Совершенствование администрирования специальных налоговых режимов

Опубликовано: 14.05.2024

Существование специальных налоговых режимов подталкивает компании в целях оптимизации налогового бремени прибегать к реализации различных схем минимизации налогов, в том числе путем создания искусственных условий для применения специальных налоговых режимов. Проанализировав сложившуюся судебную практику, касающуюся применения льготных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД) в группе компаний для снижения налоговой нагрузки, мы можем прийти к выводу, что чаще всего такая налоговая оптимизация связана с изменением структуры бизнеса.

Возможность применять конкретную систему налогообложения установлена законодателем, в том числе в целях оптимизации налогообложения. Однако, основные претензии налоговых органов сводятся к тому, что созданные ad hoc юридические лица преследуют исключительную цель – получение необоснованной налоговой выгоды.
В соответствии с изложенными в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление №53) разъяснениями, проявлением недобросовестности налогоплательщиков является создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности. Следовательно, изложенная судебная концепция необоснованной налоговой выгоды д олгое время сдерживала применение реструктуризации на практике.
Так, в п. 5 Постановления №53 перечислен ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды. При этом п. 6 устанавливает примерный перечень обстоятельств, которые сами по себе не служили основаниями для признания налоговой выгоды необоснованной. Ключевым моментом легитимности дробления структуры бизнеса являлся п. 9, который содержал принципиальное правило: налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Этот принцип позволял успешно бороться с практикой создания юридических лиц с целью перераспределения часть доходов внутри группы предприятий на компании, имеющие льготный режим и по сути дублировавшие деятельность основной компании.
Однако суды занимали не совсем определенную позицию, позволяя налоговым органам вторгаться в процесс выбора хозяйствующими субъектами способа ведения своей деятельности под угрозой налоговых санкций. Решения в пользу налогоплательщиков были незначительны (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2009 №А33-7885/07-Ф02-513/09).

Прецедентным стало дело «Металлургсервиса», когда Президиум ВАС РФ (постановление от 09.04.13 №15570/12) высказался о неприменимости такого одностороннего подхода к дроблению бизнеса.
Фабула дела такова: компания «Металлургсервис» была оператором столовой металлургического завода, в связи с чем по услугам общепита уплачивала ЕНВД, а по оптовой торговле – налог на прибыль. После изменений в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) компания была вынуждена перейти на общую систему налогообложения. Тогда деятельность по организации общепита с «Металлургсервиса» была переведена на общество новое ООО «Меркурий». Туда же в полном составе были переведены работники столовых. Основное производственное оборудование «Меркурий» взял в аренду у «Металлургсервиса», а помещение взял в аренду у завода.
Президиум ВАС РФ поддержал налогоплательщика, ранее проигравшего все три судебные инстанции. Доводы суда состояли в том, что каждая из компаний осуществляла самостоятельные виды деятельности и не дополняла друг друга. Уволенные из «Металлургсервиса» работники заново принимались в «Меркурий», а не переводились с прежнего места, при этом «Меркурий» занялся еще и розничной торговлей, чего «Металлургсервис» раньше не делал. Ну и наконец, уменьшения налоговых поступлений для бюджета не произошло, а «недопущение их роста для налогоплательщика лишь приятный бонус, но не главная цель реорганизации бизнеса» [1] .
Новая позиция отвечает выводам Конституционного суда РФ (далее – КС РФ) о презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и недопустимости оценки эффективности и целесообразности деятельности налогоплательщика кем-либо кроме него самого (определения от 04.06.07 №320-О-П, №366-О-П, постановление от 24.02.04 №3-П).

Следовательно, в последнее время сложилась значительная, хотя и не всегда однозначная, судебная практика в отношении возможности реструктуризации бизнеса для применения специальных налоговых режимов .

Позиция в пользу налогоплательщиков

Правовая позиция, отраженная в деле Металлургсервис, согласно которой действия налогоплательщика при дроблении бизнеса, направленные не на формальное снижение объемов у этих организаций, а связанные с конкретными управленческими решениями по оптимизации бизнеса, не влекут необоснованной налоговой выгоды, получила отражение в ряде судебных решений (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 8.10.15 г. № А54-366/2015 и Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.09.15 г. № А60-12924/2015, Решения арбитражных судов Кировской области от 9.10.15 г. № А28-13390/2014 и Брянской области от 8.10.15 г. № А09-7104/2015).
Так, в деле Интерсвязь один из крупнейших провайдеров на Урале, предоставляющий услуги кабельного телевидения и Интернет, во всех судебных инстанциях отстоял право на существование созданной «раздробленной» структуры своего бизнеса (постановления ФАС Уральского округа от 31.07.15 г. №А76-3351/2013, от 28.05.15 г. №А76-3222/2013, от 27.05.15 г. №А76-3179/2013, от 27.05.15 г. №А76-3338/2013).

Приведем контраргументы налогоплательщика, которые позволили отстоять право на применение существующей схемы ведения бизнеса:

  • созданные юридические лица самостоятельно заключали договоры от собственного имени и в собственных интересах, оказывали услуги, имели собственный штат персонала и собственную клиентскую базу;
  • признак подконтрольности предприятий одним и тем же физическим лицам не свидетельствует о недобросовестности действий налогоплательщика, поскольку он являлся самостоятельным субъектом хозяйственных и налоговых отношений;
  • созданные организации самостоятельно исполняли свои обязательства в рамках уставной деятельности, т.е. самостоятельно вели учет своих доходов и расходов, исчисляли налоги и представляли в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность;
  • расходы, осуществляемые созданными юридическими лицами, направлялись на выплату заработной платы своего персонала, исполнение своих обязательств перед контрагентами, приобретение материалов, развитие производственной базы.
Аналогичная позиция содержится и в более позднем аналогичном деле того же округа (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6.10.15 г. № А27-19625/2014).
Не менее популярной для минимизации налоговых обязательств является дробление бизнеса с целью уменьшения физических показателей (торговых площадей) взаимозависимому лицу в целях применения ЕНВД. Так, в одном из рассматриваемых дел (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6.08.15 г. № А56-67658/2014) в результате дробления аптечного бизнеса собственником было создано 6 взаимосвязанных организаций, применяющих ЕНВД. Суд встал на сторону налогоплательщика, поскольку счел ряд факторов вескими для признания данной налоговой схемы законной:
  • созданные аптечные организации имели собственные органы управления и необходимый персонал, имущество и расчетные банковские счета;
  • реализация товаров каждой из организаций осуществлялась с использованием собственного контрольно-кассового аппарата, которые были установлены в аптеках;
  • организации от своего имени заключали и исполняли договоры с поставщиками и покупателями, получали доходы и несли расходы;
  • учредители, реализовывая перспективный план развития торговой сети, создали ряд предприятий с намерением дальнейшей специализации каждого.
Позиция в пользу налоговых органов

В другом деле (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.15 г. №А24-244/2015) суд пришел к выводу, что новое юридическое лицо было создано исключительно с целью недопущения превышения предельного размера дохода, дающего право на применение УСН.
Фабула дела: индивидуальный предприниматель создавал взаимозависимую и подконтрольную организацию при достижении предельного размера дохода, позволяющего оставаться «упрощенцем». При этом налоговые органы в обоснование своей позиции выдвинули следующие доказательства:

  • ИП и вновь созданная организация осуществляли один вид деятельности – деятельность по розничной торговле моторным топливом;
  • наличие одних и тех же основных контрагентов, используемых ИП и созданной организацией;
  • финансово-хозяйственные документы ИП и ООО находятся по одному адресу – адресу места жительства бухгалтера;
  • единственный учредитель и руководитель ООО – физическое лицо, которое зарегистрировано в качестве ИП .
Суд поддержал доводы налоговой инспекции и подтвердил правомерность перерасчета налоговых обязательств ИП по общей системе. Одним из основных доказательств, которые позволили налоговым органам признать дробление бизнеса налоговой схемой, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, явился факт наличия в штате ИП и вновь созданной организации одних и тех же физических лиц. При этом их трудовые функции в связи с переходом от ИП к ООО и из ООО к ИП оставались прежними, работник после увольнения больше нигде не трудоустраивался, на следующий день после увольнения принимался на работу на ту же должность и на то же место работы. В аналогичном налоговом споре (Определение Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.09.15 г. № А04-6709/2014) апелляционная коллегия также согласилась с позицией налоговых органов о том, что имело место создание схемы «дробление бизнеса» в связи с увеличением выручки общества и утратой возможности применять УСН.
Приблизительно те же доводы налоговых органов были выдвинуты и в другом деле (Решение арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.15 г. № А27-8705/2015), связанном с минимизацией физических показателей в целях применения ЕНВД. Новое юридическое лицо было создано исключительно с целью недопущения превышения предельного размера торговой площади и не имело никакой разумной деловой цели.

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.10.2016 2016-10-18

Статья просмотрена: 3220 раз

Библиографическое описание:

Белых, О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап / О. И. Белых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34315/ (дата обращения: 21.05.2021).

Совершенствование налогового администрирования является составной частью проводимой в настоящее время налоговой реформы.

Меры по совершенствованию и оптимизации налогового администрирования предусмотрены Дорожной картой «Совершенствование налогового администрирования», которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. План мероприятий («дорожная карта»), направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием благоприятных условий взаимодействия налогоплательщиков и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

План мероприятий содержит следующие основные направления развития:

‒ сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком (упрощение форм налоговой отчетности);

‒ взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;

‒ сближение налогового и бухгалтерского учетов (устранение норм, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета);

‒ совершенствование документооборота, в том числе электронного, между организациями;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов [1].

Каждое направление содержит конкретный комплекс мероприятий, результатом реализации которых в том числе станут:

‒ упрощение заполнения форм налоговой отчетности налогоплательщиками;

‒ повышение эффективности ведения бизнеса для налогоплательщиков с помощью получения данных о других организациях и предпринимателях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с использованием веб-сервиса ФНС России;

‒ формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. Повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата. Сокращение временных затрат на налоговое администрирование. Сокращение количества судебных споров налоговых органов и налогоплательщиков, сокращение времени на проведение проверок, дополнительных мероприятий налогового контроля;

‒ снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования;

‒ упрощение налогового учета, устранение положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета;

‒ упрощение порядка учета по налогу на добавленную стоимость, сокращение количества выставляемых счетов-фактур, ведущее к сокращению времени на ведение учета и подготовку налоговой отчетности, сокращение избыточного документооборота;

‒ совершенствование порядка формирования налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, упрощение порядка налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, и исключение двойного налогообложения.

Реализация задач по совершенствованию системы налогового администрирования должна обеспечить увеличение собираемости налогов; сокращение издержек налогоплательщиков при исполнении обязанности по исчислению и уплате налогов, а также затрат государства на осуществление налогового контроля.

В настоящее время оптимизация налогового администрирования происходит в соответствии с «дорожной картой» «Совершенствование налогового администрирования», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162‑р. Разработаны все запланированные Дорожной картой проекты федеральных законов. Отметим, что принятие законов несколько отстает от утвержденного плана, но все‑таки в этом направлении идет существенная и заметная работа.

В частности, в законодательство о налогах и сборах внесены следующие изменения:

1) введен институт налогового мониторинга, который имеет целью формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа, повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

2) в законодательство о налогах и сборах введено понятие «личный кабинет налогоплательщика», а также урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика, как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами;

3) предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет;

4) предусмотрено исключение из доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС;

5) исключено существующее ограничение на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства;

6) в области налогового администрирования НДФЛ предусмотрено:

‒ установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

‒ установление ответственности налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

‒ предоставление права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета [2].

Законодатели продолжают совершенствовать систему налогового администрирования. В этом году вступили в силу многочисленные поправки, повлиявшие на работу компаний. Но уже известно о новых налоговых и бухгалтерских изменениях с 2017 года.

С 1 января 2017 г. налогоплательщиков ждут кардинальные изменения налогового законодательства. Самые существенные изменения касаются новых правил администрирования и отчетности по страховым взносам.

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы. С этой целью были внесены изменения в отдельные статьи Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). С 1 января 2017 г. страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и соответственно к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах (п. 1 ст. 2 НК РФ в редакции Закона № 243-ФЗ).

Раздел I НК РФ дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 «Страховые взносы». В главе 34 «Страховые взносы» определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

При этом в части установления и взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется.

Следует отметить, что объект обложения страховыми взносами не изменился. По-прежнему облагаются страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

С 2017 г. существенно изменятся порядок и сроки сдачи отчетности. Так, в частности, в налоговый орган ежеквартально нужно будет представлять единый расчет по страховым взносам.

Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные гл. 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ. Соответствующие дополнения внесены, например, в ст. ст. 46, 78 НК РФ.

Благоприятные изменения коснутся плательщиков, применяющих УСН. Так, с 1.01.2017 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на данный спецрежим, не превысит 90 млн. руб.

А продолжать работать на УСН смогут налогоплательщики, если доход за календарный год не превысит 120 млн. руб. Но положение об индексации предельного размера дохода на коэффициент-дефлятор будет приостановлено до 2020 г.

Кроме того, с 01.01.2017 г. до 150 млн. руб. увеличивается лимит остаточной стоимости основных средств для перехода на УСН и его применения. Такие изменения внесены ст. 2 Закона № 243-ФЗ.

Таким образом, можно констатировать, что со следующего года больше предприятий смогут применять УСНО.

Федеральным Законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Закон 130-ФЗ) установлен порядок представления плательщиками НДС пояснений по требованию налогового органа в ходе камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК). С 2015 г. отчетность по НДС сдается в электронной форме по ТКС. Однако, если налоговый орган требовал пояснений по таким декларациям, НК РФ не определял, в какой форме они должны быть представлены. ФНС России давала разъяснения, что пояснения можно представить как на бумажном носителе, так и по электронке (Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4–15/19395).

Закон № 130-ФЗ лишает плательщиков НДС (лиц, которые обязаны представлять декларацию по НДС в электронном виде) такого выбора. В п. 3 ст. 88 НК РФ появится уточнение, согласно которому пояснения данная категория налогоплательщиков должна представлять, как и декларацию, исключительно в электронном виде по ТКС. Более того, Кодекс содержит прямое указание, что пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Обновление коснется и классификации основных средств по амортизационным группам. Со следующего года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В связи с этим изменится и классификация основных средств по амортизационным группам. Полагаем, что новшества затрагивают основные средства, которые будут введены в эксплуатацию не ранее 2017 года.

Изменения коснулись и прочих налогов, так Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 242-ФЗ внесены изменения в п. 3.1 ст. 380 НК РФ, касающегося применения нулевой налоговой ставки в отношении определенных видов недвижимого имущества [3].

Установлены новые льготы и в части НДФЛ. Новая редакция п. 20.1 ст. 217 НК РФ освобождает от налогообложения единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений.

Корректировки, необходимые для приведения в соответствие терминологии, используемой в законодательстве о рынке ценных бумаг, с налоговой терминологией, внесены Законом № 242-ФЗ. Так, в ст. 214.1 НК РФ (особенности исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами) и ст. 301 НК РФ (особенности налогообложения срочных сделок) понятие «финансовый инструмент срочной сделки» заменено на «производный финансовый инструмент».

Важнейшими условиями повышения качества налогового администрирования на современном этапе выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологическое обеспечение аналитической работы (создание центров обработки данных — ЦОД), повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов [4].

Для современного этапа развития системы налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в различных формах — от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.

Model.Article.Title

Зачастую малому бизнесу выгоднее применять не общую систему налогообложения, а специальные налоговые режимы. Какие условия должны соблюдаться, чтобы компания могла перейти на УСН, ЕНВД или ЕСХН? Можно ли совмещать разные режимы? От чего зависят ставки налога? Об этом и многом другом рассказывает замначальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС по г. Севастополю Инна Валентиновна Лебах.

Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда. Подробнее

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.10.2016 2016-10-18

Статья просмотрена: 3220 раз

Библиографическое описание:

Белых, О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап / О. И. Белых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34315/ (дата обращения: 21.05.2021).

Совершенствование налогового администрирования является составной частью проводимой в настоящее время налоговой реформы.

Меры по совершенствованию и оптимизации налогового администрирования предусмотрены Дорожной картой «Совершенствование налогового администрирования», которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. План мероприятий («дорожная карта»), направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием благоприятных условий взаимодействия налогоплательщиков и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

План мероприятий содержит следующие основные направления развития:

‒ сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком (упрощение форм налоговой отчетности);

‒ взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;

‒ сближение налогового и бухгалтерского учетов (устранение норм, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета);

‒ совершенствование документооборота, в том числе электронного, между организациями;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов [1].

Каждое направление содержит конкретный комплекс мероприятий, результатом реализации которых в том числе станут:

‒ упрощение заполнения форм налоговой отчетности налогоплательщиками;

‒ повышение эффективности ведения бизнеса для налогоплательщиков с помощью получения данных о других организациях и предпринимателях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с использованием веб-сервиса ФНС России;

‒ формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. Повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата. Сокращение временных затрат на налоговое администрирование. Сокращение количества судебных споров налоговых органов и налогоплательщиков, сокращение времени на проведение проверок, дополнительных мероприятий налогового контроля;

‒ снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования;

‒ упрощение налогового учета, устранение положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета;

‒ упрощение порядка учета по налогу на добавленную стоимость, сокращение количества выставляемых счетов-фактур, ведущее к сокращению времени на ведение учета и подготовку налоговой отчетности, сокращение избыточного документооборота;

‒ совершенствование порядка формирования налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, упрощение порядка налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, и исключение двойного налогообложения.

Реализация задач по совершенствованию системы налогового администрирования должна обеспечить увеличение собираемости налогов; сокращение издержек налогоплательщиков при исполнении обязанности по исчислению и уплате налогов, а также затрат государства на осуществление налогового контроля.

В настоящее время оптимизация налогового администрирования происходит в соответствии с «дорожной картой» «Совершенствование налогового администрирования», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162‑р. Разработаны все запланированные Дорожной картой проекты федеральных законов. Отметим, что принятие законов несколько отстает от утвержденного плана, но все‑таки в этом направлении идет существенная и заметная работа.

В частности, в законодательство о налогах и сборах внесены следующие изменения:

1) введен институт налогового мониторинга, который имеет целью формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа, повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

2) в законодательство о налогах и сборах введено понятие «личный кабинет налогоплательщика», а также урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика, как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами;

3) предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет;

4) предусмотрено исключение из доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС;

5) исключено существующее ограничение на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства;

6) в области налогового администрирования НДФЛ предусмотрено:

‒ установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

‒ установление ответственности налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

‒ предоставление права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета [2].

Законодатели продолжают совершенствовать систему налогового администрирования. В этом году вступили в силу многочисленные поправки, повлиявшие на работу компаний. Но уже известно о новых налоговых и бухгалтерских изменениях с 2017 года.

С 1 января 2017 г. налогоплательщиков ждут кардинальные изменения налогового законодательства. Самые существенные изменения касаются новых правил администрирования и отчетности по страховым взносам.

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы. С этой целью были внесены изменения в отдельные статьи Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). С 1 января 2017 г. страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и соответственно к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах (п. 1 ст. 2 НК РФ в редакции Закона № 243-ФЗ).

Раздел I НК РФ дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 «Страховые взносы». В главе 34 «Страховые взносы» определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

При этом в части установления и взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется.

Следует отметить, что объект обложения страховыми взносами не изменился. По-прежнему облагаются страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

С 2017 г. существенно изменятся порядок и сроки сдачи отчетности. Так, в частности, в налоговый орган ежеквартально нужно будет представлять единый расчет по страховым взносам.

Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные гл. 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ. Соответствующие дополнения внесены, например, в ст. ст. 46, 78 НК РФ.

Благоприятные изменения коснутся плательщиков, применяющих УСН. Так, с 1.01.2017 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на данный спецрежим, не превысит 90 млн. руб.

А продолжать работать на УСН смогут налогоплательщики, если доход за календарный год не превысит 120 млн. руб. Но положение об индексации предельного размера дохода на коэффициент-дефлятор будет приостановлено до 2020 г.

Кроме того, с 01.01.2017 г. до 150 млн. руб. увеличивается лимит остаточной стоимости основных средств для перехода на УСН и его применения. Такие изменения внесены ст. 2 Закона № 243-ФЗ.

Таким образом, можно констатировать, что со следующего года больше предприятий смогут применять УСНО.

Федеральным Законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Закон 130-ФЗ) установлен порядок представления плательщиками НДС пояснений по требованию налогового органа в ходе камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК). С 2015 г. отчетность по НДС сдается в электронной форме по ТКС. Однако, если налоговый орган требовал пояснений по таким декларациям, НК РФ не определял, в какой форме они должны быть представлены. ФНС России давала разъяснения, что пояснения можно представить как на бумажном носителе, так и по электронке (Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4–15/19395).

Закон № 130-ФЗ лишает плательщиков НДС (лиц, которые обязаны представлять декларацию по НДС в электронном виде) такого выбора. В п. 3 ст. 88 НК РФ появится уточнение, согласно которому пояснения данная категория налогоплательщиков должна представлять, как и декларацию, исключительно в электронном виде по ТКС. Более того, Кодекс содержит прямое указание, что пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Обновление коснется и классификации основных средств по амортизационным группам. Со следующего года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В связи с этим изменится и классификация основных средств по амортизационным группам. Полагаем, что новшества затрагивают основные средства, которые будут введены в эксплуатацию не ранее 2017 года.

Изменения коснулись и прочих налогов, так Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 242-ФЗ внесены изменения в п. 3.1 ст. 380 НК РФ, касающегося применения нулевой налоговой ставки в отношении определенных видов недвижимого имущества [3].

Установлены новые льготы и в части НДФЛ. Новая редакция п. 20.1 ст. 217 НК РФ освобождает от налогообложения единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений.

Корректировки, необходимые для приведения в соответствие терминологии, используемой в законодательстве о рынке ценных бумаг, с налоговой терминологией, внесены Законом № 242-ФЗ. Так, в ст. 214.1 НК РФ (особенности исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами) и ст. 301 НК РФ (особенности налогообложения срочных сделок) понятие «финансовый инструмент срочной сделки» заменено на «производный финансовый инструмент».

Важнейшими условиями повышения качества налогового администрирования на современном этапе выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологическое обеспечение аналитической работы (создание центров обработки данных — ЦОД), повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов [4].

Для современного этапа развития системы налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в различных формах — от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.

Читайте также: