Совершенствование налогового контроля в рб

Опубликовано: 16.05.2024

4.6.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам

Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а также подчиненные ему налоговые органы, являются органами специальной компетенции, проводящими в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющими регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующими деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. В структуру Министерства по налогам и сборам входят: департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.

Главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г.) № 1592[1] Министерство по налогам и сборам выполняет следующие задачи:

1) осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве; декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств; обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

2) осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;

3) учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;

4) разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

5) осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

6) предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

7) подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

8) принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

Министерство по налогам и сборам выполняет следующие функции:

а) контроль за соблюдением налогового законодательства;

б) организация деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам по различным аспектам налоговых отношений;

в) подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

г) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

д) в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;

е) проводит разъяснительную работу по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательской деятельности; издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции; разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций Министерства по налогам и сборам;

ж) анализирует отчетные данные, результаты проверок правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и на основании их анализа разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам;

з) проводит проверки деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам и по их результатам принимает меры по устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам о деятельности налоговых инспекций, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт;

и) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

В вышеуказанном Положении предусмотрен целый ряд полномочий Министерства по налогам и сборам, основными из которых являются:

  • проведение в установленном законодательством порядке налоговых проверок;
  • проведение в установленном законодательством порядке в организациях и у граждан проверок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • проведение с соблюдением законодательства личного досмотра нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, проведение изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые являются объектами нарушения налогового законодательства;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, приостановление операций налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • внесение в уполномоченные органы представления о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательством, а также предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь лиц до погашения ими задолженности по налогам, недоимкам и финансовым санкциям.

Необходимо отметить, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству таможенным и иным уполномоченным органам, которые действуют в пределах своей компетенции, определенной соответствующими актами законодательства.

[1] НРПА. 2001. № 106. 5/9345; 2003. № 32. 5/12118; 2004. № 142. 5/14786; 2006. № 125. 5/22672; 2006. № 187. 5/24188; 2007. № 55. 5/24780; 2007. № 57. 5/24810; 2007. № 170. 5/25498; 2007. № 278. 5/26147; 2008. № 66. 5/27291; 2008. № 209. 5/28203; 2009. № 6. 5/29076; 2009. № 15. 5/29105; 2009. № 107. 5/29655; 2009. № 199. 5/30335; 2010. № 71. 5/31466; 2011. № 7. 5/33130; 2011. № 11. 5/33160; 2011. № 24. 5/33363; 2011. № 60. 5/33808; 2011. № 88. 5/34243; 2011. № 94. 5/34313; 2011. № 96. 5/34338; 2011. № 122. 5/34676; 2012. № 21. 5/35268; 2012. № 72. 5/35894; 2012. 5/35946; 2012. 5/36107; 2012. 5/36369; 2012. 5/36654; 2013. 5/36695; 2013. 5/36739; 2013. 5/36850; 2013. 5/36976; 2013. 5/37685; 2013. 5/37848; 2013. 5/37873.

В реалиях настоящего времени на пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами: двоякое трактование положений статей Налогового кодекса Российской Федерации, противоречивая практика разбирательств идентичных дел в судах субъектов Российской Федерации, несовершенство налогового администрирования и т.п. Именно поэтому, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, среди которой одно из самых важных значений имеет совершенствование налогового контроля. Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов и способов, путем обобщения теоретических положений в области бухгалтерского и налогового законодательства, оценки практической деятельности налоговых и других контролирующих органов, анализа динамики правонарушений в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.

В современных условиях круг полномочий в отношении обеспечения экономической безопасности не достаточно четко распределен между органами налогового контроля и другими контролирующими органами, которые имеют общие задачи по защите экономических интересов и противодействию экономических преступлений в налоговой сферы. При этом особого внимания требует совершенствование правоохранительных механизмов противодействия налоговой и экономической преступности, криминализации налоговой сферы, разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций при организации налоговых проверок.

Исходя из этого, актуальным становится изучение проблемы организации налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ на основе оценки форм и методов налогового контроля. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

В рамках налогового контроля Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1. Камеральные налоговые проверки;

2. Выездные налоговые проверки;

3. Повторные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы.

Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать деятельность налоговых органов в рамках проводимых мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля.

Для целей совершенствования взаимодействия налоговых органов с другими государственными структурами по вопросам, касающимся налогового контроля, необходимо:

1. Интегрировать взаимодействие налоговых органов с органами, осуществляющими регистрационные действия с налогоплательщиками-физическими лицами в частях, касающихся сбора данных об объектах налогообложения по таким налогам, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, в связи с непрекращающимися случаями представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, которые приводит к увеличению количества перерасчетов и направлению повторных налоговых уведомлений.

2. Проводить более либеральную налоговую политику в части, касающейся штрафных санкций, т.к. фискальная направленность нынешней налоговой системы неизбежно приведет к уклонению от налогообложения.

Практика показывает, что чем строже карательные меры, тем больше стремление налогоплательщиков скрыть свои доходы. Поэтому штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести правонарушения и наличия умысла. Необходимо более четкое и подробное классификации налоговых правонарушений.

3. Совершенствовать методологию налоговых проверок с целью совершенствования работы налоговых органов и исключения двоякого трактования положений и статей Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Для функционирования в полном объеме фискальной функции налогов необходимо совершенствовать работу судебной системы, бороться с коррупцией в налоговых органах, повышать их техническую оснащенность и квалификацию работников, охранять от посягательств криминализированного бизнеса.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ, необходимо совершенствование организации контрольной работы налоговых органов, повышение ее эффективности, улучшение методики их работы. В целях совершенствования налогового законодательства Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» была разработана дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Дорожная карта нацелена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

В качестве основных целей в дорожной карты указаны следующие направления деятельности, требующие совершенствования:

• Сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

• Улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;

• Сближение правил налогового и бухгалтерского учета;

• Повышение эффективности механизмов администрирования НДС;

• Стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;

• Совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Также в дорожной карте указаны результаты к которым необходимо стремиться по окончании реализации вышеуказанных направлений деятельности:

- Сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;

- Упрощение правил ведения учета и повышению прозрачности правоприменения;

- Достижение ключевых показателей эффективности, разработанных в дорожной карте.

1. Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.12.2014).

2. Аристархова, М.К. Совершенствование управления реализацией налоговых проверок/ М.К. Аристархова, А.Н. Воронина // Экономика региона. - 2011. - № 3 (27). - С.147-155: табл. - Библиогр. с. 154.

3. Безверхова, И.А. Основные аспекты системы налогового контроля и направления ее совершенствования/ И.А. Безверхова //Управленческий учет. - 2011. - № 7. - С. 56 - 60: схемы. - Библиогр.: с. 60.

4. Горлов, В.В. Налоговый контроль в Российской Федерации: формы и направления совершенствования/ В. В. Горлов // Все о налогах. - 2011. - № 4. - С. 3 – 8.

5. Дуброва, М. Особенности функционирования налогового контроля в системе государственного финансового контроля/ М. Дуброва // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1, Ч. 2. - С. 559 - 562: рис. - Библиогр.: с. 562.


Система налогового контроля в Республике Беларусь основана на полугодовых координационных планах проверки бизнеса. На сайте Комитета государственного контроля Республике Беларусь опубликован координационный план проверок на второе полугодие 2016 года. Всего по республике в текущем полугодии налоговая проверка ожидает более 2 тысяч субъектов хозяйствования. Что нужно знать белорусскому бизнесу о налоговом контроле и как эффективно пройти налоговую проверку расскажем в данном материале.

Аксиомы белорусского налогового контроля

Белорусский налоговый контроль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать каждому проверяемому предприятию. Данные особенности сформировались в результате особенностей белорусского законодательства и белорусской экономической модели, которые в совокупности повлияли на правоприменительную практику проведения налоговых проверок. Так, с одной стороны, система налогового контроля в Беларуси внешне пытается быть похожей на все высокоразвитые страны, но при этом внутренне остается продуктом уникальной белорусской экономической модели. Отсюда можно выделить несколько неписаных аксиом, характеризующих особенности белорусского налогового контроля.

Как и во всем мире, белорусский налоговый контроль стремится к 100% результативности. При этом от мировой налоговой практики, где налоговые проверки назначаются при наличии информации о нарушениях, белорусский налоговый контроль отличается периодичностью налогового контроля всех субъектов хозяйствования вне зависимости от наличия информации о правонарушениях.

То есть каждое белорусское предприятие проверяется с определенной периодичностью. Как правило, речь идет о периодичности проверки от 3 до 5 лет для регионов, и от 5 до 8 лет для города Минска. То есть в регионах каждый субъект предпринимательства проверяется, как правило, не реже одного раза в 3-5 лет, в Минске – не реже одного раза в 5-8 лет. Хотя на практике бывают и исключения.

Белорусская периодичность налоговых проверок в совокупности с «мировой тенденцией» их 100%-ой результативности приводят к ситуации, когда на каждом белорусском предприятии «должно» быть нарушение. В случае отсутствия налоговых нарушений действия налогового инспектора могут быть признаны вышестоящим руководством как некомпетентные, с возможным последующим наказанием инспектора или назначением перепроверки предприятия.

В этой связи каждое проверяемое предприятие должно понимать, что налоговая проверка в белорусских условиях – это фактически дополнительный налог, который должен заплатить каждый субъект бизнеса с определенной периодичностью, равной периодичности налоговой проверки. В этой связи вся деятельность проверяемого предприятия должна сводиться не столько к доказательству факта отсутствия нарушения, сколько к минимизации возможной суммы налогового нарушения. Благо, что этого позволяет достичь сформировавшаяся практика проверок.

На практике сложилась ситуация, когда сумма нарушений по плановой налоговой проверке, как правило, не «должна» превышать нескольких процентов от выручки предприятия. Подчеркнем, что речь идет о плановых налоговых проверках и не касается ситуации внеплановых проверок, проводимых по заданию других контролирующих органов, особенно когда речь идет о лжепредпринимателях.

Обозначенные выше численные ориентиры влияют и на механизм налоговой проверки. Как правило, все налоговые проверки проводятся «до первого нарушения», позволяющего достичь «запланированной» суммы налоговых нарушений. В этой связи всегда необходимо иметь на предприятии стратегию поведения при проведении налоговой проверки. Для выработки такой стратегии важно знать возможные типичные ошибки, допускаемые предприятиями в своей хозяйственной деятельности, о чем речь пойдет далее.

Камеральные проверки – новый налоговый тренд

Камеральные проверки становятся новым трендом налоговых органов. По заявлению руководителя Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, именно камеральные налоговые проверки через 3-4 года станут основой белорусского налогового контроля, особенно в отношении доходов физических лиц.

Но если физических лиц новый тренд затронет только через 3-4 года, то юридические лица и предприниматели, уплачивающие НДС, столкнулись с камеральным налоговым трендом уже с 1 июля 2016, с момента введения электронных счетов-фактур по НДС. Именно с этого времени налоговые органы начали формировать электронные базы данных, в которых содержится информация обо всех хозяйственных операциях, являющихся объектом обложения НДС. То есть любое движение товара, работа или услуги, являющееся объектом обложения НДС, с 1 июля 2016 года должно включаться в электронную базу налоговых органов.

Наличие такой электронной базы хозяйственных операций позволит налоговым органам в теории контролировать правильность исчисления и уплаты НДС. Подчеркиваю, что речь пока идет о теории, потому что до сих пор не совсем понятно, когда новая система электронных счетов фактур по НДС охватит всех плательщиков и сможет ли она работать эффективно и без сбоев. Любой компьютерный пользователь знает, насколько много проблем бывает с новыми программными продуктами, особенно когда их создание осуществлялось в короткие сроки, и затрагивает большое количество пользователей. Сомнительно, что исключением из правил станет и белорусская программа электронных счетов-фактур по НДС.

По состоянию на начало июля, по данным налоговых органов, в новой системе электронных счетов-фактур по НДС зарегистрировалось только 13% фактических плательщиков НДС. Как быстро смогут зарегистрироваться остальные плательщики НДС, и как эффективно сможет работать данная система электронных счетов-фактур по НДС в случае полной загрузки системы, пока не понятно.

При этом понятно другое. Наличие электронной базы счетов-фактур по НДС позволит налоговым органам уже с августа 2016 года (момента сдачи первых месячных отчетов по НДС) начать тотальную камеральную проверку всех налоговых деклараций по НДС на предмет их соответствия новым требованиям законодательства. Речь идет о подтверждения любого вычета по НДС электронным документом счетом-фактурой по НДС, оформленным и подписанным по определенным правилам.

В ситуации затягивающегося подключения налогоплательщиков к новой электронной системе электронных счетов фактур по НДС у бизнеса могут возникнуть трудности с правильностью исчисления налога. На практике это может привести к возникновению претензий у налоговых органов к правильности применения налоговых вычетов, что приведет либо к росту налоговой нагрузки по НДС, либо потребует от бизнеса подробного изучения комментариев к пункту 20 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь с целью защиты своих законных интересов. В любом случае, камеральные налоговые проверки, особенно по НДС, станут трендом белорусского налогового контроля в ближайшем будущем, что необходимо учитывать любому субъекту хозяйствования при планировании своей текущей экономической деятельности.

Лжепредприниматель – основа налоговой проверки

Что касается плановых выездных налоговых проверок, то на практике, как правило, данная проверка проходит по следующему алгоритму, включающему 4 пункта: 1) проверка лжепредпринимателей; 2) проверка налога на добавленную стоимость; 3) проверка налога на прибыль; 4) проверка прочих налогов. Отметим, что данный алгоритм типичный, но не обязательный для налоговых органов, и касается в первую очередь предприятий, работающих на общих условиях налогообложения.

С принятием Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» первым и наиболее важным вопросом налоговых проверок стал вопрос наличия договорных отношений предприятия с лжепредпринимательскими структурами. На практике такая проверка проходит посредством сверки списка лжепредпринимателей, имеющегося у налоговых органов, и размещенного на сайте МНС, со списком контрагентом предприятия. В случае нахождения в списке контрагентов предприятия лжепредпринимательских структур составляется акт нарушения с доначислением в бюджет НДС и налога на прибыль. Сразу же следует отметить, что доказать свою невиновность в данном случае практически невозможно, и поэтому предприятию зачастую проще доплатить в бюджет налоги и при этом налоговая проверка практически завершается.

В случае отсутствия договорных отношений с лжепредпринимателями налоговые органы далее проверяют НДС, который является наиболее сложным налогом в исчислении. Данная сложность связана не только с несколькими ставками и особенностями принятия к вычету налога, но и постоянными изменениями налогового законодательства в порядке уплаты НДС.

В текущем году полностью изменен порядок принятия к вычету НДС, в 2014 году была введена 90 дневная отсрочка по принятия к вычету импортного НДС. Такие существенные изменения в порядке вычета НДС проходят практически ежегодно, что усложняет порядок его исчисления и приводит к многочисленным нарушениям. В этой связи НДС является основным налогом, который необходимо контролировать бухгалтерам при ведении налогового учета.

В отличие от НДС порядок уплаты налога на прибыль в последние годы меняется не столь существенно, что все же не исключает фактов нарушения при исчислении налога на прибыль. В отличие от НДС «основой» нарушений по налогу на прибыль, как правило, являются оценочные суждения, используемые при определении перечня затрат, которые можно учитывать при налогообложении.

Сложившаяся правоприменительная практика основана на том, что все затраты, не отраженные в статье 131 Налогового кодекса Республики Беларусь и связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, учитываются при исчислении налога на прибыль. К сожалению перечень затрат в статье 131 не окончательный и содержит ссылку на «иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством». Какие это иные затраты не всегда понятно, что создает возможность для налоговых органов применять оценочные суждения в свою пользу при проведении налоговых проверок. Последнее обстоятельство требует от предприятий наличия четких и обоснованных аргументов для обоснования факта включения тех или иных затрат в перечень расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

В отношении всех остальных налогов, за исключением НДС и налога на прибыль, можно отметить следующее. Как правило, эти налоги проверяются в последнюю очередь и зачастую лишь в случае отсутствия нарушений по НДС и налогу на прибыль, что на практике почти нереально. При этом основные нарушения связаны с неправильностью применения налоговых льгот, налоговых ставок (особенно земельный и экологический налоги), порядка определения налоговой базы. Все данные вопросы, как правило, могут быть проверены в ходе аудиторской проверки, что повышает роль данного инструмента предупреждения налоговых правонарушений в случае, когда предприятие знает о сроках проведения выездной плановой налоговой проверки.

Роль налогового контроля в формировании белорусского бюджета в последние годы возрастает, о чем свидетельствует рост количества дел, связанных с лжепредпринимателями, а также расширение методов электронного контроля, например, внедрение системы электронных счетов-фактур по НДС, направленной на дополнительное привлечение налогов в бюджет, как за счет возможного упрощения процедуры проведения камеральных проверок, так и за счет увеличения количества ошибок при исчислении НДС. Последнее связано как с техническими особенностями введения процедуры электронных счетов-фактур, так и с человеческим фактором.

В этой связи возрастает роль правильной организации системы бухгалтерского и налогового учета на предприятии, которая позволяет оптимизировать суммы налоговых отчислений, позволяет проходить налоговые проверки с минимальным количеством нарушений в условиях действия неписаных аксиом белорусского налогового контроля. Зачастую последнего можно достичь только с помощью профессиональных внешних консультантов, позволяющих разобраться в сложностях налогового законодательства и постоянного меняющихся требований к налоговому учету.

Описание файла

Документ из архива "Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования", который расположен в категории "рефераты". Всё это находится в предмете "право" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "право" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "2.3"

Текст из документа "2.3"

2.3. Направления совершенствования налогового контроля

в Республике Беларусь

В настоящее время в связи с наличием ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

В этом аспекте особую важность имеет совершенствование налогового законодательства. Необходима четкая регламентация действий, осуществляемых налоговиками в процессе налогового контроля, полномочий проверяющих и проверяемых сторон, а также перечня нарушений и определение мер ответственности за них. Считается, что данные проблемы должен решить Налоговый кодекс Республики Беларусь, общая часть которого в скором времени должна вступить в действие. Предполагается, что это будет единый документ, в котором будут кодифицированы все вопросы налогообложения, в том числе и процедуры налогового контроля. Но тем не менее шаги, предпринятые в этом направлении в настоящее время, вряд ли могут способствовать совершенствованию контрольной работы налоговиков. Например, в актах законодательства должны быть четко определены обязанности граждан и юридических лиц и содержаться исчерпывающий перечень запретов. С другой стороны, должна быть четко определена компетенция государственных органов и их должностных лиц, не дающая возможности расширительно толковать ее пределы. Однако в Кодексе сказано, что, кроме перечисленных в нем обязанностей, плательщики должны выполнять и другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства Республики Беларусь. Такая же ситуация и с правами налоговых органов. Помимо указанных непосредственно в кодексе прав, имеется положение, согласно которому "налоговые органы имеют и другие права, предусмотренные законодательством". Вряд ли можно назвать достоинством Налогового кодекса то, что в нем вместо перечня налоговых правонарушений идет отсылка к специальному законодательству. Это означает, что в тех нормативных актах, на которые идет такая ссылка, законодатель имеет возможность бесконечно расширять перечень налоговых нарушений. Это только несколько примеров, указывающих на то, что в процессе осуществления мероприятий налогового контроля возможно возникновение споров и противоречий. Естественно, это не может позитивным образом отразиться на эффективности налогового контроля. Комментируя общую часть Налогового кодекса, специалисты подчеркивают, что в настоящее время создать единый систематизированный правовой акт, касающийся налогообложения, достаточно сложно, поэтому Кодекс в любом случае будет иметь определенные недостатки. И тем не менее одним из путей совершенствования налогового контроля можно назвать устранение таких моментов в законодательстве, толкование которых в процессе работы контролеров может вызвать споры.

В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров. Естественно, разграничение нарушений налогового законодательства на преднамеренные и непреднамеренные достаточно проблематично. Однако оно необходимо с целью дифференциации мер ответственности за те или иные нарушения. Также весьма важным является повышение налоговой дисциплины.

Эффективность налогового контроля во много определяется издержками на его проведение. Современная система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Именно поэтому следует упростить судебные процедуры, сопутствующие мероприятиям налогового контроля и взыскания платежей. В настоящее время бюджету обходится дороже судебная процедура взыскания некоторых штрафов, составляющих незначительные суммы. Судебная практика показывает, что до направления исков в суды следует реально оценивать перспективы их рассмотрения, изучая гражданское и хозяйственное законодательство. В последнее время острой критике со стороны правозащитников плательщика подвергается право взыскания налогов за счет средств дебиторов плательщика в бесспорном порядке на основании решений руководителей налоговых органов, поскольку в данном случае налоговые органы наделяются судебными полномочиями. Однако в условиях отсутствия специализированных налоговых судов и необходимости несения порой весьма существенных затрат на судебные процедуры эта мера, на взгляд автора, наиболее эффективна. Но с другой стороны, право осуществлять такого рода действия непосредственно налоговыми органами может расцениваться как своего рода беспредел, потому что зачастую оно влечет достаточно значительное нарушение прав налогоплательщиков. Эту проблему, в правовом аспекте, могло бы решить создание специализированных налоговых судов, хотя их функционирование сопряжено с определенными издержками. В настоящее время руководители налоговых инспекций весьма острой считают проблему именно взыскания платежей (они признают, что само по себе качество налоговых проверок значительно не страдает, но проблему представляет взыскание допричисленных сумм, о чем свидетельствует также не очень высокий процент взыскания). Поэтому в целях решения данного вопроса (в условиях отсутствия налоговых судов) следует более четко законодательно урегулировать ситуации, когда налоговый орган может самостоятельно, без обращения в судебные органы, принимать решения о выставлении платежных требований к дебиторам плательщика, определять недействительность сделок и проводить необходимые списания средств.

Одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.

Анализ контрольной работы инспекции показывает, что в плане допричисления сумм платежей наибольшую роль играют документальные проверки. Именно поэтому областное управление контроля в целях совершенствования работы налоговиков в этой области пристальное внимание уделяет разработке соответствующих методических указаний, памяток, которыми руководствуются специалисты при проверках. Положительным явлением стало регулярное проведение соответствующих семинаров и совещаний, а также глубокий анализ имевших место нарушений, определение тенденций в таких нарушениях. То есть важнейшее направление повышения эффективности налогового контроля – совершенствование методологии налоговых проверок.

Как показывает практика, в налоговых органах работают, как правило, специалисты с достаточно высокой квалификацией, но вместе с тем налоговики обычно являются специалистами широкого профиля, которые в силу этого недостаточно хорошо владеют отраслевой спецификой предприятий. Иногда из-за этого страдает качество проверок. В связи с небольшой численностью работников отдела контроля за налогообложением юридических лиц и достаточно значительной нагрузкой на одного проверяющего представляется невозможным ввести четкую специализацию по отраслям среди налоговиков. Один и тот же работник сегодня выезжает на проверку в строительно-монтажное управление, а через месяц – в колхоз. Конечно, такая проблема не остается без внимания: областное управление контроля регулярно присылает в инспекцию методические указания и памятки по контрольной работе в различных отраслях с указанием моментов, на которые контролеры должны обратить внимание, проверяя плательщика той или иной отрасли. Кроме того, совместно с органами, курирующими те или иные отрасли, проводится учеба со специалистами налогового органа. Так, совместно с Комстрахнадзором создавалась межведомственная рабочая группа по совершенствованию форм и методов контроля за страховыми организациями. В целях совершенствования налогового контроля необходимо уделять внимание работе в каждой отрасли, учитывая ее специфику. Положительным образом сказалось бы создание специализированных централизованных баз данных, в которых налоговики быстро и без каких-либо трудностей могли бы получить полную и современную информацию по необходимым им вопросам в разрезе специфики отраслей.

Определенные трудности возникают в плане контроля за юридическими лицами, у которых есть филиалы или иные структурные подразделения в своем составе без права юридического лица, имеющие отдельный расчетный счет и баланс. Например, структурные подразделения страховых организаций уплачивают только налоги на фонд оплаты труда и экологический налог. Расчет отчислений в страховые резервы, балансовой прибыли и уплату налога на доходы от страховой деятельности производит головная организация с учетом структурных подразделений. Проверяющий головную организацию инспектор не имеет возможности проконтролировать обоснованность формирования себестоимости страховых услуг филиалами и достоверно определить доход от страховых услуг, так как структурные подразделения проверяются разными ИМНС в разное время.

Поэтому в целях совершенствования контрольной работы с юридическими лицами, имеющими в своем составе структурные подразделения, необходимо изменение порядка проведения проверок таких плательщиков. Здесь имеется в виду проведение проверок их только в соответствии с планом, разработанным управлением методологии МНС. Такое планирование позволит проводить проверки головного предприятия и структурных подразделений одновременно, что повысит эффективность контроля. Необходима также разработка соответствующих инструкций, которые определили бы вопросы налогообложения юридических лиц, имеющих в составе структурные подразделения.

Одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятиями предложений по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

В настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. В последнее время значительные нарушения ведения бухгалтерского учета, влияющие на возможность определения налогооблагаемой базы, выявлены в ряде фермерских хозяйств M-ской области. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Именно поэтому целесообразным является внедрение и использование косвенных методов исчисления налоговых обязательств, которые давно и успешно применяются в мировой практике налогового контроля. Здесь чаще всего используются метод общего сопоставления имущества и метод, основанный на анализе производственных запасов.

Таким образом, совершенствование документального контроля должно базироваться на совершенствовании его методологической основы, повышении квалификации проверяющих, особенно в части отраслей.

Как уже подчеркивалось, основной эффект в настоящее время имеет последующая форма контроля. Однако не следует забывать о том, что эффективная система налогового контроля в целом немыслима без надлежащей организации предварительного контроля. И в этом аспекте ключевое значение имеет внедрение аналитической составляющей, которая бы обеспечила наиболее рациональный отбор плательщиков для документального контроля. С этой целью необходим систематический сбор и обработка всевозможной информации о финансовом состоянии плательщиков, координация с обслуживающими банками в части выяснения вопросов о движении денежных средств на счетах плательщиков (особенно тех, которые заявили о себе в ИМНС как о неработающих или отражают в отчетности незначительную выручку). Контрольные службы должны располагать при выборе объекта проверки сведения о налогоплательщиках, зарегистрированных в инспекции и вместе с тем открывших счета в учреждениях иногородних банков. Такие меры направлены на содействие совершенствования контрольной работы в части своевременного выявления и пресечения деятельности субъектов хозяйствования, занимающихся незаконными финансовыми операциями. В целях более эффективного подбора субъекта проверки должен осуществляться тщательный сбор сведений о сдаче помещений в аренду, оказанию услуг по хранению, транспортировке и реализации товаров коммерческим структурам, изучаться и накапливаться информация рекламных объявлений и т. д. Перспективным критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки являются результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью выявления “слабых звеньев”.

Одним из направлений совершенствования качества камеральных налоговых проверок является осуществление определенных мер по автоматизации данного процесса. В настоящее время расчеты по налогам сдаются плательщикам на бумажном носителе, в связи с чем процесс их проверки сопряжен с затратами времени и усилий. МНС Российской Федерации одной из важных задач по совершенствованию предварительного контроля определило автоматизацию камеральных проверок, благодаря которой плательщики имели бы возможность сетевых коммуникаций с налоговыми органами [100]. Данное направление актуально и для Республики Беларусь. Система сдачи расчетов по налогам в электронном варианте по специальным каналам связи позволила бы снизить трудоемкость процесса проверки, сэкономить время, затрачиваемое инспекторами на обработку соответствующей информации, а значит и существенно расширить охват плательщиков камеральными проверками. Кроме того, это обеспечило бы возможность замены механического труда аналитическим.

Говоря о роли предварительного контроля, следует отметить, что такая форма контроля должна обеспечивать в первую очередь не поступление в бюджет санкций и штрафов за выявляемые нарушения, а именно превенцию налоговых нарушений. Поэтому в настоящее время специалисты отдела предварительного контроля работают в тесном контакте с главными бухгалтерами плательщиков, и такое взаимодействие носит характер сотрудничества. Практика показывает, что в последнее время достаточно большая часть нарушений налогового законодательства связана с вопросами применения налоговых льгот. В связи с этим заведующая сектором предварительного контроля соответствующего отдела ИМНС по N-скому району О. Ч. Р-ская отмечает, что в целях совершенствования контроля за обоснованным применением налоговых льгот сотрудники сектора оперативно отслеживают изменения законодательства в области льгот и регулярно доводят их до сведения плательщика, предупреждая о том, что они должны быть учтены при подаче расчетов и уплате налогов.

Все вышесказанное касалось в основном совершенствования налогового законодательства (в том числе и в области вопросов контроля) и методологии проведения проверок. Но анализ свидетельствует о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий суммы в общих налоговых поступлениях занимают достаточно малую долю. В связи с этим заместитель начальника ИМНС по N-скому району Л. И. Ж-ская основной задачей, решение которой может значительно повысить результативность налогового контроля, считает выявление теневого оборота и контроль за теневым сектором экономики. Приоритетной данную задачу считает и министр по налогам и сборам Республики Беларусь К. А. Сумар и ряд других специалистов на уровне республики.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17

25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль. 2011.doc

Тема: Налоговый контроль и пути его совершенствования

«Налоговый контроль, пути совершенствования»

Работа содержит: 50 страниц, 1 таблицу, 4 рисунка, 32 литературных источников.

Ключевые слова и словосочетания: контроль, налоги, налогообложение, налоговый контроль, налоговая политика, принципы налогового контроля, государственный бюджет.

Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.

Объектом исследования выступила система налогового контроля в Республике Беларусь.

Предметом курсовой работы являются совокупность теоретических и практических проблем, связанных с организацией налогового контроля.

В курсовой работе использованы такие общенаучные методы, как обобщение, сравнение, анализ и синтез. Кроме того, применен статистический метод группировки данных. Для компактного и наглядного представления данных в работе используются рисунки и таблицы.

В результате проведенного исследования раскрыты сущность и назначение налогового контроля в системе финансового контроля; рассмотрены формы, виды и методы налогового контроля; изучено нормативно- правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь; проанализированы тенденции налогового контроля в Республике Беларусь; определены основные направления совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..

1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…

1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….

1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………

2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…

2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….

Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ белорусской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, создания новой эффективной экономической системы.

Как свидетельствует мировой опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов, норм и защиты интересов граждан, особенно при делегировании ими права распоряжения принадлежащей им собственностью. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в настоящее время уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Налоговый контроль – составная часть финансового контроля, представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать (проверять) соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Актуальность изучения темы курсовой работы состоит в следующем. Налоговый контроль для Республики Беларусь является сравнительно новым явлением, так как только с возникновением рыночных отношений в Беларуси стали появляться предприятия новых форм собственности, стало развиваться малое предпринимательство, и, как следствие, изменялись источники финансовых ресурсов, принципы финансирования, ценообразования, разделения доходов и т.д. Вместе с тем в научной литературе налоговый контроль не получил надлежащего освещения. Юристы, как ученые, так и практики, в основном, обращают свое внимание на процессуальные аспекты налогового контроля и почти не затрагивают общетеоретические основы данного явления. При этом даже в тех работах, где рассматриваются теоретические категории налогового контроля, среди ученых нет единого мнения по поводу определения, элементов, принципов, функций и других категорий налогового контроля.

Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.

Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:

  • раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
  • определить принципы организации налогового контроля;
  • рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
  • изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
  • проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;
  • определить основные направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели и задач следует, что объектом исследования выступила система налогового контроля в Республике Беларусь. Предметом курсовой работы являются совокупность теоретических и практических проблем, связанных с организацией налогового контроля.

Для решения поставленных задач в процессе исследования, анализа и обобщения информации применялись такие общенаучные методы, как обобщение, сравнение, анализ и синтез. Кроме того, применен статистический метод группировки данных. Для компактного и наглядного представления данных в работе используются рисунки и таблицы.

При написании работы были использованы следующие источники информации: нормативные правовые акты, учебные пособия, труды отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, электронные ресурсы сети Интернет. Особенности и проблемы налоговой политики Республики Беларусь рассматриваются на страницах таких периодических изданий, как «Финансы. Учет. Аудит», «Индивидуальный предприниматель», «Главный бухгалтер», «Налоги Беларуси» и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Сущность, значение и принципы

организации налогового контроля

Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий [25, с.14].

Само слово «контроль» имеет латинские корни. Организация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля за сроками поступления налогов, входили оценка и определение налоговых взносов общин [11, с.196].

Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.

Формируя особый организационно-правовой механизм взаимоотношений с обязанными лицами, государство определяет основные элементы этого механизма: субъекты, объект, методы, формы, порядок и характер деятельности уполномоченных органов. Указанный механизм представляет собой не что иное, как налоговый контроль, который осуществляется созданными государством уполномоченными органами, прежде всего налоговыми органами.

В научной и учебной литературе имеется достаточное количество определений налогового контроля, согласно которым [31]:

налоговый контроль – это контроль, который осуществляют налоговые органы с целью проверки исполнения налогового законодательства;

налоговый контроль представляет собой контроль со стороны государства за правильностью начисления и перечисления в бюджеты всех уровней налогов и сборов;

налоговый контроль – проверка соответствия деятельности подконтрольного объекта (субъекта налогообложения) налоговому законодательству;

налоговый контроль – контроль, осуществляемый должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли).

В соответствие с Налоговым Кодексом Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З) «налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством» [16].

Основными элементами налогового контроля являются [13, с.16]:

  • объект контроля;
  • субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
  • формы и методы контроля;
  • порядок осуществления налогового контроля;
  • мероприятия налогового контроля;
  • направления налогового контроля;
  • техника и технология налогового контроля;
  • категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;
  • периодичность и глубина налогового контроля и другие.

Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Субъектов контрольного налогового контроля можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, – контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики (физические и юридические лица). Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые отношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.

Уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

  1. правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  2. проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  3. проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  4. правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  5. выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Читайте также: