Сообщение о налогах 5 7 предложений привлекая обществоведческие знания составьте краткое используя

Опубликовано: 26.04.2024

Официальные (реальные) варианты можно приобрести на нашем сайте: Смотреть

Решать вариант ВПР: Онлайн

Некоторые задания

1. Как Вы думаете, почему театр считают синтетическим видом искусства?
1.2.Составьте рассказ о себе как о театральном зрителе, ответив на следующие вопросы.
1) По какой причине Вы часто/редко бываете в театре/смотрите театральные спектакли по телевизору (в Интернете)? С какой целью Вы делаете это чаще всего? / Если Вы не смотрите театральные постановки, то по какой причине?
2) Что Вас больше всего привлекает в театральных постановках? Объясните причину.

2.Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К капиталу относят здания и сооружения, оборудование, инфраструктуру и другие ценности.
2) Информация как фактор производства включает в себя все знания и сведения, необходимые для квалифицированной экономической деятельности.
3) Экономических ресурсов всегда больше, чем нужно для удовлетворения потребностей человека и общества.
4) Доход владельца земли учёные-экономисты называют рентой.
5) Товарами называют продукты труда, произведённые для собственного потребления.

3. В ходе социологического опроса жителям государства Z предложили ответить на вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».


3.1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие.
3.2. Как бы Вы ответили на вопрос, если бы принимали участие в данном опросе? Объясните своё мнение.

4. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. 5. Французскому императору Наполеону Бонапарту принадлежит следующее высказывание: «Богатство не в деньгах, а в умении ими пользоваться».
5.1. Как Вы понимаете смысл слова «деньги»?
5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
5.3. Как Вы думаете, в чём проявляется умение пользоваться деньгами для человека?

6. Найдите в приведённом ниже списке два отличительных признака финансовой пирамиды, запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отчеты о финансовом положении организации содержатся в открытых источниках.
2) Информация о руководстве компании и её реквизитах доступна клиентам.
3) Выплата дохода одних участников производится только за счёт вкладов других участников.
4) Договор написан понятно, все реальные обязательства компании перед клиентом чётко зафиксированы.
5) В рекламе сообщают, что высокая доходность обусловлена сверхприбыльными проектами или инвестициями, но подробную информацию о них найти невозможно.

7. Рассмотрите три изображения. Какое моральное качество личности объединяет поступки людей более молодого возраста, изображённых на фотографиях?
Объясните:
а) что отличает мораль от других форм (областей) духовной культуры;
б) почему следование нормам морали нередко требует проявления воли человека.

8. Студент Борис получил в социальной сети от своего друга сообщение: «Привет, пришёл покупать Петру подарок на день рождения и понял, что мне не хватает 700 рублей. Сбрось мне на карту, а я завтра верну».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Бориса? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

9. Марианна по программе бакалавриата направления «Биология» изучает математику, физику, химию и т.д. К какому уровню образования относится организация, в которой обучается Марианна?

10. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о значении разделения труда, используя все приведённые ниже понятия.
Производство, экономические блага, ресурсы, разделение труда, производительность труда, работник.

Официальные (реальные) варианты ВПР:

7 класс Вариант1

1.Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение семейном бюджете, используя все приведённые ниже понятия .

Семейный бюджет; семейные доходы; расходы семьи; произвольные и обязательные расходы; рациональный.

2. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) Бартер — обмен одного товара на другой без помощи денег.

2) Акционерное общество представляет собой единственную допустимую форму организации предприятия в РФ.

3) Единственная российская валюта — рубль.

4) Бюджет представляет собой план доходов и расходов семьи, фирмы или государства за определенный период.

5) Банки занимаются исключительно кредитованием населения.

3. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Заработная плата является трудовым денежным вознаграждением.

2) Сдельная заработная плата зависит от количества отработанных часов.

3) Производительность труда определяется объемом товаров, произведенных за единицу времени.

4) Квалификация работника не влияет на его производительность труда.

5) Потребитель — тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих нужд и потребностей.

4. Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) арендная плата за здание

Б) транспортные расходы

В) сдельная зарплата рабочих

Г) плата за электроэнергию

Д) оплата труда управляющих

1) постоянные издержки

2) переменные издержки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

5. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели

Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов

В) в хозяйствах области завершаются посевные работы

Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии

Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

6. Писателю и журналисту Кармину Галло принадлежит следующее высказывание, обращённое к предпринимателям: «Ваши потребители всегда думают о своём бюджете. А в тяжёлые времена думают о нём всё время».

1. Как Вы понимаете смысл слова «потребитель»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему для потребителя важно планировать свой бюджет?

7. Одним из объектов собственности являются деньги (см. фотографию).

hello_html_2d85db6d.jpg

1. Как Вы думаете: а) что такое деньги; б) какие существуют виды денег (назовите два вида)?

2. Какие функции денег Вы знаете? (Назовите две такие функции.)

8. Иван Петрович открыл небольшой магазин по продаже электроприборов. Он единолично владеет и управляет им, несет личную ответственность по обязательствам магазина. Как называется такая форма организации бизнеса ?

9. В ст. 35 Конституции РФ записано: «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Право частной собственности охраняется законом».

2. Составьте рассказ о своей частной собственности, используя следующий план:

1) Какой частной собственностью Вы владеете? Для чего Вы ее используете?

2) Каким образом Вы бы могли распорядиться или уже распорядились своей собственностью с пользой для общества? В чём Вы видите пользу такого распоряжения своей собственностью для себя и своих сверстников?

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о торговле, используя все приведённые ниже понятия.

Торговля; производители; потребители; оптовая и розничная торговля; реклама; товар.

2. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) Экономика включает производство, распределение, обмен и потребление экономических благ.

2) Экономические блага подразделяются на товары и услуги.

3) Натуральное хозяйство ориентировано на создание продуктов и их последующую продажу потребителям.

4) Натуральное хозяйство обладает высокой производительностью труда.

5) Главная цель экономики — максимально удовлетворять потребности людей в условиях ограниченности ресурсов.

3. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли.

2) В предпринимательстве формируются такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, расчетливость и т.д.

3) Бизнес бывает только торговым.

4) Наиболее простой и распространенной формой бизнеса является индивидуальное предприятие.

5) Собственниками индивидуального предприятия являются держатели акций (акционеры).

4. Установите соответствие между видами издержек и затратами фирмы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) арендная плата за здание

Б) расходы на упаковочный материал

В) заработная плата бухгалтера

Г) сдельная зарплата рабочих

Д) расходы на перевозку продукции

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

5. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели

Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов

В) в хозяйствах области завершаются посевные работы

Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии

Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

6. Генри Форду принадлежит следующее высказывание: «Бизнес, в основе которого лежит безудержное желание обогатиться, как зáмок, выстроенный на песке».

1. Как Вы понимаете смысл слова «бизнес»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему производителям товаров и услуг важно учитывать запросы потребителей?

7. Одним из видов дохода является заработная плата (см. фотографию).

hello_html_m13e2b0d.jpg

1. Как Вы думаете: а) что такое заработная плата; б) от чего зависит размер заработной платы?

2. Какие ещё виды доходов Вы знаете? (Назовите две такие обязанности.)

8. Трое индивидуальных предпринимателя добровольно объединили свое имущество и организовали большой ресторан в центре города. Они вместе управляют им и несут коллективную ответственность за результаты его деятельности. Как называется такая форма организации бизнеса?

9. В ст. 35 Конституции РФ записано: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «распоряжаться имуществом»?

2. Составьте рассказ о праве граждан РФ на частную собственность, используя следующий план.

1) Какие объекты могут находиться в частной собственности граждан РФ? Как граждане РФ могут приобрести имущество в собственность?

2) Какие обязанности есть у собственников? Как закон охраняет право собственности?

1. Семейный бюджет — это предварительно составленная роспись доходов и расходов семьи на некоторый период времени. К семейным доходам относят заработную плату, пенсию, стипендию и т.д. К расходам семьи относят оплату квартиры, покупку еды, оплату одежды и прочее. Все семейные расходы можно разделить на две группы: обязательные и произвольные расходы . Так как экономические возможности каждой семьи ограничены, важно вести рациональное домашнее хозяйство.

5 Ответ: 13112.

6 Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос, например: потребитель — это человек, который приобретает или намеревается приобрести товары и услуги для личных нужд;

2. Объяснение, например: каждый человек (потребитель) в той или иной мере планирует свой бюджет; во время кризиса доходы большинства людей сокращаются, поэтому им приходится экономить и планировать свои расходы более тщательно, отказываться от чего-то;

3. Ответ на второй вопрос, например: для того, чтобы доходов хватало на всё необходимое ИЛИ для того, чтобы понимать, сколько денег необходимо для жизни семьи в течение определённого времени.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:

— деньги — универсальный эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться;

— деньги бывают наличные и безналичные; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)

2) ответ на второй вопрос, например: мера стоимости, средство платежа, средство обмена, средство накопления.

Могут быть названы другие функции денег

8 Ответ: индивидуальное предприятие.

9 1) Ответ на первый вопрос, например: каждый в праве на законных основаниях быть хозяином той или иной вещи или интеллектуальной собственности; никто не вправе произвольно отнять или использовать данную собственность без разрешения. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

2) Рассказ о своей частной собственности должен включать в себя:

— указание одного или нескольких видов частной собственности, которыми владеет подросток подросток;

— объяснение того, каковы цель и/или польза от ее использования (перечисленных обучающимся видов собственности);

— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки с использованием своей собственности;

— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности с использованием своей собственности для самого себя и своих сверстников.

1. Торговля — отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путем купли продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и их непосредственных потребителей . По объемам реализуемой продукции выделяют оптовую и розничную торговлю . Главным двигателем торговли считается реклама . Реклама позволяет информировать потребителя об особенностях товаров , сформировать их предпочтения.

5. Ответ: 13112.

6 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос, например: бизнес — это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли;

2. Объяснение, например: предприниматель должен создавать товары хорошего качества по приемлемым ценам, только такой подход к делу гарантирует ему получение прибыли и долгое существование его фирмы ИЛИ ситуация, когда предприниматель руководствуется только желанием получить максимальную прибыль, не обращая внимания на запросы потребителей, приводит к неминуемому банкротству фирмы;

3. Ответ на второй вопрос, например: потребитель приобретает те товары, которые по функционалу, качеству и цене соответствуют его запросам, в ином случае товар не будет куплен и производитель потеряет вложенные в производство этого товара средства.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:

— заработная плата — вознаграждение за труд, которое получает наемный работник;

— размер заработной платы зависит от уровня квалификации работника; сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)

2) ответ на второй вопрос, например: прибыль от фирмы, пенсия, пособия, стипендии и т.д.

Могут быть названы другие виды доходов.

8. Ответ: товарищество.

9.1.. Возможность определять судьбу вещи путём изменения её принадлежности (дарения, купли-продажи, мены и т. п.).

2. Рассказ о праве граждан РФ на частную собственность должен включать в себя:

— указание одного или нескольких объектов, которые могут находиться в частной собственности гражданина РФ;

— объяснение того, как гражданин РФ может приобрести имущество в собственность;

— указание одной или нескольких обязанностей собственника;

— объяснение того, как закон охраняет право собственности.

Дворовиков Юрий Васильевич

Тренировочные задания для ВПР по обществознанию для 7 классов 2020 год

ВложениеРазмер
vpr_7_klass_obshch_no1.docx 247.8 КБ
vpr_7_klass_obshch_1_otvety.docx 257.17 КБ
vpr_7_klass_obshch_no2.docx 117.39 КБ
vpr_7_klass_obshch_no2_otvety.docx 124.02 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1 В ст. 30 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на объединение. для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на объединение».

2. Взрослые могут многое рассказать о политических партиях и общественных движениях, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место тех или иных объединений в нем. Составьте рассказ об объединениях и сообществах, куда Вы входите, помимо школы, используя следующий план:

1) В какие объединения и сообщества Вы входите, помимо школьного класса? Для чего Вы входите в них?

2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали в рамках данного сообщества или объединения? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

Задание 2 Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Верующий человек убеждён в реальности своего контакта с Богом.

2) Этнические и религиозные общности выделяют в зависимости от территории их проживания.

3) Исполнительная власть осуществляется парламентом.

4) Экономисты различают оптовую и розничную торговлю.

5) Правонарушение связано с антиобщественным поведением, причиняет вред людям, государству и обществу в целом.

Задание 3 В стране Л. провели социологические исследования готовности молодых людей к участию в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Одни люди не считают реальным в участие в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики; другие считают, что это не их дело. Какое мнение среди опрошенных преобладает? В каких сферах молодежь может участвовать в политике?

3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?

Задание 4 Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

А) стрижка волос в салоне красоты

Б) стиральная машинка

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 5 Немецкому философу XIX в. Г. Гегелю принадлежит высказывание: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение».

1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «моральная ценность»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему поведение человека должно опираться на моральные нормы?

Задание 6 Мария и Кирилл решили вступить в брак. Какие условия обязательны для заключения брака в РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.

1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов

2) достижение женихом и невестой брачного возраста

3) владение русским языком

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей

5) наличие у жениха и невесты профессионального образования

6) добровольное согласие жениха и невесты

Задание 7 Одним из объектов собственности являются деньги (см. фотографию).

1. Как Вы думаете: а) что такое деньги; б) какие существуют виды денег (назовите два вида)?

2. Какие функции денег Вы знаете? (Назовите две такие функции.)

Задание 8 Семен перебежал дорогу на красный сигнал светофора, в результате чего создал аварийную ситуацию на проезжей части. Какой вид социальных норм нарушил Семен?

Задание 9 Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деньгах, используя все приведённые ниже понятия.

Деньги; мера стоимости; средство платежа; средство обращения; бартер; валюта.

Предварительный просмотр:

В ст. 30 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на объединение. для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.».

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на объединение».

2. Взрослые могут многое рассказать о политических партиях и общественных движениях, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место тех или иных объединений в нем. Составьте рассказ об объединениях и сообществах, куда Вы входите, помимо школы, используя следующий план:

1) В какие объединения и сообщества Вы входите, помимо школьного класса? Для чего Вы входите в них?

2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали в рамках данного сообщества или объединения? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

1) Ответ на первый вопрос, например: каждый может создавать или входить в состав тех или иных сообществ или объединений, если они своей деятельностью не нарушают закон. (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

2) Рассказ о видах своего труда должен включать в себя:

— указание одного или нескольких сообществ или объединений, куда входит подросток;

— объяснение того, каковы цель и/или значение своего участия в данных сообществах или объединениях;

— указание одного или нескольких видов общественно полезной деятельности, в которых участвуют или могут принять участие подростки в рамках данного сообщества или объединения;

— объяснение значения участия в общественно полезных видах деятельности для самого себя и своих сверстников.

Критерии оценивания выполнения задания

1. Ответ на первый вопрос

Дан содержательный ответ на первый вопрос

Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует

2. Рассказ о своей учебной деятельности

Рассказ включает ответы на каждый вопрос в п. 1 и 2

Рассказ включает ответы на любые три вопроса в п. 1 и 2

Рассказ включает ответы на любые два вопроса в п. 1 и/или 2

Рассказ включает только ответ на любой один вопрос в п. 1 и/или 2.

ИЛИ Ответ неправильный

Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Верующий человек убеждён в реальности своего контакта с Богом.

2) Этнические и религиозные общности выделяют в зависимости от территории их проживания.

3) Исполнительная власть осуществляется парламентом.

4) Экономисты различают оптовую и розничную торговлю.

5) Правонарушение связано с антиобщественным поведением, причиняет вред людям, государству и обществу в целом.

Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Верующий человек убеждён в реальности своего контакта с Богом. Да, верно.

2) Этнические и религиозные общности выделяют в зависимости от территории их проживания. Нет, неверно: этнические общности выделяются в зависимости от национальности; религиозные общности выделяются в зависимости от вероисповедания.

3) Исполнительная власть осуществляется парламентом. Нет, неверно, парламент осуществляет законодательную власть.

4) Экономисты различают оптовую и розничную торговлю. Да, верно.

5) Правонарушение связано с антиобщественным поведением, причиняет вред людям, государству и обществу в целом. Да, верно.

В стране Л. провели социологические исследования готовности молодых людей к участию в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Одни люди не считают реальным в участие в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики; другие считают, что это не их дело. Какое мнение среди опрошенных преобладает? В каких сферах молодежь может участвовать в политике?

3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос и предположение:

— ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что готовы обсуждать принимаемые законы и планы; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

— предположение, например: Муниципальные законы и планы напрямую затрагивают жизни местного населения. Вполне логично, что люди будут заинтересованы в их обсуждении; (Может быть высказано иное уместное предположение.)

2) ответ на второй вопрос с объяснением, например:

— больше тех, кто считает, что это не их дело;

— участие в деятельности общественных организациях; работа в молодежных советах при губернаторе или главе муниципалитета и т. п.;

3) ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания

Критерии оценивания выполнения задания

1. Ответ на первый вопрос и предположение

Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение

Дан только правильный ответ на первый вопрос

Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия предположения.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

2. Ответ на второй вопрос с названием сфер деятельности волонтёров

Дан ответ на второй вопрос, указаны названия сфер деятельности

Дан только ответ на второй вопрос.

ИЛИ Названы только сферы деятельности волонтёров.

ИЛИ Ответ неправильный

3. Ответ на третий вопрос

В соответствии с требованием задания дан ответ на третий вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

А) стрижка волос в салоне красоты

Б) стиральная машинка

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.

Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

А) стрижка волос в салоне красоты

Б) стиральная машинка

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Немецкому философу XIX в. Г. Гегелю принадлежит высказывание: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение».

1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «моральная ценность»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему поведение человека должно опираться на моральные нормы?

1. Взгляды человека, которые содержат оценку его поведения с позиций добра и зла, справедливости.

2. Поступки человека приобретают нравственный смысл только тогда, когда он действует осознанно, в соответствии со своими принципами.

3. Если человек руководствуется нормами морали, то он стремится не причинять вред другим людям.

Критерии оценивания выполнения задания

1. Ответ на первый вопрос

Дан ответ на первый вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Приведено уместное объяснение

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

3. Ответ на второй вопрос

Дан ответ на второй вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Мария и Кирилл решили вступить в брак. Какие условия обязательны для заключения брака в РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.

1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов

2) достижение женихом и невестой брачного возраста

3) владение русским языком

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей

5) наличие у жениха и невесты профессионального образования

6) добровольное согласие жениха и невесты

Условия вступления в брак:

1) добровольное обоюдное согласие;

2) достижение брачного возраста (18 лет, при наличии особых обстоятельств — 16, а в некоторых регионах РФ, 14 лет)

Мария и Кирилл решили вступить в брак. Какие условия обязательны для заключения брака в РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.

1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов. Нет, неверно.

2) достижение женихом и невестой брачного возраста. Да, верно.

3) владение русским языком. Нет, неверно.

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей. Нет, неверно.

5) наличие у жениха и невесты профессионального образования. Нет, неверно.

6) добровольное согласие жениха и невесты. Да, верно.

Одним из объектов собственности являются деньги (см. фотографию).

1. Как Вы думаете: а) что такое деньги; б) какие существуют виды денег (назовите два вида)?

2. Какие функции денег Вы знаете? (Назовите две такие функции.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:

— деньги — универсальный эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться;

— деньги бывают наличные и безналичные; (Ответ на первый вопрос может быть дан в других формулировках.)

2) ответ на второй вопрос, например: мера стоимости, средство платежа, средство обмена, средство накопления.

Могут быть названы другие функции денег.

Критерии оценивания выполнения задания

1. Ответ на первый вопрос

Названы оба аспекта

Назван только один аспект

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

2. Ответ на второй вопрос

Дан уместный ответ на второй вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Семен перебежал дорогу на красный сигнал светофора, в результате чего создал аварийную ситуацию на проезжей части. Какой вид социальных норм нарушил Семен?

Правила дорожного движения являются примером правовых норм.

Ответ: правовые|правовые нормы.

Ответ: правовые|правовые нормы

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деньгах, используя все приведённые ниже понятия.

Деньги; мера стоимости; средство платежа; средство обращения; бартер; валюта.

Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ о деньгах с использованием шести предложенных понятий, например:

Деньги — универсальный товар-эквивалент, выступающий мерой стоимости всех товаров и услуг. Деньги выполняют ряд важнейших функций. Как мера стоимости , день позволяют оценить любой товар или услугу в денежном эквиваленте. Как средство платежа деньги используются при оплате налогов, штрафов и т.д. Как средство обращения деньги обмениваются на любой товар или услугу. Деньги пришли на смену бартеру — прямому товарообмену. Почти в каждом государстве есть своя валюта , то есть денежная единица.

Может быть составлено другое краткое сообщение с использованием шести предложенных понятий. Указание количества предложений в задании является ориентировочным.

Тренировочный вариант 2 ВПР 2021 по обществознанию 8 класс. Пробные варианты по обществознанию 8 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Обществознание 8 класс.

1.

Наука связана с исследованиями окружающего мира и общества. Однако ученики тоже могут быть исследователями.
1. Как Вы думаете, какие принципы должен соблюдать учёный в своей деятельности?

2. Составьте рассказ о себе как исследователе, ответив на следующие вопросы.
1) Какие источники информации Вы используете при работе над школьным рефератом / проектом? С какой целью Вы работаете над рефератом / проектом?
2) Хотели бы Вы в будущем стать учёным? Как Вы думаете, почему сегодня говорят о социальной / нравственной ответственности учёных?

2.

Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гуманизм предполагает отношение к человеку как к высшей ценности.
2) Мораль регулирует поведение человека с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
3) Бескорыстное служение другим людям, готовность жертвовать ради них своими интересами называют эгоизмом.
4) Нравственный долг – это сознательное и свободное подчинение человека моральному требованию.
5) Моральные нормы, как и правовые нормы, устанавливаются государством.

3.

В начале XXI века в государстве Z начались широкомасштабные реформы, включая борьбу с коррупцией. В ходе социологических опросов жителям государства Z предложили ответить на вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.


1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие.

2. Как бы Вы ответили на вопрос, если бы принимали участие в данном опросе? Объясните своё мнение.

4.

Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Ответ:

5.

Лауреату Нобелевской премии А.Эйнштейну (1879–1955) принадлежит следующее высказывание: «Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился».
1. Как Вы понимаете смысл слова «эгоизм»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему добрый человек не может быть эгоистом?

6.

Найдите в приведённом ниже списке два примера правильного использования банкомата и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Борис не забрал пластиковую карту из банкомата после завершения финансовой операции.
2) Андрей оплатил через банкомат коммунальные услуги, воспользовавшись помощью консультанта банка.
3) Ростислав следовал инструкциям голосового меню и снял наличные деньги.
4) Мария в присутствии посторонних, набирая пин-код, произносила его вслух, чтобы не ошибиться.
5) Андрей, не обратив внимания на информацию о взимании процента, воспользовался для снятия наличных денег банкоматом не того банка, которым выдана его пластиковая карта.

7.

Рассмотрите три фотографии.


Какая форма (область) духовной культуры может быть проиллюстрирована данными изображениями?

Объясните:
а) что отличает данную форму (область) от других форм (областей) духовной культуры;

б) что объединяет данную форму (область) духовной культуры с другими (укажите любые две общие черты).

8.

Семья Гвоздикиных состоит из пяти человек: супругов Людмилы и Вадима и их троих детей- школьников. Вадим офицер, Людмила учитель английского языка. Доходы всех членов семьи складываются и совместно расходуются. Около 30% бюджета отводится на
организацию досуга (посещение кино, театров, музеев) и занятия спортом. Сбережения размещаются на депозите в банке. Семья владеет собственной квартирой, загородным домом и автомобилем, на приусадебном участке выращивает овощи и фрукты.
Какой факт из условия задачи позволит сделать вывод об уровне доходов семьи Гвоздикиных? Какие экономические функции домохозяйства описаны в условии задачи?
(Укажите любые две функции, кроме формирования и использования бюджета.)

9.

Максим учится в 7 классе общеобразовательной школы, он очень любит уроки математики и физкультуры. На каком уровне общего образования находится Максим?

10.

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деньгах и их функциях, используя все приведённые ниже понятия.
Особый товар, ценность товара (услуги), средство обращения, обеспечение благосостояния, мировые деньги, покупательная способность.

ОТВЕТЫ

1.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: учёный должен быть последовательным в своей деятельности, опираться только на проверенные факты, делать обоснованные выводы;
(Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) рассказ о себе как исследователе должен включать:
– указание одного или нескольких источников, используемых при работе над рефератом / проектом;
– объяснение того, какова цель работы над рефератом / проектом;
– указание на наличие / отсутствие желания стать учёным;
– объяснение того, почему говорят о социальной / нравственной ответственности учёных

2.

3.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) одно существенное различие и предположение, например:
– существенное различие: в 2000 г. наиболее популярны ответы «надо использовать любую возможность уклониться от уплаты налогов» и «не надо платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении и образовании»; а в 2020 г. – надо платить налоги, так как «за их счёт финансируются здравоохранение и образование» и «они обеспечивают пенсии и социальные пособия»;
(Несущественные различия не засчитываются при оценивании.)
– предположение: возможно, реформы увенчались успехом, и правовой нигилизм опрошенных сменился доверием к действиям правительства и пониманием связи социальной поддержки граждан с уплатой налогов;
(Может быть сформулировано другое существенное различие, высказано иное уместное предположение.)
2) ответ на вопрос с объяснением в соответствии с требованием задания

4.

5.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде;
2) объяснение, например: подлинная сущность человека проявляется в его способности и готовности отдавать и заботиться о других людях; поскольку думать в первую очередь о себе и своих интересах – это естественное стремление здорового человека, то важно, каким образом человек преодолевает свой эгоизм;
3) ответ на второй вопрос, например: доброта предполагает заботу о других людях, т.е. исключает эгоизм.
Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

6.

7.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: религия;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не противоречащий смыслу задания.)
2) объяснение:
а) предполагает веру в наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними;
б) религия, как и другие формы (области) культуры,
— оказывает влияние на мировоззрение человека, его поведение;
— раскрывает внутренний мир и обогащает духовную жизнь человека и др.
Позиция б) засчитывается только при правильном указании двух или более общих черт.
Могут быть сформулированы другие корректные суждения

8.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: около 30% бюджета отводится на организацию досуга и занятия спортом; сбережения размещаются на депозите в банке;
(Ответ на первый вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента условия задачи.)
2) ответ на второй вопрос:
─ организация домашнего хозяйства /семейного потребления;
─ ведение подсобного хозяйства;
─ участие членов семьи в производстве;
─ накопление имущества.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более функций.
Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

9.

Основное общее образование ИЛИ основное

10.

Правильный ответ должен содержать краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деньгах и их функциях с использованием шести предложенных понятий, например:
Деньги – особый товар, служащий универсальным эквивалентом товаров и услуг. Деньги являются мерой стоимости, так как позволяют количественно измерить ценность товара (услуги). Они позволяют оплатить использование факторов производства товаром, который можно обменять на любой другой товар, то есть являются средством обращения. Кроме того, деньги выполняют функцию средства сбережения и накопления: семьи, фирмы, государство изымают часть денег из обращения и накапливают для обеспечения благосостояния в будущем. Деньги используются во внешнеторговых и международных финансовых операциях, выполняя тем самым функцию мировых денег. Деньги обладают определённой покупательной способностью. Это объём товаров и услуг, который можно приобрести на некоторое количество денег в данный момент времени.
Может быть составлено другое краткое сообщение с использованием шести предложенных понятий.
Указание количества предложений в задании является ориентировочным

Термин “предприниматель” был введён французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII в. И с тех пор это слово означает человека, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова “предприниматель” и “менеджер” не являются синонимами.

Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т. е. всё то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. В исследованиях. указывается, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи. Если организации повезёт, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадётся.

Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.

Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на мысли, высказанные руководителями среднего звена. Если менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей, предпринимательская способность организации серьёзно ограничивается. Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации. Мастер, который разрабатывает и внедряет более эффективный способ проведения конкретной операции, по духу своему такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, который решает вложить 10 млн долл, в разработку новой продукции.

Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были.
(М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури)


21. Кого авторы называют предпринимателем? Какие характеристики, по их мнению, традиционно считаются чертами хорошего предпринимателя? (Укажите три характеристики.) Какие задачи, стоящие перед руководителями на всех уровнях, упомянуты в тексте?

22.1 Какие управленческие функции указаны в тексте? (Укажите четыре функции.) Кого авторы называют предприимчивым менеджером? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия “бизнес”.

22.2 Используя текст, объясните различие между менеджером и предпринимателем. Какие функции менеджера указаны в тексте? Кого авторы называют предприимчивым менеджером?

23. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые два способа повышения эффективности предприятия. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения значения предпринимательской деятельности для развития общества.


№21 1) ответ на первый вопрос, например: человек, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу;
2) ответ на второй вопрос, напоимео: личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом;
3) ответ на третий вопрос, например: должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации.
№22.1 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: планирование, организация, мотивация и контроль; (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании четырех функций.)
2) ответ па второй вопрос, например: он активно ишет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования; (Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)
3) объяснение, например: инициативная самостоятельная деятельность, осуществляемая в рамках закона и приносящая доход.
№22.2 1) различие: предприниматель организует предприятие, рискуя собственными и заёмными средствами, а менеджер — наёмный управляющий;
2) функции менеджера: планирование, организация, мотивация и контроль;
3) характеристики предприимчивого менеджера: он активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования.
№23 1) внедрение нового оборудования и технологий (например, модернизация оборудования на швейном производстве позволила более экономично производить раскрой и быстрее получать готовые изделия, т. е. повысилась производительность);
2) изменение условий оплаты труда работников (например, страховая компания в дополнение к окладам работников ввела премиальную часть — процент от заключённых сделок, чтобы повысить заинтересованность работников в результатах труда).
№24 Могут быть приведены такие объяснения: 1) предпринимательство — инновационная деятельность, способствующая развитию общества;
2) деятельность предпринимателей в конечном счёте направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей человека и общества;
3) предпринимательская деятельность связана с созданием новых рабочих мест, уплатой налогов и сборов.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Попытаемся теперь определить, что же достигнуто в результате действия механизма предложения и спроса. Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями. Кто осуществил это распределение? Какое-либо управление? Комитет? Нет, это распределение осуществлено механизмом конкурентной цены, действующим подобно аукционисту. Это было “распределением по кошельку”.

Вопрос: для кого предназначены товары? — уже частично выяснен, ибо товары достались тем, кто был готов платить за них. Если у вас их не было, то вы остались без пшеницы. Если же у вас были денежные голоса, но вы предпочли не расходовать их на пшеницу, то это значит, что вы обошлись без неё. Самая неотложная потребность в товарах была удовлетворена, если она подкреплялась наличными деньгами.

В то же время частичный ответ был дан и на вопрос: что должно быть произведено? Повышение рыночной цены послужило сигналом, который побудил производителей увеличить предложение пшеницы. Одновременно это был также сигнал для людских и других ограниченных ресурсов к переливу из других сфер в отрасль, производящую пшеницу.

Попутно был дан частичный ответ даже и на вопрос: как производить? Ибо при высокой цене на пшеницу фермеры в состоянии покупать дорогостоящие тракторы и удобрения и использовать менее плодородные участки земли.

Почему мы всюду употребляем здесь слово “частично”? Потому что охарактеризованный выше рынок пшеницы является лишь одним из множества рынков. Нужно принимать в расчёт и то, что происходит на рынках кукурузы и ржи; ещё большее значение, несомненно, имеет то, что происходит на рынке удобрений, труда и тракторов. Проблема ценообразования включает в себя взаимозависимые рынки, а не просто “частичное равновесие” на единичном рынке.

Внимательному читателю не нужно напоминать лишний раз, что конкурентный рынок предоставляет товары тем, у кого имеются денежные голоса, и что делает он это весьма эффективно. Но распределение денежных голосов зависит от того, за какую цену в условиях конкуренции или несовершенной конкуренции вы продадите свой труд и имущество на рынке факторов производства; кроме того, оно в значительной мере находится в зависимости от того, во-первых, насколько вам повезло, во-вторых, насколько удачливыми были ваши родители и родители жены, и, в-третьих, каковы преимущества и недостатки приобретённой квалификации.
( П. Самуэльсон)


21. Как механизм предложения и спроса дал ответ на основные вопросы экономики? Используя текст, приведите вопросы и кратко сформулируйте соответствующие ответы.

22. Какие две функции конкуренции рассмотрены в тексте? Привлекая обществоведческие знания, укажите одну другую, не рассмотренную в тексте, функцию конкуренции.

23. Какая причина различий в оплате труда приведена в тексте? Укажите любые две другие причины и, привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждую из них.

24. Автор утверждает, что проблема ценообразования включает в себя взаимосвязанные рынки, а не просто ситуацию на единичном рынке. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения этого утверждения.


№21 1) вопрос: Для кого предназначены товары? — товары достались тем, кто был готов платить за них;
2) вопрос: Что должно быть произведено? — товары, на которые повысилась / высокая рыночная цена;
3) вопрос: Как производить? — цена на товар определяет возможность привлечения более / менее дорогих факторов / ресурсов производства.
№22 1) две функции по тексту:
— регулирование деятельности субъектов экономики;
— эффективное использование имеющихся экономических ресурсов; (Рассмотренные в тексте функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая не упомянутая в тексте функция, например: санирующая.
№23 1) причина по тексту: преимущества и недостатки приобретённой квалификации;
2) другие причины и соответствующие примеnы, допустим:
— тягость труда (например, труд в регионах Севера, в неблагоприятных природных условиях оплачивается выше, чем аналогичный труд в регионах с более благоприятным климатом);
— ответственность работника за конечный результат (например, рядовой сотрудник организации получает за свой труд меньше, чем руководитель крупного проекта или топ-менеджер организации);
— продолжительность рабочего дня (например, труд сотрудника с неполным рабочим днём оплачивается ниже, чем труд аналогичного специалиста в условиях полной занятости).
№24 1) в цене товара учитываются производственные издержки, а они связаны с приобретением ресурсов на взаимосвязанных рынках;
2) цена товара учитывает ситуацию на финансовых рынках, курс национальной валюты и т. п.;
3) цена товара учитывает ситуацию на рынках дополняющих товаров и услуг.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция даёт потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе, к сожалению, не столь широко признана. стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год средств, обычно стараются любым способом истратить их в конце года . В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат .

Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т.д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями. Конкуренция будет стимулировать улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс и государственных, и частных предприятий. В итоге налогоплательщики смогут получить за свои деньги больший объём общественных благ .

Когда функции центрального правительства жёстко ограничены защитой прав личности, свободы торговли и национальной безопасности, территории могут существенно разниться по уровню общественных услуг и, следовательно, по налогообложению. Точно так же, как люди отличаются по готовности тратить деньги на жильё или автомобиль, они различаются и в отношении к общественным расходам. Одни хотят высокий уровень общественных услуг и высокие налоги, другие предпочитают меньше налогов и меньше общественных услуг. Одни хотят, чтобы общественные услуги финансировались только при помощи налогов, другие — чтобы за них взималась и плата. Регионализация решений относительно общественных услуг · позволяет чаще удовлетворять такие противоречивые пожелания.

Конкуренция между местными органами власти способствует и повышению эффективности их деятельности. Если местная администрация, увеличивая налоги, не улучшает предоставляемые ею услуги, она отталкивает и людей, и фирмы, и они перебираются туда, где за свои деньги могут получить от администрации больше. Как и фирмы на рынке, местные органы власти, не умеющие угодить своим гражданам, теряют заказчиков (население) и свои доходы.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)


21. Каково, по мнению авторов, влияние конкуренции: а) на деятельность частных фирм; б) на потребителей?

22. Почему, по мнению авторов, система стимулов государственных предприятий не очень эффективна? Используя текст, укажите две причины. Привлекая обществоведческие знания, укажите ещё одну причину.

23. Какие примеры общественных благ приведены в тексте? Какова позиция авторов по вопросу производства этих благ? Укажите любые две особенности общественных благ, которые могут существенно затруднить практическую реализацию позиции авторов.

24. Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы? Предположите, какие группы населения выражают каждую из позиций, и кратко поясните свои предположения.


№21 В правильном ответе должно быть указано, что:
а) конкуренция дисциплинирует, если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам;
б) конкуренция даёт потребителям аащиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала.
№22 1) две причины по тексту, например:
— в отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности;
— предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год;
— в государственном секторе плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат; (Причины по тексту могут быть приведены как в форме цитат, так и пересказа соответствующих фрагментов текста.)
2) другая причина, например: нет возможности воздействовать на личный интерес, развивать инициативу.
№23 1) примеры общественных благ: поддержание порядка на улицах, уборка мусора, обучение в школах;
2) позицию авторов: частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями; (Позиция авторов может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.)
3) особенности, например:
— невозможно ограничить круг потребителей общественных благ только теми, кто оплатил их стоимость;
— ряд общественных благ может производиться только государством (охрана правопорядка, государственные услуги и т. п.).
№24 1) две позиции:
— высокий уровень общественных услуг и высокие налоги;
— меньше налогов и меньше общественных услуг; (Позиции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) предположения с соответствующими пояснениями, например:
— первую позицию могут выражать люди с невысокими доходами, не способные самостоятельно оплачивать медицинские и иные услуги;
— вторую позицию выражают представители среднего класса общества, готовые оплачивать своё медицинское обслуживание, образование и т. д., но не желающие платить за него дважды
— посредством высоких налогов и в избранном учреждении, оказывающем необходимые услуги.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Читайте также: