Совершенствование деятельности налоговых органов

Опубликовано: 07.05.2024

В реалиях настоящего времени на пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами: двоякое трактование положений статей Налогового кодекса Российской Федерации, противоречивая практика разбирательств идентичных дел в судах субъектов Российской Федерации, несовершенство налогового администрирования и т.п. Именно поэтому, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, среди которой одно из самых важных значений имеет совершенствование налогового контроля. Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов и способов, путем обобщения теоретических положений в области бухгалтерского и налогового законодательства, оценки практической деятельности налоговых и других контролирующих органов, анализа динамики правонарушений в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.

В современных условиях круг полномочий в отношении обеспечения экономической безопасности не достаточно четко распределен между органами налогового контроля и другими контролирующими органами, которые имеют общие задачи по защите экономических интересов и противодействию экономических преступлений в налоговой сферы. При этом особого внимания требует совершенствование правоохранительных механизмов противодействия налоговой и экономической преступности, криминализации налоговой сферы, разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций при организации налоговых проверок.

Исходя из этого, актуальным становится изучение проблемы организации налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ на основе оценки форм и методов налогового контроля. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

В рамках налогового контроля Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1. Камеральные налоговые проверки;

2. Выездные налоговые проверки;

3. Повторные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы.

Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать деятельность налоговых органов в рамках проводимых мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля.

Для целей совершенствования взаимодействия налоговых органов с другими государственными структурами по вопросам, касающимся налогового контроля, необходимо:

1. Интегрировать взаимодействие налоговых органов с органами, осуществляющими регистрационные действия с налогоплательщиками-физическими лицами в частях, касающихся сбора данных об объектах налогообложения по таким налогам, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, в связи с непрекращающимися случаями представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, которые приводит к увеличению количества перерасчетов и направлению повторных налоговых уведомлений.

2. Проводить более либеральную налоговую политику в части, касающейся штрафных санкций, т.к. фискальная направленность нынешней налоговой системы неизбежно приведет к уклонению от налогообложения.

Практика показывает, что чем строже карательные меры, тем больше стремление налогоплательщиков скрыть свои доходы. Поэтому штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести правонарушения и наличия умысла. Необходимо более четкое и подробное классификации налоговых правонарушений.

3. Совершенствовать методологию налоговых проверок с целью совершенствования работы налоговых органов и исключения двоякого трактования положений и статей Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Для функционирования в полном объеме фискальной функции налогов необходимо совершенствовать работу судебной системы, бороться с коррупцией в налоговых органах, повышать их техническую оснащенность и квалификацию работников, охранять от посягательств криминализированного бизнеса.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ, необходимо совершенствование организации контрольной работы налоговых органов, повышение ее эффективности, улучшение методики их работы. В целях совершенствования налогового законодательства Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» была разработана дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Дорожная карта нацелена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

В качестве основных целей в дорожной карты указаны следующие направления деятельности, требующие совершенствования:

• Сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

• Улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;

• Сближение правил налогового и бухгалтерского учета;

• Повышение эффективности механизмов администрирования НДС;

• Стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;

• Совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Также в дорожной карте указаны результаты к которым необходимо стремиться по окончании реализации вышеуказанных направлений деятельности:

- Сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;

- Упрощение правил ведения учета и повышению прозрачности правоприменения;

- Достижение ключевых показателей эффективности, разработанных в дорожной карте.

1. Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.12.2014).

2. Аристархова, М.К. Совершенствование управления реализацией налоговых проверок/ М.К. Аристархова, А.Н. Воронина // Экономика региона. - 2011. - № 3 (27). - С.147-155: табл. - Библиогр. с. 154.

3. Безверхова, И.А. Основные аспекты системы налогового контроля и направления ее совершенствования/ И.А. Безверхова //Управленческий учет. - 2011. - № 7. - С. 56 - 60: схемы. - Библиогр.: с. 60.

4. Горлов, В.В. Налоговый контроль в Российской Федерации: формы и направления совершенствования/ В. В. Горлов // Все о налогах. - 2011. - № 4. - С. 3 – 8.

5. Дуброва, М. Особенности функционирования налогового контроля в системе государственного финансового контроля/ М. Дуброва // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1, Ч. 2. - С. 559 - 562: рис. - Библиогр.: с. 562.

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

"Российский налоговый курьер", 2010, N 22

Сегодня в ФНС России аналитической работе уделяется пристальное внимание. Каковы основные цели и задачи, стоящие перед аналитическими подразделениями налоговых органов?

Налоговые органы являются главными администраторами доходов бюджетной системы РФ. Основные полномочия главных администраторов доходов бюджетной системы РФ, которые возложены на территориальные органы ФНС России, следующие:

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей;
  • начисление пеней и штрафов;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
  • принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

Кроме того, в полномочия главных администраторов доходов входит формирование и представление в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, прогноза поступлений доходов, а также формирование и представление сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана и отчетности, которые относятся к компетенции Аналитического управления.

Одной из основных составляющих успешного выполнения указанных функций является аналитическая работа. В настоящее время аналитической работе уделяется пристальное внимание. Не секрет, что именно аналитические подразделения считаются одними из важнейших в составе налоговых органов.

Мониторинг исполнения бюджета

Задача Аналитического управления ФНС России состоит не только в том, чтобы оценить прогноз бюджета, но и принять необходимые меры по мониторингу его выполнения. В целях мониторинга исполнения федерального бюджета в данном управлении ежемесячно и ежеквартально проводится оценка поступлений администрируемых налоговой службой доходов и анализ факторов, повлиявших на суммы поступлений по отдельным налогам. Так, в федеральный бюджет за январь - сентябрь 2010 г. поступило 2351,1 млрд руб. администрируемых доходов, что на 532,1 млрд руб., или на 29%, больше, чем в январе - сентябре 2009 г. (1819 млрд руб.). В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета наибольшую долю составляют поступления налога на добычу полезных ископаемых - 47,6%, налога на добавленную стоимость - 10% и налога на прибыль - 28%.

Учитывая основную роль названных налогов в формировании доходной части бюджета, управление осуществляет детальный анализ всех факторов, которые могут оказать влияние на объемы поступлений как в текущем, так и в последующих налоговых периодах. При оценке поступлений налогов учитываются не только макроэкономические показатели - валовой внутренний продукт, курс доллара США, инфляция, объемы экспорта и импорта, но и иные факторы, влияние которых характерно в отношении отдельных налогов.

Обеспечение ФНС России экспертно-аналитической информацией

Аналитическим управлением для Федеральной налоговой службы ежеквартально готовятся подробные аналитические справки об итогах ее деятельности, производится оценка эффективности деятельности территориальных налоговых органов, анализируются и оцениваются все основные направления налогового администрирования. Также ежегодно рассчитываются показатели рентабельности и налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, которые размещаются на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в общем доступе для использования налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок. Указанная информация дает возможность и налогоплательщикам оценить свои налоговые риски.

Результаты аналитической работы используются не только Федеральной налоговой службой. Поскольку многие государственные органы исполнительной власти не имеют собственных территориальных органов и мощных информационных ресурсов, ФНС России постоянно привлекается к экспертно-аналитической работе в рамках выработки государственной политики в различных областях. Так, регулярно готовятся отраслевые аналитические справки для Минфина России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздравсоцразвития России и других министерств, а также Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Государственной Думы. Они содержат аналитическую информацию о текущей ситуации в отрасли, специфике функционирования и налогообложения в отрасли, производственных и ценовых данных, финансовых показателях предприятий отрасли: рентабельности, убытках, сложившейся налоговой нагрузке, а также предложения по решению отдельных проблем развития отрасли.

Примечание. ФНС России осуществляет сбор информации не только для обеспечения своих нужд. Соответствующая информация востребована разными органами государственной власти - Аппаратом Правительства РФ, Минфином России, Росстатом и др. В целях предоставления сведений по формам отчетности для широкого круга пользователей данные по 22 формам отчетности, выпуск которых обеспечивает Аналитическое управление, размещаются на сайте www.nalog.ru.

В настоящее время Аналитическое управление участвует в работе по оценке эффективности принятых мер налоговой политики Минфина России. Проводится мониторинг налоговых льгот, направленных на развитие инновационной деятельности в стране. Модернизация, развитие инноваций, уход от нефтяной зависимости экономики объявлены важнейшими приоритетами государственной политики в экономической сфере. При этом особое внимание отводится стимулирующим налоговым мерам. Ведь проведение мониторинга эффективности предоставленных налоговых льгот возможно именно на основе отчетности ФНС России, которая формируется на базе информации, содержащейся в налоговых декларациях налогоплательщиков.

В указанной работе крайне востребована аналитическая информация из региональных управлений ФНС России:

  • ежеквартальные аналитические записки, ежемесячные справки о текущем социально-экономическом положении в регионах и в отраслях экономики;
  • ежемесячная информация о предприятиях регионального значения, находящихся в критическом положении из-за последствий экономического кризиса, которая в дальнейшем анализируется и направляется в Минрегион России и другие федеральные органы государственной власти;
  • статистическая отчетность, которую региональные управления представляют в центральный аппарат ФНС России.

На сегодняшний день в ФНС России используется 70 форм отчетности для анализа поступления налогов и сборов, задолженности по ним, контрольной работы налоговых органов, налоговой базы и структуры начислений по видам налогов и др.

В целом все аспекты деятельности Федеральной налоговой службы рассматриваются, оцениваются и анализируются по 26 тыс. показателей. Из общего количества утвержденных на 2010 г. форм отчетности Аналитическое управление формирует сводные отчеты по 35 основным формам. При этом они содержат 17 тыс. показателей, что составляет 65% от общего количества показателей по всем формам отчетности ФНС России.

Обеспечение достоверности формируемой налоговыми органами отчетности

Особую значимость приобретает достоверность формируемой налоговыми органами отчетности. Поэтому при учете исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов основной задачей налоговых органов является:

  • обеспечение достоверного учета начисленных и уплаченных налогов;
  • обеспечение своевременного и правильного зачисления налогов (сборов) и других платежей, контролируемых ФНС России, в бюджетную систему РФ;
  • сокращение до минимума объема невыясненных платежей.

Внедрение в 2004 г. единого казначейского счета и электронного документооборота между органами Федерального казначейства и налоговыми органами освободило инспекторов на местах от ручного ввода в базы данных налоговых органов информации из платежных документов юридических лиц.

В настоящее время осталась нерешенной проблема включения платежей физических лиц в электронный документооборот. А поступление платежных документов физических лиц на бумажном носителе требует участия большого количества специалистов налоговых органов для обеспечения ввода данных вручную, что приводит к ошибкам, увеличивает время для отражения информации в карточках "РСБ".

На учете в налоговых органах стоит порядка 123 млн физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. До 2011 г. для таких налогоплательщиков (плательщиков налога на имущество, земельного и транспортного налогов) было установлено два срока уплаты. Поэтому несложно представить, какие объемы информации поступают и требуют учета в налоговых органах - порядка 500 млн квитанций на бумажном носителе. Сегодня вопрос в части данной категории плательщиков решается путем внедрения практически на всей территории страны биллинговой и штрихкодовой технологий. Это возможно, поскольку налоговые органы исчисляют налог и формируют для налогоплательщика платежные документы. В платежных документах информация отражается в виде индекса документа и штрихкода, позволяющих переводить данные из бумажных документов в электронный вид.

Вместе с тем остается нерешенным вопрос с платежами налогоплательщиков - физических лиц, которые самостоятельно исчисляют и уплачивают налоги. Это не только индивидуальные предприниматели, количество которых составляет более 4 млн, но и плательщики государственной пошлины или платы за предоставление сведений из государственных реестров. Одним из путей решения указанной проблемы является создание единой платежной системы в рамках реализации проекта "Единый портал государственных и муниципальных услуг". ФНС России является одним из главных участников этого проекта.

Пилотный проект будет осуществляться только в отношении уплаты госпошлины. Внедрение проекта позволит налоговым органам получать от налогоплательщиков в электронном виде заявления на предоставление государственной услуги (государственная регистрация, предоставление сведений из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и др.). Что касается перечисления платы за названные государственные услуги, то предполагается, что в налоговых органах будет формироваться соответствующая база данных на основании заполненных физическими лицами на едином портале платежных документов.

К указанной базе данных будут обращаться банки для получения информации, необходимой при приеме платежей. Это позволит исключить ошибки при перечислении денежных средств в бюджетную систему РФ, а налоговым органам оперативно получать информацию о факте приема кредитными организациями денежных средств, перечисленных в счет оплаты налогоплательщиками государственных услуг.

По результатам проведения пилотного проекта указанный сервис будет распространен и в отношении уплаты налогов.

Оценка эффективности деятельности налоговых органов

В настоящее время в Федеральной налоговой службе оценка деятельности налоговых органов осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (далее - Методика). В Методике определены основные направления оценки. Это прогнозирование, контрольная работа, работа с задолженностью, банкротство, досудебный аудит и др. - всего 21 показатель. Сегодня Методика успешно применяется для указанных целей.

Вместе с тем за рубежом широко применяется методология построения системы ключевых показателей эффективности (KPI) на основании системы сбалансированных показателей (ССП). Поэтому Аналитическое управление совместно с ФГУП ГНИВЦ ФНС России уже приступило к разработке подобной системы для комплексной оценки деятельности налоговой службы. Основой системы станет совокупность ключевых показателей, применение которых позволит оценить деятельность налоговых органов на всех уровнях и по всем направлениям, а также деятельность ФНС России в целом.

Ключевые показатели могут быть, например, такими: эффективность налогового администрирования, качество услуг, развитие и потенциал, затраты на налоговое администрирование.

Каждый такой показатель, в свою очередь, подразделяется на более детальные показатели. Например, в рамках показателя "качество услуг" могут быть выделены следующие показатели:

  • повышение качества обслуживания;
  • увеличение перечня предоставляемых услуг;
  • удовлетворенность налогоплательщиков результатами взаимодействия с налоговыми органами;
  • увеличение доступности оказываемых услуг;
  • своевременность предоставления услуг;
  • количество жалоб.

В показателе "развитие и потенциал" можно выделить такие показатели, как применение современных информационных систем, управление персоналом.

В рамках показателя "затраты на налоговое администрирование" могут быть выделены такие показатели, как:

  • производительность труда по различным направлениям налогового администрирования;
  • сумма затрат на каждый рубль поступления налогов;
  • количество налогоплательщиков на одного сотрудника и т.д.

Условием построения системы ключевых показателей является обязательное соблюдение следующих требований:

  • для каждого показателя следует определить источник получения информации. При этом нужно учитывать, что создаваемая система ключевых показателей должна быть объективной и поэтому базироваться на данных информационных и учетных систем налоговых органов;
  • все показатели должны быть измеряемы;
  • для каждого показателя необходимо определить период измерения;
  • целевые плановые значения показателей должны устанавливаться руководством ФНС России.

Это новый подход к мониторингу деятельности ФНС России и аналитической работе. Для построения такой системы нужно качественное изменение архитектуры существующих информационных систем. Возможно, данная система будет реализована в рамках АИС "Налог-3".


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Эффективная деятельность налоговых органов, с одной стороны, должна сформировать льготные условия уплаты налогов для бизнеса, в том числе путем упорядочения налоговых проверок, а с другой стороны, иметь современные аналитические инструменты налогового контроля, позволяющий обнаружение скрытой налоговой базы, а также прекратить практику уклонения от уплаты налогов.

Эффективность деятельности налоговых органов определяется экономическим процветанием и финансовой безопасностью государства. От них зависит стабильный доход в казну государства налогов и других обязательных платежей успешное функционирование всех органов государственной власти, его дальнейшего экономического и социального развития.

Таким образом, необходимость углубления теоретических подходов и недостаточная степень практической разработанности проблем деятельности налоговых органов, неспособность многих методических вопросов, относящихся к его организации и оценки эффективности деятельности, определили актуальность темы.

Цель исследования заключается в анализе и оценке эффективности деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан и разработке практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

уточнение принципов организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах;

определение структуры и содержания деятельности налоговых органов РФ;

исследование методических подходов к анализу и оценке эффективности деятельности налоговых органов;

анализ организационной деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан;

анализ и оценка результативности работы Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан за 2012–2014годы;

определение перспектив развития налоговых органов Российской Федерации;

разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.

Объектом исследования выступает Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.

Предметом исследования является деятельность налоговых органов в системе государственного управления налоговыми отношениями в Российской Федерации.

Исследование практического опыта организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах дает основание утверждать, что для большинства развитых стран характерно следующее:

вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности;

автономность налоговых органов, которая реализуется через осуществление своих определенных функций специально созданного аппарата;

налоговые инспекции в развитых странах организованы по территориальному признаку;

налоговые органы в той или иной степени подчиняются министерству финансов;

в зависимости от размера страны налоговые органы имеют, как правило, два-три уровня (в маленьких странах только два, центральный и местный, а в более крупных три уровня – центральный, региональный и местный).

Принципы построения организационной структуры различных уровней налоговых органов далеко не всегда идентичны:

центральный аппарат большинства изученных стран организован на смешанном принципе;

региональные налоговые органы чаще строятся по функциональному признаку;

местный уровень налоговых органов еще чаще, чем региональный, основан на функциональных началах.

Установлено, что организационная структура налоговых органов, оптимальная для одной страны, может быть неэффективной для другой, с иным политическим устройством и уровнем социально-экономического развития.

Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы. Иными словами, в ее структуру входят ФНС РФ (центральный аппарат) и территориальные органы. К последним относятся управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня. Основная деятельность ФНС РФ связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему России. Прежде всего налоговое дело рассматривает структурно-организационные основы, которые составляют налоговый процесс и налоговое администрирование.

Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, определена совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Для реальной оценки эффективности работы налоговых органов необходимо использовать различные критерии для уровней управлений и местных инспекций с учетом возложенных на них функций. Для контроля за деятельностью инспекций местного уровня рекомендуется использовать мероприятия дистанционного контроля и непосредственного контроля на месте, в конкретном налоговом органе. Итоги проверок инспекций местного уровня в определенной степени могут свидетельствовать о качестве контроля Управления за их деятельностью.

Повышение эффективности налогового администрирования, включает в себя:

эффективность взыскания налоговых задолженностей;

повышение эффективности контрольной работы;

увеличение роли имущественных налогов;

открытость информации ФНС;

упрощение ряда налоговых процедур.

Установлено, что Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Анализ отчетных данных о деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан позволяет сделать вывод об удовлетворительной работе подразделения. Исходя из проведенного анализа налоговых поступлений и налоговой задолженности в федеральный бюджет РФ по РД, можно сделать заключение, что Управление ФНС России по РД проводит работу по снижению недоимок по налогам и сборам, в целом увеличивая поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ. Однако работу следует признать недостаточно эффективной, так как не задействованы все резервы усиления контроля в части собираемости региональных и местных налогам и сборам. Управлению необходимо активизировать работу по обеспечению поступлений в бюджеты всех уровней, причем внимание должно быть направлено прежде всего на улучшение налогового администрирования.

В качестве перспективных направлений функционирования и развития ФНС России автор определяет:

совершенствование налогового администрирования;

совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам;

совершенствование налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам;

совершенствование законодательной базы, регулирующей организацию и осуществление налогового контроля;

повышение эффективности и качества проведения камеральных налоговых проверок;

совершенствование действующих процедур налогового контроля.

С этих позиций, определены основные принципы совершенствования системы деятельности Управления ФНС России по РД:

повышение эффективности аналитической работы за счет реализации мероприятий:

– создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков;

– разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

– разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;

– создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.;

создание специального подразделения - отдела предпроверочного анализа, призванного координировать процесс сбора и обработки информации из различных источников, осуществлять всесторонний предпроверочный анализ и обеспечивать оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленных камеральных проверок.

совершенствование процедуры выездных налоговых проверок, прежде всего внедрение в практику налоговых органов автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок.

Эффективное внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике РД позволят ему с высокой степенью эффективности проводить свою деятельность, что в конечном итоге позволить увеличить объем администрируемых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30 ноября 1994 г. №51 - ФЗ (ред. от 27.07. 2006 г.); часть II от 26 января 1996 г. №14 - ФЗ (ред. от 02.02 2006 г.); часть III от 26 ноября 2001 г. №146 - ФЗ (ред. от 03.06. 2006 г.) // СПС Гарант. - 2011. - №15.

Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2013 год // СПС Гарант - 2013.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон: [принят Гос. думой 16 июля 1998 г.] / ред. от 04.03.2013 // СПС «Консультант Плюс».

Учебники, научные труды, монографии

Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия/Л. И. Абалкин.- М.-Экономика.-1999.- с.1054.

Архипцева, Л. М. Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений / Л. М. Архипцева// Налоги и налогообложение. - 2011. - № 4. с. 3-5.

Архипцева, Л. М. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему / Л. М. Архипцева // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 12. - с. 21-23.

Астапов К.М. Приоритеты налогового контроля в РФ // Экономист.- 2007. - №2. - с. 54-59.

Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 2011. - 446 с.

Одной из главных задач налоговых органов в России сегодня является повышение эффективности контрольной работы, которая, в свою очередь, характеризуется:

- уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

- полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля;

- сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

В результате проделанной работы можно выделить следующие направления по совершенствованию налогового контроля:

- совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров;

- создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, дающей возможность выбрать оптимальное направление использования ограниченных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной эффективности налоговых проверок, при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента какого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют контролировать выполнение обязательств предприятиями по акту предыдущей проверки, а так же достоверность текущего учета;

- с целью упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов следует создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

- в соответствующих статьях Налогового Кодекса РФ следует закрепить, что если объем истребуемых налоговым органом документов превышает 1000 листов, лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, вправе просить налоговый орган увеличить срок предоставления таких документов до 30 дней;

- необходимо продолжать проведение налоговыми органами совместных проверок с правоохранительными органами (таможенными органами, органами внутренних дел). Результативность таких проверок очень высока и приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет;

- из практики деятельности налоговых органов видна необходимость усиления мер юридической ответственности за особо опасные общественные налоговые правонарушения в случае неоднократного выявления выездной налоговой проверкой грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематического несвоевременного и неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;

- в целях повышения эффективности налогового контроля необходимо снизить процент безрезультативных проверок до нуля (без учета обязательных проверок ликвидируемых организаций, результативность которых заведомо низкая). Для этого руководители налоговых органов должны анализ причин каждой бузрезультативной проверки. А причины могут быть такие: необоснованный отбор объекта для проверки; плохо проведенный предпроверочный анализ, не выявивший перспективных направлений для проверки; некачественное проведение самой проверки. В свою очередь причины некачественного проведения проверки также известны: либо низкая квалификация проверяющего, либо его «неформальные» отношения с налогоплательщиком. В любом случае к лицам, персонально ответственным за проведение безрезультативной проверки и, следовательно, непроизводительную потерю рабочего времени, должны применяться меры воздействия, в том числе дисциплинарные;

- повышение качества подготовки кадров для налоговой службы. Сегодня повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой, уделяется особое внимание - это связано с неоднократным изменением структуры налоговых инспекций (что способствовало текучести кадров), а также постоянным совершенствованием налогового законодательства. Повышение квалификации кадров постановлено на качественно новую основу: осуществлен переход от периодических семинаров и циклов лекций к широкомасштабной систематизированной постоянной переподготовке налоговых инспекторов, включая их стажировку в налоговых органах развитых западных государств. Сегодня наряду с организацией обучения в высших учебных заведениях в системе ФНС России в ряде регионов функционируют учебные центры, которые ведут работу по повышению квалификации и переподготовке кадров.

Работа с кадрами совершенствуется, однако ей нужна централизованная государственная основа. Таким образом начинать следует с лицеев и школ, где подрастают и воспитываются не только будущие налоговые инспекторы, но главное - будущие налогоплательщики. Таким образом, стране требуется разветвленная система колледжей, вузов, институтов повышения квалификации, имеющих специальность «налоги и налогообложение».

Также в целях совершенствования налогового контроля и снижения количества налоговых правонарушений и преступлений необходимо проведение следующих мероприятий:

- информационное обслуживание граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях;

- увеличение риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений;

- разработка специальных мер воспитательного характера налогоплательщиков;

- разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями;

- поощрение добросовестных налогоплательщиков;

- постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан.

Для современной России сейчас важно создать такой налоговый механизм, который будет максимально приближен к классическим принципам налогообложения, на базе которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей.

Предложенные в ходе исследования выводы требуют изучения, доработки и утверждения в форме нормативных законодательных актов. Их реализация на практике позволит существенно увеличить результативность выездных проверок.

Заключение

В данной курсовой работе были изучены основные вопросы в области налоговых органов Российской Федерации, проанализирована деятельность налогов органов на примере ФНС России, а также были выявлены наиболее значимые проблемы налоговых органов РФ в области выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В результате исследования установлено, что выездная проверка - одна из самых эффективных видов налогового контроля, которая наряду с глубиной и многофакторностью анализа хозяйственной деятельности проверяемого лица имеет и существенный психологический эффект, влияющий на повышение налоговой дисциплины среди налогоплательщиков. Именно по результатам такой проверки в бюджет поступают значительные суммы дополнительных поступлений.

Выездная налоговая проверка в общем виде определена как контрольное действие налогового органа в отношении налогоплательщика, в результате которого решается вопрос о соблюдении или несоблюдении налогоплательщиком положений налогового законодательства при уплате налогов и сборов.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Система налоговых органов является единой и централизованной. Налоговые органы действуют не разрозненно, а совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости и составляют единую систему.

Единство системы налоговых органов отражает единство их сущности как органов исполнительной власти, находящихся в административном соподчинении. Это единство органов обусловлено общностью их задач и функций, которые они призваны осуществлять. Для всех налоговых органов устанавливается единый правовой режим их деятельности, и они нацелены на достижение общей главной цели - обеспечение законности и правопорядка в налоговой сфере.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 293 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: