Налогообложением в германии и греции после кризисных процессов на юге европы в 2008 году

Опубликовано: 09.05.2024

Финансовый кризис 2008 года: причины и последствия для России, США и других стран мира

Мировой финансовый кризис 2008 года

Мировой экономический кризис, с которым столкнулись развитые государства в 2008 году, стал крупнейшим в истории со времен Великой депрессии 30-х годов XX столетия.

  • Общие истоки кризиса 2008 года и его основные причины
    • Кто предсказывал кризис 2008
  • Кризис в Соединенных Штатах
    • Причины
    • Последствия
  • Развитие кризиса в мире
  • Развитие кризиса в России и государствах бывшего Советского Союза
    • Причины
    • Итоги кризиса
  • Кризисные явления в экономиках Белоруссии и Украины
  • Кризисные явления в других государствах
  • Общемировые последствия кризиса
  • Рецессия 2008 года в литературе и кинематографе

В данное кризисное состояние большинство стран мира вступило практически синхронно. С момента, когда начался кризис, до момента, когда удавалось преодолеть его последствия, у многих государств уходило до 5 лет. В ряде регионов отголоски кризисного состояния отмечались до 2015 года.

Общие истоки кризиса 2008 года и его основные причины

Экономисты сходятся во мнении, что мировой кризис 2008 года имеет следующие причины:

  • закономерный переход мировой экономики от цикла роста к спаду;
  • нарушение баланса в международной торговле;
  • дисбаланс в движении капитала;
  • перегрев экономики на фоне неподконтрольного процесса роста ипотечного кредитования населения.

Кто предсказывал кризис 2008

Были люди, которые предсказали кризис 2008 года. Среди них: экономист Гэри Шиллинг, фондовый менеджер Джеймс Стэк, главный экономист МВФ Рагурам Раджан. Первый говорил об «ипотечном пузыре» в США еще в 2000 году, второй и третий предупреждали о рецессии за 2 года до ипотечного кризиса в США. Кризис 2008 года в мире предсказал и Джон Моулдин, являющийся главой правления компании «Mauldin Economics».

Падение экономики в странах мира из-за кризиса к концу 2008 года

Страны мира, в которых произошло падение экономики из-за кризиса 2008 года. Насыщенность красного цвета соответствует степени падения

Кризис в Соединенных Штатах

Предпосылкой Великой рецессии стал ипотечный кризис в США, возникший в 2007 году. Первые проявления рецессии наметились в США еще в 2006 году. Именно тогда на рынке американской недвижимости стал отмечаться заметный спад продаж жилья. Весной 2007 года в США грянул кризис ипотечных кредитов с высоким риском. Заемщиками таких кредитов выступали граждане США с невысокими доходами, у которых была не самая лучшая кредитная история.

Ипотечный кризис довольно быстро ударил по благонадежным заемщикам. Уже летом 2007 года американский кризис стал носить выраженный финансовый характер. Из-за возникших у заемщиков сложностей с рефинансированием кредитов и роста процентных ставок по ним разразился кризис банковской ликвидности. В начале осени 2008 года банки перестали кредитовать население.

Американский финансист Джордж Сорос отметил, что начало кризиса 2008 фактически произошло еще в конце лета 2007 года. Он указал, что именно тогда центральные банки начали предпринимать попытки сохранить свою ликвидность.

Мероприятия по поддержке банковской системы США не увенчались успехом. В начале осени 2008 года произошел банковский крах. Обанкротился крупный инвестиционный банк «Lehmsn Brothers». Та же участь постигла такие ипотечные организации, как «Fannie Mae» и «AIG». Повторила их судьбу и компания «Freddie Mac». Всего обанкротилось свыше 45 финансовых учреждений страны.

Ипотечный кризис США 2008 года стал следствием обрушения котировок на фондовых рынках. Особенно сильно этот процесс проявился в начале октября 2008 года. Падение фондового рынка США за период с 6 по 10 октября 2008 г считался рекордным за предшествующую 20-летнюю историю страны. Акции американских компаний обесценились на 50% и больше. Процесс продолжился в начале 2009 года.

Причины

Американский конгресс в отчете своей специально созданной комиссии сформулировал следующие причины того, почему произошел кризис 2008 года:

  • ненадлежащее регулирование финансового сектора;
  • ошибки, допущенные в корпоративном управлении;
  • огромные долги у американских домохозяйств (Почему внешний долг США не мешает росту экономики?);
  • чрезмерное распространение деривативов (разновидность ценных бумаг), надежность которых сомнительна и недостаточно изучена;
  • рост «теневого» банковского сектора.

Последствия

Кризис в Америке 2008 с учетом причин имел следующие последствия для США:

  • уменьшение объемов производства по всей стране;
  • понижение капитала американских компаний на 40%;
  • общее понижение спроса;
  • снижение цен на различное сырье;
  • беспрецедентное увеличение числа безработных по всей стране;
  • снижение доходов у граждан США, относящихся к среднему классу, дальнейшее его ослабление;
  • увеличение разрыва в доходах между богатыми и бедными гражданами США;
  • резкое понижение цен на нефть (от чего зависит цена на нефть?);
  • сворачивание ряда проектов государства по строительству и улучшению инфраструктуры

Ставший следствием кризиса 2007-2008 в США передел собственности привел к массовому выселению обанкротившихся заемщиков из ранее приобретенных ими домов. Особенно сильно этот процесс проявился в 2009 и 2010 годах.

Развитие кризиса 2008 года в мире цены на нефть

Цены на нефть во время развития мирового кризиса 2008 года

Интересно! Несмотря на кризис, акции некоторых компаний продемонстрировали удивительный рост. По информации Forbes, акции инвестиционного фонда «Paulson & Co» за счет своего роста в годы кризиса принесли его создателю 3,7 млрд долларов.

Развитие кризиса в мире

История кризиса проходит следующие этапы:

  1. Февраль 2008. Возрастание мировой инфляции до рекордных показателей.
  2. Одномоментное понижение процентных ставок практически всеми ведущими мировыми центральными банками в октябре 2008 года.
  3. Утверждение в октябре 2008 года участниками тогда еще «Большой восьмерки» антикризисного плана.
  4. Проведение в ноябре 2008 года антикризисного саммита в рамках «Большой двадцатки».
  5. Понижение процентных ставок как Европейским центральным банком, так и Банком Англии в декабре 2008 года.
  6. Сообщение Евростата в декабре 2008 года о том, что экономика Европы вступила в стадию рецессии на фоне уменьшения ВВП на 0,2%.
  7. Введение Европейским центральным банком мер жесткой экономии в декабре 2008 года. Развитие кредитной недостаточности в еврозоне.
  8. В апреле 2009 года на саммите G20 утверждается план, по которому предполагается преодолеть экономический кризис 2008 года. Принимаются меры по усилению ресурсов МВФ.
  9. Нарастание протестных движений на фоне экономической нестабильности в государствах Североафриканского и Ближневосточного регионов.
  10. Понижение объемов общемировой торговли по итогам 2009 года сразу на 11,89%.

Мировой финансовый кризис 2008 года продолжился и в 2010 году. Тогда началась валютная война. США, Евросоюз, а также Япония с Китаем пытались снижать цены на свои национальные валюты для облегчения их экспорта.

Интересно! «Forbes» провел исследование и выяснил, какие акции росли в кризис 2008. В их число вошли акции немецкой автомобильной компании «Porsche». И все благодаря своевременной покупке 30% акций «Volkswagen».

Развитие кризиса в России и государствах бывшего Советского Союза

Экономический кризис 2008 года в России имел как внутренние, так и внешние причины.

Причины

Финансовый кризис 2008 года в России дополнительно был спровоцирован внешнеполитическими событиями. Главным из них стала пятидневная война в Южной Осетии, имевшая место в начале августа 2008 года. Следствием конфликта стал усиленный отток зарубежных инвестиций из России. Но основные причины следующие:

Динамика курса доллара США к рублю (USD, ЦБ РФ) во время кризиса в 2008

  • сильная зависимость экономики страны от экспорта ресурсов (нефти, газа и металлов) за рубеж, которая по цепной реакции привела рецессию из США и Европы (см. сколько нефти осталось в России);
  • снижение цен на нефть, что дополнительно ударило по финансовому сектору;
  • низкая конкурентоспособность целого ряда российских производителей по сравнению с зарубежными компаниями;
  • значительное присутствие в российской экономике зарубежных инвестиций;
  • большие долги российских предприятий перед заграничными инвесторами;
  • высокая инфляция.
Динамика курса доллара США к рублю (USD, ЦБ РФ) во время кризиса в 2008

Итоги кризиса

Можно выделить следующие итоги кризиса 2008 года в России:

Индекс промышленного производства в России в 2008—2010 годах, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

  • обрушение российского фондового рынка;
  • кризис в банковской системе, приведший к банкротству многих из них или их слиянию друг с другом;
  • активный уход иностранных инвестиций из России;
  • удорожание кредитов;
  • ослабление потока инвестиций из-за рубежа;
  • падение курса рубля;
  • ухудшение рентабельности российских компаний;
  • проблематичность получения кредитов в иностранных банках;
  • ослабление роста экономики;
  • уменьшение экспортных цен на нефть;
  • массовое банкротство организаций из-за долговых ям;
  • замедление строительства жилой недвижимости по всей стране;
  • убыстрение инфляции.
Индекс промышленного производства в России в 2008—2010 гг., выраженный в процентах к соответствующему периоду предыдущего периода

Кризис 2008-2009 года в России привел к уменьшению зарплат граждан. Доходы населения значительно уменьшились (сейчас также наблюдается спад доходов населения и угроза кризиса). Одновременно уменьшилось и потребление. Главное последствие кризиса 2008 года в РФ – увольнения, которые приобрели массовый характер. Все это дополнительно привело к повышению стресса среди граждан. Если говорить о кризисе 2008 года в России кратко, то в результате него в стране значительно понизилось качество жизни населения.

Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c американским индексом DJIA. В процентах от значений апреля 2008 года

Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c индексом DJIA США. В процентах от значений апреля 2008 года

Кризисные явления в экономиках Белоруссии и Украины

Из-за того, что фондовый рынок Белоруссии плохо интегрирован в международную систему финансов, кризис в этой стране проявился несколько позже, чем в других государствах. Первые признаки рецессии проявились в ослаблении спроса на продукцию белорусского экспорта. Особенно это касается нефтепродуктов и черных металлов. Также Белоруссия испытывала дефицит в иностранных инвестициях. Были ограничены и ее золотовалютные резервы.

Мировой экономический кризис 2008 года сильнее всего проявился в Белоруссии в 2011 году. Именно тогда белорусский рубль сильно девальвировал. За первую половину 2011 года валюта государства обесценилась на 75% в отношении зарубежных валют. Большую часть года граждане и организации Белоруссии не имели возможности приобрести валюту. Инфляция за год достигла 79,6%. По отношению к доллару белорусский рубль в 2011 году обесценился на 270%.

Всемирный кризис 2008 г сильнее всего коснулся Украины. Пострадала промышленность страны. Производство рухнуло на 19,8%. Больше всех пострадали металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Падение во всех трех отраслях превысило 35%, а в металлургии – 45%. Имела место девальвация гривны. В период кризиса 2008 года курс доллара к гривне достигал таких значений, как: 1 доллар = 8 гривен. Этот курс устанавливался на дату: 18.12.2008, еще летом 2008 за доллар давали 4-5 гривен (сейчас 1 доллар – это примерно 25 гривен).

Имевшиеся у населения депозиты в гривнах обесценились. Банки повысили процентные ставки в 1,5 раза. Но уже в ноябре 2008 года кредитование населения фактически прекратилось. ВВП Украины в 2009 году рухнул на 14,8%. Это один из наихудших показателей в мире.

Кризисные явления в других государствах

Кризис в Греции 2008 года связан с огромным дефицитом бюджета страны и наличием долга на его покрытие. Уже в начале 2010 года внешний долг государства приобрел катастрофический размер. Греческое правительство пыталось снизить расходы на содержание государственной системы. В стране начались демонстрации и беспорядки. Греция неоднократно получала как от Евросоюза, так и от МВФ кредиты на преодоление кризиса. Из-за перегруженности долгами в июле 2015 года в стране существовала реальная угроза дефолта.

Экономический кризис в США в 2008 году коснулся и китайской экономики. После успешного 2007 года в экономике Поднебесной наметилась стагнация. Сначала произошло сокращение золотовалютных резервов, а уже в ноябре 2008 года было официально объявлено о критическом показателе безработицы в стране. Промышленность Китая вынужденно уменьшила спрос на сырье. В итоге упали цены на металлургическую продукцию во всем мире. Худшим периодом для китайской экономики стала первая четверть 2009 года. Тогда ВВП государства поднялся лишь на 6,1%, а экспорт упал на 30,9%. Но уже дальше в течение года наметился выход из кризисной ситуации.

Экономический кризис 2008 года сильно сказался на японской экономике. Так, индекс Nikkei 225 в октябре 2008 года рухнул на 9,62%. Тогда же обанкротилась крупная японская страховая организация Yamato Life Insurance Co. Ltd.

Кризис в Исландии 2008 года считается крупнейшей экономической катастрофой в рамках одной страны. Рецессия проявилась в банкротстве трех крупных банков государства, резком снижении курса исландской кроны к доллару и снижении капитализации фондовой биржи Исландии на 90% (по данным Википедии). Страна практически объявлялась банкротом. Правительством были запрошены кредиты у МВФ. Но именно Исландия быстрее всех в Европе преодолела данный кризис. Уже в 2011 году экономика страны достигла докризисного уровня.

Кризис 2008 года в Европе также сильно коснулся Португалии. Наряду с Грецией эта страна имела крупные долги перед МВФ. Также с серьезными экономическими проблемами в 2008 году столкнулась Ирландия, что заставило руководство страны просить помощи у МВФ.

Общемировые последствия кризиса

Если говорить о причинах и последствиях кризиса 2008 года кратко, то он привел к повсеместному сокращению производства. В большинстве стран от рецессии пострадали самые значимые виды промышленности. На долгие годы во всем мире обозначилось снижение цен на нефтепродукты. Кризис ликвидности 2008 года привел к краху крупнейших мировых банков, из-за чего сильно просел ипотечный рынок. Граждане многих стран не смогли выплатить долги по ипотечным кредитам и лишились жилья.

Общемировые последствия кризиса 2008

Рецессия привела к безработице во всем мире. Ее показатели во всех государствах значительно возросли за период с 2008 по 2010 годы. При этом тенденция сохраняется и в настоящее время. Кризис 2008 года, простыми словами, привел к ухудшению жизни представителей среднего класса по всему миру. Из-за рецессии разрыв в доходах богатых и бедных стал колоссальным. Проблема неравенства доходов стала еще более острой, чем ранее.

Рецессия 2008 года в литературе и кинематографе

Событие легло в основу множества литературных произведений. Анализ рецессии 2008 года и ее сопоставление с Великой депрессией 1929 года был проведен экономистом из США Джозефом Стиглицом в книге «Крутое пике». Теме кризиса 2008 года посвящены такие книги, как:

  • «Доктрина шока» Н. Кляйн;
  • «Слишком большие, чтобы рухнуть» Э.Р. Соркина;
  • «Сдвиги и шоки» М. Вулфа;
  • «Игра на понижение» и «Бумеранг» М. Льюиса;
  • «Конец Уолл-стрит» Р. Ловенстайна;
  • «Казино дьявола» В. Уорд.

Стала известной статья в «Роллинг стоун» о кризисе 2008, написанная журналистом Мэттом Тэйби. В статье «Большой захват» автор высказывает свое видение проблемы, связанной с критическим положением страховой корпорации «AIG» в 2008 году.

Об экономических событиях 2008-2009 годов был снят ряд фильмов про кризис 2008 года в США. Среди них:

  • «Уолл-стрит. Деньги не спят» 2010 года;
  • «Предел риска» 2011 года;
  • «Нападение на Уолл-стрит» 2013 года;
  • «Игра на понижение» 2015 года.

Подробно о причинах рецессии рассказывают в фильме «Инсайдеры». В киноленте от 2010 года о финансовом кризисе 2008 года содержатся интервью видных финансовых деятелей, а также политиков, банкиров.


Греция является членом еврозоны с 2001 г. К началу 2000-х гг. страна имела относительно сбалансированный бюджет (дефицит порядка 5%) и средний размер внешнего долга (около 50 млрд евро или менее 25% ВВП).

Еврокомиссия призвала Грецию говорить с Россией

Росту госдолга препятствовали высокие ставки по его обслуживанию, в связи с чем правительство с осторожностью привлекало внешние займы. С вхождением в еврозону Греция получила возможность брать более дешевые кредиты в евро, был зафиксирован рост иностранных инвестиций.

На фоне относительной финансовой стабилизации были увеличены зарплаты госслужащим и социальные выплаты.

Темпы роста ВВП Греции достигали 5-6%, безработица составляла порядка 8-10%. При этом начиная с середины 2000-х гг. в Греции ухудшилась собираемость налогов, также Еврокомиссия выявила факты фальсификации официальной финансовой статистики страны.

В результате экономической политики произошла разбалансировка бюджета. Греция как член еврозоны лишилась возможности покрывать дефицит бюджета за счет эмиссии (в еврозоне этим занимается Европейский центральный банк, ЕЦБ), и правительство страны было вынуждено прибегнуть к внешним займам (основными кредиторами стали Франция и Германия).

Первые признаки финансово-экономического кризиса появились в 2009 г., когда дефицит бюджета достиг почти 13% ВВП, а государственный долг превысил 300 млрд евро (115% ВВП). В результате экономика Греция оказалась на грани дефолта, так как не могла платить по ранее взятым кредитам. Опасаясь дефолта, инвесторы стали продавать греческие гособлигации, что существенно осложнило рефинансирование госдолга. По итогам 2009 г. ВВП Греции сократился на 3,3%.

Первая программа помощи

В мае 2010 г. была принята первая европейская программа финансовой помощи Греции. Она предусматривала кредит несколькими траншами от ЕС и МВФ на общую сумму 110 млрд евро на 2010-2012 гг. Греческое правительство в свою очередь, приняло по требованию ЕЦБ, Еврокомиссии и МВФ (так называемой "тройки") программу жесткой экономии, пошло на ряд непопулярных мер, призванных сократить расходы и повысить доходы бюджета. Падение ВВП в 2010 г. достигло 5,4%.

Алексис Ципрас: Греция может быть связующим звеном между Западом и Россией

В 2011 г. ситуация в экономике Греции ухудшилась еще сильнее из-за бегства инвесторов в связи с общим кризисом в еврозоне. К середине года госдолг страны составил уже 350 млрд евро (170% ВВП), падение ВВП по итогам года - 8,9%, безработица достигла 15%.

Вторая программа помощи

На внеочередном саммите ЕС в октябре 2011 г. было принято решение о предоставлении Греции второй программы помощи в размере 130 млрд евро в 2012-2014 гг. (подписана 1 марта 2012 г.).

Выделение этого пакета помощи было оговорено несколькими условиями, главное из которых - обмен частными инвесторами греческих облигаций на новые с 50-процентной скидкой (с 206 млрд евро до 100 млрд евро; программа ПСИ). Целью было снижение госдолга Греции до 120% ВВП к 2020 г.

Меры экономии для принятия второго антикризисного пакета предусматривали сокращение государственных расходов на 3,3 млрд евро, в том числе уменьшение на 22% минимальной зарплаты с 750 евро до 580 евро в месяц (для молодежи до 25 лет - на 32%, до 490 евро), внедрение единой сетки зарплаты во всех государственных организациях, снижение пенсий на 7-15%, либерализацию рынка труда, сокращение военных расходов на 300 млн евро, а также дополнительную экономию в размере 325 млн евро, которые еще нужно было изыскать в бюджете. Вводился новый график приватизации, предусматривалось проведение налоговой реформы.

В октябре-ноябре 2012 г. Греция, МВФ и ЕС договорились о продлении второго антикризисного пакета до 2016 г. с его расширением на 20 млрд евро. При этом власти Греции одобрили новые меры экономии, предусматривавшие сокращение пенсий на 5-15%, увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет, дополнительные сокращения зарплат у госслужащих.

Планировалось, что с их помощью Греция сэкономит 13,5 млрд евро. Дополнительные меры экономии для выплаты кредитов объемом 2,5 млрд евро были приняты в июле 2013 г. (предусматривали сокращение госслужащих).

После принятия этих мер темпы падения ВВП замедлились до 6,6 в 2012 г. и 3,3 в 2014 г. В 2014 г., по данным Еврокомиссии, был даже зафиксирован рост в 1%. При этом пик уровня безработицы (28%) был зарегистрирован в середине 2013 г., к началу 2015 г. безработица составляла 26%.

Массовые протесты

Непопулярность мер экономии вызвала массовые протесты в стране и в итоге привела к поражению правящей партии "Новая демократия" на парламентских выборах 2015 г. Новым премьер- министром страны стал лидер Коалиции радикальных левых сил СИРИЗА Алексис Ципрас, который пообещал, что Греция перестанет брать новые кредиты и откажется от мер жесткой экономии.

Министр финансов Греции: проблемы экономики страны должны решаться в рамках ЕС

По состоянию на конец III квартала 2014 г., общая сумма государственного долга Греции составляет, по данным Евростата, 320 млрд евро (175% от ВВП). Всего в 2012-2014 гг. Греция получила от МВФ, ЕС и других источников 162,7 млрд евро. В 2015-2016 гг. потребности страны в кредитах оценивались Еврокомиссией в 20 млрд евро.

К началу 2015 г. Греция вернула около 10 млрд из приблизительно 45 млрд евро кредита, приходившегося на долю МВФ.

4 июня Афины сообщили об отсрочке очередного платежа по кредиту МВФ с 5 до 30 июня. 30 июня страна должна была выплатить 1,6 млрд евро. При этом ведутся переговоры о разблокировке ранее запланированного транша кредита в 7,2 млрд евро от МВФ, ЕС и европейских стран.

Среди условий для выделения кредита - повышение пенсионного возраста до 67 лет и сворачивание дополнительных выплат малообеспеченным пенсионерам, отмена льгот по НДС для греческих островов и повышение налогов для бизнеса. С этими предложениями не согласна правящая коалиция в Греции (СИРИЗА и "Независимые греки").

Референдум и его последствия

27 июня 2015 года на экстренном заседании Еврогруппы международные кредиторы объявили, что истекающий 30 июня срок действия программы финансовой помощи Греции не будет продлен без согласования плана реформ в этой стране, и Афины не получат отсрочки по выплатам Международному валютному фонду (МВФ) в размере €1,6 млрд. В тот же день премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил о проведении экстренного всенародного референдума в начале июля по вопросу о предоставлении кредита.

30 июня Греция не выплатила в установленный срок свой долг перед МВФ, став первым развитым государством, которое допустило дефолт по своим обязательствам перед этой структурой.


5 июля в Греции прошел референдум, на котором граждане страны решали, принять ли правительству или отклонить проект соглашения, представленный Еврокомиссией, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и МВФ на заседании Еврогруппы 25 июня. По итогам плебисцита 61,31% голосовавших высказались против условий соглашения с кредиторами.

6 июля министр финансов Греции Янис Варуфакис ушел в отставку, объяснив это тем, что некоторые члены зоны евро сочли его присутствие на встречах министров финансов нежелательным. На его место был назначен Эвклидис Цокалотос, ранее занимавший пост первого заместителя главы МИД по международным экономическим связям.

7 июля состоялся саммит еврозоны, который обязал Грецию в течение 24 часа предоставить свои предложения по выходу из кризиса, реформам и официальный запрос на новую программу помощи. Саммит также определил 12 июля как крайний срок переговоров по Греции, за которым может последовать выход страны из зоны евро.

8 июля Еврогруппа получила официальный запрос от Греции на третью программу помощи в рамках Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ).

9 июля правительство Греции представило международным кредиторам план более радикальных реформ, направленных на оздоровление государственных финансов. В обмен Афины надеются на усуступки кредиторов и финансирование на сумму в 53,5 млрд евро на покрытие обязательств по госдолгу до конца июня 2018 года.

Греческие предложения включают повышение налога на судоходные компании и отмену льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС) для греческих островов, на сохранении которых ранее настаивали Афины. Также правительство Ципраса намерено увеличить НДС для ресторанов, провести пенсионную реформу, составить график приватизации государственного имущества.

В ночь на 11 июля парламент Греции проголосовал за предложения, представленные правительством кредиторам. Он также уполномочил кабинет провести по ним переговоры о заключении соглашения о третьей кредитной программе, рассчитанной на три года.

11 июля Еврогруппа (совет министров стран еврозоны) пришла к соглашению, что финанальное решение по Греции должен принимать саммит ЕС. Министры финансов еврозоны представят свои рекомендации саммиту - или запустить третью программу помощи Греции, либо признать, что Афины не в состоянии даже в отдаленной перспективе выплатить свой долг, поэтому страну ждет дефолт и временное или окончательное исключение из зоны евро.

Главным оппонентом начала третьей программы льготного кредитования Греции по линии Европейского стабилизационного механизма выступал главный кредитор Афин - Германия, которая убеждена в том, что ситуация в Греции зашла слишком далеко и новая программа не даст лучшего результата, чем две предыдущие.

Соглашение с кредиторами

13 июля после 17 часов переговоров саммит еврозоны достиг соглашения по Греции. Были согласованы условия начала переговоров по программе помощи Греции в рамках Европейского стабилизационного механизма (ESM). Объем предполагаемой помощи в итоге может составить от 82 до 86 млрд евро на 3 года. Из них 50 млрд евро будет выделено через специальный фонд для гарантирования третьей программы помощи, а 35 млрд евро обеспечит Еврокомиссия в виде инвестиций в реальную экономику Греции.

Варуфакис: кредит Греции - коррупционное преступление против народа страны

Программа помощи должна формироваться на строгих условиях проведения реформ и после одобрения национальными парламентами стран еврозоны, включая парламент Греции.

Также было принято решение о начале обсуждения финансирования Греции на ближайшие три месяца (бридж-кредит - временное кредитование до новой макрофинансовой программы). Скорее всего деньги будут выделены через Европейский фонд финансовой стабильности. Бридж-кредит, согласно источникам, может составить от 7 до 19 млрд евро. Еврогруппа может приступить к конкретной работе по этому вопросу сразу после утверждения парламентом Греции соглашения о реформах.

16 июля греческий парламент принял закон о реформах, которые были согласованы в качестве предварительного условия для начала переговоров между Грецией и другими странами зоны евро о третьей кредитной программе общим объемом от 80 млрд до €90 млрд.

В документе под названием "Срочные меры для проведения переговоров и заключения соглашения с Европейским стабилизационным механизмом" ратифицируется решение саммита еврозоны, состоявшегося 12-13 июля, фиксируются изменения в налоговом законодательстве, в сфере социального обеспечения и страхования и - особенно - ограничение практики досрочного выхода на пенсию.

В этот же день европейский источник сообщил, что Еврогруппа достигла принципиальной договоренности о бридж-кредите Греции на €7 млрд.

Достижение соглашения по кредиту стало возможным после утверждения парламентом Греции нового пакета мер жесткой экономии.

20 июля отделения всех банков открылись в Греции после трехнедельного перерыва, получившего название "банковские каникулы". Тем не менее, контроль движения капиталов сохраняется, поэтому в сутки из банкоматов или банковских касс один человек по-прежнему сможет снять не более 60 евро.

20 июля Греция получила бридж-кредит зоны евро на сумму в €7,16 млрд. Эти средства предназначены для неотложных финансовых потребностей Греции, в первую очередь, на обслуживание внешней задолженности.

22 июля Греческий парламент принял второй закон, необходимый для начала переговоров с международными кредиторами о заключении в ближайшие недели соглашения о третьей кредитной программе.

Закон предусматривает изменения в гражданском процессуальном кодексе, нацеленные на ускорение тянущихся очень долго судебных процессов, меры по продаже с аукционов квартир и домов должников по ипотечным кредитам, а также интеграцию в греческое законодательство директивы ЕС об оздоровлении финансовых институтов.

29 июля в Афинах начался экспертный этап переговоров с миссией "квартета" международных кредиторов (ЕС, Европейский центральный банк (ЕЦБ), Европейский стабилизационный механизм (ESM), а также Международный валютный фонд (МВФ) о третьей кредитной программе на 86 млрд евро, рассчитанной на три года.

По словам представителей греческого минфина, в ходе всех переговоров будут действовать рабочие группы для рассмотрения "финансовых и пенсионных вопросов, трудовых отношений и либерализации рынков товаров и услуг".

Министр финансов Эвклидис Цакалотос заявил, что в ходе переговоров Греция "будет выполнять слово в слово решение Еврогруппы и соглашение, достигнутое на саммите (государств- членов еврозоны)".

Третья кредитная программа

11 августа представитель министерства финансов Греции сообщил, что Афины и международные кредиторы достигли соглашения по третьей кредитной программе, рассчитанной на три года. Официальный представитель Еврокомиссии Анника Брайдтхардт в свою очередь отметила, что кредиторы и правительство Греции на техническом уровне достигли соглашения по третьей программе финансовой помощи. "Следующий шаг - оценка и принятие соглашения на политическом уровне", - сказала она.

19 августа парламент ФРГ в ходе чрезвычайного заседания дал "зеленый свет" на предоставление новой финансовой помощи Греции.

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы


К.и.н., внештатный сотрудник Центра проблем безопасности и развития, эксперт РСМД

Кризис суверенных долгов в странах Южной Европы давно сошел с первых полос мировых СМИ. Опасения финансового краха Италии, Испании и Португалии ослабли, их ВВП растет с 2014 г. Греция, несмотря на периодические потрясения, также держится на плаву. Тем не менее при более подробном рассмотрении ситуация, сложившаяся в странах Южной Европы, оптимизма не внушает. Сколько-нибудь заметного экономического роста удалось добиться только Испании, тогда как государственный долг у всех четырех стран по-прежнему велик. Борьба стран с кризисом обернулась ухудшением ситуации в социальной сфере, что, в свою очередь, привело к возникновению и быстрому росту популярности новых политических сил, которые бросают вызов существующей политической системе.

Кризис суверенных долгов в странах Южной Европы давно сошел с первых полос мировых СМИ. Опасения финансового краха Италии, Испании и Португалии ослабли, их ВВП растет с 2014 г. Греция, несмотря на периодические потрясения, также держится на плаву. Тем не менее при более подробном рассмотрении ситуация, сложившаяся в странах Южной Европы, оптимизма не внушает. Сколько-нибудь заметного экономического роста удалось добиться только Испании, тогда как государственный долг у всех четырех стран по-прежнему велик. Борьба стран с кризисом обернулась ухудшением ситуации в социальной сфере, что, в свою очередь, привело к возникновению и быстрому росту популярности новых политических сил, которые бросают вызов существующей политической системе.

Долговая яма

После начала мирового финансово-экономического кризиса правительства Испании, Италии, Греции и Португалии выделили колоссальные средства на спасение банков, оказавшихся в тяжелом положении. Только за период с 2008 по 2011 гг. им были перечислены более 200 млрд евро. Благодаря этой щедрой помощи банки выстояли, однако оборотной ее стороной стало резкое увеличение государственных долгов. Собственно, это и создало проблему суверенных долгов.

Однако, начиная с 2010 г., власти ЕС и международные финансовые институты стали настаивать на том, что кризис был порожден не астрономическими вливаниями в банковский сектор, а расточительностью государств Южной Европы, тративших огромные суммы на социальные нужды. Из такой трактовки кризиса следовал логический вывод о том, что лучшим средством борьбы с ним является бюджетная экономия, подразумевающая существенное урезание государственных (прежде всего социальных) расходов, и переориентация национальных экономик с модели, основанной на внутреннем потреблении, на модель, нацеленной на всемерное поощрение экспорта. В условиях, когда государство обладает собственной валютой, повысить конкурентоспособность экспортных товаров можно путем ее девальвации. Однако страны, перешедшие на евро, не контролируют денежную эмиссию, поэтому для повышения конкурентоспособности им следует проводить так называемую «внутреннюю девальвацию», проще говоря, сокращение зарплат.

Борьба за снижение бюджетного дефицита привела к тому, что государства Южной Европы отказались от кейнсианского стимулирования экономического роста путем наращивания государственных расходов. В результате рецессия затянулась на несколько лет, ВВП во всех четырех странах сократился и до сих пор не вернулся на уровень 2008 г., а безработица резко увеличилась, превысив в 2013 г. отметку в четверть экономически активного населения в Испании и Греции. В то же время целевого показателя по уровню бюджетного дефицита, определенного Маастрихским договором на уровне 3% от ВВП, удалось достичь только Италии, хотя и здесь в количественном выражении бюджетный дефицит по-прежнему превышает уровень 2007 г. Государственные долги также заметно превышают докризисные показатели; причем, если в Греции уровень госдолга в количественном выражении достиг пика в 2011 г. и затем стал постепенно снижаться, то в остальных трех рассматриваемых странах этот показатель увеличивался непрерывно: в Италии он вырос на треть, в Португалии — на 90%, а в Испании — в 2,8 раза.

Неравенство и безработица

Однако последствия кризиса не ограничиваются лишь увеличением государственного долга или падением ВВП. Второй аспект, на который следует обратить внимание, — это социальные изменения. Прежде всего, заметно усилилось неравенство — как имущественное, так и по уровню доходов. Ежегодные отчеты Исследовательского института швейцарского финансового конгломерата Credit Suisse, показывают, что в последние годы национальное богатство все больше сосредоточивается в руках пресловутого одного самого богатого процента населения, тогда как наименее обеспеченные слои продолжают беднеть. Например, в Италии в 2011 г. верхняя центиль (1% самых богатых граждан) владела 17,4% национального богатства, а на нижнюю дециль (10% самых бедных) приходилась 0,1%; в 2016 г. эти показатели составляли соответственно 25% и -0,1% (отрицательные значения показывают, что у данной категории долги превышают стоимость имущества). В Испании с 2011 по 2016 гг. доля богатейшей центили в национальном богатстве выросла с 22,6 до 27,4%, тогда как доля нижней децили уменьшилась с 0,1 до -0,3%.

Тревожная тенденция усиления социального неравенства не естественное следствие кризиса, а вполне закономерный результат неолиберальной политики. Высокий уровень безработицы вкупе с реформами, направленными на повышение «гибкости» рынка труда, привели к внутренней девальвации. Во всех четырех странах Южной Европы упала доля трудовых доходов в ВВП. Государственная политика в области трудовых отношений поощряла создание низкооплачиваемых и временных рабочих мест. Cредние реальные зарплаты в Италии стагнировали, а в Испании, Португалии и Греции заметно упали в 2009–2012 гг. и затем фактически не росли. При этом выросла разница в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения: по данным ОЭСР, с 2008 по 2013 гг. соотношение между доходами нижней и верхней децилей увеличилось в Португалии с 10,1 до 10,7, в Греции с 9,4 до 11,4, в Италии с 9,1 до 11,4, а в Испании с 9,7 до 12,8. Иными словами, доходы богатых, несмотря на кризис, продолжали расти, тогда как доходы бедных стагнировали или сокращались.

Тень «тройки»

Еще один важный аспект, о котором нельзя не упомянуть, говоря о финансовом кризисе в Южной Европе и его последствиях, — это внешнее вмешательство. Непопулярные неолиберальные реформы проводились под сильным давлением со стороны «тройки» в лице Европейской Комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда. Кризис наглядно продемонстрировал, насколько ограничены возможности проведения самостоятельной политики у национальных правительств стран ЕС, входящих в зону евро.

В 2011 г., в самый разгар кризиса суверенных долгов, правительства четырех стран Южной Европы пытались избежать тех мер, которые диктовала им «тройка». И во всех четырех случаях власти ЕС, поддерживаемые Германией и Францией, сумели добиться своего, отстранив от власти политические силы, не желавшие мириться с их диктатом [1].

В Испании и Португалии при смене власти были соблюдены необходимые формальности. В обеих странах находившиеся у власти социалисты потерпели поражение на парламентских выборах, пусть и досрочных, и передали власть правым партиям, которые скорректировали политический курс в соответствии с требованиями ЕК и ЕЦБ и согласились взять многомиллиардные кредиты на санацию банковской системы в обмен на обязательство значительно сократить государственные расходы. В Италии Сильвио Берлускони ушел в отставку в ноябре 2011 г. под прямым нажимом Брюсселя, а на смену ему пришел технический премьер Марио Монти, много лет проработавший в Европейской Комиссии и осуществивший за год своего премьерства реформы, которым сопротивлялся «кавальере». В Греции неугодное властям ЕС правительство было устранено безо всяких церемоний: социалистический премьер-министр Георгиу Папандреу, заявивший о необходимости провести референдум относительно новых мер бюджетной экономии и получивший поддержку парламента, несколько дней спустя был вынужден подать в отставку, оказавшись под сильнейшим давлением ЕК и ЕЦБ. Его место занял технический премьер Лукас Пападемос, бывший вице-президент ЕЦБ, который добился от парламента одобрения нового кредитного соглашения, предусматривавшего сокращение пенсий и минимальной зарплаты и либерализацию рынка труда.

Новые политические силы

Не менее важный аспект финансового кризиса — это изменение политического пейзажа в странах Южной Европы. Снижение уровня жизни, растущее социальное неравенство и все более очевидная зависимость национальных правительств от властей ЕС не могли не повлиять на расклад политических сил. До кризиса во всех четырех странах действовали политические системы, в которых ведущую роль играли две крупнейшие партии. В последние годы эти системы подверглись серьезной эрозии вследствие появления новых сил, быстро набирающих популярность. Новые политические движения выступают против неолиберальных реформ, призывают к борьбе с коррупцией и настаивают на расширении прямой демократии. Несмотря на то, что эти силы существуют всего несколько лет, они уже сумели добиться значительных успехов. В Италии «Движение 5 звезд», возникшее в 2009 г., получило четверть голосов избирателей на парламентских выборах 2013 г. и сегодня, по сути, является крупнейшей оппозиционной силой в стране. В Испании партия «Подемос», основанная в 2014 г., всего за два года превратилась в третью политическую силу в стране и завоевала 13% голосов избирателей на выборах 2016 г. Однако самой яркой историей успеха, бесспорно, стал взлет греческой коалиции левых сил «Сириза», которая, появившись в 2004 г., десять лет спустя победила на национальных выборах и сформировала собственный кабинет. Исключением здесь является Португалия, где за последние годы не возникло новых сильных политических движений. Однако можно отметить, что на выборах 2015 г. заметно укрепили свои позиции левые силы, критикующие неолиберальную политику правительства: «Левый блок» и «Коалиция демократического единства» набрали 19% голосов, т. е. в полтора раза больше, чем на предыдущих выборах.

Массовое недовольство неолиберальной политикой проявляется не только на выборах, но и на референдумах. Так, на референдуме 5 июля 2015 г. в Греции более 60% проголосовавших выступили против принятия плана нового соглашения с «тройкой» по вопросу о порядке выплаты долга и новых кредитах. В Италии 4 декабря 2016 г. прошел референдум по конституционной реформе, предполагавшей сокращение полномочий парламента и расширение полномочий правительства. За реформу ратовал итальянский премьер М. Ренци, которого всецело поддерживали ЕС и США. Однако, несмотря на массированную кампанию в СМИ и на то, что в апреле 2016 г. проект реформы получил абсолютное большинство голосов в парламенте, около 60% пришедших на избирательные участки проголосовали против предлагавшихся изменений. Решающими стали голоса молодежи, безработных и наименее состоятельных слоев населения, иными словами, тех социальных групп, которые в наибольшей степени пострадали от неолиберальных реформ. По справедливому замечанию А. Кортунова, результаты референдума в Италии стали «очередным провалом попыток “унификации” Европы по немецким стандартам».

Политическая обстановка в странах Южной Европы все больше усложняется. Находящиеся сегодня у власти силы в большей или меньшей степени дискредитировали себя постоянными уступками Брюсселю и непопулярными неолиберальными реформами, в результате которых расплачиваться за последствия кризиса пришлось не банкам, а налогоплательщикам. Неолиберализм с его непоколебимой верой в саморегулирование рынков, восхвалением преимуществ глобализации, утверждением, что альтернативы ему не существует, и жонглированием словами, благодаря которому урезание социальных расходов превращается в «структурные реформы», а ухудшение условий найма и сокращение зарплат — в «либерализацию» или «повышение гибкости» рынка труда, на глазах теряет поддержку. Слишком многих людей он оставляет за бортом, лишая надежды на лучшее будущее. Истеблишменту все труднее убеждать массы в том, что рост социального неравенства и подтачивание демократических процедур — необходимая плата за выход из кризиса, а угрозы того, что «неправильный» исход голосования вызовет панику на финансовых рынках и поставит страну на грань финансового краха, больше не действуют. В этих условиях усиление позиций популистов, евроскептиков, антиглобалистов и прочих протестных сил представляется вполне естественным процессом. И этот процесс характерен не только для Южной Европы. Результаты июньского референдума в Великобритании и победа Дональда Трампа в США — явления того же порядка. Неолиберализм терпит одно поражение за другим. И это неплохая новость. Его постепенное отступление открывает пространство для альтернативных идей и проектов общественного устройства, которые еще предстоит разработать, и есть надежда на то, что они окажутся справедливее и честнее несостоявшегося неолиберального рая.

1. См. Подробнее: Финансовая помощь как инструмент политического принуждения: уроки европейского долгового кризиса // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. №1. С. 120-151.


Мировой экономический кризис, с которым столкнулись развитые государства в 2008 году, стал крупнейшим в истории со времен Великой депрессии 30-х годов XX столетия. В данное кризисное состояние большинство стран мира вступило практически синхронно. С момента, когда начался кризис, до момента, когда удавалось преодолеть его последствия, у многих государств уходило до 5 лет. В ряде регионов отголоски кризисного состояния отмечались до 2015 года.

Общие истоки кризиса 2008 года и его основные причины

Экономисты сходятся во мнении, что мировой кризис 2008 года имеет следующие причины:

  • закономерный переход мировой экономики от цикла роста к спаду;
  • нарушение баланса в международной торговле;
  • дисбаланс в движении капитала;
  • перегрев экономики на фоне неподконтрольного процесса роста ипотечного кредитования населения.


Страны мира, в которых произошло падение экономики из-за кризиса 2008 года. Насыщенность красного цвета соответствует степени падения.

Кто предсказывал кризис 2008?

Были люди, которые предсказали кризис 2008 года. Среди них: экономист Гэри Шиллинг, фондовый менеджер Джеймс Стэк , главный экономист МВФ Рагурам Раджан . Первый говорил об «ипотечном пузыре» в США еще в 2000 году, второй и третий предупреждали о рецессии за 2 года до ипотечного кризиса в США . Кризис 2008 года в мире предсказал и Джон Моулдин, являющийся главой правления компании «Mauldin Economics».

Кризис в Соединенных Штатах : его причины и последствия

Предпосылкой Великой рецессии стал ипотечный кризис в США , возникший в 2007 году. Первые проявления рецессии наметились в США еще в 2006 году. Именно тогда на рынке американской недвижимости стал отмечаться заметный спад продаж жилья. Весной 2007 года в США грянул кризис ипотечных кредитов с высоким риском. Заемщиками таких кредитов выступали граждане США с невысокими доходами, у которых была не самая лучшая кредитная история.

Ипотечный кризис довольно быстро ударил по благонадежным заемщикам. Уже летом 2007 года американский кризис стал носить выраженный финансовый характер. Из-за возникших у заемщиков сложностей с рефинансированием кредитов и роста процентных ставок по ним разразился кризис банковской ликвидности. В начале осени 2008 года банки перестали кредитовать население.

Американский финансист Джордж Сорос отметил, что начало кризиса 2008 фактически произошло еще в конце лета 2007 года. Он указал, что именно тогда центральные банки начали предпринимать попытки сохранить свою ликвидность.

Мероприятия по поддержке банковской системы США не увенчались успехом. В начале осени 2008 года произошел банковский крах. Обанкротился крупный инвестиционный банк «Lehmsn Brothers». Та же участь постигла такие ипотечные организации, как «Fannie Mae» и «AIG». Повторила их судьбу и компания «Freddie Mac». Всего обанкротилось свыше 45 финансовых учреждений страны.

Ипотечный кризис США 2008 года стал следствием обрушения котировок на фондовых рынках. Особенно сильно этот процесс проявился в начале октября 2008 года. Падение фондового рынка США за период с 6 по 10 октября 2008 г считался рекордным за предшествующую 20-летнюю историю страны. Акции американских компаний обесценились на 50% и больше. Процесс продолжился в начале 2009 года.

Причины

Американский конгресс в отчете своей специально созданной комиссии сформулировал следующие причины того, почему произошел кризис 2008 года:

  • ненадлежащее регулирование финансового сектора;
  • ошибки, допущенные в корпоративном управлении;
  • огромные долги у американских домохозяйств (Почему внешний долг США не мешает росту экономики?);
  • чрезмерное распространение деривативов (разновидность ценных бумаг), надежность которых сомнительна и недостаточно изучена;
  • рост «теневого» банковского сектора.

Последствия

Кризис в Америке 2008 с учетом причин имел следующие последствия для США :

  • уменьшение объемов производства по всей стране;
  • понижение капитала американских компаний на 40%;
  • общее понижение спроса;
  • снижение цен на различное сырье;
  • беспрецедентное увеличение числа безработных по всей стране;
  • снижение доходов у граждан США , относящихся к среднему классу, дальнейшее его ослабление;
  • увеличение разрыва в доходах между богатыми и бедными гражданами США ;
  • резкое понижение цен на нефть (от чего зависит цена на нефть?);
  • сворачивание ряда проектов государства по строительству и улучшению инфраструктуры

Ставший следствием кризиса 2007-2008 в США передел собственности привел к массовому выселению обанкротившихся заемщиков из ранее приобретенных ими домов. Особенно сильно этот процесс проявился в 2009 и 2010 годах.


Цены на нефть во время развития мирового кризиса 2008 года

Интересно! Несмотря на кризис, акции некоторых компаний продемонстрировали удивительный рост. По информации Forbes, акции инвестиционного фонда «Paulson & Co» за счет своего роста в годы кризиса принесли его создателю 3,7 млрд долларов.

Развитие кризиса в мире

История кризиса проходит следующие этапы:

  1. Февраль 2008. Возрастание мировой инфляции до рекордных показателей.
  2. Одномоментное понижение процентных ставок практически всеми ведущими мировыми центральными банками в октябре 2008 года.
  3. Утверждение в октябре 2008 года участниками тогда еще « Большой восьмерки » антикризисного плана.
  4. Проведение в ноябре 2008 года антикризисного саммита в рамках « Большой двадцатки ».
  5. Понижение процентных ставок как Европейским центральным банком , так и Банком Англии в декабре 2008 года.
  6. Сообщение Евростата в декабре 2008 года о том, что экономика Европы вступила в стадию рецессии на фоне уменьшения ВВП на 0,2%.
  7. Введение Европейским центральным банком мер жесткой экономии в декабре 2008 года. Развитие кредитной недостаточности в еврозоне.
  8. В апреле 2009 года на саммите G20 утверждается план, по которому предполагается преодолеть экономический кризис 2008 года. Принимаются меры по усилению ресурсов МВФ .
  9. Нарастание протестных движений на фоне экономической нестабильности в государствах Североафриканского и Ближневосточного регионов.
  10. Понижение объемов общемировой торговли по итогам 2009 года сразу на 11,89%.

Мировой финансовый кризис 2008 года продолжился и в 2010 году. Тогда началась валютная война. США , Евросоюз , а также Япония с Китаем пытались снижать цены на свои национальные валюты для облегчения их экспорта.

Интересно! «Forbes» провел исследование и выяснил, какие акции росли в кризис 2008. В их число вошли акции немецкой автомобильной компании «Porsche». И все благодаря своевременной покупке 30% акций «Volkswagen».

Развитие кризиса в России и государствах бывшего Советского Союза

Экономический кризис 2008 года в России имел как внутренние, так и внешние причины.

Причины

Финансовый кризис 2008 года в России дополнительно был спровоцирован внешнеполитическими событиями. Главным из них стала пятидневная война в Южной Осетии , имевшая место в начале августа 2008 года. Следствием конфликта стал усиленный отток зарубежных инвестиций из России . Но основные причины следующие:

  • сильная зависимость экономики страны от экспорта ресурсов (нефти, газа и металлов) за рубеж, которая по цепной реакции привела рецессию из США и Европы (см. сколько нефти осталось в России );
  • снижение цен на нефть, что дополнительно ударило по финансовому сектору;
  • низкая конкурентоспособность целого ряда российских производителей по сравнению с зарубежными компаниями;
  • значительное присутствие в российской экономике зарубежных инвестиций;
  • большие долги российских предприятий перед заграничными инвесторами;
  • высокая инфляция.


Динамика курса доллара США к рублю (USD, ЦБ РФ ) во время кризиса в 2008

Итоги кризиса

Можно выделить следующие итоги кризиса 2008 года в России :

  • обрушение российского фондового рынка;
  • кризис в банковской системе, приведший к банкротству многих из них или их слиянию друг с другом;
  • активный уход иностранных инвестиций из России ;
  • удорожание кредитов;
  • ослабление потока инвестиций из-за рубежа;
  • падение курса рубля;
  • ухудшение рентабельности российских компаний;
  • проблематичность получения кредитов в иностранных банках;
  • ослабление роста экономики;
  • уменьшение экспортных цен на нефть;
  • массовое банкротство организаций из-за долговых ям;
  • замедление строительства жилой недвижимости по всей стране;
  • убыстрение инфляции.


Индекс промышленного производства в России в 2008—2010 гг., выраженный в процентах к соответствующему периоду предыдущего периода

Кризис 2008-2009 года в России привел к уменьшению зарплат граждан. Доходы населения значительно уменьшились (сейчас также наблюдается спад доходов населения и угроза кризиса). Одновременно уменьшилось и потребление. Главное последствие кризиса 2008 года в РФ – увольнения, которые приобрели массовый характер. Все это дополнительно привело к повышению стресса среди граждан. Если говорить о кризисе 2008 года в России кратко, то в результате него в стране значительно понизилось качество жизни населения.


Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c индексом DJIA США . В процентах от значений апреля 2008 года

Кризисные явления в экономиках Белоруссии и Украины

Из-за того, что фондовый рынок Белоруссии плохо интегрирован в международную систему финансов, кризис в этой стране проявился несколько позже, чем в других государствах. Первые признаки рецессии проявились в ослаблении спроса на продукцию белорусского экспорта. Особенно это касается нефтепродуктов и черных металлов. Также Белоруссия испытывала дефицит в иностранных инвестициях. Были ограничены и ее золотовалютные резервы.

Мировой экономический кризис 2008 года сильнее всего проявился в Белоруссии в 2011 году. Именно тогда белорусский рубль сильно девальвировал. За первую половину 2011 года валюта государства обесценилась на 75% в отношении зарубежных валют. Большую часть года граждане и организации Белоруссии не имели возможности приобрести валюту. Инфляция за год достигла 79,6%. По отношению к доллару белорусский рубль в 2011 году обесценился на 270%.

Всемирный кризис 2008 г сильнее всего коснулся Украины . Пострадала промышленность страны. Производство рухнуло на 19,8%. Больше всех пострадали металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Падение во всех трех отраслях превысило 35%, а в металлургии – 45%. Имела место девальвация гривны. В период кризиса 2008 года курс доллара к гривне достигал таких значений, как: 1 доллар = 8 гривен. Этот курс устанавливался на дату: 18.12.2008, еще летом 2008 за доллар давали 4-5 гривен (сейчас 1 доллар — это примерно 25 гривен).

Имевшиеся у населения депозиты в гривнах обесценились. Банки повысили процентные ставки в 1,5 раза. Но уже в ноябре 2008 года кредитование населения фактически прекратилось. ВВП Украины в 2009 году рухнул на 14,8%. Это один из наихудших показателей в мире.

Кризисные явления в других государствах

Кризис в Греции 2008 года связан с огромным дефицитом бюджета страны и наличием долга на его покрытие. Уже в начале 2010 года внешний долг государства приобрел катастрофический размер. Греческое правительство пыталось снизить расходы на содержание государственной системы. В стране начались демонстрации и беспорядки. Греция неоднократно получала как от Евросоюза , так и от МВФ кредиты на преодоление кризиса. Из-за перегруженности долгами в июле 2015 года в стране существовала реальная угроза дефолта.


Экономический кризис в США в 2008 году коснулся и китайской экономики. После успешного 2007 года в экономике Поднебесной наметилась стагнация. Сначала произошло сокращение золотовалютных резервов, а уже в ноябре 2008 года было официально объявлено о критическом показателе безработицы в стране. Промышленность Китая вынужденно уменьшила спрос на сырье. В итоге упали цены на металлургическую продукцию во всем мире. Худшим периодом для китайской экономики стала первая четверть 2009 года. Тогда ВВП государства поднялся лишь на 6,1%, а экспорт упал на 30,9%. Но уже дальше в течение года наметился выход из кризисной ситуации.

Экономический кризис 2008 года сильно сказался на японской экономике. Так, индекс Nikkei 225 в октябре 2008 года рухнул на 9,62%. Тогда же обанкротилась крупная японская страховая организация Yamato Life Insurance Co. Ltd.

Кризис в Исландии 2008 года считается крупнейшей экономической катастрофой в рамках одной страны. Рецессия проявилась в банкротстве трех крупных банков государства, резком снижении курса исландской кроны к доллару и снижении капитализации фондовой биржи Исландии на 90% (по данным Википедии). Страна практически объявлялась банкротом. Правительством были запрошены кредиты у МВФ . Но именно Исландия быстрее всех в Европе преодолела данный кризис. Уже в 2011 году экономика страны достигла докризисного уровня.

Кризис 2008 года в Европе также сильно коснулся Португалии . Наряду с Грецией эта страна имела крупные долги перед МВФ . Также с серьезными экономическими проблемами в 2008 году столкнулась Ирландия , что заставило руководство страны просить помощи у МВФ .

Общемировые последствия кризиса

Если говорить о причинах и последствиях кризиса 2008 года кратко, то он привел к повсеместному сокращению производства. В большинстве стран от рецессии пострадали самые значимые виды промышленности. На долгие годы во всем мире обозначилось снижение цен на нефтепродукты. Кризис ликвидности 2008 года привел к краху крупнейших мировых банков, из-за чего сильно просел ипотечный рынок. Граждане многих стран не смогли выплатить долги по ипотечным кредитам и лишились жилья.


Рецессия привела к безработице во всем мире. Ее показатели во всех государствах значительно возросли за период с 2008 по 2010 годы. При этом тенденция сохраняется и в настоящее время. Кризис 2008 года, простыми словами, привел к ухудшению жизни представителей среднего класса по всему миру. Из-за рецессии разрыв в доходах богатых и бедных стал колоссальным. Проблема неравенства доходов стала еще более острой, чем ранее.

Рецессия 2008 года в литературе и кинематографе

Событие легло в основу множества литературных произведений. Анализ рецессии 2008 года и ее сопоставление с Великой депрессией 1929 года был проведен экономистом из США Джозефом Стиглицом в книге «Крутое пике». Теме кризиса 2008 года посвящены такие книги, как:

  • «Доктрина шока» Н. Кляйн ;
  • «Слишком большие, чтобы рухнуть» Э.Р. Соркина ;
  • «Сдвиги и шоки» М. Вулфа ;
  • «Игра на понижение» и «Бумеранг» М. Льюиса ;
  • «Конец Уолл-стрит» Р. Ловенстайна;
  • «Казино дьявола» В. Уорд .


Стала известной статья в «Роллинг стоун» о кризисе 2008, написанная журналистом Мэттом Тэйби. В статье «Большой захват» автор высказывает свое видение проблемы, связанной с критическим положением страховой корпорации «AIG» в 2008 году.

Об экономических событиях 2008-2009 годов был снят ряд фильмов про кризис 2008 года в США . Среди них:

  • «Уолл-стрит. Деньги не спят» 2010 года;
  • «Предел риска» 2011 года;
  • «Нападение на Уолл-стрит» 2013 года;
  • «Игра на понижение» 2015 года.

Подробно о причинах рецессии рассказывают в фильме «Инсайдеры». В киноленте от 2010 года о финансовом кризисе 2008 года содержатся интервью видных финансовых деятелей, а также политиков, банкиров.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Флаг Европейского союза на фоне Парфенона

Atlantico, Франция © AP Photo, Petros Giannakouris

Хотя греки и сами внесли вклад в крах своей экономики, основная вина лежит все же на Европейском Центробанке: тут и ошибки его валютной политики, и отказ включить Грецию в программу выкупа европейских активов, и угрозы перекрыть вентиль ликвидности.

С начала кризиса 2008 года Европейский Центробанк стоит в первых рядах в цепочке ответственности за уничтожение экономики Греции. Сегодня можно все так же легко прикрыться идеей о том, что греки — тунеядцы и нахлебники, однако простого анализа макроэкономики достаточно, чтобы сделать недвусмысленный вывод. Допустив с самого начала роковую ошибку, ЕЦБ продолжил наращивать давление на Грецию, причем не в последнюю очередь для того, чтобы ему не пришлось смотреть в глаза собственным просчетам.

Фаза 1: 2008 год. Роковая ошибка в еврозоне

Весна 2008 года. Мир неуклонно двигался к началу рецессии (все показатели свидетельствовали о спаде экономической деятельности с июня 2008 года), однако ЕЦБ решил дважды поднять ставку, сначала в апреле, а затем и в июне этого года. Жан-Клод Трише допустил колоссальный промах и тем самым нанес тяжелейший удар по и так уже тормозившей всеми лапами экономике еврозоны. Это стало началом обвала в еврозоне.

Три года спустя все тот же Жан-Клод Трише повторил ошибку, вновь подняв процентную ставку в апреле 2011 года. Это при том, что все центробанки других государств придерживались прямо противоположного курса. Наметившееся выздоровление европейской экономики сошло на нет, и та вновь погрузилась в цикл рецессии. В результате этих бесконечных ошибок экономика еврозоны оказалась в красной зоне после семи лет кризиса.

Для того чтобы в полной мере оценить последствия работы ЕЦБ для европейской экономики, следует обратиться к «взрослым» профи (по словам Кристин Лагард, греческий вопрос должны решать взрослые), то есть забыть о финансовых наставлениях европейцев. 24 октября 2003 года будущий глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке отдал должное Милтону Фридману и воспользовался случаем, чтобы заложить основу понимания валютной политики:

«Как мне кажется, главная рекомендация Милтона Фридмана — это призыв к политическим властям создать стабильный валютный фон в экономике. Я рассматриваю это как более громкое заявление, чем клятва Гиппократа для предотвращения масштабных катастроф».

Иначе говоря, стабильная валютная система играет важнейшую роль для предотвращения таких катаклизмов, как тот, что случился в Европе после 2008 года. Бен Бернанке продолжил свою мысль, указав на то, что может помочь оценить стабильность этой системы:

«По всей видимости, в конечном итоге мы можем проверить стабильность валютного фона с помощью макроэкономических показателей, таких как рост номинального ВВП или инфляция».

Для начала, рассмотрим стабильность инфляции. В еврозоне она скачет вверх-вниз, как американские горки.

Но главное все же не в этом. Второй указанный Беном Бернанке момент представляет самое наглядное подтверждение провальной работы ЕЦБ как экономического регулятора в кризисный период: стабильность номинального экономического роста (экономический рост по текущим ценам, в этом номинальный экономический рост отличается от реального, который не включает в себя показатели инфляции).

Существенное расхождение между двумя графиками говорит об ответственности ЕЦБ за разгоревшийся на континенте с 2008 года кризис. Дело в том, что номинальный рост находится под прямым и непосредственным контролем ЕЦБ. И этот разрыв можно представить в пунктах номинального роста: 22% с 2008 года.

Тут-то в дело вмешалась Греция. Раз еврозона погрузилась в небывалый по масштабам с 1929 года кризис, самые неустойчивые экономики среди стран-членов начали первыми расплачиваться по счетам. Как, например, Греция.

Экономика страны уничтожена. Именно так. Тут даже нет необходимости напоминать, что ЕЦБ является частью «тройки», цель которой — потребовать от греческого населения расплатиться за ошибки банка. После того как на жесткие валютные меры наложились еще и бюджетные, ВВП страны сократился на 26,27% в период с последнего квартала 2008 года по первый квартал 2015 года. В настоящий момент безработица находится на отметке в 26,6%.

После разрушения экономики страны население решило показать свое недовольство на выборах и привело к власти СИРИЗА.

Фаза 2. Помощь всем, кроме самых слабых

22 января 2015 года, с опозданием на семь лет, ЕЦБ решил принять валютные антикризисные меры и объявил план подъема экономики в триллион с лишним евро (иначе говоря, речь идет о количественном смягчении) для всей еврозоны. В частности программа подразумевает выкуп гособлигаций стран-членов. Нынешние намеки на подъем в еврозоне являются прямым следствием этого шага. Только вот к Греции он не относится.

Так, 5 марта 2015 года Марио Драги сделал такое заявление в Никосии:

«В настоящий момент ЕЦБ не может провести выкуп греческих облигаций. Как только Греция проведет выплаты по своим облигациям, а это нужно будет сделать в июле или августе, тогда мы сможем приступить к покупке греческих облигаций по новой программе приобретения активов».

Получается, самая слабая экономика, которая пережила тяжелейший удар на всем континенте, попросту не является частью программы. Если Греция хочет войти в число участников количественного смягчения, перед ней ставят такое условие: продолжить план жесткой экономии. «Неправильное» решение греческого населения на выборах повлекло за собой наказание. С этого момента страну бросают на обочине. Жесткий курс нужно продолжать, а какой-либо валютной поддержки ждать не приходится, что свидетельствует о полном отсутствии равенства в «европейском сообществе».

Фаза 3. Паника в банковской сфере

Теперь, когда Греция вплотную подходит к постановке вопроса о ее исключении из еврозоны, ЕЦБ будет дергать за последнюю оставшуюся в его руках ниточку: предоставление ликвидности греческой банковской системе. Дело в том, что раз насчет сохранения Греции в еврозоне возникают все более серьезные опасения, местное население начинает беспокоиться по поводу лежащих в банках денег. Если Греция выйдет, евро станут драхмами, и придет время извлечь сбережения и близящейся к краху банковской системы.

ЕЦБ предоставляет греческим банкам ликвидность в рамках экстренных займов. Для этого в феврале 2015 года ЕЦБ установил потолок в 60 миллиардов евро для данной программы. С тех пор предельный уровень был достигнут, и его пришлось поднять по просьбе греческих банков.

Однако 18 июня процесс встал. Бенуа Кере из руководства ЕЦБ нанесет последний удар. Вот, что пишет по этому поводу Reuters:

«Двое официальных лиц рассказали, что во время встречи глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум спросил у Бенуа Кере из руководства ЕЦБ, смогут ли греческие банки завтра открыться.

Кере ответил: «Завтра смогут. Насчет понедельника не знаю».

Угроза тут вполне очевидна и будет услышана. С тех пор каждый день открытие греческих банков зависит от доброй воли ЕЦБ. ЕЦБ может принять или отклонить просьбу местных банков о предоставлении ликвидности и тем самым держит в руках залог выживания финансовой системы. Перед лицом такой угрозы население принялось немедленно выводить наличность. Всего за неделю греческие банки лишились 5 миллиардов евро.

Теперь страна стоит на коленях. Вина Греции в том, что она не захотела умереть по-тихому. СИРИЗА и Алексис Ципрас не играют тут особой роли. Чтобы оценить масштабы греческой катастрофы, нет нужды обращаться к неомарксизму. Достаточно вспомнить о Бене Бернанке и Мартине Фридмане, которых вряд ли кто-то заподозрит в пристрастности.

Николя Гетцманн, специалист по экономике Atlantico.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: