Соотношение псо с налоговым правом

Опубликовано: 03.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронова Тамара Карловна

Отношения по социальному обеспечению развиваются параллельно или на пересечении со сферой действия норм трудового, гражданского, финансового, административного и иных отраслей права. В ходе проведения занятий по дисциплине «Особенности работы юриста в социальной сфере » использование обширной судебной практики позволяет продемонстрировать, каким образом в конкретных обстоятельствах разные отрасли права сосуществуют друг с другом. Опыт изучения взаимодействия отраслей способствует более глубокому пониманию предмета права социального обеспечения , его места в широком спектре общественных отношений.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миронова Тамара Карловна

INTERDISCIPLINARY INTERACTION OF SOCIAL SECURITY LAW WITH OTHER BRANCHES OF LAW

Relationship for social security develop in parallel or at the intersection of the sphere of action of norms of the labour, civil, financial, administrative and other branches of law. In the course of the discipline «Features of a lawyer’s work in the social sector» extensive use of judicial practice allows us to demonstrate how the specific circumstances of different branches of law coexist. The experience of studying the interaction of industries contributes to a better understanding of the subject of social security law , its place in the broad spectrum of public relations.

Текст научной работы на тему «Межотраслевое взаимодействие права социального обеспечения с другими отраслями права»

56 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Тамара Карловна МИРОНОВА,

доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) mtk2009@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Аннотация. Отношения по социальному обеспечению развиваются параллельно или на пересечении со сферой действия норм трудового, гражданского, финансового, административного и иных отраслей права. В ходе проведения занятий по дисциплине «Особенности работы юриста в социальной сфере» использование обширной судебной практики позволяет продемонстрировать, каким образом в конкретных обстоятельствах разные отрасли права сосуществуют друг с другом. Опыт изучения взаимодействия отраслей способствует более глубокому пониманию предмета права социального обеспечения, его места в широком спектре общественных отношений. Ключевые слова: право социального обеспечения, межотраслевое взаимодействие, социальное обеспечение, социальная сфера, судебная практика, бакалавриат.

Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

mtk2009@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

INTERDISCIPLINARY INTERACTION OF SOCIAL SECURITY LAW WITH OTHER BRANCHES OF LAW

Review. Relationship for social security develop in parallel or at the intersection of the sphere of action of norms of the labour, civil, financial, administrative and other branches of law. In the course of the discipline «Features of a lawyer's work in the social sector» extensive use of judicial practice allows us to demonstrate how the specific circumstances of different branches of law coexist. The experience of studying the interaction of industries contributes to a better understanding of the subject of social security law, its place in the broad spectrum of public relations.

Keywords: social security law, interdisciplinary interaction, social sphere, court practice, bachelor degree.

раво социального обеспечения в своем становлении прошло сложный этап обособления от смежных отраслей права. Отраслевая самостоятельность © Т. К. Миронова, 2017 I I непременно приводит к необходимости решения задач теоретического

УНИВЕРСИТЕТА Межотраслевое взаимодействие права

имени o.e. кугафина(мгюА) социального обеспечения с другими отраслями права

характера, направленных на определение границ отрасли, более глубокое исследование ее предмета, метода и других фундаментальных категорий. Процесс углубленного изучения отрасли находится в своей активной фазе. В последние годы появился ряд монографий по весьма актуальным проблемам права социального обеспечения1.

Несмотря на детальную проработку многих теоретических аспектов, представителям отраслевой науки по ряду ключевых вопросов не удалось достичь единства взглядов и подходов. Так, в последнее время наметилась поляризация мнений ученых по вопросу о наличии частноправовых начал в праве социального обеспечения2. Данная проблема весьма подробно исследована в коллективной монографии «Проблемы Общей части права социального обеспечения»3. Это обширное издание затрагивает и многие другие дискуссионные аспекты отраслевой науки. Общий дух монографического исследования по вполне понятным причинам тяготеет к четкому размежеванию права социального обеспечения с другими отраслями права, прежде всего с гражданским правом.

Следует, однако, заметить, что не меньший интерес представляет противоположный процесс — межотраслевое взаимодействие права социального обеспечения. В сложном комплексе общественных отношений, который представляет собой реальная жизнь, отношения по социальному обеспечению развиваются параллельно или на пересечении со сферой действия норм трудового, гражданского, финансового, административного и иных отраслей права. Поэтому важно видеть и понимать не только предмет права социального обеспечения, но и его включенность в широкий спектр общественных отношений.

Изучение учебной дисциплины «Право социального обеспечения» в юридических вузах и на юридических факультетах образовательных организаций вызывает

См., например: Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы : монография. М. : Контракт, 2012 ; Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения : монография. М. : Проспект, 2016 ; Благодир А. Л. Право социального обеспечения: система законодательства, отрасли и науки : монография. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2014 ; Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы : монография. Пермь : Пермский гос. ун-т, 2009 ; Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы : монография. Пенза : Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011 ; Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение. М., 2010 ; Жаворонков Р. Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации : монография. М. : У Никитских ворот, 2014 ; Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве) : монография. М. : Проспект, 2013 ; Кобзева С. И. р Источники права социального обеспечения. М., 2009.

См., например: Барышникова Т. Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения // Вестник трудового права Л и права социального обеспечения. 2016. № 10 (10). С. 100—107.

Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография / под ред.

Э. Г. Тучковой. М. : Проспект, 2017. С. 78—81, 90—99. ОРИЕНТИРЫ

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

большие трудности у обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (уровень бакалавриата). Редко кто из студентов ориентируется на эту отрасль как на основную сферу своей будущей профессиональной деятельности. Это связано с объемным, очень сложным, нестабильным и постоянно развивающимся нормативным содержанием. Вследствие такой ситуации на семинарах и практических занятиях весьма затруднительно делать познавательные экскурсы, выходя за отраслевые рамки. Очень ценным в этой связи является введение в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) для выпускного курса бакалавриата практико-ориентированных занятий в рамках дисциплины «Особенности работы юриста в социальной сфере».

Широкий охват сферы правового регулирования позволяет продемонстрировать, каким образом в конкретных обстоятельствах разные отрасли права сосуществуют друг с другом. На фоне реальных жизненных ситуаций очень хорошо видны особенности правового регулирования, осуществляемого нормами разных отраслей права. Богатый материал в этом плане дает судебная практика.

Безусловно, следует учитывать, что за отведенные часы занятий вряд ли удастся показать все многообразие судебных решений в рассматриваемом контексте. Поэтому целесообразно остановиться лишь на некоторых отраслях права.

Важнейшим в этом ряду выступает трудовое право, поскольку существует объективная взаимосвязь данной отрасли с правом социального обеспечения. В свете такого единства судебная практика позволяет на конкретных примерах показать, как трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения влияют на реализацию работниками (бывшими работниками) своих прав на получение отдельных видов социального обеспечения. Например, неправильное оформление работодателем трудовой книжки может приводить к отказу органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, включить отдельные периоды работы в страховой стаж4. Например, бывший работник, с которым у работодателя прекратились трудовые отношения, имеет право обратиться к этому работодателю за выплатой пособия по временной нетрудоспособности, если болезнь наступила в течение 30 дней после прекращения работы по трудовому договору5. В рамках трудовых отношений одной из важных задач в плане социального обеспечения является выполнение работодателем своей обязанности по выплате работникам, находящимся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, пособий по обязательному социальному страхованию6.

Отношения, регулируемые нормами гражданского права (которые в ряде случаев частично пересекаются с административно-правовыми отношениями), так-

4 Определение Московского областного суда от 01.09.2011 по делу № 33-19716 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2017) (далее судебная практика приводится по данному источнику).

5 Апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2016 по делу № 330238/2016.

6 Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2016 № 3342044/2016 ; апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2016 № 33-1800/2016.

ЕСТНИК Миронова Т. К.

УНИВЕРСИТЕТА Межотраслевое взаимодействие права

имени o.e. кугафина(мгюА) социального обеспечения с другими отраслями права

же могут быть сопряжены с отношениями по социальному обеспечению. Прежде всего это касается лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Даже в тех случаях, когда индивидуальный предприниматель не осуществляет предпринимательскую деятельность и не получает доход от такой деятельности, он все равно несет ответственность за излишне выплаченные ему суммы (например, социальной доплаты к пенсии, пособия по безработице)7. Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, по авторским договорам, также попадают в сферу действия норм права социального обеспечения. К ним применяются механизмы взыскания неправомерно полученных денежных выплат (пособий, компенсационных выплат или доплат, предусмотренных для неработающих граждан)8. Гражданско-правовая составляющая имеет место при заключении договоров купли-продажи жилых помещений, если при этом используются средства материнского (семейного) капитала. В случае признания сделки по договору купли-продажи квартиры недействительной граждане, имеющие сертификат на материнский капитал, не могут воспользоваться своим правом на данные средства до тех пор, пока эти средства не будут в полном объеме возвращены другой стороной несостоявшейся сделки9.

Нередко излишне выплаченные суммы денежных выплат, предусмотренных нормами права социального обеспечения, выявляются в рамках финансово-правовых отношений, связанных с регистрацией работодателей в качестве плательщиков страховых взносов либо с уплатой ими таких взносов10. Связь с финансовым правом прослеживается и в том случае, когда между страхователем (работодателем) и страховщиком (Фондом социального страхования РФ) возникают разногласия в части оценки характера несчастного случая на производстве (является ли полученная травма производственной либо нет). С ответом на этот вопрос связаны взаиморасчеты по страховым взносам между указанными субъектами, т.е. отношения носят финансово-правовой характер. Однако от ответа на данный вопрос зависит размер пособия по временной нетрудоспособности, которое должно быть выплачено работнику как застрахованному лицу11.

Встречаются случаи пересечения отношений по социальному обеспечению с административно-правовыми отношениями. Наиболее ярким примером здесь является ситуация, когда гражданин, обучающийся по очной форме обучения

7 Апелляционное определение Ростовского областного суда от 21.11.2016 по делу № 3320195/2016 ; апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2016 по делу № 33-46631/2016.

8 Постановление Президиума Кемеровского областного суда от 16.01.2017 № 44г-3/2017, 44г-132/2016 ; апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2016 по делу № 33-49096/2016 ; апелляционное определение Московского городского суда

от 14.11.2016 № 33-41040/2016. П

9 Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.01.2017 по делу № 111627/2017.

10 Апелляционное определение Московского городского суда от 12.01.2016 по делу № 33277/2016.

11 Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2016 по делу № 332116/2016.

160 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

и получающий пенсию по случаю потери кормильца (часто с социальной доплатой к ней), прекращает обучение в образовательной организации. Совокупность двух факторов — прекращения административно-правовых отношений и несвоевременного сообщения о данном факте в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, — приводит к негативным последствиям для гражданина.

Право социального обеспечения взаимодействует и с другими отраслями, которые тоже имеют свою специфику. Важно, чтобы опыт такого взаимодействия отраслей оставался востребованным при введении обновляемых образовательных стандартов.

Министерством образования и науки РФ утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата)12. Начало его действия — 1 сентября 2017 г. В нем выделяются следующие виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники бакалавриата: нор-мотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консуль-тационная (п. 4.3 ФГОС ВО).

Сложившаяся система подготовки бакалавров ориентирована в наибольшей степени на правоприменительную и правоохранительную деятельность. В рабочих программах учебной дисциплины «Право социального обеспечения» при перечислении профессиональных задач и профессиональных компетенций традиционно указывается нормотворческая деятельность и способность выпускника участвовать в разработке нормативных правовых актов. Но следует все-таки отметить, что знания законодательства и умения его применять недостаточно, чтобы быть способным заниматься нормотворческой деятельностью. Это особый вид юридической деятельности. Для ее осуществления, безусловно, необходимы общетеоретические знания о правотворчестве, юридической технике и т.п. Вместе с тем нужна привязка этих знаний к конкретной отрасли права, поскольку нормативное содержание каждой отрасли имеет свою специфику.

В этой связи важными для права социального обеспечения являются взаимосвязи с конституционным правом. Часть 2 ст. 39 Конституции РФ предусматривает, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Именно законотворчество на федеральном и региональном уровнях лежит в основе создания новых отраслевых правовых норм. Обучение элементарным навыкам нормотворчества, включая законотворчество, предоставит выпускнику бакалавриата возможность получить минимально необходимые знания для осуществления нормотворческой деятельности, которая включает разработку нормативных правовых актов и их подготовку к реализации (п. 4.4 ФГОС ВО).

12 Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 29.12.2016.

л-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Межотраслевое взаимодействие права социального обеспечения с другими отраслями права

1. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы : монография. — М. : Контракт, 2012. — 256 с.

2. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения : монография. — М. : Проспект, 2016. — 237 с.

3. Барышникова Т. Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения. — 2016. — № 10 (10). — С. 100—111.

4. Благодир А. Л. Право социального обеспечения: система законодательства, отрасли и науки : монография. — Киров : Изд-во ВятГГУ, 2014. — 397 с.

5. Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы : монография. — Пермь : Пермский гос. ун-т, 2009. — 363 с.

6. Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы : монография. — Пенза : Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. — 227 с.

7. Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение. — М., 2010. —218 с.

8. Жаворонков Р. Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации : монография. — М. : У Никитских ворот, 2014. — 382 с.

9. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве) : монография. — М. : Проспект, 2013. — 312 с.

10. Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография / под ред. Э. Г. Тучковой. — М. : Проспект, 2017. — 416 с.

(3)Право социального обеспечения следует отграничивать также отгражданского правас учетом следующих положений.

Во-первых, содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

Во-вторых, для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон – достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определенные законодательством.

В-третьих, субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объеме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

В-четвертых, социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

1) в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;

2) в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;

3) в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);

4) в специфике субъектного состава.

(1)Проблема взаимосвязи и взаимодействиятрудового права и права социального обеспеченияимеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву.

Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

1) социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

2) субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

3) правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определенного возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

4) социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

5) трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

6) субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, т.к. права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

7) для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наемного работника.

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое (1), административное (2) и гражданское (3) право.

Общее правоведение.

1.1. Понятие, задачи, предмет и методы курса «Правоведение».

1.2. Понятие, признаки и функции государства.

1.3. Возникновение государства. Типы государства. Понятие и элементы формы государства.

1.4. Форма правления. Монархия. Республика.

1.5. Форма государственного устройства.

1.6. Государственно-правовой режим.

1.7. Понятие, признаки, функции, принципы права. Понятие и виды источников права.

1.8. Нормативно-правовой акт, как основной источник права в России. Классификация НПА по юридической силе, по органу принятия.

1.9. Норма права. Понятие, структура нормы права.

1.10. Виды правовых норм. Классификация норм права.

1.11. Толкование права. Правосознание: понятие и структура. Правовая культура. Правовой нигилизм.

1.12. Понятие и структура правоотношения.

1.13. Понятие и виды правонарушений. Состав правонарушений.

1.14. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

1.15. Правовые системы в современности.

1.16. Отрасли права. Элементы правовой системы.

1.17. Пробелы в законодательстве, коллизии в праве, способы их устранения.

1.18. Нормы права и нормы морали: общие черты и различия.

1.19. Юридические факты: понятие и виды.

Конституционное право.

2.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина связанные с личной, семейной жизнью.

2.2. Конституционные права и свободы человека и гражданина связанные с предпринимательской деятельностью.

2.3. Конституционные права и свободы человека и гражданина связанные с осуществлением правосудия.

2.4. Конституционно-правовой статус РФ и его элементы. Федеративное устройство РФ.

2.5. Конституционное разграничение компетенции РФ и субъектов федерации.

2.6. Президент РФ. Его конституционно-правовой статус, порядок избрания и отрешения от

должности. Функции и полномочия Президента РФ.

2.7. Законодательная ветвь власти. Федеральное собрание, его палаты: структура и компетенция.

2.8. Государственная дума. Конституционно-правовой статус, структура, компетенции.

2.9. Совет федерации. Конституционно-правовой статус, структура, компетенции.

2.10. Исполнительная ветвь власти. Система органов исполнительной власти в РФ, компетенции.

2.11. Правительство РФ. Его состав, назначение, отставка, сложение полномочий.

2.12. Судебная ветвь власти. Состав, компетенции.

2.13. Конституционный суд. Состав, компетенции.

2.14. Верховный суд. Структура судов общей юрисдикции. Компетенции.

2.15. Высший арбитражный суд. Структура арбитражных судов. Компетенции.

2.16. Прокуратура РФ. Структура, компетенции.

2.17 Органы местного самоуправления. Состав, компетенции.

Гражданское право.

3.1. Понятие, принципы и источники гражданского права.

3.2. Способы защиты гражданского права. Состав гражданских правоотношений.

3.3. Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, ИП, главы КФХ), их правосубъектность.

3.4. Понятие и классификация юридических лиц, их правосубъектность.

3.5. Объекты гражданских прав.

3.6. Сделки. Понятие виды и форма сделок.

3.7. Представительство и доверенность.

3.8. Понятие, содержание и виды права собственности. Приобретение и прекращение права собственности.

3.9. Понятие и стороны обязательства. Виды обязательств (договорные и деликтные). Основание возникновения и прекращение обязательств.

3.10. Понятие, принципы, виды, условия договоров. Порядок заключения изменения и расторжение договора.

3.11. Стороны, предмет, форма, существенные условия договора купли-продажи.

3.12. Стороны, предмет, форма, существенные условия договора мены и дарения.

3.13. Стороны, предмет, форма, существенные условия договора аренды и найма.

3.14. Стороны, предмет, форма, существенные условия договора подряда и возмездного оказания услуг.

3.15. Стороны, предмет, форма, существенные условия договора займа и кредита.

3.16. Стороны, предмет, форма, существенные условия договора страхования.

3.17. Стороны, предмет, форма, существенные условия договора коммерческой концессии (франчайзинга).

3.18. Понятие наследственного права. Наследственные правоотношения. Приобретение наследства.

3.19. Наследование по закону.

3.20. Наследование по завещанию.

Интеллектуальное право

4.1. Содержание и значение дисциплины «интеллектуальная собственность» (ИС), понятие института ИС (ст. 1225 ГК РФ).

4.2. Источники права и перечень нормативно-правовых актов осуществляющих правовую защиту объектов ИС.

4.3. Индивидуальные субъекты права (автор, соавтор, изобретатель, патентовед, патентный поверенный, эксперт).

4.4. Коллективные субъекты права (ВОИС, европейское патентное ведомство, евразийское патентное ведомство, Роспатент, Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений, ФАС России, НИИ и ВУЗы, Российское авторское общество и др.).

4.5. Смешанные субъекты права (заявитель, правообладатель, патентообладатель, лицензиат, лицензиар, заказчик, исполнитель, правопреемник и др.).

4.6. Объекты права. Ветви ИС. Классификация объектов ИС.

4.7. Интеллектуальные права (исключительное право, личные не имущественные и иные права).

4.8. Распоряжение исключительными правами. Условия договора. Классификация договоров. Виды и формы договоров. Договоры в области ИС.

4.9. Договор об отчуждении исключительного права.

4.10. Лицензионный договор. Виды лицензий.

4.11. Договор авторского заказа

4.12. Возникновение и развитие системы охраны АП.

4.13. Понятие и принципы АП. Признаки объектов АП. Состав отношений в АП (субъект, объект и содержание). Субъекты АП.

4.14. Объекты АП. Произведения науки и учебные материалы, как объект АП, особенность их правовой охраны. Знаки правовой охраны. Произведения, которые не являются объектами АП.

4.15. Интеллектуальные права на объекты АП.




4.16. Особенность правовой охраны переводов, иных производных произведений, составных и аудиовизуальных произведений.

4.17. Особенность правовой охраны проектов официальных документов, символов, знаков и произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

4.18. Особенность правовой охраны программ для ЭВМ и БД.

4.19. Сроки правовой охраны объектов АП. Переход произведения в общественное достояние.

4.20. Использование объектов АП в период действия ИП без согласия автора и выплаты вознаграждения.

4.21. Использование объектов АП библиотеками. Особенности правовой охраны объектов АП в Интернет, ЛКС. Проблемы и перспективы.

4.22. Объекты смежных прав: Права на исполнение и право публикатора. Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных. Знаки и сроки правовой охраны.

4.23. Возникновение и развитие промышленной собственности и патентного права.

4.24. Системы патентования в разных странах. Их достоинства и недостатки.

4.25. Объекты патентного права - изобретение, полезная модель, промышленный образец. Условия и сроки их патентоспособности.

4.26. Права патентообладателя (личные неимущественные, исключительные, право на получение патента). Действия, не являющиеся нарушением патентных прав.

4.27. Патентная информация как вид научно-технической информации, ее значение и виды. Проведение патентного поиска. Цели и способы поиска. Международная патентная классификация (МПК), ее структура и роль.

4.28. Описание изобретения, полезной модели, промышленного образца. Структура описания по видам изобретения.

4.29. Формула изобретения, ее значение в правовой охране, виды формул, части формулы, составление формулы.

4.30. Заявка на выдачу патента на объект патентного права. Состав документов заявки. Реферат, его значение и правила составления.

4.31. Государственная пошлина за регистрацию объектов патентного права, поддержание патента в силе и т.д. Размеры и сроки уплаты.

4.32. Понятие приоритета на объект патентного права. Виды приоритетов.

4.33. Понятие временной и постоянной правовой охраны. Общественное достояние. Право преждепользования и послепользования.

4.34. Экспертиза заявки на изобретение, ПМ, ПО (формальная и экспертиза по существу).

4.35. Государственная регистрация объектов патентного права, выдача патента, публикация сведений.

4.36. Прекращение и восстановление действия патента (ст. 1398-1400 ГК).

4.37. Служебное изобретение, полезная модель, промышленный образец. Договор служебного заказа (ст. 1370- 1373 ГК).

4.38. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений (ст. 1401 – 1405 ГК РФ).

4.39. Распоряжение исключительными правами на объект патентного права (договор об отчуждении, лицензионный договор) (ст. 1365-1369 ГК).

4.40. Право на секрет производства (ноу-хау, коммерческая тайна): достоинство и недостатки объекта, противоречия в законодательстве.

4.41. Распоряжение исключительными правами на ноу-хау (договор об отчуждении, опционное соглашение, лицензионный договор).

4.42. Средства индивидуализации товаров, услуг, работ и предприятий (ТЗ, ТМ, НМПТ, КО, ФН) Классификация, общая характеристика, сроки их правовой охраны.

4.43. Фирменное наименование, и коммерческое обозначение, их правовая охрана.

4.44. Товарный знак и знак обслуживания (ТЗ). Знаки охраны ТЗ. Виды ТЗ. Субъекты права, интеллектуальные права на ТЗ. Государственная регистрация ТЗ. Состав документов заявки на ТЗ.

4.45. Основания для отказа в регистрации ТЗ. Приоритет ТЗ. Экспертиза заявки на ТЗ.

4.46. МКТУ и ее роль в правовой охране ТЗ. Государственная пошлина за регистрацию

4.47. Особенности правовой охраны общеизвестного ТЗ, коллективного ТЗ.

4.48. Особенности правовой охраны наименования мест происхождения товара (НМПТ).

4.49. Право на топологии интегральных микросхем (ТИМ). Правовая охрана.

4.50. Правовая охрана методов предпринимательства (право на пресечение недобросовестной конкуренции).

4.51. Особенности налогообложения доходов полученных от результатов ИС (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, НДС).

4.52. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав – дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Административное право.

5.1. Понятие, задачи, принципы и источники административного права.

5.2. Структура органов исполнительной власти. Органы надзора.

5.3. Административные правонарушения. Виды. Состав правонарушения (субъекты, объекты, субъективная и объективная сторона).

5.4. Виды административных наказаний.

5.5. Назначение наказаний.

5.6. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ).

5.7. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 КоАП РФ).

5.8. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях (ст. 10.7 КоАП РФ).

5.9. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8 КоАП РФ).

5.10. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ).

5.11. Недобросовестная конкуренция (ст. 14.33 КоАП РФ).

5.12. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

5.13. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

5.14. Судьи и должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении (ст. 22.1-22.3, 23.1-23.69 КоАП РФ).

5.15. Обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

5.16. Участники производства по делам об административном правонарушении, их права и обязанности (ст. 25.1-25.14 КоАП РФ).

5.17. Доказательства по делам об административном правонарушении (ст. 26.1-25.11 КоАП РФ).

5.18. Применение мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении (ст. 27.1, 27.7, 27.8, 27.10, 27.14, 27.16 КоАП РФ).

5.19. Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении (ст. 28.1-28.9 КоАП РФ).

5.20. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст. 29.1-29.13 КоАП РФ).

5.21. Обжалование решений (постановлений) по делу об административном правонарушении (ст. 30.1-30.19 КоАП РФ).

5.22. Основные положения защиты прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Понятия, принципы, полномочия (ФЗ - 294 от 26.12.08.)

5.23. Понятие проверки, виды проверок (плановые, внеплановые, выездные, документарные) (ст. 9-12 ФЗ - 294 от 26.12.08).

5.24. Организация и проведение проверок (ст. 13-16 ФЗ - 294 от 26.12.08)

Уголовное право.

6.1. Понятие, задачи, структура, принципы и источники уголовного права.

6.2. Понятие преступления, виды преступлений.

6.3. Состав преступления (субъекты, объекты, субъективная и объективная сторона).

6.4. Понятие наказания. Цели и виды наказания. Назначение наказания.

6.5. Освобождение от уголовной ответственности и наказания.

6.6.Преступления против жизни и здоровья их общая характеристика.

6.7.Преступления против свободы, чести и достоинства личности, их общая характеристика.

6.8.Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, их общая характеристика.

6.9. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, их общая характеристика.

6.10. Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ).

6.11. Преступления против собственности, их общая характеристика

6.12. Преступления в сфере экономической деятельности, их общая характеристика. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).

6.13. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности, их общая характеристика. Жестокое обращение с животными (ст. 245 КУ РФ).

6.14. Преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272 – 274 УК РФ)

Налоговое право. Право социального обеспечения.

7.1. Понятие, задачи, принципы и источники налогового права.

7.2. Система налогов и сборов. Понятие и виды налогов, сборов.

7.3. Налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности.

7.4. Налоговые органы, их права и обязанности.

7.5. Налоговая декларация, налоговая база, налоговый период, сроки оплаты налогов и предоставления декларации.

7.6. Налоговый контроль. Постановка лиц на налоговый учет, камеральные и выездные налоговые проверки. Порядок и сроки проведения, оформление результатов налоговой проверки.

7.7. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

7.8. Обжалование актов налоговых органов

7.9. НДС. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, налоговые вычеты.

7.10. НДФЛ. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки.

7.11. Стандартные, социальные, имущественные, профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ.

7.12. Налог на прибыль организаций. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, расходы ппо налогу на прибыль организаций.

7.13. Государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.

7.14 Специальные режимы налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход).

7.15. Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.

7.16. Страхование в пенсионном фонде, фонде социального страхования.

Трудовое право.

8.1. Понятие, задачи, принципы и источники трудового права.

8.2. Трудовые отношения. Основания их возникновения, изменения и прекращения. Стороны отношений, их права и обязанности.

8.3. Понятие, содержание трудового договора. Сроки и виды трудового договора.

8.4. Заключение, изменение и прекращение трудового договора.

8.5. Рабочее время и время отдыха.

8.6. Дисциплина труда.

8.7. Оплата труда.

8.8. Гарантии и компенсации работников.

8.9. Охрана труда.

8.10. Защита трудовых прав и свобод. Разрешение трудовых споров.

Семейное право

9.1. Предмет, принципы и источники семейного права.

9.2. Понятие брака и семьи. Порядок регистрации брака.

9.3. Прекращение брака и признание брака недействительным.

9.4. Отношения родителей и детей. Алиментные обязательства родителей и детей.

9.5. Режимы имущества супругов (законный и договорный).

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.

Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями – с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка, малообеспеченность или нуждаемость.

А также вследствие наличия у них заслуг перед государством или осуществления ими специфических видов общественно полезной деятельности. К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а так же меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, а также многие другие права человека по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Любой человек, будучи управомоченным правом социального обеспечения на определенные действия, проявляет интерес к соответствующему материальному благу: пенсии, пособию, социальной услуги и т.д. Определившись в своем интересе, человек - субъект права социального обеспечения обращается к другому субъекту - государственному органу или организации, способным реально и надлежащим образом удовлетворить этот интерес. Управомоченное и обязанное лица на основе действующих норм права вступают в фактические отношения, в которых реализуют конкретные права, и обязанности применительно к этому данному случаю. Эта правовая связь субъектов, возникшая на основе норм права по поводу обеспечения одного из них каким-то благом, и представляет собой социально-обеспечительное правоотношение.

При этом регулируемые социально-обеспечительные отношения впринципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, материального), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.

Любые обеспечительные отношения приобретают характер социально обеспечительных правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Специфика указанного правоотношения состоит в том, что оно представляет собой как бы сплав индивидуальной и государственной воли. В правоотношении его участники достигают согласия, консенсуса, нивелируют существующие противоречия и тем самым создают необходимые условия для совместной конструктивной деятельности. Именно в этом видится особая роль правоотношения как компонента механизма социально-обеспечительного правового регулирования.

Право социального обеспечения – официальный, государственный регулятор социально- обеспечительных общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения между лицами, нуждающимися в обеспечении по различным жизненным обстоятельствам, с одной стороны, и органам, их предоставляющими, - с другой, оно тем самым придаст им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободно развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства.

Социально–обеспечительные правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права социального обеспечения, а потому, что конкретные обеспечительные общественные отношения нуждается в правовом регулировании. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение. Другими словами, социально–обеспечительные правоотношения под воздействием определенных социально- экономических и политических условий как бы «вызревают» в недрах общественной жизни.

Социально-обеспечительное правоотношение- это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость – в жизни возникает только те правоотношения, на которые указывает норма правового акта. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. В строгом смысле правоотношения – это законоотношения. Действует правило: есть норма права – возникает правоотношение, нет нормы – нет и правоотношения.

Социально-обеспечительное правоотношение имеют связь между субъектами права социального обеспечения посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах законов и подзаконных актов. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, причем интересы одного могут быть реализованы лишь посредство другого.

Взаимное поведение субъектов этого отношения отличается определенностью, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение кого-то с кем-то. Стороны, как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия соответственны – эта связь носит индивидуализированный характер.

Индивидуализация при этом осуществляется двояко:

  • поименно, когда субъекты права социального обеспечения называются своим полным именем или реквизитами;
  • по названию социальных ролей. В этом случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: временно нетрудоспособный - работодатель.

Правоотношения по социальному обеспечению – это волевые отношения. Для возникновения такого правоотношения необходимо наряду с другими юридическими фактами и волеизъявление. То есть, необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, социально-обеспечительные правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю субъектов права. Лишь в отдельных случаях субъект может этого не знать - например, малолетний ребенок или душевнобольной человек.

Социально-обеспечительные правоотношения охраняются государством. Охрана законности и правопорядка означает и охрану социально-обеспечительных правоотношений.

Социально-обеспечительные правоотношения имеют претензионно-обеспечительный характер. Это значит, что когда один субъект - человек – правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право на социальное обеспечение на стороне человека, а обязанности по его предоставлению лежат на органе социального обеспечения.

Социально-обеспечительные правоотношения объединены общей целью. Это означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений, распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (престарелых, малоимущих и нетрудоспособных, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства.)

Важно помнить, что в сфере социального обеспечении нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью - необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.

Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям:

Классификация по виду социального обеспечения:

  • в связи с обеспечением граждан в денежной форме;
  • в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги);
  • процедурного или процессуального характера.

Классификация по срокам действия правоотношений:

  • правоотношения, прекращаются однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например: правоотношения по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности др.)
  • правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.)
  • правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, инвалидности, правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности).

Главным основанием для классификации социально–обеспечительных правоотношений должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения.

В подотрасли социального страхования в соответствии с ее институтами и действующим законодательством выделяются следующие правоотношения: по социальному страхованию, по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию; по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей; по обеспечению застрахованных полностью или частично оплачиваемыми путевками на санаторно-курортное лечение; по поводу предоставления социального пособия на погребения.

Очень много видов регулируется нормами подотрасли социальной поддержки. Сюда необходимо включить такие виды правоотношений, как отношения по предоставлению социальных пособий незастрахованным по обязательному социальному страхованию гражданам, имеющим детей; обеспечению ежемесячными денежными выплатами ветеранов и инвалидов за счет федерального бюджета; предоставлению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и др.

Виды правоотношений в рамках подотрасли социальной помощи определяются теми видами фактической помощи, которые определены Законом о государственной социальной помощи. Это предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по пособий в денежном выражении нуждающимся. Предоставление натуральной помощи (топливо, продукты, медикаменты и др.).

Везде, где действует право социального обеспечения, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем науки права социального обеспечения.

Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что социально-обеспечительные правоотношения – это урегулированные нормами права социального обеспечения и находящиеся под охраной государства социально-обеспечительные общественные отношения физических лиц с государственными органами социального обеспечения, иными органами и организациями по минимизации отрицательных последствий утраты человеком здоровья, заработка и повышению социально-экономического статуса отдельных категорий граждан путем социального страхования, поддержки, социальной помощи и обслуживания.

Любая отрасль права не замыкается на регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, так как в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей. Несмотря на многообразие общественных отношений, различные их группы находятся в тесной взаимосвязи и соотношении между собой.

Право социального обеспечения, являясь составной частью единой системы российского права, в то же время имеет специфические особенности, собственный предмет правового регулирования, что позволяет выявить ее взаимосвязи, соотношение и отграничение от других отраслей российского права. Взаимосвязь и соотношение права социального обеспечения наблюдается со многими отраслями российского права.

Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть основы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ, являясь Основным законом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»[33] закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения, в ст. ст. 71, 72 определяет порядок координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Нормы конституционного права, объект регулирования которых составляют общие принципы статуса личности2: воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественных, неотчуждаемых прав человека; входят в сферу взаимоотношений государства и личности; предполагают подключение многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений1. Эти положения являются гарантом дальнейшей конкретизации социальных прав граждан уже в нормах права социального обеспечения.

Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства2. Предоставление гражданам многообразных видов социального обеспечения, гарантированных в гл. 2 Конституции РФ, осуществляется через организационно-правовые формы социального обеспечения. Государство, предоставляя различные виды социального обеспечения, определяет источник их финансирования и, применяя нормы финансового права, финансирует расходы по предоставлению гражданам пенсий, пособий, социальных услуг как за счет внебюджетных финансово-кредитных учреждений (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ), так и за счет бюджетов всех уровней.

Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входит деятельность по организации социальной защиты населения. Различные государственные органы и учреждения социальной защиты населения в пределах своей компетенции, исполняя положения, закрепленные в нормативно - правовых актах, предоставляют многообразные виды социального обеспечения гражданам. Таким образом, эти органы и учреждения непосредственно осуществляют реализацию социальной функции государства во взаимоотношениях с конкретным гражданином, имеющим право на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения может быть отграничено и от некоторых других отраслей права (трудового, гражданского, семейного, жилищного). Критерием для такого отграничения, как уже говорилось выше, является предмет правового регулирования той или иной отрасли.

Трудовое право – это отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные отношения, устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение1. Следовательно, в предмет трудового права входят трудовые и иные непосредственно связанные с ними общественные отношения.

В рамках отношений по занятости и трудоустройству регулируются отношения граждан, нуждающихся в помощи со стороны государственных органов в подыскании подходящей работы и трудоустройстве, в получении новой профессии, специальности, квалификации, в повышении квалификации и переквалификации, тогда как в праве социального обеспечения регулируются отношения по поводу предоставления указанным гражданам социальных гарантий со стороны государства в виде материального обеспечения (пособия по безработице, стипендии, иных компенсационных выплат).

Гражданин, вступая в трудовые отношения с работодателями всех организационно-правовых форм и форм собственности, включая работодателей – физических лиц, становится работником организации и подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель, в свою очередь, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). При наступлении страховых случаев (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др.), гражданин имеет право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др.), предоставляемое по нормам права социального обеспечения.

В процессе трудовой деятельности у работника формируется трудовой стаж, который имеет юридическое значение для приобретения права на пенсию или определенный размер пособия по нормам права социального обеспечения.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношений. Обязательства по оказанию услуг, являющиеся объектом гражданского права. В то же время предоставление социальных услуг может осуществляться также в той или иной форме социального обслуживания. Возникающие при этом общественные отношения также регулируются нормами права социального обеспечения. Социальные услуги (бесплатно или на условиях частичной оплаты) за счет средств общества предоставляются не всем гражданам, а только тем, которые прямо указаны в законе, с целью удовлетворения их специфических потребностей.

Нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения, поэтому данные отношения нормами права социального обеспечения не регулируются.

Предметом семейного права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство), тогда как предметом права социального обеспечения является комплекс общественных отношений (материального, процедурно-процессуального характера), возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения для удовлетворения потребностей специфических субъектов (пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и др.). В рамках семейного права закреплены права и обязанности родителей и детей, в том числе усыновленных либо взятых в приемную семью. Право социального обеспечения, в свою очередь, регулирует отношения по поводу предоставления материального обеспечения семье (пенсий по случаю потери кормильца, страховых выплат в случае смерти кормильца в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособий в связи с рождением и воспитанием детей, на содержание приемного ребенка, субсидий и компенсаций социально значимых расходов семьи, социальных услуг и медицинской помощи).

В настоящее время наблюдается связь права социального обеспечения с жилищным правом, которую следует рассматривать через отношения, складывающиеся по поводу предоставления нуждающимся гражданам специализированных жилых помещений, а также жилищных субсидий.

Нормы жилищного права закрепляют такой вид жилых помещений, как специализированные жилые помещения (дома системы социального обслуживания населения; дома для временного поселения вынужденных переселенцев, лиц, признанных беженцами и др.). В то время как в нормах права социального обеспечения определяется круг субъектов, имеющих право на проживание (постоянно или временно) в указанных помещениях.

На современном этапе активно развиваются отношения по поводу предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются в соответствии с нормами, закрепленными в Жилищном кодексе РФ, гражданам, признанным нуждающимися в социальной поддержке со стороны государства.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Читайте также: