Налоговое регулирование в здравоохранении

Опубликовано: 15.05.2024

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов.

Налоги – это платежи, которые взимаются государственными или местными органами власти, финансовыми органами, налоговой инспекцией с организаций, предпринимателей и населения.

Все кто уплачивает налоги - налогоплательщики.

Налоговый период – календарный год.

Налоги могут быть: в денежной и натуральной форме (товар или продукт).

По уровням могут быть налоги:

-местные, в том числе.

Налоги могут быть:

1. прямые – непосредственно с доходов или имущества, т.е. исчисляются в виде определенной доли (например, 13% от дохода с физических лиц – взимается с заработной платы работника, налог на прибыль с юридических лиц, налог на землю, имущество, налог с наследства и дарений…),

2. косвенные (установленные государством надбавки к ценам на товары, тарифы на услуги, НДС, акцизы, налог с продаж…).

Налог с продаж –уплачивается от полного объема выручки от продажи товара.

НДС – обычно переносятся на потребителей, - разница между денежной выручкой от продажи продукции и суммой издержек на сырье, материалы и услуги, полученные от поставщиков…

Акциз – взимается с величины стоимости отдельных видов товаров и услуг и включаемый в цену (обычно акцизами облагаются ювелирные изделия, винно-водочные и табачные изделия).

В ряде случаев законодательные органы принимают решение об освобождении определенных категорий граждан и организации отдельных видов деятельности от налогов или об уменьшении налоговых ставок – такое налогообложение называют льготным.

Медицинские организациине уплачивают налог наприбыль с доходов полученных в виде бюджетных ассигнований, но являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в виде части дохода от предпринимательской деятельности и других доходов от реализации платных услуг. Так, что налогом на прибыль медицинской организации облагается сумма превышения ее доходов за счет платных видов деятельности над расходами на эти виды деятельности.

Не подлежит налогообложению прибыль организаций всех организационно-правовых форм, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения, перечень которых утверждается Правительством РФ.

От НДС освобождаются платные медицинские услуги для населения, доходы от продажи лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медтехники….

Дополнительные налоговые льготы в отношении местных налогов могут предоставлять медицинским организациям местные органы власти.

Льготное налогообложение: это снижение ставок на отдельные виды доходов с физических лиц, вычеты из доходов ФЛ

Не облагаются налогами:

1. Все государственные пособия, в том числе по безработице, в случае гибели военнослужащего, по беременности и родам, все виды пенсий, алименты, пособия по ВН,

2. Адресная помощь малоимущим и социально незащищенным слоям населения,

3. Выплаты в связи со стихийными бедствиями,

4. Стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов и.т.д.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) уплачивается налогоплательщиком со всех видов доходов, полученных им из самых разных источников — от продажи имущества до выигрыша в лотерею. В то же время закон не только устанавливает эту обязанность, но и предоставляет налогоплательщикам определённые права, в частности, право на получение налоговых вычетов.

Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог.

В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица, например, в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и т.д.

Возврату подлежит не вся сумма понесённых расходов в пределах заявленного вычета, а соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога.

Всего Налоговым кодексом предусмотрено шесть групп налоговых вычетов:

1.стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);

2. социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);

3. имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);

4. профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ);

5. налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 20.1 НК РФ);

6. налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2 НК РФ).

Претендовать на получение налогового вычета может гражданин, который:

1. является налоговым резидентом Российской Федерации;

2. при этом он получает доходы, с которых удерживается налог на доходы физических лиц по ставке 13%.

Налоговые вычеты не могут применять физические лица, освобожденные от уплаты НДФЛ в связи с тем, что у них в принципе отсутствует облагаемый доход.

К ним относятся:

1. безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пособий по безработице;

2. индивидуальные предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы и не имеют иных доходов, облагаемых по ставке 13% .

По общему правилу налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются по окончании налогового периода (календарного года) налоговой инспекцией по месту жительства физического лица при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложением к ней необходимого комплекта документов.

Вместе с тем некоторые виды вычетов могут быть предоставлены и налоговым агентом, как правило, работодателем, при обращении к нему до окончания года.

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.

Налог на прибыль

Наибольшее количество льгот по налогу на прибыль предусмотрено федеральным законодательством.

Освобождена от налога в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, а также на приобретение оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий и прибыль, полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 4 ст. 6 этого же Закона, если выручка, полученная малым предприятием от производства и переработки медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в первые два года деятельности такая организация освобождается от уплаты налога на прибыль. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Данная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Следует иметь в виду, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I установлена льгота, согласно которой освобождена от налогообложения прибыль любых предприятий, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., а последние изменения в него вносились 20 мая 1999 г.

При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения (подп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). К объектам и учреждениям здравоохранения, как разъясняет письмо Госналогслужбы РФ от 9 июля 1996 г. N 02-2-12, относятся только те объекты и учреждения, которые перечислены в подразделе "Здравоохранение" Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (коды 91500-91599).

Аналогичным образом налогооблагаемая прибыль (но только в пределах 3 процентов) уменьшается на суммы средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения (подп. "в" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). Получившие такие средства предприятия, организации и учреждения по окончании отчетного года обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению, они взыскиваются в доход федерального бюджета.

Дополнительные льготы, связанные с здравоохранением, установлены и московским законодательством. Речь идет о направленных на поддержку благотворительности и инвестиционной деятельности льготах по налогу на прибыль, предусмотренных в Законе г. Москвы N 39 от 22 декабря 1999 г. "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Согласно подп. "ж" п. 1 ст. 3 указанного Закона налогооблагаемая прибыль уменьшается (в пределах 5 процентов) на суммы взносов, направленных на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения. При этом получателями средств должны быть расположенные в Москве организации, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на учет в налоговых органах города.

Подпунктом "а" п. 1 ст. 4 того же Закона установлена льгота, согласно которой сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевой программы по развитию здравоохранения. Соответствующая программа на 2000 год утверждена Постановлением Московской городской Думы N 89 от 14 июля 2000 г.

Налог на имущество.

Законом РФ N 2030-1 от 13 декабря 1991 г. "О налоге на имущество предприятий" соответствующая льгота установлена для специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Имущество таких организаций (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 1012 от 13 октября 1995 г.) не подлежит обложению данным налогом в силу подп. "о" ст. 4 указанного Закона.

Налог на добавленную стоимость.

С января 2001 года вступает в силу глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, предусматривающая ряд льгот по НДС, имеющих отношение к отраслям медицины и здравоохранения. До 1 июля 2001 г. указанная глава применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, как и в настоящее время, будет освобождена от налогообложения реализация медицинских товаров. В отличие от действующего порядка, новая льгота распространяется только в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

  • протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

С 01 января 2002 года к этому списку добавятся также:

  • важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
  • важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
  • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.

При этом освобождены от НДС будут не все относящиеся к перечисленным группам товары, а только включенные в соответствующий перечень, который должен быть утвержден Правительством РФ.

Как и в настоящее время, с 2001 года не будут облагаться НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. Сейчас перечень медицинских услуг отсутствует. С января 2001 года для освобождения таких услуг от НДС будет необходимо, чтобы они были включены в перечень, приведенный в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым к медицинским услугам отнесены:

  • услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патолого-анатомических бюро;
  • услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

Следует обратить внимание на отсылочный характер некоторых пунктов перечня, в связи с чем эти пункты должны быть детализированы в соответствующих нормативных актах.

После вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ действующая в настоящее время льгота, установленная подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-I от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость", утратит силу не полностью а будет до конца 2001 года применяться в части освобождения от НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Новой является льгота, освобождающая от НДС продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими столовым тех медицинских организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Наряду с этим, как и прежде, не будут облагаться НДС реализуемые в указанных организациях продукты питания, произведенные столовыми этих организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 2118-1от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" этим налогом не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий. В соответствии с п. 3 ст. 20 этого Закона налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъекта РФ.

Законом г. Москвы N 14 от 17 марта 1999 г. "О налоге с продаж" в перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, дополнительно включены также изделия медицинского назначения и все, кроме косметических, медицинские услуги населению. Детальный перечень приведен в Инструкции Управления МНС по г. Москве от 23 июня 1999 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж".

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании "Гарант"


Алексей Александров, юрист пресс-службы компании "Гарант"

За счет налоговых сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны и государства с другой по поводу формирования государственных доходов.

Общая теория налогов как самостоятельная отрасль знания появилась в Х веке. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребности государства в доходах. Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделение общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Более 200 лет назад Адамом Смитом было создано учение об эволюции государственных финансов. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул 4 принципа налогообложения:

Американский экономист профессор А. Леффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора. Он показал количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходностью: чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от уплаты налогов.

Предельная ставка – ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального уровня.

Система налогообложения изменяется часто. В настоящее время в системе налогообложения, помимо Налогового кодекса РФ, действует более 900 инструкций, писем и указаний, многие из которых дублируют и противоречат друг другу.

На федеральном, региональном и местном уровнях постоянно рассматриваются возможности увеличения одного налога и снижение ставки другого.

В Налоговом кодексе сказано, что под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, с целью финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства властных полномочий.

Налоги имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других финансовых платежей.

Обязательный характер. Любой налог изымает определенную часть дохода. Налоговые платежи не добровольные, а обязательные. В цивилизованном обществе не должен возникать вопрос «платить или не платить налоги». Налоги становятся неизбежными.

Законодательный характер. Налоги – это законодательные платежи, они вводятся и изымаются, а также отменяются только соответствующими законами. Именно закон определяет, кто обязан уплачивать данный налог, по какой ставке и в какие сроки.

Целевой характер. Обеспечение потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами различных уровней.

Налогообложение услуг здравоохранения негативно сказывается как на покупательной способности населения, так и на положении продавцов – ЛПУ. Следствием введения налогов на платные услуги в здравоохранении является повышение цен для покупателей и снижение прибыли, получаемой от своей деятельности производителем медицинских услуг. Поэтому при организации предпринимательской деятельности в здравоохранении актуален поиск решений по оптимизации налогообложения платных медицинских услуг.

Существуют следующие способы изъятия:

Кадастровый (на недвижимость, землю).

Кадастр – это реестр типичных объектов, классифицированных по внешним признакам, показывающий среднюю доходность объекта обложения. Величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта, и момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода. При этом способе уплаты устанавливается фиксированные даты уплаты (налог на имущество, земельный налог).

2. Налог «у источника» – изъятие налога до выдачи на руки.

Обязанность по исчислению налога, его удержанию из начисленного дохода и перечислению в бюджет возложена на того, кто выплачивает доходы. Налогоплательщик сам не рассчитывает налог, он получает свой доход за вычетом налога, то есть в чистом виде. При этом способе вначале уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает доход.

3. Налог по декларации.

Налоговая декларация – это официальное заявление о налоговых обязательствах налогоплательщика, составленное по законодательно установленной форма. В декларации указывается полученный доход, расходы, связанные с его получением и рассчитывается сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет. Также в налоговой декларации указываются полагающиеся налогоплательщику льготы.

Налоговую декларацию составляют и предоставляют в налоговые органы юридические и физические лица (1 раз в год до 1 апреля).

При этом способе налогоплательщик сначала получает доход, а затем исчисляет налог и уплачивает его в бюджет.

Все налоги делятся на три категории: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся (статья 13 НК РФ):

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организаций;

4. налог на доходы от капитала;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. государственная пошлина;

8. таможенная пошлина и таможенные сборы;

9. налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

К региональным налоговым сборам относятся (статья 14 НК РФ):

1. налог на имущество организаций;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся(статья 15 НК РФ):

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

Налоги можно также разделить по субъектам на прямые и косвенные.

Прямые – изъятие с имущества или дохода, платит собственник:

– подоходный – с физических лиц (13%);

– налог на прибыль – с юридического лица, только чистая прибыль (24%);

– единый социальный налог (ЕСН) – платежи предприятий государству на выплату пенсий, пособий по безработице, страхованию;

– поимущественный – сюда входит земля, строения, имущество (авто);

– единый налог на вмененный доход – уплачивается 1 раз в квартал 20% от дохода (возможного), платит малый бизнес в сфере услуг.

Косвенные – налог на действие, наценка за определенные действия или движение товара:

– акциз – точно определенная наценка на отдельные виды товаров (если повышенный спрос на товар и если он не жизненно необходим);

– налог на добавленную стоимость (НДС) – форма изъятия в бюджет с части прироста стоимости, которая возникает в процессе движения товара (услуги), т.е. с наценки в размере 18%.

Таможенные сборы и пошлины:

а) протекционистские сборы – высокие с целью защиты отечественных товаропроизводителей;

б) фискальный таможенный сбор – высокий с целью пополнения государственного бюджета;

в) преференциальный – колеблющийся, высокий для недружественных стран и низкий для стран, с которыми заключены договоры.

Косвенные налоги всегда оплачивает покупатель.

Законодательно разрешенная практика налоговых режимов в РФ предусматривает:

– общий режим налогообложения медицинской деятельности, характеризующийся высокой налоговой нагрузкой (до 40% выручки от реализации платных услуг);

– упрощенный режим налогообложения, имеющий ряд ограничений по применению и предусматривающий замену всех существующих налогов общего режима одним: с дохода от предпринимательской деятельности по ставке 6% или с дохода, уменьшенного на величину расходов, по ставке 15%;

– уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, заключающегося в установлении базовой доходности с объекта налогообложения, ставки 15% от нее с учетом корректирующих коэффициентов и не предусматривающих такой вид деятельности, как медицинские услуги, но распространяющегося на сопутствующие виды предпринимательской деятельности ЛПУ.

В соответствии с федеральным законом «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» доходы от деятельности медицинских учреждений при выполнении программ обязательного медицинского страхования налогами не облагаются (Р. 4, ст. 25).

Применение того или иного налогового режима оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательской деятельности и достижение экономической эффективности работы учреждения и организаций здравоохранения.

В здравоохранении наиболее приемлемой формой налогообложения, приносящей меньший размер «безвозвратных потерь», можно считать упрощенную систему налогообложения. А оптимизацию налогообложения предпринимательской деятельности в здравоохранении можно рассматривать как важный инструмент повышения экономической эффективности деятельности ЛПУ.

Менеджмент в здравоохранении: регулирование, организация, практика

Медицина — область, которая постоянно и молниеносно трансформируется. Медицинское сообщество, хоть и стремится к консолидации, пока ещё не достигло её в необходимом объёме. Эта совокупность факторов привела к сложившемуся дефициту отвечающих потребностям времени управленческих компетенций у организаторов здравоохранения.

(Совместно с Национальной Ассоциацией организаций и управления сферы здравоохранения)

Медицина — область, которая постоянно и молниеносно трансформируется. Медицинское сообщество, хоть и стремится к консолидации, пока ещё не достигло её в необходимом объёме. Эта совокупность факторов привела к сложившемуся дефициту отвечающих потребностям времени управленческих компетенций у организаторов здравоохранения.

Особенности программы:
Это практическая учебная программа, включающая структурированное изложение и анализ ключевых актуальных тенденций и подходов к управлению здравоохранением в разрезе сегодняшнего контекста.

В рамках программы предусмотрен формат привлечения к обучающим мероприятиям передовых экспертов: известных врачей и академиков, сильнейших руководителей частных и государственных клиник, общественных и политических деятелей, инвесторов медицинской отрасли.

Цель программы:
Приобретение слушателями знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления организациями и системами в сфере охраны здоровья граждан в соответствиями с современным общественным запросом.

Задачи программы:

  1. Повышение эффективности охраны здоровья граждан, а также совершенствование системы здравоохранения на основе использования современных наукоемких технологий и инноваций, полученных знаний и опыта, развития управленческого опыта.
  2. Профессиональное развитие членов медицинского сообщества через расширение и углубление знаний, знакомство с современными достижениями в области медицинского менеджмента.
  3. Повышение качества и доступности медицинской помощи населению через обучение эффективным и отвечающим наиболее актуальным современным управленческим практикам с ориентацией на результат.

Целевая аудитория: главные врачи, руководители подразделений медицинских учреждений, заведующие отделениями, менеджеры здравоохранения, собственники медицинского бизнеса

Научный руководитель программы: Муслимов Муслим Ильясович — кандидат медицинских наук, член Генерального совета, председатель комитета по медицинским услугам Общероссийской общественной организации «Деловой России»; председатель Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения — образовательной дискуссионной площадки для начинающих управленцев-медиков; основатель сети многофункциональных медицинских центров «Клиника №1», Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской федерации, практикующий врач-хирург.

Структура программы:

  1. Здравоохранение в XXI-м веке. Специфика медицинского бизнеса. Клиническое и стратегическое мышление руководителя.
  2. История бизнеса в сфере медицины 1990г. - наст время. Государственное и частное здравоохранение.
  3. Ключевые игроки рынка медицинских услуг.
  4. Аспекты конкуренции и тенденции ее развития.
  5. Организация и управление здравоохранением России. Актуальные проблемы
  6. Основные требования к управлению качеством медицинской организацией.
  7. Взаимодействие медицинской организации с территориальным фондом и страховой медицинской организацией (ОМС).
  8. Особенности работы со страховыми компаниями (ДМС).
  9. Принципы, технологии и инструменты работы с органами госвласти на федеральном и региональном уровнях.
  10. Организация и управление здравоохранением России. Актуальные проблемы.
  11. Медицинская аналитика и Big Data в лоббистской деятельности.
  12. Законотворческая деятельность. Инициативы негосударственного сектора здравоохранения.
  13. Построение коммуникаций между медицинским бизнесом и органами госвласти. Искусство GR-переговоров.
  14. Цифровая медицина и единый цифровой контур здравоохранения.
  15. Меры по стимулированию разработки и внедрения в систему здравоохранения новых медицинских технологий.
  16. Централизованные и децентрализованные сети, моно- и многопрофильные медицинские сети. Масштаб централизации и ответственность руководящего звена за прибыль.
  17. Стратегия, структура и инструменты в организации здравоохранения.
  18. ISO и JCI. Возможности и перспективы применения международных стандартов в управлении медицинской организацией.
  19. НМО и необходимость повышения образования у сотрудников и руководителей медицинских организаций.
  20. Рынок медицинских услуг в свете действующего законодательства РФ.
  21. Пациентоцентричность и пациентоориентированность.
  22. Искусственный интеллект в управлении современной клиникой.
  23. Проект Международного медицинского кластера на территории ИЦ Сколково.

Преподавательский состав программы:

  • Богомолов Павел Олегович — первый заместитель генерального директора ГК «Мать и дитя», председатель совета директоров ГК «ОМС».
  • Брескина Татьяна Николаевна — доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ДПО РМАНПО, эксперт по сертификации систем менеджмента качества (ISO 9001) Регистра ГОСТ Р, эксперт Премий Правительства РФ в области качества, Асессор EFQM, аудитор RR по системам Бережливого производства.
  • Гераскин Владимир Юрьевич — исполнительный директор практики здравоохранения PwC Russia.
  • Жулёв Юрий Александрович — президент общества больных гемофилией, сопредседатель всероссийского союза общественных объединений пациентов, член комиссии при Президента РФ по делам инвалидов.
  • Кайбелов Олег Александрович — управляющий партнер сети клиник «ABCМедицина».
  • Линденбратен Александр Леонидович — доктор медицинских наук, профессор, руководитель научного направления и главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А.Семашко».
  • Омельяновский Виталий Владимирович — доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор ФГБУ «Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, клинический фармаколог.
  • Петиченко Алина Владимировна — эксперт Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения, генеральный директор и владелец группы компаний «ММКС».
  • Плисс Михаил Александрович — заместитель директора по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ.
  • Прохоренко Николай Фёдорович — кандидат экономических наук, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, генеральный директор Высшей школы организации и управления здравоохранением.
  • Соломахина Анна Олеговна – кандидат медицинских наук, МВА, сопредседатель Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения, основатель и генеральный директор Школы медицинского бизнеса, бизнес консультант по управлению.
  • Туголуков Евгений Александрович — акционер АО «МЕДСКАН», акционер компании-инвестора проекта Международного медицинского кластера в Сколково (клиника Hadassah Medical — единственный в России филиал израильского госпиталя Hadassah).
  • Тузов Кирилл Константинович — директор направления политических и специальных проектов Baikal Communications Group.
  • Хайруллин Ильдар Индусович — кандидат медицинских наук, генеральный директор Фонда международного медицинского кластера.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: среда, четверг, пятница (с 9:00 до 17:20)

Формат занятий: интерактивные лекции, практикумы (упражнения, тесты и переговорные симуляции), тренинги, кейсы, самостоятельная подготовка, доступ к материалам онлайн.

Период проведения программы: 29 сентября — 1 октября 2021.

Объем программы: 30 акад. часов (1 ак.ч.=40 мин.).

Стоимость обучения: 84 000 р. Стоимость образовательных услуг НДС не облагается.

По завершении обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации МГИМО.

Документы, необходимые для поступления:

  1. Регистрационная форма
  2. Удостоверение личности (скан или копия паспорта)
  3. Диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с приложением (скан или копия) или справка с места учебы
  4. Резюме (при наличии)
  5. Заявление (шаблон будет направлен на электронную почту, указанную в регистрационной форме)
  6. Анкета (шаблон будет направлен на электронную почту, указанную в регистрационной форме)
  7. Договор с физ. или с юр. лицом (шаблон будет направлен на электронную почту, указанную в регистрационной форме)
  8. Цветное фото (в бумажном или в электронном виде, формат 3×4, снимок без головного убора)

Контакты:
119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России:
Тел./факс: +7 495 225-37-20, +7 495 225-40-88
Моб.: +7 964 573-65-77
E-mail: ostashova.y.v@my.mgimo.ru
Осташова Яна Вячеславовна

Будьте в курсе новых программ Школы бизнеса! Подпишитесь на рассылку!

Здравоохранение, являясь важнейшим национальным приоритетом цивилизованной страны, в то же время одна из самых затратных отраслей народного хозяйства и требует для нормального функционирования больших финансовых вложений со стороны государства.

Формы участия государства при этом распространяются от прямого бюджетного финансирования различного вида программ по оказанию медицинской помощи до законодательного регулирования и стимулирования предпринимателей и населения в покрытии издержек этого вида, в том числе на основе систем страхования.

Однако в современных условиях государство должно по большей части быть не источником средств, а создавать условия для развития отрасли через стимулирование благотворительности, создания льготной системы налогообложения медицинских организаций, реформирования системы обязательного медицинского страхования, поддержки добровольного медицинского страхования и т.д.

Сложная финансовая ситуация, в которой находится отечественное здравоохранение, предъявляет повышенные требования не только к управлению отраслью в целом, но и к отдельным учреждениям в частности. В этих условиях большая доля ответственности за необеспеченность медикаментами, оборудованием, продуктами питания и т.д. ложится на медицинские организации. Находясь в зависимости между требованием обеспечить выполнение всего набора необходимых видов диагностики и лечения при оказании медицинской помощи, с одной стороны, и требованием предоставить населению эту помощь бесплатно, с другой, медицинские организации, как правило, вынуждены самостоятельно искать пути выхода из сложившегося положения.

Сегодня остается высокой объективная потребность населения Российской Федерации в получении высококвалифицированной помощи, предоставляемой медицинскими учреждениями федерального подчинения, которые являются значимой частью государственной системы здравоохранения.

Медицинские организации федерального подчинения являются некоммерческими организациями. Административно эти учреждения подчиняются определенному федеральному ведомству и финансируются из федерального бюджета. В настоящее время общее количество учреждений федерального подчинения составляет более 3,5 тысячи. К их числу относится 15 % всех амбулаторных учреждений и 6 % стационарных, в них занято 10 % медицинских работников.

Одной из основных проблем в современных условиях является то, что имеющее место в последние годы недостаточное ресурсное обеспечение ЛПУ федерального подчинения негативно отразилось на материально-технической базе, качестве и эффективности деятельности этих лечебно-профилактических учреждений.

Размеры ассигнований из федерального бюджета, поступающие в учреждения здравоохранения федерального подчинения, не обеспечивают их фактической потребности в обеспечении плановых объемов помощи с применением современных медицинских технологий.

Несмотря на то, что в соответствии с «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» министерство здравоохранения РФ последовательно проводит конкретные мероприятия по упорядочению системы организации предоставления медицинской помощи в учреждениях федерального подчинения, направленные на совершенствование системы планирования и финансирования их деятельности, эти медицинские учреждения вынуждены самостоятельно изыскивать разнообразные способы поддержания необходимого уровня оказания медицинской помощи населению.

В этой связи необходимо более подробно рассмотреть вопросы общей характеристики законодательства РФ о здравоохранении.

Результаты и обсуждение. Национальное законодательство РФ представлено многоуровневой системой – это, прежде всего, Конституция РФ, затем Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития. Законодательство субъектов РФ играет тоже огромную роль в формировании нормативной базы законодательства о здравоохранении (рис.1).


Рисунок 1. Структура законодательства Российской Федерации

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, с одной стороны, приводит к облегчению существования человека в природной среде, с другой – имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Этому способствует в первую очередь достаточно бурное развитие данной сферы общественных отношений в постиндустриальных странах, обусловленное повышением внимания населения к состоянию здоровья. И, что не менее важно, реальные возможности как населения, так и государственных институтов обеспечивать достойное финансирование отрасли, а также ряд других факторов. Во всех современных правовых системах развитых стран имеются более или менее обширные комплексы нормативных актов, регулирующих отношения в одной из наиболее социально значимых для современного государства сфер общественной жизни – сфере здравоохранения.

Рассмотрим основные приказы, принятые законодателем в этой области за последние годы:

Имея свои собственные цели и задачи, указанные нормативно-правовые акты (и возглавляемые ими институты законодательства), взятые в отдельности, выполняют свою роль в достижении общей социальной задачи – обеспечение правовой, законодательной базой деятельности по охране здоровья граждан [1].

В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу прямое действие и применяется на всей территории РФ [2]. Заложив основополагающие принципы охраны здоровья граждан (охрана здоровья и медицинская помощь, запрет проведения медицинских и научных опытов), Конституция определила в 41 ст. государственную политику, закрепив принцип бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений. Механизм же обеспечения закреплённых Конституцией прав граждан должен реализоваться на других уровнях законодательства об охране здоровья граждан. Сегодня именно реализация принципа бесплатности оказания медицинской помощи является наиболее активно обсуждаемой темой из-за её социальной значимости.

Базовым нормативным актом, регулирующим оказание медицинской помощи в РФ, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1 [3]. В соответствии со ст. 1 Основ охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основы определили полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, организацию охраны здоровья и права граждан и отдельных групп населения в РФ, медицинскую деятельность по планированию семьи и регулировании репродуктивной функции человека, медицинскую экспертизу, права и социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан. Основы необходимо рассматривать как ключевой Федеральный закон, на основе которого строится всё остальное законодательство об охране здоровья граждан – «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и т.д. Кроме «специальных медицинских» законов законодатель закрепил регулирование охраны здоровья граждан и деятельности медицинских работников в других Федеральных законах – Трудовом, Уголовном, Семейном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, законодательство о здравоохранении в настоящий момент достаточно многочисленно и разрозненно. Хотя базовый закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487‑1 содержит основные механизмы реализации прав граждан при оказании медицинской помощи, однако содержание указанных механизмов в ненормативных актах РФ часто мешает их практической реализации из-за неоднозначности толкования и противоречивости.

Следующий важный вопрос: «Что нового в принятом Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Активное законотворчество в сфере здравоохранения в 2010 г. позволяет говорить о фактическом начале реформы отрасли. Принятый единый концептуальный документ основан на таких основных положениях, как:

  1. Здравоохранение – это общегосударственная система, включающая оказание медицинской помощи.
  2. Вся система здравоохранения призвана удовлетворять потребности граждан в оказании высококачественной медицинской помощи.
  3. Государство полноценно должно отвечать и контролировать реализацию прав граждан в области охраны здоровья.

В принятом Законе можно чётко проследить стратегическую линию, в которой можно выделить три основных направления [4].

Первое направление – это курс на уменьшение ответственности государства и увеличение ответственности самих граждан за сохранение и укрепление своего здоровья.

Второе направление – это изменение подхода со стороны государства к финансированию здравоохранения. В данном документе правомочно средства граждан определяются как один из источников.

Третье направление – новый подход к лечению с применением стандартов лечения. Важным моментом явился тезис «об обязательном выполнении всеми медицинскими организациями утверждённых порядков и стандартов медицинской помощи, а также протоколов лечения».

Наиболее важным моментом в новом Законе стал акцент на усиление профилактического направления работы медицинских учреждений, в частности на создание Центров здоровья, на проведение дополнительных диспансерных осмотров и иммунопрофилактики, на пропаганду здорового образа жизни. Хотя следует отметить (и это отмечали эксперты ещё на стадии законопроекта), что всё-таки некоторые понятия и термины обозначены не совсем полноценно и корректно. Это касается таких наиболее важных понятий, как «профилактика» и «диспансеризация», которая, кстати, сводится просто к профилактическим осмотрам (Статья 2 и Статья 46). Всё это может привести к неправильному подходу к самой профилактике и диспансеризации, а, следовательно, к дальнейшему ухудшению показателей здоровья.

Выводы. Тем не менее хочется надеяться, что положительные стороны и моменты нового Закона, в котором значительно пересмотрены виды, формы и условия оказания медицинской помощи, позволят сформировать некую иную новую структуру всей системы здравоохранения и системы оказания медицинской помощи в частности, с новыми формами финансирования при соблюдении принципа минимальных социальных рисков.

Рецензенты:

Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр ”ГЕРОНТОЛОГИЯ”», г. Москва.

Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации УО «Полоцкий государственный университет», Председатель Белорусского республиканского общественного геронтологического объединения, г. Новополоцк.

Читайте также: