Соглашение о порядке взаимодействия федеральной налоговой службы и федеральной службы судебных приставов

Опубликовано: 15.05.2024

Указанное письмо направлено на использование ФНС всех возможностей по взысканию с физических лиц задолженностей по налогам. Сообщение составлено настолько подробно что в пору служить инструкцией для работы юристов, специализирующихся по исполнительным производствам. В соответствие с письмом территориальным налоговым органам предписано («рекомендовано» - как указано в письме) в том числе следующее:

  1. Если задолженность свыше 3 тыс. рублей одновременно с направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта направлять ходатайство о наложении ареста на имущество должника иинформацию о счетах налогоплательщика, а также о наличии имущества должника (п.п.1,2,4 Письма).
  2. Если сумма задолженности превышает 10 тыс. рублей направлять судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67 Закона об исполнительном производстве, п.3 Письма).
  3. В случае непоступления в течение 2-х месяцев от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника направлять уведомление о наличии у налогоплательщика имущества с целью наложения ареста, либо постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом (п.5 Письма).
  4. При задолженности более 50 тыс. рублей - по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей - по НДФЛ, организовать проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника; направлять запрос о причинах непредставления информации либо отсутствии оценки арестованного имущества должника; направлять запрос о пояснении причин отсутствия Постановления о передачи арестованного имущества на реализацию, либо информации о таком Постановлении (п.п.6,7,8 Письма).
  5. В случае «отсутствия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, налоговому органу необходимо ознакомится с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом-исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращении взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты» (п.9 Письма). Однако при этом «в случае если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган… после получения… информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств» (п.10 Письма).
  6. Раз в квартал напоминать судебным приставам об исполнительных производствах по взысканию налогов с физических лиц и раз в полгода производить сверку по исполнительным производствам (п.п.12,13 Письма).
  7. Направлять через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в соответствующее управление ФССП России по субъекту Российской Федерации информацию об исполнительных производствах длящихся более 6 месяцев и в отношении которых взыскание задолженности не производится.
  8. Совместно с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т.д.) (п.15 Письма).

Как было замечено выше Письмо представляет собой подробную инструкцию по работе налоговых инспекций с судебными приставами по взысканию долгов. В этом, если мыслить «по государственному» позитивная часть Письма.

Однако, насколько целесообразно указание письма об аресте имущества должника при долге более 3 тыс. рублей? Этот арест в том числе предполагает и арест имущества должника по месту его проживания. При этом направление исполнительного листа по месту работы должника при задолженности до 25 тыс. рублей предусмотрено только 10-ым пунктом Письма и то при условии, что у налоговых органов есть информация о доходе. Обязанности же (либо рекомендации) налоговым органам истребовать такую информацию не предусмотрено.

Пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик.

3.2. Взаимодействие с налоговыми органами

Основополагающими документами, определяющими общие положения взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы, являются:
- Соглашение от 4, 14 апреля 2014 г. N 0001/7/ММВ-23-8/3@ о взаимодействии ФНС России и ФССП России при исполнении требований исполнительных документов (определяет общие условия взаимодействия ведомств, их территориальных органов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов);
- Приказ ФССП России и ФНС России от 19 февраля 2014 г. N 49/ММВ-7-6/55@ и письмо от 6 марта 2014 г. N 00014/14/12315-ТИ/НД-4-8/4154@ о порядке организации электронного документооборота ФССП России и ФНС России (устанавливают порядок перехода и осуществления безбумажного документооборота между ведомствами);
--------------------------------
"".
Там же.

- планы совместных мероприятий ФНС России и ФССП России по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам, утверждаемые ведомствами ежегодно (устанавливают показатели эффективности исполнительных действий в ходе применения ст. ст. 47 и 48 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), порядок проведения выездных совещаний, заседаний рабочих групп, определяют порядок взаимодействия территориальных органов двух ведомств и их структурных подразделений при исполнении постановлений налоговых органов и судебных актов о взыскании налоговых платежей);
--------------------------------
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824 (с послед. изм.).

- совместные письма ФССП России и ФНС России от 27 августа 2010 г. N 12/01-18848ТИ/ШС-37-8/10096@ и от 9 апреля 2015 г. N 00014/15/23300-СВС/НД-4-8/6014@ об оперативной организации мероприятий по предъявлению и исполнению исполнительных документов в отношении недействующих должников.
--------------------------------
"".
Там же.

Следует отметить, что действующее законодательство наделяет налоговые органы некоторыми полномочиями по взысканию недоимки по налогам до предъявления исполнительных документов к исполнению в службу судебных приставов.
Так, ст. ст. 45 и 46 НК РФ наделяют налоговые органы правом произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание в бесспорном порядке необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента либо отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или его налогового агента.
При этом решение о взыскании недоимки по налогам и сборам в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей) принимается руководителем (его заместителем) налогового органа (п. 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ), в отношении физических лиц - судом (ст. 48 НК РФ).
Порядок взаимодействия территориальных органов ФССП России и ФНС России при исполнении постановлений, вынесенных должностными лицами налоговых органов, и судебных решений о взыскании налоговых платежей также имеет различия.
Одновременно с предъявлением к исполнению постановлений налоговые органы (п. 2.1 указанного выше Соглашения о взаимодействии ФНС России и ФССП России при исполнении требований исполнительных документов) представляют судебному приставу-исполнителю информацию:
- о расчетных, текущих и иных счетах должника в банках и других кредитных организациях, а также о принятых налоговым органом мерах по взысканию налогов за счет денежных средств должника (при открытии новых счетов налоговый орган в течение трех дней со дня получения таких сведений дополнительно информирует судебного пристава-исполнителя);
- об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива;
- о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
- фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;
- о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
- иные дополнительные сведения.
В случае произведенного территориальным органом ФНС России ареста имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 77 НК РФ одновременно с предъявлением постановления, вынесенного в порядке, установленном ст. 47 НК РФ, в структурное подразделение территориального органа ФССП России налоговым органом направляется протокол ареста имущества должника с приложением (при наличии) актов описи.
Кроме того, в соответствии с совместным письмом ФССП России и ФНС России от 11 сентября 2015 г. N 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/16024@ по постановлениям о взыскании суммы налоговых платежей более 3 тыс. руб., находящимся на исполнении более двух месяцев, налоговые органы направляют судебному приставу-исполнителю уведомления о наличии зарегистрированного за должниками имущества, если такая информация не была представлена ранее (имущество приобретено должником после возбуждения исполнительного производства, либо налоговым органом получена более актуальная информация об имущественном положении должника).
--------------------------------
"".

Следует отметить, что письмом ФССП России от 9 апреля 2015 г. N 00014/15/23304-АП (дополнительно совместным письмом ФНС России и ФССП России от 11 сентября 2015 г. N 00014/15/69320) до территориальных органов ФССП России доведена возможность произведения ареста и обращения взыскания на имущество должника, стоимость которого несоразмерна сумме задолженности по исполнительному документу, в случае отсутствия иных возможностей исполнения требований исполнительных документов.
--------------------------------
Там же.

Также важно отметить, что вышеуказанным Соглашением предусмотрена возможность направления судебным приставом-исполнителем в соответствующий территориальный орган ФНС России заявления о принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом при осуществлении судебным приставом-исполнителем в отношении должника мер принудительного исполнения, применение которых позволит в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме (совместное письмо ФССП России и ФНС России от 10 января 2013 г. N 12/01-88-АП/ММВ-20-8/6@ "О порядке отложения уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в случае обращения Федеральной службы судебных приставов" ).
--------------------------------
"".

Что касается взыскания налоговых платежей с физических лиц, то необходимо отметить следующее.
Заявление о взыскании за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 руб., а также по истечении срока исполнения всех требований по уплате, не исполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 1 500 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Кроме того, ФНС России в своих письмах от 21 октября 2015 г. N ГД-4-8/18401 и N ГД-4-8/18402 рекомендует своим территориальным органам проводить мероприятия по взысканию налогов с физических лиц до предъявления исполнительных документов в структурные подразделения ФССП России, в том числе путем направления работодателям списков сотрудников - должников по имущественным налогам и направления исполнительных документов с суммой долга менее 25 тыс. руб. напрямую в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи.
--------------------------------
Там же.
Там же.

О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов

О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов

Федеральной налоговой службой 09 октября 2008 года

1.1.Настоящее Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов (далее - Соглашение) определяет общие условия взаимодействия Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов (далее - территориальные органы ФНС России) и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов (далее - территориальные органы ФССП России) и их структурных подразделений при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов (далее - исполнительные документы).

1.2.Правовыми основаниями для взаимодействия ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

1.3.ФССП России осуществляет межведомственную координацию взаимодействия ФССП России и ФНС России в части, касающейся исполнения постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов.

1.4.Задачами взаимодействия ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются:

1.4.1.Повышение эффективности исполнения постановлений, выдаваемых налоговыми органами, и иных исполнительных документов.

1.4.2.Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

1.5.Взаимодействие ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, создания рабочих групп, взаимного обмена информацией, сверки имеющихся статических данных.

Порядок проведения и формы документов сверки, а также условия и порядок мониторинга эффективности исполнительных действий утверждаются совместными актами ФНС России и ФССП России.

1.6.Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку при решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений в ходе исполнения исполнительных документов организовывают в пределах своей компетенции руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФНС России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФССП России и начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

В целях оперативного обмена информацией допускается ее передача между ФССП России и ФНС России, их территориальными органами и структурными подразделениями в электронном виде по защищенным каналам связи, в случае передачи данных с использованием электронно-цифровой подписи дублирование их на бумажном носителе не допускается.

1.7.Обмен информацией в электронном виде по запросам ФНС России в ФССП России о ходе исполнительных производств, возбужденных по исполнительным документам о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, а также по запросам ФССП России в ФНС России, в отношении сведений, содержащихся в реестрах, ведение которых возложено на ФНС России, и иных информационных ресурсах, осуществляется в соответствии с Протоколом информационного обмена.

2.Особенности взаимодействия территориальных органов ФНС России и территориальных органов ФССП России, их структурных подразделений при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов

2.1.Постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя направляется в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Кодекса. Иные исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные статьей 21 Закона. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Закона с приложением заверенных в соответствии с правилами делопроизводства копий документов, содержащих:

извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 23.12.2002, регистрационный N 4068) с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N _________");

имеющиеся у налогового органа сведения:

1) об имуществе налогоплательщика (в т.ч. дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению территориального органа ФНС России, даст наибольший эффект, с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива, а также форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности;

2) о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

3) фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;

4) о результатах мер по розыску должника и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу территориального органа ФНС России;

5) о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;

6) иные дополнительные сведения.

В случае произведенного территориальным органом ФНС России ареста имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 77 Кодекса в структурное подразделение территориального органа ФССП России направляется копия протокола ареста имущества должника с приложением (при наличии) копий актов описи.

2.2.Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление с приложением заверенных территориальным органом ФНС России копий соответствующих платежных документов.

Денежные средства, перечисленные должником после получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства (за исключением иных текущих платежей), учитываются территориальным органом ФНС России в счет погашения задолженности по исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.

2.3.Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурным подразделением территориального органа ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме территориального органа ФНС России, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

При отсутствии в исполнительном документе, выданном судом, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в территориальный орган ФНС России, направивший исполнительный документ на принудительное исполнение.

2.4.При вынесении территориальным органом ФНС России постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях территориальный орган ФНС России направляет его судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ.

2.5.В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника и (или) имущества должника (физического лица или организации) судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника и (или) имущества должника (физического лица или организации).

При обнаружении должника (его имущества) расходы по розыску взыскиваются с должника с последующим возмещением расходов федеральному бюджету, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом.

2.7.О наложении ареста на имущество должника судебный пристав- исполнитель в течение трех дней со дня составления акта о наложении ареста на указанное имущество информирует территориальный орган ФНС России, направляя сопроводительное письмо с копиями постановления и акта о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателей.

2.8.В целях обеспечения исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства накладывает арест на имущество должника в соответствии со статьей 80 Закона.

2.9.В случае наложения судебным приставом-исполнителем ареста на имущество организации-должника для взыскания налогов, сборов, пени, штрафов в соответствии со статьей 47 Кодекса арест, наложенный на то же имущество территориальным органом ФНС России в соответствии со статьей 77 Кодекса, подлежит отмене уполномоченным должностным лицом территориального органа ФНС России.

2.10.В случае наложения территориальным органом ФНС России ареста на имущество организации-должника в соответствии со статьей 77 Кодекса после предъявления постановления о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации для принудительного исполнения территориальный орган ФНС России не позднее следующего дня после наложения ареста сообщает об этом судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится указанное постановление.

Судебный пристав-исполнитель направляет в территориальный орган ФНС России уведомление о наложении ареста и копию акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества).

Территориальный орган ФНС России после получения уведомления и акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) в течение трех рабочих дней производит действия по снятию ареста.

Решение об отмене ареста оформляется постановлением.

Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества, и судебному приставу-исполнителю.

2.11.При наложении ареста на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества, производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня составления акта о наложении ареста на имущество должника направляет в соответствующий территориальный орган ФНС России копии постановления и акта о наложении ареста на имущество должника, а также сведения о размере требований взыскателей.

При получении из территориального органа ФНС России информации об инициировании процедуры банкротства в отношении должника судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 40 Закона.

2.12.Оценка арестованного имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, в случае, когда стоимость вещи по предварительной оценке не превышает тридцати тысяч рублей.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, для проведения оценки отдельных видов имущества назначение специалиста является обязательным.

2.13.В случае получения судебным приставом-исполнителем определения арбитражного суда о признании организации-должника несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства в силу требований статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору).

2.14.При осуществлении судебным приставом-исполнителем в отношении должника мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества, а также иные меры), применение которых позволит в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в соответствующий территориальный орган ФНС России заявление о принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (на основании Приказа Минэкономразвития России от 02.08.2004 N 217 и совместного письма ФССП России и ФНС России от 11.03.2008 N 12/01-2448-НВ).

2.15.Судебный пристав-исполнитель, установив при проверке бухгалтерии организации, на исполнении у которой находятся исполнительные документы, факт выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня, направляет в соответствующий территориальный орган ФНС России информацию для проведения мероприятий налогового контроля.

Территориальный орган ФНС России, рассмотрев данную информацию, сообщает судебному приставу-исполнителю о результатах рассмотрения.

2.16.В случае выявления в ходе исполнительного производства не зарегистрированного в установленном порядке недвижимого имущества, принадлежащего должнику, судебный пристав-исполнитель в соответствии с частью 2 статьи 66 Закона обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности должника.

Судебный пристав-исполнитель информирует территориальный орган ФНС России о данном факте.

3.1.Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ФНС России и ФССП России.

Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ФНС России и ФССП России.

3.2.Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

3.3.Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ФНС России и ФССП России.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

2 сентября 2010 года

К СОГЛАШЕНИЮ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ

ПРИСТАВОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ИНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ОТ 27 НОЯБРЯ 2008 Г. N 12/01-10/08-8/СГ

Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба по финансовым рынкам заключили настоящее Дополнительное соглашение к Соглашению о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по финансовым рынкам при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 27 ноября 2008 г. N 12/01-10/08-8/СГ (далее - Соглашение) о нижеследующем.

1. Дополнить раздел 2 Соглашения пунктами следующего содержания:

2.6. Структурные подразделения территориальных органов ФСФР России при направлении на принудительное исполнение постановлений о взыскании административного штрафа представляют в структурные подразделения территориальных органов ФССП России копию протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф в срок, установленный статьей 32.2 КоАП, либо информацию о причинах отсутствия соответствующего протокола.

В случае когда территориальными органами ФСФР России меры, предусмотренные частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении должника не применялись, судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства при наличии информации о местонахождении должника, если не истек срок давности привлечения лица к административной ответственности, незамедлительно уведомляет соответствующее структурное подразделение территориального органа ФСФР России о необходимости привлечения должника к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП.

При непредставлении структурным подразделением территориального органа ФСФР России информации о привлечении виновного лица к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, судебный пристав-исполнитель одновременно с принятием решения о возбуждении исполнительного производства в соответствии со статьей 6, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона направляет запрос о ее предоставлении в рамках возбужденного исполнительного производства.

2.7. ФСФР России, территориальные органы ФСФР России и их структурные подразделения представляют по запросам судебных приставов-исполнителей информацию об акционерных обществах, самостоятельно ведущих реестр ценных бумаг, проходящих по учетам ФСФР России, территориальных органов ФСФР России и являющихся должниками по исполнительным документам:

2.7.1. Общие сведения об акционерном обществе, в том числе: полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке; основной государственный регистрационный номер; место нахождения; адрес для направления почтовой корреспонденции; номера телефонов/факса; фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре;

2.7.2. Сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги, в том числе общее количество лицевых счетов в реестре, на которых учитываются ценные бумаги: количество размещенных обыкновенных акций; количество размещенных привилегированных акций;

2.7.3. Сведения о доле государственной и муниципальной собственности, в том числе: наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; количество обыкновенных акций; доля обыкновенных акций в процентах; количество привилегированных акций; доля привилегированных акций в процентах; "золотая акция";

2.7.4. Сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги в отчетном периоде, с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.

2. Другие условия Соглашения остаются без изменений.

3. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания.

4. Настоящее Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Соглашения, составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ФССП России и ФСФР России.

Я пенсионер по возрасту, ИП с 2018 г, в период пандемии отрасль признана наиболее пострадавшей, завершила работу в декабре 2020 г., закрыть ИП не могу, т.к. есть задолженность по налогу в сумме 115 тыс. рублей. Налоговая передала мои документы на взыскание судебным приставам без суда. Это было 30.04.2021 г. Я об этом узнала только сегодня, 17.05.21 г, когда арестовали счета и была списана пенсия с карты Сбербанка. Могу ли я просить о рассрочке оплаты налога и чем мне руководствоваться на приеме у судебного пристава?

Уточнение от автора вопроса

Удивительно, что налоговая в г. С.-Петербурге не в курсе, что закрыть ИП можно с долгом. Когда в декабре 2020 г. я поняла, что не вытяну с магазинами после пандемии и а-ля помощь малому бизнесу только на бумаге, обратилась в налоговую и получила ответ - оплатите налоги и подавайте заявление на закрытие. Завтра посмотрю, то пристав скажет, и на основании чего (судебный приказ?) мои документы у них на взыскании. По сути, я никаких уведомлений не получала. Спасибо вам!

Нет сейчас ни судебных требований, ни решения суда. Есть упрощенная система: звучит так: Реквизиты исполнительного документа "Акт органа, осуществляющего контрольные функции от 28.04.2121 г. №" Это передается судебным приставам для взыскания. Исполнительное производство начато 30.04.2121 г. Вопрос: почему до сего дня я не получила никаких уведомляющих документов? Кому задать этот вопрос?

Я изначально и писала, что я ИП, что налоговая затребовала уплаты. Как я поняла, мне нужно обращаться в суд с просьбой о рассрочке выплаты. Но, в законодательстве нашем долг перед ФНС не подпадает под рассрочку.

Сергей, нет никакого судебного приказа, а есть АКТ от налоговой переданный судебным приставам для исполнения.

ответы на вопрос:

Закрыть ИП можно всегда.

С наложением взыскания - разбирайтесь.

В суд обращайтесь!

Если бы решался вопрос об острочке уплаты налога чрез налоговый орган, то можно было бы применить ст.64 НК РФ и просить отсрочку. Но так как скорее всег о в отношении Вас вынесен судебный приказ, то теперь вопрос о предоставлении Вам отсрочки следует решат ь через суд. Судебный пристав такой вопрос не решит.

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Закрыть ИП вы можете и с долгом, не придумывайте себе проблемы.

Отменяйте судебный приказ и требуйте от пристава возврата 50 % пенсии, если банк списал полностью, а также проведению проверки в отношении банка и его наказание за нарушение ст. 70 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Статья 446 ГПК РФ и постановления КС РФ, ВС РФ по % удержанию из пенсии долгов изучите.

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

А ничего удивительного. ИФНС вас ввела в заблуждение, т.к. пока вы действующее ИП, то вам налоги начисляются, функционируете вы или нет.

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Может пригодится-Соглашение ФНС РФ N ММ-25-1/9, ФССП РФ N 12/01-7 от 09.10.2008 (ред. от 19.07.2011) О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов

ч. 6.1. ст. 21 ФЗ "Об исполнительном производстве" посмотрите - по срокам предъявления ИФНС приставам.

Удивительно, что налоговая в г. С.-Петербурге не в курсе, что закрыть ИП можно с долгом. Когда в декабре 2020 г. я поняла, что не вытяну с магазинами после пандемии и а-ля помощь малому бизнесу только на бумаге, обратилась в налоговую и получила ответ - оплатите налоги и подавайте заявление на закрытие. Завтра посмотрю, то пристав скажет, и на основании чего (судебный приказ?) мои документы у них на взыскании. По сути, я никаких уведомлений не получала. Спасибо вам!

ответы на вопрос:

Судебный приказ отменяйте срочно! Не ложно, но надо уметь, когда суд типа присылал копию. тогда может суд и упереться.

Нет сейчас ни судебных требований, ни решения суда. Есть упрощенная система: звучит так: Реквизиты исполнительного документа "Акт органа, осуществляющего контрольные функции от 28.04.2121 г. №" Это передается судебным приставам для взыскания. Исполнительное производство начато 30.04.2121 г. Вопрос: почему до сего дня я не получила никаких уведомляющих документов? Кому задать этот вопрос?

ответы на вопрос:

Всё верно - с ИП иной порядок имеется!

НК РФ Статья 46. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств

и следующая статья НК РФ.

Я изначально и писала, что я ИП, что налоговая затребовала уплаты. Как я поняла, мне нужно обращаться в суд с просьбой о рассрочке выплаты. Но, в законодательстве нашем долг перед ФНС не подпадает под рассрочку.

ответы на вопрос:

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Вы или платите, или отменяйте судебный приказ и обязательно ИП закрывайте подав до пятницы соответствующее заявление в ИФНС.

Сергей, нет никакого судебного приказа, а есть АКТ от налоговой переданный судебным приставам для исполнения.

ответы на вопрос:

Изучайте нормы НК РФ всё же.

НК РФ Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1

Может ли судебный пристав списать судебную задолженность 2020.

ответы на вопрос:

Что значит "списать"?

Сбербанк самостоятельно может арестовать сберкнижку? Или документы должны передать судебный пристав?

ответы на вопрос:

Может самостоятельно арестовать - если долг СБОРУ

Судебный пристав арестовала карту, это не зарплатная карта это карта на нее каждый месяц приходит пенсия ребенка по потери кормильца. Имеет право пристав арестовать детские деньги?

ответы на вопрос:

Нет. Действия не правомерны. Обратитесь в суд.

Вы предоставляли приставу справку о том, что поступает на карту? Приставы не могут этого знать.

Главным условием в законе указано что судебный пристав должен закрыть исполнительно производство из за отсутствия ИМУЩЕСТВА, НА КОТОРОЕ МОЖНО НАЛОЖИТЬ ВЗЫСКАНИЕ. НО МОЙ СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ ГОВОРИТ - У ВАС ПЕНСИЯ И Я НЕ МОГУ ЗАКРЫТЬ. разве пенсия имущество. Хочу узнать что говорит закон по этому. Если есть пенсия, мне нельзя подать на банкротство, то для кого он. если я права - напишите какой закон о приставах и куда обращаться.

ответы на вопрос:

вы можете обжаловать действия судебных приставов порядок подачи жалобы указан на сайте ФССП.

Ответ неспециалиста неверен. Из изложенных обстоятельств никаких оснований для обжалования действий приставов нет. Арбитражный/финансовый управляющий Виталий Снытко.

Чтобы претендовать на упрощенное банкротство, нужно соответствовать требованиям

- долг до 500 000 руб.

- отсутствие исполнительных производств

- наличие оконченного исполнительного производства по статья 46 часть 1 п.4 ФЗ "Об исполнительном производстве" (пристав вас нашел, но денег и имущества у вас не нашел).

- отсутствие любого дохода (пенсии, зарплаты, пособия по безработице и т.д.).

Если не будет соблюдено хотя бы одного требования, то в банкротстве откажут.

Увы, но пенсия это доход и она не указана в ст. 101 ФЗ "об исполнительном производстве" как доход, с которого не может производится взыскание.

Вы можете пойти только на судебное банкротство.

Имеет ли право судебный пристав-исполнитель в феврале 2021 года начислить исполнительский сбор на задолженность (судебный приказ от налоговой за 2018 год) если еще в ноябре 2020 года остаток по задолженности бал отменен самой налоговой инспекцией?

ответы на вопрос:

Наилучший способ отменить данное постановление-это подача административного искового заявления об оспаривании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Также в соответствии с пп.1 п. 5 той же статьи исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.

Из чего следует, что действия пристава по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора как минимум не логично.

Таким образом, Вам необходимо подать административное исковое заявление о признании действий судебного пристава не законными.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

При грамотном подходе, это выйгрышное дело! Удачи Вам в решении данного вопроса!

Светлана Анатольевна, согласно статьи 112 ФЗ "О б исполнительном производстве" .

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Как видно из приведённой статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока предоставленного для добровольного погашения задолженности. Если налоговая отменила остаток задолженности по которому было возбуждено исполнительное производство, то имеет смысл обратиться в налоговую с требованием отозвать исполнительны лист на основании которого было возбуждено исполнительное производство и в последующем начислен исполнительский сбор.

Светлана Анатольевна, нет, не имеет права, поскольку при указанных Вами обстоятельствах задолженности уже не существует. Исполнительский сбор начисляется при неисполнении в добровольном порядке обязанности по погашению долга, предусмотренной исполнительным документом, согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве" Статья 112. Исполнительский сбор

Если само событие правонарушение было, а именно - неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, то данное обстоятельство является основанием для исполнительного сбора, согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве".

Имел право начислить судебный пристав исполнительный сбор если истек срок предоставленный для добровольного погашения задолженности.

То обстоятельство, что остаток задолженности был отменен, не является исполнением должником действий по погашению задолженности в установленный срок для добровольного исполнения, что является основанием для исполнительного сбора.

Если не согласны с действиями пристава, вы вправе обжаловать его действия.

Светлана Анатольевна! Если оснований для взыскания самого долга не было ввиду его отмены, то не было и оснований для взыскания исполнительского сбора согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", т.к. согласно данной статье исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

И если этот период было обжалование незаконно выставленного налога, судебный приказ был отменен, а с взыскателем удалось урегулировать спор относительно долга, то нет оснований для взыскания исполнительского сбора. Вы вправе обжаловать незаконные действия либо бездействие должностного лица вышестоящему должностному лицу либо в районный суд в порядке, предусмотренном статьями 218-219 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также можно подать жалобу в прокуратуру в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации":

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

т.к. согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации":

Читайте также: