Непредставление налоговому органу сведений необходимых для осуществления налогового контроля коап

Опубликовано: 03.05.2024

Ст 15.6 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к статье 15.6. КоАП РФ:

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля.

2. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Полномочия таможенных органов в части взимания налогов по-прежнему регулируются НК РФ (ст. 34). В отношении представления сведений в таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов данная статья не применяется.

3. Объективная сторона правонарушения по комментируемой статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Налоговым кодексом РФ установлены обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговый орган следующих документов и (или) сведений (кроме сведений об открытии и закрытии счетов и налоговой декларации, ответственность за непредставление которых установлена ст. ст. 15.4 и 15.5 КоАП РФ): документов, конкретно указанных в НК РФ, необходимых для исчисления и уплаты налогов в случаях, прямо предусмотренных НК РФ; сведений обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; сведений обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ и об изменении таких сведений и прекращении деятельности через обособленные подразделения (ч. 2 ст. 23 НК РФ); о ликвидации или реорганизации; копий заявлений налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), поданных уполномоченному органу; копии решения уполномоченного органа о временном приостановлении уплаты суммы задолженности; копии договора об инвестиционном налоговом кредите; необходимых для налоговой проверки документов в виде заверенных должным образом копий по перечню, указанному в требовании налогового органа (должностного лица налогового органа), выставленном в ходе выездной налоговой проверки, а в случаях, специально предусмотренных в ст. 88 НК РФ, - в ходе камеральной налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 данной статьи. Неисполнение незаконных требований налоговых органов, а также требований налоговых органов о представлении сведений (документов и информации), необходимых для иных видов государственного контроля, осуществление которого возлагается на налоговые органы, например, контроля за ведением бухгалтерского учета и представлением достоверной и полной бухгалтерской отчетности в установленный срок, не образует объективную сторону состава административных правонарушений и не влечет административную ответственность по комментируемой статье.

Объективную сторону правонарушения по настоящей статье образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 комментируемой статьи, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ. Например, обязанность по представлению документов и информации в рамках встречной проверки при проведении налоговой проверки налогоплательщика, которая возложена на контрагентов налогоплательщика и иных лиц, обязанность по представлению информации о конкретной сделке с участием налогоплательщика, которая может быть истребована не в рамках налоговой проверки у других участников сделки и иных лиц, располагающих информацией о сделке (ст. 93.1 НК РФ); обязанность банков по представлению налоговым органам справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), которая должна быть исполнена в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в ходе налоговой проверки, а также при вынесении решения о взыскании налогов, пени, штрафов либо приостановлении или отмены приостановления операций по счетам (ч. 2 ст. 86 НК РФ).

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется неисполнением обязанностей должностных лиц уполномоченных органов по своевременному и полному представлению в налоговые органы достоверной информации, необходимой для постановки на учет физических лиц и организаций с целью налогового контроля, в случаях, в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 85 НК РФ.

5. Субъектом правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи является главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.6 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При квалификации действий лица по данной статье необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 указанного Закона, согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Нарушение третьими лицами, которые ведут бухгалтерский учет в организации на основании гражданско-правового договора, не освобождает руководителя организации от административной ответственности по данной статье.

6. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи выступают нотариусы и должностные лица органов, в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с НК РФ сообщать такие сведения в налоговый орган для целей полного учета налогоплательщиков.

7. Субъективная сторона наказуемых действий (бездействия), предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины в форме как умысла, так и неосторожности.

8. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, а по ч. 1 данной статьи - также должностные лица таможенных органов (п. п. 5 и 12 ч. 2 ст. 28.3).

За данное правонарушение предусмотрена ответственность.

Состав сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

В ходе мероприятий по осуществлению налогового контроля важна возможность изучения документации, относящейся к предмету проводимых проверок. Далеко не каждый налогоплательщик заинтересован выполнять запросы проверяющего.

Чтобы стимулировать субъектов исполнять свои обязанности, законодатель предусмотрел ст. 126 НК. Она предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений необходимых для осуществления налогового контроля.

Ответ на этот вопрос частично содержится в письме, которое Минфин адресовал ФНС. В этом документе приведен следующий перечень:

  • если проверка осуществляется в отношении организации, то должностное лицо вправе истребовать бухгалтерские балансы, отчеты с данными о прибылях и убытках. Кроме того, запросы могут касаться аудиторского заключения и пояснительных записок. Последние документы требуются, если на налогоплательщика возложена обязанность проведения соответствующих мероприятий;
  • если проверка осуществляется в отношении некоммерческих субъектов, которые не ведут бизнес, то им также нужно будет представить бухгалтерский баланс вместе с отчетом о прибылях и убытках. Помимо этих документов, запрос может касаться отчетности, подтверждающий использование средств в соответствии с их целевым назначением;
  • проверка в отношении государственных и муниципальных предприятий может потребовать предъявления документов, относящихся к их бухгалтерской отчетности.

Если речь идет о контролируемых иностранных компаниях, то необходимо представлять финансовую отчетность, а также данные проеденного аудита, если это предусматривается местным законом.

В отношении каких лиц может быть применена ответственность

Перечень возможных нарушителей весьма широк. Ответственность может наступить в отношении любого физического лица, чей возраст составляет от 16-ти лет. Также может быть привлечена любая организация, включая некоммерческие структуры.

Ч. 1.1. ст. 126 НК ограничивает круг субъектов. Ответственность может нести только контролирующее лицо. Его статус предусмотрен ч. 3 ст. 25.13 НК. Им может обладать как организация, так и физическое лицо. Указанные нормы предполагают следующие варианты отнесения:

  • владение долей в иностранной компании, которая составляет не менее ¼;
  • если владение осуществляется гражданином, наряду с супругом и несовершеннолетними детьми. При этом их общая доля составляет более половины, а доля, принадлежащая этому физическому лицу, превышает 10 процентов;
  • налоговый орган может признать в качестве такового лицо, фактически осуществляющее контроль в отношении компании. При этом, его действия должны быть направлены на реализацию собственных или семейных интересов (супруга и несовершеннолетних детей).

Другим специальным субъектом выступает налоговый агент. Его ответственность предусмотрена в ч. 1.2. ст. 126 НК.

Ч.2 указанной статьи устанавливает наказание всех лиц, которые не представили необходимые данные о контрагенте. Речь идет о случаях, когда проверяются данные по тем или иным сделкам. Ответственность предусмотрена в отношении юридических лиц, ИП, а также физических лиц, не обладающих указанным статусом.

Условия для привлечения к ответственности

Налоговый орган должен соблюсти формальные основания при истребовании документации. Речь идет о составлении запроса по специальной форме. Документы в нем должны указываться попозиционно, с наименованием и количеством. Это правило вытекает из характера ответственности, зависящий от числа непредставленных источников информации.

В свою очередь, адресат запроса должен иметь эти бумаги на руках и обладать реальной возможностью представить их по требованию налоговиков.

Обязательным условием применения ст. 126 НК является пропуск срока, предоставленного для передачи документации.

Он должен содержаться в требовании. Если речь идет об отказе ответить на запрос, то он должен быть совершен в письменной форме, иначе в деле будет отсутствовать базовое доказательство.

Другим условием является обязательная относимость истребуемых данных к вопросам, которые связаны с процедурой исчисления и внесения в бюджет обязательных платежей.

Запрос с иным содержимым является незаконным.

Формы вины

Законодатель не ставит в зависимость ответственность от формы вины. Последняя возможна как в виде умысла, так и неосторожности.

Об умысле однозначно свидетельствует отказ представить данные по запросу. Если речь идет о неисполнении или пропуске срока исполнения требования, то вины может предусматривать обе формы.

Несмотря на то, что мера наказания едина для всех случаев, неосторожное нарушение может вступать в качестве смягчающего обстоятельства и сокращать размер взыскания.

Ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Законодатель использует различный подход к назначению наказания, в зависимости от субъекта этого правонарушения.

Непредставление налоговому органу сведений необходимых для осуществления налогового контроля в отношении самого плательщика предусматривает штрафные санкции, составляющие 200 рублей за каждый непредставленный документ. Именно по этой причине в требовании необходимо указывать весь состав необходимых налоговому органу бумаг.

Если речь идет о наложении взыскания на контролирующее лицо, то штраф составит 100 тыс. рублей.

Если срок представления документации не соблюдается налоговым агентом, то размер наказания будет зависеть от продолжительности нарушения. За каждый полный и неполный месяц штраф составляет 1 тыс. рублей.

В ситуациях, когда запрос касается сведений о 3-м лице, наказание отличается, в зависимости от статуса привлекаемого субъекта. Если речь идет об организации или ИП, штраф составит 10 тыс. рублей. В ситуации, когда виновником является физическое лицо, не обладающее статусом ИП, размер взыскания снижен до 1 тыс. рублей.

При рассмотрении дела, вопрос о применении наказания решается путем установления ряда обстоятельств. К ним относятся основания для освобождения от ответственности, а также для смягчения или усиления ответственности.

Как известно, к административной ответственности привлекаются как физические, так и юридические лица. Налоговые органы наделены правом привлекать к административной ответственности налогоплательщиков как по Налоговому кодексу, так и по КоАП.

Причем у налогоплательщиков-организаций к административной ответственности налоговые органы могут привлекать как саму организацию в качестве юридического лица, так и ее должностных лиц - руководителя организации и других ответственных работники, т.е. физических лиц.

Более того, штраф на организацию вовсе не исключает одновременного наложения административного взыскания на должностных лиц этой организации и наоборот.

Штрафы от налоговой на нарушения налогового законодательства

За нарушения налогового законодательства штрафы применяются налоговым органом в отношение налогоплательщика/налогового агента/страхователя, в роли которых могут выступать как организации, так и физлица-ИП и физлица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Но если за нарушение налогового законодательства привлекается организация, то штраф назначается именно на саму организацию, а не на ее должностных лиц.

    Основанием для привлечения к ответственности в этом случае служат следующие статьи Налогового кодекса РФ, многим из нас они, кстати, хорошо известны:
  • статья 119 НК РФ - непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам);
  • статья 119.1 НК РФ - нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
  • статья 120 НК РФ - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов);
  • статья 122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов);
  • статья 123 НК РФ - невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • статья 126 НК РФ - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • статья 126.1 НК РФ - представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • статья 129.1 НК РФ - неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Штрафы от налоговой по КоАП

По статьям КоАП РФ возможно назначение штрафных санкций одновременно как на организацию, так и на ее должностных лиц.

    Кстати, налоговая служба "администрирует" больше десятка статей КоАП, но мы перечислим здесь наиболее "ходовые" статьи, которые могут иметь отношение ко всем субъектам малого и микробизнеса:
  • статья 13.25 КоАП РФ - нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах
  • статья 14.5 КоАП РФ - продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
  • статья 15.11 КоАП РФ - грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • статья 15.23.1 КоАП РФ - нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов
  • статья 19.5 КоАП РФ - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

Последняя из перечисленных статей вообще может иметь "универсальное" применение ко многим случаям.

ФНС России направила в свои территориальные органы письмо от 06.09.2018 № ЕД-18-15/652@, в котором разъясняет и напоминает порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового и административного законодательства, в том числе за какие правонарушения следует наказать не только саму организацию-нарушителя, но и ее должностных лиц.

Самые классные гулянки начинаются со слов:
"Да ну, ты что, мне завтра на работу. "

❤ Love

И ведь таки уехал в лос анжелес!

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к ст. 15.6 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК.

2. Согласно ст. 84 НК об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента такого изменения.

Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.

В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Непредставление налогоплательщиком указанных документов и (или) сведений в установленный срок либо представление таких сведений в неполном или в искаженном виде квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи.

3. В соответствии со ст. 85 НК органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.

Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия.

В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения.

4. По смыслу комментируемой статьи следует различать статус налогоплательщиков и должностных лиц, применительно к которым НК установлены обязанности перед налоговым органом.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является должностное лицо органа исполнительной власти, иное должностное лицо, в отношении которых НК установлены обязанности по представлению налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Непредставление должностным лицом указанных сведений в установленный срок либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.

5. Согласно ст. 93 НК должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или в случае непредставления их в установленный срок должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК.

6. Статус должностного лица - субъекта административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, определен примечанием к ст. 15.3 КоАП.

7. О корреляции мер юридической ответственности, установленных комментируемой статьей и НК, см. п. 7 комментария к ст. 15.3.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. подп. А п. 5 комментария к ст. 14.25).

Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к ст. 15.6 КоАП

1. Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, которые предусмотрены НК РФ.

Следует отметить, что ст. 31 НК РФ в предыдущей редакции не давала полного представления о правовых основаниях истребования документов, наделяя налоговые органы правом требовать у налогоплательщика или налогового агента "документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов". Что ставило налогоплательщика в крайне неудобное положение, по сути, ущемляла его права. Данная норма не в полной мере корреспондировала с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, возлагающим на налогоплательщика обязанность "представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Фактически НК РФ наделял налоговые органы правом истребовать в ходе налоговых проверок неограниченное количество любых документов. При этом следует отметить, что налоговые инспекции активно пользовались данным полномочием.

Государственный орган, имея безусловное право требовать от налогоплательщика представления документов, должно реализовывать это право исключительно в рамках определенной процедуры. Это тесно связывает данную норму с положениями, регулирующими осуществление налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

Порядок истребования документов для налоговой проверки, установленный п. 1 ст. 93 НК РФ, является единым для всех видов налоговых проверок и гарантирует защиту прав налогоплательщика при проведении проверок.

В то же время нельзя не отметить, что в последнее время такое мероприятие налогового контроля, как камеральная налоговая проверка, использовалась налоговыми органами довольно широко. В отличие от выездных налоговых проверок проведение камеральных проверок не было обусловлено серьезными ограничениями (наличие специального решения руководителя налогового органа, недопустимость проведения повторных проверок и т.п.). К тому же ст. 88 НК РФ позволяла налоговым органам истребовать у налогоплательщиков "документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов". По этим причинам налоговые органы практиковали проведение камеральных налоговых проверок в любой ситуации, когда у них возникает потребность ознакомиться с документами налогоплательщика.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес изменения в процедуру истребования документов. Так, в Налоговый кодекс добавлена новая ст. 93.1. Положительными для налогоплательщиков можно считать изменения в ст. 88 НК РФ, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организации при камеральных проверках. Законодатель определил, что помимо документов, которые организации обязаны представить вместе с налоговой декларацией, налоговые органы могут требовать только документы, которые подтверждают:

См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3436.

- право на льготу при налогообложении;

- правомерность применения вычетов по НДС;

- исчисление и уплату налогов, связанных с использование природных ресурсов.

Кроме того, с 2010 года вступает в силу положение, в котором будет указано, что при налоговой проверке работники налоговых органов не смогут требовать документы, которые уже были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки.

Интересна позиция, которую заняли арбитражные суды. В Постановлении от 15.06.2004 при рассмотрении дела N А56-28520/03 ФАС СЗО указал на недопустимость произвольного истребования у налогоплательщика всего объема первичных учетных документов и счетов-фактур.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-2708/03-211 сказано: "НК РФ не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Поэтому арбитражный суд признал необоснованным требование налогового органа о представлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных на экспорт товаров".

Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 17 ноября 2003 г. N Ф09-3840/03-АК, "требования о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика.

При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля - камеральной проверке (табели учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 88 НК РФ".

А вот цитата из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1: "При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах".

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее: в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 сказано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).

2. Органы юстиции, которые выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа:

- о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности;

- о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;

- о физических лицах, освобожденных от частной практики нотариуса.

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения:

- об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования);

- об адвокатах, исключенных из указанного реестра;

- о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Органы, которые осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных:

- о фактах регистрации физического лица по месту жительства;

- о фактах рождения и смерти физических лиц.

Органы, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, которые осуществляют регистрацию транспортных средств, обязаны в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации сообщать сведения:

- о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,

- о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах.

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения:

- об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными;

- об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности;

- о дееспособных физических лицах, над которыми установлено попечительство в форме патронажа;

- о физических лицах, признанных судом безвестно отсутствующими;

- о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения:

- о выдаче свидетельств о праве на наследство

- о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

- о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

- о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).

Судебная практика по статье 15.6 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Кудряшовой Ларисы Геннадьевны, действующей на основании доверенности в интересах Левичевой Екатерины Павловны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2017 г., решение судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 15 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 9 августа 2018 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью "Леони Рус" (далее - ООО "Леони Рус", общество) Левичевой Екатерины Павловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Жевлакова А.А., действующего в интересах Королева Андрея Юрьевича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 76 Войковского района города Москвы от 15.02.2019 N 5-50/19, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 28.05.2019 N 12-661/18 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 13.09.2019 N 4а-4120/19, состоявшиеся в отношении Королева Андрея Юрьевича (далее также - Королев А.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Иванов С.В., как руководитель юридических лиц, зарегистрированных по адресу: г. Пенза ул. Рахманинова, 4Б-6, неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушения установленного законом срока представления документов по требованию налогового органа).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Токарева Н.Г. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 26 Санкт-Петербурга мирового судьи судебного участка N 22 Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 5-317/2016-26, решение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2016 N 12-669/2016 и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 01.11.2016 N 4а-1470/16, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Специализированное строительное управление-4" Токарева Н.Г. (далее - Токарев Н.Г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Гончарова В.П., действующего в интересах Оверченко Ю.В., на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Азовского судебного района Ростовской области от 31.03.2016 N 5-6-127/2016 и постановление председателя Ростовского областного суда от 10.08.2016 N 4-а-810, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сармат" Оверченко Ю.В. (далее также - Оверченко Ю.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Калашник Т.О., действующей в интересах Михайлова В.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 37 судебного района города Большой Камень и Шкотовского района Приморского края от 06.05.2016 N 5-347/16, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 28.09.2016 N 12-210/2016 и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 19.01.2017 N 4а-30/17, состоявшиеся в отношении главы администрации Шкотовского муниципального района Приморского края Михайлова В.И. (далее - Михайлов В.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Лубяной Е.В. на постановление мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка N 11 от 04.10.2016 N 11-5-189/2016, решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 13.12.2016 N 12-382/2016 и постановление заместителя председателя Севастопольского городского суда от 02.02.2017 N 4А-22/2017, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Черномор-строй" Лубяной Е.В. (далее - Лубяная Е.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Заккера Артема Юрьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Западного округа города Белгорода от 28.06.2017 N 5/2-716/2017, решение судьи Октябрьского районного суда города Белгорода от 13.09.2017 N 12-517/2017 и постановление председателя Белгородского областного суда от 27.03.2018 N 4А-67/2018, вынесенные в отношении Заккера Артема Юрьевича (далее - Заккер А.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Даниленко Ольги Анатольевны на постановление мирового судьи судебного участка N 85 Судакского судебного района (городской округ Судак) Республики Крым от 15.02.2018 N 5-85-54/2018, решение судьи Судакского городского суда Республики Крым от 05.04.2018 N 12-18/2018 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Крым от 19.07.2018 N 4а-587/2018, состоявшиеся в отношении Даниленко Ольги Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Читайте также: