Право взимания налогов предоставляемое князем боярскому сословию

Опубликовано: 20.09.2024

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с частных лиц и организаций.

В Российской Империи основное место в системе налогообложения составляли косвенные налоги и среди них — доход от винной монополии, составлявший почти четверть всех поступлений. Подоходный налог в России отсутствовал, он был введен только с 1 янв. 1917.

Отсутствие общегосударственных налогов в России в какой-то степени компенсировалось налогом на недвижимые имущества в городах и местечках, введенным в 1863 в виде заменительного вследствие отмены с этого года подушной подати с мещан, т. к. мещанство составляло большинство в таких поселениях (по крайней мере более мелких). Но налог этот уплачивался лицами всех сословий и не только с жилых помещений, но и со всей недвижимой собственности (дворовых мест). Налог этот был раскладочный, т. е. составлял заранее определенную сумму, устанавливаемую законодательным порядком на 10 лет вперед и распределяемую на отдельные поселения (городского характера), а внутри них — между отдельными владельцами — органами городского и соответственного управления сообразно имевшимся у них собственным данным для целей местного обложения.

Промысловое обложение в России в виде самостоятельных налогов появилось в XVIII в. Правда, издавна существовали разные торговые сборы, но они имели вид косвенных налогов (на товары), пошлин за право торговли, передвижение и т. п. или, наконец, таможенных пограничных и внутренних сборов. Начало взимания промысловых налогов следует отнести к эпохе Петра I в связи с созданием им торговых гильдий и цехов, но учреждения эти, конечно, преследовали цели не столько финансовые, сколько полицейско-правовые. Гильдейские пошлины, установленные с этого времени, сообщали уплачивавшим их лицам сословные купеческие права, и так продолжалось до введения промыслового налога 1898.

В 1898 система промыслового налогообложения была изменена. По новой системе государственному промысловому налогу подлежали: 1) торговые предприятия, в т. ч. кредитные и страховые, торговое посредничество, подряды и поставки; 2) промышленные предприятия: фабрично-заводские (в т. ч. горнозаводские), ремесленные и перевозочные; 3) личные промысловые занятия. Без уплаты государственного промыслового налога разрешалась торговля вразнос и из передвижных помещений, а по уплате промыслового свидетельства 4-го разряда (низшего) — и из небольших постоянных помещений следующими товарами: 1) всякого рода сельскохозяйственной продукцией и строительными материалами; 2) съестными припасами в сыром или изготовленном для потребления виде; 3) изделиями кустарного и домашнего производства (кроме золотых и серебряных вещей и из драгоценных камней); 4) простонародной одеждой, обувью и принадлежностями к ним вроде простого галантерейного товара; 5) сельскохозяйственными простыми и ручными орудиями и инструментами; 6) смолой, дегтем, рогожами, мочалами, пухом, перьями, щетиной и т. д.; 7) спичками; 8) цветами, растениями и певчими птицами; 9) газетами, книгами, другими произведениями печати и картинами. Кроме того, от уплаты промыслового налога освобождались казенные и некоторые общественные предприятия (общеполезные), вспомогательные и т. п. кассы, лечебные и учебные заведения, библиотеки, издательства произведений печати и торговля ими (последнее — кроме столицы и местностей 1-го разряда), театры и другие публичные зрелища, сельскохозяйственные первичные обработки собственных продуктов и еще особо перечисляемые занятия и промыслы.

Промысловый налог разделялся на основной и дополнительный.

Основной налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств; для определения размера налога все местности империи разделялись на классы, а предприятия и промыслы по их доходности — на разряды: 5 — для торговых предприятий, 8 — для промышленных и 7 категорий (крупных) — для личных промысловых занятий. Комбинацией классов, местностей и разрядов определялся размер основного налога (от 1500 до 2 руб.).

Дополнительный налог взимался по-разному с акционерных предприятий и предприятий, обязанных публичной отчетностью, и со всех остальных. А именно, с двух первых: а) в виде налога с капитала по 15 коп. с каждой сотни рублей основного капитала (если общая сумма этого сбора превышала размер основного налога); б) в виде процентного сбора с прибыли, превышающей 3% на капитал, с прогрессивным его увеличением. Получавшие чистую прибыль св. 10% уплачивали сверх 6% еще 5% с той суммы чистой прибыли, которая превышала 10% на основной капитал.

С остальных предприятий взимался дополнительный сбор в двух видах: а) раскладочный, устанавливаемый в законодательном порядке ежегодно вперед в общей сумме для империи, а внутри ее — Министерством финансов для отдельных местностей (губерний и др.). Внутри них раскладка по видам промышленности и торговли и отдельным предприятиям производилась казенными палатами, податными присутствиями и другими местными учреждениями; б) процентный с прибыли в размере 12 руб. с каждых 30 руб. той части или излишка прибыли, которая превышала увеличенный в 30 раз оклад основного налога, уплаченного за данное предприятие или личное промысловое занятие.

Видом прямых налогов в России была подушная подать. Введена была она Петром I в качестве военного налога вместо займов на военные надобности и прежних «стрелецких» денег, распределявшихся между населением очень неравномерно. Из слов самого Петра I, сказанных им на торжестве в Шлиссельбурге по случаю окончания войны со шведами, явствует, что он вел свои войны, не обременив народ ни копейкой государственных займов. Первоначально сбор этой подати был поручен полковым командирам и офицерам, а полученные суммы оставались прямо в полках или пересылались в Военную коллегию. Всеми предшествовавшими и последовавшими за установлением подушной подати указами и регламентами Петр I систематически проводил мысль о подоходном начале в обложении, так что ревизская душа должна была служить лишь внешним или отправным пунктом и основанием для расчета средней или приблизительной нормы оклада. Таковы были указы и регламенты 1705 и 1710, а равно и непосредственно касавшийся подушной подати указ 1718, в котором перечислялись лица, обязанные ее платить и освобождавшиеся от нее. Тут не было и речи об одних крестьянах (см.: Крестьянство) как о плательщиках. Когда говорилось о них, то имелись в виду или уже имевшие землю, или подлежавшие наделению ею в достаточном количестве; распределение же платежей должно было происходить сообразно имуществам и доходам плательщиков («зело крепко по состоянию натуры и обстоятельствам провинций, по цене полевых продуктов и по иным потребным резонам», 1719).

Чисто подушный и сословный (крестьянский) характер подать эта приобрела только после смерти Петра I при Екатерине I, когда собранному ею совету «из шляхетства и иных знатных господ» был поставлен вопрос, «почем впредь крестьянам с души платить» (до 1863 подушную подать платили, правда, еще и мещане). Главным недостатком этого налога было несоответствие размера его платежным силам населения, т. к. сбор постоянно увеличивался, а проектированного Петром I достаточного наделения землей сделано не было. Об этом недостатке говорилось очень давно; так, еще в 1762, т. е. в год издания Жалованной грамоты дворянству, генерал-прокурор Глебов подавал в Сенат заявление о неудобстве подушной подати и предлагал ее отмену. Но серьезно вопрос о преобразовании ее встал только через 100 лет в связи с освобождением крестьян от крепостной зависимости; в 1860 была учреждена податная комиссия для пересмотра системы податей, которая принципиально высказалась за отмену подушной подати. Проект этот, опубликованный в 1869, был представлен на рассмотрение только что учрежденных тогда земств, которые в значительном большинстве высказались в том же смысле, но только предлагали различные заместительные налоги. Вопрос долгое время не решался и, казалось, совсем заглох. Тем выше должна быть признана заслуга министра финансов Н. Х. Бунге, который сумел провести отмену подушной подати. Сначала он предполагал сделать это постепенно, начиная с 1882 в течение семи лет, отыскивая исподволь заменявшие ее источники доходов. В таком смысле и состоялось Высочайше утвержденное 18 мая 1882 мнение Государственного Совета; но затем Бунге решил произвести отмену сразу, что и было осуществлено по закону 1885, суть которого заключалась в следующем: подать подлежала отмене по всей России, кроме Сибири и некоторых окраин; для возмещения же недобора от оставшейся в то время суммы поступлений от подушной подати (из-за происшедшей ранее частичной отмены ее, уменьшившейся приблизительно с 50 млн до 37) предложены были две меры: увеличение на 1 коп. акциза со спирта (9 вместо 8) и повышение оброчной подати для государственных крестьян на величину слагаемой с них подушной, с тем, однако, чтобы это повышение не превзошло величины выкупных платежей бывших помещичьих крестьян (в одних и тех же губерниях), т. к. в средних расчетах по губерниям эти платежи были выше. Оброчная подать по всем губерниям составляла в среднем 56 коп. на десятину, выкупные же платежи бывших помещичьих крестьян (из-за общего и добавочного их понижения) составляли 1 руб. 35 коп., а удельных — 74 коп. Т. к. государственные крестьяне платили подушной подати только 38 коп., значит, с увеличением оброчной на оклад подушной платежи их (56+38=94) были бы в среднем ниже выкупных помещичьих крестьян. Расчеты эти, однако, существенно изменялись при применении их к отдельным губерниям и уездам, а именно, оказывалось, что в некоторых из них выкупные платежи бывших помещичьих крестьян были бы ниже, чем оброчные в совокупности с подушной податью государственных крестьян. Очевидно, тут нельзя было бы повышать оброчную подать на величину отменяемой подушной, не нарушая вышеуказанного взаимоотношения между теми и другими разрядами крестьян. Поэтому при обсуждении вопроса в Государственном Совете был установлен и другой предел: увеличение оброчной подати не должно превышать 45% прежней ее величины. Вместе с тем в состав оброчной подати был как бы включен процент погашения стоимости оплачиваемых ею государственных земель, так что подать эта была превращена в выкупной платеж.

В законодательстве русском н. XX в. под общим названием «Подати» перечислялись частично существующие тогда, частично отмененные, почти личные налоги, а именно: 1) подушная и оброчная; 2) сбор с евреев-земледельцев; 3) подымная подать в Закавказье; 4) подать со скота у киргизов; 5) кибиточная подать; 6) ясак-подать с некоторых бродячих инородцев, уплачиваемая большей частью в натуре мехами и т. п. (мягкой рухлядью). Сбор этот шел в доход государя; 7) заменительные подати вместо исполнения в натуре воинской повинности на Кавказе (своего рода военный налог); 8) особый сбор с приезжавших на Макарьевскую ярмарку в Н. Новгород (сборы с приезжавших на время в другие города и местечки, напр. на различные курорты, не назывались податями или налогами, как идущие на местные нужды, а не в казну; они были или чисто личные, как, напр., в Ялте, или уплачивались сообразно стоимости занимаемого жилого помещения). Характер подушной подати имели все паспортные сборы, т. е. сборы с видов на жительство, кроме местных прописочных, больничных и адресных сборов и разных сословных платежей.

\u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0441\u0432\u0435\u0440\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u043e-\u043c\u043e\u043d\u0433\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u0433\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0434\u0438\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0430 \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u043c III (\u043a\u043e\u043d\u0435\u0446 XV \u2013 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e XVI\u00a0\u0432\u0432.): \u0432\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u044b \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 \u0438 \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0432 \u044d\u0442\u043e \u0436\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0432\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043f\u0435\u0440\u0432\u0430\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u0434\u0435\u043a\u043b\u0430\u0440\u0430\u0446\u0438\u044f \u2013 \u0421\u043e\u0448\u043d\u043e\u0435 \u041f\u0438\u0441\u044c\u043c\u043e.

\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0445 \u0438 \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432

\u041f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u00a0\u2013 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u043d\u0435\u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0441 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u0430.

\u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a\u0430 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e \u0432\u044b\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043b\u0438 \u00ab\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0423\u0433\u0440\u0435\u00bb \u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0430, \u043e\u0431\u0440\u0435\u0442\u044f \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0443, \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u043b\u0430 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u043e \u2013 \u043c\u043e\u043d\u0433\u043e\u043b\u0430\u043c \u00ab\u0432\u044b\u0445\u043e\u0434\u00bb. \u0410 \u044d\u0442\u043e \u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b \u043a\u0430\u0437\u043d\u044b \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u044b\u043c \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0437\u0430 \u0441\u0447\u0435\u0442 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445, \u043d\u043e \u0438 \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432. \u0418\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u044d\u0442\u043e\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u043e\u0439 \u0418\u0432\u0430\u043d III \u0438 \u0437\u0430\u043d\u044f\u043b\u0441\u044f \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u0438\u0440\u0430. \u041d\u0430 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0443 \u00ab\u0432\u044b\u0445\u043e\u0434\u0443\u00bb \u043f\u0440\u0438\u0448\u0435\u043b \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0432 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0443\u044e \u043a\u0430\u0437\u043d\u0443 \u2013 \u00ab\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438\u00bb. \u042d\u0442\u043e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u043e\u0448\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 \u0438 \u043f\u043e\u0441\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438.

\u0427\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u043e\u0448\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 \u2013 \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f \u0442\u044f\u0433\u043b\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0432 XVI\u2013XVII \u0432\u0435\u043a\u0430\u0445. \u0412 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u043e\u0442 \u043a\u0440\u0435\u043f\u043e\u0441\u0442\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d, \u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u043e\u0448\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0435 \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u044b\u043c\u0438, \u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043d\u0435\u0441\u043b\u0438 \u0442\u044f\u0433\u043b\u043e \u043d\u0435 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432, \u0430 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430.

\u041f\u043e\u0441\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u2013 \u0441\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0432\u0435\u043a\u043e\u0432\u043e\u0439 (\u0444\u0435\u043e\u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439) \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438, \u0432 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044f\u0445 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u0442\u044f\u0433\u043b\u043e, \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u043d\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u0438, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0442\u044c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438.


Характерной особенностью возникновения единого государственного образования является появление центральных органов управления, во главе которых стоял правитель и управленец унитарного образования. Только правитель имел право творить правовой фундамент государства, выстраивать отношения с другими государствами, начинать войну и заключать мир. Внутри Московского государства продолжали существовать территории, которыми руководствовался глава политического образования. Они выделялись только братьям и сыновьям великого управленца.

XV – XVI век характеризуется определённым государственным строем. Все сословия того времени, и феодалы, и феодально-зависимое население, имели свои права, но нельзя оставлять без внимания того факт, что это время также характеризуется и масштабным ущемлением прав различных классов в пользу центральной власти.

Целью исследования является анализ ограничения прав различных сословия в Московском государстве XV – XVI веков.

Вследствие этого был проведён социологический опрос, которых был направлен на исследование уровня правовой культуры современного общества и его отношения к правомерности центральной власти того времени. Опрос прошли 40 человек, 87 % из которых являются студентами. Последующие рассуждения выстроены исходя из результата вопроса об уровне осведомлённости опрашиваемых с данной темой. 53 % опрашиваемых имеют невысокий уровень знаний по данной теме, и только 2% изучили эту тему полностью.

Физические лица назначались на места работы, в зависимости от известности семьи и от того, какие должности занимали представители поколения. Такой порядок назывался местничеством. Особенность такой системы распределения – почетность должности определяется скорейшим прибытием на государственную службу. Более того, данные места трудоустройства фиксировались за их прямыми единокровниками. Современники в составе 46% определяют такой порядок несправедливым, и считают, что он препятствовал продвижению профессиональной карьеры талантливых, но неизвестных личностей. Отмена существующей системы назначения должностей устранила дискриминацию по признаку социального неравенства [1].

В Московском централизованном государстве шел процесс формирования феодальных сословий.

  1. Доминирующую позицию в обществе занимали феодалы – землевладельцы.

Класс владельцев феода, как и прежде, был разнородным. Наиболее многочисленным классом считалась боярско-княжеская знать. Она со­стояла из двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья, которые зафиксировали своё экономическое положение, но лишись ранее существующих политических преимуществ. Позже они соединились с основной массой феодальной аристократии. Во вторую груп­пу землевладельческой элиты вступали крупные и средние представители знати, после правителя государства. Интересы, цели и соображения этих двух групп землевладельцев были различны по определённым позициям. Первая группа шаг за шагом выступала оппонентом централизации, принимавшим меры для расшатывания цар­ской власти. Опричнина существенным образом ориентировалась против первой группы феодальной знати [2].

В качестве центрального помощника устойчивости и опоры царской власти выступала новая группа землевладельцев — мелкий военно-служилый класс и средние землевладельцы, которые получали от государя землю с условием обязательного прохождения государственной службы. Такие люди стали называться помещиками. Они не имели законной возможности продавать или дарить предоставленную им землю. Мнение современников по этому поводу совпало по трём направлениям:

1) 31 % считают, что это увеличит боеспособность войска;

2) 31 % считают, что рациональным решением было бы предоставление таких земель на постоянное пользование;

3) 31 % не определились с ответом.

При Иване IV контракционные отношения феодалов и главы унитарного государства были заменены односторонней связью между ними, что привело к существенному разграничению прав владельцев земель в пользу центральной власти. Этот общественный класс потерял прежнюю перспективу выбирать: служить или не служить главе государства. Теперь все землевладельцы были обременены обязательной службой в пользу государя [3].

В рассматриваемый период осуществлялся рост церковного землевладения. Монастыри, митрополит, духовные представители активно закупали земли у владельцев вотчин, получали их как плату за долги. Но в большинстве случаев они получали эти земли в дар, так как люди исследуемого периода считали, что такими действиям они подарят себе возможность, замолить свои грехи. Великие князья, стремясь обогатить резерв свободных земель для пожалования классу землевладельцев, пытались оборвать рост церковного землевладения, запрещали духовенству покупать новые земли или принимать их в дар.

Современники в составе 42 % считают решение великих князей по обогащению резервов свободных земель для жалований феодалам справедливым [6].

  1. Купечество и посадское население.

Города в Московском государстве имели особенность оставаться полностью подконтрольными государственной властью и не имели прав самоуправления. На городских жителей возлагалась обязанность платить государственные подати и выполнять обязанности. В связи с этим население делилось на людей, которые выполняли взвалившуюся на них обязанность, и, соответственно, людей, имевших различные преимущества. Число исполняющих людей постоянно сокращалось, что наносило серьезный ущерб финансовым расчётам государства.

  1. Население, находившееся в определённой зависимости от землевладельцев.

Крестьяне составляли основную массу населения того времени. Они жили либо на землях, находившихся во владении феодалов, либо на государственных землях. В XVI - XVII вв. значительно возросло число владельческих крестьян. Большинство таких крестьян за пользование землей платили оброк в натуральной или денежной форме. В XVI в. распространяется такая повинность, как барщина, особенностью которой являлась обработка крестьянином господской земли. Вместе с тем крестьяне должны были платить налоги в государственную пользу и выполнять некоторые государственные повинности. Кроме этого, владельческим крестьянам необходимо было платить пошлины их феодалам, поэтому их положение считается более тяжёлым.

Крестьяне жили и работали на земле феодала, и платили ему за это, но они в любое время уйти от помещика. Установление вышесказанной зависимости предполагает экономическое принуждение крестьян к труду на феодала, захватившего основное средство развития хозяйства - землю. С развитием феодальной несправедливости требуются меры политического и правового принуждения. Владельцы феодов все более усиливают эксплуатацию крестьян, но и последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, реализуют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Как раз и стремились закрепостить крестьян [4].

Государство пошло навстречу помещикам и установил единый для всех крестьян день перехода от одного феодала к другому. Затем была доработана форма перехода крестьян, заключение которой стал перемещение – за неделю до и неделей после установленного дня. Причем крестьяне должны были заплатить помещику пожилое, то есть платёж за потерянные руки. В последующем размер его был увеличен. Больше половины опрашиваемых современников считают отношение к крестьянам в рассматриваемый период категорически непозволительным.

В последующие года были пересмотрены размеры налогов, и теперь, кроме обычных стали взиматься дополнительные и чрезвычайные налоги.

В конце XVI века в страну закрался страшный голод, который усугубился появлением чумы, доставившая государству горе и беды, уничтожив целые города и крестьянское производство. Несмотря на это, взимание налогов не прекратилась, и даже не уменьшалось. Все это вызвало массовый отступление с мест работы и проживания и бегство от государственных органов. Вследствие этого был установлен срок сыска беглых крестьян [5].

В связи со сложившимся положением на конец XVI века приходится начало всеобщей переписи земель, что впоследствии привело к введению "заповедных лет", то есть периодов, когда крестьянам запрещено было покидать свои земли.

Таким образом, в ходе формирования унитарного государства власть московского правителя стала значительно увеличиваться. Глава государства стал опираться на служилых людей, раздавая им в качестве платы за службу земельные жалования. На данном временном отрезке происходит фиксация крестьян к земле и урезание крестьянской свободы.

В опрос был включен вопрос о правомерности современной власти, на который 39 % ответили, что их права иногда ограничивают. Скорее всего, причинами дискриминации прав граждан являются социальное неравенство и разнообразие национальностей.

1. Социально-политическая структура Киевской Руси.

2. Особенности государственного управления в период феодальной раздробленности в Южной Руси и Галицко-Волынском княжестве.

3. Особенности государственного управления в период феодальной раздробленности во Владимиро-Суздальском княжестве и Новгородской феодальной республике.

4. Становление и характер развития государственного управления Золотой Орды.

5. Славянский этап развития Великого княжества Литовского.

6. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в. Становление централизованной власти.

7. Татаро-монгольское нашествие на Русь. Освобождение Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды. Образование Московского царства.

8. Социально-экономические и политические предпосылки образования централизованного государства. От Московского княжества к России.

9. Политический строй России в XVI-XVII вв.

10. Социальная структура общества в XVI-XVII вв.

11. Особенности государственного управления времен Ивана Грозного

12. Формирование в России сословно-представительной монархии. Реформы середины XVI в. Истоки российского деспотизма. Опричнина.

13. Российское государство после смуты. Правление первых Романовых.

14. Преобразования высших органов власти в первой половине XVIII в.

15. Становление системы коллегий.

16. Реформа местного управления начала XVIII века.

17. Преобразования социальной структуры общества при Петре I.

18. Политическое развитие России в 20-50 гг. XVIII в. Дворцовые перевороты.

19. Особенности государственного управления при Екатерине II.

20. Губернская реформа и местное управление во второй половине XVIII века.

21. Состояние правоохранительной системы в период «просвещенного абсолютизма».

22. Внутренняя политика Александра I. М. Сперанский.

23. Образование системы министерств.

25. Система государственного управления, предусмотренная «Русской правдой» Пестеля и «Конституцией» Муравьева. Декабризм.

26. Основные направления развития российского государства в годы правления Николая I (1825-1855 гг.).

27. Освобождение крестьян от крепостной зависимости

28. Реформы управления, обороны и образования Александра II.

29. Судебная и полицейская реформы второй половины XIX века

30. Социально-экономический курс государства при Александре III. «Контрреформы» 1880-х гг. Начало правления Николая II.

31. Зарождение российского чиновничества. Развитие «Табели о рангах» в XIX в.

32. Развитие государственного бюрократического аппарата. Чинопроизводство в XIX - начале ХХ века.

33. Социальная структура российского общества в начале ХХ в. Система мер государственного поощрения: награды, почетные звания, чины.

34. Политический кризис начала ХХ века и первая русская революция.

35. Российская империя на пути к конституционализму. Думская монархия.

36. Причины системного кризиса государственного управления России в начале 1917 года. Февральская буржуазно-демократическая революция.

37. Россия в условиях «двоевластия». Кризисы Временного правительства и нарастание классовой конфронтации.

38. Учреждение республики Советов. Формирование высших и центральных органов государственного управления.

39. Небольшевистские органы власти в годы Гражданской войны.

40. Управленческие методы «военного коммунизма».

41. Отход от чрезвычайного управления и реализация новой экономической политики.

42. Программы развития экономики РСФСР в начале 20-х гг. и создание государственного аппарата управления этими процессами.

43. Закрепление новых устоев государственного управления в Конституциях РСФСР (1918 г.) и СССР (1923 г.).

44. Демонтаж нэпа, переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства и форсированной индустриализации страны. Уроки и последствия.

45. Изменения государственного управления СССР в преддверии и в первоначальный период Второй мировой войны.

46. Организация управления государством в годы Великой Отечественной войны.

47. Тенденции и противоречия деятельности партийно-государственного аппарата СССР в послевоенное десятилетие.

48. Попытки ликвидации тоталитарного режима и демократизации государства и общества в начале 50-х годов.

49. Разоблачение культа личности И.В. Сталина, последствия этого процесса для развития управленческой системы.

50. Реформирование системы партийно-политического и хозяйственного управления СССР в период «хрущевской оттепели».

51. Политические и экономические контрреформы в СССР второй половины 60-х - начала 70-х годов.

52. Попытки совмещения централизованной административно-командной системы управления с элементами производственной самостоятельности. Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин.

53. Принципы деятельности государственного аппарата периода развитого социализма (70-е гг. ХХ в).

54. Кризис социалистической модели к началу 1980-х гг. Противоречия и трудности социально-экономического и политического развития советского общества к середине 1980-х гг. «Застой» как их проявление.

55. Изыскание резервов управления экономикой СССР при Ю.В. Андропове. Последующие реформы и контрреформы.

56. Особенности партийно-государственного управления в начальный период реформ М.С. Горбачева.

57. Конституционная реформа государственного управления СССР. Перерастание экономического кризиса в системный в начале 80-х гг.

58. Новое политическое мышление. Концепция и основные тенденции внешней политики Советского государства во второй половине 1980-х гг.

59. Распад СССР и образование СНГ.

60. Создание правовых основ российской государственности и федерализма после распада СССР.

61. Конституция России 1993 г. Формирование системы органов государственного управления.

62. Современная система формирования управленческой среды. Государственная служба в РФ.

Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)

Вариант 1

Выберите правильный вариант ответа

1. Вече в Древней Руси -

а) орган государственной власти;

б) орган общинного самоуправления;

в) совет вождей и старейшин;

г) государственный суд.

2. Великий князь киевский в системе управления Древней Руси –

а) глава государства и управления страной;

б) глава внешней политики Руси;

в) глава дружины;

г) глава Боярской думы.

3. Кормление в Древней Руси -

а) княжеское жалование боярину;

б) система местного управления;

в) право сбора дани с определенного региона;

а) княжеский оруженосец;

б) глава боярской думы;

в) заведующий княжеским хозяйством;

г) участник боярской младшей дружины.

а) государственный торговый агент в Древней Руси;

б) древнерусский воин;

в) княжеский судья;

г) чиновник, собирающий торговые пошлины.

6. Лествичное наследование -

а) переход власти великого князя (князя) к следующему по старшинству в династии (ветви династии) Рюриковичей;

б) переход власти великого князя (князя) от отца к старшему сыну;

в) переход власти великого князя (князя) от дяди к племяннику;

г) выборы нового великого князя (князя).

7. Тысяцкий в Великом Новгороде –

а) министр иностранный дел феодальной боярской республики;

б) полномочный представитель архиепископа Новгородского;

в) глава новгородской армии;

г) глава новгородского народного ополчения.

а) совокупность дани в Древней Руси, выплачиваемой населением великому князю;

б) совокупность дани Древней Руси, выплачиваемой золотой Орде;

в) участие русского войска в ордынских походах;

г) выход русского войска для сражения с ордынским.

9. Служебные князья –

а) князья, потерявшие независимость своих владений и находящиеся на службе у великого князя Владимирского и Московского;

б) княжеские судьи;

в) княжеские наместники в отдельных волостях Московского княжества;

г) послы великого князя Владимирского и Московского в европейские страны.

10. Дьяк в 15 – 16 вв. –

а) княжеский слуга;

б) писец в приказе;

в) боярин, возглавляющий приказ;

г) выходец из детей боярских, получивший дьяческий чин и возглавляющий функциональное направление в приказе.

11. Поместный приказ в 16 – 17 вв. –

а) приказ, регулирующий местное самоуправление в Московском государстве;

б) ведомство тайной полиции;

в) мэрия и полиция Москвы;

г) приказ, регулирующий государственный земельный фонд России и наделяющий дворянство землей.

12. Верховный тайный совет в 18 в. –

а) высший орган государственного управления при Елизавете I;

б) регентский совет при Петре III;

в) главный правительственный орган при Екатерине I;

г) тайный совет Екатерины II.

13. Сенат в 19 в. –

а) правительство Российской империи;

б) высший законодательный орган России;

в) высший судебный орган России;

г) тайная канцелярия императора.

14. Государственный комитет обороны -

а) боевой орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 – 1918 гг.;

б) специальный чрезвычайный орган власти, созданный в 1941 г.;

в) наркомат, занимавшийся снабжением Красной армии в годы гражданской войны в советской России;

г) министерство обороны СССР в 1953 – 1964 гг.

а) привлечение в советские органы власти и управления представителей местного населения;

б) массовые репрессии против национальной интеллигенции союзных и автономных республик в составе СССР;

в) привлечение молодежи союзных и автономных республик в составе СССР к массовому обучению в вузах и техникумах;

г) создание советскими учеными систем алфавитов и письменного языка народов Северного Кавказа, Поволжья и Крайнего Севера.

16. Совнархоз в 1957 – 1964 гг. –

а) высший советский орган управления сельским хозяйством;

б) орган, возникший на основе массового объединения колхозов, совхозов и МТС;

в) территория нескольких областей или республики, на которой существует единое экономическое управление;

г) коллегиальный орган управления, руководивший всеми промышленными предприятиями на территории нескольких областей или республики.

Вариант 2

Выберите правильный вариант ответа

1. Вирник в Древней Руси-

а) представитель княжеской власти на местах, управляющий княжеским хозяйством;

б) охранник великого князя;

в) участник дружины;

г) чиновник, собирающий судебные штрафы за убийство.

2. Десятина в Древней Руси 10 – 12 вв. –

а) десятая часть княжеских доходов, передаваемая в пользу православной церкви;

б) десятая часть крестьянских доходов в пользу Русской православной церкви;

в) часть древнерусской дружины;

г) земля, выделяемая князем зависимому от него людину для сельскохозяйственной обработки.

3. Посадник в Великом Новгороде -

а) представитель великого князя;

б) глава исполнительной власти;

в) управляющий тюрьмой;

г) управляющий поместьем архиепископа Новгородского.

4. Ям в 13 – 15 вв. -

а) вид дани, уплачиваемой Русью Золотой Орде;

б) ордынский чиновник, надзирающий за деятельностью того или иного древнерусского князя.

в) постоялый двор и конюшня, создаваемые на дорогах Руси по распоряжению хана Золотой Орды;

г) проезжие пути в Монгольской империи.

5. Окольничий в 14 – 15 вв. -

а) управляющий боярским хозяйством;

б) управляющий отдельными областями Московского государства;

в) сельский староста;

г) участник заседаний Боярской думы.

6. Разрядный приказ в 15 – 16 вв. -

а) министерство обороны Московского государства;

б) приказ, управляющий росписью войск, комплектованием и обеспечением армии;

в) приказ, управляющий хозяйством царского дворца;

г) орган управления поместной системой России.

7. Четверти в 16 – 17 вв. -

а) административное деление Московского государства;

б) территории, имевшие статус особого подчинения и управления;

в) центральные органы управления бывшими Казанским и Астраханским ханствами;

г) приказы, занимавшиеся сбором налогов с определенных территорий государства.

8. Губной староста -

а) глава сыска, следствия и суда на территории уголовно-полицейского округа;

б) управляющий волостью;

в) глава канцелярии приказа;

г) глава городского управления.

9. Приказ тайных дел в 16 - 17 вв. -

а) канцелярия царя для решения важнейших государственных вопросов;

б) управление соколиной охотой царя;

в) орган контрразведки Московского государства в 16 – 17 вв.;

г) центральное полицейское управление.

10. Отметьте три основные черты системы государственной власти и

управления при Петре I:

11. Военная коллегия в первой четверти 18 в. управляла:

в) снабжением армии;

г) подготовкой офицеров.

12. Синод в 18 – 19 вв. –

а) высший церковный орган управления Русской православной церковью;

б) канцелярия Сената;

в) государственный орган управления Русской православной церковью;

г) орган государственного управления национальными окраинами Российской империи.

13. Генерал-прокурор Сената во второй половине 18 в.:

а) верховный судья Российской империи;

б) глава правительства;

в) верховный государственный контролер;

г) глава совета при высочайшем дворе.

14. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в 1918– 1936 гг.:

а) центральный орган РСДРП(б) – ВКП(б);

б) совет рабочей и крестьянской обороны;

в) комитет планирования народного хозяйства;

г) высший орган законодательной власти.

15. Совнархоз в 1957 – 1964 гг. –

а) высший советский орган управления сельским хозяйством;

б) орган, возникший на основе массового объединения колхозов, совхозов и МТС;

в) территория нескольких областей или республики, на которой существует единое экономическое управление;

г) коллегиальный орган управления, руководивший всеми промышленными предприятиями на территории нескольких областей или республики.

Вариант 3

Выберите правильный вариант ответа

1. Ярлык в 13 - 15 вв. -

а) документ, выдаваемый ханом Золотой Орды и дающий право на ведение торговой деятельности;

б) документ, выдаваемый ханом Золотой Орды русским князьям и дающий право на княжение;

в) вид дани, выплачиваемой Русью Золотой Орде;

г) дорожная повинность, заключающаяся в организации постоялых дворов и конюшень.

а) право взимания налогов, предоставляемое князем боярскому сословию;

б) условное землевладение дворянина, предоставляемое монархом за службу;

в) безусловное землевладение боярской феодальной аристократии;

г) единица административно-территориального деления Московского государства в 17 в.

3. Введенный боярин -

а) советник великого князя, исполнитель княжеских поручений;

в) боярин, введенный в Боярскую думу;

г) боярин, возглавляющий княжеское посольство в зарубежные страны;

д) младший боярский чин.

4. Думский дьяк в 16 – 17 вв. -

а) участник тайного царского совета;

б) глава приказа;

в) чиновник аппарата управления Боярской думы;

г) чин боярина, заседающего в Боярской думе.

5. Земский собор в 16 – 17 вв. -

а) центральный орган исполнительной власти;

б) орган по управлению Русской православной церковью;

в) законосовещательный орган при особе царя;

г) законодательный орган Московского государства.

6. Приказ большого прихода в 16 – 17 вв.:

а) центральный орган по руководству армией;

б) служба жалоб и предложений населения;

в) центральное аптечно-медицинское управление;

г) центральный орган по сбору общегосударственных налогов.

7. Городовой приказчик в 15 – 17 вв. -

а) управляющий строительством, укреплением и ремонтов дорог, мостов, стен, производством боеприпасов на местах;

б) глава городского управления;

в) глава городской полиции;

г) глава управления по распределению дворянских земельных владений.

8. Местничество в 15 – 17 вв. – а) система назначений на те или иные должности в зависимости от способностей и служебного (военного) опыта;

б) система назначений на те или иные должности в зависимости от происхождения, знатности претендента.

в) система местного самоуправления.

г) право боярина на взимание налогов и суда над крестьянами, полученное по тарханной грамоте.

9. Судья посольского приказа:

а) глава суда, рассматривавшего дела иностранцев, проживающих в России;

б) чиновник, член Боярской думы, возглавляющий приказ;

в) дьяк, являющийся руководителем структурного подразделения приказа;

г) царский чиновник, руководитель суда над сотрудниками аппарата приказа.

10. Герольдмейстер в 18 в. –

а) главный статистик дворянского сословия Российской империи;

б) главный художник императорского двора, создающий гербы династий российской феодальной аристократии и дворянства;

в) начальник управления при императорском дворе по составлению и уточнению списков родов российского дворянства;

г) глава церемониального управления императорского двора.

11. Негласный комитет (начало 19 в.) –

а) тайная политическая полиция, подчиняющаяся императору;

б) тайный орган, учрежденный для разработки проектов по отмене крепостного права в России;

в) тайный орган, учрежденный для разработки проектов реформирования системы государственного управления;

г) тайный суд, созданный для осуществления репрессий над дворянами-революционерами.

12. III отделение Е.И.В. канцелярии занималось вопросами:

а) государственной безопасности;

б) подготовкой проектов императорских указов;

в) разработкой реформы по управлению государственными крестьянами;

г) устранением врагов царской власти.

13. Земство в 1864 – 1917 гг.:

а) единица территориального деления губернии;

б) присяжные заседатели бессословного суда;

в) система местного самоуправления на выборной основе;

г) органы местного управления по разрешению споров между помещиками и крестьянами.

14. Учредительное собрание –

а) орган по созданию новой системы власти и управления в России после Февральской революции;

б) законосовещательный орган с достаточно широкими полномочиями, предусматриваемый по проекту государственной реформы М.Т. Лорис-Меликова;

в) парламент РСФСР, созданный по Конституции 1918 г.;

г) законосовещательные органы, создаваемые в губерниях.

15. Верховный совет СССР в 1989 - 1991 гг.:

а) часть Съезда народных депутатов, нижняя палата советского парламента;

б) парламент Советского Союза;

в) совещательный орган при президенте СССР по внедрению реформ государственного управления;

г) высший контрольно-ревизионный орган СССР.

Дата добавления: 2015-07-20 ; просмотров: 111 | Нарушение авторских прав








4 чел. помогло.

^ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

3.1 Наглядные пособия для курса лекций по дисциплине «История государственного управления в России»

Тема 4. Развитие государственного и регионального управления в Московском государстве 17 века



Тема 5. Российская империя в 18 веке





Тема 6. Система государственного управления России в начале ХХ в.



^ 3.2 Организация самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «История государственного управления в России»

В целях расширения, закрепления и контроля знаний по дисциплине рекомендуется использовать электронный учебник «История государ­ственного управления в России», который предназначен для студентов и аспирантов, овладевающих специ­альностью «Государственное и муниципальное уп­равление». В его основу положен учебник «Исто­рия государственного управления в России», подго­товленный доктором исторических наук, профессо­ром Николаем Алексеевичем Омельченко.

Освещен исторический опыт государственного управления и местного самоуправления в России на всех этапах ее развития. Рассмотрены особенности и основные этапы становления и эволюции россий­ской государственности, динамика социальной мо­дернизации общества и рационализации государ­ственного управления, национальные особенности проведения административных реформ.

После прочтения текста учебника студент может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тренировочных тестов. Последние составлены очень подробно, практически в постранич­ном режиме. Повторять попытки найти верный ответ в режиме тренировочных тестов можно многократ­но, даются отсылки к соответствующим разделам текста. Поэтому студент, успешно справившийся с тренировочным тестированием и обдумавший, по­чему одни ответы признаны верными, а другие — нет, может быть уверен в том, что овладел базовыми зна­ниями по теме.

Далее целесообразно воспользоваться глосса­рием (словарем терминов), запомнив точные опре­деления новых категорий, вводимых в теме. Список персоналий позволит получить краткие сведения об ученых, внесших наибольший вклад в разработку соответствующих разделов теории.

Наконец, завершить работу помогут контрольные тесты. В отличие от тренировочных, они не дают сту­денту информации о том, какой ответ в.каком зада­нии является верным, но выставляют итоговую оцен­ку по заданиям в целом. Поэтому преподаватель может повторно тестировать не справившихся с конт­рольными тестами студентов, без риска, что послед­ние механически заучат, какой номер ответа надо выбирать в каждом задании.

Электронный учебник «История государственно­го управления в России» поможет сформировать те­оретические знания и получить практические навы­ки в изучаемой области, лучше усвоить эту дисцип­лину, стать квалифицированными специалистами.

^ 4. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

4.1 Вопросы для дифференцированного зачета по дисциплине «История государственного управления в России»

1. Экономические предпосылки создания и понятие государства

2. Распад родоплеменных связей как социальная основа возникновения государства

3. Образование государства у восточных славян

4. Государственное управление в Киевской Руси

5. Норманская теория образования русского государства

6. Государственная власть в период феодальной раздробленности

7. Вечевой строй в Новгородской феодальной республике

8. Формирование вотчинного (удельного) управления

9. Система ярлыков и сбора дани

10. Государственное управление в период Ордынского ига

11. Система опричнины и земщины Ивана IY.

12. Смутное время в России, государственное управление в России в начале

13. Соборное уложение 1649 года

14. Сословно – представительская монархия в Московском царстве

15. Приказная система управления государством

16. Система управления Россией при Петре I. «Табель о рангах»

17. Реформы местного управления при Екатерине II

18. Органы государственной власти Российской империи

19. Реформы Александра II (земская, городского управления, военная и

20. Создание Государственной думы

21. Временное правительство в России и Петроградский совет в 1917 г.

Органы власти Временного правительства.

22. Организация советской власти

23. Система государственного управления в условиях политики «военного

24. Создание СССР. Конституция СССР 1924 г. Центральные органы

советской власти. Роль ВКП(б) в системе управления страной.

25. Создание системы репрессий и лагерей в СССР и ее роль в управлении

экономикой страны. ГУЛАГ.

26. Система управления в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941

27. Особенности государственного управления СССР в 1953 – 1964 гг.

Управленческие реформы Н.С.Хрущева.

28. Партия и государство в советской системе управления в 1960 – 80 годы

29. Кризис системы управления СССР в 1980-е гг. Политика «перестройки»

30. Создание системы президентской республики в РФ

^ 4.2 Тесты по дисциплине «История государственного управления в России»

1. Вече в Древней Руси -

а) орган государственной власти

б) орган общинного самоуправления

в) совет вождей и старейшин

г) государственный суд

2. Великий князь киевский в системе управления Древней Руси –

а) глава государства и управления страной

б) глава внешней политики Руси

в) глава дружины

г) глава Боярской думы

3. Кормление в Древней Руси -

а) княжеское жалование боярину

б) система местного управления

в) право сбора дани с определенного региона

а) княжеский оруженосец

б) глава боярской думы

в) заведующий княжеским хозяйством

г) участник боярской младшей дружины

а) государственный торговый агент в Древней Руси

б) древнерусский воин

в) княжеский судья

г) чиновник, собирающий торговые пошлины

6. Лествичное наследование -

а) переход власти великого князя (князя) к следующему по старшинству в

династии (ветви династии) Рюриковичей

б) переход власти великого князя (князя) от отца к старшему сыну

в) переход власти великого князя (князя) от дяди к племяннику

г) выборы нового великого князя (князя)

7. Тысяцкий в Великом Новгороде –

а) министр иностранный дел феодальной боярской республики

б) полномочный представитель архиепископа Новгородского

в) глава новгородской армии

г) глава новгородского народного ополчения

а) совокупность дани в Древней Руси, выплачиваемой населением великому князю

б) совокупность дани Древней Руси, выплачиваемой золотой Орде

в) участие русского войска в ордынских походах

г) выход русского войска для сражения с ордынским

9. Служебные князья -

а) князья, потерявшие независимость своих владений и находящиеся на

службе у великого князя Владимирского и Московского

б) княжеские судьи

в) княжеские наместники в отдельных волостях Московского княжества

г) послы великого князя Владимирского и Московского в европейские

10. Дьяк в 15 – 16 вв. –

а) княжеский слуга

б) писец в приказе

в) боярин, возглавляющий приказ

г) выходец из детей боярских, получивший дьяческий чин и возглавляющий функциональное направление в приказе

1. Поместный приказ в 16 – 17 вв. –

а) приказ, регулирующий местное самоуправление в Московском государстве

б) ведомство тайной полиции

в) мэрия и полиция Москвы

г) приказ, регулирующий государственный земельный фонд России и наделяющий дворянство землей

2. Верховный тайный совет в 18 в. –

а) высший орган государственного управления при Елизавете I

б) регентский совет при Петре III

в) главный правительственный орган при Екатерине I

г) тайный совет Екатерины II

а) правительство Российской империи

б) высший законодательный орган России

в) высший судебный орган России

г) тайная канцелярия императора

14. Государственный комитет обороны -

а) боевой орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов

в 1917 – 1918 гг.

б) специальный чрезвычайный орган власти, созданный в 1941 г.

в) наркомат, занимавшийся снабжением Красной армии в годы гражданской войны в советской России

г) министерство обороны СССР в 1953 – 1964 гг.

а) привлечение в советские органы власти и управления представителей

б) массовые репрессии против национальной интеллигенции союзных и

автономных республик в составе СССР.

в) привлечение молодежи союзных и автономных республик в составе

СССР к массовому обучению в вузах и техникумах

г) создание советскими учеными систем алфавитов и письменного языка

народов Северного Кавказа, Поволжья и Крайнего Севера.

15. Совнархоз в 1957 – 1964 гг. –

а) высший советский орган управления сельским хозяйством

б) орган, возникший на основе массового объединения колхозов, совхозов

в) территория нескольких областей или республики, на которой существует единое экономическое управление

г) коллегиальный орган управления, руководивший всеми промышленными предприятиями на территории нескольких областей или республики.

1. Вирник в Древней Руси-

а) представитель княжеской власти на местах, управляющий княжеским

б) охранник великого князя

в) участник дружины

г) чиновник, собирающий судебные штрафы за убийство

2. Десятина в Древней Руси 10 – 12 вв. –

а) десятая часть княжеских доходов, передаваемая в пользу православной

б) десятая часть крестьянских доходов в пользу Русской православной

в) часть древнерусской дружины

г) земля, выделяемая князем зависимому от него людину для сельскохозяйственной обработки

3. Посадник в Великом Новгороде -

а) представитель великого князя

б) глава исполнительной власти

в) управляющий тюрьмой

г) управляющий поместьем архиепископа Новгородского

4. Ям в 13 – 15 вв. -

а) вид дани, уплачиваемой Русью Золотой Орде

б) ордынский чиновник, надзирающий за деятельностью того или иного

в) постоялый двор и конюшня, создаваемые на дорогах Руси по распоряжению хана Золотой Орды

г) проезжие пути в Монгольской империи

5. Окольничий в 14 – 15 вв. -

а) управляющий боярским хозяйством

б) управляющий отдельными областями Московского государства

в) сельский староста

г) участник заседаний Боярской думы

6. Разрядный приказ в 15 – 16 вв. -

а) министерство обороны Московского государства

б) приказ, управляющий росписью войск, комплектованием и обеспечением армии

в) приказ, управляющий хозяйством царского дворца

г) орган управления поместной системой России

7. Четверти в 16 – 17 вв. -

а) административное деление Московского государства

б) территории, имевшие статус особого подчинения и управления

в) центральные органы управления бывшими Казанским и Астраханским

г) приказы, занимавшиеся сбором налогов с определенных территорий государства

8. Губной староста -

а) глава сыска, следствия и суда на территории уголовно-полицейского

б) управляющий волостью

в) глава канцелярии приказа

г) глава городского управления

9. Приказ тайных дел в 16 - 17 вв. -

а) канцелярия царя для решения важнейших государственных вопросов

б) управление соколиной охотой царя

в) орган контрразведки Московского государства в 16 – 17 вв.

г) центральное полицейское управление

10. Отметьте три основные черты системы государственной власти и

управления при Петре I:

11. Военная коллегия в первой четверти 18 в. управляла:

в) снабжением армии

г) подготовкой офицеров

12. Синод в 18 – 19 вв. –

а) высший церковный орган управления Русской православной церковью

б) канцелярия Сената

в) государственный орган управления Русской православной церковью

г) орган государственного управления национальными окраинами Российской империи

13. Генерал-прокурор Сената во второй половине 18 в.:

а) верховный судья Российской империи

б) глава правительства

в) верховный государственный контролер

г) глава совета при высочайшем дворе

4. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в 1918

а) центральный орган РСДРП(б) – ВКП(б)

б) совет рабочей и крестьянской обороны

в) комитет планирования народного хозяйства

г) высший орган законодательной власти

5. Совнархоз в 1957 – 1964 гг. –

а) высший советский орган управления сельским хозяйством

б) орган, возникший на основе массового объединения колхозов, совхозов

в) территория нескольких областей или республики, на которой существует единое экономическое управление

г) коллегиальный орган управления, руководивший всеми промышленными предприятиями на территории нескольких областей или республики.

1. Ярлык в 13 - 15 вв. -

а) документ, выдаваемый ханом Золотой Орды и дающий право на ведение торговой деятельности

б) документ, выдаваемый ханом Золотой Орды русским князьям и дающий право на княжение

в) вид дани, выплачиваемой Русью Золотой Орде

г) дорожная повинность, заключающаяся в организации постоялых дворов

а) право взимания налогов, предоставляемое князем боярскому сословию

б) условное землевладение дворянина, предоставляемое монархом за службу

в) безусловное землевладение боярской феодальной аристократии

г) единица административно-территориального деления Московского

государства в 17 в.

3. Введенный боярин -

а) советник великого князя, исполнитель княжеских поручений

в) боярин, введенный в Боярскую думу

г) боярин, возглавляющий княжеское посольство в зарубежные страны

д) младший боярский чин

4. Думский дьяк в 16 – 17 вв. -

а) участник тайного царского совета

б) глава приказа

в) чиновник аппарата управления Боярской думы

г) чин боярина, заседающего в Боярской думе

5. Земский собор в 16 – 17 вв. -

а) центральный орган исполнительной власти

б) орган по управлению Русской православной церковью

в) законосовещательный орган при особе царя

г) законодательный орган Московского государства

6. Приказ большого прихода в 16 – 17 вв.:

а) центральный орган по руководству армией

б) служба жалоб и предложений населения

в) центральное аптечно-медицинское управление

г) центральный орган по сбору общегосударственных налогов

7. Городовой приказчик в 15 – 17 вв. -

а) Управляющий строительством, укреплением и ремонтов дорог, мостов,

стен, производством боеприпасов на местах

б) глава городского управления

в) Глава городской полиции

г) Глава управления по распределению дворянских земельных владений

8. Местничество в 15 – 17 вв. –

а) система назначений на те или иные должности в зависимости от способностей и служебного (военного) опыта

б) система назначений на те или иные должности в зависимости от происхождения, знатности претендента

в) система местного самоуправления

г) право боярина на взимание налогов и суда над крестьянами, полученное

по тарханной грамоте

9. Судья посольского приказа:

а) глава суда, рассматривавшего дела иностранцев, проживающих в России

б) чиновник, член Боярской думы, возглавляющий приказ

в) дьяк, являющийся руководителем структурного подразделения приказа

г) царский чиновник, руководитель суда над сотрудниками аппарата приказа

10. Герольдмейстер в 18 в. –

а) главный статистик дворянского сословия Российской империи

б) главный художник императорского двора, создающий гербы династий

российской феодальной аристократии и дворянства

в) начальник управления при императорском дворе по составлению и

уточнению списков родов российского дворянства

г) глава церемониального управления императорского двора

11. Негласный комитет (начало 19 в.) –

а) тайная политическая полиция, подчиняющаяся императору

б) тайный орган, учрежденный для разработки проектов по отмене крепостного права в России

в) тайный орган, учрежденный для разработки проектов реформирования

системы государственного управления

г) тайный суд, созданный для осуществления репрессий над дворянами-

12. III отделение Е.И.В. канцелярии занималось вопросами:

а) государственной безопасности

б) подготовкой проектов императорских указов

в) разработкой реформы по управлению государственными крестьянами

г) устранением врагов царской власти

13. Земство в 1864 – 1917 гг.:

а) единица территориального деления губернии

б) присяжные заседатели бессословного суда

в) система местного самоуправления на выборной основе

г) органы местного управления по разрешению споров между помещиками и крестьянами

14. Учредительное собрание –

а) орган по созданию новой системы власти и управления в России после

б) законосовещательный орган с достаточно широкими полномочиями,

предусматриваемый по проекту государственной реформы М.Т.Лорис-

в) парламент РСФСР, созданный по Конституции 1918 г.

г) законосовещательные органы, создаваемые в губерниях

15. Верховный совет СССР в 1989 - 1991 гг.:

а) часть Съезда народных депутатов, нижняя палата советского парламента

б) парламент Советского Союза

в) совещательный орган при президенте СССР по внедрению реформ государственного управления

г) высший контрольно-ревизионный орган СССР

Читайте также: