Соглашение об избежании двойного налогообложения с германией

Опубликовано: 26.04.2024

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

В России продолжается процесс пересмотра Соглашений об избежании двойного налогообложения («СИДН»).

В дополнение к нововведениям, связанным со вступлением в силу Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям (MLI), обзор которых мы представляли Вашему вниманию ранее , будет повышена ставка налога на дивиденды и проценты, выплачиваемые в ряд зарубежных юрисдикций.

Ниже представлены наш анализ предстоящих изменений и рекомендации по подготовке к ним.

Юрисдикции, СИДН с которыми изменятся

Россия подписала с Кипром и Мальтой Протоколы о внесении изменений в действующие СИДН, в соответствии с которыми будут повышены ставки налога у источника на выплачиваемые из России дивиденды и проценты.

Аналогичные изменения уже согласованы с Люксембургом, продолжаются переговоры с Нидерландами.

Изменения в СИДН также могут быть предложены Гонконгу и Швейцарии. Пока неизвестно, будет ли данный перечень юрисдикций расширен.

Повышение ставок на дивиденды и проценты

В соответствии с большинством российских СИДН налог у источника на дивиденды установлен в размере 5% или 10%, а для процентных выплат предусмотрено освобождение при их выплате лицу, имеющему фактическое право на соответствующие доходы.

В результате внесения изменений в СИДН ставки налога у источника на дивиденды и проценты будут повышены до 15%.

Обращаем внимание, что в отношении других доходов (например, роялти, которые часто освобождаются от налога у источника в рамках СИДН) изменений не предусмотрено.

Новые условия для применения льгот

Количество лиц, имеющих право на льготные налоговые ставки, значительно сократится.

Так, согласно новым Протоколам к СИДН с Кипром и Мальтой, 5% ставка налога у источника будет применяться к дивидендам, если лицом, имеющим фактическое право на них, будет являться:

Согласно Протоколу к СИДН с Кипром, выплачиваемые проценты будут облагаться налогом следующим образом:

В Протоколе к СИДН с Мальтой, для процентных доходов освобождение от налога у источника не предусмотрено. Все вышеперечисленные организации имеют право на 5% ставку. Согласно указанным Протоколам, изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Мы ожидаем, что такой подход может быть применен и к иным юрисдикциям.

Возможные стратегии

Рекомендуем рассмотреть следующие варианты действий в связи с предстоящими изменениями:

<<1)>>использование «сквозного» подхода, позволяющего применять положения СИДН с иным лицом, имеющим фактическое право на получаемые доходы

Если таким лицом является российская компания, в настоящий момент возможно применять ставку 0% к выплачиваемым дивидендам при условии, что:

  • <<(i)>>ее доля в выплачивающей дивиденды компании составляет не менее 50%,
  • <<(ii)>>она владеет акциями такой компании в течение 365 дней.

При этом необходимо оценить возможные риски налоговых претензий в отношении предшествующих периодов, когда иная компания указывалась как лицо, имеющее фактическое право на доход.

<<2)>>приобретение статуса Публичной Компании для сохранения возможности применять льготы в соответствии с СИДН

Помимо применения льготных ставок данный вариант позволит подтверждать фактическое право на доход в упрощенном порядке , однако он не всегда приемлем с точки зрения затрат и структурирования процессов управления внутри группы.

<<3)>>добровольное признание иностранной компании российским налоговым резидентом

Данный вариант подходит для случаев, когда управление иностранной компанией фактически осуществляется с территории России.

В настоящий момент статус налогового резидента позволяет иностранной компании применять ставку 0% к получаемым дивидендам при условии соответствия иностранной компании критериям, обозначенным в пункте (1).

<<4)>>редомициляция иностранной компании в специальные административные районы («САР») на острове Русский или Октябрьский с получением статуса «международной холдинговой компании» («МХК»)

Данный вариант позволяет применять ставку 0% к дивидендам при соблюдении критериев существенного участия. Однако в отличие от стандартной ситуации размер вклада в уставной капитал выплачивающей дивиденды компании должен составлять не менее 15% (вместо 50%).

Также для МХК предусмотрены и иные налоговые льготы, например, невключение прибыли контролируемых иностранных компаний в налоговую базу (до 2029 года), применение нулевой ставки налога на прибыль к доходам от реализации долей и акций организаций (при соблюдении ряда условий).

В то же время редомициляция в САР и приобретение статуса МХК предполагает необходимость соблюдения ряда критериев, включая инвестирование в российскую экономику не менее 50 млн. руб.

<<5)>>выплата дивидендов и процентов до наступления 2021 года с применением льготных положения СИДН

Данный вариант является краткосрочным решением, не отменяющим необходимость проведения реструктуризации внутри группы или пересмотра стратегии применения СИДН при прохождении значительных денежных потоков через холдинговые и финансовые компании группы, расположенные в юрисдикциях, СИДН с которыми изменятся, а также требует особого внимания к подтверждению статуса бенефициарного собственника дохода в отношении лица, к которому будут применяться положения СИДН при текущей выплате доходов.

Обращаем внимание, что каждый из указанных вариантов действий требует тщательной разработки стратегии с учетом правоприменительной практики и возможных изменений в законодательстве.

В частности, на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий отмену нулевой ставки для дивидендов при использовании «сквозного подхода» и добровольном признании иностранной организации российским налоговым резидентом, а также ряд других изменений.

При соблюдении определенных условий существующей льготой можно будет воспользоваться в течение переходного периода до конца 2023 года.

Специалисты АЛРУД следят за развитием событий и будут рады предложить Вам свой опыт в структурировании трансграничных сделок и поддержку при применении СИДН.

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Подтверждение суммы налога, уплаченного в России

Украинское предприятие уплатило в России налог с доходов, полученных из источников этого государства. Какой документ должно представить украинское предприятие для подтверждения суммы уплаченного налога?

Согласно требованиям п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса Украины для получения права на зачисление налога, уплаченного в России, украинское предприятие обязано получить от налогового органа России подтверждение о сумме уплаченного налога, а также о базе и/или объекте налогообложения.

В соответствии с установленным в России порядком если иностранная организация, которая не осуществляет свою деятельность на ее территории через постоянное представительство, получает доходы с источником происхождения в России, то налог на прибыль удерживается и перечисляется в российский бюджет налоговым агентом, который выплачивает такой доход. Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Налоговый расчет) по форме, утвержденной приказом № САЭ-3-23/286@. Если иностранная организация осуществляет деятельность в России через постоянное представительство, то сумма налога на прибыль, уплаченного в этом государстве, отражается в Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (далее — Декларация). Декларация представляется в налоговый орган по месту поставноки на учет иностранной организации по форме, утвержденной приказом № БГ-3-23/1.

Фактическая уплата иностранной организацией налога на прибыль (доходы) подтверждается платежным поручением.

Законодательство России не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение налоговыми органами России информации, указанной в Декларации или Налоговом расчете.

Однако иностранная организация может обратиться в налоговый орган России по месту постановки на учет этой организации или налогового агента с целью получения подтверждения сведений о полученной прибыли (доходе) и фактически уплаченном (удержанном) налоге для предоставления такого подтверждения в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является эта иностранная организация.

В таком случае указанное подтверждение осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Налоговый орган сверяет предоставленные сведения с информацией, имеющейся в его распоряжении, и при их идентичности, а также при условии фактического поступления в бюджет уплаченной (удержанной) суммы налога осуществляет подтверждение уплаты налога путем удостоверения подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа и гербовой печатью на каждой странице раздела 1 Декларации или разделов 1 и 2 Налогового расчета.

Таким образом, подтверждение суммы уплаченного налога осуществляется налоговым органом России на основании письменного запроса иностранной организации с приложением к нему копий Декларации или Налогового расчета, а также платежного поручения, подтверждающего сумму фактически уплаченного налога.

Устранение двойного налогообложения возможно только при наличии соответствующего действующего международного договора

Установлены ли законодательством Украины методы по устранению двойного налогообложения, если с соответствующей страной нет действующего договора об избежании двойного налогообложения?

В соответствии с положениями ст. 13 Налогового кодекса Украины суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным этим Кодексом (п. 13.4 ст. 13).

Для юридических лиц устранение двойного налогообложения (зачисление уплаченных за таможенной границей Украины сумм налога) осуществляется при условии предоставления письменного подтверждения налогового органа другого государства факта уплаты такого налога, а также при наличии действующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения доходов (п. 13.5 ст. 13 и п. 161.6 ст. 161 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения физических лиц существует аналогичное условие, касающееся необходимости представления соответствующих подтверждающих документов и наличия действующего международного договора (п. 13.5 ст. 13 и п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Для устранения двойного налогообложения применяется метод зачета

В чем состоит метод зачета для устранения двойного налогообложения в Украине?

Доходы, полученные резидентом Украины (кроме физических лиц) из источников за пределами Украины, учитываются при определении его объекта и/или базы налогообложения в полном объеме (п. 13.1 ст. 13 Налогового кодекса Украины).

В соответствии с положениями п. 161.4 ст. 161 Налогового кодекса Украины суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами хозяйствования за рубежом, засчитываются при уплате ими налога в Украине.

Размер зачтенных сумм налога из иностранных источников в течение налогового периода не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в Украине таким плательщиком налога в течение такого периода (п. 161.5 ст. 161 этого Кодекса).

Для физических лиц в соответствии с пп. 170.11.1 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога — получателя, который обязан представить годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса. Согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, плательщик налога может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Сумма такого уменьшения указывается в годовой налоговой декларации.

Сумма налога с иностранного дохода плательщика налога — резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму налога, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого плательщика налога в соответствии с законодательством Украины (пп. 170.11.4 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

Не подлежат зачету в уменьшение налоговых обязательств как плательщиков налога на прибыль предприятий, так и плательщиков налога на доходы физических лиц следующие налоги, уплаченные в других странах: налог на капитал/имущество и прирост капитала; почтовые налоги; налоги на реализацию (продажу); другие косвенные налоги независимо от того, подпадают они под категорию подоходных налогов или облагаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств (п. 161.6 ст. 161 и пп. 170.11.3 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины).

На Гонконг, Макао и Тайвань не распространяются положения Соглашения с Китайской Народной Республикой об избежании двойного налогообложения

Украинское предприятие заключило контракт с предприятием, зарегистрированным на Тайване. Распространяются ли на Тайвань положения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения?

Соглашение между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики (далее — КНР) об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество (далее — Соглашение) распространяется на налоги на доходы и имущество, указанные в ст. 2 Соглашения, которые взимаются согласно налоговому законодательству Украины и КНР.

Для целей Соглашения термин «Китай» означает КНР, и при применении в географическом значении означает всю территорию КНР, включая ее территориальное море, где применяется китайское законодательство по налогообложению, и любую территорию за пределами территориального моря, где КНР имеет суверенные права на разведку и разработку ресурсов морского дна и его недр, и ресурсов близлежащих вод в соответствии с международным законодательством.

С учетом вышеизложенного Соглашение не распространяется на территории с отдельным законодательным полем, которые имеют самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы КНР по налогообложению. К таким территориям, в частности, относятся Гонконг, Макао и Тайвань.

Применение положений украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения

В п. 3 ст. 10 украинско-французской конвенции об избежании двойного налогообложения установлено условие, касающееся внесения минимальной суммы инвестиции в размере 5 млн. французских франков. Как выполнить это условие, учитывая то, что в настоящее время французской валютой является евро?

В соответствии с п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения (далее — Конвенция) дивиденды, которые выплачиваются компанией, являющейся резидентом Украины, подлежат налогообложению только во Франции, если такими дивидендами фактически владеет одна или несколько компаний, являющихся резидентами Франции, и если:

  • эта или эти компании вместе владеют прямо или опосредованно по меньшей мере 50% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и общая сумма их инвестиций в эту компанию составляет не менее 5 млн. французских франков или их эквивалента в украинской валюте;

  • их инвестиция в компанию, выплачивающую дивиденды, гарантируется или страхуется государством Франция, ее центральным банком или любым лицом, действующим от имени Франции.

Курсы пересчета европейских национальных валют в евро были зафиксированы на момент введения евро. Один евро равен 6,55957 французских франков. Соответственно 5 млн. французских франков приблизительно равны 762 245,086 евро (5000 000 : 6,55957).

Следовательно, льготы, предусмотренные пп. «а» п. 3 ст. 10 Конвенции, применяются при наличии надлежащих оснований при выполнении условия внесения в уставный капитал украинской компании инвестиции, общая сумма которой составляет не менее 762 245,086 евро или их эквивалента в украинской валюте.

Возврат излишне удержанного в России налога на доходы

Украинское предприятие уплатило в России налог на доход, полученный из источников в России, который в соответствии с положениями украинско-российского соглашения об избежании двойного налогообложения не подлежит налогообложению в России. Как возвратить излишне удержанный налог?

В соответствии с п. 2 ст. 312 Налогового кодекса РФ возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами России, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии представления следующих документов:

заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

подтверждения того, что указанная иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение (была резидентом) в том государстве, с которым Россия имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

копии договора (или другого документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему России.

Формы заявлений иностранных организаций на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в России, утверждены приказом № БГ-3-23/13, Инструкция по заполнению этих форм — приказом № БГ-3-23/259.

Возврат удержанного налога осуществляется налоговым органом по месту взятия на учет налогового агента в валюте России после подачи заявления и других вышеуказанных документов в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для получения права на возврат удержанного в России налога на доход украинское предприятие должно подать в налоговый орган России по месту регистрации налогового агента, выплатившего этот доход, заявление по утвержденной в России форме, справку о подтверждении статуса налогового резидента Украины, утвержденную приказом № 173, и другие вышеуказанные документы. Возврат удержанного налога будет осуществлен в валюте России на расчетный счет украинского предприятия в течение месяца с даты получения налоговым органом России указанного заявления.

Налогообложение доходов физического лица — резидента России в виде роялти

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц доходы физического лица — резидента России в виде роялти с учетом норм ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов?

Согласно пп. 162.1.2 п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса Украины плательщиком налога является физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине.

В соответствии с положениями пп. «а» пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины доход в виде роялти, выплаченный резидентом Украины и полученный нерезидентом, — это доход с источником его происхождения из Украины.

Согласно положениям пп. 170.10.1 п. 170.10 ст. 170 Налогового кодекса Украины доходы с источником их происхождения в Украине, начисляемые (выплачиваемые, предоставляемые) в пользу нерезидентов, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов (с учетом особенностей, определенных некоторыми нормами раздела ІV Налогового кодекса Украины для нерезидентов).

В соответствии с пп. 170.3.1 п. 170.3 ст. 170 Налогового кодекса Украины роялти облагаются налогом по правилам, установленным для налогообложения дивидендов, по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса (15 и/или 17%).

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удержать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную ст. 167 Налогового кодекса Украины.

Положениями п. 3.2 ст. 3 Налогового кодекса Украины определено: если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.

Пунктом 1 ст. 12 Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов (далее — Соглашение) установлено, что доходы от авторских прав и лицензий (роялти), возникающие в одном Договорном Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договорного Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

При этом согласно п. 2 ст. 12 Соглашения такие доходы могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но уплачиваемый налог не может превышать 10% общей суммы доходов.

Положения п. 1 и 2 ст. 12 Соглашения не могут трактоваться как предоставляющие плательщику налога право выбора, в каком именно из двух Договорных Государств будет осуществляться налогообложение полученного дохода в виде роялти. Этими двумя пунктами устанавливается компромиссное решение двух государств, которое обусловливает налогообложение роялти в стране-резиденции, но оставляет стране — источнику дохода в виде роялти право налогообложения таких доходов, если это предусмотрено ее налоговым законодательством, но это право ограничивается установленной предельной ставкой (в данном случае — 10%).

Право на использование положений международного договора предоставляется нерезиденту при условии предоставления им справки о подтверждении его резидентства в соответствии с требованиями ст. 103 Налогового кодекса Украины.

В случае непредоставления нерезидентом справки о подтверждении статуса налогового резидента указанные доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения в Украине, подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения без учета положений международного договора (п. 103.10 ст. 103 этого Кодекса).

Расчет налоговых обязательств по налогооблагаемому доходу плательщика налога, начисленного у источника его выплаты, осуществляется налоговым агентом (п. 168.3 ст. 168 этого Кодекса).

С учетом вышеизложенного резидент Украины при выплате роялти в пользу резидента России обязан удержать налог в размере 10% общей суммы роялти, который уплачивается при наличии письменного подтверждения, выданного компетентным органом России о том, что указанное лицо является резидентом России и на него распространяется действие Соглашения. При отсутствии такого подтверждения указанные доходы в виде роялти подлежат налогообложению по ставке 15 и/или 17%.

♦ Для справки

  • термин «устранение двойного налогообложения» используется в нормах Налогового кодекса Украины;
  • термин «избежание двойного налогообложения» — в международных договорах.

Бесплатная реклама для вашего бизнеса

сегодня
USD ЦБ73.85
EUR ЦБ89.66
BTC/USD44860.86
калькулятор валют
  1. Главная / Документы / Официальная переписка

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 13.09.2020 по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

В отношениях между Российской Федерацией и Германией действует Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее — Соглашение).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Соглашения налогами, к которым применяется Соглашение, применительно к Российской Федерации являются:

налог на прибыль предприятий и организаций;

подоходный налог с физических лиц;

налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц.

Пунктом 4 статьи 2 Соглашения установлено, что Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут устанавливаться после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга по мере необходимости об изменениях в их налоговых законодательствах.

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Принимая во внимание, что упрощенная система налогообложения заменяет собой не только налоги на доходы и имущество, но также и устанавливает освобождение от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость, положения Соглашения не распространяются на упрощенную систему налогообложения, в силу того что данная система налогообложения не является аналогичной тем налогам, на которые распространяется Соглашение.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. СМИРНОВ

Читайте также: