Сообщить об имуществе в налоговую

Опубликовано: 08.05.2024

Уведомления о выбранных объектах налогообложения – документ, при помощи которого физические лица (граждане РФ) имеют возможность освободить один из видов своего недвижимого имущества от налогообложения.

Роль документа

Многие люди имеют в собственности несколько объектов недвижимости — квартиру, комнату, дачный дом, коттедж, гараж и т.п. За каждый из них они обязаны ежегодно оплачивать налог на имущество физических лиц, причем даже тогда, когда объект находится не в полной, а в долевой собственности. Таким образом, сумма для того, чтобы уплатить налоговый сбор за все помещения, здания и сооружения, может понадобиться немаленькая.

Чтобы решить эту проблему, законотворцы придумали льготу: разрешили налогоплательщикам выбирать один из объектов недвижимости, который будет освобожден от налогообложения. Правда, доступно это послабление не всем гражданам, а представителям только некоторых групп.

Оповестить налоговую службу о своем выборе потенциальный льготник может путем заполнения соответствующего уведомления.

Кто имеет право на льготу

Перечень граждан, имеющих право на освобождение от налога на имущество по одному из объектов недвижимости, определен в законодательстве — в статье 407 НК РФ. Сюда входят:

  • военнослужащие;
  • ветераны войны и члены их семей;
  • лица с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионеры;
  • «чернобыльцы»;
  • а также те люди, площадь каждого объекта недвижимой собственности которых не превышает 50 кв.м. и т.д.

Полный список льготников можно найти в выше обозначенной статье Налогового Кодекса России.

Некоторые нюансы льготы

Все объекты недвижимости поделены на категории. При этом налогоплательщик, имея во владении имущество из одной категории (например, два гаража), получает право на освобождение от уплаты налога только по одному из них.

А вот если объекты недвижимости находятся в разных категориях (к примеру, гараж и квартира), то льгота может быть распространена на оба объекта.

Налогоплательщик сам выбирает, какую именно недвижимость он хотел бы освободить от налогообложения и оповещает об этом налоговую службу.

Для передачи налоговикам уведомления о выбранных объектах налогообложения можно выбрать один из нескольких способов:

  1. Самый простой, быстрый и надежный – принести заполненный бланк в налоговую инстанцию лично и передать из рук в руки инспектору.
  2. Допускается передать документ с доверенным лицом, но только при том условии, что у него на руках будет нотариально заверенная доверенность.
  3. Переслать уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении через Почту России – по времени это более затратно, но зато гарантирует то, что адресат получит послание.

Может ли быть отказ в приеме уведомления

В некоторых случаях специалисты налоговой инспекции могут отказать в приеме уведомления. Список причин для отказа не так уж велик:

  • неправильно заполненный бланк;
  • отсутствие оригиналов документов, подтверждающих право на освобождение от налога;
  • низкое качество копий.

В таких ситуациях, после устранения нарушения, уведомление можно отдать в налоговую службу повторно.

Особенности заполнения уведомления

Форма уведомления о выбранных объектах налогообложения имеет стандартный унифицированный вид, обязательный к применению.

При его заполнении следует придерживаться нескольких несложных правил.

Вносить информацию в бланк можно как в печатном виде на компьютере, так и от руки (но только шариковой ручкой любого темного цвета). Слова нужно прописывать заглавными буквами, разборчиво и понятно.

Никакие помарки, ошибки, неточности в бланке недопустимы, а если оказия все же произошла, не стоит делать исправление, лучше заполнить новый бланк.

Также не следует вносить в уведомление непроверенные или заведомо недостоверные сведения – при выявлении таких фактов со стороны налоговиков могут последовать санкции.

Как заполнить уведомление

Если вам понадобилось подать заявление в налоговую службу о выбранных объектах налогообложения, рекомендуем рассмотреть образец его заполнения и действовать в соответствии с предлагаемой ниже инструкцией.

В самом верху документа укажите:

  • ИНН налогоплательщика;
  • нумерацию страницы;
  • код территориального налогового органа;
  • персональные данные о налогоплательщике: фамилию-имя-отчество, дату и место рождения.

  • сведения из документа, удостоверяющего личность (его вид нужно обозначить в виде кода – подсказка есть рядом с ячейками): серия, номер, дата, место выдачи;
  • информация о местожительстве (только вначале также кодом обозначается территория проживания – РФ или другое государство): почтовый индекс, субъект России (область, республика, край – за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые сами по себе являются субъектами), город, улица, дом, квартира;
  • номер контактного телефона для связи;
  • количество листов в уведомлении.

Последняя часть этого листа состоит из двух разделов:

  • в правом разделе ставит свою подпись налогоплательщик, который таким образом удостоверяет то, что все данные, внесенные в бланк достоверны. Также сюда вписывается информация о доверенном лице, если документ подает не сам налогоплательщик, а его представитель.
  • левую часть бланка заполняет работник налоговой службы.

Вторая страница уведомления касается того объекта недвижимости, в отношении которого будет действовать налоговая льгота. Здесь по порядку прописываются:

  • ИНН, номер страницы, фамилия, инициалы налогоплательщика;
  • данные о выбранном объекте: его вид (жилой дом, квартира, комната, гараж и т.д.);
  • дата начала применения льготы;
  • тип номера (кадастровый, инвентарный, условный) и сам номер.

После того как все необходимые сведения будут указаны, бланк необходимо подписать.


Согласно Федеральному закону от 30.09.2017 № 286-ФЗ«0 внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» граждане, претендующие на льготы по имущественным налогам, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на льготы.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Если документы, подтверждающие данное право, в налоговом органе отсутствуют и не представлены гражданином, налоговый орган самостоятельно запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, путем направления запроса в органы, организации, должностным лицам, у которых имеются эти сведения. В этом случае гражданину необходимо заполнить соответствующее согласие на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью направления налоговым органом такого запроса.

Обращаем Ваше внимание, что в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по заявлению налогоплательщика, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, многофункциональный центр предоставления государственных услуг г.Москвы, а также через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Если право на налоговую льготу возникло в 2018 году впервые и ранее гражданин не обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по установленной форме, он может это сделать в 2019 году. Кроме того, заявление подается лицами, у которых период предоставления льготы окончился в 2018 году на основании ранее представленных документов.

Информация о льготах по определенному налогу в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.naIog.ru).

Типовая (рекомендуемая) форма согласия налогоплательщика - физического лица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу

  1. Сведения о лице, выражающем согласие на обработку персональных данных:

Отчество (при наличии):

Сведения о документе, удостоверяющем личность:

Серия и номер документа:

Дата выдачи документа:

Орган, выдавший документ:

  1. Содержание согласия на обработку персональных данных:

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных

данных" в связи с поданным мною в налоговый орган заявлением от " " 20 г.

о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (далее - заявление), в котором указаны мои персональные данные, настоящим выражаю согласие на их обработку, использование и распространение налоговым органом в целях и в объеме, необходимых для направления запроса в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие мое право на указанную в заявлении налоговую льготу.

Перечень персональных данных, на обработку которых дается настоящее согласие, совпадает с полным содержанием моих персональных данных, указанных в заявлении. Настоящее согласие дается с момента получения налоговым органом моего заявления на срок, необходимый для завершения рассмотрения заявления, и может быть отозвано способом и в форме, совпадающими со способом и формой представления мною заявления.

  1. Подпись субъекта персональных данных: / /

Информация о порядке предоставления льгот по имущественным налогам

Льготы по уплате налога на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам предоставляются на основании заявления. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@. К заявлению налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие право на льготу.

Если право на налоговую льготу возникло в 2018 году впервые и ранее гражданин не обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по установленной форме, он может это сделать в 2019 году. Кроме того, заявление подается лицами, у которых период предоставления льготы окончился в 2018 году на основании ранее представленных документов.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, многофункциональный центр предоставления государственных услуг г. Москвы, а также через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

С 1 января 2019 года физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018, имеют право на льготу по налогу на имущество физических лиц. Налоговая льгота предоставляется в размере суммы налога, подлежащей уплате, и только если имущество не используется в предпринимательской деятельности. При этом льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика.

Указанная категория граждан также имеет право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м. в отношении одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Примерный информационный материал «Основные изменения (федеральный уровень) по вопросам применения налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц, применяющиеся для налоговых периодов 2018 и 2019 гг.»

I. Применяется при расчете имущественных налогов физлиц в 2019 году (за налоговый период 2018 года)

а) Налоговый вычет по земельному налогу

28.12.2017 Президентом России подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка (далее - вычет). Так, если площадь участка составляет не более 6 соток - налог изыматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток - налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для пенсионеров.

Вычет применяется для одного земельного участка по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. При непредставлении в налоговый орган налогоплательщиком, имеющим право на применение вычета, уведомления о выбранном земельном участке, вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Лица, которые впервые в 2018 году приобрели статус «льготной» категории (например, стали пенсионерами, ветеранами боевых действий и пип.), для применения вычета при расчете земельного налога за 2018 год могут обратиться с заявлением о предоставлении данной льготы в любую налоговую инспекцию.

б) Ограничено право на применение н cl юговых льгот для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога.

Соответствующая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ст. 346.1 НК РФ) устанавливала, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого

сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

С 2018 г. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (п. 57 ст. 2) в указанные нормы НК РФ внесены изменения, согласно которым индивидуальные предприниматели могут «льготировать» только имущество, используемое для предпринимательской деятельности при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализацииэтой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

II. Применяется при расчете имущественных налогов физлиц в 2020 году (за налоговый период 2019 года)

а) Новые налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста

30.10.2018 Президент России подписал Федеральный закон № 378-ФЗ «О

внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Закон разработан для обеспечения дополнительных социальных гарантий физическим лицам в связи с запланированным с 2019 г. поэтапным повышением пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на пенсию.

Закон предусматривает сохранение предоставляемых до 01.01.2019 пенсионерам федеральных льгот при налогообложении недвижимости, которые с 01.01.2019 попадают в категорию «предпенсионного возраста», т.е. соответствующих условиям назначения пенсии, установленным в соответствии с законодательством РФ действующим на 31.12.2018.

Согласно закону, указанные лица с 2019 г. будут иметь право на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток (ст. 391 НК РФ) и по налогу на имущество физлиц в виде освобождения от уплаты по одному объекту определённого вида (ст. 407 НК РФ).

Для использования права на льготы за налоговый период 2019 года лицам предпенсионного возраста в течение 2019 года целесообразно обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы, указав в нём документы-основания, выданные ПФР.

б) Прекращение действия положений Налогового кодекса Российской Федерации в отношении федеральной льготы по транспортному налогу для лиц, имеющих транспортные средства, разрешенной .максимальной массы свыше 12 тонн, зарегистрированные в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам общего пользования

С 01.01.2019 прекращается действие пунктов 1, 2 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ), согласно которым освобождаются от налогообложения по транспортному налогу физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Кто должен сообщить о наличии недвижимого имущества и транспортных средств

Обязанность по сообщению в налоговые органы информации о наличии объектов недвижимого имущества и транспортных средств с 1 января 2015 года возникает только у тех граждан, которые никогда не получали налоговые уведомления и не уплачивали имущественные налоги в отношении принадлежащего им имущества.

Если физическое лицо хотя бы один раз получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортных средств или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы, Сообщение в отношении такого объекта в налоговый орган не представляется.

Заполнение Сообщения

  • В бумажном виде
  • В электронном виде

С использованием бланка Сообщения:
— бесплатно предоставляется в налоговых инспекциях;
— распечатывается с сайта ФНС России www.nalog.ru.

С применением программного обеспечения:

Представление Сообщения

Сообщение представляется в налоговый орган по выбору налогоплательщика с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств.

  • В бумажном виде
  • В электронном виде
  • налогоплательщиком лично
  • по почте с описью вложения. При отправке Сообщения по почте днем представления считается указанная на почтовом штампе дата отправки почтового отправления с описью вложения.
  • уполномоченным представителем налогоплательщика (по доверенности)

Законными представителями физического лица являются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного зако­нодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем физического лица может быть другое юридическое или физическое лицо, полномочия которого должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к таковой в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

  • по телекоммуникационным каналам связи
  • через информационный ресурс «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»

Норма, позволяющая представлять Сообщение через информационный ресурс «Личный кабинет налогоплательщика» вступила в силу с 1 июля 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 04.11.2014 №347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Основания для отказа в рассмотрении Сообщения

  1. Представление Сообщения в нечитаемом виде;
  2. отсутствие приложений к Сообщению в виде копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств;
  3. приложение к Сообщению в виде копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, в нечитаемом виде;
  4. приложение к Сообщению в виде копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, противоречащих данным, указанным в Сообщении.

Особенности исчисления имущественных налогов по объектам, сведения о которых представлены в Сообщении

В случае получения налоговым органом Сообщения в период с 1 января 2015 года до 31 декабря 2016 года исчисление имущественных налогов будет производиться с года представления физическим лицом сведений об имеющихся объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, независимо от даты возникновения (регистрации) прав на объект или государственной регистрации транспортного средства (исчисление налога за три предшествующих налоговых периода производиться не будет).

Если налоговым органом сведения об объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, по которым уплата налогов не производилась, будут получены от регистрирующих органов до получения Сообщения от физического лица, то исчисление имущественных налогов будет произведено с учетом даты возникновения (регистрации) прав на объект или государственной регистрации транспортного средства, но не более чем за три предшествующих налоговых периода.

Учитывая, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговые органы исчисляют имущественные налоги на основании сведений, поступающих от соответствующих регистрирующих органов (Росреестр, ГИБДД МВД России, ГИМС МЧС России и т.д.), за подтверждением сведений об объектах, представленных в Сообщении физического лица, налоговые органы обратятся в соответствующие регистрирующие органы. В случае не подтверждения информации о правах на имущество, о регистрации транспортного средства соответствующим регистрирующим органом, налоговый орган уведомит об этом налогоплательщика.

Сроки представления Сообщения

Указанное сообщение представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Учитывая, что норма Налогового кодекса РФ по привлечению к налоговой ответственности за непредставление (несвоевременное представление) сведений вступает в силу с 1 января 2017 года, в 2015 году и 2016 году сообщение может быть представлено в любой срок по усмотрению налогоплательщика – физического лица.

Особенности для Крымского федерального округа

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории Крымского федерального округа с 1 января 2015 года, первым налоговым периодом по имущественным налогам, взимаемым на данной территории в соответствии с Налоговым кодексом РФ, будет 2015 год. В этой связи налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги за 2015 год на указанной территории будет исчисляться для налогоплательщиков-физических лиц по окончании налогового периода в 2016 году. Налоговые уведомления на уплату этих налогов будут направлены не позднее 18 октября 2016 года.

Следовательно, сообщать о наличии объектов недвижимого имущества и транспортных средств физическим лицам будет необходимо не ранее 1 декабря 2016 года.

Ответственность за непредставление Сообщения

С 1 января 2017 года в случае непредставления Сообщения в установленный срок будут применяться штрафные санкции в соответствии с пунктом 3 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, согласно которому неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Владимир Путин подписал федеральный закон, обязывающий граждан информировать налоговые органы о наличии у них недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, если они не получают уведомления об уплате соответствующего налога, передает "Интерфакс".

Соответствующие поправки будут внесены в Налоговый кодекс РФ.

С 2015 года физлица будут обязаны сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимости или транспортных средств, подлежащих налогообложению, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении этих объектов за период владения ими. Сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов или документов о госрегистрации транспортного средства предоставляется в налоговый орган в отношении каждого объекта в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщается, что при этом налог будет исчисляться налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Чем обернется новый закон для простых граждан, выяснил экономический обозреватель телеканала "Москва 24" Константин Цыганков.

Объясню это на простом примере. Физическое лицо покупает автомобиль и проходит процедуру его регистрации в ГИБДД, получает номера и т.д. Или точно так же покупает квартиру - такой же объект налогообложения. Через некоторое время (чаще всего спустя год) в наш почтовый ящик попадает письмо из ФНС, в котором нас очень вежливо просят заплатить налоги и спать спокойно, что, собственно, мы и делаем. При этом, заметьте, никаких документов мы в налоговую не сдавали, потому что ФНС сам запрашивает и получает необходимую для налогообложения информацию.

Однако, как, наверное, многие из нас могут рассказать, квиточки с налогом приходят не всегда по ряду как объективных, так и мистических причин. Как говорится, "Нет Третьяка - и дела нет", налог остается неоплаченным. Теперь же, согласно новому закону, мы сами должны совершить "явку с повинной" в налоговую инспекцию по месту регистрации и рассказать о том, что теперь обладаем новым имуществом, с которого страсть как хотим платить налог. Аналогично нужно поступить и в случае, если в какой-то момент перестали приходить квитки на уплату налога: прийти в инспекцию и рассказать, что вас фактически лишают законной обязанности платить налоги.

Собственно, кроме этого, процедура уплаты налога никак не поменялась. Если вы являетесь собственником налогооблагаемого имущества, но до сих пор ни разу не платили по нему налогов, я настоятельно рекомендую вам для начала зайти на сайт gosuslugi.ru (если вы там не зарегистрированы, то обязательно сделайте это) и в разделе "электронные услуги" выбрать закладку "налоговая задолженность физических лиц". Раздел будет еще проще найти, если вы отсортируете услуги по популярности. Услуга предоставляется абсолютно бесплатно, и уже через 2-3 минуты вы получите ответ. К примеру, ваш покорный слуга выяснил, что должен государству 146 рублей и 21 копейку по налогу на имущество, который, судя по всему, забыл оплатить.

Стоит отдельно подчеркнуть, что государство предоставит налоговому органу возможность до 1 января 2017 года исчислять суммы налогов, начиная только с того налогового периода, в котором обязанность была исполнена. С 1 января 2017 года не исполнившие обязанность лица будут привлекаться к налоговой ответственности. Эта сложная формулировка означает, что, если вы приобрели квартиру в 2013 году и до 30 апреля должны заплатить налог, но не сделаете этого, органы вправе пересчитать его с учетом штрафа.

Так что теперь мы с вами застрахованы от ошибок ГИБДД, кадастровых палат и ФНС, потому что нас наконец-то обязали самостоятельно заявлять о том, каким имуществом мы обладаем, чтобы они под нашим пристальным взором начали начислять нам законные налоги. Таким образом нас избавили от дьявольского соблазна налоги не платить. Как законопослушный гражданин я говорю "спасибо"!


7 Октябрь, 2016 - 13:51

У владельцев недвижимости, которые оформили свое имущество по всем правилам, но по каким-то причинам не получают платежки об уплате налогов, остается чуть больше двух месяцев, чтобы поставить в известность об этом налоговые инспекции. Иначе - серьезные штрафы, сообщили "Российской газете" в Федеральной налоговой службе.

Уточним, что касается это всех физлиц. 1 января 2017 года заканчивается двухлетний переходный период. Именно до этой даты и надо уведомить налоговиков о своих квартирах, дачах и банях, за которые не приходят налоговые уведомления. Транспортные средства тоже попадают под эту норму Налогового кодекса, принятую в 2014 году. Если в 2017 году налоговики обнаружат "объекты-невидимки", за которые по нескольку лет не платятся налоги, то инспекторы взыщут долги сразу за три последних года. Плюс выпишут штраф - 20 процентов от неоплаченной суммы.

И вот какие расчеты сделали специально для "РГ" в Московской области. Например, хозяевам, имеющим коттедж на Истре площадью 331,2 квадратного метра и не платившим налоги три года, при проверке начислят налог за 2013 год - 31 852,54 рубля. Налог за 2014-й - 31 852,54 рубля. Налог за 2015-й - 35 454,16 рубля. И штраф 20 процентов от неуплаченной налоговой суммы - то есть 19 831,84 рубля. А в целом граждане заплатят в бюджет 118 991,08 рубля. Если, конечно, они про этот коттедж не заявят до 1 января 2017 года. Заявят - им простят налоги за три года. И они начнут платить "с чистого листа", как полагается, ежегодно.

Есть еще и другая проблема - незарегистрированной недвижимости физлиц. И сейчас муниципальные власти, бюджеты которых формируются от уплаты местных налогов на объекты недвижимости, приступили к массированному поиску незарегистрированных построек - домов, бань, просторных сараев, веранд от 50 квадратных метров. В полную силу движение контролеров развернулось в Подмосковье. Скоро такую практику могут распространить на всю страну.

Если граждане заявят о своих домах в срок, им простят неуплату налога на имущество физлиц за три года

Московская область, к слову, занимает первое место в России по объему недвижимости. Только объектов капстроительства (домов, гаражей и других построек) насчитывается почти 9 миллионов, то есть 9 процентов от общего числа в РФ. В "работу" на 2016 год взяты 6 районов и 9 городских округов. Всего проверят около 2 миллионов объектов недвижимости. По предварительным оценкам, от 20 до 40 процентов из них не вовлечены в налоговый оборот.

На обходы комиссии с участием представителей органов муниципальной власти, налоговой и областного министерства имущества выходят каждые выходные. Дополнительный доход в муниципальные бюджеты ожидается, по предварительным оценкам, 1,5-1,8 миллиарда рублей.

Ищут не только "утаенные от налоговой строения", но и вообще незарегистрированные. За два месяца с начала работы в Московской области нашли уже несколько сотен неоформленных капитальных строений. Многие относятся к элитному жилью. "Только на прошлой неделе в ходе рейда беседовали с хозяевами такого "дворца" в Истринском районе. На частной территории расположились банный комплекс, бассейн, гараж и теннисный корт", - рассказывает генеральный директор Московского областного БТИ Владислав Мурашов.

По его словам, контролеры видят десятки примеров, когда в одном и том же районе у одних владельцев с документами все в порядке, они честно платят налоги, а другие собственники уклоняются от своего гражданского долга. Возникают резонные вопросы - как получается, что за деревянный садовый домик, доставшийся по наследству, одни люди платят налоги, а совсем рядом их соседи из фешенебельных коттеджных поселков просто не регистрируют имущество и уходят от налогов из года в год?

Однако безответственность заканчивается. Затянувшим с оформлением недвижимости более чем на полгода, то есть с июля 2017 года, грозят не только штрафы, но и снос неузаконенного имущества, если суд признает объект самовольной постройкой.

Как рассказали "РГ" в Московском областном БТИ, механизм выявления незарегистрированных построек следующий. Данные аэрофотосъемки территории сопоставляют с информацией государственного кадастра недвижимости, ЕГРП и архивами БТИ. На карте отмечают строения площадью более 50 квадратных метров, права на которые не зарегистрированы или они вовсе не стоят на учете. Затем владельцы земельных участков, на которых расположены такие объекты, получают информационные письма от налоговиков с указанием на необходимость оформления объектов недвижимости.

В свое оправдание многие участники проверок, у которых уже найдены такие постройки, поясняют, что просто не знакомы с процедурами регистрации - не знают, какие документы необходимо подготовить, куда обратиться, не владеют информацией по изменениям в законодательстве, которые могут повлечь за собой утрату собственности. Аргументы эти, когда дело идет об уплате налогов, в расчет, естественно, не берутся.

Тем временем минфин предложил взимать налог на имущество "с недостроя", то есть с домов, которые построены на частных земельных участках, отражены в кадастре, но не оформлены в собственность владельцев, физлиц. Об этом говорится в проекте "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы".

Цель - вовлечение в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных владельцами земельных участков на кадастровый учет, но права на которые не зарегистрированы.

До сих пор налог на имущество за строение начисляется, если владелец оформил права собственности, поэтому многие граждане хитрят - не оформляют собственность на здания, которые расположены на принадлежащих им земельных участках.

Чтобы оформить дом, баню или иную постройку, нужно пройти две процедуры. На первом этапе потребуется заполнить утвержденную минэкономразвития стандартную декларацию о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и подготовить технический план, который делают кадастровые инженеры.

Минфин предложил взимать налог на имущество физлиц с недостроенных домов, сараев, дач и бань

Эти документы нужно подать в Кадастровую палату через любой многофункциональный центр (МФЦ). Спустя 10 рабочих дней ведомство выдаст владельцу кадастровый паспорт.

Вторая процедура - регистрация права собственности. Здесь от вас потребуется заполнить еще одну декларацию по форме, утвержденной минэкономразвития, оплатить госпошлину 350 руб. и, приложив заявление, подать документы в Росреестр. Пройдя эти два этапа, вы получите официальный документ о праве собственности на объект с четкими параметрами, необходимыми для уплаты налогов.

Физлица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган не получает своевременно информации о приобретении физлицами в собственность транспортных средст! в или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.

С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Значит, налогоплательщики-физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных! участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны б удут до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).

В дальнейшем упомянутая обязанность будет касаться тех лиц, которые за 30 рабочих дней до! 1 октября не получили уведомление по приобретенным в предшествующем году объектам (п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ и п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). При возникновении приведенной ситуа! ции до 1 января 2017 г. налог также будет начислен начиная с периода направления налогоплательщиком сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Закона N 52-ФЗ).

За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Необходимо обратить внимание на образовавшуюся коллизию: в п. 1 ст. 126 НК РФ, в частности, установлена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение составляет неподача в срок декларации или уведомления о контролируемых сделках, т.е. состав правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ. Следовательно, если физлицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, действия указанного лица образуют состав правонарушения, предусмотренного как п. 1 ст. 126 НК РФ, так и п. 3 ст. 129.1 НК РФ. Возможно, до вступления в силу последнего, т.е. до 1 января 2017 г., эта коллизия будет устранена законодателем.

Краткое содержание:


Налогоплательщики - физические лица обязаны уведомлять налоговые органы, в частности:

• о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств;

• об участии в иностранных организациях;

• об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранных банках и иных организациях финансового рынка, движении средств по ним и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов).

О наличии объектов недвижимого имущества или транспортных средств

Примечание. Вы можете добровольно перечислить единый налоговый платеж в счет предстоящей уплаты имущественных налогов, а также НДФЛ, подлежащего уплате на основании уведомления (п. 1 ст. 45.1, п. 6 ст. 228 НК РФ; п. 10 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Если в направленном вам уведомлении не указано имеющееся у вас недвижимое имущество или транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, и вы никогда не получали уведомление в отношении них, то вы обязаны сообщить в налоговый орган о наличии у вас таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщать о наличии у вас объектов недвижимого имущества или транспортных средств необходимо однократно в любой налоговый орган по вашему выбору.

Сообщать в налоговый орган о наличии у вас объектов недвижимого имущества или транспортных средств не требуется, если ранее вы получали налоговое уведомление в отношении этих объектов или если налоговое уведомление не получено в связи с предоставлением налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Пример. Возникновение обязанности уведомления о наличии объектов недвижимого имущества и транспортных средств

У П.П. Иванова есть следующее имущество:
• земельный участок, приобретенный в феврале 2019 г.;
• автомобиль, приобретенный в июне 2016 г.;
• квартира, приобретенная в июле 2012 г.
В 2018 г. П.П. Иванов получил налоговое уведомление и уплатил налоги за 2017 г. - транспортный налог за автомобиль и налог на имущество за квартиру.
В 2019 г. П.П. Иванов получил налоговое уведомление о необходимости уплатить только налог на имущество за квартиру. В 2020 г. в случае получения такого же налогового уведомления П.П. Иванов обязан будет сообщить в налоговый орган о наличии у него земельного участка. Сообщать о наличии автомобиля не нужно, так как в отношении него П.П. Иванов уже получал налоговое уведомление.

За непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган сообщения о наличии у вас объектов недвижимого имущества или транспортных средств, по которым не было получено налоговое уведомление, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Об участии в иностранных организациях

Граждане - налоговые резиденты РФ обязаны уведомить налоговый орган по месту своего жительства (п. 3.1 ст. 23, п. 1 ст. 25.14 НК РФ):

• о своем участии в иностранных организациях, если доля такого участия превышает 10%;

• об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

• о контролируемых иностранных организациях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Справка. Налоговые резиденты РФ

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

По общему правилу уведомление о контролируемых иностранных организациях представляется по специальной форме (применяется, если обязанность по ее подаче наступает с 01.01.2020) не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором вами как контролирующим лицом признается облагаемый НДФЛ доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с гл. 23 НК РФ, либо года, следующего за годом, по итогам которого определен убыток такой компании (п. 2 ст. 25.14, ст. 216 НК РФ; п. 3 Приказа ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-13/422@; Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-13/422@).

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) нужно представить, по общему правилу, не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Повторное уведомление об участии в иностранных организациях требуется только в случае, если изменились основания для представления такого уведомления (например, увеличена доля вашего участия).

В случае прекращения участия в иностранных организациях вам следует проинформировать об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Срок представления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях, об участии в иностранных организациях считается ненарушенным, если документы были представлены вместе со специальной декларацией (по форме согласно Приложения № к Федеральному закону от 08.06.2015 № 140-ФЗ), в которой содержится информация о таких иностранных организациях и компаниях (п. 3.1 ст. 25.14 НК РФ).

Уведомления можно представить как на бумажном носителе, так и в электронной форме, в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика или приложение "Налоги ФЛ" (п. 4 ст. 25.14 НК РФ, Информация ФНС России от 29.04.2020 «Граждане теперь могут подать уведомление об участии в иностранных организациях онлайн»).

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) должно содержать, в частности, следующую информацию (п. 5 ст. 25.14 НК РФ):
• дату возникновения оснований для представления уведомления;
• наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
• регистрационный номер и код налогоплательщика, присвоенные иностранной организации в государстве ее регистрации (при их наличии);
• долю участия в иностранной организации;
• дату окончания такого участия.
Уведомление о контролируемых иностранных организациях должно содержать, в частности, следующую информацию (п. 6 ст. 25.14 НК РФ):
• период, за который представляется уведомление;
• наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
• регистрационный номер и код налогоплательщика, присвоенные иностранной организации в государстве ее регистрации (при их наличии);
• дату, являющуюся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
• дату составления финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год в соответствии с ее личным законом, а также дату завершения налогового периода по налогу на прибыль (доходы) в соответствии с ее личным законом;
• дату составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год (в случае обязательности проведения аудита в соответствии с личным законом этой организации);
• долю участия в иностранной организации;
• описание оснований для признания вас контролирующим лицом иностранной компании;
• описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с НК РФ.

Необходимо помнить: налоговые органы могут получить информацию о том, что вы являетесь контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), не только от вас, но и из других источников, в том числе от компетентных органов иностранных государств. В таком случае, если вы не представили соответствующее уведомление в установленный срок, налоговый орган направит вам требование представить данное уведомление в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее 30 дней с даты получения указанного требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).

Обратите внимание! Нарушение срока представления уведомлений о контролируемых иностранных организациях, об участии в иностранных организациях, а также представление уведомлений с недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа (ст. 129.6 НК РФ).

Об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранных банках, изменении их реквизитов и движении средств по ним

Резиденты - это физические лица, являющиеся гражданами РФ, а также постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства (пп. "а", "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Кроме того, законом предусмотрена обязанность резидентов в определенных случаях представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за границей.

Отчет (по форме согласно Приложения к Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365) представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган либо направляется по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ; п. п. 2, 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365). Начиная с отчета за 2020 г., а при представлении отчета в случае закрытия счета - с 29.04.2020 действуют новые правила его представления (постановление Правительства РФ от 17.04.2020 № 528; Информация ФНС России от 22.04.2020 «Изменились правила представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам и вкладам»).

Обратите внимание! Срок представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за отчетный 2019 г. продлен до 01.12.2020 (п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Если для совершения валютной операции, открытия счета банках за пределами территории РФ было получено разрешение органа валютного контроля, резиденты также обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее месяца со дня прекращения действия такого разрешения уведомление о наличии счета в банке за пределами территории РФ и копию разрешения (ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Обратите внимание! Непредставление уведомления или представление его с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет взыскание штрафа. Также штраф предусмотрен за нарушение срока представления отчета или за несоблюдение порядка его представления (ч. 2, 2.1, 6, 6.1 - 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Читайте также: