Соотношение прямых и косвенных налогов в сша

Опубликовано: 11.05.2024

Налоговая система США считается одной из наиболее развитых систем налогообложения. США - страна, ориентирующаяся на либеральную модель экономики и являющаяся федеративным государством. Здесь используется трехуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги. Основные виды налогов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Структура налоговых поступлений в США, % к итогу

Для современной налоговой системы США характерна такая черта, как параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов, а также местными органами власти. В результате чего население государства уплачивает два вида поимущественного налога, три вида подоходного налога и два вида универсального акциза. Наиболее весомыми в современной налоговой системе на федеральном уровне являются личные подоходные налоги, на уровне штатов - универсальный и специальный акцизы, а на местных уровнях - поимущественный налог.

Личный подоходный налог - самый крупный источник доходов федерального бюджета. Взимается он с личного дохода населения, включая доход от индивидуального бизнеса. Подоходный налог предполагает наличие необлагаемого минимума и определенных скидок, а также разнообразных личных расходов (например, транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах и др.). Ставки налога прогрессивные, после реформы Клинтона они составляют для семейных пар: при доходе до 36,9 тыс. долл. - 15 %; 36,9 - 89,2 тыс. долл. - 28 %; 89,2 - 140 тыс. долл. - 31 %; 140 - 250 тыс. долл. - 36 %; свыше 250 тыс. долл. - 39,6 %.

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы, - это взносы в фонд социального страхования. Данные налоги являются своего рода отчислениями, которые дают право на получение государственных пенсии и выплат по нетрудоспособности. Благодаря тому, что платежи в систему социального страхования в США не являются добровольными, то их принято относить больше к налогам, чем к страховым взносам. Они взимаются как с работодателей, так и с работников.

Налог на прибыль корпораций - это налог на доходы акционерных обществ. Широкое распространение налог получил после Второй мировой войны. Обложению подлежит чистая прибыль, то есть валовая прибыль, уменьшенная на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Налог является прогрессивным. Этот налог взимается ступенчато, что имеет большое значение для малых и средних предприятий с невысокими валовыми доходами. Фирма платит 15 % за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25 % за последующие 25 тыс. долл., 34 % за следующие 25 тыс. долл., 39 % за следующие 235 тыс. долл., и при превышении дохода 335 тыс. долл. фирма будет платить 34%.

Налоговые системы развитых стран используют налоги в качестве средства поддержания и стимулирования бизнеса. С этой целью существуют определенные льготы для предпринимателей. Важнейшими льготами являются: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и скидка на "истощение недр". Система налоговых кредитов является одной из наиболее распространенных льгот бизнесу. Этим термином принято обозначать вычеты, которые производятся непосредственно из начисленной суммы налога, в отличие от вычетов и исключений, разрешенных при определении налоговой базы. Различают три части инвестиционного кредита: регулярный налоговый кредит (стимулирует частные вложения), инвестиционный налоговый кредит на восстановление старых зданий и энергетический налоговый кредит. Опыт показал, что его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, что замедляет экономический рост.

Поимущественные налоги взимаются со стоимости движимого и недвижимого имущества (предприятий, домов, земли, ценных бумаг). Плательщиками выступают физические и юридические лица. Ставки налога обычно пропорциональны и невелики (от 1,6 до 3 %).

Косвенные налоги в США занимают значительно меньшую долю по сравнению с прямыми. Среди косвенных налогов предпочтение отдается налогу с продаж и акцизам. Акцизы вводятся на определенные товары. На федеральном уровне - на алкогольные напитки, на табачные изделия, телефонные переговоры, авиабилеты и др. НДС в США не практикуется, хотя в европейских государствах он является основным источником доходов государства.

В целом налоговая система США является мало прогрессивной и не играет существенной роли в перераспределении доходов. В странах с преобладанием социально-ориентированной модели, таких, как Германия, Швеция и другие, налоговые ставки в целом выше и государство играет более активную роль в распределении доходов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.



Структура сбора налогов делится на три уровня:
- федеративный (общий для всех)
- региональный (разнится от штата как штату, может вовсе отсутствовать)
- локальный (местный)

США практикует параллельный сбор основных видов на всех трех уровнях налогообложения.
Но если на федеративном уровне действует прогрессивная шкала налоговых ставок и налоговое бремя, по большому счету, ложится на самых состоятельных налогоплательщиков, то местные отчисления либо равно распределяются между гражданами, либо носят регрессивный характер.

Основные виды налогов США:

1. Личный подоходный налог (income tax). Этот сбор является главным источником пополнения федерального бюджета. Взимается данный вид налога с личных доходов граждан, в том числе и доход с индивидуального бизнеса (а также с дивидендов, чаевых, выигрышей в лотерею и т.д.). Подоходный налог подразумевает необлагаемый минимум и разнообразные льготы, скидки и некоторые личные расходы (к примеру, транспортные, взносы на благотворительность, расходы на медобслуживание и по уходу за ребенком и т.д.). Налоговые ставки прогрессивные, после принятия реформы Клинтона для семейных пар они составляют: при прибыли до отметки в $36 900 - 15%; $36 900 – 89 200 - 28%; $89 200 - 140 000 - 31%; 140 000 - 250 000 - 36%; свыше $250 000 - 39,6%.

Подоходный налог в США по штатам в 2017 году. Карта.

Подоходный налог США по штатам в процентах, 2020г.
2. Налоги с фонда заработной платы. Это - взносы в фонд социального страхования, которые позволяют получать пенсию по старости, потери кормильца, госпитальное страхование (Medicare) или по нетрудоспособности (OASDI). Они являются обязательными, потому и причисляются к разряду налогов, а не страховых взносов.

3. Корпорационный налог, или налог на прибыль корпораций (Corporation income tax). Таковым облагаются доходы акционерных предприятий. Получил широкое распространение после Второй Мировой Войны. В данном случае налогом взимается с чистой, то есть валовой, прибыли, исключая все разрешенные вычеты и льготы. Рассчитывается сумма налога по прогрессивной шкале, что играет огромную роль в работе многих некрупных предприятий: 15 % за первые $50 000 налогооблагаемого дохода, 25% за следующие $25 000, 34 % за следующие $25 000, 39 % за следующие $235 000, далее при превышении порога в $335 000 компания обязана выплатить 34%.

Для стимулирования и развития бизнеса такие развитые страны, как Соединенные Штаты, используют определенные налоговые меры, льготы для предпринимателей. Таковыми являются:
- ускоренная амортизация;
- скидка на истощение недр;
- инвестиционный налоговый кредит.

Система налоговых кредитов выделяют как одну из наиболее популярную бизнес-льготу. Она предполагает вычеты напрямую из самой суммы налога, начисленной предприятию, в отличие от вычетов, основанных на определении налоговой базы. Выделяют три таких кредита:
- регулярный налоговый кредит;
- инвестиционный налоговый кредит;
- энергетический налоговый кредит.

Судя по опыту лет, отмена подобных льгот для бизнеса негативно влияет на экономический рост, так как снижает инвестиционный поток и конкурентоспособность.

4. Поимущественные налоги. Данным видом налогов облагается движимое и недвижимое имущество (в том числе дома, предприятия, ценные бумаги, земельный участок и пр.). Ставки налога преимущественно пропорциональны и невелики (1,6-3%). Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица.

5. Косвенные налоги. На них приходится значительно меньшая доля по сравнению с остальными. Среди них выделяются налог с продаж и акцизы, которые вводятся на конкретную группу товаров. Так, например, в США на федеральном уровне существуют акцизы на алкогольную и табачную продукцию, телефонные переговоры, пассажирские авиаперевозки, топливо и пр. Привычный для многих стран НДС в Америке не практикуется.

Статус налогоплательщика (filing status) играет очень важную роль при заполнении и подаче налоговой декларации. От него может напрямую зависеть процент налога. Различают следующие виды статусов:
- лицо, не состоящее в браке (Single)
- лицо, состоящее в браке, заполняющее декларацию отдельно от супруга/-и (Married filing separately)
- лицо, состоящее в браке, заполняющее декларацию совместно с супругом/-ой (Married filing jointly)
- глава семьи (Head of household)
- вдовец/-ва, с зависимыми от него/нее детьми (Qualifying widow(er) with dependent child)

Тот, кто попадает под определение нескольких статусов, имеет право выбрать тот, что является наименее затратным.

Важно! Стоит отметить, что нерезиденты США также обязаны платить налоги, как и граждане Америки или обладатели Грин-карты. Между Россией и США был заключен договор от 17.06.1992 «Об избежании двойного налогообложения» согласно которому отношения регулируются так, чтобы одному и тому же лицу не пришлось оплачивать одни и те же налоги дважды.

«В жизни нельзя избежать двух вещей: смерти и налогов»

В 20 веке система налогообложения США, наряду с банковской, денежной и бюджетной, пережила множество реформ и «налоговых революций», а сегодня она считается одной из самых развитых в мире. Большое количество сборов и льгот делает эту систему гибкой и социально ориентированной, но в то же время сложной и запутанной. Что же, давайте разбираться.

Краткая характеристика налоговой системы США

  • Налоговая ставка в США считается высокой. В среднем, житель страны отдаёт государству 35% от своего дохода, но из-за большого количества льгот этот процент можно легально уменьшить.
  • Прямые налоги преобладают над косвенными. Жители всегда знают, каких начислений ждать в будущем месяце.
  • Налоговая ставка рассчитывается по прогрессивной шкале. Если говорить о налоговой системе США кратко, то, чем больше денег зарабатываешь, тем выше налог на доход.
  • Исходя из предыдущего пункта — социальная ориентированность системы налогообложения. Прогрессивная шкала позволяет перераспределять деньги в обществе и поддерживать незащищенные слои населения.

Структура

В Соединенных Штатах используется трёхуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги штата и муниципальные сборы. Получается, что один тип налога может быть уплачен в бюджет для каждого из уровней, причем по разной налоговой ставке.

Рассмотрим каждый из уровней подробнее.

Федеральные налоговые сборы рассчитываются по прогрессивной шкале и поступают в федеральный бюджет.

Налоги штата составляют 80% его бюджета. Каждый штат самостоятельно устанавливает процентную ставку. Чем выше уровень жизни в штате, тем выше и налогообложение – тут всё логично.

Муниципальные платежи поступают в бюджет города. Но в отличие от штатов, большая часть бюджета городов складывается не из налогов, а из государственных субсидий и грантов, так что налоговую ставку нельзя назвать высокой – от 1% до 3%.

Виды налогов

  1. Подоходный налог, взимаемый с доходов. Принцип расчёта процента нам уже знаком: чем больше зарабатываешь, тем больше отдаешь государству. Но есть и нюансы. Во-первых, доход начинает облагаться налогом только достигнув установленного минимального уровня (сумма зависит от многих факторов – возраста, наличия в семье детей и так далее). Во-вторых, налоговый взнос одинокого человека и семьянина будет рассчитываться по-разному, так как у людей, состоящих в браке, доход считается общим. Наконец, на федеральном уровне этот платёж обязателен, а вот на уровне штата – не всегда. Так, например, в 9 штатах личные доходы жителей не облагаются налогом вовсе.
  2. Налог на нужды социального страхования идёт на обеспечение пенсии в будущем (к слову, как и в России, она зависит от рабочего стажа и уровня дохода), а также на выплаты в случае получения травм, инвалидности.
  3. Налог на прибыль касается только юридических лиц, то есть компаний и корпораций. Налогом облагается чистая прибыль предприятия.
  4. Налог на имущество распространяется на недвижимость, автомобили, ценные бумаги, в общем, на всё. К счастью, его процент невысокий (варьируется от 1 до 4%), что не мешает налогу обеспечивать 80% бюджета любого штата.
  5. Топливный сбор заложен в стоимость бензина.
  6. Знаменитый налог на товары и продукты, о котором узнаешь только при оплате покупки на кассе. В американских магазинах ценник товара указывает его стоимость без учёта налога. Налог этот везде разный, так как устанавливается штатом.
  7. Налог на медицину – это сборы на социальные нужды, они позволяют малоимущим и пожилым людям пользоваться медицинскими услугами бесплатно.

Всё перечисленное – основные виды налоговых сборов. Есть и другие, например, налог на ликвидацию безработицы или экологический налог.

А что с предпринимателями?

А у предпринимателей в США всё довольно-таки неплохо. Налоговый сбор взимается с чистой прибыли компании. Чистую прибыль можно рассчитать, если вычесть из общего дохода компании следующие издержки:

  • заработная плата сотрудников
  • отчисления на социальное обеспечение сотрудников
  • расходы содержание помещения (аренда, ремонт)
  • расходы на амортизацию
  • затраты на рекламу
  • проценты по кредитным выплатам
  • операционные убытки

Небольшое предприятие в среднем будет платить государству 15% со своей чистой прибыли. Ставка процента прогрессивная, так что, чем меньше предприятие, тем ниже налоговые взносы – удобно для малого бизнеса.

Помимо этого, предприниматель может воспользоваться дополнительными льготами. Одной из наиболее популярных является инвестиционный налоговый кредит, который даёт возможность не уплачивать налог в период окупаемости капиталозатрат, то есть, по сути, государство временно финансирует предприятие.

Подводные камни

Есть у налоговой системы США свои особенности.

Первое: прогрессивная шкала как повод для споров. С одной стороны, прогрессивная ставка помогает перераспределять доходы в обществе, с другой – не каждый гражданин с высоким доходом готов отдавать половину своего дохода государству.

Второе: уклонение от уплаты быстро вычисляется и наказывается (лишением свободы и дополнительными штрафами). Единственный способ увильнуть от уплаты – это отказаться от гражданства, правда, в этом случае вам всё равно придётся платить налоги ещё 10 лет. Так что способ, как видите, не самый эффективный.

Третье: три уровня налогообложения – причина бесконечной бумажной волокиты. Заполнение деклараций отнимает не один час времени.

Сравнение налоговой системы США и России

Реформирование российской налоговой системы давно является темой горячих споров, в ходе которых её часто сравнивают с системой налогообложения США. Действительно, системы обеих стран объединяет три уровня налогообложения (федеральный, региональный и местный). Но есть и ключевые различия.

Во-первых, система налогообложения США характеризуется прогрессивной шкалой налоговых отчислений. Нет чётко установленного процента сборов, он варьируется в зависимости от уровня доходов, места проживания, возраста, семейного положения.

Во-вторых, в США преобладают прямые налоги, а в России – косвенные.

В-третьих, местные бюджеты штатов и городов являются превалирующими получателями налоговых сборов, что противоположно российской системе.

Наконец, если в России сокрытие истинных доходов и уменьшение базы налогообложения – обыденная практика, то в США это – налоговое преступление. От налогообложения в Америке никак не скрыться, так что изречение Бенджамина Франклина как нельзя лучше раскрывает понятие и сущность налоговой системы США.

В дополнение

Традиционно в России принято использовать аргумент о непомерно высоких налогах, которые платят жители западных стран, в том числе и граждане США. Отчасти это неверно. Ниже приведен простой и наглядный сравнительный анализ налоговых выплат в двух стран.

Налоговая система США

Налоговая система США считается одной из наиболее развитых систем налогообложения. США — страна, ориентирующаяся на либеральную модель экономики и являющаяся федеративным государством. Здесь используется трехуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги.

Органом, занимающимся администрированием налогов в Соединенных Штатах, является Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), являющаяся самым крупным структурным подразделением Министерства финансов США. Их сайт — https://www.irs.gov/. В подаче налогов есть столько тонкостей (рядовой обыватель с ними сталкивается редко, но случается), что просто сайтом не ограничиться: есть специальная профессия “налоговый консультант”, которые разбираются во всех пунктах и тонкостях тысяч и тысяч правил и специальных случаев.

Специфика состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов прямого налогообложения. В системе налогообложения США параллельно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий. Так, население уплачивает 3 подоходных налога, 3 налога на прибыль с корпораций, 2 поимущественных и т.д.

Главой налоговой службы США на сегодняшний момент является Джон Коскинен.


Глава IRS Джон Коскинен

Основную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (income tax), субъектами которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица.

Подсчет выполняется в 3 этапа:

  1. Подсчитывается валовой доход, который может состоять из; заработной платы, аннуитета, пенсии, алиментов, доходов по ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, ренты и роялти, фермерского дохода, социального пособия и пособия по безработице, стипендии, доходов от трастовых операций и недвижимости и т. д.
  2. Валовой доход корректируется за счет вычетов из него разрешенных затрат и льгот. К ним относятся торговые или производственные затраты, убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами, пенсионные взносы лиц, уплаченные алименты, авансовые налоговые взносы и т. д.
  3. Из суммы скорректированного валового дохода исключаются классифицированные, или стандартные, вычеты. Полученная величина является налогооблагаемым доходом. К основным вычетам относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика; стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старше 65 лет и инвалидов; расходы по переезду на новое место жительства, связанному с повышением квалификации; командировочные, благотворительные взносы и др. Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% с откорректированного валового дохода, а оставшиеся 25% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.

Еще один важнейший налог в системе подоходного обложения — налог на прибыль корпораций (corporation income tax), претерпевший существенные изменения в результате известных налоговых реформ 1980-1990х гг. Главным принципом налогообложения корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются, прежде всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% — штатами и местными органами власти.

Объект обложения определяется в 3 этапа:

  1. Определяется валовой доход компании, состоящий из валовой выручки от реализации и всех внереализационных доходов и расходов.
  2. Из валового дохода вычитаются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т. д. В налоговом законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, имеют достаточно либеральный характер. Как правило, в индивидуальный перечень разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и в основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.
  3. После вычета из валового дохода издержек, дополнительных расходов и уплаченных налогов из него вычитают те льготы, которые направлены непосредственно на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Заключительный этап связан с решением проблем двойного обложения той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов.

Налоги в США

Налоговые льготы

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю.

После «фермерских» льгот большое внимание уделяется также вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%. Фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%. Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. — 34%. Кроме того, на доходы в пределах от $ 100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5%.

Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями от взносов на социальное страхование (social insurance tax), то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Налоги с наследств и дарений (inheritance and gift taxes) физические лица платят по ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (12%) и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.

Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеративной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% — это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж (sales tax) достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 48%. Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в них имеется своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного налога штата вычитаются при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу.

Личный подоходный налог


Самый крупный источник доходов федерального бюджета. Взимается он с личного дохода населения, включая доход от индивидуального бизнеса. Подоходный налог предполагает наличие необлагаемого минимума и определенных скидок, а также разнообразных личных расходов (например, транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах и др.). Ставки налога прогрессивные, после реформы Клинтона они составляют для семейных пар: при доходе до 36,9 тыс. долл. — 15 %; 36,9 — 89,2 тыс. долл. — 28 %; 89,2 — 140 тыс. долл. — 31 %; 140 — 250 тыс. долл. — 36 %; свыше 250 тыс. долл. — 39,6 %.

Налог на прибыль также взимается почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность, сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию. Практически во всех штатах взимается налог на имущество, который уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается налог на наследство, всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.

Как подаётся декларация?

Подаётся она в начале каждого года: начиная с 1 января и крайний срок — 15 апреля.

Всего лишь нужно выбрать налоговую форму (их существует несколько, в зависимости от вашей ситуации), посчитать немного на калькуляторе, заполнить эту форму, приложить какие-то документы, если необходимо — и отослать в IRS.

Можно распечатать нужную форму, заполнить её от руки и отослать по почте, а можно подавать её в электронном виде на сайте IRS, а можно воспользоваться теми же многочисленными сервисами, за небольшую плату ($10-40)

Наряду со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него.

Налог на прибыль корпораций

Это налог на доходы акционерных обществ. Широкое распространение налог получил после Второй мировой войны. Обложению подлежит чистая прибыль, то есть валовая прибыль, уменьшенная на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Налог является прогрессивным. Этот налог взимается ступенчато, что имеет большое значение для малых и средних предприятий с невысокими валовыми доходами. Фирма платит 15 % за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25 % за последующие 25 тыс. долл., 34 % за следующие 25 тыс. долл., 39 % за следующие 235 тыс. долл., и при превышении дохода 335 тыс. долл. фирма будет платить 34%.

Налоговые системы развитых стран используют налоги в качестве средства поддержания и стимулирования бизнеса. С этой целью существуют определенные льготы для предпринимателей. Важнейшими льготами являются: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и скидка на «истощение недр».

Система налоговых кредитов

Система налоговых кредитов является одной из наиболее распространенных льгот бизнесу. Этим термином принято обозначать вычеты, которые производятся непосредственно из начисленной суммы налога, в отличие от вычетов и исключений, разрешенных при определении налоговой базы. Различают три части инвестиционного кредита: регулярный налоговый кредит (стимулирует частные вложения), инвестиционный налоговый кредит на восстановление старых зданий и энергетический налоговый кредит. Опыт показал, что его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, что замедляет экономический рост.

Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в год с физических и юридических лиц, владеющих собственностью. Базой для определения этого налога является оценочная стоимость собственности. Почти в половине штатов взимается лестным налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.

Косвенные налоги

Налоги в разных штатах

Занимают в США значительно меньшую долю по сравнению с прямыми. Среди косвенных налогов предпочтение отдается налогу с продаж и акцизам. Акцизы вводятся на определенные товары. На федеральном уровне — на алкогольные напитки, на табачные изделия, телефонные переговоры, авиабилеты и др. НДС в США не практикуется, хотя в европейских государствах он является основным источником доходов государства.

Научный руководитель: Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент

УДК 336.2

При формировании налоговой политики страны огромную роль играет определение наилучшего соотношения между прямым и косвенным налогообложением. Материально-денежная система, которая основывается лишь на одном виде налога, малоперспективна, не может гарантировать государству необходимую численность денежных ресурсов для покрытия его потребностей, а так же создавать условия для финансового подъема, и лишь осмысленное сочетание прямых и косвенных налогов может привести к возникновению хорошей системы обложения налогом.

В разных государствах система прямого налогообложения выглядит следующим образом: прямые налоги доминируют в Германии, Канаде, США, Японии, а косвенные – во Франции и Италии.

Сбалансированную структуру имеют Италия и Германия, повышение роли прямых налогов произошло в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных – в Италии.

Использование прямых и косвенных налогов связано с социально-экономическим уровнем развития государства. Прямые налоги могут гарантировать стране полноту поступлений, если уровень дохода граждан достаточно высок, а также если у налогоплательщиков в собственности находится земля и другое недвижимое имущество. Косвенный вид налогообложения не связан с величиной дохода людей. Для косвенных налогов свойственен автоматизм изъятия и отсутствие понимания платежа.

Особенным условием к соответствию прямого и косвенного налогообложения является исполнение фискальных задач в основном косвенными налогами, а на прямые налоги возложена роль денежного регулятора заработка фирм и городских жителей, осуществление принципа справедливости.

Современная система налогообложения обязана учитывать экологические результаты подъема благосостояния. Для этого следует увеличить удельный вес прямых налогов, которые связаны с добычей и применением естественных ресурсов, с загрязнением окружающей среды. Данная категория прямых налогов предназначена для того, чтобы минимизировать значение природной ренты в доходах изготовителей, стимулировать вложения в экологически чистое производство.

Чтобы добиться в налогообложении баланса понадобится реализовать условие, при котором граница использования косвенных налогов, регрессивных по своей сути, устанавливается рамками современного прямого налогообложения.

Прослеживается взаимосвязь между общественно – финансовым развитием и реальным соответствием между прямыми и косвенными налогами в любой исторический отрезок времени. Чем ниже уровень финансового становления, тем большую долю занимают косвенные налоги, и, наоборот.

Базу налоговой системы РФ составляют такие прямые налоги, как налог на прибыль с юридических лиц, НДФЛ, и два косвенных налога – на добавленную стоимость и акцизы.

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ не совсем существенна, только исходя из убеждений выбора ценностей налоговой политики, да и исходя из убеждений полномочий применения иностранного навыка. Введение интернациональных наработок в данной области должно проистекать с учетом финансовой и политической ситуации, склада ума, и еще различий государственного законодательства о налогах и сборах. К расчету оптимальной модели соотношения прямого и косвенного налога сможет привести умелое и разумное использование иностранных методологий.

Необходимо рассчитать удельный вес соотношения прямого и косвенного налогообложения, чтобы разработать оперативную, стабильную, действенную налоговую модель РФ. Помимо того, нужно оценить воздействие и соответствие видов налогов в масштабах данных двух групп налогов, т.е. придти к их приемлемой величине.

Величина налоговых доходов , рассчитываемая как доля валового внутреннего продукта, в течении последних пяти лет понизилась на 1,9 процентных пункта: с 36,5% ВВП в 2008 году до 34,6% в 2013.

Удельный вес косвенных налогов от налоговых доходов в 2013 году составил 19%, что не значительно ниже по сравнению с 2008 годом, где удельный вес налогов составил-19,2%.

В Российской Федерации важную долю заработков бюджета составляют прибыли, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи, реализации и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. В 2013 году степень налоговой нагрузки в РФ соответствует среднему значению показателя по государствам ОЭСР.

Уровень налоговой нагрузки без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил 29% к ВВП, что, собственно, ниже среднего значения налоговой нагрузки в странах ОЭСР на 5,1 процентных пункта.

В зарубежной практике, исходя из их ориентации на прямые и косвенные налоги, выделяют четыре базовых модели систем налогообложения.

1). Англосаксонская модель, где доля косвенных налогов не играет значительной роли, т.к. данная модель направлена на прямые налоги с физических лиц. К примеру, в США подоходный налог с населения создает 45% прибылей бюджета. Платежи граждан превосходят налоги с фирм. Данная модель используется еще и в Австралии, Великобритании, Канаде и в иных государствах.

2). Евроконтинентальная модель наоборот, направлена на высокую долю косвенных налогов и немалую долю отчислений на социальное страхование. Например, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 46% доходов бюджета, от косвенных налогов - 28%, а от прямых налогов - всего 18%. На данную модель нацелены следующие страны - Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия.

3). Латиноамериканская модель направлена на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. В Чили удельный вес косвенных налогов в доходной части бюджета страны составил - 46%, в Боливии - 42% и в Перу - 49%.

4). Смешанная модель, которая включает в себя черты других моделей, используется практически во всех государствах. Данная модель направлена на изменение, разнообразие структуры прибылей, ориентирована на то, чтобы недопустить зависимости бюджета от определенного вида налога. В смешанной модели спецификой считается весомый перевес части прямых налогов с организаций над частью прямых налогов с физических лиц.

Российская Федерация уже на данный момент имеет возможность перейти на смешанную модель распределения на­логового бремени, где прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы приблизительно поровну в единых налоговых поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды.

Чтобы равномерно распределить прямые и косвенные налоги, нужно уметь рассчитывать и устанавливать конкретный баланс, т.к.определенные виды налогов и сборов должны эффективно сочетаться между собой, а налоговая система должна продуктивно сосуществовать с внешнеэкономической средой. Несмотря на это вероятно внедрение навыка иностранных государств, хотя основное – это учесть особенности финансового развития России.

23.12.2014, 20:25 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья достаточно информативна, но требует доработки. Желательно, обновить статистику, добавив 2013 год, данные есть на сайте. Рекомендуется заменить "выслеживается взаимосвязь" на "прослеживается" и "доля" на "удельный вес"

Читайте также: