Совокупность натуральных повинностей и налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

А) орудие наказания

В) средство передвижение

D) совокупность налогов и повинностей


Безусловно, если вспомнить о тяге, то можно предположить, что "тягло", как и тягловая лошадь, должно что-то тянуть. Однако сходство с лошадью и ярмом в данном случае будет в другом, а именно в хомуте, который в нашем случае - это все НАЛОГИ и ПОВИННОСТИ.



На первый взгляд данное слово, тягло, лично у меня ассоциируется со средством передвижения. Но это не так, таким термином на Руси с XV -го по начало XVIII -го века характеризовали систему государственных повинностей людей. Так что выбираем последний вариант, D) совокупность налогов и повинностей.


Под тяглом в вопросе имеется ввиду тяжесть, которая ложилась на плечи населения. В семнадцатом веке "тяглом" в России были налоги и повинности, иногда непосильные простому люду.

Выбираем ответ - D) совокупность налогов и повинностей.


А вот этот вопросик по древнерусской истории заставил очень и очень призадуматься: школу - то ой - ой - ой когда закончил. Вроде как все перечисленные ответы можно взять как правильные, но в восемнадцатом веке в России "тяглом" все же называли "СОВОКУПНОСТЬ НАЛОГОВ И ПОВИННОСТЕЙ" - вот так и не иначе.


В государстве Российском тяглом называлась обязанность хозяйств платить государству подати. Зачастую термин "тягло" включал в себя все виды налогов, которые должны были платить владельцы того либо иного хозяйственного объекта. Поэтому в России 17 века тяглом была совокупность налогов и повинностей, а, следовательно, нам подходит вариант ответа D).


Тягло это ничто иное как система натуральных и денежных повинностей в России семнадцатого века. Первоначально употреблялось слово тягость для обозначения повинностей, позже стали использовать термин тягло.

Правильный ответ на этот вопрос - совокупность налогов и повинностей.


Ответ на этот вопрос можно найти в исторических статьях о социально-экономическом развитии России в семнадцатом веке, например, вот здесь. Для того, чтобы осуществлять постоянное пополнение государственной казны, восстанавливались ранее существовавшие налоги, а также вводились новые. Разные сословия несли различные повинности, а "тяглом" именовалась "совокупность налогов и повинностей" - отмечаем ответ "D".


Верный ответ D - налоги и повинности.


Само слово говорит о чем- то тяжелом и если бы я не знала верного ответа, то выбрала наверное бы средство передвижения или орудие труда. Но в семнадцатом веке этим словом называли совсем другое, хотя и это легким не назовешь, а именно- Совокупность налогов и повинностей, по моему очень точно.


В России 17 века тяглом называли что то тяжелое, а именно совокупность налогов и повинностей. Действительно в те времена это было действительно "тяглом". Значит нужно выбрать правильный ответ - D) совокупность налогов и повинностей.


В сообщении ИТАР - ТАСС говорится об ответных санкциях. Нескольким американским чиновникам будет запрещен въезд на территорию России. Их финансовые активы в России будут заморожены. Они не смогут отдохнуть на Селигере, отдать детей на обучение в Калугу или Тамбов, прокатиться на Ладе Калине. Пока Россия и Америка соревнуются, чьи санкции смешнее. Впереди Россия.


Самым маленьким заповедником России вляется Галичья гора. Он расположен в самом центре Липецкой области. Заповедник был создан 8 апреля 1925 года. Его площать составляет всего 200 гектаров. Заповедник Галичья гора также занесён в Книгу рекордов Гиннеса, как самый маленький заповедник в мире.


В Российской Федерации нет закона ограничивающего возраст по управлению транспортным средством. Если человек прошел мед.комисию и врачи не выявили у него ни каких нарушений, то неважно сколько человеку лет . Мед.справка делается 1 раз в год, а нужна она для того чтобы получить водительское удостоверение или при замене ВУ срок действия которого составляет 10 лет, получается, что если вы решили получить водительское удостоверение, для управления личным автомобилем, то справка вам понадобиться только один раз в 10 лет, естественно что в течении 10 лет здоровье пожилого человека может резко пошатнуться, а он может продолжать водить свой автомобиль, потому что мед.справку необязательно возить с собой и сотрудник ГИБДД не имеет право её потребовать. Вот такой конфуз.


Всё просто.Сравните численность населения РФ и Беларуси - и всё станет ясно.


Обычно таким куклам - оберегам не давали имён, ведь она была нужна лишь для обрядовых действий. Такие куклы являлись как бы посредниками между живущими на земле и ушедшими в царство мертвых, в ней дух предка-опекуна, обращенный к потомка. На Севере к таким куклам относились также. У ним было несколько названий, но как такого имени никогда не было.

Было несколько видов таких кукол, но самой почитаемой была та, которая была призвана охранять ребёнка от тёмных сил.

Естественно названий много, но я нашла некоторые названия поморских таких кукол - оберегов, которых называли: панки, паньи, паночки.

Раз так, что в качестве ответа я решила разместить такие названия, как : Паньи (Панья), Панки (Панка ), ведь в них как раз и содержится по 5 искомых букв.

У этого термина существуют и другие значения, см. Тягло (значения).

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

В древних грамотах применялось слово «тягость», позже — тягло, несущий его — тяглый крестьянин[1].

Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII — XIX веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Тягло — в Русском Царстве податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и прочие вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и прочее. Ввиду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения в Русском Царстве XVII веке относятся крестьянская община и посадская община.[2]

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священно-церковнослужителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 года отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иване Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.

На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Развитие государственности объективно требовало замены "случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На первых этапах развития государственности начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Ведь оно основывалось не на добровольных началах, а было скорее неписаным законом и становилось принудительной выплатой или сбором.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи "Повесть временных лет" перечисляются народы "иже дань дают Руси".

Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов.

Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась к князю, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя.

Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания.

Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.

Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).

Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно "по достатку", для чего составлялись так называемые окладные книги.

Помимо прямого налогообложения на Руси существовало и налогообложение косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" - за прочие преступления.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде - своде древнерусского феодального права (имела 3 редакции - Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42-43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 гг. монгольскими "численниками". Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов "ордынских тягостей": "выход" ("царева дань"), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы ("мыт", "тамка"); извозные повинности ("ям", "подводы"); взносы на содержание монгольских послов ("корм") и др.

Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.

Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.

После политического объединения русских земель в XV в. начинается формирование единой финансовой системы. Так, Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской зависимости ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах).

Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Размер "сохи" в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.

Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные - для литья пушек, полоняничные - для выкупа ратных людей, засечные - для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать - на создание регулярной армии и т.д.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

После Ивана III реформу налоговой системы продолжил Иван Грозный (1530-1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться "по животам и промыслам".

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен "ясаком" - меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.

Кроме прямых податей и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Так, например, существовала стрелецкая подать для создания регулярной армии и "полоняничные" деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и т.д.

Важнейшим этапом развития налогового законодательства на Руси стало Соборное Уложение 1649 г., в котором нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. В данном своде законов Русского государства была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения.

При определении окладов податей и их раскладки согласно Соборному Уложению использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделить три:

1) выти, обжи, луки;

2) местные сошки различных размеров;

з) большая (московская) соха.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.

Большое распространение получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Во времена царствования Алексея Михайловича произошло одно из первых крупных волнений, связанных с установлением и взиманием налогов. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом, прямые налоги поднялись до 20%. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии "Соляными бунтами".

Феодальное общество делилось на 2 основных класса-феодалов и крестьян.
Высший разряд феодалов составляли удельные князья,несшие службу великому князю.Они образовали верхушку боярства и именовались «княжатми».
После них были бояре.Они также несли службу с отрядами своих людей более крупному феодалу. Высшим был чин «введенного боярина».Они были управителями отдельных ведомств дворцовой администрации или дворцового хозяйства. Следующий чин «путного боярина». Это звание имели дворцовые чиновники (сокольничий,конюший).
Административно-судебники функции в отдельных территориях княжества осуществляли наместнкии и волостели. Собирали с населения «кормы»-денежные и натуральные доходы.
Более мелкие бояре,потомки измельчавших бояр,именовались «детьми боярскими» и «слугами вольными».Они несли только личную службу.
Наименьшими правами среди феодалов обладали дворяне.Это были слуги княжеских дворов, получавшие за военную или административную службу в виде вознаграждения небольшие участки земли и превращавшиеся в мелких землевладельцев. Дворянство не имело права свободного перехода от князя к князю и было обязано нести службу ,занимая лишь незначительные должности.
Крупнейшим земельным собственником было духовенство.Оно делилось на бело-служители церкви и черное-монастырское. Белое подразделялось на высшее и низшее. Высшее заседало в Боярской думе,примиряло князей,выполняло дипломтические поручения.К низшему ( приходскому) относились священники,дьяконы.Они жили за счет сборов с населения.
Черное ,или монастырское,духовенство не платило повинностей в пользу государства.

Крестьянство в 15 веке делилось на 2 категории:
1) Чернотяглые –крестьяне,ж ивишие на «черных» ,то есть невладельческих землях ,принадлежащих удельным князьям или великому князю.Пользовались землей как члены общины.Получив в надел участки ,они могла пользоваться ими ,передавать их по наследству,продавать лишь под условием выполнения всех общинных повинностей и несения «государева тягла» (совокупность натуральных повинностей и денежных налогов-поступало удельным князьям или великому князю).

2)Частновладельческие крестьяне жили на землях духовных и светских феодалов-помещиков,вотчинников,монастырей. В отличие от чернотяглых владельческие крестьяне уплачивали ренту и несли разного рода повинности непосредственно своему владельцу.
Но внутри этих категорий крестьянство не было единым.Большую часть крестьянства составляли так называемые «старожильцы» -крестьяне,искони сидевшие на данном участке земли ,полученном еще от своих отцов,дедов, и выполнявшие все феодальные повинности.
Разорившееся и потерявшее связь с землей крестьянство вынуждено было переходить в поисках заработка от землевладельца к землевладельцу,вступатьс ним в договорные отношения.Так возникает масса «новоприходцев», «новоподрядчиков».

Обезземеливание крестьянства привело к усиленному росту в15-16 веках числа половников,монастрыских детенышей,бобылей.
Половникижили на земле феодала или на своем же заложенном или выкупленном участке , и обязывались,обрабатывая эту землю,отдавать половину урожая землевладельцу.Могли уйти от землевладельца ,погасив задолжность .
Монастырские детеныши-это люди,использовавшиеся главным образом в монастырских хозяйствах.
Бобыли жили за господином на условиях договора между ними –бобыльской подрядной.Обычно господин предоставлял бобылю жилье ,а бобыль должен был уплачивать по договору денежный оброк .а иногда и обрабатывать землю.

Холопы .
Их можно разделить на 2 категории: холопы «большие» и холопы полные.докладные.
Большие холопы являлись княжескими или боярскими слугами,ведавшими отдельными отраслями хозяйства (ключники,тиуны) . Они осуществляли административно-финансовые функции в селах своих господ и взыскивали с крестьян «серебро» ,зачастую осуществляли и судебные функции.Холопы этой категории стали раньше других получать от своих господ в качестве вознаграждения за службу землю.
Полные холопы- несвободное население,которое находилось по существу в состоянии прямого порабощения. Поступлением в холопы сопровождалось написанием грамоты при участии наместников.(доклад).Поэтому они назывались еще и докладными.Источниками полного холопства являлись продажа в холопство,передача холопа в приданое или по завещанию и вступление в брак с несвободной стороной.Так же было холопство при поступлении на службу тиуна,ключника в сельской местности.
Судебник регламентировал отпуск и выкуп холопов на волю. Отпускная грамота явалялась документом об отпуске холопов на волю. (действительна при подписании ее владельцем или представлена к докладу в вышестоящий суд)

Городское население. Состояло из ремесленников и торговцев –купцов. Высший разряд купечества составляли «гости»,объединявшиеся в 2 категории: -«гостей-сурожан» (не платили тягла,не несли повинностей,у них была обязанность просматривать товары у иностранцев и отдавать их часть государю в казну в виде пошлины и «суконников».
Остальное городское население состояло из торгово-ремесленных низов населения (меньших.»черных» людей). Черными называлось населения посада,жившее на земле,составлявшей собственость всей общины и делившей между членами этой общины по участкам.
Помимо «черных» были «беломестцы»-служилые лица,получившие землю за службу и освобождавшиеся от платежа городских повинностей и податей.

Вопрос 33. Государственный строй России в 1900-1914 гг.
Государь должен был неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православие.Обладал широчайшими правами в области законодательства,управления,суда.Совместно с Гос.Советом и Думой он принимал законы,созывал оба органа,мог отсрочить их заседание,мог распустить,назвначал и смещал министров,объявлял войну,заключал мир,обладал правом чеканки монет.

Под воздействием развивавшейся в 1905 г. Первой русской революции, главной движущей силой которой стал пролетариат, самодержавие вынуждено было пойти на уступки и создать представительное учреждение – Государственную думу.

Читайте также: