Экономическая сущность налогов конспект

Опубликовано: 24.04.2024

Налоги - это обязательные платежи, которые выплачивают налогоплательщики (физические и юридические лица) в пользу государства по установленной законодательством ставке.

Налоги по своей сущности являются необходимым звеном общественных экономических отношений начиная с момента становления государственности. Развитие и преобразование форм государственного строя неизменно сопровождается изменениями в налоговой системе.

На современном этапе развития общества налоги представляют основную форму государственных доходов. Кроме данной исключительно финансовой функции налогов, механизм налогообложения применяется с целью экономического воздействия государственных структур на общественное производство, конкретнее на его структуру, динамику, а также на состояние научно-технического прогресса.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Экономическая сущность налогов 430 руб.
  • Реферат Экономическая сущность налогов 240 руб.
  • Контрольная работа Экономическая сущность налогов 190 руб.

Возникновение налогов связано с появлением товарного производства, а также с классовым разделением общественности.

Сущность налогов и налогообложения с экономической и юридической точек зрения

Налоги с экономической точки зрения представляют собой инструменты фискальной политики государства и одновременно являются методом косвенного регулирования на макроуровне важных экономических процессов.

Налоговые отношения с точки зрения юридической – это система таких специфических обязательств, которые с одной стороной представлены государством, а с другой стороны субъектами налогообложения, на которых возлагается обязанность осуществлять налоговые платежи в бюджет государства в соответствии с его действующим налоговым законодательством.

Обычно принято выделять два ключевых направления, регулирующих уровень доходности государства по налогообложению:

Первое направление состоит в накоплении налоговых платежей и тем самым формировании части бюджета. Второе направление - стимулирование определенных отраслей экономики и видов экономической деятельности. В этом направлении проявляется регулирующая функция налогов.

Налоговая система Российской Федерации представлена общей совокупностью сборов, налогов, пошлин и прочих обязательный платежей, которые взимаются с налогоплательщиков (физлиц и юрлиц) в установленном законодательством порядке.

Систему сущностных налоговых характеристик представим на рисунке.

Система налоговых характеристик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные функции налогов

  1. Функция фискальная. Данная функция обеспечивает формирование финансов государства нужных для реализации его социальной, бюджетной и прочих программ, а также необходимая для возможности существования институтов государства.
  2. Функция экономическая (социальная). Данная функция предназначается для справедливого социального перераспределения доходов по намеченным социально-экономическим приоритетам и уровню значимости субъектов. Таким образом данная функция отражает инструмент косвенного регулирования экономической системы.
  3. Функция регулирующая. Данная функция раскрывается в том, что налоги представляют собой инструмент влияния на систему воспроизводства (замедляя его темпы или наоборот стимулируя накопление капитала, платежеспособный спрос и т.д.).
  4. Функция контроля. Эта функция заключается в осуществлении контроля государством при помощи налогов доходов и расходов налогоплательщиков.

Для наглядности функции налогов отразим на рисунке.

Принципы российского налогообложения

Всеобщность – налоги охватывают все экономические субъекты, которые получают доходы.

Стабильность - устойчивость во времени налоговых ставок и видов налогов.

Равнонапряженность – обеспечение равного уровня нагрузки субъектов с одинаковыми доходами.

Обязательность - неизбежность выплаты налога в добровольном или принудительном порядке.

Социальная справедливость (горизонтальная и вертикальная) – обеспечение государством установления ставок налогообложения и налоговых льгот так, чтобы они ставили всех налогоплательщиков приблизительно в равные условия.

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: высоком

10.1. Налоги как экономическая категория

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира - начало Средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловленного расширением функций и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (ХVI-ХVIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), распространялось косвенное налогообложение. Одновременно формировались теоретические основы налогообложения. Законченная форма представления о налогах появилась в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и социально-политической жизни общества, т. е. налоговая теория представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой самой общей теорией налогообложения стала теория обмена, которая базируется на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и др.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория ( по -другому - теория общественного договора, теория публичного договора - С. Вобан, Ш.Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. была сформирована теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак-Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того, чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль ( регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смит предложил принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие монокапиталистических отношений в XIX-XX вв. - третий - четвертый этапы в эволюции налоговых форм и научных взглядов на налоги - сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем, основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях балансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков. В обществе превалировали взгляды, согласно которым государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, т. е. происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах русских экономистов И.М. Кулишера, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула и др. Несмотря на то что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т. е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.) налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 50-х годах XX в. М. Фридменом, принижала роль налогов (через налоги из обращения изымается "лишняя" денежная масса).

В теории экономики предложения, сформулированной в начале 80-х годов М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, налоги рассматривались как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность , а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

В нашей стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними так называемую систему отчислений в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Все сводилось к констатации текущих событий. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.П. Солюс и др., анализируя налоговые системы зарубежных стран, доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме. В трудах А.М. Александрова, А.М. Бирмана, Э.А. Вознесенского, В.П. Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая теория в Российской Федерации вновь стала развиваться с начала 90-х годов. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А.В. Брызгалина, И.В. Горского, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.Г. Русаковой, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др. Экономические преобразования в Российской Федерации требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории "налог" останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий - необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

Экономическая категория - это совокупность экономических отношений, которые должны обладать определенными признаками, позволяющими выделить ее из множества других.

Любая экономическая категория, по определению профессора Э.А. Вознесенского:

  1. должна быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;
  2. выражать реально существующие экономические отношения;
  3. иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим перечисленные признаки применительно к категории "налог". Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития общества. При уплате налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, часть их доходов отчуждается для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место , значит, налог - экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории.

Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, безэквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле (с точки зрения организационно-правовой формы) налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе Российской Федерации. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога:

Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйствен­ное и политическое явление. Он представляет собой обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах соб­ственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определен­ных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических, лиц, уплата которого является одним из усло­вий совершения в интересах плательщика государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу разреше­ний (лицензий).

Признаками налога являются:

· императивность(безусловность, категоричность), которая озна­чает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода (согласно закону) государству, а в случае невыполнения обязан­ности последуют определенные законов санкции по ее прину­дительному изъятию;

· смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность госу­дарства (субъекта Федерации, местного самоуправления); обезли­чивается и используется государством по своему усмотрению;

· безвозвратностьи безвозмездностьпередаваемой части дохо­да, которые означают, что отданная часть дохода не возвратит­ся субъекту налога и он не получит никаких прав, в т.ч. право на участие в распределении отданной части своего дохода;

· легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с за­конных операций.

Налоги как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплателыциков).

Экономическая сущность налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо и в целом на '' народное хозяйство как единое целое.

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доход­ных источников пополнения казны, которые, во-первых, безвозмезд­но изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государ­ство не затрачивает средств.

Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влия­ние на экономическую и политическую жизнь государства опреде­ляются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуата­ции общества и по своей сути выступают одним из элементов гра­бежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это харак­терно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение нало­говой базы, повышение налоговых ставок и т.д.). С точки зрения формирования бюджетов налоги являются эко­номической составляющей, обеспечивающей решение задач (функ­ций), возлагаемых на государство, а именно:

· удовлетворение общественных потребностей на содержание ап­парата управления, органов безопасности, обороны, правопо­рядка, решение социальных проблем и т.д.;

· регулирование экономической деятельности субъектов хозяй­ствования и развитие инфраструктуры;

· решение вопросов освоения новых технологий, программ и про­изводств;

· обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в спо­собе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:

· фискальная (фиск — государственная казна);

· экономическая, или регулирующая.

Фискальная функция предполагает, что налоги являются дохо­дом государства и формируют доходную часть бюджетов различ­ных уровней государственной власти. Эта функция налогов являет­ся главной, т.к. она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

Экономическая, или регулирующая, функция налогов заключа­ется в воздействии налогов на общественно-экономические отно­шения в государстве. Налоги оказывают влияние на платежеспособ­ный спрос, предложение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникнове­нию противоречия между потребностями государства в увеличе­нии налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполне­ния им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их мате­риальное положение. Это противоречие является основным и счи­тается внешним по отношению к самой налоговой системе. Сущест­вуют и внутренние противоречия, заложенные в самой структуре налоговой системы.

Во-первых, многочисленность видов налогов и высокий уровень налогообложения не способствуют развитию экономики или про­изводительных сил.

Во-вторых, несправедливое распределение налогового бремени между различными группами налогоплательщиков ведет к возник­новению противоречий между ними. Так, неодинаковый уровень доходов может сопровождаться одинаковым уровнем (ставкой) обложения, или предоставление отдельным группам и налогопла­тельщикам различных льгот ставит в неравные условия налогопла­тельщиков на едином экономическом пространстве и в конечном счете усиливает противоречие между самими налогоплательщи­ками.

В-третьих, многоуровневая налоговая система перераспределе­ния налоговых ставок между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами, с одной стороны, и между бюджета­ми регионов и бюджетами местного самоуправления, с другой стороны, усиливает противоречие в сфере разделения налогов и на­логовых ставок по уровням бюджетных систем.

В-четвертых, анализ видов налогов и их структуры (элементов налогов) свидетельствует, что введение новых налогов (при неиз­менном количестве ранее принятых) ведет к росту цен на товары (продукты), особенно облагаемых данным видом налога, а бремя налогов распределяется в конечном счете между продавцом и поку­пателем с учетом соотношения спроса и предложения. Повышение налоговых ставок ведет к сокращению поступлений налогов в бюд­жет ввиду усиления тенденций ухода налогоплательщиков от упла­ты налога и т.д., что в последующем приводит к усилению противо­речия между налогоплательщиком и системой власти.

Элементы и структура налогов. Налог считается установлен­ным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогопла­тельщик) и элементы налога.

В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущ­ность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога.

Основными элементами налога являются:

· объект (предмет) налогообложения;

· единица (масштаб) налога;

· порядок и сроки уплаты налога и др.

Объект (предмет) налогообложения — этоимущество, при­быль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характе­ристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога— доход субъекта налога, из которого вно­сится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка — размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад— сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в со­ответствующий бюджет.

Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта (пред­мета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и вы­раженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и дру­гих единицах, измерения.

Сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Налоговая льгота— снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к дру­гому плательщику налога.

Налоговый период календарный год или иной период време­ни, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма на­лога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Срок уплаты налога— срок, в который уплачивается налог. Он оговорен в законе; за.его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового пла­тежа. Элементы налога составляют структуру налога, которая харак­теризуется: зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов; влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога; зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т.д.

Принципы налогообложения. Среди множества принципов, по­ложенных в основу налогообложения, выделяют наиболее харак­терные и существенные, к которым можно отнести следующие.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законом налого­вый период.

Принцип всеобщности означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности означает, что налогоплательщик пе­редает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип возвратностиозначает, что налоги должны быть исполь­зованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.

Принцип территориальностиналогообложения субъектов на­лога как юридических и физических лиц означает, что налогом об­лагаются только те доходы (объекты налогообложения) налогопла­тельщиков, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Однако данный прин­цип не соблюдается ни одним из государств.

Принцип справедливости означает, что каждый налогоплатель­щик должен платить с дохода только 1 законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминаци­онного характера по отношению к субъекту налога.

Принцип социальной справедливостиозначает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем организации и граждане с малыми доходами, в т.ч. с уче­том налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наименее обеспеченной части населения государства.

Принцип пропорциональностиозначает, что с каждого налого­плательщика взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), т.е. взимание налога производится в равных долях от дохода.

Принцип прогрессивностиозначает, что с ростом доходов нало­гоплательщиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с пря­мой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (до­ход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

Принцип дифференцированностивзимания налогов с субъек­тов налога предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собствен­ности, гражданства и места происхождения капитала, носит диск­риминационный характер и находится в противоречии с принци­пом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивностивзимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увели­чения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и другими принципами.

Принцип самообложениязаключается в том, что субъект нало­га самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех выче­тов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму налога, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.

Принцип соразмерностиозначает, что налог с дохода налого­плательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного минимума.

Принцип резидентствапредусматривает деление всех налого­плательщиков на резидентов и нерезидентов, т.е. в системе налого­обложения действует принцип проживания или нахождения субъек­та налога на территории данного государства.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций) за счет поступления налоговых средств в бюджет.

Способы и методы уплаты пологов. Существуют следующие способы уплаты налогов:

1) кадастровый способпредполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов);

2) декларационный способпредусматривает подачу налогопла­тельщиком в налоговые органы официального заявления — дек­ларации о величине объекта обложения, В налоговую деклара­цию включают сведения о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядок исчисления налогового оклада;

3) административный способпредполагает исчисление и изъя­тие у источника образования объекта обложения. Данный спо­соб применяется при исчислении налога на доходы физических лиц, налога с доходов по ценным бумагам и т.д.

Методы уплаты налога:

1) наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

2) безналичным платежом, при котором существует перечисле­ние через банк со счета клиента на счет бюджета

3) гербовыми марками, т.е. оплата налога посредством покупки плательщиком специальных марок и наклейкой их на официальный документ, после чего он имеет законную силу;

4) продукцией, произведенной 1 налогоплательщиком или специаль­ными действиями (например, посадка лесных саженцев в счет лесного налога).

При таком подходе налог как экономическая категория считается определенной разновидностью производственных отношений, С точки зрения экономики налоги — это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (ими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

Налоги и налогообложение, безусловно, играют большую роль в современной экономической системе, но объяснение института налогообложения исключительно с позиции экономики — весьма однобокий и в некотором роде ущербный подход.

По мнению экономистов, государство всегда заинтересовано в максимальном размере налогов, а налогоплательщик, наоборот, прилагает усилия по снижению размеров своих налоговых отчислений или вообще по уклонению от их уплаты.

Рассматривая налоги как исключительно экономическую категорию, мы не сможем объяснить данный парадокс, и вынуждены ограничиться признанием существующей проблемы как «неизбежного зла», присущего системе налогообложения. Весьма сложно будет объяснить и роль налогообложения в современном обществе, избравшем гуманистические, демократические принципы развития, предполагающие отказ от произвола и насилия государства над личностью.

Напомним, что согласно базовому общенаучному принципу ни один из элементов системы не может иметь принципиально иного содержания, нежели все остальные ее элементы, и их деятельность не должна идти вразрез с едиными задачами и целью функционирования системы. Кроме того, ни один из 10

элементов системы не может приобретать большего значения, чем вся система в целом.

Рассматривая налоги в контексте экономической системы, следует признать, что по ряду основных характеристик, как то: цель, основные задачи, объекты, система налогообложения коренным образом отлична от аналогичных характеристик системы экономики и системы финансов.

Все экономические объекты имеют строго определенное материальное выражение. Основная цель экономической деятельности состоит в получении самым эффективным методом наибольшего количества прибавочного продукта.

Облегчению механизма экономических взаимоотношений способствует финансовая система. Благодаря ей у любого объекта экономики появляется своя оценочная стоимость, выраженная в форме его отношения к национальной валюте. Финансовые отношения происходят также в материальной плоскости путем обмена объектов экономики на их финансовый эквивалент, имеющий определенное материальное выражение. Одним из результатов внедрения финансовой системы стало повышение эффективности экономических взаимоотношений между субъектами, что привело к сокращению их накладных расходов и возникновению возможности увеличить количество прибавочного продукта.

В отличие от финансовых и экономических объектов налоги имеют ярко выраженный абстрактный характер. Налоги не имеют конкретного материального выражения, их нельзя потрогать или увидеть. Выражение «уплатить налоги», например, не равноценно словосочетанию «уплатить деньги». Уплата налога прежде всего означает исполнение гражданином своей обязанности по уплате налога. При этом форма исполнения обязанности определена далеко не всегда. Она может быть связана как с перечислением особой денежной суммы, так и с передачей части произведенной дантлм лицом продукции в ходе своей экономической деятельности.

Неразрешимый в сугубо экономическом контексте «парадокс налогообложения» имеет весьма логичное решение, если взглянуть на эту проблему более широко.

Ответ о причинах возникновения подобных расхождений между системой налогообложения и системой экономики в целом можно найти путем применения методики историко-логического моделирования.

При таком подходе модель возникновения и развития взаимоотношений экономической, финансовой и налоговой систем будет выглядеть следующим образом.

Начальный этап существования экономических отношений связан с производством (добычей) и потреблением определенных материальных ресурсов (для их обозначения наиболее подходит понятие «товар»).

Разделение труда, пришедшее на смену этапу универсального производства, обусловило необходимость организации системы обмена недостающей продукцией между экономически активными субъектами. Первоначальный обмен происходил исключительно по схеме «товар на товар». Именно на данном этапе в наибольшей степени проявилась основная цель экономической деятельности — производство наибольшего количества востребованной продукции при максимальном сокращении издержек.

Дальнейшее развитие экономических отношений привело к.значительному увеличению видов востребованной продукции и тем самым серьезно усложнило процесс ее обмена между производителями и потребителями.

Решить эту задачу позволило создание финансовой системы. В общем виде ее роль сводилась к определению универсального объекта обмена и определению стоимостного отношения всех существующих товаров по отношению к нему. Необходимо отметить, что на разных этапах развития общества, роль универсального объекта обмена выполняли как отдельные виды товаров (например, золото, серебро, медь), так и специально созданные финансовые объекты и инструменты (деньги, долговые расписки, векселя). Благодаря появлению финансовой системы стала возможна реализация схемы обмена по принципу «товар — деньги — товар».

Несмотря на развитие финансовой системы, в современной экономике до сих пор сохранились и бартерные операции — более древняя, сугубо экономическая система обмена товара на товар без использования каких-либо финансовых инструментов.

Вышеописанная система общественных экономико-финансовых взаимоотношений в целом является самодостаточной и не требует создания иных вспомогательных систем.

Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос о причинах создания системы налогообложения.

Предпосылки формирования системы обязательных изъятий из системы производства и потребления (т.е.

логообложения) лишь косвенным образом связаны с потребностями, целями и задачами общественно-экономической деятельности. Возникновение системы налогообложения стало необходимым условием создания и функционирования системы государственной власти. Передача обществом государству целого ряда полномочий, связанных в том числе с обеспечением охраны общественного порядка, законодательным регулированием общественной жизни, потребовало выделения соответствующих ресурсов. В то же время, обладая столь серьезными полномочиями, государство не могло вести экономико-финансовую деятельность наравне с иными экономическими и финансовыми субъектами.

Решение возникшей задачи было достигнуто путем создания системы обязательного налогообложения. На определенном этапе исторического развития все субъекты, осуществляющие экономическую и финансовую деятельность, приняли обязательство по отчислению в адрес государства или его представителей конкретной доли имеющихся в их распоряжении товарно-материальных ценностей в обмен на гарантии выполнения государством своих обязательств перед обществом. Еще раз обратим внимание, что этот исторический этап лишь косвенным образом зависел от экономических и финансовых предпосылок. Возникновение налогообложения не имеет прямой взаимосвязи с развитием финансовых отношений в обществе, и его механизмы могут выполнять спои функции даже в отсутствие финансовой системы. Главной причиной появления системы принудительных изъятий является начало формирования в обществе институтов государственной власти, наделение их специальными полномочиями, требующими особых затрат общественных ресурсов.

С развитием системы налогообложения в целях упорядочения исполнения товарно-материальных потребностей государства, а также повышения эффективности использования переданных обществом государству ресурсов была создана система, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств стал именоваться бюджетным процессом.

Следует отметить, что потребности государства для исполнения своих обязательств перед обществом на определенных исторических этапах весьма существенно менялись, и поэтому наполнение государственного бюджета могло производиться не только финансовыми, но и отдельными экономическими ресурсами.

На современном этапе нельзя говорить о полностью финансовом характере бюджетного процесса. Хотя бюджет современного государства чаще всего имеет именно финансовое выражение, отдельные элементы бюджетного процесса не обладают четкой финансовой формой либо им свойственна смешанная сущность. Наиболее ярко такая особенность современного бюджетного процесса проявляется на стадии формирования бюджета. В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются не финансовые, а именно налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономиче-ский механизм формирования бюджета),

В то же время часть государственных доходов формируется и благодаря сугубо финансовым или даже экономическим механизмам. Примером формирования доходной части государственного бюджета при помощи финансовых механизмов может служить поступление арендной платы за пользование государственной собственностью, экономических — получение дохода от введения и использования механизма государственных монополий.

Соответственно исполнение обязанности по уплате налогов не носит однозначной привязки к финансовой или экономической деятельности. На определенных исторических этапах исполнением налоговых обязательств признавались не только выплата в адрес государства конкретной денежно-финансовой суммы, но и передача конкретных товарно-материальных ценностей.

Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Таким подходом в понимании взаимоотношения налогообложения и финансов, налогообложения и экономики объясняется и тот факт, что далеко не всегда цели налогообложения совпадают с целями и задачами экономико-финансовой деятельности, а зачастую и прямо идут вразрез с ними.

Со временем, как в экономике, так и в системе финансовой деятельности были выработаны механизмы опенки воздействия на них различных налоговых факторов.

лиза, очевиден вывод о том, что они предназначены прежде всего для исследования внешнего, а не внутрисистемного воздействия.

Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Использование в рамках экономической или налоговой деятельности методик, характерных для финансовой сферы, указывает лишь на тесную взаимосвязь этих систем, но не на их взаимозависимость.

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Подобный подход в полной мере реализован в формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук единой комплексной налоговой науки, получившей название — форосология.

Форосология (от греч, foros— налог и logos— учение) — это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Налоги подразделяются на несколько видов.

Прямые и косвенные

Налоги делятся на прямые, т.е. те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства, и косвенные, т.е. налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные.

К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[1]. (См. Прогрессивное налогообложение).
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента ставка падает и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Ø Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и. д.

Ø Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Ø Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Ø Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

В современном государстве налоги играют наиважнейшую роль в функционировании и благополучии страны, региона и соответственно каждого города. В сложное для нашей страны время налоги являются одними из главных рычагов в улучшении экономической, политической стабильности.

Стабильность правоотношений, государственная гарантия свободы, благополучие и экономическая надежность в развитии страны во многом зависят от экономической сущности и функции налогов. Надо сказать, что неправильный подход к этому вопросу, как правило, приводит к инфляции, кризису, падению экономики, безработицы.

В основе любой стабильности лежит соблюдение принципов законодательства (в том числе и налогового законодательства), при этом суммы денежных средств, изымаемых законно в пользу государства, не должны достигать той отметки, при которой ухудшалось бы материальное положение налогоплательщика и нарушались его права и принципы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации. С другой стороны, суммы изъятий должно хватать для реализации основных задач и функций государства.

Таким образом, нарушение баланса между налогоплательщиком и государством может создать экономическую и социальную напряженность в стране.

В результате появляются:

  • высокий уровень налоговых правонарушений,
  • уменьшение процента собираемости налога,
  • экономическая нестабильность и хаотичность в налоговых отношениях.

Для пресечения таких негативных последствий государство должно действовать по принципу сочетания как своих интересов, так и интересов населения в лице налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций).

Проанализировав основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг., можно сделать выводы, что в среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость государства[2].

Существующая система налогообложения выполняет свои главные функции: фискальную, контрольную, поощрительную, регулирующую и распределительную (социальную)[3].

В кризисный период, особое значение имеет распределительная (социальная) функция. Резкое расслоение общества по уровню дохода – угроза стабильности, тревожный сигнал для государства. Благодаря перераспределению общественного продукта между различными категориями населения, в целях снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе можно предложить несколько внедрений в налоговую систему:

  • табачные изделия,
  • повышение налогового бремени на богатые слои населения,
  • повышение ставок на товары, вредные для здоровья, такие, как алкоголь, и использование льгот по налогам для малоимущих слоев населения.

В современном обществе налоги должны представлять собой инструмент органов публичной власти, направленный на нивелирование социальных противоречий между высоко- и низкодоходными категориями населения и на уменьшение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.

Использование налогов является одним из экономических методов управления и самое главное - обеспечением взаимосвязи государственных интересов с интересами связанных на коммерческой основе индивидуальных предпринимателей и организаций. Государство должно пытаться минимизировать налоговое бремя налогоплательщиков.

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней.

Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности. Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана.

Для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)[4].

То, как осуществляется налогообложение субъектов малого бизнеса, имеет огромное значение для развития экономики государства: ведь высокие налоги и сложные схемы снижают привлекательность предпринимательства, вынуждают небольшие фирмы уходить «в тень», а некоторые вообще прекратить деятельность. Главная же задача эффективного налогообложения - не допустить этого, а, наоборот, стимулировать развитие малого бизнеса.

Деятельность мелких фирм и частных предпринимателей регулируется ФЗ «О развитии малого предпринимательства. » № 209 от 24.07.2007 (посл. изм. от 29.12.15).

В соответствии с этим нормативным актом к сегменту малого бизнеса относятся юридические лица и предприниматели, которые отвечают следующим критериям:

  • доля других обществ в их учредительном капитале не превышает 25%;
  • среднегодовая численность работников в штате предприятия не больше 100 человек включительно;
  • годовой размер выручки не должен превышать 800 млн руб. (в соответствии с недавним постановлением Правительства РФ от 13.07.15 г.).
  • Налоги для малого бизнеса должны стимулировать развитие этого сегмента экономики с тем, чтобы:
  • активизировать развитие инновационных видов деятельности;
  • повысить привлекательность занятия бизнесом среди населения, чтобы в итоге снизить уровень безработицы;
  • обеспечить рост квалификации работников, занятых в сегменте малого предпринимательства;
  • способствовать притоку зарубежных и отечественных инвестиций в сегмент малого бизнеса;
  • повысить уровень конкуренции на рынке, а значит, стимулировать рост качества предоставляемых услуг и реализуемой продукции.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу разработаны на законодательном уровне, так как это является необходимым для четкого определения малых предприятий при оказании государственной поддержки развития малого бизнеса, а также это нужно для применения налогообложения малого бизнеса.

С 2016 г. с целью снижения налоговой нагрузки местные органы власти получили право уменьшать ставку налога в зависимости от частного предпринимателя и вида его бизнеса.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента появления государства, ибо развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Каждый из нас знает, что в современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система также является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что система налогообложения должна быть переориентирована на приоритет интересов развития экономики нашей страны, с дополнением мер по организационно-методическому совершенствованию функционирования самих налоговых органов. Всё это будет способствовать повышению эффективности налогового регулирования, созданию необходимых предпосылок для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. В обществе должна быть создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании того, что существование налоговой системы и установленные государством правила взимания конкретных налогов — экономическая необходимость. Бесспорно, без всего этого экономический подъем России просто невозможен.

Но при этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство — не то, которое имеет много доходов, а то, которое дает возможность иметь много доходов обществу».

[1] Налоговая политика государства: Учебник и практикум для академи­ческого бакалавриата / Под ред. Н. И. Малис. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 61.

[2] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. URL: http://minfin.ru/

[3] Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник / Под общей ред. В.Ф. Тарасовой. 3-е изд. 2016. С. 14-16.

Читайте также: