Сотрудники налоговых органов в жилые помещения

Опубликовано: 17.05.2024

Грешкина А. Л., эксперт Школы бухгалтера

Если компания приглашает иногороднего сотрудника на работу, то не редко ей приходится предоставлять ему жилье. Эти расходы могут составить приличную сумму и, понятно, что компания заинтересована отнести их на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Может ли она это сделать безболезненно? В статье поговорим о том, как учесть аренду жилья для работника или возмещение ему расходов на наем жилья для целей налогообложения.

Условия для включения в состав расходов оплаты аренды жилья для сотрудника

Для того, чтобы организация могла учесть в составе расходов суммы аренды жилья для сотрудника, необходимо выполнение двух условий:

  • предоставление жилья сотруднику должно быть предусмотрено трудовым договором;
  • сумма арендной платы, как доход в натуральной форме, должна являться составной частью заработной платы сотрудника.

Если организация компенсирует непосредственно сотруднику арендную плату, которую он самостоятельно уплачивает арендодателю за съемное жилье, то согласно официальному мнению, подобные выплаты не являются оплатой за выполнение трудовых функций и, соответственно, на основании п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли. Эта позиция выражена в Письмах ФНС РФ от 12.01.2009 № ВЕ-22-3/6, Минфина РФ от 12.01.2018 № 03-03-06/1/823, от 22.10.2013 № 03-04-06/44206, от 30.09.2013 № 03-03-06/1/40369, от 04.04.2013 № 03-04-06/11060.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер». Документы, подтверждающие затраты организации на оплату проживания сотрудника:

  • трудовой договор, который предусматривает оплату организацией проживания сотрудника;
  • договор аренды жилья;
  • платежное поручение на перечисление арендной платы.

Учет в налоговых расходах оплаты аренды жилья для сотрудника при ОСНО

Доля заработной платы, выплачиваемая в натуральной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ). Поэтому затраты организации на оплату арендованного жилья для сотрудника могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы этого сотрудника, с учетом премий и надбавок, при условии, что это предусмотрено трудовым договором.

Учет в налоговых расходах оплаты аренды жилья для сотрудника при УСН

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, организации могут уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда. При этом расходы на оплату труда принимаются в порядке, предусмотренном ст. 255 НК РФ, то есть, аналогичном, как и для расчета налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Следовательно, расходы организации, применяющей УСН, связанные с оплатой аренды жилья за сотрудника, являются частью заработной платы, выплачиваемой в натуральной форме, которая учитывается при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы этого сотрудника, с учетом премий и надбавок, при условии, что это предусмотрено трудовым договором. Данная позиция отражена в письмах Минфина РФ от 05.02.2016 № 03-11-06/2/5880, от 14.07.2017 № 03-11-06/2/45197, от 15.12.2015 № 03-11-06/2/73266.

НДФЛ с доходов сотрудника в натуральной форме

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ, учитываются все доходы, полученные сотрудником, как в денежной, так и в натуральной формах. К доходам, полученным в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) организацией за сотрудника товаров (работ, услуг) или имущественных прав (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Следовательно, часть заработной платы, выплаченная сотруднику в натуральной форме, путем оплаты за него стоимости аренды, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке.

Организация, независимо от применяемой ею системы налогообложения, является налоговым агентом по НДФЛ, поэтому она обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ. Налоговой базой для расчета НДФЛ, в данном случае, является сумма арендной платы, уплачиваемая организацией за сотрудника. Ставка НДФЛ с дохода в натуральной форме, применяется та же, что и к заработной плате в денежной форме.

Датой получения дохода в натуральной форме является дата оплаты арендодателю арендной платы (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ). НДФЛ с заработной платы, выплачиваемой в натуральной форме, может быть удержан при фактической выплате сотруднику заработной платы в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ) (Письма Минфина РФ от 23.01.2018 № 03-04-06/3201, от 12.01.2018 № 03-03-06/1/823, от 03.10.2017 № 03-04-06/64421).

Страховые взносы с доходов сотрудника в натуральной форме

Сумма арендной платы, уплачиваемая организацией за аренду жилья для сотрудника, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, как выплата в рамках трудовых отношений (Письма Минфина РФ от 19.02.2018 № 03-04-06/10129, Минтруда РФ от 02.03.2016 № 17-3/В-84).

Бухгалтерский учет оплаты аренды жилья для сотрудника

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н, расходы на оплату труда, в том числе в натуральной форме, отражаются с использованием счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Перечисление арендной платы арендодателю отражается по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В бухгалтерском учете расходы организации на оплату аренды жилья для сотрудника отражают следующим образом:

Д 76 К 51 — Перечислены денежные средства арендодателю за аренду жилья

Д 70 К 76 — Оплата стоимости аренды жилья учтена в составе заработной платы

Д 26 (20, 44) К 70 — Заработная плата учтена в составе затрат

Д 26 (20, 44) К 69 — Начислены страховые взносы на заработную плату

Д 70 К 68.2 — Удержан НДФЛ при выплате заработной платы

Заполнение расчета 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ при выплате дохода сотруднику в натуральной форме

Заполнение расчета по форме 6-НДФЛ при выплате сотруднику дохода в натуральной форме рассмотрено в Письмах ФНС РФ от 09.08.2016 № ГД-3-11/3605@, от 28.03.2016 № БС-4-11/5278@. Расчет заполняется следующим образом:

Раздел 1 расчета 6-НДФЛ

Строка 020 — сумма дохода в натуральной форме (сумма арендной платы)

Строка 040 — сумма НДФЛ, исчисленная с дохода в натуральной форме

Строка 070 — сумма НДФЛ, удержанная из дохода сотрудника, полученного в денежной форме

Если остается сумма НДФЛ, не удержанная налоговым агентом, то она указывается по строке 080.

Раздел 2 расчета 6-НДФЛ

Строка 100 — дата получения дохода в натуральной форме (день перечисления арендной платы арендодателю)

Строка 110 — дата выплаты дохода в денежной форме (день фактической выплаты заработной платы)

Строка 120 — первый рабочий день, следующий за днем фактической выплаты заработной платы (п. 6 ст. 226 НК РФ)

Строка 130 — сумма дохода, полученного в натуральной форме

Строка 140 — сумма НДФЛ, удержанного с дохода в натуральной форме

В справке 2-НДФЛ доход сотрудника в натуральной форме отражается в том месяце, когда указанный доход передан сотруднику, с кодом дохода — 2530 «Оплата труда в натуральной форме».

В соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ, в справке 2-НДФЛ указываются коды доходов и вычетов в соответствии с Приказом ФНС РФ от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387:

  • в Приложении № 1 — коды видов доходов
  • в Приложении № 2 — коды видов вычетов

Пример: заработная плата сотрудника составляет 50 000 рублей в месяц. Срок выплаты заработной платы 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым месяцем. Организация ежемесячно 5 числа оплачивает за сотрудника аренду жилья в сумме 18 000 рублей.

В бухгалтерском учете, в составе расходов, организация учитывает в полной сумме выплату дохода сотрудника в натуральной форме (18 000 рублей).

В налоговом учете, в составе расходов, организация учитывает выплату дохода сотрудника в натуральной форме, в следующем размере:

50 000 рублей х 20 % = 10 000 рублей

То есть, из 18 000 рублей арендной платы, в налоговые расходы можно включить только 10 000 рублей. Следовательно, общая сумма заработной платы сотрудника, выплачиваемая, как в натуральной, так и денежной формах, в состав налоговых расходов организации, включается в размере 42 000 рублей.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны - в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

- если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

- в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

- должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

- должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

- налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

- вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

- вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) - это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Огромное количество граждан в России сдает квартиры, дома или комнаты. И естественно то, что они обязаны платить налоги в доход государства на основании установленных гражданско-правовых норм. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что любой гражданин в нашей стране должен платить налог с дохода, который он получает. Касается это и сдачи недвижимости в аренду. Исходя из этого следует отметить то, что размер налога с получаемых денег за аренду составляет 13 процентов.

Понятно, что не хочется платить ФНС деньги, которые точно не лишние. Многие арендодатели предпочитают скрывать факт сдачи квартиры действуя на свой страх и риск, ведь можно столкнуться с недобросовестными квартиросъемщиками или налоговой службой. Одно дело, когда плата за квартиру производится наличными. Совсем другое, когда платит квартиросъемщик деньги на карту хозяину. Такие транзакции будут считаться подозрительными, и они порой приводят даже к блокировке карты. Рынок аренды в Российской Федерации является не совсем легальным. Несмотря на изменения в законодательных нормах такие сделки не подлежат государственной регистрации. Более того они фактически никем не регламентируются. Получается, что человек может снять жилье и находиться не законно на его территории.

Почему стоит заключить договор аренды жилого помещения ?!

Если имеется возможность, то лучше сдавать жилое помещение легальным образом. Преимущества подобного документа заключаются в следующих факторах:

  • Строгое соблюдение требований и условий прописанных в договоре. В случае их нарушения потерпевшая сторона может расторгнуть договорные отношения и обратиться в судебные органы с исковым заявлением;
  • В документе можно прописать время визитов арендодателя. Также там фиксируется плата за коммунальные услуги, их размер, периодичность, сроки платы;
  • Договор гарантирует то, что съем жилья будет оплачен вовремя, также страхуется имущество, находящееся в помещении от возможной порчи.

Важно и то, что собственник жилья фиксирует свой дополнительный доход и не скрывает его от налоговых органов. Можно выбрать срок договорных отношений. Например, заключить краткосрочный, среднесрочный либо долгосрочный договор. Сам документ не обязательно заключать нотариальным образом, и он составляется в простой письменной форме. Указать надо то, что в соответствии со статьей 683 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным на пять календарных лет если в его тексте не был обозначен срок действия. Борьба с теневым рынком аренды жилья может привести к негативным последствиям. В частности, собственника, решившего сдавать жилье и уклоняться от уплаты налогового бремени может ждать административная и даже в отдельных случаях уголовная ответственность.

Как выявляется нелегально сдаваемая в аренду жилплощадь ?!

Каким образом налоговая служба может догадаться о том, что вы сдаете в аренду квартиру ?! Например, доложить ФНС о факте незаконной аренды обязан участковый. Периодически участковые, уполномоченные проверяют жилые помещения. Если нет собственника или правоустанавливающих документов на объект жилой недвижимости, то тогда правоохранительные органы вполне могут заявить в ФНС об этом факте. Также налоговая узнать о факте сдаче жилья может еще более банальным образом. Тут уже ведется речь о том, что соседи или ваши явные недоброжелатели просто подают жалобу на наличие незаконных жильцов. Вот только нелегальная аренда квартиры должна быть доказана, для чего подателю жалобы понадобится предоставить фискальным органам пакет документов.

Наказание, предусмотренное за незаконную сдачу жилья в аренду.

Что будет, если сдавать квартиру нелегально и без договора ?! Последствия могут быть самые разнообразные. Рассмотрим характерные последствия которые могут наступить для собственника жилого помещения:

  • Может быть проведено взыскание долгов по налогам, которые образовались в период незаконной сдачи жилого помещения в аренду;
  • Назначается в некоторых случаях штраф в размере от двадцати процентов от суммы обнаруженной фискальной задолженности. Этот штраф прописывается собственнику при первом нарушении. Если оно было повторное, то тогда уже штраф будет составлять 40 процентов от фискальной задолженности;
  • Штраф в размере от одной тысячи рублей за каждый месяц просрочки платежей при непредоставлении налоговой декларации. Штраф составлять может не менее 5% и не более 30% от суммы скрытого налога на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также могут быть начислены пени за неуплату налогового бремени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день допущенной неуплаты. Злостные нарушители законодательных норм сталкиваются и с уголовной ответственностью, когда сумма налога превышает 600 тысяч рублей за три календарных года. По усмотрению судебных органов собственнику жилого помещения грозить могут такие санкции при уголовной ответственности за незаконную сдачу жилья как арест на срок до полугода времени, штраф от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до одного календарного года, лишение свободы на один год.

Кроме этого, частное лицо, не уплачивающее НДФЛ и не зарегистрированное в качестве ИП, может подвергнуться и другим наказаниям. Например, если оно ведет незаконную предпринимательскую деятельность согласно нормами статьи 171 Уголовного кодекса РФ или нарушает правила порядка налогового учета и постановки в фискальные органы (статья 166 Налогового кодекса России).

На федеральном уровне данный вопрос целиком и полностью регулирует правительственное Постановление № 1103 от 27.10.2012. Настоящий правовой акт устанавливает:

  • Правила обеспечения жильем и компенсирования трат за наем (поднаем) для указанных лиц;
  • порядок утверждения предельной стоимости найма 1 кв. м. общей площади жилья.

Попросту говоря, если федеральные госорганы не могут предоставить служебное жилье своим служащим, по причине его отсутствия, то они компенсируют последним траты, связанные с наймом жилья. Следует заметить, порядок предоставления компенсации для госслужащих, пожалуй, один из самых строгих.

жилье госслужащего и его семьи находится по месту постоянного проживания, соответствует действующим нормативам по части площади

Подытоживая, следует подчеркнуть, что компенсация служащему предоставляется только на обозначенных условиях и при соответствии жилья установленным требованиям.

Органы внутренних дел

Постановление Правительства от 30.12.2011 г. № 1228 утверждает правила выплаты компенсации за найм жилья сотрудникам органов внутренних дел, в том числе полиции в 2020 году. Согласно этому документу, для получения выплаты необходимо подать рапорт на имя своего руководителя с приложением договора найма жилого помещения (копию), документы служащего и членов его семьи (копии), справки из Росреестра и БТИ, подтверждающие отсутствие зарегистрированных прав собственности на жилую недвижимость, которая находится в месте прохождения службы.

Рассматриваемая льгота распространяется на лиц, у которых нет собственного жилья по месту прибытия на службу, или ему не была выделена квартира из жилого фонда, которое сформировано МВД либо иных местных ОВД. Специальная комиссия в течение месяца выносит решение, которое документируется приказом с указанием размера денежной компенсации и срока ее выплаты. Как правило, сумма возмещения прибавляется к заработной плате и выдается вместе с ней.

Оформление компенсации трат за наем жилых помещений федеральными госслужащими

Вопросами оформления, предоставления компенсации занимается руководители федерального госоргана (либо его территориального ответвления). Начало процедуры оформления инициирует претендент на компенсацию, обратившись с требуемыми документами к уполномоченному должностному лицу.

Документы, которые следует предъявитьСрок рассмотрения обращения служащегоРасчет компенсации
Паспорта
(свой и каждого члена семьи);

действующий договор найма;

документы о произведенной оплате

(документальное подтверждение трат)

Делаются ксерокопии названых документов, которые представляют вкупе с их оригиналами

(отсчет ведется со дня обращения — представления документов)

При подсчете учитывают действующие нормативы по площади жилья и установленный законом предел по стоимости найма 1 кв. м. общ. пл.

Следует отметить также, что сумма трат служащего за наем жилья может быть меньше либо больше размера возмещения, определенного актом уполномоченного госоргана (его территориального ответвления).

В первом случае, когда траты служащего меньше установленной суммы возмещения, компенсация выплачивается в размере фактических трат, которые документально подтверждены.

Во втором, когда траты превышают определенный размер возмещения, служащий производит их автономно. Собственно выплата положенной компенсации производится не позднее месяца с того момента, как заинтересованным лицом были представлены документы о произведенных тратах за наем.

Органы уголовно-исполнительной системы, противопожарной и таможенной служб

Постановление Правительства РФ от 09.09.2016 г. №894 устанавливает порядок и размеры компенсации для сотрудников указанных органов, в том числе ФСИН и МЧС. Оно пришло на замену ПП № 852. Главное требование при выплате за арендованное жилое помещение такое же, как и сотрудников полиции — отсутствие в собственности квартиры в районе службы. Документы требуются аналогичные, как и для сотрудников органов внутренних дел.
Согласно указанному нормативному документу установлены следующие предельные суммы компенсаций:

  • Москва и Санкт-Петербург – 15 тысяч рублей;
  • города и районные центры – 3,6 тысяч рублей;
  • иные населенные пункты – 2,7 тысяч рублей.

Указанные суммы увеличиваются в полтора раза в случае, если со служащим проживают члены семьи в количестве более трех.

Члены семей, чей кормилец работал в данных органах и погиб, имеют право на компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений. Для них написаны отдельные правила, которые утверждены тем же Постановлением.

Как отразить траты на аренду в целях налогообложения

Существует два подхода по отношению к учету расходов на оплату аренды. Рассмотрим каждый из них.

Наиболее законный, но сложный способ

По мнению надзорных органов, компенсация за аренду жилья – это трудовая оплата в натуральной форме. Она является одним из элементов, который формирует доход сотрудника. По этой причине необходимость в компенсации должна быть оговорена трудовым соглашением. В ТК указано, что элемент оплаты труда, выраженный в натуральной форме, должен составлять не больше 20% от зарплаты. Сопутствующие расходы работодателя отражаются в «прибыльных» расходах. И в этом случае в их перечне может быть учтена только сумма, не превышающая 20% от зарплаты.

Однако существует прецедент, в котором все траты работодателя были признаны в составе «прибыльных» расходов полностью.

Обосновано это было тем, что все эти траты нужны для обеспечения производственного процесса. Если бы работодатель не возместил все расходы, сотрудники из других городов не смогли бы исполнять свои трудовые функции. Согласно этому же обоснованию, на основании положений ТК нельзя формировать правила налогообложения.

По этой причине правило 20% не совсем правомерно. Доход работодателя в натуральной форме облагается НДФЛ.

Бухгалтерский учет

Данный способ предполагает использование следующих бухгалтерских проводок:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Включение платы за аренду в состав расходов предприятия.
  • ДТ70 КТ68. Удержание НДФЛ с дохода в натуральной форме, включенного в зарплату сотрудника.
  • ДТ76 КТ68 (субсчет «НДФЛ»). Удержание НДФЛ из средств, которые поступают арендодателю.
  • ДТ76 КТ51. Перечисление средств за аренду жилья.
  • ДТ20 КТ69. Начисление страховых взносов на доход сотрудника в натуральной форме.

Рассматриваемый метод начисления налога хорош тем, что в случае его применения у надзорных органов не возникнет вопросов.

Метод с большими рисками и большими выгодами

Этот метод можно использовать в том случае, если руководитель компании готов отстаивать правомерность применения перед надзорными органами. Основание этого метода – отрицание того, что траты на аренду квартиры являются оплатой труда сотрудника. Одновременно с этим утверждается, что траты являются обоснованными. Оправданность расходов обусловлена тем, что без них компания не сможет нормально функционировать.

Это важно знать: Льготы пожилым людям при достижении 80 летнего возраста в 2020 году

В рамках второго подхода все траты учитываются в прочих расходах. Учет расходов производится в полном объеме. Дохода в натуральной форме в данном случае у сотрудника не образуется. Следовательно, не происходит и удержания НДФЛ. Данный метод вполне можно обосновать. Уже возникали соответствующие прецеденты. Суды часто поддерживают такую позицию компании на основании того, что расходы связаны с интересами производства и не являются составляющей оплаты труда.

К СВЕДЕНИЮ! В данном случае не происходит также начисления страховых взносов.

Военнослужащие

Компенсации для данной категории регламентируются Постановлением нашего Правительства №909 от 31.12.2004 г. Действие его распространяется на военнослужащих нашей страны, служащим по контракту, а также уволенных с военной службы и их семьям. Сотрудники Росгвардии руководствуются тем же документом. Условия получения компенсации и их размеры те же самые, что были описаны в предыдущем разделе.

Особенности начисления страховых взносов

По мнению ФСС, траты на компенсацию расходов по аренде жилья являются объектами обложения взносами. Они обладают всеми соответствующими признаками. Следовательно, они облагаются взносами. Соответствующая позиция рассмотрена в письме ФСС от 17 ноября 2011 года.

Однако эту позицию нельзя назвать полностью однозначной. Противоположную позицию можно обнаружить в судебной практике. В частности, существует судебное решение, по которому расходы облагаться не будут. Обосновано это тем, что необходимость компенсировать траты сотрудника на аренду прописана в коллективном, а не в трудовом договоре. В части 1 статьи 7 ФЗ №212 указано, что объектом обложения может являться только доход, возникший на основании трудового соглашения.

Поэтому, если обязанность работодателя компенсировать траты оговорена коллективным соглашением, соответствующие выплаты будут скорее социальными. Они не направлены на стимулирование сотрудников, не зависят от должности работника, выполнения им трудового плана. По этой причине такой доход в натуральной форме не может быть включен в базу для отчисления взносов. Такое же мнение сформулировано и в постановлении ФАС от 1 июня 2014 года.

Какую позицию занять работодателю?

Все зависит от того, готов ли руководитель отстаивать свое мнение. Если нет, то имеет смысл выбрать общепризнанную позицию. В этом случае доход работника будет облагаться взносами. Если же руководитель готов отстаивать свою позицию, можно не отчислять с доходов взносы. Второй вариант более выгоден. Для надзорных органов характерна именно первая позиция, для судов – вторая.

СПРАВКА! Необходимость возмещения затрат на аренду жилья возникает не только в ситуации переезда сотрудника в другой город на ПМЖ. Траты компенсируются и в том случае, если работник уезжает в командировку, труд отличается разъездным характером.

Порядок действий

Для получения денежной компенсации за найм квартиры сотрудникам упомянутых органов необходимо произвести следующие действия:

  1. Зарегистрироваться по месту выполнения своих служебных обязанностей;
  2. Встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий;
  3. Обратиться к уполномоченному лицу или в специальную комиссию с приложением необходимых документов с просьбой ο возмещении средств.

Если сотрудник намеренно выполнил отчуждение недвижимого имущества, либо иным образом ухудшил свои жилищные условия, то только спустя пять лет можно встать на учет.

На что можно рассчитывать?

Для примера рассчитаем компенсацию для семьи очередников из трех человек – мужа, жены и ребенка, вставших на учет до 1 марта 2005 года. Ежемесячная среднерыночная цена найма квартиры в Москве для семьи из трех человек – 30 тыс. рублей. Очередникам начисляется компенсация – 50% от среднерыночной цены ежемесячно, то есть 15 тыс. руб.

Если это молодая семья очередников – оба супруга в возрасте до 35 лет, имеют двоих и более детей, или в составе семьи есть инвалиды, то для расчета компенсации применяется льготный повышающий коэффициент 1,95. Например, у молодых супругов – двое маленьких детей. В этом случае 15 тыс. рублей умножаем на 1,95, получается 29 250 руб. – на такую компенсацию может рассчитывать эта семья, снимающая квартиру в столице.

Редакция благодарит за участие в подготовке публикации заместителя начальника управления жилищной политики Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Дмитрия Краснова.

Причины отказа в выплате

Не каждый из тех, кто выразил необходимость в получении возмещения за найм жилья, его получают. Судебная практика это подтверждает. Большое количество исков подано по данному вопросу.

В случае если организация, в которой работает сотрудник, располагает квартирой, то он вместе с семьей будут проживать в ней. Если работник отказывается от такой возможности и ищет жилье для найма по своим требованиям, то в компенсации ему может быть отказано.

Веским основанием для отказа является не предоставление необходимых документов, либо их некорректное оформление. Не получить одобрение можно при несоблюдении установленного нормативными документами порядка обращения. Судьи, в свою очередь, обращают особое внимание именно на эти моменты и выносят решение исходя из соответствия действий сторон регламентирующим Постановлениям Правительства.

Когда сотрудник еще состоит на учете на предыдущем месте работы и подает документы для выплаты на новом месте – ему будет отказано.

Распространенные ошибки при предоставлении компенсации работнику за наем жилья

Ошибка 1. Траты по проживанию во время командировок (за наем жилья) покрываются нанимателем. Основание: ст. 168 ТК РФ. Помимо этого за командированным сохраняют его место работы, средний заработок. Данное правило применяется неукоснительно.

Но при удержании НДФЛ и общеобязательных взносов в отношении компенсации трат учитывают действующие лимиты по суточным расходам. При наличии подтверждающих документов о тратах за наем жилья подоходный не взимается. При их отсутствии с сумм, которые превышают лимиты, налог удерживают.

К сведению, суточные по обычной командировке на территории РФ, ограничены суммой 700 руб. При загранпоездках их предельный размер увеличивается до 2500 руб. Что касается общеобязательных взносов, то их удерживают со всей суммы потраченных денег на проживание, если данные траты документально не подтверждены.

Социально уязвимые категории граждан

Возмещения за найм жилья в нашей стране распространяются и на некоторые слои населения, которым требуется такая поддержка. Порядок и размер таких выплат устанавливается нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. Органы местного самоуправления решают подобные вопросы с теми, кто еще не имеет собственного жилья, либо не пользуется жилой недвижимостью по договору социального найма.

Социальное возмещение ориентировано на следующих людей:

  • дети, не имеющие родителей или родительского попечения;
  • малообеспеченные семьи.

Претендент на льготу должен стоять на учете в уполномоченном органе как лицо, нуждающееся в улучшении условий проживания. Если несколько членом семьи попадают под категорию, которой предусмотрена помощь в жилищном вопросе, то размеры их компенсаций суммируются. Но общий размер компенсации имеет верхний передел – половина стоимости аренды жилья.

Зачастую величина выплаты меняется по временам года, на отапливаемое время выше, чем в летний период. Органы социальной защиты населения выполняют необходимые расчеты. Стоит напомнить, что особенности выплаты жилищных компенсаций устанавливаются местными органами власти.

Документы, нужные для возмещения трат

Для того чтобы траты сотрудника были компенсированы, нужно предоставить ряд документов. Это бумаги, которые подтверждают расходы работника, подлежащие возмещению. Рассмотрим примерный перечень этих документов:

  • Договор аренды, в котором указана вся сопутствующая информация: ФИО арендодателя и арендатора, стоимость аренды, адрес жилья.
  • Платежки по оплате аренды (к примеру, расписки о получении средств за съем жилья).

ВАЖНО! Желательно, чтобы необходимость компенсирования затрат на аренду была оговорена в трудовом соглашении.

ВНИМАНИЕ! Если договор аренды заключается на срок более года, его нужно регистрировать в Росреестре.

Невыгодная компенсация

В рамках трудового договора, заключенного с сотрудником, компания вправе воспользоваться другим вариантом. В договоре может быть предусмотрена выплата работникам денежной компенсации за съем жилья. Однако, как показывает практика, этот способ наиболее опасный.

Налоговое ведомство в своем письме от 12 января 2009 г. № ВЕ-22-3/6 полагает, что подобные начисления не являются оплатой за выполнение трудовых функций и направлены на удовлетворение личных потребностей работника в жилье. Таким образом, ссылаясь на пункт 29 статьи 270 НК РФ, специалисты не считают возможным учесть данные расходы в целях налогообложения прибыли.

Не подлежит сомнению

Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не облагаются НДС.Следовательно, оплата за съемное жилье для сотрудников производится без учета НДС.

Если же компания решит поступить наперекор, то следует понимать, что скорее всего .

При этом по мнению ряда экспертов, доказать свою правоту будет не так уж и сложно – многое будет зависеть от грамотной трактовки некоторых законодательных документов. К тому же в подобных спорах нередко на сторону налогоплательщиков встают и арбитры (постановления ФАС Центрального округа от 29 сентября 2010 г. № А23-5464/2009А-14-233, ФАС Московского округа от 30 июля 2010 г. № КА-А41/8336-10 и ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. № А56-47663/2006). Судьи обосновывают свою позицию следующим образом: расходы на жилье осуществляются не для удовлетворения личных потребностей работников, а с целью обеспечения производственного процесса.

Как выбрать надежную строительную компанию?

От задержки сдачи новостройки в эксплуатацию не застрахованы даже очень крупные и стабильные компании. Проблемы могут быть из-за коммуникаций или нововведений в законодательство РФ. Федеральный 214-й закон защищает дольщиков, но покупка квартиры в заведомо безнадежном долгострое, по цене ниже рыночной — дело рискованное. Специалисты независимого портала недвижимости 23Квартиры.ру бесплатно проконсультируют по всем интересующим комплексам Краснодара и порекомендуют надежные строительные компании. Для получения информации нужно оставить заявку по форме сайта или позвонить по номеру телефона, указанному в шапке страницы сайта.

Золотая середина

Существует также и третий, по мнению многих специалистов, наиболее компромиссный вариант. Оградить себя от лишних проблем очень просто – компания может не вносить в заключаемый с работником трудовой договор сведений об оплате жилья. Организации достаточно будет установить такой размер жалованья, который позволит сотруднику самостоятельно решать квартирный вопрос.

Пожалуй, это единственный вариант, который не вызовет проблем при учете расходов и расчете налога на прибыль. Не возражают против такого расклада ни Минфин России, ни арбитры.

Подколзина Вера

Частым случаем выселения из служебной квартиры, предоставленной администрацией муниципального образования, является прекращение трудового договора или контракта, на основании которых предоставлялось жилье. Иск о выселении становится неприятным сюрпризом, в частности, для ушедших в отставку сотрудников полиции и членов их семей, которые вдруг узнают, что из муниципальной служебной квартиры их хотят выселить без предоставления другого жилья.

В соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 (в ред. от 1 октября 2004 г. с изменениями от 16 марта 2013 г., далее – Типовое положение), сотрудник, прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилья со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Кроме того, в п. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Нередко органы МВД на местах, желая облегчить себе жизнь, просят администрацию муниципального образования предоставить жилье их сотруднику. В связи с этим важно отметить, что на квартиру, предоставленную горадминистрацией, нормы Типового положения не распространяются.

К примеру, два оперуполномоченных, всю жизнь прослуживших в одном отделе, получили служебные квартиры. Первый – от МВД, второй – от муниципалитета города, где располагается ОВД. В итоге первый, прослужив 10 лет, сохранит за собой служебную квартиру, а второй после выхода на пенсию должен вернуть квартиру администрации города и выселиться «в никуда».

Понимая, что доводы о честной многолетней службе и отсутствии у семьи выселяемого другого жилья суд не примет во внимание, мы, адвокаты, вынуждены искать пороки в механизме предоставления служебной квартиры администрацией города. Расскажу об одном из них, выявленном в ходе изучения материалов дела, на основании чего было установлено, что квартира не являлась служебной.

Судебные прецеденты по таким делам редки, но в литературе описаны. В некоторых случаях квартиры служебного найма суды признают квартирами социального найма (см., например, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 августа 2014 г.; определение Приморского краевого суда от 19 января 2012 г. по делу № 33-143).

Памятуя о том, что лучшая защита – это нападение, защищая права получивших иск о выселении из служебной квартиры доверителей – капитана полиции В. и членов его семьи, а также майора полиции К. и членов его семьи, я обратилась в суд со встречным исковым заявлением к горадминистрации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также об обязании ответчика заключить с каждым из указанных лиц договор социального найма.

Отмечу, что нередко администрации муниципальных образований, упрощая себе жизнь, не регистрируют в регистрирующих органах принадлежащие им жилые помещения как квартиры служебного найма. В результате получается, что на квартиру имеется полный пакет документов – и решение администрации о наделении квартиры статусом «служебная», и доказательства предоставления семье квартиры именно как служебной. Не хватает «мелочи» – квартира как служебная госрегистрацию не прошла. А это означает, что она таковой не была (часто предполагается, что никто и никогда не потребует в рамках гражданского дела о выселении регистрационные документы на квартиру; в итоге людей продолжают выселять).

Итак, на момент предоставления спорных квартир на условиях типового договора найма служебного жилого помещения у них в силу отсутствия соответствующей госрегистрации не появился статус служебного жилья. При таких обстоятельствах распоряжение главы муниципального образования о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям и предоставление как служебной были незаконными, договор найма служебного жилого помещения был заключен необоснованно, без соблюдения требований законодательства. Предоставление жилого помещения могло осуществляться администрацией только с целью улучшения жилищных условий доверителя – т.е. по договору социального найма. Следовательно, с момента заключения с моими доверителями типового договора найма служебного жилого помещения они фактически пользовались квартирами на условиях социального найма.

Хотя в материалы дела горадминистрацией были представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК РФ (о наличии статуса служебного жилого помещения), спорное жилье, на мой взгляд, не могло использоваться по договору найма специализированного жилья.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, а каждый раздел, в свою очередь, содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на него, а также имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.

В связи с тем, что Приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит указаний о наличии в выписке из ЕГРП сведений о статусе жилья, при рассмотрении гражданского дела целесообразно, на мой взгляд, направлять в соответствующее Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии судебный запрос о том, имеет ли квартира статус служебного жилого помещения.

Единственным доказательством существования зарегистрированного права является госрегистрация (ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о госрегистрации недвижимости). Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее – Правила). Согласно п. 14 Правил «Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения».

С учетом того, что спорные квартиры не были зарегистрированы в органе госрегистрации прав на недвижимость как служебные жилые помещения, статус входящих в специализированный жилищный фонд они в установленном порядке не приобрели.

Как указывалось в решении Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 28 августа 2014 г., «учитывая, что жилое помещение в виде указанной спорной квартиры не было передано в оперативное управление УВД, в связи с чем не составляло его служебный жилищный фонд, предоставление истцу администрацией спорного жилого помещения не соответствовало условиям предоставления служебного жилья».

Оценив установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, констатировав нарушение определенного Правилами порядка отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, суд в описываемом случае пришел к выводу, что предоставление жилого помещения истцу могло осуществляться администрацией только с целью улучшения его жилищных условий – т.е. по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти – УМВД, суд признал несостоятельными, поскольку из смысла жилищного законодательства следует, что указанные лица должны быть обеспечены жильем по месту службы.

Таким образом, в жилищном законодательстве существует серьезный пробел. Чтобы его восполнить и уравнять правовое положение сотрудников полиции, получивших квартиры из ведомственного жилого фонда (фонда МВД) и от горадминистрации по просьбе МВД, следует, на мой взгляд, внести в законодательство уточнения, разъясняющие, что из служебных жилых помещений, предоставленных сотрудникам полиции по просьбе МВД горадминистрацией, лица с выслугой 10 и более лет не подлежат выселению. Кроме того, считаю необходимым последовательно формировать судебную практику по спорам, связанным с отсутствием госрегистрации служебной квартиры именно как таковой с применением по этому основанию негативных для горадминистрации последствий в виде признания помещения переданным по договору социального найма.

Читайте также: