Закон 61 о налоге на имущество

Опубликовано: 16.05.2024

СТ 61 БК РФ

1. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления городского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 процентов.

3. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

4. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 61 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ определен состав налоговых доходов местных бюджетов:

1) собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов;

2) отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

3) государственная пошлина.

1. Собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Перечень местных налогов и сборов содержится в статье 15 Налогового кодекса РФ:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем местных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации", в соответствии с которой к местным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

5) курортный сбор;

6) сбор за право торговли;

7) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

8) налог на рекламу;

9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

10) сбор с владельцев собак;

11) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

12) лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями;

13) сбор за выдачу ордера на квартиру;

14) сбор за парковку автотранспорта;

15) сбор за право использования местной символики;

16) сбор за участие в бегах на ипподромах;

17) сбор за выигрыш на бегах;

18) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

19) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

20) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

21) сбор за уборку территорий населенных пунктов;

22) сбор за открытие игорного бизнеса.

С введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются местные налоги и сборы, перечисленные в вышеприведенном перечне под номерами 4, 6, 9 - 22.

2. Отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Регулирующие налоги и сборы - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные и местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе, т.е. не менее чем на три года (ст. 48 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок отчислений от федеральных и региональных налогов в пользу местных бюджетов установлен в статьях 52, 58, 63 Бюджетного кодекса РФ, а также в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

3. Государственная пошлина - установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Государственная пошлина взимается:

- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ "О государственной пошлине".

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В последнем случае государственная пошлина зачисляется в доходы местного бюджета по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 20 ноября 2013 г. N 63 настоящий Закон дополнен статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

Статья 4.1. Налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей части, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.

2. Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

1) налогоплательщиками для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;

2) научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 23 ноября 2016 г. N 36 в часть 2.1 статьи 4.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

2.1. Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) или помещений в них, используемых налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) нежилые здания (строения, сооружения) или помещения в них не переданы в пользование третьим лицам;

2) нежилые здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает только размещение объектов промышленности и (или) производства и (или) административных зданий (строений, сооружений) промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок промышленности;

3) по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), расположенного на земельных участках, указанных в пункте 2 настоящей части, или на смежных с ними земельных участках, используется налогоплательщиком для осуществления его производственной деятельности. При этом указанное здание (строение, сооружение) или помещения в нем находятся в собственности налогоплательщика или закреплены за ним на праве хозяйственного ведения и не переданы в пользование третьим лицам;

4) по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) используется налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность. В случае отсутствия в результатах проведенных мероприятий по определению вида фактического использования указанных нежилых зданий (строений, сооружений) информации о наличии рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность, налогоплательщик имеет право предоставить иные документы, подтверждающие соблюдение данного условия в отчетном (налоговом) периоде, за который заявлена налоговая льгота.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 14 статья 4.1 настоящего Закона дополнена частью 2.2, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г., и утрачивающей силу с 1 января 2020 г.

2.2. Налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость увеличенной на коэффициент 2 минимальной площади номерного фонда гостиницы, расположенной в принадлежащих налогоплательщику здании (строении, сооружении) или помещениях в здании (строении, сооружении), при наличии по состоянию на 1 января налогового периода выданного аккредитованной организацией свидетельства о присвоении гостинице категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения. Минимальная площадь номерного фонда гостиницы определяется в соответствии с требованиями к минимальной площади номеров для соответствующей категории гостиницы, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если минимальная площадь номерного фонда гостиницы, расположенной в принадлежащих налогоплательщику здании (строении, сооружении) или помещениях в здании (строении, сооружении), увеличенная на коэффициент 2, превышает общую площадь такого здания (строения, сооружения) или таких помещений, то налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости общей площади здания (строения, сооружения) или помещений в здании (строении, сооружении), в которых расположена гостиница.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 13 апреля 2016 г. N 14 в часть 2.3 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Законом г. Москвы от 13 мая 2015 г. N 22 статья 4.1 настоящего Закона дополнена частью 2.3, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г., и утрачивающей силу с 1 января 2020 г.

2.3. Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов исчисленной суммы налога в отношении зданий (строений, сооружений), указанных в пункте 1 статьи 1.1 настоящего Закона, если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что менее 20 процентов их общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания. Налоговая льгота, установленная настоящей частью, не может применяться одновременно с другими налоговыми льготами, установленными настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Часть 2.4 изменена с 1 января 2017 г. - Закон г. Москвы от 29 ноября 2017 г. N 45

2.4. Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации) уплачивают налог в размере 25 процентов исчисленной суммы налога в отношении зданий (строений, сооружений), не переданных в пользование третьим лицам, за исключением профессиональных союзов и их объединений (ассоциаций), и используемых налогоплательщиком для выполнения своих уставных задач.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 13 апреля 2016 г. N 14 статья 4.1 настоящего Закона дополнена частью 2.5, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г. и утрачивающей силу с 1 января 2026 г.

2.5. Организации освобождаются от уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 4 статьи 1.1 настоящего Закона, приобретенных на основании договора пожизненного содержания с иждивением или договора передачи в связи с переселением граждан в социальные жилые дома и закрепленных за данными организациями на праве хозяйственного ведения.

Информация об изменениях:

Статья 4.1 дополнена частью 2.6 с 1 января 2017 г. - Закон г. Москвы от 29 ноября 2017 г. N 45

ГАРАНТ:

При определении налоговой базы за 2017 г. положение, предусмотренное частью 2.6 статьи 4.1 настоящего Закона, применяется при наличии результатов последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января 2017 г. по 30 июня 2018 г.

2.6. В отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих унитарным предприятиям или юридическим лицам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, используемой в кинематографии, с применением коэффициента 0,97. Размер площади объекта налогообложения, используемой в кинематографии, определяется по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 25 ноября 2015 г. N 65 в части 3 статьи 4.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

3. Налоговые льготы, установленные статьей 4 настоящего Закона, распространяются на объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Информация об изменениях:

Статья 4.1 дополнена частью 4 с 1 января 2018 г. - Закон г. Москвы от 29 ноября 2017 г. N 45

4. Право на применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, возникает (прекращается) с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором выполняются (прекращаются) условия их применения. Если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлен вид фактического использования объектов недвижимого имущества, предусмотренный частями 2.1, 2.3 и 2.6 настоящей статьи, то условия применения данных льгот в части определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества считаются соблюденными на 1 января года, за который заявлена налоговая льгота.


>
(исключена)
Содержание
Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кто и когда платит налог на недвижимость

Этот материал обновлен 14.03.2021.

Что такое налог на имущество

Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.

Налог на недвижимость раз в год начисляет Федеральная налоговая служба: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ФНС формирует налоговое уведомление — квитанцию — с указанием, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет на сайте налоговой, по умолчанию никакие их уведомления почтой вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас нужно заявление на бумажную отправку. После регистрации в личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от этого.

Кто платит налог на имущество физических лиц

Налог на имущество платят собственники недвижимости. Неважно, кто живет и зарегистрирован в квартире: налогоплательщиком будет тот, кому она принадлежит.

Объекты налогообложения

Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.

Движимое имущество

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот. Перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество не платят.

Закон требует регистрации прав на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Владельцы транспортных средств не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.

Недвижимое имущество

Определения недвижимости в законе нет — там просто дан полный перечень объектов, которые признаются таковой. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, тоже дан в законе: жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место. Есть и другие, более редкие объекты налогообложения.

ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог

Налоги на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это стоимость объекта налогообложения. Для расчета берут не всю стоимость — и не ту, что указана в договоре купли-продажи. Стоимость объекта определяют государственные органы, и она бывает двух видов: инвентаризационная или кадастровая. Но разбираться в видах стоимости и вычетах необязательно: все данные указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

Закон задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, все остальное — 0,5%, но за объекты дороже 300 млн рублей — 2%.

На основе базовых ставок каждый регион имеет право установить свои территориальные. Указанную базовую ставку налога на имущество можно уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилых объектов в разных регионах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем регионе можно на сайте ФНС. Например, в 2020 году в Москве региональные ставки налогообложения совпали с базовыми: за квартиру стоимостью до 10 млн рублей платят 0,1% от стоимости, а за дорогое имущество — от 300 млн рублей — 2%.

Как рассчитать налог на имущество физических лиц

Сумма за год зависит от ставки и налоговой базы. Ставку определяет закон и региональные власти. Налоговая база — это стоимость объекта. Ее умножают на ставку налогообложения и получают сумму налога на имущество.

До 2014 года за налоговую базу брали инвентаризационную стоимость. Инвентаризационная стоимость — это устаревшая схема расчета, которая учитывает изначальную стоимость и износ. Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения не связана с рыночной. Ее определяло бюро технической инвентаризации — БТИ. Собственник недвижимости может получить справку о размере инвентаризационной стоимости. Обращаться нужно в БТИ по месту расположения объекта.

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.

Возьмем реальную квартиру в Омске площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р , а по кадастру стоит 810 000 Р — в три с половиной раза дороже.

В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.

Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

При начислении налога на имущество по кадастровой стоимости действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, поэтому общая сумма налога на имущество становится меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры — 20 м², для комнаты — 10 м².

За загородный дом площадью 100 м² с налогоплательщика возьмут вдвое меньше: только за 50 м² вместо 100. За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².

Расчет по кадастровой стоимости

Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно предварительно ничего считать. Налоговая посчитает все сама, и в уведомлении уже будет указана итоговая сумма за отчетный период. Расскажем, откуда она берется, чтобы вы могли проверить. Если не сойдется — отправьте сообщение в ФНС.

Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают на понижающие коэффициенты. Но сначала покажем, как считают полную сумму.

При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства пропорционально делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.

ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество

Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадет с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.

Пример расчета

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Омске за 2020 год. Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р . Площадь — 60 м².

Сначала применим налоговый вычет. Для этого посчитаем кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р .

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р .

Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р .

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р .

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.

Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р .

Расчет по инвентаризационной стоимости

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения налога на имущество по кадастровой стоимости.

Сумму по инвентаризационной стоимости тоже считает налоговая, но для наглядности опишем, как получается итоговая сумма. Формула расчета похожа. Только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство.

Налоговые вычеты не применяются.

Н = И × КД × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, И — инвентаризационная стоимость объекта, КД — коэффициент-дефлятор, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Пример расчета

Посчитаем налог на имущество по инвентаризационной стоимости для нашей омской квартиры. Омская область перешла на учет по кадастру в 2016 году, поэтому последний период для расчета по инвентаризационной стоимости — 2015 год. Инвентаризационная стоимость — 230 000 Р . Коэффициент-дефлятор в 2015 году — 1,147.

На сайте ФНС выясняем налоговую ставку в Омске за 2015 год. Для квартир стоимостью до 300 000 Р это 0,1%.

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости: 230 000 × 1,147 × 0,1% = 264 Р .

Если срок владения квартирой — полгода, указанная сумма уменьшится вдвое и составит 132 Р .

Если налогоплательщику принадлежит только четверть этой квартиры, он заплатит 66 Р .

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости получился в два раза меньше, чем по кадастровой. Поэтому при переходе на новый способ расчета действуют понижающие коэффициенты.

Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года

Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников пока не платят. Для плавного перехода к новой налоговой нагрузке ввели понижающие коэффициенты. 2020 год — срок, в который должен был завершиться переходный период для регионов, начавших считать по-новому в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия поменяли. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов за 2020 год и после него.

Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:

Н = (Н1 − Н2) × К + Н2

Здесь Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год.

Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру. Как его считают, мы рассказали выше.

Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда их считали. Например, в Москве это 2014 год, в Омской области — 2015 год.

К — понижающий коэффициент. В первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий год — 0,6.

С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости с суммой за прошлый год. Если полная сумма выросла больше чем на 10%, организация увеличивает сумму налоговых обязательств в текущем периоде на 10%. Если не больше — с этого момента берут в полном размере.

Полная формула с учетом всех параметров:

Н = ((Б × С − Н2) × К + Н2) × КПВ × Д − Л

где Л — налоговая льгота.

Когда сумма по кадастровой стоимости меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты не действуют.

Пример расчета

Посчитаем, как растет размер налога на имущество за нашу квартиру в Омске. В 2015 году его брали по инвентаризации, и мы заплатили 264 Р . Полная сумма по кадастру — 540 Р . Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.

Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода

Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р
  • 2016 год — (540 − 264) × 0,2 + 264 = 319 Р
  • 2017 год — (540 − 264) × 0,4 + 264 = 374 Р
  • 2018 год — (540 − 264) × 0,6 + 264 = 430 Р

С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р .

В 2020 году тоже сравниваем. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р .

В 2021 году опять сравниваем. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р . В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.

Льготы для физических лиц

Налог на имущество платят не все. Некоторым категориям предоставляют льготы в размере 100 или 50%.

Льготы по налогу предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности, например квартиру, комнату, дом, гараж. Льготу можно получить только на один объект каждого вида.

Основания предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляют определенным категориям лиц, например героям СССР и РФ, инвалидам первой и второй группы, участникам ВОВ, военнослужащим и их родственникам, пенсионерам. Список льготных категорий указан в ст. 407 налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.

Это федеральные льготы, а органы местного самоуправления в регионах добавляют к ним свои. Их найдете на сайте ФНС. Местные льготы бывают равны полной сумме налога на имущество или его части.

Порядок предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляются по заявлению в налоговую организацию. Заявление на льготу подают один раз в любое время. Можно даже после расчета налога на имущество, тогда пересчитают задним числом. Но лучше до 1 апреля следующего года, тогда ее учтут при расчете. Например, срок подачи заявления для снижения суммы выплат за 2020 год — до 1 апреля 2021 года.

Если у вас несколько объектов одного вида, в заявлении укажите, за какой хотите льготу. Менять свой выбор можно хоть каждый год, но делать это нужно до 31 декабря того года, за который будете платить. Можно вообще не выбирать льготный объект, тогда налоговая по умолчанию выберет объект с наибольшей стоимостью.

Если у вас в собственности разные виды недвижимости, налоговые льготы предоставят по каждому виду. С 2018 года при подаче заявления можно не приносить документы, а только предоставить реквизиты: налоговая сама запросит данные и сообщит решение.

У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р . Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2021 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2021 года.

Еще у этого пенсионера частный дом. Поскольку это другой вид недвижимости, за него тоже платить не придется.

Заявление на саму льготу, а не на выбор объекта для льготы, он может подать когда угодно. Если речь идет о налоге на имущество за 2020 год, лучше уложиться в срок до 1 апреля 2021 года.

Платят ли дети налог на имущество

Если ребенок — собственник объекта или его доли, за него нужно платить налог на недвижимость. Дети-инвалиды имеют право на налоговые льготы. В некоторых регионах от налога на имущество освобождены еще дети-сироты и несовершеннолетние в многодетных семьях.

Закон Курганской области "О налоге на имущество организаций на территории Курганской области" (в редакции от 10.11.2008 N 403, от 30.09.2010 N 61, от 05.12.2011 N 87, от 31.10.2012 N 52, от 27.11.2013 N 85, от 04.03.2014 N 3, от 26.11.2014 N 82, от 29.10.2015 N 77, от 24.11.2015 N 88 (ред. 28.12.2016), от 25.10.2016 N 74, от 28.12.2016 N 100, от 25.10.2017 N 84), от 28.02.2018 № 7, от 30.05.2018 № 42, от 27.11.2018 №149) 30.05.2019 № 74, от 27.11.2019№ 159)

Налоговые ставки

для организаций в отношении принятого на учет в качестве объекта основных средств и введенного в эксплуатацию после 1 января 2019 года имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта, для организаций, соответствующие инвестиционные проекты которых включены в раздел "сопровождаемые" реестра инвестиционных проектов в Курганской области, на срок, составляющий два налоговых периода подряд, начиная с налогового периода, в котором указанное имущество принято на учет в качестве объектов основных средств, устанавливается в следующих размерах: в первый налоговый период

Для организаций, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания

для организаций в отношении принятого на учет в качестве объекта основных средств и введенного в эксплуатацию после 1 января 2019 года имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта, для организаций, соответствующие инвестиционные проекты которых включены в раздел "сопровождаемые" реестра инвестиционных проектов в Курганской области, на срок, составляющий два налоговых периода подряд, начиная с налогового периода, в котором указанное имущество принято на учет в качестве объектов основных средств, устанавливается в следующих размерах: во второй налоговый период

В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость,если иное не предусмотрено пунктами 4, 5 настоящей статьи: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Для организаций, применяющих общий режим налогообложения, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания

Организации, у которых за предшествующий календарный год (налоговый период) доля выручки (доходов) от выполнения механизированных полевых работ и (или) от продажи произведенной ими продукции растениеводства составляет не менее 70 процентов в общей сумме выручки (доходов) (п.2 ст.6)

За исключением организаций, у которых за предшествующий календарный год (налоговый период) доля выручки (доходов) от выполнения механизированных полевых работ и (или) от продажи произведенной ими продукции растениеводства составляет не менее 70 процентов в общей сумме выручки (доходов), а также кроме организаций, которые не имеют объекта налогообложения, религиозные организаций

Организации, которые не имеют в налоговом периоде объектов налогообложения; религиозные организации

Налоговые льготы

Организации, зарегистрированные на территории Курганской области, осуществляющие деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов

Организации - резиденты зон территориального развития, созданных на территории Курганской области (далее - зона территориального развития)

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 28 ноября 2003 года N 61-оз

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

28 ноября 2003 года

Статья 1. Общие положения

Настоящим Законом в соответствии с устанавливаются отчетный период, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций (далее - налог), подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, льготы по налогу.

Статья 2. исключена Законом ХМАО-Югры от 30.11.2004 г. N 67-оз
(Статьи 3, 4, 5 считать статьями 2, 3, 4 соответственно, в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 30.11.2004 г. N 67-оз)

Статья 2. Налоговая ставка

Налоговая ставка по налогу устанавливается в размере 2,2 процента. Статья 4. Налоговая декларация

Налогоплательщики представляют налоговые декларации по налогу и налоговые расчеты по авансовым платежам по формам, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Статья 3 Налоговая декларация.

Статья 4. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается в десятидневный срок со дня, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Отчетным периодом по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются в пятидневный срок со дня, установленного для подачи налогового расчета по авансовым платежам по налогу за соответствующий отчетный период. (изменен Законом ХМАО-Югры от 30.11.2004 г. N 67-оз)

Статья 5. Льготы по налогу на имущество организаций

1. Освободить от уплаты налога на имущество организаций в размере 20 процентов от суммы налога организации, увеличившие в текущем налоговом (отчетном) периоде по сравнению с предыдущим налоговым периодом среднегодовую (среднюю) стоимость имущества, подлежащего налогообложению, не менее чем на 10 процентов за счет вновь вводимого имущества в текущем налоговом (отчетном) периоде и (или) в результате переоценки по состоянию на 1 января текущего налогового (отчетного) периода и осуществляющие следующие виды деятельности:

1) геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр, и (или) геодезическую и картографическую деятельность, и (или) деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) добыча сырой нефти и природного газа и (или) предоставление услуг в этих областях;

3) производство нефтепродуктов и (или) промышленных газов;

4) производство, передача и распределение электроэнергии и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии).

2. Освободить от уплаты налога на имущество организаций в размере 50 процентов от суммы налога:

1) организации, осуществляющие лесозаготовки, и (или) предоставляющие услуги в области лесозаготовок, и (или) занимающиеся сбором дикорастущих и недревесных лесопродуктов;

2) организации, целью создания которых является трудоустройство несовершеннолетней молодежи;

3) редакции средств массовой информации, учрежденных в автономном округе, независимо от их формы собственности, в которых информация рекламного характера не превышает 40 процентов объема отдельного номера периодического издания, а в телерадиопрограммах - 25 процентов объема вещания и которые не содержат информации эротического характера;

4) организации Всероссийского общества инвалидов, их предприятия и обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами;

5) организации, использующие труд лиц, осужденных к реальному лишению свободы, а также организации - поставщики продуктов питания и вещевого довольствия для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, расположенных на территории автономного округа;

6) общины, организации, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности (добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы), в которых работающие из числа малочисленных народов Севера составляют не менее 70 процентов от среднесписочной численности работников;

10) лизинговые организации.

11) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

12) организации, занимающиеся обработкой древесины и производством изделий из дерева и пробки и (или) производством мебели.

13) организации, осуществляющие деятельность гостиниц и (или) деятельность прочих мест для временного проживания;

14) организации, осуществляющие рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях;

15) организации, осуществляющие производство пищевых продуктов, включая напитки;

16) организации, осуществляющие деятельность по дошкольному образованию;

17) бюджетные и автономные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или муниципальных образований автономного округа в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем и приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;

18) органы законодательной (представительной) и исполнительной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

2.1. Освободить от уплаты налога на имущество организаций в размере 50 процентов от суммы налога организации, реализующие инвестиционные проекты в производстве электроэнергии тепловыми электростанциями, включенные в установленном порядке Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на плановый срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше восьми лет, в части вновь созданного имущества и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.

3. Освободить от уплаты сумм налога на имущество организаций:

1) бюджетные и автономные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем и приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;

2) органы законодательной (представительной) и исполнительной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

3) общественные организации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

(Добавлена статья 5 Законом ХМАО-Югры от 30.11.2004 г. N 67-оз)

4) организации, реализующие инвестиционные проекты, включенные в установленном порядке Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на плановый срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пяти лет, в части вновь созданного имущества и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.

5) товарищества собственников жилья;

6) организации, реализующие инвестиционные проекты в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них в случае включения их в установленном порядке Правительством Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на плановый срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пятнадцати лет, в части вновь созданного имущества и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.

Статья 5.1. Переходные положения

1. Пункт 1 статьи 5 действует до 31 декабря 2008 года.

2. Подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 5 действуют до 31 декабря 2012 года.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его опубликования.

28 ноября 2003 года N 61-оз

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры А.В. Филипенко

Читайте также: