения. Но существуют и минусы сделки для водителей.

Среди очевидных плюсов стоит выделить:

  • Низкую цену автомобиля высокого класса. Хорошую иномарку, которая стоит 1 миллион и более рублей в России, абхазские дилеры продают за 350-500 тысяч рублей.
  • Отсутствие налога на транспорт. Автомобиль, зарегистрированный в Абхазии, не облагается налогом.
  • Невидимость для радаров. Машины на абхазских номерах радары не фиксируют. Но сотрудники ГИБДД вправе произвести задержание ТС при нарушении ПДД.

При оформлении временного ввоза отсутствуют какие-либо дополнительные пошлины и налоги в принципе. Это регламентируется таможенным законом РФ (ст. 264 и ст.275).

Абхазские номерные знаки

Абхазские номерные знаки

Помимо существенных плюсов, такая схема покупки авто доставляет массу сложностей владельцу:

  • Пользоваться автомобилем может только лицо, на которого оформлена доверенность. У другого водителя машина моментально изымается на штраф-площадку.
  • Невозможность продажи ТС на абхазском учете. По документам машина оформлена на другое лицо или фирму, что объясняет невозможность законного сбыта на территории РФ.
  • Нередки случаи мошенничества. Покупая авто в Абхазии, водитель рискует получить находящийся в розыске (угнанный) или битый, которому придали товарный вид.
  • Необходимость посещения Абхазии после окончания срока ввоза ТС. Так как машина регистрируется на ООО или ИП соседнего государства, по закону требуется не менее 1 раза в год посещать эту страну на 2-3 дня. За несоблюдение этой нормы владельца штрафуют на 2500 рублей, машину изымают на штрафстоянку.

Еще один минус связан с регистрацией автомобиля на абхазскую ООО. Если организация липовая, платить налоги она не будет. Со временем это приведет к банкротству фирмы. Когда авто обанкротившегося предприятия пересекает границу, его просто конфискуют.

Минусов намного больше, чем плюсов. Поэтому рисковать и покупать дешевую машину в Абхазии – личное дело каждого. Если получится купить автомобиль у добросовестных дилеров, схема вполне рабочая, хотя и не очень удобная, особенно для людей, проживающих далеко от границы.

Отзывы

Судя по отзывам покупателей, законодательные нормы с каждым годом усложняют жизнь водителям. Очень не нравится людям тот факт, что машиной на абхазском учете нельзя пользоваться другому человеку, кроме гражданина, на кого оформлена доверенность. Это вызывает дополнительные неудобства.

Также владельцы жалуются на пристальное внимание со стороны сотрудников ГИБДД. Полиция досконально проверяет такие машины. Нелестно водители отзываются о требовании обязательного продления срока ввоза ТС. Максимальный период составляет 90 дней. По истечении этого времени потребуется оформлять дополнительные документы.

Абхазия

В 2006 году был введен курортный сбор в Абхазии, который предполагает взимание определенной суммы с каждого приезжающего туриста. Эти деньги должны расходоваться местными властями на развитие туристической инфраструктуры.

Когда был принят закон о «налоге на отдых»?

С июля 2006 года, согласно закону № 142, каждый приезжающий в Абхазию турист должен платить курортный сбор.

Кто должен платить налог?

Суммы взимаются с иностранцев или тех, кто не имеет гражданства, приехавших в страну на отдых более чем на трое суток.

Какую сумму курортного сбора нужно платить?

Каждый приезжающий в Абхазию иностранец в 2021 году должен заплатить 30 рублей. Вносится курортный сбор единовременно и единоразово.

Кто может не оплачивать курортный сбор?

  • Приехавшие не с туристической целью. Это должно быть официально подтверждено.
  • Инвалиды первых двух категорий и их сопровождающие.
  • Дети до 14-летнего возраста.
  • Те, кто оплачивал курортный сбор в течение последних трех месяцев.

Какие деньги в Абхазии и сколько брать с собой:

Как происходит оплата сбора?

Рецепшин

Оплачивать необходимую сумму нужно по приезде на место отдыха в отеле, гостинице и др. Исключением является частный сектор.

Куда поступает сумма сбора?

Собранные деньги получают органы местного управления. Есть мнение, что деньги было бы полезно тратить также на популяризацию местных курортных зон (рекламу, деятельность журналистов и др.), но пока это не осуществлено.

Есть ли реальная польза от курортного сбора в Абхазии?

В правительственных кругах страны бытует мнение, что налог не приносит реальной пользы и его надо отменить. Бессмысленность курортного сбора многие объясняют тем, что в государстве нет четкой системы взимания средств. Затраты на процесс сбора налога часто больше собранных сумм.

Как наказывается неуплата налога?

Наказание за неуплату курортного сбора применяется согласно законам страны. Обычно в виде штрафа.

Когда лучше ехать в Абхазию отдыхать:

Нужно ли оплачивать отдельную страховку?

При пересечении границы с Абхазией нужно оплатить страховку. Это должны сделать иностранцы или люди без гражданства, а также владельцы личных авто, въезжающие в страну. (Подробнее о пересечении границы России с Абхазией можно узнать пройдя по данной ссылке.)

Полис-договор Абхазгосстрах

Страхование осуществляется единственной в стране организацией «Абхазгосстрах». Оформить заявление на получение страховки можно онлайн на сайте abkhazgosstrakh.ru

Скриншот сайта abkhazgosstrakh

Скриншот сайта abkhazgosstrakh.ru

Какова сумма страховки?

  • От несчастного случая — от 30 до 750 рублей (в зависимости от срока пребывания).
  • Автомобильная — от 200 до 2000 рублей.

Сумма страховки и курортный сбор часто входят в стоимость путевки или платы за проживание.

Какие условия въезда в Абхазию для россиян?

Виза для въезда в Абхазию для россиян не требуется. О правилах въезда в Абхазию можно узнать пройдя по данной ссылке.

Документы для пересечения границы в 2021 году:

Паспорт РФ внутренний и заграничный

  • Паспорт внутренний или заграничный. Въезд разрешен только со стороны РФ. С отметкой о пересечении границы с Грузией на территорию Абхазии лучше не ехать.
  • У ребенка до 14 лет должно быть свидетельство о рождении (не ламинированное) и разрешение на вывоз ребенка за границу от родителей (если они остаются в стране).

Свидетельство о рождении

Свидетельство о рождении – главный документ, для выезда за границу

Нужен ли загранпаспорт и виза в Абхазию для россиян:

Как оплачивается курортный сбор в других странах?

Курортный сбор в других странах

Почти в каждой цивилизованной европейской стране введен этот налог:

  • В РФ курортный сбор осуществляется в качестве эксперимента с 2017 г. Сумма колеблется от 10 до 100 рублей.
  • В странах Европы — от трех до пяти евро/сутки. (Греция, Испания, Италия)
  • В Египте — семь долларов/сутки.
  • В Таиланде — 14 долларов/сутки.
  • На Мальдивах — 18 долларов/сутки.
  • В США — 21 доллар/сутки.

Пересечение границы России с Абхазией

Аэропорты Абхазии

Пересечение границы Абхазии и Грузии

Переезд на ПМЖ в Абхазию

Правила въезда в Абхазию для граждан Украины

Что можно и нельзя ввозить и вывозить из Абхазии в Россию


Нашли неточность? Сообщите нам.

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

А какие документы нужны на собаку при пересечении Российско – Абхазской границы?

Visasam.ru - это портал о самостоятельных путешествиях, эмиграции и жизни в России и заграничных странах. Авторами сайта являются опытные путешественники и миграционные юристы. На нашем портале вы узнаете о поездках, оформлении визы, получении ВНЖ, ПМЖ и гражданства из первых рук.

Таможенные правила Украины

Таможенные правила Украины

Ввоз товаров из Польши в Беларусь

Ввоз товаров из Польши в Беларусь

Оформление приглашения на Украину для россиян

Оформление приглашения на Украину для россиян

Ввоз алкоголя в Беларусь

Ввоз алкоголя в Беларусь

Вывоз детей с Украины

Вывоз детей с Украины

Нужен ли загранпаспорт для поездки в Грузию

Нужен ли загранпаспорт для поездки в Грузию

РИКЦ - помощь с репатриацией в Израиль

  • Абхазия
  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Аргентина
  • Армения
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Вьетнам
  • Германия
  • Гонконг
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Доминикана
  • Египет
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иордания
  • Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Казахстан
  • Камбоджа
  • Канада
  • Катар
  • Кипр
  • Киргизия
  • Китай
  • Коста-Рика
  • Куба
  • Латвия
  • Ливан
  • Литва
  • Люксембург
  • Македония
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Мальта
  • Марокко
  • Мексика
  • Молдова
  • Монако
  • Монголия
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Польша
  • Португалия
  • Россия
  • Румыния
  • Саудовская Аравия
  • Северная Корея
  • Сербия
  • Сингапур
  • Словакия
  • Словения
  • США
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Танзания
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Узбекистан
  • Украина
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Черногория
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Эстония
  • ЮАР
  • Южная Корея
  • Япония

Номер государственной регистрации товарного знака на сайте Федеральной Службы по интеллектуальной собственности РФ 734897

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80064 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.12.2020

Главный редактор: Соколов Б.А., электронная почта: info@visasam.ru Фактический адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Красная Пресня, 24. Телефон: +74951284185

Редакция не несет ответственности за размещенную рекламу, мнения, предложения об услугах и работе, оставленные в комментариях читателями. Информация на сайте предоставлена для ознакомления.

Пользователь сайта visasam.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Читайте также: