Составить перечень нормативных правовых актов регулирующих бюджетные и налоговые правоотношения

Опубликовано: 13.05.2024

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О результатах проверки нормативных правовых актов в сфере бюджетного и налогового законодательства.

Прокуратура края (Красноярский край). 10 июня 2014, 15:23

Изучение муниципальных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений показало, что органами местного самоуправления допускаются многочисленные нарушения закона в указанной сфере, в том числе при утверждении местных бюджетов.

Так, представительными органами местного самоуправления Богучанского, Большеулуйского, Кежемского, Назаровского, Минусинского районов не установлен верхний предел муниципального долга.

Прокурором Богучанского района установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 61 БК РФ в числе доходов не предусмотрена государственная пошлина за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Решения о бюджете сельсоветов Большеулуйского района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов в нарушение ст. 81 БК РФ не предусматривали создание резервных фондов.

Не во всех случаях соблюдается порядок принятия решений о бюджете.

Так, вопреки ст. 265, 268.1 БК РФ сельскими Советами депутатов Назаровского района бюджеты поселений на 2014 год приняты без предварительной его проверки органом внешнего муниципального финансового контроля.

В нарушение ст. 184.2 БК РФ с проектом решения о бюджете исполнительно-распорядительными органами Емельяновского, Боготольского, Иланского, Каратузского, Курагинского, Манского, Назаровского районов в представительный орган поселения не предоставлены необходимые документы.

Нарушения выявлены в нормативных правовых актах об утверждении муниципальных программ и о порядке их разработки и утверждения.

Так, Боготольским межрайонным прокурором установлено, что ни одна из 15 муниципальных программ не была представлена в контрольно-счетный орган района для экспертизы.

Выявлены многочисленные факты противоречия Бюджетному кодексу решений о бюджетном процессе органов местного самоуправления.

Так, решение Дивногорского городского Совета депутатов об утверждении Положения о бюджетном процессе не определяет бюджетных полномочий органа местного самоуправления по осуществлению муниципального финансового контроля.

Прокурорами оспорены также решения органов местного самоуправления о межбюджетных отношениях, резервном фонде, порядке предоставления бюджетных кредитов, субсидий, реестре расходных обязательств и другие.

Значительные нарушения выявлены при изучении муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения.

Положение о местных налогах на территории города ЗАТО г. Зеленогорска предусматривало установление ставок налога на имущество физических лиц без учета коэффициента-дефлятора, определяемого в соответствии с частью первой Налогового кодекса.

Прокурором Богучанского района установлено, что ставки налога на имущество физических лиц, предусмотренные решениями сельских Советов депутатов, не являются установленными, поскольку их величина оценочна «от», «до».

При изучении нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления поселений Идринского района о налогах на имущество физических лиц установлено, что в нарушение п. 4 ст. 12 НК РФ при определении местного налога в нормативных правовых актах не урегулированы вопросы порядка и сроков уплаты налога.

Прокурором Ирбейского района опротестованы решения сельских Советов депутатов о введении самообложения граждан в связи с нарушением требований ч.2 ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан), а не вводятся муниципальным нормативным правовым актом.

По всем фактам выявленных нарушений прокурорами городов и районов края приняты меры прокурорского реагирования.

Всего в текущем году прокурорами принесено более 400 протестов на правовые акты в сфере бюджетных правоотношений.

Устранение выявленных нарушений находится на контроле.

Nbsp;

Тема 1.1. Понятие бюджета и бюджетной системы.

1. Понятие бюджета. Значение федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Понятие и роль консолидированных бюджетов.

2. Бюджетные правоотношения. Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в Российской Федерации.

3. Бюджетное устройство РФ: организация бюджетной системы, принципы ее построения. Понятие и основные принципы бюджетного федерализма.

4. Понятие бюджетных полномочий. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Вопрос 1. Понятие бюджета. Значение федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Понятие и роль консолидированных бюджетов.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Задачи бюджета: 1) перераспределение ВВП, 2) государственное регулирование и стимулирование экономики, 3) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства, 4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Функции бюджета: 1. распределительная функция. 2. контрольная функция. 3. информационная функция. 4. регулирующая функция.

Главенствующую роль в бюджетном процессе в РФ занимает федеральный бюджет.


Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации.Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.


Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через избранные представительные органы. Финансовая база местных органов власти – их бюджеты. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.


Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В составе бюджетной системы РФ образовываются консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет РФ
Консолидированный бюджет субъекта РФ
Консолидированный бюджет МО
включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ
включает региональный бюджет и консолидированные местные бюджеты
включает свод местных бюджетов на соответствующей территории

Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим объединенные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов РФ.

Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.

Вопрос 2. Бюджетные правоотношения. Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в Российской Федерации.

Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения:

1. Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения.

2. На основании и во исполнение Бюджетного кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, которые предусмотрены Бюджетным кодексом, федеральными законами.

4. Органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом.

5. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом.

Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

Бюджетное законодательство Российской Федерации и нормы международного права:

1. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора.

2. Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1357 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Отношения, развивающиеся в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, требуют детальной правовой регламентации. Это объясняется тем, что эти отношения задействуют «публичные» фонды ¾ бюджеты, для эффективного распределения которых необходимо существование специальных правил, санкционирующих «движение» денежных (бюджетных) средств.

Правовую основу бюджетных правоотношений составляют следующие нормативные правовые акты.

1. Конституция РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Федерации. Это означает, что общие положения относительно функционирования бюджетных отношений должны быть закреплены в нормативном акте федерального уровня.

2. Бюджетный кодекс РФ 1 . Закрепляет общие положения относительно бюджетных отношений: структуру и принципы бюджетной системы; особенности межбюджетных отношений; понятие бюджетной классификации; виды доходов и формы расходов бюджета; порядок осуществления отдельных стадий бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса, взаимодействие различных органов власти в ходе бюджетного планирования и т. д.

3. Федеральные законы. Классический пример федерального закона, регулирующего бюджетные отношения, ¾ федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый на очередной финансовый год.

Федеральные законы призваны конкретизировать положения Бюджетного кодекса РФ. Такую цель преследует, например, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. (в ред. от 23 декабря 2004 г.) «О бюджетной классификации Российской Федерации» 2 . Отдельные нормы, прямо или косвенно связанные с развитием бюджетных отношений, содержатся также и в иных федеральных законах, например, Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации» 3 (нормы, устанавливающие расходное обязательство России финансировать функционирование судебной системы ¾ ст. 1); Федеральном законе от 6 октября 1999 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 4 (нормы, предусматривающие особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ ¾ ст. 26.19).

4. Подзаконные акты. Принимаются Правительством РФ, Президентом РФ. В частности, Президент РФ наделен правом регулировать бюджетные отношения, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания, относятся к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особое место среди подзаконных актов занимают акты Министерства финансов РФ ¾ органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере (п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.) 5 . Так, Министерство финансов РФ принимает приказы для регулирования отдельных вопросов бюджетного процесса, касающихся утверждения бюджетной росписи; порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств 6 ; проведения мониторинга бюджетного сектора 7 ; правил оформления и выдачи разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета 8 , и т. д.

5. Законы субъектов РФ. Регулируют особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ (ежегодные законы о бюджетах, законы о бюджетном процессе в соответствующем субъекте РФ).

6. Акты органов местного самоуправления. К ним относятся ежегодные правовые акты о бюджете; акты по отдельным вопросам бюджетных отношений.

Таким образом, структура бюджетного законодательства предопределена федеративным устройством государства. Согласно п. 3 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, с учетом возможности разрешать вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы бюджетной сферы, в пределах своей компетенции.

Бюджетное устройство государства

Бюджетный кодекс РФ не закрепляет определения бюджетного устройства. Но проанализировав структуру разд. 1 Кодекса под названием «Бюджетное устройство Российской Федерации», можно предположить, что российский законодатель бюджетным устройством охватывает:

а) бюджетную классификацию (ст. 18-27);

б) бюджетную систему государства (ст. 10-17);

в) принципы бюджетной системы РФ (ст. 28-38).

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация Российской Федерации включает следующие основные элементы:

¨ классификацию доходов бюджетов;

¨ классификацию расходов бюджетов;

¨ классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (ст. 19 БК РФ).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов (ст. 20 БК РФ).

Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов в соответствии с функциями, направлениями деятельности органов власти и экономическим содержанием расходов бюджета (ст. 21 БК РФ).

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются: государственные (муниципальные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; кредиты от других бюджетов бюджетной системы и другие источники. К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся: государственные ценные бумаги в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государства, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права в иностранной валюте и другие источники (ст. 23 БК РФ).

Бюджетная классификация играет важную роль для формирования и развития бюджетных отношений. Она обеспечивает единство бюджетной документации, что особенно важно для отношений, возникающих в рамках бюджетного процесса. Бюджетная классификация имеет организующее значение для составления консолидированных бюджетов и сметного процесса.

Бюджетная классификация напрямую связана с формированием бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.

Страницы работы



Фрагмент текста работы

Расчетно-графическое задание № 1.

Составить перечень нормативных правовых актов как источников финансового права, регулирующих правоотношения в области бюджетного устройства РФ. Дать определение и характеристикупредмета регулирования.

Бюджетное устройство Российской Федерации.

Теоретическая часть

Исходя из анализа первого раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая называется «Бюджетное устройство РФ», следует, что характеристика этого понятия складывается из трех элементов:

1. структуры бюджетной системы, включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды;

2. бюджетной классификации РФ;

3. принципов бюджетной системы РФ.

Основу бюджетного устройства РФ составляет бюджетная система. Бюджетная система нашей страны – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структуру бюджетной системы составляют бюджеты трех уровней:

· Первый – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет утверждается как закон и играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ.

Денежные средства федерального бюджета используются для реализации целей и задач, стоящих перед российским государством на каждом этапе его развития. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

· Второй – бюджеты субъектов РФ (республик, краев, областей) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Денежные средства региональных бюджетов предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

· Третий – бюджеты местных административно-территориальных образований (бюджеты сельских районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов и др.).

Местный бюджет – норма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджет муниципального образования разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Существуют нормативные правовые акты, в которых регулируется, закрепляется и утверждается бюджетное устройство.

Практическая часть

Примеры бюджетного устройства из некоторых нормативных актов.

1. Конституция РФ (с изменениями от 25.03.2004г.):

· закрепляет в ведении РФ финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития и др. (ст.71)

· регулирует, путем закрепления нормы обязательного рассмотрения в Совете Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (ст.106);

· регулирует осуществление контроля за исполнением федерального бюджета и регулирует введение законопроектов о налогообложении (ст.101 п.3;5);

· регулирует вопрос о разработке, обеспечении и исполнении федерального бюджета (ст.114);

· регулирует формирование и исполнение местного бюджета (ст.132).

2. Бюджетный кодекс РФ (от 31.07.1998г. № 145-ФЗ, редакция от 29.12.2004г.):

· регулирует структуру бюджетной системы РФ, правовую форму бюджетов и

(в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

1. Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса.

2. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2 настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса.

3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Статья 3 Бюджетного кодекса тесно связана с предшествующей статьей. Обе вместе они определяют не только структуру бюджетного законодательства, но и виды актов, регулирующих бюджетные отношения, иначе говоря, круг источников бюджетного права. Если в статье 2 Кодекса перечисляются только законы и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, то в статье 3 указываются виды подзаконных актов.

1.1. К числу подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся прежде всего указы Президента Российской Федерации.

Круг вопросов, по которым могут издаваться такие указы, определен в статье 3 лишь самым общим образом: ими регулируются отношения, "указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса". Называется только одно ограничение, которое должно соблюдаться при издании указов: они "не могут противоречить настоящему Кодексу и иным актам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса". Однако из этого не следует, что указами Президента Российской Федерации могут регулироваться любые отношения, указанные в пункте 1 статьи 1 комментируемого Кодекса. В общей форме можно сказать, что Президент Российской Федерации вправе регулировать своими указами любые бюджетные отношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, если их регулирование, в силу Конституции и других законов Российской Федерации, не входит в исключительную компетенцию Федерального Собрания и не относится к ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Так, Президент РФ не вправе своими указами определить круг доходов, поступающих на образование федерального бюджета или бюджетов других уровней бюджетной системы, или утвердить федеральный бюджет, поскольку решение этих вопросов, в силу статей 105, 106 и 114 Конституции Российской Федерации, составляет исключительную прерогативу Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

2. Важное место среди нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, принадлежит постановлениям Правительства Российской Федерации. Их место определяется той ролью, которую Правительство играет в управлении страной.

Согласно статье 110 Конституции РФ именно Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. И именно оно, в соответствии со статьей 114 Основного закона страны, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. В процессе выполнения этих функций Правительство сталкивается с необходимостью издания подзаконных нормативных актов в сфере бюджетной деятельности. Оно упорядочивает те бюджетные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но не были урегулированы в законодательном порядке. Тем самым обеспечивается необходимая полнота и большая оперативность в урегулировании бюджетных отношений. Но при этом Правительство может действовать лишь в рамках своей компетенции и в пределах полномочий Российской Федерации. Оно не вправе вторгаться в сферу полномочий федеральной законодательной власти, с одной стороны, и предметов ведения субъектов Российской Федерации, с другой.

3. Федеративное устройство страны требует четкого разграничения полномочий органов государственной власти в области бюджета между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 3 Бюджетного кодекса федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные отношения, только по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, и в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также вправе издавать нормативные правовые акты в области бюджета лишь в пределах своей компетенции.

4. В статье 3 комментируемого Кодекса, кроме того, воспроизводятся и конкретизируются применительно к сфере бюджетных отношений общие принципы российского права относительно иерархии правовых норм, о которых уже говорилось в комментариях к предшествующей статье.

Читайте также: