Составлять отчеты о финансово хозяйственной деятельности использовать налоговые льготы

Опубликовано: 06.05.2024

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

План ФХД составляется учреждением в рублях и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
Какова структура плана финансово-хозяйственной деятельности?

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Вопрос: На осуществление закупок по плану финансово-хозяйственной деятельности муниципальному бюджетному учреждению выделено 5 500 тыс. руб. Можно ли сделать базовый план закупок, план-график на меньшую сумму (например, 4 500 тыс. руб.), а впоследствии откорректировать данную сумму путем внесения изменений в план закупок, план-график?
Посмотреть ответ

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

  • его структуру;
  • обязательные реквизиты;
  • степень детализации;
  • типовую форму.

Порядок принятия Плана ФХД

  1. Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
  2. В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
    • движимое госимущество на праве управления учреждением;
    • недвижимое имущество, принадлежащее государству;
    • активы, переданные в аренду;
    • арендуемые фонды;
    • имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
  3. Учет показателей денежного состояния:
    • активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
    • денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
    • различные обязательства.
  4. Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
  5. Распределение плановых показателей:
    • на выполнение госзадания;
    • на определенные цели;
    • платные услуги;
    • на социальное обеспечение;
    • на иные цели.
  6. Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
  7. Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
  8. План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
  9. План должны подписать:
    • руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
    • начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
    • исполнитель документа.

Подписи заверяются печатью.

  • Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.

  • Компании, которые используют общую систему налогообложения, платят в бюджет крупные суммы налога на добавленную стоимость. Это уменьшает рентабельность их деятельности и заставляет искать законные и не очень пути оптимизации налоговой нагрузки. Действующее законодательство предусматривает различные налоговые льготы по НДС в 2020 году. Они позволяют снизить размер налога легальным способом и избежать уголовной ответственности.

    Рассмотрим подробнее, какие налоговые льготы предусмотрены по НДС, как их применять и в каких случаях лучше отказаться от их использования.

    • Виды налоговых льгот по НДС
    • Кто может получить льготы по уплате НДС
    • Как получить налоговые льготы по НДС
    • Документальное подтверждение льгот
    • Отказ от льгот по налогу на добавленную стоимость
    • Законная оптимизация налогообложения

    Какие виды налоговых льгот по НДС предусмотрены законом

    1. Субъект предпринимательства не платит налог на добавленную стоимость, если использует особые налоговые режимы, является резидентом специальной налоговой зоны «Сколково» или имеет оборот менее 2 млн рублей в квартал и соответствует требованиям статьи 145 НК.
    2. Освобождаются от уплаты налога компании и предприниматели, если они реализуют товары и услуги, перечень которых указан в статье 149 НК.
    3. Платить НДС по уменьшенной ставке (предусмотрены варианты 0% и 10%) могут компании, которые реализуют некоторые виды продовольственных и медицинских товаров, а также экспортируют определенные виды товаров на территорию России.

    Обратите внимание, что освобождение от уплаты НДС это не то же самое, что ставка 0%. В последнем случае субъект предпринимательства продолжает числиться плательщиком и обязан выполнять все предусмотренные законом процедуры, то есть ведение учета, выставление счетов фактур и сдача отчетных документов в налоговые органы.

    Рассмотрим подробнее процедуру применения налоговых льгот.

    Кто может получить льготы по уплате НДС

    Полное освобождение от НДС получают компании, которые используют особые системы начисления и уплаты налогов:

    • Упрощенную или УСН;
    • Единый сельхозналог;
    • Патент;
    • Налог на вмененный доход

    Субъекты предпринимательства могут использовать один из перечисленных режимов, если подходят под указанные в законе критерии. Для каждого из режимов критерии разные, но все их можно классифицировать на несколько подвидов:

    1. Требования по организационной форме субъекта предпринимательства. Например, патент могут оформить для себя только ИП, а выбрать УСН могут только компании с долей государственных средств в обороте менее четверти.
    2. Требования по обороту в течение отчетного периода. Получить освобождение от НДС могут компании, которые находятся на особых системах налогообложения и не нарушили требования по объему выручки в год или количеству наемных работников. Если предприятие вышло за лимит, в следующем отчетном периоде оно переходит на ОСНО и обязано платить НДС.
    3. Требования по видам финансово-хозяйственной деятельности. Для некоторых систем льготного налогообложения законодатель устанавливает дополнительные ограничения. Например, предприятия на УСН не имеют права оказывать банковские услуги населению или продавать алкоголь. В этом случае освобождение от налога не предусмотрено.

    Как получить налоговые льготы по НДС

    Если компания работает на одном из упрощенных налоговых режимов, освобождение от НДС применяется автоматически. Никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Тот факт, что субъект предпринимательства подал заявление о применении особого режима, автоматически дает освобождение от налога на добавленную стоимость. Нужно лишь соблюсти иные требования по количеству сотрудников, обороту и другим.

    Обратите внимание, что по некоторым финансово-хозяйственным операциям отказаться от уплаты НДС нельзя. Даже если компания использует УСН, а предприниматель купил патент, они обязаны совершить платеж в следующих случаях:

    • При импорте продукции на таможенную территорию России;
    • При совершении операции без налоговых агентов;
    • При ведении общего учета предпринимателем в рамках товарищества.

    Если оборот компании не превышает 2 млн рублей в течение 3 месяцев, льгота по уплате налога предоставляется по заявлению плательщика. Документ подается раз в году, после чего каждые 12 месяцев подтверждается. Аналогичные требования предъявляются и к предпринимателям и юридическим лицам, которые работают в рамках проекта «Сколково».

    Если освобождение от налоговых платежей предусмотрено в зависимости от вида финансово-хозяйственной операции, бухгалтерия обязана вести отдельный учет по каждому из направлений и отражать результаты в соответствующем разделе декларации по НДС.

    Плательщики, которые имеют право применять «нулевую» ставку, подтверждают это в порядке, предусмотренном статьей 165 НК.

    Документальное подтверждение льгот

    Условия освобождения от уплаты НДС или применения льготных ставок предусматривают подачу следующих документов:

    1. Для особых режимов налогообложения. Роль такого документа играет заявление о переходе на УСН, патент и т. п. Дополнительных бумаг оформлять и подавать в налоговую службу не нужно.
    2. Для минимальных объемов и резидентов «Сколково». Подается отдельное заявление на применение льготных режимов. К ним необходимо приложить подтверждающие документы: размер оборота за квартал или резидентство зоны «Сколково».
    3. Для применения ставок 0% и 10%. Отдельные документы не предоставляются, льготы рассчитываются на основании поданной декларации.
    4. Экспортная ставка. В налоговую службу плательщик подает документы, которые отражают экспорт отдельных видов товаров на пределы России. Как правило, это договора с зарубежными партнерами и декларации, которые составляются при оформлении товара на границе.

    Отказ от льгот по налогу на добавленную стоимость

    В некоторых случаях предприятиям выгодно оформить отказ от льготы по НДС и платить налог в общем порядке. К ним относятся:

    • Желание небольшой компании работать с крупными предприятиями, которые являются плательщиками НДС. Если контрагент будет иметь льготу, его партнер не сможет предъявлять налог к вычету. Следовательно, затраты на покупку будут большими. Отказ от льгот решает проблему.
    • Объем операций, которые подлежат льготному налогообложению или освобождению, слишком мал. Поэтому предприниматель не хочет нести дополнительную нагрузку по оформлению документов и организации раздельного учета покупок и продаж.
    • Операция, которая подлежит налогообложению, является разовой, компания не будет совершать такие же в будущем. Поэтому не имеет смысла собирать пакет документов и подавать их в налоговую.

    Однако перед тем, как отказаться от льготы по НДС, следует принимать во внимание такие ограничения:

    • Юридические лица и ИП, которые не находятся на ОСНО, не могут отказаться от льготы и стать плательщиком НДС;
    • Компании, которые получили льготу по причине маленького оборота, могут вновь платить НДС через год после оформления льготы;
    • Предприятия, которые являются резидентами зоны «Сколково», после отказа от льготы оформить ее заново не имеют права;
    • Отказ от уплаты НДС по льготным ставкам предусмотрен в порядке статей 149 и 164 НК.

    Нет времени читать?

    Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

    Главные изменения для АУ

    Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

    Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

    «Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

    Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

    1. Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.
    2. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.
    3. В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.
    4. Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.
    5. В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

    В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

    То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

    Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

    Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

    Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

    В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

    В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

    Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

    Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

    Льготы для музеев, театров и библиотек

    Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

    Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

    Формула

    На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

    В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Амина Русак,
    старший бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

    Налог на прибыль

    Применение ставки 0%

    Медицинская организация (далее – организация) вправе до 01.01.2020 г. применять ставку 0% по налогу на прибыль при соблюдении следующих условий (ст. 284.1 НК РФ; п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ):

    • наличие лицензии на медицинскую деятельность;
    • осуществляемая компанией медицинская деятельность должна быть указана в перечне, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (например, акушерство и гинекология, детская хирургия, кардиология и др.);
    • доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности составляют не менее 90% ее доходов, облагаемых налогом на прибыль;
    • в штате организации численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%, при этом в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
    • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

    Для применения ставки 0% организация не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется такая ставка, подает в ИФНС по месту регистрации заявление в произвольной форме и копию лицензии. Такое заявление подается однократно на весь срок применения ставки 0% (Письмо Минфина РФ от 27.12.2011 N 03-03-06/4/151). При этом пропуск срока представления рассматриваемого заявления не лишает организацию права применять ставку 0% с начала соответствующего налогового периода, если такое заявление подано до начала соответствующего налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 N ЕД-4-3/9198@). Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.12.2013 N Ф09-12168/13 по делу N А60-9718/2013 арбитры признали правомерным применение ставки 0% с 2012 г. при том, что заявление о применении данной ставки было подано налогоплательщиком с нарушением установленного срока 28.12.2011 г.

    По окончании каждого налогового периода применения ставки 0% не позднее 28 марта организация представляет в ИФНС по месту регистрации сведения (форма по КНД 1150022, утв. Приказом ФНС РФ от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@):

    • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, облагаемых налогом на прибыль;
    • о численности работников в штате организации;
    • о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

    При непредставлении в установленные сроки вышеуказанных сведений, а также при нарушении любого условия применения ставки 0%, организация обязана доплатить налог по общей ставке с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, с уплатой пеней, а также подать уточненные декларации по налогу на прибыль.Причем такая организация, исходя из судебной практики (Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2015 N 301-КГ15-2846 по делу N А43-591/2014), лишается возможности применения ставки 0% в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором организация утратила право на применение данной ставки налога на прибыль.. Основана позиция судей на норме п. 8 ст. 284.1 НК РФ.Нужно отметить, что финансовое ведомство по данной ситуации занимает позицию в пользу налогоплательщиков, согласно которой утратившая право на применение ставки 0% организация вправе со следующего налогового периода вновь подать заявление о применении ставки 0% (Письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-03-10/56596Если организация добровольно переходит от применения ставки 0% к применению общей ставки налога на прибыль, такая организация не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0% в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором организация утратила право на применение льготнойставки.Такая ситуация возможна, когда организация до начала налогового периода уверена в несоблюдении условий применения льготной ставки (например, в связи с предстоящей операцией с векселями). Такой организации переход на применение общей ставки налога позволит избежать подачи уточненных деклараций по ходу налогового периода, а также уплаты пеней в связи с нарушением условий применения льготной ставки.

    Вновь созданные организации не вправе применять ставку 0% в первом налоговом периоде (Письмо Минфина России от 15.03.2012 N 03-03-10/23).

    Льготное налогообложение выручки в рамках ОМС

    Медицинская организация, включенная в реестр организаций, работающих в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования), не включает в налоговую базу по налогу на прибыль средства, получаемые за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, при наличии соответствующих договоров со страховыми организациями и обеспечении раздельного учета доходов и расходов, облагаемых и необлагаемых налогом на прибыль (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ; Письмо Минфина России от 30.11.2015 N 03-03-06/4/69445).

    Страховые взносы

    УСН

    Организации (ИП), применяющие УСН, имеют право в 2017 – 2018 гг. (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) применять пониженные тарифы страховых взносов (ПФ – 20%, ФФОМС – 0% и ФСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности и материнства – 0%) при оказании услуг в области здравоохранения (по коду ОКВЭД 86), а также при розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (по кодам ОКВЭД 47.73, 47.74).

    Условия применения пониженных тарифов (п. 6 ст. 427 НК РФ):

    • доля доходов от реализации по одному из вышеприведенных видов деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, которые определяются по правилам ст. 346.15 НК РФ;
    • величина дохода налогоплательщика за налоговый период составляет не более 79 млн. руб. (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).На сегодня не ясно, как считать величину указанного дохода – по правилам главы 26.2 НК РФ (т.е. в части доходов, указанных в ст. 346.15 НК РФ и кассовым методом – п. 1 ст. 346.17 НК РФ) или по правилам бухгалтерского учета (ПБУ 9/99), т.е. исходя из всех доходов и, если учетной политикой для целей бухучета не установлено иное, используя метод начисления (п.п. 5 и 7 ПБУ 1/2008). Если налогоплательщик совмещает УСН с ЕНВД и (или) ПСН то также не ясно, каким образом считать доход – только в рамках УСН или с учетом всех применяемых налоговых режимов.

    Если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации (ИП) не соответствуетльготируемому, а также, если доходы организации(ИП) превысили за налоговый период 79 млн. руб., такая организация (ИП) лишается права применять льготные тарифы с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит начислению и уплате исходя из общего тарифа.

    Если организация (ИП) совмещает УСН и ЕНВД или ПСН (например, при розничной торговле медицинскими товарами), то возникает вопрос – можно ли применять льготные тарифы страховых взносов в случае, если общий размер дохода такого плательщика от льготного вида деятельности составляет не менее 70%, при этом доля такого дохода, облагаемого в рамках УСН, менее 70%.

    Суды по-разному оценивают данную ситуацию:

    • в одном деле (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2016 N Ф09-8645/16 по делу N А07-3763/2016) суды подтвердили правомерность применения льготного тарифа страховых взносов плательщиком УСН, осуществляющим розничную торговлю медицинскими товарами при том, что 100% дохода данного налогоплательщика от реализации медицинских товаров облагалось в рамках ЕНВД.Поддерживает такую позицию с оговоркой о необходимости получения хоть какого-либо доходаотльготируемой деятельности в рамках УСН и Минтруд (Письма от 02.09.2015 N 17-4/В-444, от 24.07.2015 N 17-4/В-373, от 20.02.2014 N 17-3/В-69– здесь и далее приведены разъяснения контролирующих органов, данные по аналогичным ситуациям до вступления в силу главы 34 НК РФ);
    • в другом деле (Постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2014 по делу N А62-4749/2013) суды признали неправомерным применение в аналогичной ситуации льготного тарифа, так как доля дохода от осуществления льготного вида деятельности, облагаемого в рамках УСН, составила лишь 3,81% от общей суммы дохода, при том, что вцелом, с учетом дохода в рамках ЕНВД, определенного по данным бухгалтерского учета, общая доля дохода от осуществления льготного вида деятельности составила более 70%. Данная позиция ранее поддерживалась Минфином (Письмо от 01.06.2012 N 03-11-06/3/39), поэтому велика вероятность, что таковой будет и позиция налоговых органов.

    Таким образом, применение льготного тарифа в случае, если доля дохода от осуществления льготного вида деятельности, облагаемого в рамках УСН, составляет менее 70% от общей суммы дохода – опасно.

    При этом нельзя применять льготный тариф в случае, если общая сумма дохода от ведения нескольких льготных видов деятельности (например, оказания медицинских услуг и розничной торговли медицинскими товарами) составляет не менее 70%, но доля доходов по каждому из льготируемых видов деятельности составляет менее 70% (Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2014 N 306-КГ14-3556 по делу N А12-21975/2013).

    Пример

    ООО «Лютик» в рамках УСН оказывает медицинские услуги (по коду ОКВЭД 86), а также осуществляет розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (по кодам ОКВЭД 47.73, 47.74).

    Общая доля доходов от указанных видов деятельности составляет 100%, при этом доход от оказания медицинских услуг составляет 40% в общей сумме доходов, а доход от розничной торговли медицинскими товарами – 60%.

    Таким образом, ООО «Лютик» не имеет права применять льготный тариф страховых взносов, так как доля дохода от каждого льготируемого вида деятельности в общем объеме дохода не достигает 70%.

    ЕНВД

    Аптечные организации (ИП), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и применяющие ЕНВД, вправе применять в 2017 – 2018 гг. (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) пониженные тарифы страховых взносов (ПФ – 20%, ФФОМС – 0% и ФСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности и материнства – 0%) в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

    Льготные тарифы применяются к выплатам в пользу лиц, получивших сертификат специалиста фармацевта(Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н) с даты выдачи соответствующим лицам сертификата (Письмо Минтруда России от 13.10.2014 N 17-4/В-479), занятых как в облагаемой ЕНВД, так и в облагаемых в рамках иных режимов (например, УСН) видов деятельности аптеки, переведенной на ЕНВД (Письмо Минздравсоцразвития России от 26.03.2012 N 842-19). А в одном случае суд распространил льготный тариф страховых взносов на всех работников аптеки, применяющей ЕНВД, а не только на фармацевтов (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.03.2014 N Ф03-1067/2014 по делу N А04-6611/2013).

    Если аптека на ЕНВД получает доходы от розничной торговли медицинскими изделиями в рамках УСН и доля таких доходов составляет не менее 70% от общего размера доходов, то такой налогоплательщик вправе выбрать основание, по которому он будет применять льготные тарифы (Письмо Минтруда России от 12.02.2016 N 17-4/В-58) – как плательщик ЕНВД (т.е. без ограничения по сумме доходов за год, но только в части выплат фармацевтам) или как плательщик УСН (т.е. в отношении выплат любым работникам, но с учетом ограничения годового дохода суммой 79 млн. руб.).

    Пример

    Аптека ООО «Ромашка» совмещает УСН и ЕНВД, осуществляя розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (по кодам ОКВЭД 47.73, 47.74).Общая доля доходов от указанных видов деятельности составляет 100%, при этом доход, облагаемыйв рамках УСН, составляет 70% в общей сумме доходов, а доход, облагаемый в рамках ЕНВД – 30%.

    Таким образом, ООО «Ромашка» имеет право:

    • либо применять льготный тариф страховых взносов к выплатам в пользу всех работников в случае, если доход аптеки за 2017 г. не превысит 79 млн. руб.;
    • либо применять льготный тариф страховых взносов к выплатам в пользу лиц, имеющих сертификат специалиста фармацевта, вне зависимости от размера дохода аптеки за 2017 г. и того, заняты ли фармацевты в деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД или УСН.

    Чем мы можем быть полезны?

    Налоговое моделирование - одна из услуг, которую вот уже 25 лет успешно предоставляет компания Камертон-АК. Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваши деньги работали на Ваш бизнес, а не уходили из него, то мы знаем, чем помочь Вам!


    Компании, которые используют общую систему налогообложения, платят в бюджет крупные суммы налога на добавленную стоимость. Это уменьшает рентабельность их деятельности и заставляет искать законные и не очень пути оптимизации налоговой нагрузки. Действующее законодательство предусматривает различные налоговые льготы по НДС в 2020 году. Они позволяют снизить размер налога легальным способом и избежать уголовной ответственности.

    Рассмотрим подробнее, какие налоговые льготы предусмотрены по НДС, как их применять и в каких случаях лучше отказаться от их использования.

    • Виды налоговых льгот по НДС
    • Кто может получить льготы по уплате НДС
    • Как получить налоговые льготы по НДС
    • Документальное подтверждение льгот
    • Отказ от льгот по налогу на добавленную стоимость
    • Законная оптимизация налогообложения

    Какие виды налоговых льгот по НДС предусмотрены законом

    1. Субъект предпринимательства не платит налог на добавленную стоимость, если использует особые налоговые режимы, является резидентом специальной налоговой зоны «Сколково» или имеет оборот менее 2 млн рублей в квартал и соответствует требованиям статьи 145 НК.
    2. Освобождаются от уплаты налога компании и предприниматели, если они реализуют товары и услуги, перечень которых указан в статье 149 НК.
    3. Платить НДС по уменьшенной ставке (предусмотрены варианты 0% и 10%) могут компании, которые реализуют некоторые виды продовольственных и медицинских товаров, а также экспортируют определенные виды товаров на территорию России.

    Обратите внимание, что освобождение от уплаты НДС это не то же самое, что ставка 0%. В последнем случае субъект предпринимательства продолжает числиться плательщиком и обязан выполнять все предусмотренные законом процедуры, то есть ведение учета, выставление счетов фактур и сдача отчетных документов в налоговые органы.

    Рассмотрим подробнее процедуру применения налоговых льгот.

    Кто может получить льготы по уплате НДС

    Полное освобождение от НДС получают компании, которые используют особые системы начисления и уплаты налогов:

    • Упрощенную или УСН;
    • Единый сельхозналог;
    • Патент;
    • Налог на вмененный доход

    Субъекты предпринимательства могут использовать один из перечисленных режимов, если подходят под указанные в законе критерии. Для каждого из режимов критерии разные, но все их можно классифицировать на несколько подвидов:

    1. Требования по организационной форме субъекта предпринимательства. Например, патент могут оформить для себя только ИП, а выбрать УСН могут только компании с долей государственных средств в обороте менее четверти.
    2. Требования по обороту в течение отчетного периода. Получить освобождение от НДС могут компании, которые находятся на особых системах налогообложения и не нарушили требования по объему выручки в год или количеству наемных работников. Если предприятие вышло за лимит, в следующем отчетном периоде оно переходит на ОСНО и обязано платить НДС.
    3. Требования по видам финансово-хозяйственной деятельности. Для некоторых систем льготного налогообложения законодатель устанавливает дополнительные ограничения. Например, предприятия на УСН не имеют права оказывать банковские услуги населению или продавать алкоголь. В этом случае освобождение от налога не предусмотрено.

    Как получить налоговые льготы по НДС

    Если компания работает на одном из упрощенных налоговых режимов, освобождение от НДС применяется автоматически. Никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Тот факт, что субъект предпринимательства подал заявление о применении особого режима, автоматически дает освобождение от налога на добавленную стоимость. Нужно лишь соблюсти иные требования по количеству сотрудников, обороту и другим.

    Обратите внимание, что по некоторым финансово-хозяйственным операциям отказаться от уплаты НДС нельзя. Даже если компания использует УСН, а предприниматель купил патент, они обязаны совершить платеж в следующих случаях:

    • При импорте продукции на таможенную территорию России;
    • При совершении операции без налоговых агентов;
    • При ведении общего учета предпринимателем в рамках товарищества.

    Если оборот компании не превышает 2 млн рублей в течение 3 месяцев, льгота по уплате налога предоставляется по заявлению плательщика. Документ подается раз в году, после чего каждые 12 месяцев подтверждается. Аналогичные требования предъявляются и к предпринимателям и юридическим лицам, которые работают в рамках проекта «Сколково».

    Если освобождение от налоговых платежей предусмотрено в зависимости от вида финансово-хозяйственной операции, бухгалтерия обязана вести отдельный учет по каждому из направлений и отражать результаты в соответствующем разделе декларации по НДС.

    Плательщики, которые имеют право применять «нулевую» ставку, подтверждают это в порядке, предусмотренном статьей 165 НК.

    Документальное подтверждение льгот

    Условия освобождения от уплаты НДС или применения льготных ставок предусматривают подачу следующих документов:

    1. Для особых режимов налогообложения. Роль такого документа играет заявление о переходе на УСН, патент и т. п. Дополнительных бумаг оформлять и подавать в налоговую службу не нужно.
    2. Для минимальных объемов и резидентов «Сколково». Подается отдельное заявление на применение льготных режимов. К ним необходимо приложить подтверждающие документы: размер оборота за квартал или резидентство зоны «Сколково».
    3. Для применения ставок 0% и 10%. Отдельные документы не предоставляются, льготы рассчитываются на основании поданной декларации.
    4. Экспортная ставка. В налоговую службу плательщик подает документы, которые отражают экспорт отдельных видов товаров на пределы России. Как правило, это договора с зарубежными партнерами и декларации, которые составляются при оформлении товара на границе.

    Отказ от льгот по налогу на добавленную стоимость

    В некоторых случаях предприятиям выгодно оформить отказ от льготы по НДС и платить налог в общем порядке. К ним относятся:

    • Желание небольшой компании работать с крупными предприятиями, которые являются плательщиками НДС. Если контрагент будет иметь льготу, его партнер не сможет предъявлять налог к вычету. Следовательно, затраты на покупку будут большими. Отказ от льгот решает проблему.
    • Объем операций, которые подлежат льготному налогообложению или освобождению, слишком мал. Поэтому предприниматель не хочет нести дополнительную нагрузку по оформлению документов и организации раздельного учета покупок и продаж.
    • Операция, которая подлежит налогообложению, является разовой, компания не будет совершать такие же в будущем. Поэтому не имеет смысла собирать пакет документов и подавать их в налоговую.

    Однако перед тем, как отказаться от льготы по НДС, следует принимать во внимание такие ограничения:

    • Юридические лица и ИП, которые не находятся на ОСНО, не могут отказаться от льготы и стать плательщиком НДС;
    • Компании, которые получили льготу по причине маленького оборота, могут вновь платить НДС через год после оформления льготы;
    • Предприятия, которые являются резидентами зоны «Сколково», после отказа от льготы оформить ее заново не имеют права;
    • Отказ от уплаты НДС по льготным ставкам предусмотрен в порядке статей 149 и 164 НК.

    Читайте также: