Составление перечня налогов уплачиваемых организацией базой практики

Опубликовано: 12.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Общую сумму сборов, которые взимаются с предпринимателя или частного лица в установленном законодательством порядке, называют системой налогообложения. На 2020 год для российских ИП, ООО и организаций другой формы собственности предусмотрено 6 налоговых режимов. Рассмотрим подробнее, в чем разница между ними. Какую систему налогообложения выбрать?

    Налогообложение в России делиться на 6 видов:

    • традиционное (общее) выбирается автоматически, в случае если бизнесмен не указал другую форму сборов (ОСН);
    • упрощенная система (УСН);
    • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
    • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
    • патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
    • налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

    Ответ на вопрос, как выбрать форму налогообложения для ИП или ООО, зависит от объема деятельности компании, от результатов, которые хочет получить ее владелец. Например, для представителей малого бизнеса популярно пользоваться УСН, ЕНВД и ПСН. При таких режимах составляется минимальное количество отчетных документов. Проценты налоговых отчислений по сравнению с ОСН не настолько велики.

    Основные виды налогообложения

    Характеристика общей системы налогообложения

    При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

    • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
    • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

    При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.



    Упрощенная система налогообложения

    Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

    • у компании нет филиалов;
    • количество сотрудников до 100 человек;
    • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
    • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
    • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

    Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

    Упрощенная система налогообложения

    Единый налог на вмененный доход

    ЕНВД применяется только в отношении организаций, выполняющих розничную торговлю и оказание услуг населению. Особенностью налога заключается в том, что его размер считается по величине предполагаемого дохода, который вменяется (устанавливается) государством. С 2021 года этот режим налогообложения отменяется.

    Единый сельскохозяйственный налог

    ЕСХН специально предназначен для предприятий, относящихся к сфере сельскохозяйственной деятельности. Налог применяется в случае, если у организации доход от реализации сельхозпродукции составляет больше 70%. Единый налог заменяет все остальные сборы: НДФЛ, НДС и другие.

    Патентная система налогообложения

    ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

    Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

    • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
    • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
    • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
    • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

    К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

    Плюсы и минусы систем налогообложения в России

    Налог на профессиональную деятельность

    В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

    • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
    • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
    • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
    • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
    • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
    • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
    • администраторы социальных групп и видеоблогеры
    • продавцы товаров собственного производства;
    • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
    • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
    • работники строительных и отделочных специальностей;
    • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
    • работники курьерской службы.

    Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

    Зачастую предприниматели не придают должного значения налоговым отчетностям. И зря, потому что, во-первых, это прямое нарушение законодательства, во-вторых, составив декларацию, Вы сможете оптимизировать Ваш бизнес и оптимизировать налоговую нагрузку, так как будете иметь четкое представление о финансовом положении, в-третьих, можно получить возврат налога путем налогового вычета.

    ВНИМАНИЕ : наш адвокат поможет составить налоговую декларацию: профессионально и в срок.


    Что такое налоговая декларация?

    Документ, в котором предприниматель отчитывается перед налоговой службой о своих доходах. Составление налоговых деклараций – это обязательная процедура для всех предпринимателей.

    Виды налоговых деклараций

    Существует много видов налоговых отчетов. Набор деклараций, который предприниматель обязан предоставлять, зависит от рода его деятельности и от системы налогообложения. В результате деятельности организации возникают дополнительные налоги, по которым также нужно отчитываться.

    Различают следующие основные виды деклараций :

    • Нулевая декларация
    • Декларация по НДС
    • По налогу на прибыль
    • По НДФЛ
    • По сельхозналогу
    • По имущественному, земельному, транспортному налогу
    • По акцизам

    Есть декларации, которые законодательство не предусматривает, но все же, их надо сдавать. Частный случай – нулевая отчетность, когда компания не вела никакую деятельность. Все строчки будут заполнены нулями. Подача такой отчетности выгодна предпринимателю, так как освобождает от уплаты налогов за отчетный период.

    Если налоговая выявляет неточности, то требуется сдать уточненную декларацию, которая прикрепляется к уже сданной.

    Внимание : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

    Ответственность за несдачу налоговой декларации

    Что будет, если не представить налоговую декларацию?

    Если предприниматель не сдает декларацию вовремя, на него налагается штраф. Величина штрафа обусловливается суммой налога, количеством просроченных дней и системой налогообложения.

    Как правило, штраф составляет 5% от неуплаченного налога. Через 180 дней он возрастает до 10%.И если Вы, как предприниматель, думаете, что уплаченный штраф освободит Вас от сдачи декларации, то Вы ошибаетесь. И чем раньше Вы ее сдадите, тем лучше. Кроме штрафов, налоговая может арестовать Ваш расчетный счет и включить Вашу фирму в план налоговых проверок. То есть, будут ходить и проверять постоянно.

    Выгоды сдачи налоговых деклараций

    • Вы сможете получать налоговые вычеты
    • Снимете риски возможных наказаний
    • Крупные расходы будут обоснованы
    • Безбоязненно и свободно сможете распоряжаться Вашими финансами

    Документы для составления декларации

    При составлении декларации необходимо будет собрать все документы, которые подтверждают Ваши расходы или доходы, связь с оказанными услугами, выполненными работами. Перечень документов, в зависимости от того, какая декларация подается, может отличаться. В качестве таких документов могут выступать следующие:

    • договоры на строительство, куплю-продажу, лечение, образование и др.,
    • акт приема-передачи, например, при участии в долевом строительстве,
    • кредитный договор и справка о размере выплаченных процентов,
    • товарные и кассовые чеки, приходные кассовые ордера,
    • документы о праве собственности,
    • рецепты о назначении лекарств,
    • справки 2-НДФЛ.

    Правила составления декларации

    Налоговые декларации составляются, а если быть более точным, заполняются по установленным налоговой формам. Каждая декларация имеет свои правила заполнения и строки для заполнения.

    Общие правила при заполнении деклараций можно выделить следующие:

    1. каждая декларация имеет титульный лист, который содержит сведения о лице, подающем указанный документ,
    2. в каждую строку декларации вписывается один показатель;
    3. если какие-то показатели отсутствуют, то в них ставится прочерк или ничего не указывается;
    4. для проверки правильности составления декларации сумма отдельных строк должна совпадать с общей суммой, которая указана в одной из строк декларации,
    5. по общему правилу, декларации могут заполняться вручную и в электронной форме в специальной программе налоговой, в отдельных случаях декларации могут быть представлены только в электронной форме.

    Помощь в составлении налоговой декларации в Екатеринбурге

    Чтобы правильно составить налоговые декларации, необходимо много практики в этом вопросе и знаний. Неверно заполненная декларация не будет принята налоговыми службами, а затягивание может привести к более пристальному вниманию к Вашей организации и навредить бизнесу.

    Если Вы хотите быть успешным предпринимателем, то должны знать все права и обязанности, включающие сдачу налоговых отчетностей. И если у Вас нет возможности, времени, чтобы вникать во все тонкости, обратитесь к нашим специалистам. С нами услуга заполнение налоговой декларации — профессионально и в срок.

    Мы знаем все мелочи, которые нельзя упускать при подготовке деклараций, и сможем помочь Вам в этом кропотливом деле. Сотрудничая с нами, Вы сэкономите нервы и получите уверенность в налоговой безопасности.


    Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

    260-основа.jpg

    Общества с ограниченной ответственностью (ООО) сдают четыре вида отчётности в контролирующие органы: налоговую, бухгалтерскую, статистическую и отчётность за сотрудников. Рассказываем о первых двух видах отчётности ООО, каждый из которых предоставляется в ИФНС России.

    Бухгалтерская и налоговая отчётность: в чём различия

    Итак, есть отчётность налоговая и бухгалтерская. Обе сдаются в налоговые органы по месту учёта ООО. В чём различия?

    Под налоговой отчётностью понимаются документы, которые отражают информацию об уплате и исчислении налогов – организациями, ИП и физлицами. К отчётности налоговой относятся декларация и расчёт авансового платежа.

    Под бухгалтерской отчётностью понимаются документы, содержащие информацию о финансовых и имущественных показателях организации в отчётном периоде и об итогах хозяйственной деятельности.

    Налоговая отчётность ООО: чем определяется её состав

    Налоговая отчётность для ООО зависит от нескольких аспектов:

    — от применяемой системы налогообложения;

    — от конкретных видов деятельности.

    Налоговые режимы. В зависимости от применяемой системы налогообложения – УСН, ЕНВД, ЕСХН или ОСН – ООО сдают разные виды документов.

    Виды деятельности и прочие налоги. В некоторых случаях требуется отправлять в налоговую дополнительные отчёты и платить дополнительные налоги – например, транспортный или земельный. О них поговорим чуть позже.

    Налоговая отчётность ООО и система налогообложения

    Рассмотрим перечень видов отчётности, которые сдают общества с ограниченной ответственностью исходя из своей системы налогообложения.

    ОСН. Этот режим налогообложения подразумевает самую объемную налоговую отчётность для ООО: придётся сдавать сразу несколько видов деклараций. Первая – декларация по НДС. Сдаётся этот вид отчётности ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, наступившего по окончании квартала.

    Вторая – декларация по налогу на прибыль. Периодичность сдачи этого отчёта зависит от того, как организация уплачивает налог. Если делает ежеквартальные платежи, то сдача отчётности не позднее 28 числа месяца, следующего по завершении квартала. А если расчёт суммы налога происходит исходя из результатов фактической прибыли, то направляет декларацию ежемесячно не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным.

    А годовую декларацию должны сдать все юрлица до 28 марта следующего года вне зависимости от способа уплаты налога.

    Это был самый сложный в плане отчётности режим налогообложения. Теперь разберём, какую отчётность сдавать на других режимах.

    УСН. На так называемой «упрощёнке» компании сдают декларацию. Отчёт подаётся по итогам года – до 31 марта следующего года.

    ЕНВД. Также предполагает заполнение декларации. Но компании на этом режиме отправляют её ежеквартально до 20 числа месяца, следующего по окончании квартала.

    ЕСХН. Плательщики единого сельскохозяйственного налога также подают декларацию до 31 марта. Если предприятие прекратило быть сельхозкомпанией, то должно сдать отчёт до 25 числа месяца после того, в котором перестало быть таким предприятием.

    Виды отчётности по сотрудникам

    Помимо отчётности, которая зависит от применяемого налогового режима, организации сдают документацию по своим сотрудникам в ИФНС. Какие отчёты имеются в виду?

    2. Сведения о среднесписочной численности работников за год. Сдаются ежегодно до 20 января следующего года.

    3. Данные о доходах физлиц 2-НДФЛ. Отправляется ежегодно до 1 апреля следующего года.

    4. Сведения о налоге, рассчитанном и удержанном по форме 6-НДФЛ. Отчёт отправляется по результатам первого квартала, первых 6 и 9 месяцев года – до последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом. Годовой отчёт отправляется до 1 апреля следующего года.

    Специализированные отчёты в налоговую

    Итак, как мы уже говорили ранее, виды деятельности некоторых организаций обязывают их платить дополнительные налоги и сдавать дополнительную отчётность. Какие ещё отчёты сдаются компаниями?

    Отчётность по имущественному налогу. При наличии имущества этот налог платят все ООО, вне зависимости от режима. Они оформляют отдельную декларацию и расчёт по авансовым суммам. Отчёты отправляются не позднее 30 календарных дней по результатам первого квартала, первых 6 и 9 месяцев года. А если организация владеет объектами, налог по которым исчисляется по кадастровой стоимости, то отчёты сдаются по квартальному принципу – то есть, по итогам первого, второго и третьего. Декларация по налогу на имущество подаётся по итогам года – до 30 марта следующего года.

    Отчётность по земельному налогу. Если организация владеет землёй, то необходима сдача отчётности в виде налоговой декларации. Она подаётся в ИФНС по месту расположения участка. Отчёт отправляют за календарный год не позднее 1 февраля следующего года.

    Отчётность по транспортному налогу. Если организация владеет транспортными средствами, то сдаётся налоговая декларация по этому виду налога. Отчёт должен быть отправлен также до 1 февраля следующего года – в налоговые органы по месту нахождения ТС либо по крупнейшим налогоплательщикам.

    Отчётность по налогу на добычу ископаемых. Отчётность эту сдают ежемесячно в виде декларации. Срок – в последний день месяца, следующего за отчётным. Данный отчёт отправляют только те компании, которые имеют лицензию и ведут добычу и разработку природных недр.

    Отчётность по водному налогу. Налог по данному виду отчётности уплачивается за использование водных ресурсов. Компания должна иметь соответствующую лицензию. Отчёт сдаётся по квартальному принципу – не позднее 20 числа месяца, который следует после завершения квартала. Форма отчёта – декларация.

    Отчётность ООО по подакцизному налогу. Налоговые декларации по акцизам предоставляют те компании, которые проводят операции с акцизными и подакцизными товарами. Если этими товарами являются прямогонный бензин, спирта дистилляты и авиакеросин, то они подают декларацию до 25 числа третьего месяца, следующего за отчётным. А если это другие товары, то отчёт сдают до 25 числа месяца, следующего за отчётным.

    Отчёты при работе с биоресурсами и объектами животного и водного мира. Это касается тех ООО, которые занимаются охотой на животных, отловом рыбы и других морских обитателей, а также добычей иных биоресурсов. Они направляют в ИФНС отчёт в формате сведений по установленной форме о полученных разрешениях и суммах сбора к уплате – в срок до 10 рабочих дней с даты выдачи разрешения. Также в налоговую сдаются сведения о количестве объектов, изымаемых из среды обитания – не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения.

    Отчёт по налогу на игорный бизнес. Организации из сферы игорного бизнеса подают декларации ежемесячно – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным. Отчёт отправляется в ИФНС по месту нахождения объекта налогообложения или по крупным налогоплательщикам.

    Платежи за использование недр земли. За использование недр нужно отправлять в ИФНС расчёт регулярных платежей. Это подразумевает квартальную сдачу отчётности. Отчёт подаётся не позднее последнего дня первого месяца следующего квартала.

    Бухгалтерская налоговая отчётность

    Вне зависимости от применяемой системы налогообложения и количества работников все организации сдают отчётность бухгалтерскую (ст.23 НК РФ и 402-ФЗ).

    Для разных ООО отчётность отличается, однако в общем порядке в налоговую подаются бухгалтерский баланс и отчёты:

    — о финансовых результатах;

    — об изменениях капитала;

    — о движении денежных средств;

    — о целевом использовании средств.

    Плюс, сдаются пояснения в виде таблиц или просто текста.

    Бухгалтерские отчёты сдают раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчётным. Направляют их в два органа власти: в налоговую и в органы статистики (Росстат).

    Дополнительно ООО должны раз в год подтвердить основной вид деятельности. Поэтому до 15 апреля следующего года в ФСС отправляется отчёт в виде справки-подтверждения.

    Бухгалтерская и налоговая отчётность в электронном виде

    Итак, мы разобрали, какую отчётность сдают ООО. Теперь рассмотрим, как делать это через интернет. Согласно ст. 80 НК РФ, в некоторых случаях предоставление налоговых деклараций требуется в электронном виде:

    — Среднесписочная численность сотрудников за год более ста человек, в том числе, если создана или реорганизована организация с такой численностью персонала;

    — Если это предусмотрено конкретным налогом.

    Даже если компания не обязана отчитываться в ИФНС электронно, этот способ сдачи отчётов всё равно по праву считается гораздо удобнее бумажного варианта. Специалисты Такском в числе главных преимуществ ЭДО называют экономию времени, безопасность данных, удобство использования такого ПО. В продукты компании для отчётности встроены системы напоминаний и уведомлений, чтобы пользователь не пропустил сроки сдачи и всегда был в курсе требований от ИФНС.

    У компании на сайте представлена удобная линейка тарифных планов по электронной отчётности – в зависимости от формы бизнеса (ИП/организации) и применяемого режима налогообложения. Тарифы для ООО начинаются от 2160 рублей в год для организаций на режимах УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСН, и от 3680 рублей в год – для организаций на ОСН.

    Узнать подробнее об отчётности через интернет и оформить заявку можно здесь.


    22 апреля 2021

    Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю

    Валентина Клавдеева

    Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

    Основные аспекты ведения налогового учета в России

    Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.

    Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.

    Итак, определим основные положения налогового учета в России.

    Источники информации

    Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.

    Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.

    Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).

    Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.

    Применяемые методы учета операций

    Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.

    Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года

    Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!

    Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии

    Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:

    1. Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
    2. Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
    3. Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.

    Принципы НУ – кратко

    Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:

    1. Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
    2. Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
    3. Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
    4. Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
    5. И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.

    Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?

    И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:

    Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет

    Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период

    Кому интересна информация

    Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.

    Внутренние пользователи – руководство предприятия

    Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.

    Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,

    Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11

    Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:

    1. Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
    2. НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
    3. Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
    4. Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.

    Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

    Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

    На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

    Начнем с основных средств:

    • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
    • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

    Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

    • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

    Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

    Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

    Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

    Формирование резервов. О чем здесь речь:

    1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
    2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

    Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

    Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения

    1. Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
    2. Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
    3. НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
    4. Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
    5. НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.

    Упрощенная система УСНО:

    1. Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
    2. Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
    3. Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.

    Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!

    Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию

    Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.

    Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.

    Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.

    Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.

    Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.

    Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.

    Читайте также: