Налог пенсионный в рб

Опубликовано: 24.04.2024

Здесь представлена информация о размере обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2020 год подлежащих уплате в 2021 году

Размер обязательных страховых взносов в ФСЗН составляет:

  • 1584,39 бел.руб. – для индивидуальный предпринимателей;
  • 1312,78 бел.руб. – для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб.

Справочно:

Самозанятые, ремесленники и владельцы агроусадеб не обязаны уплачивать взносы в ФСЗН, но могут это делать по собственному желанию Самозанятый, желающий уплачивать взносы, должен обратиться в отдел ФСЗН по месту жительства для постановки на учёт. . В этом случае период их деятельности будет включатся в стаж для начисления пенсии. [∗] – статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении"
– подпункт 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500 "О государственном социальном страховании"

Указанные суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН являются минимальными. Плательщик взносов сам определяет размер своего дохода за год, с которого он будет уплачивать взнос. Однако такой размер не должен быть меньше суммы минимальных заработных плат за год. Например, ИП обязан уплатить в ФСЗН взнос в размере не меньше 35% от суммы минимальных зарплат за год: ( 375 Январь 2020 + 375 Февраль 2020 + 375 Март 2020 + 375 Апрель 2020 + 375 Май 2020 + 375 Июнь 2020 + 375 Июль 2020 + 375 Август 2020 + 375 Сентябрь 2020 + 375 Октябрь 2020 + 388,42 Ноябрь 2020 + 388,42 Декабрь 2020 ) × 35 ⁄ 100 = 1584,39 руб. Для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб процентная ставка взносов в ФСЗН составляет 29 %, а для ИП - 35 %. [∗] статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

Обратите внимание, что указанная выше сумма будет меньше, если в прошлом году есть периоды неосуществления деятельности. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 Рассчитать в этом случае размер взноса в ФСЗН можно с помощью калькулятора, размещенного на сайте ФСЗН. В то же время если взносы в ФСЗН меньше их минимального рамера, то в стаж для зачисления пенсии будет засчитан не весь период, а только его пропорциональная уплаченной сумме часть. [∗] статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении".

Взносы в ФСЗН за 2020 год должны быть уплачены не позже 1 марта 2021 года. [∗] пункты 7 и 8 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Оплатить взносы в ФСЗН можно в банке или через ЕРИП ФСЗН → Ваш город или область → Отдел ФСЗН вашего района → Взносы в ФСЗН физ.лиц за себя в интернет-банкинге.

Плательщики взносов в ФСЗН обязаны предоставлять в органы ФСЗН отчетность по форме ПУ-3. В этом документе указываются периоды осуществления деятельности и сумма уплаченных взносов. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Процентная ставка обязательных страховых взносов для ИП (35%) состоит из: [∗] статья 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

  • взносов по социальному страхованию Страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц родителю, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи в размере 6 %;
  • взносов по пенсионному страхованию Страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца в размере 29 %.

Кроме индивидуальных предпринимателей взнос в ФСЗН в указанном размере должны оплатить и другие лица, уплачивающие взносы самостоятельно – ремесленники;
– владельцы агроусадеб;
– самозанятые граждане;
– граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц;
– граждане, работающие за пределами Беларуси;
– нотариусы и адвокаты;
– творческие работники;
– граждане, работающие в представительствах международных организаций в Беларуси, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Беларуси. , в том числе числе в добровольном порядке. [∗] – статьи 1 и 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"
– пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 4

Страховые взносы в ФСЗН – это регулярно уплачиваемые, обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов. Из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты. Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. В частности такой порядок прописан в Законе Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 года. В этом же документе даны основные определения, обозначен перечень лиц имеющих непосредственное отношение к действию Закона, прописаны их обязанности и ответственность за неисполнение Закона. Также информацию об обязательных страховых взносах можно найти на сайте Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь www.ssf.gov.by .

Обязанность уплачивать страховые взносы возлагается на:

  • Работодателей;
  • Наемных работников;
  • Физических лиц самостоятельно уплачивающих взносы;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

В качестве работодателей в Законе рассматриваются:

  • Юридические лица всех организационных форм, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и физические лица, заключающие с наемными работниками трудовые и гражданско-правовые договора;
  • Организации, предоставляющие работу на основании членства в них.

В законодательстве существует понятие обязательных страховых взносов. Это их минимальная величина, рассчитываемая как процент от доходов. Кроме того, существует и «абсолютный минимум» взносов, который вычисляется по общему принципу от величины минимальной зарплаты. Максимальное ограничение также существует: до 01.01.2015 применялась четырехкратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в Фонд; с 01.01.2015 установлена пятикратная величина средней зарплаты.

Некоторые виды доходов не являются источником выплаты взносов в ФСЗН. Их список утвержден Постановлением №115 Совета министров Республики Беларусь от 25.01.1999 года с последующими дополнениями и изменениями.

Обязательные страховые взносы по своему назначению делятся на:

  • Взносы на пенсионное страхование – 29%;
  • Взносы на социальное страхование – 6%.

Размер обязательных пенсионных взносов определяется законодательно и имеет разную величину в зависимости от категории предприятия. В настоящий момент такие отчисления составляют:

  • Для работодателей производящих сельскохозяйственную продукцию, если ее доля составляет более половины общего объема производства – 25% от начисленной заработной платы;
  • Для объединений инвалидов, садовых товариществ, потребительских кооперативов и приравненных к ним организаций – 5%;
  • Для всех работодателей, не включенных в две вышеприведенные категории – 28%;
  • Для наемных работников – 1% вне зависимости от категории работодателя.

На практике взносы наемных работников удерживаются из суммы заработной платы, и уплачиваются вместе со взносами удерживаемыми с работодателей

Платежи по пенсионному страхованию не начисляются на зарплату работников инвалидов I и II групп.

Обязательные страховые взносы на социальное страхование составляют 6% от начисленной зарплаты. Их уплата полностью ложится на работодателей вне зависимости от рода деятельности, организационной формы и прочих обстоятельств.

Отдельного упоминания заслуживает система регулирования величины обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей.

Для ИП расчет таких платежей следует производить по общей системе от величины минимальной зарплаты по стране. За 2019 год размер взноса за 12 месяцев составил 1 386‬ рублей. Нетрудно посчитать, что эта величина получается от сложения 35%-х отчислений (29% – пенсионное и 6% – социальное страхование) от сумм минимальных зарплат в соответствующие месяцы. Предприниматель вправе самостоятельно увеличить размер выплат. Благодаря этому должны вырасти будущие пенсионные платежи. Однако, в отсутствие системы накопительных пенсий, мало кто соглашается платить сверх необходимого.

Сроки уплаты взносов по обязательному страхованию также регулируются на законодательном уровне:

  • При работе по трудовым договорам сроком уплаты взносов является дата выплаты заработной платы;
  • При работе по гражданско-правовым договорам – момент выплаты вознаграждения по ним. Но не позднее дня выплаты зарплаты за прошедший месяц.
  • Небольшим коммерческим организациям (со среднесписочной численность до 100 человек) позволяется платить взносы раз в квартал, не позже установленной даты выплаты зарплаты за последний месяц квартала;
  • При назначении пенсии работодатель уплачивает взносы в течение 5 дней со дня подачи работником соответствующего заявления;
  • Для индивидуальных предпринимателей сроком обязательной оплаты взносов назначено 1 марта года, следующего за отчетным.


  • Беларусь
  1. Общая система налогообложения
  2. Налоги на бизнес в Республике Беларусь
  3. 5 налогов, которые недавно появились в Беларусии
  4. Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.


Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак


Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги


Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство


2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео

Информация о порядке и сроках уплаты обязательных страховых взносов и представлении документов персонифицированного учета в ФСЗН индивидуальными предпринимателями за 2020 год

Порядок уплаты обязательных страховых взносов (далее – взносы) регулируется Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение об уплате).

Постановка на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов осуществляется в органах Фонда по месту жительства индивидуального предпринимателя, уплачивающего взносы за себя, автоматически со дня внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

Сумма обязательных страховых взносов (далее – взносы), причитающаяся к уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), исчисляется из определяемого индивидуальными предпринимателями дохода за период осуществления предпринимательской деятельности в отчетном году. При этом сумма взносов должна быть не менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.

Сумма минимальных заработных плат за 2020 год составила 375*10+388,42*2=4526,84 рублей, сумма взносов за 2020 год составила 1584,40 рублей (4526,84*35%)

Расчет подлежащей уплате суммы с исключением периодов неосуществления деятельности можно произвести воспользовавшись калькулятором расположенным на сайте Фонда (https://ssf.gov.by)

Срок уплаты взносов за 2020 год – не позднее 1 марта 2021 года.

Реквизиты для перечисления взносов размещены на сайте Фонда (https://ssf.gov.by) в разделе - Сбор и уплата обязательных взносов/ Перечисление платежей/ Транзитные счета/ Минской области.

Платежи перечисляются с указанием своего учетного номера в органах Фонда (УНПФ), код платежа 03512 (страховые взносы).

Пунктом 7 Положения об уплате предусмотрено, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют и уплачивают взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков в органах Фонда, за исключением случаев, когда индивидуальные предприниматели одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности:

состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с законодательством уплачиваются взносы;

являются получателями пенсий;

имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;

участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза (данной категорией индивидуальных предпринимателей взносы уплачиваются со дня подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию).

Декларировать периоды осуществления и (или) неосуществления предпринимательской деятельности необходимо путем предоставления 1 раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, в органы Фонда документов индивидуального (персонифицированного) учета по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (далее – ПУ-3). Заполнить указанную форму можно с помощью специального программного комплекса (Ввод ДПУ) предназначенного для подготовки документов персонифицированного учета (программный комплекс можно скачать на сайте Фонда: https://ssf.gov.by). Документы могут быть предоставлены в районный отдел Фонда в электронном формате (с приложением распечатанных документов на бумажном носителе, подписанных индивидуальным предпринимателем), а также в виде электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью. Электронные документы могут представляться с использованием сети Интернет путем обращения на Портал Фонда (http://portal2.ssf.gov.by/).

Форма ПУ-3 за 2020 год должна быть представлена в органы Фонда не позднее 31 марта 2021 года.

Не внесенная в срок сумма взносов является недоимкой. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты взносов.

В случае неуплаты взносов в установленный законодательством срок, задолженность будет взыскана на основании исполнительной надписи.

Вся необходимая информация для сведения индивидуальных предпринимателей по уплате обязательных страховых взносов, а также представлению форм ПУ-3 размещена на сайте Фонда (https://ssf.gov.by).

Более подробную информацию об уплате взносов можно получить в районных отделах Минского областного управления Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет.

  • 3081 1
  • 10 мая 2021, 07:13
  • Беларусьэкономикаденьгисоциальноеважно знать
Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии?

На выплату пенсий в бюджете Фонда соцзащиты в нынешнем году запланировано около 15 миллиардов рублей — на 10% больше, чем в 2020-м. При этом в Минтруда констатировали, что уже сейчас пенсионные взносы нанимателей и работников не покрывают расходы на выплату пенсий, и фонду приходится покрывать эту недостачу на счет субвенций из республиканского бюджета. FINANCE.TUT.BY собрал ответы на вопросы о том, откуда Фонд соцзащиты берет деньги, где хранит их и на что тратит, а также изучил, какие проблемы, по мнению экспертов и чиновников, стоят перед фондом.

Откуда Фонд соцзащиты берет деньги на пенсии и пособия и о каких суммах речь

Доходы ФСЗН можно разделить на три основные части:

  • взносы,
  • неналоговые поступления (это в том числе штрафы, а также проценты банков за пользование деньгами фонда);
  • так называемые вливания — то есть безвозмездные поступления.

Итак, главный источник дохода для фонда — это взносы на государственное соцстрахование (91,4% от всех поступлений в бюджет фонда в 2020 году). В прошлом году общая сумма доходов фонда составила чуть больше 17,6 миллиарда рублей. На взносы пришлось около 16,091 миллиарда рублей.

— Страховые взносы являются основным источником финансирования пенсий и пособий в стране. Размер страховых взносов позволяет обеспечить обязательства государства по этим платежам, — подчеркивают в Фонде соцзащиты.

Справка FINANCE.TUT.BY. А какие размеры взносов в ФСЗН? Белорусы, работающие по найму, платят обязательные страховые взносы по следующей схеме: 1% отчисляется из зарплаты работающих, еще 34% доплачивает наниматель. В общей сумме получается 35% зарплаты в месяц. У некоторых есть льготы по обязательным страховым взносам: например, компании, входящие в ПВТ или индустриальный парк «Великий камень», уплачивают взносы исходя не из фактического размера зарплаты, а из размера средней зарплаты по стране.

ИП платят обязательные страховые взносы самостоятельно в размере не меньше чем 35% от минимальной зарплаты. За прошлый год минимальный взнос составил 1584,4 рубля. Но если ипэшник осуществлял деятельность не весь год, а, скажем, шесть месяцев, то он имеет право заплатить минимальные взносы только за эти шесть месяцев.

Самозанятые (те, кто может работать без регистрации ИП) и ремесленники платят страховые взносы по желанию. Если такое желание есть, то размер взносов должен быть не меньше чем от минимальной зарплаты по стране.

Наконец, в Беларуси существует еще и профессиональное пенсионное страхование. Профессиональную пенсию назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда. Система профессионального пенсионного страхования начала действовать с 1 января 2009 года, накопление там осуществляется за счет специальных взносов работодателей (недавно эти взносы увеличили).

Помимо взносов на соцстрахование, у фонда есть неналоговые доходы, на которые приходится незначительная часть поступлений — около 1,4%, или 239,4 миллиона рублей в 2020 году. В эту сумму входят среди прочего доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования, штрафы за нарушение законодательства о социальном страховании, добровольные взносы физических и юридических лиц. В ФСЗН не стали пояснять, что именно подразумевается под добровольными взносами. Вероятно, к этой сумме могут относиться взносы самозанятых и ремесленников, у которых есть право делать их по желанию.

Сколько денег «вливают» в ФСЗН и на что их тратят

И, наконец, третья крупная статья доходов фонда — поступления из республиканского бюджета. К примеру, в прошлом году они составили 1 миллиард 276 миллионов рублей. Основная часть этой суммы, 891 миллион рублей, пришлась на субвенции на выплату некоторых видов пенсий и пособий, которые по закону должны выплачиваться из республиканского бюджета. Это, например, пенсии госслужащим, пенсии военнослужащим, пособия по уходу за ребенком.

— Республиканским бюджетом данные расходы возмещаются бюджету фонда в полном объеме. Применяемый механизм финансирования из бюджета фонда данных выплат с последующей компенсацией из республиканского бюджета является оптимальным по части администрирования указанных социальных выплат как непосредственно для гражданина, так и для государственных органов, — объясняют эту схему в Фонде соцзащиты.

Но сколько точно средств из республиканского бюджета поступает конкретно на выплату трудовых пенсий, а сколько, к примеру, на пособия по уходу, в ФСЗН не сообщают.

Вместе с тем в фонде отмечают, что «при недостаточности средств бюджета фонда для своевременной и в полном объеме выплаты трудовых пенсий и пособий законодательными актами предусматриваются дополнительные средства из республиканского бюджета в виде субвенций». То есть речь про дополнительные субвенции при необходимости.

Напомним, еще в конце 2018 года Александр Лукашенко заявил, что «за шесть лет дефицит Фонда социальной защиты населения вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%». Изменилась ли с тех пор ситуация, и если да, то как, в ФСЗН не рассказывают.

Любопытно соотношение расходов и доходов областных фондов ФСЗН. К примеру, в 2020 году дефицит бюджета в Гомельском областном управлении фонда составил 591,5 миллиона рублей.

На что Фонд соцзащиты тратит деньги и сколько

Самая серьезная статья — это выплата всех видов пенсий: трудовых, социальных, госслужащим, военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, за особые заслуги перед республикой, а также отдельные виды доплат. К примеру, в прошлом году на это ушло три четверти всех расходов (76,8%), или почти 13,4 миллиарда рублей. Для сравнения: общая сумма расходов Фонда соцзащиты в прошлом году составила 17 миллиардов 392,5 миллиона рублей.

Также у фонда есть и другие пенсионные расходы: выплата профессиональных пенсий (6,8 миллиона рублей) и выплата пенсий и пособий тем, кто выехал за границу или прибыл в Беларусь (114,1 миллиона рублей).

Еще 21,9% уходят на выплату больничных, пособий на детей, по уходу за инвалидом I группы или человеком старше 80 лет, пособий на погребение. В прошлом году общая сумма составила около 3,8 миллиарда рублей.

В Фонде соцзащиты не предоставляют подробную информацию о том, какие суммы уходят на конкретные виды пенсий и пособий. Там отмечают, что «указанные расходы включают расходы по выплате пенсий и пособий, финансируемые из бюджета фонда, которые по законодательству должны финансироваться из республиканского бюджета».

Какие еще расходы у фонда:

  • на специализированные учебно-спортивные учреждения профсоюзов;
  • на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • на мероприятия по обеспечению занятости (среди прочего — переобучение безработных, помощь им открыть ИП или заняться ремесленничеством или агроэкотуризмом);
  • матпомощь нуждающимся нетрудоспособным;
  • иные расходы по законодательству о государственном соцстраховании.

К примеру, почему пособия по уходу, мероприятия по обеспечению занятости и оздоровление финансируются именно из бюджета страны, в Фонде соцзащиты объясняют так:

— Цель — оптимизация расходов бюджета фонда, направленных на усиление страховых принципов бюджета фонда и исключение из направлений финансирования бюджета фонда расходов, не обусловленных уплатой обязательных страховых взносов.

Из дополнительных расходов, которые возникли в 2020 году, — субсидии предприятиям по «коронавирусному» указу (на это ушло 3,2 миллиона рублей). Напомним, наниматели могли получить субсидии для доплаты до минимальной зарплаты своим работникам при вынужденной неполной занятости или объявления простоя с 1 мая по 31 июля, а также уплаты взносов в ФСЗН.

Где и как хранятся деньги, которые перечисляют белорусы в Фонд соцзащиты

— Средства государственного социального страхования аккумулируются в бюджете фонда, не подлежат изъятию и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов, — комментируют в Фонде соцзащиты.

В ФСЗН напоминают, что пенсионная система у нас в стране солидарная: пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются за счет взносов работающих. Соответственно, «в бюджете фонда средства на пенсионное страхование не накапливаются, а направляются на текущее финансирование пенсий».

— Таким образом, работающие граждане участвуют в формировании источника выплат пенсионерам, то есть чем выше уровень дохода работающих граждан, из которого уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, тем значительнее формируется доходная часть бюджета фонда и появляется возможность осуществлять финансирование расходных обязательств бюджета фонда на более высоком уровне, — отмечают в Фонде соцзащиты.

Но, напомним, часть доходов ФСЗН, — проценты банков за пользование деньгами государственного социального страхования и от размещения средств профессионального пенсионного страхования. В 2019 году в КГК сообщали про сокращение этой статьи доходов в 2018-м. Причина — уменьшение размера процентной ставки по договорам и сокращение ставки рефинансирования Нацбанка. То есть из этой информации можно сделать вывод, что процентная ставка привязана к ставке рефинансирования. И речь идет, с большой вероятностью, про госбанки. Однако в ФСЗН не стали более подробно рассказывать про эту статью доходов.

У работающего белоруса есть лицевой счет. На нем хранятся «пенсионные» деньги конкретного работника?

Если коротко, то нет.

С 2003 года в Беларуси существует персонифицированный учет по личному страховому номеру. Опять же, это не означает, что взносы, заплаченные лично вами и вашим нанимателем, хранятся на некоем вашем личном счете.

— Суть персонифицированного учета заключается в том, что отдельно для каждого гражданина на его лицевом счете учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает сам, — разъясняют в Фонде соцзащиты. — Персонифицированный учет решает важнейшую задачу — жесткую увязку размера пенсии с заработком, из которого в течение всей трудовой деятельности уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Кроме этого, обеспечивается достоверность сведений о стаже и заработке. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражается сумма выплат или его доход за каждый месяц страхового стажа и, соответственно, размер и сумма обязательных страховых взносов, начисленных и уплаченных с данных выплат или дохода. Таким образом, накапливается право и формируется размер будущей пенсии, которая будет назначена в соответствии с законодательством.

Какие вопросы к Фонду соцзащиты есть у экспертов и чиновников и планируются ли изменения

Эксперты и чиновники не раз обращали внимание на некоторые проблемы с нынешней организацией работы Фонда соцзащиты. Основных проблем две: во-первых, внушительные взносы, которые практически полностью ложатся на плечи нанимателей, во-вторых, перспектива дефицита бюджета фонда по мере того, как по демографическим причинам пенсионеров будет становиться все больше, а работающих и делающих взносы — меньше. Уже сейчас, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, пенсионные взносы нанимателей и работников не покрывают расходы на выплату пенсий.

О необходимости пересмотреть размер страховых взносов чиновники заговаривали еще несколько лет назад. В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов предлагал снизить нагрузку по взносам в ФСЗН для предприятий.

— Во многих странах для организаций она намного меньше, что положительно сказывается на конкурентоспособности субъектов хозяйствования, — отмечал чиновник. А чтобы в ФСЗН не образовалась дыра, стимулировать людей самостоятельно делать накопления в фонд.

Аналогичное предложение тогда озвучивали и в Министерстве по налогам и сборам, однако в Минтруда сообщали, что вопрос пересмотра страховых взносов не прорабатывается.

По мнению Комитета госконтроля, повысить наполняемость бюджета Фонда соцзащиты можно за счет «повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам». Речь шла в первую очередь о компаниях — резидентах ПВТ и индустриального парка «Великий камень», у которых есть льготы по уплате страховых взносов в ФСЗН.

Еще одна проблема с пополнением бюджета Фонда соцзащиты — это задолженность по взносам со стороны нанимателей. По данным на начало этого года, она превысила 11 миллионов рублей. Проблема заключается еще и в том, что из-за задолженности по взносам работники этих предприятий рискуют остаться без части страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии. В областных фондах заявляют, что намерены в нынешнем году заниматься решением этой проблемы.

В последнее время чиновники много говорят о том, чтобы развивать и популяризовать индивидуальные пенсионные накопления в дополнение к государственной пенсии. Обсуждается вариант ввести схему «3+3»: чтобы работник при желании отчислял до 3% от своей зарплаты и столько же добавлял наниматель. При этом для нанимателей могут снизить обязательные страховые взносы. Но среди прочего возникает вопрос, где будут «добирать» выпадающие обязательные взносы нанимателей.

Читайте также: