Экономическая сущность налога на доходы физических лиц

Опубликовано: 13.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Субъекты, проживающие в России, платят множество налогов и сборов. Один из основных – это НДФЛ. И далее о том, что это за обязательный платеж, кто и когда его должен платить и в каком порядке

    НДФЛ - что это?

    Что такое НДФЛ

    НДФЛ – это налог на доходы физических лиц. В обществе еще можно встретить такое понятие как подоходный налог. Это одно и тоже. Такой налог относится к прямым сборам, его непосредственно платит налогоплательщик. Расчет производится в процентном измерении, то есть на федеральном уровне установлена шкала ставок, применяемых к доходу. Размер процента зависит от категории дохода и его размера. Хотя наиболее известная всем ставка – это 13%. Но об этом немного далее.

    Плательщики и объект налогообложения

    Плательщиком НДФЛ являются лица, которые по факту получают доход. Законодательно такие субъекты разделены на две категории:

    • субъекты, признанные налоговыми резидентами России;
    • субъекты, которые не являются налоговыми резидентами. Другими словами, нерезиденты.

    Обе категории платят НДФЛ, но только с применением разных ставок. Как правило, к нерезидентам применяются большие ставки, нежели для граждан России.

    Объектом налогообложения является доход, полученный указанными категориями плательщиков. При этом доходом по Налоговому Кодексу признается как денежная, так и материальная форма. Например, при получении дорого подарка необходимо также заплатить НДФЛ.

    Доход может быть получен с источников, которые находятся как внутри государства, так и за его пределами (правило актуально для резидентов). Если речь идет о нерезидентах, то они платят сбор только с источников доходов, расположенных на территории России.

    Какой вид дохода облагается НДФЛ:

    • от реализации имущества;
    • от сдачи активов в аренду;
    • различного рода выигрыши;
    • другие виды дохода, полученные от источников, находящихся за пределами государствами. Например, дивиденды от акций, принадлежащих иностранной компании;
    • иные виды дохода. Например, заработная плата, вознаграждение и т.д.

    ВАЖНО: налог от реализации имущества уплачивается только в том случае, если оно находилось в собственности менее 3-х лет. Если недвижимость и другие активы пребывали в собственности более указанного срока, то субъект освобождается от НДФЛ.

    Кто такой резидент и зачем это знать

    Возникает вполне логичный вопрос: кто признается резидентом, а кто нет? Согласно законодательства резидент – это субъект, который проживает на территории государства более 183 дней в году. При этом не важно, является ли такой субъект гражданином России или нет. Например, физическое лицо с российским гражданством, но проживающее вне России, будет признано как нерезидент.

    Преимущество резидентства в том, что государство для таких лиц разработало перечень налоговых вычетов, уменьшающих базу для расчета НДФЛ. Это социальные, имущественные и другие виды вычетов.

    ВАЖНО: категория субъекта (резидент или нерезидент) влияет на перечень доходов, к которым будет применим НДФЛ.

    Порядок расчета налога

    Для того, чтобы самостоятельно рассчитать НДФЛ, нужно знать два параметра:

    • налогооблагаемую базу;
    • ставку налога.

    Первый показатель – это фактически тот размер дохода, который получил резидент или не резидент.

    Ставка – это фиксированная величина, прописанная в НК. Она может быть от 9 до 35%.

    Определив два показателя, следует перемножить их и разделить на 100.

    Это выглядит примерно так: доход (рубли)*ставка (%)/100.

    Теперь остается определиться с размерами ставок. Большинство ситуаций, которые случаются с резидентами, предполагают использование базовой величины в 13%. Например, при зарплате в 10 000 рублей удержание по НДФЛ составит именно 1300 рублей.

    Ставка в 9% используется:

    • дивиденды, которые были выплачены акционерам до начала 2015;
    • процентные платежи по облигациям с ипотечным покрытием (главное условия – такие облигации выпущены до начала 2007).

    Ставка в 13% используется:

    • заработная плата и другие выплаты по трудовому договору;
    • выплаты по гражданско-правовым отношениям;
    • дивиденды (полученные после 1 января 2015 года);
    • доход от реализации имущества, сдачи его в аренду.

    По ставке 15% облагается лишь единый вид дохода – дивидендные платежи, которые получены нерезидентами Росси от отечественных компаний.

    Все доходы нерезидентов, кроме тех, что облагаются по 13%, подлежат налогообложению под 30%.

    35% применяется на такие виды дохода:

    • все виды призовых выплат, которые были проведены в рамках рекламы;
    • процентная экономия при оформлении займов;
    • доход на процентных платежах от вкладов, которые превышают установленные размеры.

    Исходя из указанных значений, можно сделать вывод: среднестатистический житель России в большинстве случаев должен заплатить НДФЛ по ставке 13%. Исключение – это полученные выигрыши, когда придется до 35% от полученного подарка или денежной суммы отдать государству.

    Доходы, не облагаемые НДФЛ

    Не все доходы облагаются НДФЛ. Это важно знать. В НК утвержден полный перечень случаев, когда сбор не удерживается:

    • доход, который получен правопреемником на основании права наследия;
    • доходы по договору дарения в случаях, которые предусмотрены законодательством. К этим случаям относится дарение от близкого члена семьи: супруги, дети, родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, усыновители. Если же по дарственной передан в дар некий объект, денежная сумма, не от близкого члена семья, одаренный обязан также заплатить НДФЛ;
    • доходы, которые получены от реализации имущества, находящегося в собственности более трех лет.

    Кто платит налог за Вас

    По Налоговому Кодексу существует такая категория как налоговый агент. Это физическое или юридическое лицо, на которого законодательно возложена функция по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет. Наиболее популярный представитель налогового агента – это работодатель. Он обязан со всех своих официально оформленных работников удерживать подоходный налог с заработной платы и других начислений.

    Например, компания начисляет своему сотруднику зарплату в размере 20 000 рублей. Из них 13% будет удержано. Это 20000*0,13 = 2600 рублей. Компания указанные 2600 и перечислит в бюджет.

    Важно: расчет произведен без применения налоговых вычетов, которые также могут уменьшить налогооблагаемую базу даже при расчете НДФЛ из зарплаты.

    Также налоговыми агентами часто выступают организации, которые проводят розыгрыши ценных призов. На них возложена обязанность взыскать с субъекта подоходный налог и перечислить его в бюджет. Особенно данный вопрос контролируется ФНС при денежных призах.

    Кто и когда обязан уплачивать НДФЛ самостоятельно

    Когда речь идет о работнике, то за него сбор уплачивает работодатель. Но есть ситуации, которые обязывают субъекта самостоятельно рассчитывать и уплачивать подоходный налог. При нарушениях платежной дисциплины к физическому лицу применяется административная ответственность.

    Когда необходимо самостоятельно оплачивать НДФЛ:

    • сдача имущества в аренду другим лицам. При этом для резидентов не имеет принципиальной разницы, где находится такое имущество – в России или за ее пределами;
    • реализации недвижимости и других объектов, если они пребывали в собственности менее 3-х лет;
    • получение гражданами различного рода подарков от лиц, которые не признаны близкими родственниками. Правда, главное условие – это официальный характер одаривания;
    • вознаграждение от других лиц. Как вариант, выплата денежного возмещение педагогу - репетитору. Правда, нужно документальное подтверждение того, что учитель получил деньги;
    • выигрыш, полученный в результате лотереи, розыгрыша и т.д.;
    • роялти от авторских прав и других объектов интеллектуальной собственности;
    • процентные платежи по вкладам, но при условии, что такой доход превысил учетную ставку Центробанка+5% (если депозит в рублях) или +9%, если средства хранятся в иностранной валюте.

    Также не стоит забывать, что все лица, которые осуществляют частную практику, обязаны также платить указанный сбор. То есть частные юристы, адвокаты, нотариусы в обязательном порядке самостоятельно проводят расчет и платят НДФЛ. Такая же обязанность возлагается и на индивидуальных предпринимателей, которые платят и за себя, а также за наемных работников.

    Как заплатить налог самому

    Главное, что нужно уяснить: обязанность по расчету и уплате возлагается на плательщика, который получил прибыль. Поэтому, если даже налоговая инспекция не направит уведомления с суммой к уплате, субъект должен самостоятельно рассчитать и уплатить деньги.

    Процесс этот можно разделить на два этапа:

    • подача декларации по НДФЛ. Этот пункт относится к тем лицам, которые не получили от ФНС никаких уведомлений. Они обязаны до 30 апреля года, следующего за тем, в котором была совершена операция, подать декларацию в ФНС. Например, если квартира была продана в 2019 году, то декларация подается до 30 апреля 2020 года.

    ВАЖНО: если 30 апреля – праздничный или выходной день, то предельный срок оплаты переносится на следующий первый рабочий день.

    • уплата налога, рассчитанного в декларации. Заплатить по своим долгам человек должен до 15 июля следующего года.

    Разница между сроком подачи декларации и уплаты создана целенаправленно. Сотрудники ФНС смогут провести камеральную проверку документов и в случае чего сообщить плательщику о допущенной ошибке.

    Как рассчитывается налог

    Формула была уже представлена в статье ранее. Принцип простой: размер дохода умножается на ставку.

    Важно: облагается налогом фактически не доход, а прибыль плательщика. Поэтому, если человек может доказать понесенные ранее расходы, то он это делает. В ином случае он может использовать различные налоговые вычеты. Они уменьшают базу налогообложения, соответственно, и сам НДФЛ.

    Пример: автовладелец продает машину за 1 миллион рублей. Он ею владел 1 год. Какую сумму он должен заплатить?

    Здесь есть два варианта расчета:

    • если владелец имеет документы, подтверждающие приобретение автомобиля. Например, договор купли-продажи, в котором указано, что машина приобреталась за 500 000 рублей;
    • если никаких документов нет.
    1. Фактическая прибыль от сделки составляет 1000000-500000 = 500 000 рублей – это база для расчета.
    2. НДФЛ составит 500 000 * 13/100 = 65000 рублей.
    1. Доход составляет 1000000 рублей, но НК предоставляет возможность гражданину использовать вычет – максимально 250 000 рублей. Следовательно, база будет равна 1000000-250000 = 750 000 рублей.
    2. НДФЛ = 750000*13/10 = 97500 рублей.

    Вывод: первый вариант выгоднее, чем второй. Поэтому всегда нужно хранить бумаги, подтверждающие затраты на приобретение ценностей.

    Уплата налога и предоставление отчетности

    Декларация подается по форме 3-НДФЛ. Субъект самостоятельно проводит расчет и подает ее в ФНС любым удобным способом (способы будут рассмотрены далее). Предельный срок подачи – 30 апреля года, следующего за отчетным.

    После подачи декларации предоставляется еще 2,5 месяцев на оплату обязательства. Предельный срок погашения задолженности – до 15 июля. Также есть несколько вариантов оплаты.

    Декларация по НДФЛ

    Существует лишь единый формат декларации по НДФЛ – это 3-НДФЛ. Некоторые граждане слышали о другой форме – 2-НДФЛ. Но это не тот документ. Все, кто получил доход, подлежащий самостоятельной оплате, обязаны подавать только указанную отчетную форму.

    Срок уплаты НДФЛ

    Если в процессе уплаты задействован налоговый агент, то тогда сроком оплаты считается день, следующий за днем выплаты. Например, если зарплату выплачено 5 августа, то уже 6 августа работодатель должен перечислить налог в бюджет.

    Если на человека возложена обязанность самостоятельно оплачивать платеж, то тогда срок – до 15 июля года, следующего за годом, в котором получен доход.

    ИНТЕРЕСНО: сейчас каждый гражданин РФ получил возможность уплачивать налоги, штрафы и другие сборы и за себя, и за своих родственников. При этом оплата может производиться с одной карты.

    Оплатить НДФЛ самостоятельно можно несколькими способами:

    1. Через официальный сайт ФНС. Для этого нужно иметь личный кабинет на сайте.
    2. Через портал «Госуслуги». Аналогично – необходим авторизированный профиль.
    3. В любом банке, используя мобильное приложение, интернет банкинг или просто придя в отделение. Главное – это иметь платежное поручение на платеж, поскольку в нем указываются необходимые реквизиты конкретной ФНС. Сформировать платежный документ можно также на сайте ФНС или портале «Госуслуги».

    Куда уходит НДФЛ

    Все налоги поступают в бюджет. Разница только в том, в бюджет какого уровня. Все налоги физических и юридических лиц формируют сначала бюджет субъектов Российской Федерации, а потом уже общий федеральный бюджет.

    В отношении НДФЛ пропорция где-то такова: 85% всех отчислений поступают в региональный бюджет субъекта РФ, а оставшаяся часть уже распределяется между местными бюджетами. Это ориентировочное распределение. Каждый год такая пропорция может корректироваться, но не существенно.

    Налоговые вычеты

    Налоговый вычет – это некая фиксированная скидка от государства для своих граждан. Ее размер и возможность применения зависят от конкретной ситуации. В целом алгоритм использования прост:

    НФДЛ = (Доход – Величина вычета)*13%/100.

    Помимо этого, вычет позволяет налогоплательщику при определенных обстоятельствах, когда понесены расходы, вернуть какую-то их часть.

    Существуют такие виды вычетов:

    • стандартные;
    • социальные;
    • инвестиционные;
    • имущественные;
    • профессиональные;
    • вычеты по операциям с ЦБ.

    Порядок получения налогового вычета

    Для того, чтобы применить вычет во время уплаты НДФЛ, достаточно его указать в самой декларации. В некоторых случаях могут потребоваться бумаги, подтверждающие право на его применение.

    Если речь идет о вычетах, которые компенсируются из бюджета, то там немного другой алгоритм. Субъект фактически собирает документы, подтверждающие его расходы, например, на медицинское обслуживание, заполняет ту же декларацию 3-НДФЛ и подает в ФНС. Налоговая проверяет бумаги и перечисляет полагающееся возмещение на банковский счет.

    Что будет, если не платить НДФЛ

    А что будет, если не платить? Именно такой вопрос интересует многих граждан. Существует несколько вариантов развития событий:

    • сначала доначисляют штраф и пеню. Помним, что пеня начисляется за каждый день просрочки и зависит от ключевой ставки Центробанка – 1/300 от ключевой ставка за день. Штраф составит до 40% от суммы долга. При этом штрафуют не только за неуплату, но даже за неподачу декларации;
    • потом представители ФНС обратятся в суд и привлекут в работу судебных приставов. Тогда могут применятся и арест имущества, и блокировка счетов, и запрет на выезд за границу.

    В исключительных случаях может наступать не административная, а уголовная ответственность. Правда она возникает лишь в том случае, если общая задолженность по налогам за три года составит 900 тыс. руб. или 2,7 миллионов за весь период.

    Что такое справка 2-НДФЛ

    Справка 2-НДФЛ – это документ, в котором также есть информация о рассматриваемом налоге. Но это бумага, которая формируется работодателем и представляет сведения о фактически начисленном и полученном доходе физического лица за конкретный промежуток времени.

    Документ может понадобиться в различных ситуациях:

    • при оформлении социальных пособий;
    • при оформлении визы, выезде за границу;
    • при получении кредита;
    • при получении налогового вычета.

    ВАЖНО: 2-НДФЛ и 3-НДФЛ абсолютно разные документы.

    Декларация 3-НДФЛ — сроки и порядок уплаты налога

    Срок подачи декларации до 30 апреля следующего года.

    Какая информация указывается в 3-НДФЛ:

    • личные данные;
    • вид дохода и его размер, который был получен в прошлом году;
    • вид и размер налогового вычета, если такой полагается;
    • расчет самого НДФЛ.

    Подавать декларацию можно как в бумажном виде, непосредственно посетив отделение ФНС или направив ее по почте, а также через личный кабинет ФНС, на электронную почту. Но если субъект применяет в расчете налоговый вычет, то дополнительно он обязан предоставить документы, подтверждающие такое право. Такие документы требуются не всегда, поскольку сотрудники ФНС имеют доступ к различным базам, но по требованию гражданин должен их донести (если не подавал их ксерокс при первичном обращении).

    Электронные сервисы

    Наиболее популярными сервисами по расчету и уплате НФДЛ являются:

    • кабинет налогоплательщика на официальном сайте «ФНС»;
    • портал «Госуслуги».

    Здесь можно не только скачать форму декларации, узнать свои задолженности по налогам, но также даже уплатить самостоятельно рассчитанное обязательство по НДФЛ.

    Таким образом, НДФЛ – это обязательный налог с доходов физических лиц, который платят все лица, получившие доход как на территории России, так и за ее пределами. Ставки ранжируются для населения, хотя наиболее популярный размер – 13%. За скрытие доходов и неуплату сбора грозит административная и даже уголовная ответственность.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика НДФЛ


    Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

    Историческая справка

    У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

    Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

    В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

    До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

    В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

    В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

    Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

    Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

    В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

    В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

    В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

    С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

    В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

    Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

    Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

    В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

    Наше время

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

    При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

    Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

    Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

    Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

    В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

    Ставки

    Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

    Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

    Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

    • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
    • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

    Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

    Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

    Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

    • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
    • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

    Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

    Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

    Налоговые вычеты

    Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

    С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

    В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

    Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

    ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

    Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми.

    Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

    Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

    Налоги подразделяются на несколько видов.

    Прямые и косвенные

    Налоги делятся на прямые, т.е. те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства, и косвенные, т.е. налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные.

    К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

    Аккордные и подоходные

    Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

    Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

    Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[1]. (См. Прогрессивное налогообложение).
    • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента ставка падает и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.
    • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной.
    • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
    • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

    В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    Ø Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и. д.

    Ø Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    Ø Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Ø Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    В современном государстве налоги играют наиважнейшую роль в функционировании и благополучии страны, региона и соответственно каждого города. В сложное для нашей страны время налоги являются одними из главных рычагов в улучшении экономической, политической стабильности.

    Стабильность правоотношений, государственная гарантия свободы, благополучие и экономическая надежность в развитии страны во многом зависят от экономической сущности и функции налогов. Надо сказать, что неправильный подход к этому вопросу, как правило, приводит к инфляции, кризису, падению экономики, безработицы.

    В основе любой стабильности лежит соблюдение принципов законодательства (в том числе и налогового законодательства), при этом суммы денежных средств, изымаемых законно в пользу государства, не должны достигать той отметки, при которой ухудшалось бы материальное положение налогоплательщика и нарушались его права и принципы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации. С другой стороны, суммы изъятий должно хватать для реализации основных задач и функций государства.

    Таким образом, нарушение баланса между налогоплательщиком и государством может создать экономическую и социальную напряженность в стране.

    В результате появляются:

    • высокий уровень налоговых правонарушений,
    • уменьшение процента собираемости налога,
    • экономическая нестабильность и хаотичность в налоговых отношениях.

    Для пресечения таких негативных последствий государство должно действовать по принципу сочетания как своих интересов, так и интересов населения в лице налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций).

    Проанализировав основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг., можно сделать выводы, что в среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость государства[2].

    Существующая система налогообложения выполняет свои главные функции: фискальную, контрольную, поощрительную, регулирующую и распределительную (социальную)[3].

    В кризисный период, особое значение имеет распределительная (социальная) функция. Резкое расслоение общества по уровню дохода – угроза стабильности, тревожный сигнал для государства. Благодаря перераспределению общественного продукта между различными категориями населения, в целях снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе можно предложить несколько внедрений в налоговую систему:

    • табачные изделия,
    • повышение налогового бремени на богатые слои населения,
    • повышение ставок на товары, вредные для здоровья, такие, как алкоголь, и использование льгот по налогам для малоимущих слоев населения.

    В современном обществе налоги должны представлять собой инструмент органов публичной власти, направленный на нивелирование социальных противоречий между высоко- и низкодоходными категориями населения и на уменьшение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.

    Использование налогов является одним из экономических методов управления и самое главное - обеспечением взаимосвязи государственных интересов с интересами связанных на коммерческой основе индивидуальных предпринимателей и организаций. Государство должно пытаться минимизировать налоговое бремя налогоплательщиков.

    Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней.

    Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности. Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана.

    Для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)[4].

    То, как осуществляется налогообложение субъектов малого бизнеса, имеет огромное значение для развития экономики государства: ведь высокие налоги и сложные схемы снижают привлекательность предпринимательства, вынуждают небольшие фирмы уходить «в тень», а некоторые вообще прекратить деятельность. Главная же задача эффективного налогообложения - не допустить этого, а, наоборот, стимулировать развитие малого бизнеса.

    Деятельность мелких фирм и частных предпринимателей регулируется ФЗ «О развитии малого предпринимательства. » № 209 от 24.07.2007 (посл. изм. от 29.12.15).

    В соответствии с этим нормативным актом к сегменту малого бизнеса относятся юридические лица и предприниматели, которые отвечают следующим критериям:

    • доля других обществ в их учредительном капитале не превышает 25%;
    • среднегодовая численность работников в штате предприятия не больше 100 человек включительно;
    • годовой размер выручки не должен превышать 800 млн руб. (в соответствии с недавним постановлением Правительства РФ от 13.07.15 г.).
    • Налоги для малого бизнеса должны стимулировать развитие этого сегмента экономики с тем, чтобы:
    • активизировать развитие инновационных видов деятельности;
    • повысить привлекательность занятия бизнесом среди населения, чтобы в итоге снизить уровень безработицы;
    • обеспечить рост квалификации работников, занятых в сегменте малого предпринимательства;
    • способствовать притоку зарубежных и отечественных инвестиций в сегмент малого бизнеса;
    • повысить уровень конкуренции на рынке, а значит, стимулировать рост качества предоставляемых услуг и реализуемой продукции.

    Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу разработаны на законодательном уровне, так как это является необходимым для четкого определения малых предприятий при оказании государственной поддержки развития малого бизнеса, а также это нужно для применения налогообложения малого бизнеса.

    С 2016 г. с целью снижения налоговой нагрузки местные органы власти получили право уменьшать ставку налога в зависимости от частного предпринимателя и вида его бизнеса.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента появления государства, ибо развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Каждый из нас знает, что в современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Налоговая система также является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

    Таким образом, из всего вышесказанного следует, что система налогообложения должна быть переориентирована на приоритет интересов развития экономики нашей страны, с дополнением мер по организационно-методическому совершенствованию функционирования самих налоговых органов. Всё это будет способствовать повышению эффективности налогового регулирования, созданию необходимых предпосылок для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. В обществе должна быть создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании того, что существование налоговой системы и установленные государством правила взимания конкретных налогов — экономическая необходимость. Бесспорно, без всего этого экономический подъем России просто невозможен.

    Но при этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство — не то, которое имеет много доходов, а то, которое дает возможность иметь много доходов обществу».

    [1] Налоговая политика государства: Учебник и практикум для академи­ческого бакалавриата / Под ред. Н. И. Малис. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 61.

    [2] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. URL: http://minfin.ru/

    [3] Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник / Под общей ред. В.Ф. Тарасовой. 3-е изд. 2016. С. 14-16.

    Экономическая сущность 3

    Законодательная база 3

    Объекты налогообложения 4

    Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (cтатья 217 НК РФ) 7

    Налоговая база (статья 210 НК РФ) 11

    Особенности определения налоговой базы 11

    Налоговая база при получении доходов в натуральной форме (cтатья 211 НК РФ) 11

    Налоговая база при получении доходов в виде материальной выгоды (cтатья 212 НК РФ) 12

    Налоговая база по договорам страхования (cтатья 213 НК РФ). 13

    Особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации (cтатья 214 НК РФ) 14

    Налоговая база при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках (статья 214.2 НК РФ) 14

    Налоговая база по операциям займа ценными бумагами (статья 214.4 НК РФ) 15

    Налоговые ставки (статья 224 НК РФ) 16

    Порядок исчисления налога 17

    Налоговые вычеты 17

    Стандартные налоговые вычеты (статья 218) 17

    Социальные налоговые вычеты (статья 219) 22

    Имущественные налоговые вычеты (статья 220) 23

    Профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ (cтатья 221 НК РФ) 24

    Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок (cтатья 220.1 НК РФ) 25

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

    Преимуществами НДФЛ являются:

    • соотношение суммы налога не с усреднённым, а с конкретным доходом налогоплательщика (т.е. этот налог относится к группе личных налогов);
    • основной способ взимания этого налога – у источника выплаты – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет;
    • налог в наибольшей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности.

    Налог в размере 100% поступлений зачисляется в консолидированные бюджеты РФ, в структуре налоговых доходов консолидированного он занимает третье место (после НДС и налога на прибыль организаций) с долей чуть более 15%.

    Основным нормативным документом, определяющим налогоплательщиков, налоговую базу, ставки налога и порядок его выплаты, а также льготы по налогу является Налоговый кодекс Российской Федерации (в дальнейшем НК).

    НК Российской Федерации состоит из 2-х частей — общей и специальной.

    Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федеральными законами от 31.07.98 № 146-ФЗ и № 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 09.07.99 № 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 года и дает определения, касающиеся таким понятиям, как, например: "налоги", "сборы", "налоговая база", "налоговый агент", "налогоплательщик", "налоговые ставки", "налоговые органы", "налоговый контроль", "налоговые декларации", "налоговые правонарушения" и др., а также устанавливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и ее меры, обжалования действий налоговых органов.

    Часть вторая (специальная) НК РФ принята Федеральным законом от 05.08.2000 №117-ФЗ ("Российская газета" от 10.08.2000).

    Глава 23 НК РФ называется "Налог на доходы физических лиц" (ст. 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц.

    Согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками являются:

    1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,
    2. Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

    Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

    Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

    Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

    1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

    2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

    К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

    • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
    • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
    • доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
    • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
    • доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской или иностранной организации;
    • вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
    • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
    • доходы, полученные от использования любых транспортных средств в связи с перевозками в РФ или из РФ, или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки);
    • доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
    • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц
    • иные доходы, получаемые в результате осуществления им деятельности в РФ.

    Не относятся к доходам, полученным от источников в РФ, доходы, полученные в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ и ввозом товара на территорию РФ.

    К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

    • дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;
    • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;
    • доходы от использования за пределами РФ авторских или иных смежных прав;
    • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;
    • доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ; ценных бумаг, долей участия в уставных капиталах иностранных организаций, прав требования к иностранной организации;
    • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ.
    • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством иностранных государств;
    • доходы, полученные от использования любых транспортных средств, также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки);
    • иные доходы, получаемые в результате осуществления деятельности за пределами РФ.

    Доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками, за исключением доходов, полученных в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

    Некоторые виды доходов, освобождающиеся от налогообложения:

    1. Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, иные выплаты и компенсации.
    2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, назначаемые и выплачиваемые в установленном законодательством порядке.
    3. Все виды компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с:
    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях (в ред. от 25.11.2009);
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
    • гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
    1. Вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
    1. Алименты, получаемые налогоплательщиками;
    2. Суммы, получаемые в виде грантов (безвозмездной помощи);
    3. Суммы, получаемые в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;
    4. Суммы единовременных выплат (в т.ч. в виде материальной помощи), осуществляемых:
    • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством
    • работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, в виде благотворительной помощи, оказываемой российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями)
    • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми органами государственной власти
    • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ
    • работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;
    • вознаграждения, выплачиваемые за счет бюджетных средств физическим лицам за оказание ими содействия органам власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты, а также содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

    Читайте также: