Соглашение с чили об избежании двойного налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024

Звучит сложно, но это на самом деле важно — и для нашей экономики, и для социальной сферы. Весной президент предложил повысить налог на дивиденды, выводимые за рубеж. Многих держателей крупных активов это должно заставить задуматься, не стоит ли вернуть капиталы в Россию. Надо было только уладить формальности с оффшорами. С Кипром, как теперь видим, договориться не удалось. Если понимания не проявят и другие — придется разорвать соглашение и с ними.

Ничего личного — просто бизнес. России, как и любой другой стране, конечно же, выгоднее, чтобы, с заработанного на нашей территории налоги платились бы в наш бюджет, а не утекали в оффшоры, как происходило раньше благодаря соглашению об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром — привлекательнее было переводить средства на остров и уменьшать таким образом налоги с выплачиваемых за границу дивидендов и процентов по займам.

В конце марта 2020 года президент распорядился восстановить справедливость.

«Все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, в оффшорные юрисдикции должны облагаться адекватным налогом. Сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольшой зарплатой платят подоходный налог в 13%. И это, конечно, мягко говоря, несправедливо. Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнеры не примут наших предложений, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке, и начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны», — сказал президент.

Четыре месяца, по поручению президента, Министерство финансов вело переговоры с Кипром. Как говорится в сообщении ведомства, все это время партнеры пытались размыть эффект для российского бюджета от повышения налога на вывод дивидендов.

«К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата. Поэтому сегодня мы запускаем процесс по денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. Структурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. Выгоднее будет все это переводить обратно в Россию», — сообщил статс-секретарь — заместитель министра финансов Алексей Сазанов.

Кипрская юрисдикция крайне популярна у наших компаний. По данным Минфина, российские налогоплательщики вывели на остров за 2018-2019 годы почти 3,5 триллиона рублей.

«Бизнес очень часто держал управляющие компании соответственно на Кипре, и собственность в конечном итоге принадлежала Кипру. В лице наших каких угодно бизнесменов. Сейчас вот, в связи с увеличением ставки налогообложения, это действительно становится невыгодно делать на Кипре», — отмечает директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.

«Новая система просто позволит больше получать налогов в Российской Федерации. Соответственно, для наших компаний Кипр как финансовый центр станет менее интересным, а для экономики Кипра это, естественно, будет хуже, поскольку наши компании будут проявлять меньше интереса. Для острова тяжело будет, соответственно, оставаться привлекательным, с точки зрения инвестиционной, и как финансовый центр», — поясняет руководитель департамента аудиторских услуг Антон Усов.

Аналогичные уведомления о внесении изменений в налоговые соглашения также направлены в еще два популярных у россиян оффшора: в Люксембург и на Мальту. Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, по поручению президента, будут направлены на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Во вторник, 11 мая, депутаты поддержали денонсацию соглашения РФ с Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если российская сторона успеет со всеми процедурами по разрыву соглашения до 30 июня, уже с 1 января 2022 года дивиденды на счетах за рубежом будут облагаться по ставке 15% вместо 2–3%. Проект принят, несмотря на наличие содержательной, хотя и технической критики в адрес Минфина со стороны депутатов. Следующей крупной юрисдикцией, с которой Минфин ведет переговоры по СИДН, является Швейцария, там события могут развернуться по сходному сценарию.

Госдума единогласно приняла проект о денонсации соглашения между правительством РФ и правительством Нидерландов «об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Напомним, в переговорах с Нидерландами российская сторона не нашла согласия по модели пересмотра таких СИДН, подписанных в свое время с Кипром, Мальтой и Люксембургом (см. “Ъ” от 13 апреля).

Как последовало из содоклада по проекту члена думского комитета по международным делам Елены Паниной, в ходе переговоров Минфин Королевства Нидерландов не только не пошел на условия российской стороны, но даже предложил расширить перечень доходов, облагаемых по пониженным ставкам. Тем временем, по ее словам, с 2017 по 2019 год объемы выплат из РФ в Нидерланды составили более 1,2 трлн руб., выплачено было налогов по пониженным ставкам 33,1 млрд руб. «При ставке 15% в бюджет РФ могло бы поступить 180 млрд руб.»,— заключила она.

Господин Сазанов в своем выступлении добавил, что объем всех выплат дивидендов и процентов, которые идут через транзитные юрисдикции, за четыре года составил порядка 9 трлн руб. «Те соглашение, которые мы сейчас изменяем, охватывают порядка 70% всех выплат»,— сообщил он, имея в виду Нидерланды, Кипр, Мальту и Люксембург. Всего же у РФ 84 таких СИДН, но из них на транзитные юрисдикции с низкой ставкой на пассивный доход приходится только десять.

Почему Минфин решил разорвать налоговое соглашение с Нидерландами

Ранее Минфин оценивал дополнительный доход бюджета от изменения четырех уже упомянутых СИДН в 150 млрд руб. ежегодно. Стройность доклада Минфина несколько нарушил вопрос депутата Алексея Куринного о структуре выплат из РФ в Нидерланды по отраслям экономики: сколько из них пришлось на торговые сети, сколько на IT-компании и т. д. В ответ заместитель главы Минфина сообщил, что разбивка по конкретным налогоплательщикам составляет налоговую тайну. На это последовало замечание председателя Госдумы Вячеслава Володина о том, что речь идет не о конкретных предприятиях, а об отраслях. В ответ представитель Минфина сообщил, что при поступлении такого запроса в режиме ДСП министерство готово предоставить информацию.

В итоге Вячеслав Володин предложил отложить принятие вопроса до среды — отчета главы правительства в Думе, но затем с предупреждением о том, что «последний раз с такими формулировками, как про погоду, мы должны знать, за что мы голосуем», проект было предложено рассмотреть. В заключительном слове Алексей Сазанов сообщил, что осталось три ключевые юрисдикции — Швейцария, Гонконг и Сингапур — по пересмотру СИДН, это позволит охватить более 90% выплат в транзитные юрисдикции. По словам же госпожи Паниной, «очень сложно шли переговоры с Нидерландами и очень сложно они идут со Швейцарией, где тоже неизвестно, что будет, вполне возможно, что в одностороннем порядке (придется.— “Ъ” ) денонсировать» (о возможных последствиях см. справку). Затем депутаты приняли проект единогласно.

Как говорит руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов, «в случае этой юрисдикции речь идет не о налоговых схемах, а о нормальном структурировании крупного международного бизнеса». Решение депутатов он называет «плохими новостями» для инвесторов, «поскольку для бизнеса важна стабильность налоговых условий». По словам же партнера КПМГ в России и СНГ Александра Токарева, государство в состоянии смягчить удар по российскому бизнесу. «Условно российский бизнес в Нидерландах можно разделить на две категории: компании, которые получают доходы из РФ, и голландские субхолдинги, которые выплачивают доходы в РФ,— говорит он.— В отношении первых может несколько смягчить ситуацию включение в НК налоговых льгот, которыми некоторые категории налогоплательщиков смогут воспользоваться применительно к доходам, выплачиваемым из РФ за рубеж. Например, льготная ставка по дивидендам, выплачиваемым в пользу публичных компаний. А вот второй категории придется сложнее: последствия по налогу на доходы у источника выплаты будут возникать в Нидерландах, и для их снижения необходимо наличие СИДН». По его словам, возможно также рассмотреть изменения в НК, например, с возможностью зачета налога, уплаченного за рубежом, даже если у РФ со страной источника дивидендов нет СИДН.

Налоговое будущее российской Швейцарии

В части же прогнозов по соглашениям со Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром Александр Токарев из КПМГ ожидает, что страны получат предложения пересогласовать СИДН по кипрскому образцу. Швейцария не так популярна для регистрации холдинговых компаний, но очень востребована для регистрации торговых компаний. «Несмотря на то что для торговых компаний наличие СИДН не является обязательным условием получения торговых доходов, соглашение будет необходимо для уменьшения налоговых последствий при распределении дивидендов от швейцарских "дочек" в пользу российских холдингов,— говорит он.— Гонконг и Сингапур достаточно популярны для регистрации холдинговых компаний группами из Азиатского региона. С точки зрения российского бизнеса холдинговых компаний в данных юрисдикциях немного».

Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images
Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images

Правительство одобрило законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами. Минфин начал разрабатывать законопроект в декабре прошлого года. Ведомство предложило Нидерландам повысить до 15% налог на дивиденды и доходы, однако переговоры не увенчались успехом. Ранее аналогичные условия Минфин предложил Кипру, Люксембургу и Мальте. Тогда Минфин опубликовал уведомление о разработке законопроекта о разрыве этого соглашения.

Что дальше?

С 2022 года фактически у российских компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка. Существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке 2-3%, говорилось в сообщении Минфина. Минфин предложил Нидерландам такие же условия, что и ранее в этом году Кипру, Люксембургу и Мальте. То есть обычную ставку 15% для дивидендов и процентов, и льготную ставку 5%. Льготной ставкой могли воспользоваться публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее 15% в компании, которая платит дивиденды.

Вся эта работа проводится по поручению президента России Владимира Путина, который весной предложил сделать так, чтобы те, кто выводит свои доходы из России на зарубежные счета, платили налог 15%. Если страны не согласятся на повышение налога, то Россия может разорвать соглашение об избежании двойного налогообложения с другими странами в одностороннем порядке, сказал Путин. C тех пор Россия уже договорилась о повышении налога с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Каких компаний это коснется?

Через Нидерланды структурированы крупные российские компании с государственным участием, зачастую публичные, например, Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex, говорит управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Помимо российских компаний, от расторжения соглашения могут пострадать американские инвесторы, которые обычно работают с российским бизнесом через свои офисы в Нидерландах, такие как Uber, добавляет Именнов. По его словам, некоторые иностранные инвесторы, в том числе американские, вкладывали деньги в экономику России через свои голландские холдинговые компании. К примеру, из Нидерландов приходило ориентировочно $50 млрд прямых инвестиций в Россию на начало 2020 года, отметил Именнов. Повышение налоговых ставок может сделать российский бизнес невыгодным для инвестирования и повлечь за собой отток инвестиций, предупреждает он.

Как вырастут налоги?

По дивидендам налог вырастет с 5% до 15%, по процентам и роялти — c 0 на 20%, говорит юрист Forward Legal Федор Закабуня.

  • Как рекордные дивиденды Сбербанка повлияют на курс рубля
  • Второй фронт Минфина: ведомство перекрывает путь для нулевых ставок по дивидендам
  • «Осенью не останется гавани, где можно экономить»: чего бизнес ждет от пересмотра налоговых соглашений

Что делать?

Налоговые консультанты КПМГ в обзоре «Вы выходите? РФ объявила о денонсации СИДН с Нидерландами» советуют оценить, есть ли возможность заранее выплатить дивиденды и проценты по текущим ставкам, а также проверить, можно ли использовать так называемый сквозной подход. Если компания зарегистрирована в Нидерландах, но фактическим получателем дивидендов является российский налоговый резидент, то тогда налог на дивиденды составит 0%, и эта ставка сохранится до конца 2023 года.

Если соглашение будет пересогласовано, необходимо определить, сможет ли компания по-прежнему претендовать на льготы и что для этого нужно предпринять. Если в итоге соглашение разорвут, тогда имеет смысл рассмотреть варианты реструктуризации.

Как выходить?

В текущей ситуации сложно определить, в какой стране перерегистрировать бизнес, так как нет ясности, с какими еще странами Минфин пересмотрит соглашение, говорится в обзоре КПМГ. «Некоторые наши клиенты приняли решение о ликвидации голландских субхолдинговых компаний», — сказал партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев Forbes. Некоторые рассматривают вариант перерегистрации в «российских офшорах» на острове Русский и в Калининграде, продолжает он.

Если компания решит уйти из Нидерландов, то тогда ей придется заплатить так называемый налог на эмиграцию, при котором нужно будет заплатить налог по прибыли со всех как бы реализованных активов (аналог exit tax в США), напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Ставка налога в 2021 году составляет 15% на первые €245 000 прибыли и 25% на превышение.

Кроме того, надо помнить, что налоговые органы как России, так и Нидерландов смогут признать, что компания работала в Нидерландах из соображений налоговой экономии и доначислить налоги за предыдущие периоды, если решат, что компания работала преимущественно из-за налоговых льгот, предупреждает он. Сейчас придется пересматривать все, что касается пассивных видов дохода — дивидендов, процентов, роялти. К ним будет применяться совершенно другое налогообложение у источника в России, говорит партнер компании TaxTeam BV Наталья Лучкова. Нидерланды при отсутствии соглашения с Россией имеют большие шансы попасть в черные списки Минфина — не просто же так с ними разрывают соглашение, считает она.

В этом случае, например в отношении трансфертного ценообразования, ко всем сделкам, которые российские компании совершают с компаниями в Нидерландах, могут применяться правила, как если бы это были внутригрупповые сделки. А это значит — обязательное обоснование цен, дополнительная проверка по ряду параметров, перечисляет Лучкова. «Это сразу усложняет и делает дороже жизнь российских компаний, которые работают с компаниями из Нидерландов», — говорит она.

Большому количеству компаний, которые расположены в России, но работают с Нидерландами или связаны с ними, нужно будет пересмотреть свою структуру, а иногда это невозможно, так как на это получены кредиты, завязано финансирование, отношения с партнерами, предупреждает партнер TaxTeam BV.

Выиграет ли Россия от пересмотра соглашения с Нидерландами?

Если потенциальный разрыв соглашения с Кипром и Люксембургом не наносил существенного вреда экономическим интересам самой России как собственнику активов, то возможный разрыв с Нидерландами может быть более болезненным, в том числе потому, что в Нидерландах зарегистрированы и крупные компании с госучастием, напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Получится, что денонсируя соглашение, государство увеличит налоговую нагрузку на свои же компании, рассуждает он. В Амстердаме, к примеру, еще в 2013 году открылся офис компании South Stream Transport B.V, которая реализует проект «Южного потока». На открытии был глава «Газпрома» Алексей Миллер.

«В случае с Кипром и Мальтой Минфин запускал процесс денонсации соглашения, но в итоге страны заключали протокол об изменениях налоговых соглашений. Но Нидерланды — более сложный переговорный партнер. И как к примеру, следовало из истории с пересмотром соглашения Нидерландов с Украиной, если идет на уступки, то требует что-то взамен», — сказал Вахитов.

В случае с Украиной Нидерланды отказались от минимальной ставки по налогу по дивидендам в 0% (по подписанному протоколу она 5%), но взамен добились арбитражной оговорки, разрешающей споры между налоговыми органами, то есть неустраненные ситуации двойного налогообложения, в квазитретейском суде.

Были ли раньше попытки разорвать соглашение?

Разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения России и Нидерландов российские власти поднимают не в первый раз. Первый раз это случилось около 10 лет назад. Москва решала, каким образом ей ответить на решения голландских судов по «делу ЮКОСА». Один из вариантов — разрыв соглашения, но тогда его не стали использовать по причине возможных негативных последствий для самой России, вспоминает один из международных налоговых консультантов. Об этом же пишет и «Коммерсантъ». По данным издания, в 2011 году в структурах, близких к Совету безопасности России, обсуждался разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения как один из теоретических вариантов противостояния властям Нидерландов в развитии международных исков по «делу ЮКОСа».

Как отреагировали компании, зарегистрированные в Нидерландах?

На работу ООО «Сеть Связной», зарегистрированного в Нидерландах, данные изменения не повлияют, рассказали Forbes в компании.

Представители «Яндекса» отказались от комментариев.

В Gazprom International и X5 Retail Group на момент публикации материала не предоставили комментарии.

Автор: Мария Стригалева, руководитель юридической и аудиторской практики BLCONS GROUP

Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами с 2021 года

Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами с 2021 года

СИДН с Кипром – Изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами - резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал. Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств. Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с "международным договором" Российской Федерации по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Налоговое планирование – Применение СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние 10 лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V .1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения

25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН. В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.). В Протоколе от 08.09.2020 нет уточнений, являются ли любые иностранные биржи удовлетворяющими условиям получения льгот по СИДН. Также отсутствует понятие «свободного обращения» акций и т.д. Предполагается, что в дальнейшем Минфином России будут даны разъяснения относительно данных понятий.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией – резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо - НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в СИДН с Мальтой.

01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования:0001202009040004 – Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202010080016 – Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

Сравнительная Таблица Налогообложения дивидендов и процентов по Соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН) Между Россией и Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами

ДИВИДЕНДЫ

КИПР

МАЛЬТА

ЛЮКСЕМБУРГ

НИДЕРЛАНДЫ

КОММЕНТАРИЙ BLCONS

До внесения изменений:

10% - общее правило;

5% - если лицо, имеющее ФПД, прямо вложило в капитал выплачивающей дивиденды компании сумму эквивалентную не менее 100000 евро.

До внесения изменений:

10% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания (не товарищество), которая прямо владеет не менее чем 25% капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 100 000 евро.

До внесения изменений:

15% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания, владеет пакетом акций, напрямую представляющих не менее 10% капитала выплачивающей дивиденды компании, и инвестировала в него не менее 80 000 евро или эквивалентную сумму в рублях.

До внесения изменений:

15% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания, владеет пакетом акций, напрямую представляющих не менее 25% капитала выплачивающей дивиденды компании, и инвестировала в него не менее 75 000 ЭКЮ или эквивалентную сумму в рублях.

КИПР И МАЛЬТА

Протоколы о внесении изменений в соответствующие СИДНы уже подписаны.

Ратификация изменений планируется до 2021 года.

Таким образом, изменения должны вступить в силу с 2021 года.

ЛЮКСЕМБУРГ И НИДЕРЛАНДЫ

В СИДНах не уточнено, что акции получателя дивидендов должны котироваться на бирже.

Поэтому считаем, что льготная ставка должна применяться как к публичным, так и к частным компаниям.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%;

Льготная ставка – 5% для:

ФПД – соответствующих резидентов:

1) страховых учреждений;

2) пенсионных фондов;

3) публичной компании, акции которой котируются на фондовой бирже, не менее 15 % голосующих акций в свободном обращении, и которая прямо владеет не менее 15 % капитала плательщика дивидендов сроком 365 дней;

4) Правительства, местного органа власти;

5) Центрального Банка.

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ

В Протоколах не уточнено, на какой именно бирже должны котироваться акции получателя дивидендов. Поэтому считаем, что льготная ставка должна применяться, если акции компании котируются и на зарубежной бирже.

Льготным получателем дивидендов указан только сам Центральный Банк, не его отделения или другие банки (как по процентам).

НИДЕРЛАНДЫ

Протокол о внесении изменений в СИДН ещё не подписан, но переговоры о внесении изменений уже ведутся.

Подписание Протокола планируется в 2020 году.

ПРОЦЕНТЫ

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 5%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 5%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 15%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 16,5%.

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ, НИДЕРЛАНДЫ

Для получения льготных ставок необходимо преодолеть определённые требования, которые связаны с размером ежегодной прибыли компании.

В Нидерландах в 2021 году планируется снижение налоговой ставки до 15 %.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%

Специальное правило – 5% для:

Публичных компаний, акции которых котируются на фондовой бирже, при этом они владеют не менее 15 % голосующих акций, которые находятся в свободном обращении, и прямо владеют не менее 15 % капитала плательщика дивидендов сроком не менее 365 дней.

Специальное правило – 0% (освобождение в РФ) для:

1) страховые учреждения;
2) пенсионные фонды;
3) Правительство, местный орган власти;
4) Центральный Банк;
5) банк;
6) проценты по котирующимся государственным, корпоративным облигациям и еврооблигациям.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%

Специальное правило – 5% для:

Те же условия, что и по налогам на дивиденды, и дополнительно:

- проценты по котирующимся государственным, корпоративным облигациям и еврооблигациям.

После внесения изменений:

ВЕДУТСЯ

ПЕРЕГОВОРЫ

ОБ

УСЛОВИЯХ

ИЗМЕНЕНИЙ

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ

Соглашение с Кипром оставляет больше льгот при выплате процентов, чем мальтийское или люксембургское. Например, проценты иностранным банкам, как и проценты по еврооблигациям, по-прежнему будут освобождены от налога в РФ (при условии подтверждения ФПД).

НИДЕРЛАНДЫ

В настоящее время РФ готовит Протокол о внесении изменений в СИДН с Нидерландами, в соответствии с которым налоговые ставки по процентам будут пересмотрены.

1. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (Заключено в г. Никозии 05.12.1998) (ред. от 07.10.2010) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Протокол о внесении изменений в СИДН подписан 08.09.2020 года.

2. "Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" (Заключена в г. Москве 24.04.2013).

Протокол о внесении изменений в СИДН подписан 01.10.2020 года.

3. "Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (Заключено в г. Москве 28.06.1993) (ред. от 21.11.2011).

Протокол о внесении изменений в СИДН не подписан.

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".

Протокол о внесении изменений в СИДН не подписан.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для применения 0% и 5% по новым правилам получатель должен являться бенефициаром дохода.

Читайте также: