Ставки налога на воду 2021 год в узбекистане

Опубликовано: 16.05.2024

ГНК опубликовали список принятых изменений в налогообложении. Всего изменения коснулись 12 аспектов налогообложения.

Какие изменения в налогообложении ждут узбекистанцев в 2021 году

Фото: Плантатор Онлайн

ГНК собрал подборку всех изменений, принятых в 2020 году в сфере налогообложения и рассортировал их по отдельным аспектам налогообложения. Изменения произошли в порядке предоставления налоговых льгот и налоговых режимов, налоговых льготах и деталях восьми разных налогах. Об этом сообщает пресс-служба комитета.

  1. Налоговые послабления в период коронавирусной пандемии

С 1 января 2021 года:

— налоговый период составляет один квартал для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц;

— налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.

Одновременно с этим, в 2021 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.

  1. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога
с оборота снижена с 25 до 13 процентов.

  1. Акцизный налог

Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.

Ставка акцизного налога по услугам мобильной связи снижена с 25 до 15 процентов.

  1. Налог на прибыль

Начиная с 1 января 2021 года, устанавливается порядок, согласно которому:

— имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации;

— при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается;

— стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

При этом стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

  1. Налог на доходы физических лиц

Введен порядок, согласно которому налог на доходы с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — индивидуальными предпринимателями — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

При этом упраздняется порядок, согласно которому физические лица, состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, вправе выбрать уплату налога на доходы физических лиц в фиксированном размере либо на основании декларации о совокупном годовом.

  1. Социальный налог

Самозанятые граждане, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей, для получения одного года трудового стажа должны будут уплачивать социальный налог в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины.

  1. Налог на имущество юридических лиц

Применяемая к некоторым объектам налогообложения пониженная ставка налога на имущество юридических лиц увеличивается с 0,2 до 0,4 процентов.

  1. Налог на имущество физических лиц

Машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом, включается в объект налогообложения налогом на имущество физических лиц.

  1. Земельный налог

Для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств, вводится порядок уплаты земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

К землям, занятым неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы будут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок и отмены налоговых льгот по земельному налогу.

Увеличен понижающий коэффициент к ставкам земельного налога с 0,1 до 0,25, применяемый в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

  1. Налог за пользование водными ресурсами

Устанавливается порядок, согласно которому:

— рыбоводческие хозяйства, занимающиеся разведением рыбы в искусственных водоемах, налоговую базу определяют исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных и искусственных водных объектов и обратно сбрасываемой в эти водные объекты, за исключением сбрасываемой в коллекторно-дренажную сеть;

— при отсутствии средств учета водных ресурсов и невозможности определения фактического объема используемых водных ресурсов
в сельском хозяйстве, включая рыбоводческие хозяйства, налоговая база определяется по нормативам потребления водных ресурсов, утвержденным уполномоченным органом в области водопользования и водопотребления.

— вводится понижающий коэффициент в размере 0,7 к ставке налога, установленной для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства к объему использованной воды, определяемой на основании водоизмерительных приборов.

— налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) налоговые ставки, обязаны вести раздельный учет по таким видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим налоговым ставкам.

  1. Налог за пользование недрами

Устанавливается единая налоговая ставка в размере 5%, но не менее 7 500 сум/куб.м., по следующим видам полезных ископаемых: песок строительный, песчано-гравийная смесь, песчаники, щебень строительный (карбонатные породы), щебень строительный (граниты, порфириты и сланцевые породы).

  1. Налоговые льготы

1. Уточняется порядок применения налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость, в частности:

  • льгота, предусмотренная по услугам пассажирского транспорта, будет применяться к услугам городского пассажирского транспорта
    и пассажирского автомобильного транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), по которым тариф, устанавливается органами государственной власти на местах;
  • льгота, предусмотренная по товарам (услугам), приобретаемым за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, будет применяться, если их освобождение предусмотрено законом;

2. Из объекта налогообложения акцизным налогом исключаются натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

3. Земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации, исключаются из объекта налогообложения земельным налогом с юридических лиц.

4. Земельные участки, на которых внедрена водосберегающая технология орошения любого вида, не облагаются земельным налогом с юридических лиц.

5. Водные ресурсы, используемые из коллекторно-дренажных сетей, исключаются из объекта налогообложения налогом за пользование водными ресурсами.

6. Отменяются некоторые налоговые льготы, предоставленные АКИБ «Ипотека банк», Народному банку и Микрокредитбанку.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @ KPTLUZ

В свете принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» № ЗРУ-599 от 30 декабря 2019 года, была принята новая редакция Налогового кодекса.

Существенными изменениями являются следующие:

1. Виды налогов были сокращены до 9.

2. Единый социальный платеж, единый налоговый платеж и фиксированный налог были заменены на социальный налог, налог с оборота и налог на доходы физических лиц в фиксированном размере соответственно.

3. Основные изменения налоговых ставок:

● НДС устанавливается по единой ставке 15%;

● Налог на прибыль для юридических лиц устанавливается по ставке 15%;

● Налог на имущество устанавливается по ставке 2% (без изменений);

● Все предоставленные льготы по социальному налогу отменяются, тогда как социальный налог для государственных учреждений снижается до 12%.

4. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:

Для физических лиц - резидентов Республики Узбекистан:

● Основная ставка налога на доходы физических лиц – в размере 12 процентов;

● Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;

Для физических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан:

● Дивиденды и проценты – 10%;

● Доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) – 6%;

● Доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы – 20%.

5. Право налоговых органов по списанию задолженности налогоплательщика с его дебиторов упраздняется.

6. Льготы, а также пониженные ставки по налогам и другим обязательным платежам, предоставленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан действуют до 1 апреля 2020 года, тогда как если они предоставлены решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, они действуют до истечения срока их действия.

7. Следует отметить, что с 1 января 2020 года, льготы по налогам выдаются только Налоговым кодексом. Исключениями являются снижения таких налогов как НДС, акцизный налог и налог за недропользование, которые могут быть предоставлены Решением Президента в размере не более 50% и не более чем на 3 года.

8. Налоговый кодекс в новой редакции предусматривает возврат излишне уплаченных или взысканных налогов в течение 15 дней с момента оплаты, более того, возврат предусматривает проценты на каждый просроченный день исходя из ставки рефинансирования Центрального банка.

9. Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года.

10. Введены следующие виды налоговых проверок:

● Камеральная налоговая проверка;

● Выездная налоговая проверка;

При этом важно заметить, что налоговая проверка будет производиться на основании решения налогового органа и субъекты предпринимательства имеют права обжаловать результаты налоговых проверок.

11. С 1 января 2020 года отменяется упрощенный порядок НДС.

12. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:

● Постоянные учреждения иностранных юридических лиц в независимости от размера дохода от реализации товаров/услуг;

● Иностранные юридические лица, реализующие товары/услуги на территории Республики Узбекистан, если местом реализации таких товаров/услуг признается Республика Узбекистан.

13. С 1 апреля 2020 года отменяются льготы по НДС на следующие товары/услуги:

● Печатная продукция; товары, приобретаемые за счет грантов; товарно-материальные запасы государственного резерва при их обновлении; имущество, передаваемое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом; объекты недвижимости, строительство которых осуществляется коммерческими банками за счет собственных средств по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан;

● Услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационные, туристические услуги, услуги, приобретаемые за счет грантов; услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке; услуги по сдаче в аренду государственного имущества; услуги по доставке средств массовой информации и книжной продукции; финансовые услуги, тариф на которые установлен в абсолютном значении.

14. Товары/услуги, приобретаемые юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагаются НДС и акцизным налогом.

15. Возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, будет осуществляться с 1 июля 2020 года.

16. Для отдельной категории налогоплательщиков, т.е. экспортеров, налогоплательщиков, предоставившие банковскую гарантию, иностранных дипломатических представительств, участников Соглашения о разделе продукции, участников налогового мониторинга, предусматривается ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней.

17. Возврат НДС иностранным дипломатическим представительствам и участникам соглашения о разделе продукции (при наличии таких условий в Соглашении) будет осуществляться с 1 января 2020 года по товарам/услугам, приобретаемым с 2020 года.

18. Срок переноса убытков увеличивается до 10 лет, тогда как предельный размер переносимого убытка до 60% от налоговой базы.

19. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более 5 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 50 % налоговой базы текущего налогового периода.

Топ статей за 7 дней

Топ-25 городов по количеству небоскребов

“Генерал-ракета” Деан Суботич. Глава пятая

Без прописки не приняли: беременной женщине не оказали помощь. Видео

Подпишитесь на нас

Минфин опубликовал пресс-релиз к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год».

Изменения в налогообложении, которые ожидают в следующем году узбекистанцев, представлены в обзоре buxgalter.uz.

Налоговые ставки

В 2021 году предусматривается сохранение основных налоговых ставок:

  • НДС – 15%;
  • налог на прибыль – 15%, для отдельных категорий налогоплательщиков – 20%;
  • НДФЛ – 12%;
  • налог на имущество юридических лиц – 2%;
  • земельный налог за земли сельхозназначения – 0,95%;
  • социальный налог: хозсубъекты – 12%, бюджетные организации – 25%;
  • налог с оборота, базовая ставка – 4%.

В состав НК войдут ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере, а также – отдельные нормы, связанные с применением этих ставок.

Акцизный налог

По акцизам предусматривается выравнивание ставок при импорте и производстве. Разные ставки при импорте и производстве сохранятся только на алкогольную продукцию, табачные изделия и готовый сахар.

Ставки налога, установленные в абсолютной сумме, индексируются с 1 февраля:

  • на алкогольную (включая пиво) и табачную продукцию – в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года – с учетом отказа от индексации в 2020 году и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;
  • на бензин марки АИ-80 – на 20% (опережающими темпами) для выравнивания ставок акцизного налога в 2022 году вне зависимости от октанового числа;
  • на дизтопливо, дизтопливо ЭКО и моторное масло для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 20%.

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту. Среди них – пищевая продукция (20 видов товаров – соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т. д.), электротехнические товары (35 видов товаров – холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.) и другие товарные позиции.

Для юрлиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20% до 15%.

Ввоз сахара белого без вкусо-ароматических или красящих добавок на территорию Узбекистана предлагается облагать по ставке 20%. При этом, ввоз сахара-сырца акцизным налогом не облагается.

НДС

Законопроект предусматривает расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки. В их число должны войти:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

По действующим правилам с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики НДС с оборотом по реализации товаров (услуг) не более 1 млрд сумов в месяц, применяющие ЭСФ, вправе исчислять и уплачивать НДС на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, предусмотрев ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроект предусматривает возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), вне зависимости от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать предприятия, экспортирующие товары на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Сегодня применение нулевой ставки при экспорте товаров обусловлено наличием выписки банка, подтверждающей оплату экспортируемых товаров.

НДФЛ и соцналог

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельных категорий физлиц. В частности, самозанятые граждане, ученики школы «Уста–шогирд» в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах госорганами и другими организациями Республики Узбекистан, уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 БРВ в год для исчисления трудового стажа. Для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Налог на имущество и земельный налог с юридических лиц

Законопроект увеличивает с 0,2% до 0,4% пониженную ставку налога на имущество юрлиц и понижающий коэффициент, применяемый к ставкам земельного налога с юридических лиц по отдельным объектам и земельным участкам, – с 0,1 до 0,25. Это позволит поэтапно довести размер пониженной ставки до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога введены с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

По земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения по регионам республики в абсолютной величине с учетом их индексации на 15%. На их основании органы государственной власти на местах будут определять конкретный размер налоговых ставок с применением повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от экономического развития и престижности района.

Плодоовощеводческие сельхозпредприятия с 2021 года возвращаются к исчислению земельного налога исходя из нормативной стоимости сельхозугодий. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит установить единый порядок налогообложения земель данной категории.

Налог за пользование водными ресурсами

По налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются исходя из категорий налогоплательщиков и целей использования воды. Предусматривается, что налогоплательщики для исчисления налога будут ввести раздельный учет объемов водных ресурсов, используемых на различные цели.

Налоговые ставки индексируются на 15%, а для отдельных отраслей экономики – на 30%. Цель индексации – поэтапное доведение ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.

Для предприятий коммунального обслуживания ставки налога за пользование водными ресурсами сохраняются на уровне 2020 года.

По воде, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 куб. м.

Налог за пользование недрами

Унифицируются ставки налога по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно – из русел рек.

В рамках мониторинга и анализа эффективности норм НК в новой редакции разрабатывается отдельный законопроект – с поправками в НК исходя из предложений специалистов министерств и ведомств, экспертов и налоговых консультантов.

Ташкент, Узбекистан ( UzDaily . uz ) – Некоторые налоговые послабления по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», в качестве бессрочных норм и положений, отражены в Налоговом кодексе.

Так, с 1 января 2021 года:

- для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом установлен квартал;

- налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.

Наряду с этим, в 2021 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.

2. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога

с оборота снижена с 25 до 13 процентов.

3. Акцизный налог

Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.

Ставка акцизного налога по услугам мобильной связи снижена с 25 до 15 процентов.

4. Налог на прибыль

Начиная с 1 января 2021 года, устанавливается порядок, согласно которому:

- имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации;

- при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается;

- стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

При этом стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

5. Налог на доходы физических лиц

Введен порядок, согласно которому налог на доходы с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами - индивидуальными предпринимателями - у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

При этом упраздняется порядок, согласно которому физические лица, состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, вправе выбрать уплату налога на доходы физических лиц в фиксированном размере либо на основании декларации о совокупном годовом.

6. Социальный налог

Самозанятые граждане, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей, для получения одного года трудового стажа должны будут уплачивать социальный налог в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины.

7. Налог на имущество юридических лиц

Применяемая к некоторым объектам налогообложения пониженная ставка налога на имущество юридических лиц увеличивается с 0,2 до 0,4 процентов.

8. Налог на имущество физических лиц

Машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом, включается в объект налогообложения налогом на имущество физических лиц

9. Земельный налог

Для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств, вводится порядок уплаты земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

К землям, занятым неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы будут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок и отмены налоговых льгот по земельному налогу.

Увеличен понижающий коэффициент к ставкам земельного налога с 0,1 до 0,25, применяемый в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

10. Налог за пользование водными ресурсами

Устанавливается порядок, согласно которому:

- рыбоводческие хозяйства, занимающиеся разведением рыбы в искусственных водоемах, налоговую базу определяют исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных и искусственных водных объектов и обратно сбрасываемой в эти водные объекты, за исключением сбрасываемой в коллекторно-дренажную сеть;

- при отсутствии средств учета водных ресурсов и невозможности определения фактического объема используемых водных ресурсов

в сельском хозяйстве, включая рыбоводческие хозяйства, налоговая база определяется по нормативам потребления водных ресурсов, утвержденным уполномоченным органом в области водопользования и водопотребления.

- вводится понижающий коэффициент в размере 0,7 к ставке налога, установленной для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства к объему использованной воды, определяемой на основании водоизмерительных приборов.

- налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) налоговые ставки, обязаны вести раздельный учет по таким видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим налоговым ставкам.

11. Налог за пользование недрами

Устанавливается единая налоговая ставка в размере 5 процентов,

но не менее 7 500 сум/куб.м., по следующим видам полезных ископаемых: песок строительный, песчано-гравийная смесь, песчаники, щебень строительный (карбонатные породы), щебень строительный (граниты, порфириты и сланцевые породы).

13. Налоговые льготы

1. Уточняется порядок применения налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость, в частности:

льгота, предусмотренная по услугам пассажирского транспорта, будет применяться к услугам городского пассажирского транспорта и пассажирского автомобильного транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), по которым тариф, устанавливается органами государственной власти на местах;

льгота, предусмотренная по товарам (услугам), приобретаемым за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, будет применяться, если их освобождение предусмотрено законом;

2. Из объекта налогообложения акцизным налогом исключаются натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

3. Земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации, исключаются из объекта налогообложения земельным налогом с юридических лиц.

4. Земельные участки, на которых внедрена водосберегающая технология орошения любого вида, не облагаются земельным налогом с юридических лиц.

5. Водные ресурсы, используемые из коллекторно-дренажных сетей, исключаются из объекта налогообложения налогом за пользование водными ресурсами.

6. Отменяются некоторые налоговые льготы, предоставленные АКИБ «Ипотека банк», Народному банку и Микрокредитбанку.

Какие налоги планируют повысить в 2021 году: обзор проекта закона от Минфина

Министерство финансов Республики Узбекистан подготовило проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год».

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год предусматривается сохранение основных налоговых ставок по НДС (15/%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), налогу на имущество юридических лиц (2%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (хозсубъекты – 12% и бюджетные организации - 25%), налогу с оборота (базовая ставка 4%).

Вместе с тем, налоговая политика на 2021 год направлена на продолжение налоговых реформ, предусматривающих обеспечение прямого действия Налогового кодекса, дальнейшей поддержки экспортеров, справедливого распределения налоговой нагрузки и повышения эффективного использования природных ресурсов.

Законопроектом предусматривается включение в состав Налогового кодекса ставок акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере, а также отдельных норм, связанных с применением этих ставок.

На 2020 год эти ставки были установлены Законом Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

На 2021 год данные ставки изменены следующим образом:

а) по акцизному налогу предусматривается выравнивание большинства ставок акцизного налога при импорте и производстве. Вместе с тем, ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, проиндексированы (с учетом отмены их предусмотренной индексации с 1 апреля 2020 года).

В связи с этим, ставки акцизного налога индексируются с 1 февраля 2021 года. При этом, ставки на алкогольную продукцию включая пиво, а также на табачную продукцию индексируются в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года, - с учетом отказа их индексации в 2020 году, и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту, в частности, по пищевой продукции (20 видов товаров (соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т.д.)), по электротехническим товарам (35 видов товаров (холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.)) и т.д. Это позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства, уточняют в Минфине.

Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20 до 15 процентов.

б) по земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов республики в абсолютной величине, с учетом их индексации на 15 процентов.

Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях.

При этом, конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

в) по налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели, что влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога. Данная мера направлена на обеспечение рационального и эффективного использования водных ресурсов.

Налоговые ставки по налогу за пользование водными ресурсами индексируются на 15 процентов, а для отдельных отраслей экономики - на 30 процентов, с целью поэтапного доведения этих ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.

Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум за 1 куб.м.

Законопроектом предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов. Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.

В условиях коронавирусной пандемии Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 было предусмотрено, что в период

с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд. сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроектом предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2020 года № УП-5989 «О неотложных мерах по поддержке текстильной и швейно-трикотажной промышленности».

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц.

Так законопроектом предусматривается, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» - в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Республики Узбекистан, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа.

Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Законопроектом предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2 до 0,4 процентов и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков. Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Данная мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.

С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости с целью исчисления земельного налога. С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.

С целью установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предусматривается распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения.

По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.

В рамках мониторинга и анализа практического действия и эффективности норм Налогового кодекс Республики Узбекистан в новой редакции разрабатывается отдельный законопроект по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан исходя из предложений специалистов, соответствующих министерств и ведомств, а также налоговых консультантов и экспертов.

Читайте также: