Сохранение исторического и культурного наследия уплата законно установленных налогов и сборов

Опубликовано: 15.05.2024

Дарья Богуш

Дарья Богуш

1. Си­сте­ма кон­сти­ту­ци­он­ных обя­зан­но­стей.
Ос­нов­ные кон­сти­ту­ци­он­ные обя­зан­но­сти че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на имеют все­об­щий ха­рак­тер, не за­ви­сят от кон­крет­но­го пра­во­во­го ста­ту­са лица и за­креп­ля­ют­ся на выс­шем кон­сти­ту­ци­он­ном уров­не. При этом одни кон­сти­ту­ци­он­ные обя­зан­но­сти воз­ла­га­ют­ся на каж­до­го че­ло­ве­ка, дру­гие - толь­ко на граж­дан РФ.
Показать полностью. В кон­сти­ту­ци­он­ных обя­зан­но­стях вы­ра­жа­ет­ся от­вет­ствен­ность лич­но­сти перед об­ще­ством, че­ло­ве­ка перед го­су­дар­ством. Осу­ществ­ле­ние кон­сти­ту­ци­он­ных обя­зан­но­стей обес­пе­чи­ва­ет нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние го­су­дар­ства и жиз­не­де­я­тель­ность об­ще­ства. Не­со­блю­де­ние кон­сти­ту­ци­он­ных обя­зан­но­стей влечёт юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность, уста­нов­лен­ную за­ко­ном.

2. Обя­зан­ность со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны.

Со­глас­но ста­тье 15 Кон­сти­ту­ции РФ ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти, ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, долж­ност­ные лица, граж­да­не и их объ­еди­не­ния обя­за­ны со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны. Обя­зан­ность со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и дей­ству­ю­щие на её тер­ри­то­рии за­ко­ны (фе­де­раль­ные за­ко­ны и за­ко­ны субъ­ек­тов РФ) уни­вер­саль­на и рас­про­стра­ня­ет­ся на всех субъ­ек­тов пра­во­от­но­ше­ний (в том числе на ино­стран­цев и лиц без граж­дан­ства, на­хо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии РФ). Обя­зан­ность со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны не огра­ни­чи­ва­ет­ся тре­бо­ва­ни­ем не на­ру­шать уста­нов­лен­ные ими за­пре­ты. Не­ко­то­ры­ми за­ко­на­ми на граж­дан могут быть воз­ло­же­ны до­пол­ни­тель­ные обя­зан­но­сти (На­при­мер, статьёй 19 Фе­де­раль­но­го за­ко­на "О за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра"(1994)). Такие за­ко­ны могут со­вер­шать от­сыл­ки на под­за­кон­ные акты, но обя­зан­но­сти граж­дан могут быть уста­нов­ле­ны толь­ко за­ко­на­ми. По су­ще­ству, все обя­зан­но­сти граж­дан могут быть све­де­ны к обя­зан­но­сти со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны. Обя­зан­ность граж­дан со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны ино­гда рас­ши­ри­тель­но тол­ку­ет­ся как обя­зан­ность че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на всей своей де­я­тель­но­стью со­дей­ство­вать прак­ти­че­ской ре­а­ли­за­ции кон­сти­ту­ци­он­ных прин­ци­пов и по­ло­же­ний за­ко­но­да­тель­ства. Не­со­блю­де­ние Кон­сти­ту­ции РФ и за­ко­нов, как пра­ви­ло, влечёт юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность, уста­нов­лен­ную за­ко­на­ми.

3. Обя­зан­ность пла­тить за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги и сборы.

Со­глас­но ста­тье 57 Кон­сти­ту­ции РФ каж­дый обя­зан пла­тить уста­нов­лен­ные на­ло­ги и сборы. За­ко­ны, уста­нав­ли­ва­ю­щие новые на­ло­ги или ухуд­ша­ю­щие по­ло­же­ние на­ло­го­пла­тель­щи­ков, об­рат­ной силы не имеют. Со­глас­но ста­тье 75 Кон­сти­ту­ции РФ си­сте­ма на­ло­гов, взи­ма­е­мых в фе­де­раль­ный бюд­жет, и общие прин­ци­пы на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в РФ уста­нав­ли­ва­ют­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном, таким фе­де­раль­ным за­ко­ном яв­ля­ет­ся На­ло­го­вый ко­декс РФ. За­ко­ном РФ "Об ос­но­вах на­ло­го­вой си­сте­мы РФ" (1991) уста­нов­лен за­кры­тый пе­ре­чень фе­де­раль­ных, ре­ги­о­наль­ных и мест­ных на­ло­гов.

4. Обя­зан­ность со­хра­нять при­ро­ду и окру­жа­ю­щую среду.

Ста­тья 57 Кон­сти­ту­ции РФ уста­нав­ли­ва­ет обя­зан­ность со­хра­нять при­ро­ду и окру­жа­ю­щую среду, бе­реж­но от­но­сить­ся к при­род­ным бо­гат­ствам. В эпоху на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са при­ро­да тре­бу­ет осо­бых мер охра­ны го­су­дар­ством и об­ще­ством, но в ней дол­жен участ­во­вать и каж­дый че­ло­век. В про­тив­ном слу­чае не­из­беж­на гло­баль­ная эко­ло­ги­че­ская ка­та­стро­фа. Обя­зан­ность граж­дан со­хра­нять при­ро­ду и окру­жа­ю­щую среду свя­за­но с кон­сти­ту­ци­он­ным пра­вом на бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую среду. Дан­ная кон­сти­ту­ци­он­ная обя­зан­ность де­таль­но рас­кры­та в фе­де­раль­ном за­ко­не "Об охра­не окру­жа­ю­щей среды" (2002).

5. Обя­зан­ность за­бо­тить­ся о со­хра­не­нии ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го на­сле­дия.

В со­от­вет­ствии со статьёй 44 Кон­сти­ту­ции РФ каж­дый обя­зан за­бо­тить­ся о со­хра­не­нии ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го на­сле­дия, бе­речь па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры. Дан­ная кон­сти­ту­ци­он­ная обя­зан­ность свя­за­на с кон­сти­ту­ци­он­ным пра­вом на уча­стие в куль­тур­ной жизни и поль­зо­ва­ние учре­жде­ни­я­ми куль­ту­ры, на до­ступ к куль­тур­ным цен­но­стям.

6. За­щи­та Оте­че­ства.

В со­от­вет­ствии со статьёй 59 Кон­сти­ту­ции РФ за­щи­та Оте­че­ства яв­ля­ет­ся дол­гом и обя­зан­но­стью граж­да­ни­на РФ. Граж­да­нин РФ несёт во­ен­ную служ­бу в со­от­вет­ствии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном "О во­ин­ской обя­зан­но­сти и во­ен­ной служ­бе" (1998). Фе­де­раль­ный закон преду­смат­ри­ва­ет про­хож­де­ние во­ен­ной служ­бы по при­зы­ву и по кон­трак­ту. Срок во­ен­ной служ­бы по при­зы­ву в мир­ное время - 24 ме­ся­ца. Граж­да­нин РФ в слу­чае, если его убеж­де­ни­ям или ве­ро­ис­по­ве­да­нию про­ти­во­ре­чит не­се­ние во­ен­ной служ­бы, а также в иных уста­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном слу­ча­ях имеет право на за­ме­ну её аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бой.

7. Иные кон­сти­ту­ци­он­ные обя­зан­но­сти свя­за­ны с кон­крет­ным пра­во­вым ста­ту­сом лица.

Так, ста­тья 38 уста­нав­ли­ва­ет обя­зан­ность ро­ди­те­лей за­бо­тить­ся о детях и за­ни­мать­ся их вос­пи­та­ни­ем, а также обя­зан­ность со­вер­шен­но­лет­них тру­до­спо­соб­ных детей за­бо­тить­ся о не­тру­до­спо­соб­ных ро­ди­те­лях, эти кон­сти­ту­ци­он­ные обя­зан­но­сти по­дроб­но ре­гла­мен­ти­ру­ют­ся Се­мей­ным ко­дек­сом РФ. Ста­тья 43 Кон­сти­ту­ции РФ воз­ла­га­ет на ро­ди­те­лей (лиц, их за­ме­ня­ю­щих) обес­пе­чить по­лу­че­ние детьми ос­нов­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния. Не­ко­то­рые кон­сти­ту­ци­он­ные нормы уста­нав­ли­ва­ют обя­зан­но­сти спе­ци­аль­ных субъ­ек­тов права (на­при­мер, обя­зан­ность долж­ност­ных лиц ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти и ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния обес­пе­чить воз­мож­ность граж­дан воз­мож­ность озна­ко­мить­ся с до­ку­мен­та­ми и ма­те­ри­а­ла­ми, не­по­сред­ствен­но за­тра­ги­ва­ю­щих их права и сво­бо­ды). Не­ко­то­рые кон­сти­ту­ци­он­ные нормы уста­нав­ли­ва­ют обя­зан­но­сти-за­пре­ты (на­при­мер, за­прет про­па­ган­ды со­ци­аль­но­го, ра­со­во­го, на­ци­о­наль­но­го, ре­ли­ги­оз­но­го или язы­ко­во­го пре­вос­ход­ства).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 ноября 2020 г. N 03-05-05-01/97157 Об особенностях определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций и земельному налогу

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо университета (далее - Университет) по вопросу применения по налогу на имущество организаций и земельному налогу норм, предусмотренных подпунктом 3 пункта 4 статьи 374 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении имущества Университета и сообщает.

Подпункт 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено что не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).

На объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), собственнику (или иному законному владельцу) указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия (статья 21 Федерального закона N 73-ФЗ).

Сведения о здании, (сооружении, помещении), которые являются объектами культурного наследия, включенными в реестр объектов культурного наследия, земельном участке в границах территории объекта культурного наследия вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (статья 20.2 Федерального закона N 73-ФЗ).

Порядок определения территории объекта культурного наследия и границ объекта культурного наследия установлен статьей 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (далее - Указ N 1487) установлено, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает, в частности, включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Государственный свод).

При этом пунктом 2 Положения "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", утвержденного Указом N 1487, предусматривается, что отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2020 N 236 Университет отнесен к особо ценным объектам культурного наследия. Минкультуры России поручено включить Университет в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

По мнению Департамента, с учетом вышеизложенного Университет имеет право на применение по налогу на имущество организаций и земельному налогу норм подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса и подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса соответственно в отношении объектов, составляющих объект культурного наследия федерального значения, внесенных в реестр, и земельных участков в границах территории данного объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Государственный свод в качестве особо ценного объекта культурного наследия.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что включение Университета в Государственный свод не свидетельствует о наличии оснований для применения норм подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса, подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса в отношении всего имущества Университета, в том числе всех земельных участков, закрепленных за Университетом.

Земельные участки, на которых расположены объекты, не внесенные в реестр, в обороте не ограничены и подлежат налогообложению на общих основаниях. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Определение ВАС РФ от 13.12.2013 N ВАС-17297/13 по делу N А62-6619/2012, Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2015 N 310-КГ15-10792 по делу N А23-5895/2013).

Одновременно обращаем внимание, что вопросы включения имущества Университета в Государственный свод, определения состава особо ценного объекта культурного наследия, территории особо ценного объекта культурного наследия и его границ, относится к полномочиям Минкультуры России.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

В рассматриваемой ситуации университет отнесен к особо ценным объектам культурного наследия. В связи с этим Минфин разъяснил, как применяются льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия осуществляется Минкультуры России в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы при следующих условиях:

- нахождение объекта в федеральной собственности;

- нахождение объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- ежегодных заявок, поступивших от пользователя объекта или регионального органа охраны памятников.

Подробная информация об условиях оформления и подачи заявок на участие в Программе размещена на официальном сайте www.gp-kultura.ru.

Список аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы размещен по следующему пути: https://www.mkrf.ru/documents/eksperty-po-provedeniyu-gosudarstvennoy-istoriko-kulturnoy-ekspertizi/.

Форма заявления доступна по следующей ссылке:

Требования, предъявляемые к кандидатам на получение статуса эксперта, указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении положения о государственной историко-культурной экспертизе» и приказе Минкультуры России от 26.08.2010 № 563 «Об утверждении положения о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы».

Приказом Минкультуры России от 30.09.2016 № 2221 (далее – Приказ) утверждены границы, требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательного места «Поленово» (далее – Достопримечательное место) (зарегистрирован в Минюсте России 18.10.2016 № 44071).

Вместе с тем, на рассматриваемой территории действуют зоны охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, установленные решением исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 14.06.1991 № 9-235.

На территории зоны охраняемого ландшафта с условиями режима без согласования с администрацией музея-усадьбы В.Д. Поленова и органами охраны памятников истории, культуры и природы не допускается:

– строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов;

– проведение строительных и других работ, которые могут способствовать развитию эрозии.

Строительная и хозяйственная деятельность на территории Достопримечательного места, должна осуществляться в соответствии с режимами, установленными Приказом.

Для рассмотрения вопроса о возможности перемещения объекта культурного наследия федерального значения, объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в Минкультуры России направляется соответствующее обращение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, к которому прилагаются:

– утвержденный в установленном порядке предмет охраны объекта культурного наследия;

– заключение регионального органа охраны объектов культурного наследия, обосновывающее необходимость перемещения объекта культурного наследия, в связи с невозможностью его сохранения на настоящем месте расположения в силу наличия негативных воздействий неустранимого характера, содержащее информацию об источнике финансирования работ по перемещению и новом месте размещения объекта;

– заверенная копия решения органа государственной власти об отнесении объекта к объектам культурного наследия (с указанием регистрационного номера в АИС ЕГРОКН);

– акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (со сводкой результатов общественного обсуждения);

– согласованная региональным органом охраны объектов культурного наследия проектная документация на проведение работ по сохранению (с перемещением) объекта;

– правоустанавливающие документы на земельные участки (под настоящим и предлагаемым местом размещения объекта) или их заверенные копии;

– документ, подтверждающий согласие правообладателя предлагаемого земельного участка с перемещением объекта;

– документ, подтверждающий согласие правообладателя объекта на перемещение.

– охранные обязательства собственника или иного законного владельца на объект культурного наследия (в случае смены собственника объекта культурного наследия необходимо представить охранное обязательство по новой форме);

– акт осмотра объекта культурного наследия на момент принятия решения о перемещении;

– актуальная фотофиксация объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Решение о перемещении объекта культурного наследия может быть принято, когда это связано с необходимостью предотвратить повреждение, разрушение, уничтожение объекта культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды, иных негативных воздействий неустранимого характера.

В случае отсутствия факторов неблагоприятного воздействия на объект культурного наследия, могущих привести к его повреждению, утрате, безусловным приоритетом является сохранение объекта культурного наследия на историческом месте расположения.

После принятия Минкультуры России решения о перемещении объекта культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия рассматривает вопрос о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению (с перемещением) объекта культурного наследия.

Требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV – XV вв.», расположенное в Московской области, утверждены приказом Минкультуры России от 08.07.2015 № 1939.

В рамках исполнения пп. «д» п. 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.01.2015 № Пр-93 субъектами Российской Федерации ведется работа по подготовке новых предложений об отнесении объектов культурного наследия, расположенных на их территориях, к числу особо ценных в целях их представления в ЮНЕСКО для включения в Список.

Согласно нормам Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, ведут учет объектов культурного наследия всех категорий историко-культурного значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных на территории конкретного региона.

Учитывая, что реализация международных обязательств находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, инициатива по выдвижению новых объектов в Список принадлежит, в первую очередь, субъектам Российской Федерации, на территории которых данные объекты расположены, вследствие чего по данному вопросу необходимо обратиться в Правительство соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае если данный субъект поддерживает такое предложение, им направляется письмо в Минкультуры России, которое дает дальнейшие разъяснения по подготовке номинационного досье, предусмотренные Конвенцией об охране всемирного наследия 1972 года.

Список всемирного наследия ЮНЕСКО ведется согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года (далее – Конвенция), ратифицированной СССР в 1988 году указом Президиума ВС СССР от 09.03.1988 № 8595-XI. В соответствии с Соглашением Содружества независимых государств Российская Федерации является правопреемником СССР по обязательствам, возникшим из заключенных им международных соглашений.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 101-ФЗ) установлено, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений и, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Конвенция ратифицирована без оговорок и заявлений, что в соответствии со ст. 2 и ст.31 Федерального закона № 101-ФЗ означает согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, и подлежит выполнению Российской Федерацией.

Согласно ст. 5 Конвенции государство-участник обязуется принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления всемирного наследия.

В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Из пункта 172 Руководства по выполнению Конвенции, которое содержит правила и процедуры, в том числе для охраны и сохранения объектов всемирного наследия, следует, что государства-стороны Конвенции обязуются информировать Комитет всемирного наследия об их намерениях реализовать на территории, охраняемой согласно Конвенции (то есть, территории объекта всемирного наследия или его буферной зоны согласно п. 104 вышеупомянутого Руководства), восстановительные или новые строительные работы.

Уведомление, направляемое государством-стороной Конвенции, должно включать в себя оценку воздействия предполагаемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия, которое готовится на основе проектной документации объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется
в границе территории объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, и его буферной зоны, и выполняется в соответствии с положениями Руководства ИКОМОС по осуществлению оценок воздействия на наследие в отношении объектов всемирного культурного наследия.

Руководство на русском языке размещено на официальном сайте Минкультуры России www.mkrf.ru > Министерство > Департаменты > Департамент государственной охраны культурного наследия > Документы, «Тип документа: Руководство».

В 2017 г. Минкультуры России разработан, а в 2018 г. Росстандартом утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 58203-2018 «Оценка воздействия на универсальную ценность объектов всемирного наследия. Состав и содержание отчета. Общие требования», который вступил в силу с 01.03.2019.

Согласно позиции Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО при МИД России экспертная оценка возможного воздействия строительных или хозяйственных работ на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия должна быть дана при разработке любого проектного предложения, связанного с проведением таких работ на территории объекта всемирного наследия или его буферной зоны.

Комплект материалов с отчетом об оценке воздействия, подготовленный заказчиком запланированных к реализации строительных или реставрационных работ, направляется на рассмотрение и согласование в Минкультуры России, которое, являясь национальным координатором по вопросам всемирного культурного наследия в России, при отсутствии замечаний направляет комплект материалов в МИД России для последующего представления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (Секретариат Комитета всемирного наследия).

Указанные материалы необходимо представить до начала строительных работ с целью содействия Комитета всемирного наследия в поиске альтернативных строительных решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия. В том случае, если Комитет всемирного наследия получает информацию о новом строительстве не заблаговременно, а постфактум, есть высокий риск принятия неблагоприятного решения, вплоть до внесения объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Необходимость соблюдения положений Конвенции, требований руководства по ее выполнению и решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении объектов всемирного наследия, расположенных на территории Российской Федерации, отражена в п. 2 «б» перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 марта 2016 г. № Пр-571.

В соответствии с порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278) и порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (приказ Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625) прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, может осуществляться в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Заявление, при подаче в электронном виде на получение задания либо разрешения, должно быть подписано квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Необходимые документы подкрепляются к заявлению в виде скан-копий, также подписанных квалифицированной электронной подписью уполномоченного ответственного лица.


В данной статье проанализированы основные специальные требования и ограничения для собственников и арендаторов зданий, нежилых помещений и квартир, относящихся к объектам культурного наследия, описаны возможные риски правообладателей и даны рекомендации по их минимизации.

Ключевые слова: объект культурного наследия, охранное обязательство, обязанности собственника, предмет охраны, особенности проведения работ, ответственность.

Покупка или аренда недвижимости в историческом центре города иногда означает получение вместе с помещением или квартирой в престижном старинном доме дополнительных обязательств и ограничений для собственников или арендаторов. Многие старинные дома сами по себе, а также их внутренние архитектурные элементы отделки и отделимые предметы интерьера относятся к объектам культурного наследия и представляют собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства. Владение, пользование и распоряжение такими объектами недвижимости в связи с их особым статусом должно осуществляться с соблюдением специального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [1]. В статье приведены основные специальные требования и ограничения, о которых потенциальным собственникам и арендаторам полезно знать при принятии решения о приобретении таких объектов в собственность либо в пользование.


Охранное обязательство собственника и особенности оформления прав на объект

Собственники объекта культурного наследия должны оформить отдельный документ – охранное обязательство в федеральном или региональном органе охраны объектов культурного наследия (в зависимости от статуса объекта). В охранном обязательстве госорганом указываются обязанности и ограничения для собственника в отношении данного объекта, в частности, устанавливаются требования: к сохранению объекта (в то числе по финансированию собственником работ по сохранению); к содержанию и использованию объекта; к обеспечению доступа к объекту; к размещению наружной рекламы на объекте, в случае, если ее размещение допускается законом; по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта. При необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования. Если собственник объекта не согласен с установленными требованиями и ограничениями, он может обжаловать их в суде. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия.

Предоставление охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия (если они ранее оформлялись в отношении конкретного объекта) обязательно при государственной регистрации перехода права собственности, а также при регистрации договора аренды в отношении такого объекта. Кроме того, договор купли-продажи или аренды в обязательном порядке должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на оснований такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре указанного существенного условия и (или) непредставления на государственную регистрацию прав охранных документов, государственная регистрация права собственности или договора аренды будет приостановлена. Неустранение причин приостановления государственной регистрации повлечет отказ в ее проведении [2].

Закон не устанавливает требований по оформлению собственных охранных обязательств для арендаторов объекта культурного наследия. Вместе с тем, они также в силу закона обязаны соблюдать ограничения, установленные законом и охранными документами собственника. При этом арендаторы несут ответственность, предусмотренную законодательством за несоблюдение этих требований.

В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении такого объекта в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому отдельно, необходимо отметить, что собственники и наниматели (по договору социального найма) квартир в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, также имеют дополнительные обязанности по охранным обязательствам.


Требования к сохранению объекта культурного наследия


Особенности проведения работ на объекте культурного наследия

Важно отметить, что к проведению работ допускаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.

За нарушение вышеуказанных требований Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность (ст. 7.14.) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.


Дополнительные риски ответственности

Независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности, в случае утраты или повреждения элементов охраны, виновное лицо несет риск гражданско-правовой ответственности по общим нормам Гражданского кодекса РФ о возмещении убытков. В случае утраты или повреждения элементов или предметов, перечисленных в паспорте объекта, пользователь (собственник) обязан в срок, установленный органом охраны, воссоздать утраченное или устранить повреждение, а при невозможности выполнения названных действий - возместить стоимость утраченного [5].

В связи с этим, рекомендуем собственникам и пользователям таких объектов застраховать ответственность либо имущество на случай повреждения или уничтожения элементов охраны объекта культурного наследия.

Размещение рекламы на объекте культурного наследия


О льготах для арендаторов и собственников

Собственник объекта культурного наследия федерального значения, либо лицо, пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат. Размер компенсации определяется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и входит в федеральную государственную программу сохранения и развития культуры.

[1] Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
[2] Росреестра от 10.04.2015 N 14-исх/04995-ГЕ/15 .
[3] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
[4] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
[5] «Методические рекомендации по оценке объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия» (одобрены к применению Советом по оценочной деятельности (заседание от 23.06.2015).

Законопроект разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 04.12.2018 № ОГ-П44-8573, данного по итогам VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия; их государственная охрана является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях сохранения объектов культурного наследия в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» разработан ведомственный проект Минкультуры России «Возрождение исторических усадеб».

Одной из целей ведомственного проекта «Возрождение исторических усадеб» является создание условий для привлечения инвестиций в процесс восстановления и реставрации исторических усадеб (усадебных комплексов).

Наиболее оптимальным способом стимулирования и создания условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности Минкультуры России видит в предоставлении налоговых послаблений для владельцев усадебных комплексов.

В настоящее время количество исторических усадеб, в отношении которых проводятся работы по сохранению, крайне незначительно. Сложившаяся ситуация обусловлена дороговизной ремонтно-реставрационных работ, а также значительной финансовой нагрузкой собственников на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт усадебных комплексов. Более того, значительное количество исторических усадеб находится в казне Российской Федерации, а основную финансовую нагрузку на содержание и проведение работ по их сохранению несет федеральный бюджет.

В целях решения вопроса сохранения исторических усадеб в Российской Федерации законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), предусматривающие льготы для владельцев усадебных комплексов.

Одновременно законопроектом предлагается внести отдельные изменения в НК РФ, касающееся иных объектов культурного наследия Российской Федерации.

В соответствии со статьей 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения объекты, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения.

Законопроектом предлагается расширить указанную норму и освободить от уплаты налога на имущество организаций также объекты культурного наследия регионального и местного значения.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести аналогичную норму и освободить физических лиц от налога на имущество в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения.

Одновременно законопроектом предусматривается для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые приобрели и восстановили усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, возможность применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, равный 3. При этом правом применения повышающего коэффициента могут воспользоваться не все собственники усадеб, а только те, которые приобрели усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, а значит требующие вложения значительных средств. Подобная норма позволит владельцам усадеб учитывать понесенные ими расходы на реставрацию, уменьшающие размер налога на прибыль, в ускоренном режиме.

Также законопроектом предлагается освободить от земельного налога собственников земельных участков, на которых расположены усадебные комплексы, являющиеся объектами культурного наследия и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, на период восстановления (реставрации) усадебного комплекса, но не более чем на 7 лет.

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить имущественный налоговый вычет для граждан с 2 млн. руб. до 4 млн. руб., в случае приобретения жилого дома или квартиры, являющихся объектами культурного наследия.

Одновременно предлагается установить, что физическое лицо-собственник усадебного комплекса имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведённых им расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на воссоздание (реставрацию) объекта культурного наследия, но не более 6 млн. рублей (в настоящее время предусмотрен налоговый вычет в размере 3 млн. руб. на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома).

Важно отметить, что после возникновения у частного лица права собственности на усадебный комплекс риски его физической утраты минимизированы Законом об объектах культурного наследия.

В отношении усадебных комплексов, переданных в частную собственность, сохраняются все предусмотренные Законом об объектах культурного наследия обязательства по их сохранению.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право предъявлять в суд соответствующие иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.

Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия установлен запрет на строительство на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Также Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243).

Усадебный мир России является национальным и культурным достоянием. Учитывая, что передача исторических усадеб в частную собственность сегодня является общемировой практикой, создание благоприятного налогового поля для владельцев усадебных комплексов сделает их более привлекательным объектом для инвестирования и, как следствие, позволит сохранить наше культурное достояние.

Читайте также: