Совершенствование защиты от неправомерных действий при проведении налогового контроля

Опубликовано: 01.05.2024

Одна из самых распространенных проверок, проводимых налоговым органом, − это выездная налоговая проверка. ВНП является самой долгой по сроку и самой доскональной по глубине проверочных мероприятий. В первом полугодии 2017 года совместными была четверть проверок, в 2018 году подобных проверок уже треть. Давайте разберемся, как на практике работает тандем ФНС и МВД, и будем использовать эти знания в будущем.

Процедура принятия решения о ВНП

Когда налоговый орган принимает решение о проведении ВНП, он направляет налогоплательщику Решение, в котором в том числе указан перечень лиц, принимающих участие в проверке. Если с полномочиями сотрудников налоговых органов все понятно, то в части полномочий сотрудников полиции возникает ряд вопросов, ответ на которые попробуем найти.

Процесс привлечения сотрудников полиции к ВНП регламентирован ст. 36 Налогового кодекса РФ и п. 28 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

На основании указанных положений разработана и введена в действие совместная Инструкция «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», утвержденная приказом МВД России № 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (далее – Инструкция). Она состоит из трех разделов и содержит в себе основные принципы организации взаимодействия указанных органов. Из данного документа следует, что сотрудники органов внутренних дел принимают участие в ВНП на основании мотивированного запроса налогового органа. Исчерпывающий перечень подобных оснований приведен в п. 8 раздела 2 Инструкции:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
  • назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;
  • необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Кроме того, указанный перечень уточнен Письмом ФНС России от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 (согласованного с МВД России) в котором выделены три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции:

  • При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.
  • При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ (например, «миграция» организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок» и т.п.).
  • При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 УК РФ).

Особенности совместной проверки сотрудниками ФНС и МВД

Особенностью производства ВНП с привлечением правоохранительных органов является то, что сотрудники полиции в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля и получения информации, которые предоставлены им Законом «О полиции», а также Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Установленный порядок не обязывает налоговый орган знакомить налогоплательщика с текстом и мотивацией запроса о привлечении к проверке сотрудников органов внутренних дел. Поэтому узнать, по какому конкретно основанию привлечены сотрудники полиции, на этапе ознакомления проверяемого лица с Решением о проверке невозможно. Однако данные привлеченных сотрудников полиции в обязательном порядке должны быть указаны в Решении. В случае отсутствия этих сведений участие сотрудников полиции в ВНП незаконно. Если налоговый орган принял решение о привлечении сотрудников полиции в процессе ВНП, изменения в части состава проверяющих вносятся в Решение.

Неправомерные действия сотрудников ФНС И МВД при проведении ВНП

Давайте рассмотрим ряд моментов в работе сотрудников полиции при ВНП, которые являются спорными, выходящими за рамки их полномочий и подлежащими обжалованию в установленном порядке.

В акте по результатам выездной налоговой проверки отсутствуют подписи сотрудников правоохранительных органов, принимавших участие в выездной проверке налогоплательщика.

В уже упомянутой Инструкции, подпунктами «в» и «г» пункта 8 предусмотрено, что сотрудники полиции привлекаются к участию в ВНП для осуществления конкретных действий. Говоря простым языком, подпункт «в» предусматривает их участие, как специалистов, а подпунктом «г» сотрудникам полиции отводятся только функции обеспечения физической защиты.

В свою очередь из содержания пункта 16 Раздела 3 Инструкции, следует, что акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.

Таким образом, при отсутствии подписей участвующих сотрудников полиции в акте можно сделать вывод о том, что они привлекались лишь для производства конкретных мероприятий, либо для осуществления физической защиты сотрудников налогового органа. В случае, если налогоплательщик понимает, что сотрудниками полиции в рамках ВНП был проведен ряд каких-либо не единичных мероприятий, они активно участвовали в производстве ВНП на протяжении всего периода времени, однако в акте их подписи отсутствуют – это повод для обжалования, как самого акта, так и действий сотрудников полиции.

В ходе проведения ВНП сотрудники полиции вызывают сотрудников компании на опрос, либо присутствуют при его производстве сотрудником налогового органа.

Налоговым кодексом РФ четко регламентирован порядок и производство опроса. Из положений, закрепленных в ст. 90 и 99 НК РФ следует, что опрос производится должностным лицом налогового органа также, как и право подписи протокола опроса отводится только должностному лицу налогового органа, иные случаи в положениях Налогового кодекса РФ не закреплены. Возложить свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае – опроса) по НК РФ также нельзя.

Таким образом, производство опроса сотрудниками полиции в рамках производства ВНП не может быть мотивировано и основано на законе.

« […] в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию».

Таким образом, отсутствие ссылки в направленном в Ваш адрес запросе данных на проводимую проверку (номер КУСП и дату регистрации), либо ссылки на требования п.п. 10 и 29 ст. 13 ФЗ «О полиции» является основанием ставить под сомнения обоснованность запроса.

Здесь необходимо иметь в виду статью 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которой предусмотрено, что обязательны для исполнения только законные требования должностных лиц, осуществляющих ОРД. Однако, если при вызове на опрос, либо в запросе о предоставлении информации отсутствуют ссылки на обоснование предъявляемых требований, можно предположить, что данные требования не мотивированы и не основаны на законе.

В любом случае, даже указанные законные основания вызова на опрос сотрудниками полиции не могут применяться в рамках проводимой ВНП.

Аналогично и в случае нахождения сотрудника полиции при опросе, производимом должностным лицом налогового органа. Опрашиваемое лицо вправе знать основания привлечения к опросу сотрудника правоохранительных органов и, если таковые отсутствуют, может отказаться от дачи объяснений в его присутствии.

При этом, не стоит забывать о наличии права любого гражданина отказаться от дачи каких-либо объяснений, гарантированное Конституцией Российской Федерации. В таком случае отказ не влечет за собой какой-либо ответственности.

Сотрудники полиции привлечены и выступают в качестве специалистов.

Инструкцией также предусмотрено, что сотрудники правоохранительных органов могут привлекаться для конкретных действий в качестве специалистов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 96), в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, то есть лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела.

Таким образом, логично выдвинуть к должностному лицу, привлеченному в качестве специалиста в целях изъятия, либо осмотра компьютерной информации налогоплательщика, требование подтвердить наличие соответствующих специальных познаний (например, диплом или иной документ, подтверждающий его компетентность в указанной сфере деятельности). Мотивировать данное требование просто – это опасение, что некомпетентное лицо может повредить или уничтожить электронную информацию в процессе ее изъятия. Сотрудники экономической безопасности специалистами в области изъятия компьютерной информации не являются, таковыми могут выступать специалисты/эксперты экспертно - криминалистических центров МВД России, но и у них можно потребовать подтверждения соответствующих квалификационных знаний в данной области.

Что делать в случае совместной проверки?

  1. Внимательно ознакомьтесь с Решением о проведении ВНП. Если к участию в проверке привлечены сотрудники полиции, их должности и данные обязательно будут там указаны.
  2. Если в Решении отсутствуют данные сотрудников полиции, однако они принимают активное участие в ВНП, проверьте их подписи в акте, составленном по результатам ВНП.
  3. Если в акте отсутствует подпись участвующего сотрудника полиции – значит, он привлекался для конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалиста и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.Если привлеченные для указанных действий сотрудники полиции проводили иные мероприятия, не связанные с тем, для чего они были привлечены в рамках ВНП, обжалуйте эти действия как незаконные.
  4. Если привлеченный сотрудник полиции производит выемку электронных носителей и (или) информации, содержащейся на электронных носителях, убедитесь, что он является специалистом в данной области и обладает соответствующей квалификацией (например, сотрудник экспертно-криминалистического центра МВД России).
  5. Если сотрудник полиции присутствует при допросе в налоговом органе, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» либо на основании ст. 51 Конституции РФ.
  6. Если у вас возникли сомнения в законности действий сотрудников полиции, вы можете обжаловать их в вышестоящий орган внутренних дел, надзирающему прокурору, либо в судебном порядке.

1. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

2. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

3. За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

4. Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Комментируемая статья содержит положения, регламентирующие ответственность налоговых органов за причинение вреда налогоплательщикам.

Как разъяснено в Определении КС РФ от 25.01.2012 N 172-О-О, положения НК РФ не допускают причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Установленный законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Данное обстоятельство не исключает самой возможности проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной налоговой проверки.

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Размер ущерба определяется по правилам ГК РФ.

Для применения ответственности в отношении налоговых органов необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда и доказанность его размера, противоправность поведения, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

При этом налогоплательщик должен доказать факт причинения убытков и их размер, налоговый орган обязан доказать отсутствие в его действиях вины. Вопрос о наличии причинной связи решается судом.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 N А58-3271/2010.

В Постановлении от 21.08.2012 N Ф09-6499/12 ФАС Уральского округа указал, что, поскольку действия должностных лиц налогового органа, связанные с проведением проверки и составлением по ее итогам акта, не являются неправомерными, расходы, произведенные организацией в целях подготовки письменных возражений на акт налоговой проверки, не могут рассматриваться в качестве убытков, подлежащих возмещению в соответствии со статьей 103 НК РФ.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 27.03.2012 N А68-8051/2011 отметил, что действия должностных лиц налогового органа, связанные с проведением проверки и составлением по ее итогам акта, не были признаны судом неправомерными, в связи с чем расходы, произведенные предпринимателем в целях подготовки письменных возражений на акт налоговой проверки, не могут рассматриваться в качестве убытков, подлежащих возмещению в соответствии со статьей 103 НК РФ.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Доводы, изложенные в заявлении, выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении положений статей 100, 103 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра судебных актов в порядке надзора.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 103 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении пользовании или распоряжении.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в порядке предусмотренном статьями 65, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 82, 87, 89, 100, 101, 103 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из того, что при обращении в суд с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного государственным органом, истец должен доказать фактический состав (причинение вреда.

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Налоги являются главным источником формирования государственного бюджета и важным инструментом регулирования социально-экономических процессов. Однако, вместе с этим, налоги оказывают существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, поэтому у руководителей экономических субъектов появляется желание минимизировать налоговые платежи всеми возможными способами: иногда планируя хозяйственную деятельность таким образом, чтобы налоговые обязательства не возникали или были минимальными.

Из-за уклонения от уплаты налогов в государственный бюджет не поступает значительная сумма денежных средств, что приводит к увеличению масштабов теневой экономики и созданию угроз экономической безопасности страны. Кроме того, налоговые правонарушения и преступления снижают конкурентоспособность предпринимательской деятельности законопослушных налогоплательщиков. При ситуации, когда существует уклонение налогоплательщиков от своих налоговых обязанностей, государству приходится устанавливать дополнительное налоговое бремя, которое несут добросовестные налогоплательщики. В итоге получается, что уклонившийся от уплаты налогов находится в более выгодном положении, потому что он получает двойную выгоду: неуплаченные государству налоги и повышение конкурентоспособности бизнеса за счет экономии оборотных средств. Тем самым уклонисты провоцируют социальную напряженность, которая, в свою очередь, приводит к увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. При этом сокращаются финансовые ресурсы государства.

По данным МВД РФ за 2014 год материальный ущерб по оконченным уголовным налоговым делам составил 39,6 млрд. руб., возмещено только 13,7 млрд. руб. [2].

Согласно официальным данным наблюдается тенденция спада выявленных и возбужденных налоговых преступлений. По сравнению с 2009 годом, когда было выявлено 22 316 налоговых преступлений, их количество в 2014 году уменьшилось в 3,6 раза [15]. Однако уменьшение числа выявленных преступлений объясняется не уменьшением их фактического числа, а разного рода организационными и законодательными изменениями. К таким изменениям относится, например, возбуждение налоговых дел только по материалам налоговых органов.

Однако нужно отметить, что в октябре 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ», который изменил порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. В соответствии с данными изменениями следователи получили право возбуждать уголовное дело по налоговому преступлению, даже не располагая материалами проверки из налоговых органов. В результате уже в первой половине 2015 года количество выявленных налоговых преступлений увеличилось на 70 % [7]. При этом 58% налоговых дел за девять месяцев 2015 года возбуждено по материалам налоговой службы, то есть три из пяти дел [1]. Таким образом, в 2015 году в бюджет было возмещено 15 млрд. руб. [4].

Анализ данных о задолженности по налогам и сборам с 2008 по 2015 года показывает, что из года в год задолженность перед бюджетом растет. В этот период задолженность по налогам и сборам увеличилась на 48% [13].

Очевидно, что между задолженностью по налогам перед бюджетом и количеством нарушений налогового законодательства существует прямая связь.

По данным Следственного комитета РФ в среднем в год остаются не выявленными 60-70% налоговых преступлений [14]. По мнению представителя СК РФ, небольшое количество выявленных налоговых преступлений связано не с плохой работой налоговых органов, а с невозможностью проведения ими оперативно-розыскной работы.

Противодействие налоговым правонарушениям и преступлениям возможно при создании эффективной системы налогового контроля.

От эффективности организации налогового контроля зависятпрочность государственной финансовой системы, своевременность и полнота формирование бюджета и, как следствие, благосостояние страны. Поэтому вопросы исследования организации налогового контроля, анализ эффективности деятельности налоговых органов в данной сфере иопределение путей совершенствования налогового контроля являются актуальными.

Все государства уделяет особое внимание налоговому контролю, так как налоги являются основным источником доходов бюджета. Так, в России налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 2015 году составили 62,9% [12].

Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным кодексом [11].

Однако данное определение не отражает всей сути налогового контроля.

В научной литературе существует множество определений понятия налогового контроля.

Т.Ф.Юткина, например,определяет налоговый контроль как «элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательских основ налогообложения» [18].

В книге Д.Г.Черника «Налоги и налогообложение» налоговому контролю дано следующее определение: «это установленная законодательством совокупность приемов и способов проверки, осуществляемых всеми уровнями налоговых органов РФ, целью которых является обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет разных уровней налогов, сборов, а также выполнение иных обязанностей налогоплательщика» [17].

М.В. Романовский и О.В. Врубельский считают, что «налоговый контроль – это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет» [3].

Известные налоговеды в учебнике под редакцией И. А. Майбурова основной целью контроля называют «…обеспечение такого уровня налогового производства, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предупреждение этих нарушений» [10].

Важное значение имеют формы налогового контроля, поскольку от правильного выбора конкретных действий зависит эффективность контроля.

Наиболее эффективными формами контроля в сфере налоговых отношений являются налоговые проверки. В процессе их проведения выявляются, пресекаются и предупреждаются налоговые правонарушения. В связи с этим важным является совершенствование камеральных и выездных налоговых проверок и, как следствие, повышение эффективности налогового контроля.

Совершенствование налогового контроля является главной задачей налоговых органов. Совершенствование необходимо начать с устранения имеющихся проблем.

Для повышения эффективности налогового контроля можно предложить:

  1. Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в области налогового контроля. Из-за неполноты и несовершенства налогового законодательства недобросовестные налогоплательщики находят «лазейки» для уклонения от уплаты налогов. По расчетам Счетной палаты РФ, «несовершенство налогового законодательства приводит к ежегодным потерям федерального бюджета в размере 60 млрд. руб.» [6].
  2. Повышение качества планирования налоговых проверок. Дальнейшее развитие системы, которая позволяет достичь максимальной результативности выездной проверки при минимальных затаратах усилий и средств, в том числе за счет эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездного налогового контроля.
  3. Разработка эффективных форм налогового контроля, предоставляющих широкие полномочия налоговым работникам для противодействия недобросовестным налогоплательщикам.
  4. Повышение эффективности организации межведомственного взаимодействия ФНС с другими государственными органами. От четко налаженного процесса обмена информацией между данными органами зависит качество организации и проведения проверки;
  5. Побуждение налогоплательщиков к добровольному исполнению своих налоговых обязательств и повышение налоговой культуры населения. Рост задолженности по налогам, совершение налоговых правонарушений и преступлений свидетельствуют о низкой налоговой культуре общества и недоверии граждан к налоговой системе. Об этом также говорят и результаты многочисленных социологических опросов. Например, данные опроса, проведенного 15 марта 2015 года, свидетельствуют о том, что четверть опрошенных согласны с тем, что если есть возможность, то можно уклониться от уплаты налогов [16].

Помимо совершенствования организации налогового контроля государству следует позаботиться о создании прозрачной системы расходования налоговых доходов. Для того, чтобы налогоплательщики не уклонялись от своих обязанностей по уплате налогов, они должны знать, что уплаченные налоги будут эффективно потрачены на повышение их благосостояния. Согласно результатам опроса 2012 года 45% опрошенных не знают куда идут уплаченные ими налоги, 38% опрошенных знают, но считают распределение неправильным [9].

Граждане должны понимать, что налоги играют важную роль в формировании государственного бюджета и необходимы для выполнения государством своих обязанностей. Однако социологи выяснили, что все больше граждан России считают использования бюджетных средств неэффективным. Согласно опросу, проведенному в апреле 2016 года, 39 % респондентов считает, что государство не выполняет свои обязательства перед гражданами. Только 20 % опрошенных никаких претензий к государству не имеют. Вместе с этим 49 % респондентов считают, что они свои обязанности перед государством выполняют [8].

Таким образом, неэффективность налогового контроля способствует увеличению налоговых правонарушений, и как следствие, создает угрозу экономической безопасности государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования системы налогообложения, в частности, налогового контроля. Уверенность граждан в то, что их действия по незаконному уходу от налогообложения с высокой вероятностью будут обнаружены, приведет к тому, что налогоплательщики добровольно будут выполнять свои обязанности по уплате налогов.

Список использованной литературы.



Аннотация. Статья посвящена исследованию правовой природы налогового контроля: его места в системе российского законодательства, целям и значению. Также рассматриваются субъекты и объекты налогового контроля, проводится анализ статистики налоговых преступлений за последние годы в России.

Говоря о месте налогового контроля в системе финансового контроля, стоит обязательно уточнить, что налоговый контроль, прежде всего, является государственным, и только уполномоченные органы вправе его осуществлять. Необходимость налогового контроля вызывает существование самих налогов, и возникающих вследствие этого налоговых правоотношений между субъектами.

Что же представляет собой налоговый контроль и какова его роль в системе финансовых правоотношений? Это совокупность методов и приемов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства.[4] Субъекты, осуществляющие налоговый контроль, проводят следующие мероприятия:
- ведут наблюдение за объектами хозяйственных отношений;
- анализируют данные налогового учета, строят прогнозы тенденций в сфере налогообложения;
- проводят мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение налоговых нарушений.
- разыскивают нарушителей налогового законодательства и привлекают их к ответственности. [2]

Функции налогового контроля могут быть возложены как на государственные органы, так и на частные компании – их бухгалтерские и финансовые подразделения, а также на аудиторов. В ст. 82 Налогового кодекса РФ определены формы налогового контроля.

Говоря о методах налогового контроля, следует выделить наиболее основной из них, осуществляемый Федеральной налоговой службой РФ. Это учет налогоплательщиков, который регулируется нормами ст. 83-86 НК РФ.[1] Налоговому учету подлежат самые различные объекты. Ими могут быть как предприятия, компании, так и их подразделения и филиалы, индивидуальные предприниматели. Кроме того, налогом облагается недвижимость и транспортные средства – следовательно, они тоже будут являться объектами налогового учета.

Что касается сроков постановки на учет в налоговом органе, то она должна быть проведена не позднее десяти дней с момента регистрации объекта, а со стороны территориального органа ФНС такая обязанность ограничивается пятидневным сроком с момента регистрации налогоплательщика. [3]

Назначение налогового контроля, прежде всего, в его функции проверки поведения субъектов-налогоплательщиков, которыми являются государственные органы, организации, физические лица) на предмет соответствия предписанным нормам закона.

Правом на проведение налоговых проверок наделены государственные органы специальной компетенции: осуществляют полноценный налоговый контроль налоговые органы. Но существуют также и те органы власти, которым частично предоставлены контролирующие полномочия: таковыми, например, являются таможенные органы, органы внутренних дел. Согласно п. 3 си. 82 НК РФ, между таким структурами должно осуществляться взаимодействие путем информирования об имеющихся материалах по налоговым нарушениям, проводимым ими налоговым проверкам, случаям пресечения нарушений и т.д.

На что же направлен налоговый контроль? Вся деятельность вышеперечисленных субъектов, которая касается хозяйственно-финансовых вопросов, подпадает под определение объекта налогового контроля. В качестве предмета такого контроля можно назвать различную финансовую документацию организаций – сметы, журналы, планы, декларации и пр.

Целью проведения налогового контроля выступает проверка именно законности в действиях того или иного финансового субъекта, но никак не целесообразности в его деятельности. В обязанность государства входит регулярная проверка правомерности и обоснованности с точки зрения законодательства действий участников налоговых правоотношений. В случае, если выявлены нарушения, в задачи государства входит обеспечение путем убеждения и принуждения соблюдения действующего налогового законодательства. Следует подчеркнуть, что к одной из важнейших задач налогового контроля относится не только профилактика правонарушений в финансовой сфере, но также и разработка мер, которые бы эффективно могли устранять причины таких нарушений. В целом, акцент должен быть сделан на развитие и поддержание налоговой дисциплины в РФ в среде налогоплательщиков, а также на воспитание налоговой культуры в современном российском обществе.

Если обратиться к официальным данным статистики налоговых преступлений в России за последнее время, то мы наблюдаем в целом положительную динамику: так, за прошедший 2018 год со стороны Следственного комитета РФ было отмечено снижение на 15% общего числа сообщений о налоговых преступлениях, так как в 2017 году таких сообщений было гораздо больше. Однако картина по понесенному финансовому ущербу, напротив, стала ухудшаться: так, по предварительным оценкам экспертов, ущерб от налоговой преступности уже составил почти 50 млрд. рублей. Тем не менее, практически половину названной суммы в ходе доследственной проверки и расследования дел удалось возместить.

Первое полугодие минувшего 2018 года показало, что Федеральная налоговая служба улучшила свою работу: по неуплате налогов было возбуждено 1700 уголовных дел, что на 6% меньше, чем в 2017 году за его первую половину. Значительно больше таких дел из стадии возбуждения перешло в судебное разбирательство – за полгода эта цифра составила 510 дел. По сравнению с первыми годами работы СК РФ, это – довольно хороший показатель, так как в 2012 году возбуждение уголовного дела происходило лишь в 14% случаев. [5]

Следует обратить внимание на особенности проведения контрольных налоговых мероприятий: все они так или иначе напрямую касаются прав и свобод человека, в связи с чем, ведущую роль играет соблюдение с точностью всех установленных процедур. Это обусловлено процессуальным характером правоотношений, которые возникают в ходе проведения налогового контроля. Однако на данном этапе развития всей правовой системы налогового контроля, все же имеется ряд проблем. Основная из них – большая часть решений налоговых органов легко обжалуется недобросовестными плательщиками в арбитражных судах. Причины этому разные: так, например, некоторые предприниматели предоставляют поддельную отчетность, таким образом пытаясь повлиять на суд, убедив в незаконном доначислении налогов, и что самое страшное, такие действия иногда сходят с рук.

Подытожив рассмотренное нами выше, можно прийти к выводу, что налоговый контроль в РФ выступает одним из видов управленческой деятельности государства, приобретая вследствие этого, властный характер. Полномочия субъектов налогового контроля довольно широкие: им представлено право на проведение ревизий, проверок, инвентаризаций, а для их успешного проведения они могут беспрепятственно находиться в любых производственных и торгово-складских помещениях организаций. Более того, представители таких органов могут потребовать предоставить необходимые объяснения, в случае несоответствия деятельности компании закону, либо нарушения норм налогового законодательства. Также налоговым и иным уполномоченным на проведение проверок органам дано право на блокировку счетов предприятия, арест имущества, изъятие вещественных доказательств, привлечение виновных к ответственности. И это далеко не исчерпывающий перечень действий, входящих в компетенцию указанных органов.

Читайте также: