Сколково какая налоговая инспекция

Опубликовано: 15.05.2024

Организация, которая имеет статус участника проекта «Сколково» и занимается деятельностью в области ИТ-технологий, имеет право на льготы по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам.

Льготы по НДС для участников проекта «Сколково»

Организация - участник проекта «Сколково» в течение 10-ти лет со дня получения этого статуса имеет право на освобождение от обязанностей уплачивать НДС (ст. 145.1 Налогового кодекса).

В таком случае участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она получила статус участника проекта.

При этом Минфин не возражает, если освобождение от НДС начнет применять участник проекта «Сколково», утративший право на УСН.

Если организация направила в ИФНС уведомление и документы об использовании права на освобождение от НДС, то за период с 1-го числа месяца, с которого она начала использовать право на освобождение, НДС уже исчислять не надо.

Если участник проекта «Сколково» откажется использовать освобождение от НДС, предоставленное статьей 145.1 Налогового кодекса, то повторно получить право на эту льготу он уже не сможет.

На это Минфин обратил внимание в письме от 24.11.2020 № 03-01-10/102453.

Если организация не воспользовалась своим правом на освобождение от НДС, либо это право было утрачено, она должна начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг в общеустановленном порядке.

В этом случае она может применять льготы по НДС, установленные статьей 149 Налогового кодекса.

В частности, освобождение от уплаты НДС при передаче исключительных прав на:

  • ПО для ЭВМ и базы данных, которые включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
  • прав на использование ПО для ЭВМ и баз данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет.

Право использовать эту льготу предоставляет подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Льготы по налогу на прибыль для участников проекта «Сколково»

Организация - участник проекта «Сколково» имеет право не уплачивать налог на прибыль в течение 10-ти лет со дня получения статуса участника этого проекта (ст. 246.1 Налогового кодекса).

Если организация не воспользовалась правом не платить налог на прибыль на основании статьи 246.1 Налогового кодекса или утратила указанное право, то она сможет воспользоваться преференцией, которая предоставляется ИТ-компаниям в рамках налогового маневра.

С 1 января 2021 года для таких организаций действует пониженная ставка по налогу на прибыль:

  • 3% – если налог перечисляется в федеральный бюджет;
  • 0% – если налог уплачивается в региональный бюджет.

Однако, для этого следует выполнить еще условия об аккредитации, размере доходов от продажи ИТ-продукции и численности сотрудников.

Страховые взносы для участников проекта «Сколково»

Начиная с 1-го числа месяца получения статуса участника проекта «Сколково» организация может применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%.

Упомянутые пониженные тарифы страховых взносов применяются участниками проекта «Сколково», если:

  • совокупный размер полученной прибыли не превышает 300 млн рублей;
  • годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав составляет не более 1 млрд рублей.

С 2021 года для российских ИТ-организаций устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

Право на пониженные тарифы страховых взносов, возникает, если:

  • есть документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ;
  • выполнено условие о доле доходов от основного вида экономической деятельности в области информационных технологий – не менее 90% в сумме всех доходов;
  • численность работников организации составляет не менее 7-ми человек.

При этом Минфин обращает внимание, что в доле доходов от осуществления деятельности в области ИТ, организация может учитывать только доходы от оказания услуг или выполнения работ по сопровождению лишь тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку или адаптацию, или модификацию которых осуществляла сама организация, а не третьи лица (письмо Минфина России от 27.11.2020 № 03-15-06/103618).

Если одновременно есть право на льготы для участников «Сколково» и ИТ-компаний

Организация, которая одновременно выполняет все условия для применения преференций по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам как участник проекта «Сколково» и как IT-организация, может самостоятельно выбрать, какие льготы ей использовать.

При этом выбор плательщиком преференций по одному из налогов или страховым взносам не ставится в зависимость от применения преференций по другим налогам или страховым взносам.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Наименование улицыОбслуживаемые домаНалоговая инспекция
Магаданская улицаВсе домаИФНС № 16
Магазинный тупикВсе домаИФНС № 22
Магистральная 1-я улицаВсе домаИФНС № 14
Магистральная 2-я улицаНечетные (1-3), 7ИФНС № 3
Магистральная 2-я улицаЧетные (6-18), Четные (22-24)ИФНС № 14
Магистральная 3-я улицаВсе домаИФНС № 14
Магистральная 4-я улицаВсе домаИФНС № 14
Магистральная 5-я улицаВсе домаИФНС № 14
Магистральный 1-й проездВсе домаИФНС № 14
Магистральный 1-й тупикВсе домаИФНС № 14
Магистральный 2-й тупикВсе домаИФНС № 14
Магистральный переулокВсе домаИФНС № 14
Магнитогорская улицаВсе домаИФНС № 19
Маевок улицаВсе домаИФНС № 21
Мажоров переулокВсе домаИФНС № 19
Майская улицаВсе домаИФНС № 29
Майский просекВсе домаИФНС № 18
Макаренко улицаНечетные (1-9), Четные (2-10)ИФНС № 1
Макарова Адмирала улицаВсе домаИФНС № 43
Макеевская улицаВсе домаИФНС № 24
Максимова улицаВсе домаИФНС № 34
Малахитовая улицаВсе домаИФНС № 16
Маленковская улицаВсе домаИФНС № 18
Малиновского Маршала улицаВсе домаИФНС № 34
Малого Гая проездВсе домаИФНС № 20
Маломосковская улицаВсе домаИФНС № 17
Малопетровский проездВсе домаИФНС № 43
Малыгина улицаВсе домаИФНС № 16
Малыгинский проездВсе домаИФНС № 16
Малышева улицаВсе домаИФНС № 23
Мамоновский переулокВсе домаИФНС № 10
Манежная площадьВсе домаИФНС № 4
Манежная улицаВсе домаИФНС № 4
Мансуровский переулокВсе домаИФНС № 4
Мантулинская улицаВсе домаИФНС № 3
Марии Поливановой улицаВсе домаИФНС № 29
Марии Ульяновой улицаВсе домаИФНС № 36
Мариупольская улицаВсе домаИФНС № 23
Марксистская улицаВсе домаИФНС № 9
Марксистский переулокВсе домаИФНС № 9
Мароновский переулокВсе домаИФНС № 6
Маросейка улицаНечетные (3-17)ИФНС № 1
Маросейка улицаЧетные (2-6), Четные (10-14)ИФНС № 9
Мартеновская улицаВсе домаИФНС № 20
Мартина Лютера Кинга площадьВсе домаИФНС № 28
Мартыновский переулокВсе домаИФНС № 9
Марфинская Б. улицаВсе домаИФНС № 15
Марфинский проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 10-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 11-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 12-й проездВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 13-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 14-й проездВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 15-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 16-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 17-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 1-й проездВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 2-й проездВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 2-я улицаВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 3-й проезд5, 17, 39, 40 к. 3ИФНС № 15
Марьиной Рощи 3-й проезд1, 7, 25, 41, Четные (2-6), 40, 3 к. 9, 40 к. 8, 3/9ИФНС № 17
Марьиной Рощи 3-я улицаВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 4-й проездВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 4-я улицаВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 5-й проездВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 6-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 7-й проездВсе домаИФНС № 17
Марьиной Рощи 8-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьиной Рощи 9-й проездВсе домаИФНС № 15
Марьинская Б. улицаВсе домаИФНС № 17
Марьинский бульварВсе домаИФНС № 23
Масловка Верхн. улицаВсе домаИФНС № 14
Масловка Нижн. улицаВсе домаИФНС № 14
Мастеркова улицаВсе домаИФНС № 25
Мастеровая улицаВсе домаИФНС № 20
Матвеевская улицаВсе домаИФНС № 29
Матросова улицаВсе домаИФНС № 29
Матросская Тишина улицаВсе домаИФНС № 18
Матросский Б. переулокВсе домаИФНС № 18
Маши Порываевой улицаВсе домаИФНС № 8
Машиностроения 1-я улицаВсе домаИФНС № 23
Машиностроения 2-я улицаНечетные (17-27), Четные (14-26)ИФНС № 22
Машиностроения 2-я улицаНечетные (1-15), Четные (2-12)ИФНС № 23
Машкинское шоссеВсе домаИФНС № 33
Машкова улицаВсе домаИФНС № 1
Маяковского переулок13ИФНС № 5
Маяковского переулокНечетные (1-9), Четные (2-10), 14ИФНС № 9
Маяковского улицаВсе домаИФНС № 29
МГУ корпусВсе домаИФНС № 29
МедведковоВсе домаИФНС № 15
Медведковская улицаВсе домаИФНС № 16
Медвежий переулокВсе домаИФНС № 3
Медиков улицаВсе домаИФНС № 24
Медовый переулокВсе домаИФНС № 19
Медынская улицаВсе домаИФНС № 24
Международная улицаВсе домаИФНС № 9
Международное шоссеВсе домаИФНС № 43
Международный Ср. переулокВсе домаИФНС № 9
Мелитопольская улицаВсе домаИФНС № 24
Мелиховская улицаВсе домаИФНС № 15
Мелькисаровская улицаВсе домаИФНС № 43
Мельникова улицаЧетные (2-8)ИФНС № 9
Мельникова улицаНечетные (1-29)ИФНС № 22
Мельникова улица10, 14ИФНС № 23
Мельницкий переулокВсе домаИФНС № 9
Менделеевская улицаВсе домаИФНС № 29
Менжинского улицаВсе домаИФНС № 16
Мерецкова Маршала улицаВсе домаИФНС № 34
Мерзляковский переулокНечетные (5-25), Четные (8-18), 22ИФНС № 3
Мерзляковский переулок1ИФНС № 4
Металлургов улицаВсе домаИФНС № 20
Мещанская улицаВсе домаИФНС № 2
Мещерский переулокВсе домаИФНС № 21
Мещерский проспектВсе домаИФНС № 29
Мещерякова улицаВсе домаИФНС № 33
Миклухо-Маклая улицаВсе домаИФНС № 28
Микульский переулокВсе домаИФНС № 18
Милашенкова улицаВсе домаИФНС № 15
Милицейский переулокВсе домаИФНС № 22
Миллионная улицаВсе домаИФНС № 18
Миллионщикова Академика улицаВсе домаИФНС № 24
Милютинский переулокВсе домаИФНС № 8
Миля Авиаконструктора улицаВсе домаИФНС № 21
Минаевский 3-й переулокВсе домаИФНС № 15
Минаевский переулокВсе домаИФНС № 15
Минаевский проездВсе домаИФНС № 7
Мининский переулокВсе домаИФНС № 22
Минская улицаЧетные (2-14), 18 к. 1, 18 к. 2ИФНС № 30
Минская улицаНечетные (1-17), 16, Четные (20-22), 18ИФНС № 31
Минусинская улицаВсе домаИФНС № 16
Мира проспектНечетные (3-7), Нечетные (11-19), Нечетные (25-31), Нечетные (39-57), Нечетные (61-63), Нечетные (69-77), Четные (2-6), Четные (10-30), Четные (36-38), Четные (42-58), 62, Четные (68-70), Четные (74-78), 84, 92, 96, 8, 9 к. 3, 9 к. 2, 9 к. 1ИФНС № 2
Мира проспект157, Нечетные (163-165), Нечетные (169-185), Нечетные (207-211), 221, Четные (186-202), Четные (220-224), 184 к. 1, 184 стр. 1ИФНС № 16
Мира проспект1, 21, Нечетные (79-91), Нечетные (95-105), Нечетные (109-111), Нечетные (123-125), Нечетные (129-135), 40, 94, Четные (98-128), 40, 94, Четные (98-128),Четные (160-162), 176, Четные (180-182), 184 к. 2, 184, 9, 8АИФНС № 17
Мира улицаВсе домаИФНС № 29
Мироновская улицаВсе домаИФНС № 19
Мирской переулокВсе домаИФНС № 14
Мирской проездВсе домаИФНС № 14
МитиноВсе домаИФНС № 33
Митинская улицаВсе домаИФНС № 33
Митинский 1-й переулокВсе домаИФНС № 33
Митинский 2-й переулокВсе домаИФНС № 33
Митинский 3-й переулокВсе домаИФНС № 33
Митьковский проездВсе домаИФНС № 18
Миусская 1-я улицаВсе домаИФНС № 7
Миусская 2-я улицаЧетные (6-12)ИФНС № 7
Миусская 2-я улицаНечетные (1-9), Четные (2-4)ИФНС № 10
Миусская площадьНечетные (5-9), 6ИФНС № 7
Миусская площадьНечетные (1-3), Четные (2-4)ИФНС № 10
Миусский переулокНечетные (1-19)ИФНС № 7
Миусский переулокЧетные (2-20)ИФНС № 10
Михайлова улицаВсе домаИФНС № 21
Михайловский Верхн. 1-й проездВсе домаИФНС № 25
Михайловский Верхн. 2-й проездВсе домаИФНС № 25
Михайловский Верхн. 3-й проездВсе домаИФНС № 25
Михайловский Верхн. 4-й проездВсе домаИФНС № 25
Михайловский Верхн. 5-й проездВсе домаИФНС № 25
Михайловский Верхн. Поперечный проездВсе домаИФНС № 25
Михайловский Нижн. 1-й проездВсе домаИФНС № 25
Михайловский проездВсе домаИФНС № 22
Михалковская улицаВсе домаИФНС № 43
Михалковский 3-й переулокВсе домаИФНС № 43
Михельсона улицаВсе домаИФНС № 20
Михневская улицаВсе домаИФНС № 24
Михневский проездВсе домаИФНС № 24
Мичурина улицаВсе домаИФНС № 15
Мичуринский проспектВсе домаИФНС № 29
Мичуринский проспект. Олимпийская деревня улицаВсе домаИФНС № 29
Мишин проездВсе домаИФНС № 14
Мишина улицаВсе домаИФНС № 14
Мневники Нижн. улицаВсе домаИФНС № 34
Мневники улицаВсе домаИФНС № 34
Могильцевский Б. переулокВсе домаИФНС № 4
Могильцевский М. переулокВсе домаИФНС № 4
Можайский 1-й тупикВсе домаИФНС № 30
Можайский 4-й переулокВсе домаИФНС № 30
Можайский 6-й переулокВсе домаИФНС № 30
Можайский Вал улицаВсе домаИФНС № 30
Можайский переулокВсе домаИФНС № 30
Можайское шоссеВсе домаИФНС № 31
Молдавская улицаВсе домаИФНС № 31
Молдагуловой улицаВсе домаИФНС № 20
Молжаниновская улицаВсе домаИФНС № 43
Молодежная улицаВсе домаИФНС № 36
Молодогвардейская улицаВсе домаИФНС № 31
Молодцова улицаВсе домаИФНС № 15
Молодцовский проездВсе домаИФНС № 27
Молокова улицаВсе домаИФНС № 15
Молостовых улицаВсе домаИФНС № 20
Молочный переулокВсе домаИФНС № 4
Молчановка Б. улицаВсе домаИФНС № 4
Молчановка М. улицаВсе домаИФНС № 4
Монетчиковский 1-й переулокВсе домаИФНС № 5
Монетчиковский 2-й переулокВсе домаИФНС № 5
Монетчиковский 3-й переулокВсе домаИФНС № 5
Монетчиковский 4-й переулокВсе домаИФНС № 5
Монетчиковский 5-й переулокВсе домаИФНС № 5
Монетчиковский 6-й переулокВсе домаИФНС № 5
Монтажная улицаВсе домаИФНС № 18
Моревский проездВсе домаИФНС № 9
Моршанская улицаВсе домаИФНС № 21
Москворецкая набережнаяВсе домаИФНС № 5
Москворецкая улицаВсе домаИФНС № 5
Москворечье улицаВсе домаИФНС № 24
Московская аллеяВсе домаИФНС № 14
Московская кольцевая автомобильная дорога6 вл. МКАД 33 кмИФНС № 26
Московская кольцевая автомобильная дорога6 А МКАД 38 км к. 1, 6 МКАД 38 км к. 1ИФНС № 28
Московская кольцевая автомобильная дорога38ИФНС № 29
Московская улицаВсе домаИФНС № 29
Московский проспектВсе домаИФНС № 19
Московско-Казанский переулокВсе домаИФНС № 8
Московско-Минской Дивизии площадьВсе домаИФНС № 30
Мосфильмовская улицаВсе домаИФНС № 29
Мосфильмовский 2-й переулокВсе домаИФНС № 29
Моторная улицаВсе домаИФНС № 29
Моховая улица7, Нечетные (11-13(, 9, 9 к. 2, 9 стр. 5, 9/4/3 стр. 4ИФНС № 3
Моховая улица3, Четные (4-26), 9ВИФНС № 4
Моховая улица15ИФНС № 10
Мрузовский переулокВсе домаИФНС № 9
Музейная 3-я улицаВсе домаИФНС № 20
Музейная улицаВсе домаИФНС № 20
Мукомольный проездВсе домаИФНС № 3
Муравская 1-я улицаВсе домаИФНС № 33
Муравская 2-я улицаВсе домаИФНС № 33
Муравская улицаВсе домаИФНС № 33
Мурановская улицаВсе домаИФНС № 15
Мурманский проездВсе домаИФНС № 17
Муромская улицаВсе домаИФНС № 20
Мусоргского улицаВсе домаИФНС № 15
Мусы Джалиля улицаВсе домаИФНС № 24
Мухиной Скульптора улицаВсе домаИФНС № 29
МХАТ проездВсе домаИФНС № 10
Мытищинская 1-я улицаВсе домаИФНС № 17
Мытищинская 2-я улицаВсе домаИФНС № 17
Мытищинская 3-я улицаВсе домаИФНС № 17
Мытищинский проездВсе домаИФНС № 17
Мытная улицаНечетные (1-11), 15, 13ИФНС № 5
Мытная улицаЧетные (2-46)ИФНС № 6
Мытная улицаНечетные (17-19), 23, Четные (48-80), 13 к. 13ИФНС № 25
Мякининская 1-я улицаВсе домаИФНС № 31
Мякининская 2-я улицаВсе домаИФНС № 31
Мякининская 3-я улицаВсе домаИФНС № 31
Мякининская 4-я улицаВсе домаИФНС № 31
Мякининская 5-я улицаВсе домаИФНС № 31
Мякининский проездВсе домаИФНС № 31
Мясниковская 1-я улицаВсе домаИФНС № 18
Мясниковская 2-я улицаВсе домаИФНС № 18
Мясницкая улицаЧетные (2-50)ИФНС № 1
Мясницкая улицаНечетные (1-49)ИФНС № 8
Мясницкие Ворота площадьВсе домаИФНС № 1
Мясницкий проездЧетные (2-4)ИФНС № 1
Мясницкий проездНечетные (3-5), 9, 15, 35ИФНС № 8
Мячковский бульварВсе домаИФНС № 23

Бесплатная консультация юриста

Бесплатно по России:

Обратите внимание!

Юристы не записывают на прием, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режиму работы гос. учереждений!

Налоговая организация (ИФНС) предоставляет услуги в городе Северный АО. Налоговый орган ответственный за соблюдение налогового законодательства в России. Ответственными должностными лицами в налоговом органе являются инспекторы

Налоговая организация (ИФНС) находится по адресу: 125493, Москва, ул. Смольная, 25А

Телефоны

Обратите внимание, что в налоговую 7743 службу сложно дозвониться из-за большого количества звонков, если вы не можете дозвониться – стоит проявить терпение и попытаться снова. Также вы можете сходить в налоговую, чтобы попасть на прием к нужному специалисту – воспользуйтесь терминалом при входе или проконсультируйтесь у сотрудника ФНС.

Обслуживаемые районы

43 налоговая обслуживает Северный АО Москвы

Личный кабинет налогоплательщика

Получайте актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом. Оплачивайте налоговую задолженность и налоговые платежи в кабинете.

Адрес налоговой

125493, Москва, ул. Смольная, 25А

Начальник налоговой ИФНС:

Режим работы инспекции

Реквизиты

Код ИФНС: 7743
Код ОКПО: 52630934
Получатель платежа: Управление Федерального казначейства по г. Москве
ИНН получателя: 7743777777
КПП получателя: 774301001
Банк получателя: Отделение 1 Москва
БИК: 44583001
Счет №: 40101810800000010041

Отделы

Отдел общего и хозяйственного обеспечения
+7(495) 400-31-26
Прием входящей корреспонденции

Отдел кадров
+7 (495) 400-31-45

Отдел безопасности
+7(495) 400-31-42

Правовой отдел
+7 (495) 400-31-12

Отдел регистрации и учёта налогоплательщиков
+7(495) 400-31-47

Отдел работы с налогоплательщиками
+7(495) 400-31-36
+7(495) 400-31-11

Отдел информатизации
+7(495) 400-31-15

Аналитический отдел
+7(495) 400-31-13
Вопросы по невыясненным поступлениям по платежным поручениям

Отдел урегулирования задолженности
+7(495) 400-31-40 — вопросы урегулирования задолженности ЮЛ и возврат 3-НДФЛ;
+7(495) 400-31-10 — зачеты и возвраты ЮЛ и ИП

Отдел выездных проверок №1
+7(495) 400-31-39;
+7(495) 400-31-16

Отдел выездных проверок №2
+7(495) 400-31-14

Отдел камеральных проверок №1
+7(495) 400-31-35;
+7(495) 400-31-43
Информация для ИП по системе налогообложения (УСНО, патент). Камеральная проверка 3-НДФЛ, 4-НДФЛ. Администрирование страховых взносов по ИП. Торговый сбор ИП.

Отдел камеральных проверок №2
+7 (495) 400-31-38;
+7 (495) 400-31-09
НДС

Отдел камеральных проверок №3
+7(495) 400-31-32
Налог на прибыль

Отдел камеральных проверок №4
+7 (495) 400-31-46 — вопросы исчисления налога на имущество и налога на землю;
+7(495) 400-31-22 — вопросы исчисления транспортного налога

Отдел камеральных проверок №5
+7(495) 400-31-19;
+7(495) 400-31-29
Упрощенная система налогообложения для организаций. Закрытие, открытие расчетных счетов за не предоставление отчетности. Торговый сбор организации.

Отдел камеральных проверок №6
+7(495) 400-31-24

Отдел оперативного контроля
+7(495) 400-31-08

Постановка и снятие с учета ККТ

Отдел истребования документов
+7(495) 400-31-37

Отдел обеспечения процедуры банкротства
+7(495) 400-31-21

Отдел камеральных проверок №7
+7(495) 400-31-27
Налог на имущество ЮЛ, транспортный налог ЮЛ, налог на землю ЮЛ, водный налог, НДПИ и животный мир

Контрольно-аналитический отдел
+7 (495) 400-31-23
Разрывы по НДС юридических лиц

Отдел камеральных проверок №8
+7 (495) 400-31-28
Администрирование страховых взносов, 6-НДФЛ, 2-НДФЛ

Отдел камеральных проверок №9
+7 (495) 400-31-18
Валютный контроль

В результате принятия ФЗ № 265-ФЗ отдельные аспекты налогообложения IT-компаний с 01.01.2021 подлежат существенным изменениям, в частности, касающиеся налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и страховых взносов.

В настоящем обзоре мы представим комплексный анализ всех нововведений, а также порядок и условия их применения.

Льгота по НДС

Льгота заключается в освобождении от обложения НДС операций по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр;
  • прав на использование указанных программ и баз данных.

При этом, права на использование таких программ и баз данных могут передаваться не только путем заключения лицензионного договора, но также путем предоставления к ним удаленного доступа через интернет.

Необходимо отметить, что реализация прав на использование обновлений к указанным программам, базам данных и дополнительным функциональным возможностям также освобождается от обложения НДС.

Для получения указанной льготы передаваемые по лицензионному договору программное обеспечение должно быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, опубликованном на официальном сайте Минкомсвязи России. В случае если в указанном реестре сведения о передаваемом ПО или базе данных отсутствуют, операции по передаче исключительных прав или прав на использование такого ПО (базы данных) не освобождаются от обложения НДС.

Необходимо отметить, что освобождение от обложения НДС вышеуказанных операций не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламу интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Льгота по налогу на прибыль организаций

Льгота заключается в применении ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%. Соответственно, суммарная ставка по налогу на прибыль для организаций, имеющих право на указанную льготу, составляет 3%.

Получение данной льготы предусмотрено для двух категорий организаций:

1. К первой группе относятся организации:

  • осуществляющие деятельность в области IT;
  • разрабатывающие и реализующие разработанные ими программы для ЭВМ, базы

данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;

  • устанавливающие, тестирующие и сопровождающие программы для ЭВМ и базы данных.

2. Ко второй группе организаций, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль, относятся организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Для применения организациями пониженных ставок требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо организация включена в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392);
  • доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов, полученных организацией;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Необходимо отметить, что в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных условий, она утрачивает право применения пониженных ставок по налогу на прибыль с начала года, в котором допущено несоответствие вышеуказанным условиям.

Льгота по страховым взносам

Льгота заключается в возможности применения российскими организациями, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающими услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливающих, тестирующих и сопровождающих программы для ЭВМ, базы данных, пониженных тарифов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом суммарная величина тарифов по страховым взносам составляет 7,6%.

Для получения организациями указанной льготы обязательно их соответствие следующим требованиям:

  • получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико- внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • среднесписочная численность сотрудников организации за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом важно, что если организация утратит аккредитацию либо статус резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ или по итогам очередного периода перестанет соответствовать одному из вышеуказанных условий, то страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным тарифам.

Порядок определения доходов от IT-деятельности

В доходы от деятельности в области IT включаются доходы от:

  • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
  • передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
  • услуг (работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров) (письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185);
  • услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров)[1].

Исключение составляют доходы от предоставления прав использования программ (баз данных), состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, в поиске информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключении сделок. Их не нужно учитывать в составе доходов от деятельности в IT‑сфере.

Например, не нужно учитывать доходы от предоставления прав на программы, позволяющие участвовать в торгово-закупочных процедурах в электронной форме, размещать рекламу и предложения о продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой или рекламно-торговой площадке (приложение к письму Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).

Приведенный выше перечень доходов от IT-деятельности является исчерпывающим. Какие-то иные доходы (в частности, вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам) к сфере IT отнести нельзя[2].

Для IT-компании, созданной в результате выделения (разделения) и получившей исключительные права на программу (базу данных) в порядке правопреемства, имеется особенность. Такая компания может учесть названные доходы при расчете 90% доли, в том числе в случае, когда программу (базу данных) разработала реорганизованная организация[3].

Сумму доходов необходимо определять по данным налогового учета, исключив из нее:

  • доходы в виде курсовых разниц;
  • доходы в виде субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ;
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от деятельности в области IT.

При подсчете доли доходов, дающей право на применение льготной ставки налога, не учитываются доходы, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Это относится, в частности, к полученным средствам целевого финансирования, например, грантам. Это правило действует только если ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.15 ст. 284 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03‑03‑07/74034).

Пограничные ситуации применения IT-льгот

Стоит понимать, что в отношении операций по реализации прав на программное обеспечение и базы данных, которые состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в интернете, получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки, не действует освобождение от НДС. Доходы по таким операциям не учитываются в числителе при расчете доли доходов от IT-деятельности при расчете доходов для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

Однако в письме Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 приведено несколько типовых ситуаций, когда передача прав на программу по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в соответствующий реестр, а также квалифицировать полученные доходы в качестве доходов от IT-деятельности:

  • программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
  • программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж. В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
  • программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
  • программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, сайт для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.

Конкуренция IT-льгот с льготами для резидентов «Сколково»

Резиденты проекта «Сколково» еще до введения IT-маневра уже имели право на ряд льгот. В частности, при соблюдении ряда условий, имели право в течение первых 10 лет с момента присвоения статуса на:

  • освобождение от уплаты НДС;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль;
  • применение по страховым взносам ставки 14%.

Сравнивая льготы в рамках IT-маневра и льготы для резидентов «Сколково» становится видно, что применение льгот в рамках IT-маневра резидентам «Сколково» выгодно в части страховых взносов. В тоже время, применять освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС выгоднее, применяя статус резидента «Сколково».

Возможно ли в таком случае комбинировать налоговые льготы? Минфин России в письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 ответил утвердительно.

Финансовое ведомство разъяснило, что выбор налогоплательщиками осуществляется по каждому платежу отдельно и не зависит от преференций по другим платежам. Например, если по страховым взносам компания выбрала льготу в рамках IT-маневра, то по налогу на прибыль она может воспользоваться преференцией для участника проекта «Сколково» и наоборот.

О «деловой цели» использования IT-льгот

Снижение налоговой нагрузки в рамках IT-маневра неизбежно вызовет желание многих компаний воспользоваться данным преимуществом. После введения IT-льгот некоторое крупные многопрофильные компании задумались о выведении существующих IT-подразделений в отдельные бизнес-единицы, с целью получить возможность воспользоваться льготами.

Однако везде, где есть налоговая выгода, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов о признании её необоснованной. Об этом напомнила ФНС России в письме от 21.01.2021 № СД‑4‑2/561@.

Так, ФНС России в целом не ставит под запрет выделение существующих IT‑подразделений в новые юридические лица. Вместе с тем налоговая служба обратила внимание, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов.

В то же время налоговая служба признает создание IT-компании, применяющей пониженные ставки по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий их применения, в качестве правомерной деловой цели, полностью соответствующей целям введения пониженного уровня обложения для IT-компаний.

Что это может значить для бизнеса? Выделение из существующей «материнской» компании не должно преследовать цель налоговой экономии. Например, приведенные ниже ситуации наверняка вызовут претензии со стороны налоговых органов:

  • единственным заказчиком вновь созданного IT-подразделения остается «материнская» компания;
  • в результате выделения и снижения выручки/количества персонала «материнской компании» она получила возможность применять и применяет специальный налоговый режим (УСН);
  • вновь выведенное IT-подразделение, в которое трудоустроен большой штат «материнской компании», не имеющий отношения к IT-разработкам.

Поэтому при реорганизации существующих юридических лиц с целью выделить IT-подразделение, которое подпадает под льготный режим, собственники заранее должны готовить обоснование для такой операции. В будущем, при проведении проверки или возникновении вопросов со стороны налогового органа компания должна представить логичное и экономически обоснованное объяснение о наличии деловой цели для выделения IT-подразделения в отдельное юридическое лицо. Например, такой деловой целью может являться:

  • развитие IT-направления в качестве самостоятельной бизнес-единицы;
  • обособление IT-подразделения в качестве профессионального IT-участника для участия в процедурах закупок и тендерах;
  • перепрофилирование IT-активов;
  • диверсификация рисков от развития IT-направления, например, при разработке нового продукта и защита существующего (основного, непрофильного) бизнеса от рисков неудачи.

К сожалению, невозможно привести исчерпывающий перечень обоснований деловой цели или вариантов рискованных действий без изучения каждой конкретной ситуации. Поэтому наиболее безопасным будет заранее готовить обосновывающие материалы, в том числе с привлечением профессиональных консультантов, при планировании бизнес-решений. А собственникам бизнеса рекомендуем в таком случае задать себе простой вопрос: какие преимущества, помимо налоговых, я получу при выделении IT- подразделения в отдельное лицо? Если ответом будет понятная и выгодная бизнес- стратегия, то шансы выиграть спор с налоговой инспекцией значительно повышаются.

[1] письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185

[2] письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03‑03‑06/1/101948

[3] Письмо Минфина России от 10.12.2020 № 03-03-10/108118

Организация, которая имеет статус участника проекта «Сколково» и занимается деятельностью в области ИТ-технологий, имеет право на льготы по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам.

Льготы по НДС для участников проекта «Сколково»

Организация - участник проекта «Сколково» в течение 10-ти лет со дня получения этого статуса имеет право на освобождение от обязанностей уплачивать НДС (ст. 145.1 Налогового кодекса).

В таком случае участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она получила статус участника проекта.

При этом Минфин не возражает, если освобождение от НДС начнет применять участник проекта «Сколково», утративший право на УСН.

Если организация направила в ИФНС уведомление и документы об использовании права на освобождение от НДС, то за период с 1-го числа месяца, с которого она начала использовать право на освобождение, НДС уже исчислять не надо.

Если участник проекта «Сколково» откажется использовать освобождение от НДС, предоставленное статьей 145.1 Налогового кодекса, то повторно получить право на эту льготу он уже не сможет.

На это Минфин обратил внимание в письме от 24.11.2020 № 03-01-10/102453.

Если организация не воспользовалась своим правом на освобождение от НДС, либо это право было утрачено, она должна начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг в общеустановленном порядке.

В этом случае она может применять льготы по НДС, установленные статьей 149 Налогового кодекса.

В частности, освобождение от уплаты НДС при передаче исключительных прав на:

  • ПО для ЭВМ и базы данных, которые включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
  • прав на использование ПО для ЭВМ и баз данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет.

Право использовать эту льготу предоставляет подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Льготы по налогу на прибыль для участников проекта «Сколково»

Организация - участник проекта «Сколково» имеет право не уплачивать налог на прибыль в течение 10-ти лет со дня получения статуса участника этого проекта (ст. 246.1 Налогового кодекса).

Если организация не воспользовалась правом не платить налог на прибыль на основании статьи 246.1 Налогового кодекса или утратила указанное право, то она сможет воспользоваться преференцией, которая предоставляется ИТ-компаниям в рамках налогового маневра.

С 1 января 2021 года для таких организаций действует пониженная ставка по налогу на прибыль:

  • 3% – если налог перечисляется в федеральный бюджет;
  • 0% – если налог уплачивается в региональный бюджет.

Однако, для этого следует выполнить еще условия об аккредитации, размере доходов от продажи ИТ-продукции и численности сотрудников.

Страховые взносы для участников проекта «Сколково»

Начиная с 1-го числа месяца получения статуса участника проекта «Сколково» организация может применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%.

Упомянутые пониженные тарифы страховых взносов применяются участниками проекта «Сколково», если:

  • совокупный размер полученной прибыли не превышает 300 млн рублей;
  • годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав составляет не более 1 млрд рублей.

С 2021 года для российских ИТ-организаций устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

Право на пониженные тарифы страховых взносов, возникает, если:

  • есть документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ;
  • выполнено условие о доле доходов от основного вида экономической деятельности в области информационных технологий – не менее 90% в сумме всех доходов;
  • численность работников организации составляет не менее 7-ми человек.

При этом Минфин обращает внимание, что в доле доходов от осуществления деятельности в области ИТ, организация может учитывать только доходы от оказания услуг или выполнения работ по сопровождению лишь тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку или адаптацию, или модификацию которых осуществляла сама организация, а не третьи лица (письмо Минфина России от 27.11.2020 № 03-15-06/103618).

Если одновременно есть право на льготы для участников «Сколково» и ИТ-компаний

Организация, которая одновременно выполняет все условия для применения преференций по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам как участник проекта «Сколково» и как IT-организация, может самостоятельно выбрать, какие льготы ей использовать.

При этом выбор плательщиком преференций по одному из налогов или страховым взносам не ставится в зависимость от применения преференций по другим налогам или страховым взносам.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Читайте также: