Сотрудник налоговой полиции тиунов проводя проверку

Опубликовано: 11.05.2024

Одна из самых распространенных проверок, проводимых налоговым органом, − это выездная налоговая проверка. ВНП является самой долгой по сроку и самой доскональной по глубине проверочных мероприятий. В первом полугодии 2017 года совместными была четверть проверок, в 2018 году подобных проверок уже треть. Давайте разберемся, как на практике работает тандем ФНС и МВД, и будем использовать эти знания в будущем.

Процедура принятия решения о ВНП

Когда налоговый орган принимает решение о проведении ВНП, он направляет налогоплательщику Решение, в котором в том числе указан перечень лиц, принимающих участие в проверке. Если с полномочиями сотрудников налоговых органов все понятно, то в части полномочий сотрудников полиции возникает ряд вопросов, ответ на которые попробуем найти.

Процесс привлечения сотрудников полиции к ВНП регламентирован ст. 36 Налогового кодекса РФ и п. 28 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

На основании указанных положений разработана и введена в действие совместная Инструкция «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», утвержденная приказом МВД России № 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (далее – Инструкция). Она состоит из трех разделов и содержит в себе основные принципы организации взаимодействия указанных органов. Из данного документа следует, что сотрудники органов внутренних дел принимают участие в ВНП на основании мотивированного запроса налогового органа. Исчерпывающий перечень подобных оснований приведен в п. 8 раздела 2 Инструкции:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
  • назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;
  • необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Кроме того, указанный перечень уточнен Письмом ФНС России от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 (согласованного с МВД России) в котором выделены три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции:

  • При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.
  • При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ (например, «миграция» организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок» и т.п.).
  • При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 УК РФ).

Особенности совместной проверки сотрудниками ФНС и МВД

Особенностью производства ВНП с привлечением правоохранительных органов является то, что сотрудники полиции в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля и получения информации, которые предоставлены им Законом «О полиции», а также Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Установленный порядок не обязывает налоговый орган знакомить налогоплательщика с текстом и мотивацией запроса о привлечении к проверке сотрудников органов внутренних дел. Поэтому узнать, по какому конкретно основанию привлечены сотрудники полиции, на этапе ознакомления проверяемого лица с Решением о проверке невозможно. Однако данные привлеченных сотрудников полиции в обязательном порядке должны быть указаны в Решении. В случае отсутствия этих сведений участие сотрудников полиции в ВНП незаконно. Если налоговый орган принял решение о привлечении сотрудников полиции в процессе ВНП, изменения в части состава проверяющих вносятся в Решение.

Неправомерные действия сотрудников ФНС И МВД при проведении ВНП

Давайте рассмотрим ряд моментов в работе сотрудников полиции при ВНП, которые являются спорными, выходящими за рамки их полномочий и подлежащими обжалованию в установленном порядке.

В акте по результатам выездной налоговой проверки отсутствуют подписи сотрудников правоохранительных органов, принимавших участие в выездной проверке налогоплательщика.

В уже упомянутой Инструкции, подпунктами «в» и «г» пункта 8 предусмотрено, что сотрудники полиции привлекаются к участию в ВНП для осуществления конкретных действий. Говоря простым языком, подпункт «в» предусматривает их участие, как специалистов, а подпунктом «г» сотрудникам полиции отводятся только функции обеспечения физической защиты.

В свою очередь из содержания пункта 16 Раздела 3 Инструкции, следует, что акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.

Таким образом, при отсутствии подписей участвующих сотрудников полиции в акте можно сделать вывод о том, что они привлекались лишь для производства конкретных мероприятий, либо для осуществления физической защиты сотрудников налогового органа. В случае, если налогоплательщик понимает, что сотрудниками полиции в рамках ВНП был проведен ряд каких-либо не единичных мероприятий, они активно участвовали в производстве ВНП на протяжении всего периода времени, однако в акте их подписи отсутствуют – это повод для обжалования, как самого акта, так и действий сотрудников полиции.

В ходе проведения ВНП сотрудники полиции вызывают сотрудников компании на опрос, либо присутствуют при его производстве сотрудником налогового органа.

Налоговым кодексом РФ четко регламентирован порядок и производство опроса. Из положений, закрепленных в ст. 90 и 99 НК РФ следует, что опрос производится должностным лицом налогового органа также, как и право подписи протокола опроса отводится только должностному лицу налогового органа, иные случаи в положениях Налогового кодекса РФ не закреплены. Возложить свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае – опроса) по НК РФ также нельзя.

Таким образом, производство опроса сотрудниками полиции в рамках производства ВНП не может быть мотивировано и основано на законе.

« […] в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию».

Таким образом, отсутствие ссылки в направленном в Ваш адрес запросе данных на проводимую проверку (номер КУСП и дату регистрации), либо ссылки на требования п.п. 10 и 29 ст. 13 ФЗ «О полиции» является основанием ставить под сомнения обоснованность запроса.

Здесь необходимо иметь в виду статью 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которой предусмотрено, что обязательны для исполнения только законные требования должностных лиц, осуществляющих ОРД. Однако, если при вызове на опрос, либо в запросе о предоставлении информации отсутствуют ссылки на обоснование предъявляемых требований, можно предположить, что данные требования не мотивированы и не основаны на законе.

В любом случае, даже указанные законные основания вызова на опрос сотрудниками полиции не могут применяться в рамках проводимой ВНП.

Аналогично и в случае нахождения сотрудника полиции при опросе, производимом должностным лицом налогового органа. Опрашиваемое лицо вправе знать основания привлечения к опросу сотрудника правоохранительных органов и, если таковые отсутствуют, может отказаться от дачи объяснений в его присутствии.

При этом, не стоит забывать о наличии права любого гражданина отказаться от дачи каких-либо объяснений, гарантированное Конституцией Российской Федерации. В таком случае отказ не влечет за собой какой-либо ответственности.

Сотрудники полиции привлечены и выступают в качестве специалистов.

Инструкцией также предусмотрено, что сотрудники правоохранительных органов могут привлекаться для конкретных действий в качестве специалистов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 96), в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, то есть лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела.

Таким образом, логично выдвинуть к должностному лицу, привлеченному в качестве специалиста в целях изъятия, либо осмотра компьютерной информации налогоплательщика, требование подтвердить наличие соответствующих специальных познаний (например, диплом или иной документ, подтверждающий его компетентность в указанной сфере деятельности). Мотивировать данное требование просто – это опасение, что некомпетентное лицо может повредить или уничтожить электронную информацию в процессе ее изъятия. Сотрудники экономической безопасности специалистами в области изъятия компьютерной информации не являются, таковыми могут выступать специалисты/эксперты экспертно - криминалистических центров МВД России, но и у них можно потребовать подтверждения соответствующих квалификационных знаний в данной области.

Что делать в случае совместной проверки?

  1. Внимательно ознакомьтесь с Решением о проведении ВНП. Если к участию в проверке привлечены сотрудники полиции, их должности и данные обязательно будут там указаны.
  2. Если в Решении отсутствуют данные сотрудников полиции, однако они принимают активное участие в ВНП, проверьте их подписи в акте, составленном по результатам ВНП.
  3. Если в акте отсутствует подпись участвующего сотрудника полиции – значит, он привлекался для конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалиста и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.Если привлеченные для указанных действий сотрудники полиции проводили иные мероприятия, не связанные с тем, для чего они были привлечены в рамках ВНП, обжалуйте эти действия как незаконные.
  4. Если привлеченный сотрудник полиции производит выемку электронных носителей и (или) информации, содержащейся на электронных носителях, убедитесь, что он является специалистом в данной области и обладает соответствующей квалификацией (например, сотрудник экспертно-криминалистического центра МВД России).
  5. Если сотрудник полиции присутствует при допросе в налоговом органе, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» либо на основании ст. 51 Конституции РФ.
  6. Если у вас возникли сомнения в законности действий сотрудников полиции, вы можете обжаловать их в вышестоящий орган внутренних дел, надзирающему прокурору, либо в судебном порядке.

Может так случиться, что ознакомившись с решением о проведении выездной налоговой проверки в отношении Вашей организации, Вы заметите, что в состав проверяющей группы включен сотрудник полиции. Имеет ли на это право налоговая инспекция, влечет ли это к каким-то особенностям в проведении выездной проверки, и что все это значит для Вашей организации. Читайте об этом в настоящей статье.

Мотивы налоговой инспекции на привлечение полиции

1. Необходима помощь полиции в проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

2. Выездная (повторная выездная) проверка назначена на основании материалов о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, полученных из полиции в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ.

3. Необходима помощь полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.).

4. Необходима помощь полиции в обеспечении безопасности налоговых инспекторов, проводящих проверку.

Перечень составлен по степени убывания полномочий полицейских. Меньше всего полномочий у полицейских, которые обеспечивают безопасность инспекторов. У полицейских, участвующих в конкретных мероприятиях налогового контроля чуть больше прав. Их действия ограничены поставленной задачей. Полицейские могут участвовать в выездной проверке и на равных правах с налоговыми инспекторами (пункты 1. и 2.).

Привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговые органы могут как с начала выездной проверки, так и в процессе ее проведения. При этом Вам должно быть представлено на ознакомление Решение о проведении проверки с изменениями в части, определяющей состав контролеров. Отмечу, что к участию в камеральных налоговых проверках сотрудники полиции привлекаться не могут.

Оперативно-розыскные мероприятия

Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом о полиции, а также Законом об оперативно-розыскной деятельности.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Проведение таких мероприятий позволяет существенно повысить эффективность выездной налоговой проверки. Тем не менее, Вы должны знать, что применяются они не всегда. ФНС России в своем Письме от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 выделила три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции и использования ими оперативно-розыскных мероприятий:

1. При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.

2. При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 Уголовного кодекса РФ (например, "миграция" организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок»и т.п.).

3. При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

В итоге

В целом, выездная налоговая проверка при участии сотрудников полиции проводится и оформляется в том же порядке, что и обычная (ст. 100 НК РФ). Налоговые инспекторы составят три экземпляра акта. Акт должен быть вручен Вам под роспись в течение 5 рабочих дней с момента его составления. Его подписывают все проверяющие (за исключением оперативников, которые участвовали в проведении конкретных действий или работали телохранителями). Первый экземпляр акта хранится в ФНС, второй - в полиции, а третий остается у Вас. При этом Вы имеете право в течение 15 рабочих дней после получения акта обжаловать его в общем порядке. Решение по результатам проверки принимает руководитель ФНС или его заместитель.

  • Налоговый кодекс РФ (часть 1), Глава 14 «Налоговый контроль».
  • Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012).
  • Федеральный Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ.
  • Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 г. N 495/ММ-7-2-347 (Приложение №1).

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

Эффективность налогового контроля увеличивается с каждым годом, количество проверяемых предприятий уменьшается: число выездных налоговых проверок в 2019 году сократилось по сравнению с 2018-м на 23%, а сумма доначислений существенно выросла. О том, как не попасть в план налоговых проверок, каким образом ФНС ищет «жертву», в своем авторском материале рассказала кандидат экономических наук, управляющий партнер Аудиторской фирмы «Палладиум» Альбина Губайдуллина.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными
Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными Фото: Сергей Елагин

НАЛОГОВИКИ ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮТ «ЖЕРТВУ»

Есть заблуждение, что ФНС инициирует выездную налоговую проверку (ВНП) раз в три года. Отсюда принцип «три года поработаем, а потом компанию поменяем». И он обречен на провал. Во-первых, в настоящее время и камеральные проверки мало чем отличаются от выездных и дают возможность сотрудникам ФНС проводить осмотры, получать объяснения от сотрудников и доначислять. А выездные проверки могут проводиться как ежегодно, так и, напротив, раз в 10 лет.

Во-вторых, судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения не только к субсидиарной ответственности, но и взыскания с компаний-клонов. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, бизнес дает налоговому органу основание привлечь его по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными, а значит, к ним надо готовиться и тщательно выбирать «жертву», чтобы не только доначислить налоги, но и взыскать их.

Сегодня большая часть налогового контроля проводится в процессе предпроверочного анализа с использованием мощнейшего технического потенциала ФНС. По его результатам налоговая определяет целесообразность выхода на ВНП.

На сайте ФНС декларируется, что сокращение общего количества проверок обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок. Программы на основании алгоритмов присваивают уровни риска и без участия специалистов рассылают налоговые требования и уведомления, а также еще до проведения проверки подсказывают проверяющим, где и что искать. Выявив связи, с использованием внутренних ресурсов инспектор анализирует информацию из открытых источников: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях, которые прямо или косвенно свидетельствует о взаимозависимости и подконтрольности одному субъекту. Важно отметить, что суды принимают результаты автоматического контроля ФНС в качестве доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, её учредителей и руководителей
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей Фото предоставлено фирмой «Палладиум»

«У ЛЮБОГО БИЗНЕСА ЕСТЬ ДВА СЛАБЫХ МЕСТА»

Сейчас есть устойчивая тенденция: развитие технологий big data* позволяет обрабатывать и классифицировать огромные массивы информации без прямого участия человека. Несмотря на это, именно человеческий фактор является определяющим в вопросе полноты и качества контроля за налогоплательщиками.

У любого бизнеса перед налоговой проверкой есть два слабых места: сотрудники и документы. Именно на них и акцентирует внимание ФНС, собирая материалы, доказывающие факты «нетипичности» документооборота, отдельных договоров, проведение операций не в соответствии с внутренними правилами компании, а также оформление некоторых операций «доверенными» лицами руководства, отсутствие информации об отдельных операциях у людей, обычно ответственных за их оформление.

Основные задачи при предпроверочном анализе: выявление фактов взаимодействия проверяемой организации с однодневками; оценка стоимости проверки и соотношения ее с нормативом; оценка реальной возможности взыскать недоимку, в том числе с помощью привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц организации.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Важно понять, что, если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены
Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены Фото: Сергей Елагин

В ходе проведения предпроверочного анализа налоговый орган выявляет операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. К основным относятся:

  1. поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных средств);
  2. определение подконтрольных субъектов на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН) и признаков искусственного дробления бизнеса;
  3. выявление операций с оффшорными юрисдикциями.

Для доказательства схемы уклонения от уплаты налогов инспекторы устанавливают отсутствие финансово-хозяйственных операций и анализируют:

  1. наличие аффилированности (взаимозависимости) лиц;
  2. реальную схему организации бизнеса: кем фактически оказываются услуги и поставляется товар — ФНС пытается доказать, что работы выполнены сотрудниками организации, а не контрагентами или не выполнены вообще (с этой целью опрашиваются не только действующие, но и бывшие работники организации);
  3. документы, подтверждающие сомнительность операции, в том числе переписка, протоколы совещаний, журналы въезда и выезда и т. д., а также информацию из ГИБДД, использование которой позволяет легко проверить указанные в ТТН машины и реальность осуществленных перевозок;
  4. нахождение бизнес-единиц по одному адресу, общие контакты связи, наличие расчетных счетов в одном банке, отправка отчетности и банковских платежей с одних IP, MAC-адресов, нахождение товара на протяжении всей цепочки операций на одном и том же складе и т. д.;
  5. возможные затраты организации по аренде основных средств, в адрес контрагентов, руководителем которых является собственник-бенефициар бизнеса;
  6. контролируемые иностранные компании (КИК), участвующие в структуре организации;
  7. информацию, полученную оперативными подразделениями МВД.

Перечисленные признаки являются ключевыми для проведения выездных проверок, поскольку они обеспечивают налоговым органам прогнозируемые доначисления и предполагают отработанный порядок проведения контрольных мероприятий. Поэтому практически все силы инспекторов уходят именно на выявление рассмотренных нами признаков.

Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены. А кроме того, у налоговых органов есть широкий арсенал взыскания недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц, поскольку доначисления уже никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности бизнеса и направлен на грамотное определение стратегии налогового планирования. Лучше предотвратить, чем дорого и небезопасно исправлять последствия.

Сайт организации: afpalladium.com

Контактный телефон: 8 (800) 500-78-11

Налоговая проверка не всегда ограничивается пределами фирмы. Не найдя нарушений в документах, ревизоры могут учинить допросы среди сотрудников компании, нынешних и бывших. Насколько опасна такая «атака» налоговиков?

Обычная, в общем-то, история: честная фирма, легальная заработная плата, отсутствие связей с однодневками. И – бац! Налоговая проверка! Инспекторы, внимательно изучив документы компании и не найдя нарушений, приостановили контрольное мероприятие. Следом в организацию посыпались звонки от контрагентов и бывших сотрудников, которые наперебой рассказывали, что их вызвали в налоговую давать показания относительно деятельности проверяемой компании. Такая ситуация произошла в одной из московских фирм.

С подобными методами работы инспекторов сталкиваются многие организации. Вся информация о деятельности компании предоставлена фискалам в отчетной документации в рамках проверки. Но бумагам ревизоры не верят и устраивают шпионские игры, чтобы уличить предприятие в нарушении закона.

Возможность привлекать свидетелей в процессе налогового контроля регламентирована статьей 90 НК РФ. В соответствии с ней сотрудники организации, как бывшие, так и ныне работающие, могут допрашиваться в ходе процедур налогового контроля – выездной или камеральной проверки. В свидетели привлекаются любые лица, за исключением детей и тех людей, которые не имеют права разглашать профессиональную тайну (в основном это адвокаты и аудиторы). Но у инспекторов все равно остается большой простор для выбора сотрудников, из уст которых можно получить информацию.

Пройтись по бывшим

В ситуации с описываемой компанией первыми под удар попали бывшие сотрудники, причем в большинстве своем не связанные с финансовыми делами фирмы. Кстати, налоговикам крайне редко удается заполучить на допрос бывшего финдиректора или главного бухгалтера.

По закону свидетель обязан для дачи показаний явиться к сотрудникам ФНС. На деле же находятся ловкачи, которые эффектно разворачивают давно прописанные правила в свою сторону. Так, известен случай, когда специалист компании на вызов в налоговую ответил письмом следующего содержания: «Ответственность свидетеля за неявку на допрос установлена ст. 128 НК РФ, где указанно следующее: “. уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей”. Налоговой инспекцией не вынесен акт выездной проверки, не вручена справка о проведенной выездной налоговой проверки. А так как у вас нет дела о правонарушении, вы не имеете права меня оштрафовать за неявку на допрос». Но такое повышенное внимание к инспекторам скорее исключение. В большинстве случаев люди просто игнорируют «приглашения», так как 1000 рублей не та сумма, из-за которой стоит тратить свои нервы и становиться виноватым в многомиллионных доначислениях бывшему работодателю.

Не будем, однако, забывать, что среди экс-сотрудников много обиженных на бывшего шефа. Поэтому найдутся и такие, кто с удовольствием придет на допрос и использует этот повод, чтобы насолить компании. А есть и такие, кто может наговорить лишнего по незнанию. Организации лучше заранее подготовиться к возможным допросам: определить круг лиц, имеющих доступ к информации, которая относится к коммерческой тайне, и зафиксировать это распоряжением руководителя.

Довольно часто «добычей» контролеров становится отнюдь не секретная информация. К примеру, работники, получая оплату в «конвертах», могут и не знать или подзабыть, какой у них официальный заработок (зафиксированный, к примеру, в трудовом соглашении). Персоналу нужно озвучить эти цифры, чтобы ими можно было оперировать при встрече с налоговиками. Желательно провести инструктаж, каким образом следует вести себя бывшему сотруднику. На допросе не запрещается использовать общие формулировки, такие как: «я не знаю точно», «мне нужно уточнить этот момент», «это было так давно. ».

Налоговики в большинстве своем начинают встречи с опросов бывших сотрудников вследствие того, что у тех нет повода фирму эту защищать. Руководителям всех рангов можно дать ценный совет: расставаться со специалистами по-доброму и по возможности сглаживать острые углы.

Допросы уволившихся сотрудников вызывают в компании панику, хотя на деле такой способ получения информации оправдывает себя не так уж часто. Скептически к нему относятся и сами налоговики.

Налоговый инспектор Анна Дынкина делится наблюдениями: «Мы пытались привлекать работников на комиссиях по неуплате «социальных» налогов, но этот метод явно не оправдывал ожиданий. Зачастую рядовой сотрудник не знает, как точно называется его должность, как она прописана в штатном расписании, понятия не имеет, из чего состоит его заработная плата (что является окладом, что – «бонусом»). А уж сколько работников, которые искренне недоумевают, получая по итогам месяца сумму за вычетом НДФЛ! Поэтому на допросе от них можно услышать что-то вроде «все они капиталисты, нас эксплуатируют и зарплату не платят». Конечно, при большом желании можно построить обвинение и на этой фразе, но ведь понимаешь, что это пустые слова, от которых сам опрашиваемый откажется в суде».

Каков вопрос, таков ответ

Следом за бывшими сотрудниками налоговики нередко переключаются на тех, кто трудится в компании. И хотя эти люди уже настроены на то, чтобы по-всякому защищать свою фирму, тем не менее допрос – не самое легкое для них испытание. «Очень тяжело удержаться и не сказать лишнего. Все дело в самой постановке вопросов. Чаще всего инспекторы изначально говорят в обвинительном ключе: «А вы знаете, что фирма занимается контрафактом?», «А вы в курсе, что она замешана в работе с однодневками? Очень мало людей в ситуации морального прессинга начнут обосновывать свою позицию и говорить, что организация не занимается подобными махинациями», – говорит юрист Юлия Перова.

Как помочь работникам пройти это испытание? Допрос свидетелей может проводиться как по месту нахождения налогового органа, так и в офисе компании. Поэтому если в ходе проверки запланировано «общение» с коллективом организации, лучше предоставить свое помещение для этих целей. Это позволит снизить влияние мероприятия на производственный процесс.

В то же время стоит морально подготовить коллектив ко встрече с инспекторами, объяснить, что свидетель не должен рассказывать подробно о деятельности фирмы, а отвечать кратко и четко на поставленные вопросы, без пространных пояснений. Руководитель компании должен учитывать, что большинство работников, попав в такую ситуацию, будут теряться и рассказывать больше, чем требуется. Поэтому целесообразно привлечь к этой процедуре квалифицированных юристов, способных оказать правовую помощь, тем более что это не запрещено Налоговым кодексом.

Допрос сопровождается составлением протокола, в который заносятся конкретные вопросы, которые были заданы инспектором, и ответы свидетеля. Необходимо проследить, чтобы содержание беседы было отражено верно. Чтобы убедиться в этом, следует дать прочитать протокол присутствующему юристу. Также разумно записать допрос на диктофон и прибегнуть к этому доказательству, если окажется, что в протоколе искажены показания инспектора или свидетеля.

«В большинстве случаев от сотрудников ждут информации о заработной плате. Зачастую именно эти сведения расходятся с данными отчетности. Но бывает, что допросы позволяют раскрыть схемы, с помощью которых компания уходит от налогов.

Так, один из элитных подмосковных отелей организовал следующую систему: сама гостиница, по критериям НК, может применять только традиционную систему налогообложения. Отель зарегистрировал еще одну организацию на УСН, перевел значительную часть персонала в эту фирму. Между компаниями заключили договор о предоставлении услуг по приготовлению пищи, уборке, обслуживанию, ремонту и пр. Таким образом экономилось до 10 процентов фонда заработной платы. Схема работала почти четыре года, пока специалисты инспекции не провели масштабную проверку и не допросили почти двести сотрудников. В итоге было доначислено 18 млн рублей налогов и штрафных санкций», – рассказывает юрист, специалист по финансовому праву Алексей Зайцев.

А осадочек остался

Помимо самих работников, налоговики присылают повестки и контрагентам проверяемой компании. «Очень обидно, что инспекторы портят нам отношения с фирмами, с которыми мы сотрудничаем давно и плодотворно, – говорит главный бухгалтер одной из компаний, работники которой были вызваны на допрос, Олег Нестеров. – Контрагенты звонят и спрашивают, все ли в порядке, можно ли рассчитывать на исполнение ранее достигнутых договоренностей. Нет сомнений, что мы сможем их убедить в том, что ничего серьезного не происходит. Но каков шанс, что они продолжат с нами сотрудничество? Им ведь прочитали настоящую лекцию, основной смысл которой – “как вы вообще могли связаться с такой организацией?” И при этом никаких фактов! Даже если контрагенты не поверят налоговикам, осадок останется и рассчитывать на последующие сделки уже не приходится».

Чтобы доказать неправомерность принятия к вычету НДС и прочих затрат, контролеры отделов выездных проверок с энтузиазмом разыскивают руководителей фирм-однодневок. «Очень часто номинальные директора на допросах говорят, что потеряли паспорт и ничего не подписывали, что ложится в основном в правовую позицию налоговиков о незаконности принятия к зачету расходов по сделкам. Однако в арбитражном суде эти же люди появляются «причесанными» и рассказывают по бумажке о том, как руководили фирмой. Здесь чувствуется рука умудренных опытом юристов налогоплательщиков. В таких случаях дела рассыпаются, и решение о проверке признается незаконным», – говорит Алексей Зайцев.

Однако «под прицел» инспекторов попадают сотрудники всех организаций, с которыми заключала сделки проверяемая компания. И, естественно, контрагенты не испытывают восторга от внимания налоговиков к партнеру по бизнесу. Эти допросы болезненнее всего сказываются на делах фирмы, так как напрямую влияют на ее положение на рынке, репутацию и доходы.

Допрос с изъяном

Обратите внимание и на то, что показания свидетелей должны быть оформлены протоколом допроса, форма которого утверждена приказом ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. Если документ написан в произвольной форме, то он будет считаться составленным с нарушением и соответственно недействительным. Причем свидетель в протоколе допроса должен указать, что он предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Отсутствие его подписи в этом пункте – повод признать документ непригодным для рассмотрения в суде. Также любые неточности в персональных данных, подпись не во всех графах или неверное указание ИНН дает право настаивать на нарушениях в проведении допроса.

Не секрет, что во многих случаях налоговики просто не могут выйти «пустыми» из проверки. В ситуации с описываемой нами компанией инспекторы прямо озвучили суммы, которые по плану они должны собрать в бюджет, видимо, намекая на то, что руководству все же придется расплатиться. Но нарушений-то не оказалось! И эта организация не единственная, кто способен помочь налоговикам выполнить план.

Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Читайте также: