Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам 2020

Опубликовано: 10.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 16 июня 2020 г. N 09-07-09/52225 Об условиях отнесения задолженности перед бюджетом к просроченной

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев письмо Общероссийской общественной организации (далее - Организация) по вопросам, связанным с задолженностью Организации перед федеральным бюджетом, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также no оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Министерство финансов Российской Федерации полагает возможным отметить следующее.

Отношения, возникающие между Управлением и Организацией в процессе предоставления Организации субсидий из федерального бюджета, регулируются положениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - бюджетное законодательство), а также, в части не противоречащей бюджетному законодательству - гражданским законодательством Российской Федерации.

Исходя из информации, содержащейся в рассматриваемом письме Организации, субсидии из федерального бюджета предоставлялись Организации в 2007-2017 годах на основании пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации.

В частности в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 68-рп "Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина" Организации в 2016 году была предоставлена субсидия из федерального бюджета на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, был утвержден приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 25.04.2016 N 152 (далее - Порядок предоставления субсидий).

Исходя из положений пункта 3 Порядка предоставления субсидий, предоставление из федерального бюджета субсидий осуществлялось в соответствии с указанным Порядком и договором, заключенным между Управлением и Организацией (далее - договор), в котором предусматривался, в том числе, порядок возврата сумм, использованных Организацией, в случае установления по итогам проверок, проведенных Управлением, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидий, определенных Порядком и договором.

В соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления субсидий при нарушении Организацией условий предоставления субсидии на основании письменного требования Управления субсидии подлежат возврату в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

Таким образом, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, применительно к рассматриваемому в письме Организации случаю, обязанность возврата в федеральный бюджет предоставленной субсидии у Организации возникает в случае добровольного возврата либо принудительного взыскания с других некоммерческих неправительственных организаций предоставленных Организацией грантов в установленный договором срок с момента поступления соответствующих средств на счет Организации, если иное не предусмотрено условиями договора, а также - в случае нарушения Организацией целей и условий предоставления субсидий в течение 10 рабочих дней с момента получения требования Управления о возврате.

Вместе с тем информация о результатах проверок, проведенных Управлением, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактах нарушения Организацией целей и условий предоставления субсидий, нарушения другими некоммерческими неправительственными организациями установленных целей и условий предоставления грантов, получения требований Управления о возврате субсидии, необходимые для определения лица, обязанного обеспечить возврат предоставленных из федерального бюджета средств (возмещение убытков), в письме Организации отсутствует.

При рассмотрении вопроса об отнесении задолженности перед бюджетом к просроченной необходимо учитывать, что дебиторская задолженность по возврату организациями - получателями субсидий неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет, отраженная администратором доходов на счетах аналитического учета счетов 1 205 5Х 000 "Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера", 1 205 6Х 000 "Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера", а также кредиторская задолженность организаций - получателей субсидий по указанным расчетам, до наступления установленного срока перечисления в доход бюджета указанных возвратов не относится к просроченной задолженности.

Учитывая изложенное, кредиторская задолженность Организации (как оператора) перед федеральным бюджетом в сумме предъявленных получателям грантов требований Организации по возврату средств грантов до момента поступления денежных средств от получателей грантов (должников по возвратам) на банковские счета Организации не относится к просроченной задолженности Организации перед федеральным бюджетом.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание Организации, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Следует принимать во внимание, что платежи в бюджет, возникшие по искам о возмещении ущерба публично-правовому образованию, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию по основаниям, предусмотренным нормами статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по решению администратора доходов бюджета, принятому в порядке, установленном главным администратором доходов бюджета в соответствии с Общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2016 N 393.

A.M. Лавров

Обзор документа

В рассматриваемой ситуации организации в 2016 г. была предоставлена субсидия из федерального бюджета на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Минфин ответил на вопрос о возврате средств субсидии в бюджет.

Эксклюзивно для сайта Бухгалтерия.ру. Материал предоставлен издателем книги «Годовой отчет 2017 под редакцией В.И.Мещерякова».

  1. Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП
  2. Как начислить НДС
  3. Бухучет страховых взносов
  4. Как начислить налог на доходы физических лиц
  5. Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета
  6. Как сверить данные с ИФНС
  7. Задолженность по налогам и сборам в балансе

Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика – за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Как начислить НДС

НДС к уплате в бюджет начисляют при совершении отдельных хозяйственных операций. Моментом начисления является наиболее ранняя из двух дат:

  • день, когда отгружены или переданы товары (работы, услуги, имущественные права) покупателю;
  • день поступления оплаты (в том числе частичной) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Фирма может не отгружать товар, а передать право собственности на него покупателю. Такую передачу, по Налоговому кодексу, приравнивают к отгрузке. Таким образом, после отгрузки товара или передачи права собственности на него вы должны начислить налог.

Для начисления налога примените проводки:

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им товары (готовую продукцию, полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы, оказанные услуги);

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им основные средства, нематериальные активы, материалы, другое имущество, продажа которого не явля­ется для организации обычным видом деятельности;

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков за оказанные услуги, реализация которых не является для организации обычным видом деятельности (например, однократная сдача в аренду основных средств);

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС при передаче имущественных прав;

Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС при строительстве хозспособом, при импорте товаров, при восстановлении НДС в момент передачи имущества в уставный капитал другой фирмы;

Дебет 76 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС при получении аванса (предоплаты) от покупателя или заказчика;

Дебет 60 (76) Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— удержан налоговым агентом НДС из доходов продавца.

Бухучет страховых взносов

Страховые взносы с 01.01.2017 администрируются налоговыми органами. Соответствующая глава 34 введена в состав НК РФ . Тем не менее, эти платежи не являются налоговыми и учитываются обособленно, а также обособленно отражаются в бухгалтерской отчетности.

Для учета расчетов по страховым взносам предназначен одноименный счет 69. К нему открываются субсчета в разрезе видов социального страхования и организуется аналитический учет для обособленного учета текущих платежей по страховым взносам и штрафных санкций.

Как начислить налог на доходы физических лиц

Начисление налога на доходы физических лиц отразите с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц»
— удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам вашей организации;

Дебет 75 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц»
— удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных участникам или акционерам, если они не являются работниками вашей организации;

Дебет 76 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц»— удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам по договорам граж­данско-правового характера.

Начисление НДФЛ в учете нужно проводить в день выплаты дохода.

Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета

Для отражения операций по расчетам с бюджетам по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Задолженность по налогам и сборам фиксируется по кредиту 68 счета.

Как сверить данные с ИФНС

Как минимум раз в год (при проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности) необходимо сверить данные компании по налоговым долгам с данными ИФНС. Рекомендуем это делать чаще. Это не сложно, особенно если у вашей организации подключен ЭДО с инспекцией или зарегистрирован личный кабинет на официальном сайте ФНС.

Для подтверждения задолженности необходимо подписать с инспекцией акты сверки по всем фискальным платежам. Это может занять некоторое время. Для оперативной проверки удобно использовать документ «Справка о состоянии расчетов». В одной форме сведены сведения о сальдо расчетов по всем платежам.

Задолженность по налогам и сборам в балансе

Обязательства компании, в том числе перед бюджетом, отражаются в пассиве баланса. Задолженность по налогам и сборам показывается либо в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1450 «Прочие обязательства» (при долгосрочной задолженности, в отношении которой плательщику предоставлена рассрочка/отсрочка, инвестиционный налоговый кредит), либо в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1520 «Кредиторская задолженность».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Как известно, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внес многочисленные изменения и дополнения в обе части Налогового кодекса РФ. Рассмотрим поправки в первую (общую) часть НК РФ (касающиеся организаций и предпринимателей), которые вступят в силу 1 апреля и 1 октября 2020 г.

Новые правила взыскания с организаций и предпринимателей небольших сумм задолженности

Изменения касаются принудительного взыскания налоговиками задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) за счет (ст. 46 НК РФ):

  • денежных средств и драгоценных металлов на счетах должника (организации или ИП) в банках;
  • электронных денежных средств должника.

По действующим правилам решение о взыскании такого долга должно быть принято налоговой инспекцией не позднее двух месяцев после истечения срока, отведенного должнику в требовании о его самостоятельной уплате. Если инспекция не уложится в этот срок, взыскать задолженность она сможет только в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

С 01.04.2020 двухмесячный срок для принятия ИФНС решения о взыскании будет отсчитываться от разных дат в зависимости от суммы задолженности:

  1. сумма долга по одному требованию превышает 3000 руб. – от даты истечения срока исполнения этого требования (т.е. в прежнем порядке);
  2. сумма задолженности (по одному или суммарно по нескольким требованиям) не превышает 3000 руб.:
    • от даты, когда сумма задолженности по нескольким требованиям превысит 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования;
    • от даты истечения указанного трехлетнего срока, если общая задолженность за это время так и не превысит 3000 руб.

Такой порядок следует из п. 11 ст. 1 Закона № 325-ФЗ.

Какие-либо переходные положения для рассмотренных нововведений Законом № 325-ФЗ не предусмотрены. Не вполне ясно, применяются новые правила к недоимке, выявленной до 1 апреля 2020 г., или нет. Следовательно, встает вопрос, в какие предельные сроки следует направлять требование об уплате и принимать решение о взыскании сумм задолженности, не превышающей 3000 руб., если она обнаружена до 01.04.2020 (например, в январе 2020 г.), а требование об уплате до этой даты не направлялось (либо требование направлялось, но решение о взыскании не принималось).

На сайте nalog.ru появится информация об обременениях имущества в пользу налоговиков

В силу п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) может обеспечиваться:

  • залогом имущества;
  • наложением ареста на имущество;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке;
  • банковской гарантией.

Кроме того, для обеспечения возможности исполнения решения по результатам налоговой проверки ИФНС может (еще до вступления решения по проверке в силу) запретить налогоплательщику отчуждать или передавать в залог (без согласия инспекции) определенное имущество (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).

С 01.04.2020 сведения о залоге, аресте, а также о запрете отчуждения (передачи в залог) имущества налогоплательщика (залогодателя) должны отражаться на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Такие сведения не признаются налоговой тайной. Состав сведений и порядок их размещения на указанном сайте утвердит сама Налоговая служба (п. 18, 36 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Новый случай залога имущества в пользу налоговой службы

По действующим правилам передать имущество в залог налоговому органу можно только на основании договора. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ).

С 01.04.2020 имущество налогоплательщика будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа на основании закона, если (пп. "б" п. 19 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • налогоплательщик не погасит в течение одного месяца задолженность, указанную в решении ИФНС о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии со ст. 77 НК РФ. Именно арестованное имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа. При этом с момента возникновения залога арест, ранее наложенный на это имущество, прекращается (пп. "б" п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ);
  • вступило в силу решение инспекции, исполнение которого обеспечено в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ запретом на отчуждение или передачу в залог (без согласия ИФНС) определенного имущества налогоплательщика. Именно это имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа.

Если имущество налогоплательщика уже в залоге у третьих лиц, то у налогового органа возникает последующий залог (кроме ситуаций, когда передача такого имущества в последующий залог не допускается). При этом преимущественное право удовлетворения требования ИФНС за счет залога не распространяется на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенных для удовлетворения требований, которые в соответствии со ст. 855 ГК РФ предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Залог в пользу налоговиков подлежит государственной регистрации и учету по правилам ст. 339.1 ГК РФ.

Новые способы отмены ареста имущества

В настоящий момент организация, у которой долги перед бюджетом, вправе попросить инспекцию заменить арест, наложенный на ее имущество, залогом имущества на основании договора. При этом такая замена является правом налоговиков (п. 12.1 ст. 77 НК РФ).

С 1 апреля 2020 г. организации смогут претендовать на отмену ареста имущества при предоставлении инспекции (п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • банковской гарантии, отвечающей требованиям ст. 74.1 НК РФ, на сумму, указанную в решении ИФНС о взыскании налога (пеней, штрафов);
  • поручительства третьего лица, оформленного по правилам ст. 74 НК РФ.

Обязанности налогового агента в связи с постановкой на налоговый учет иностранного работника

Если в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ, представленных после 1 января 2020 г., инспекция обнаружит сведения об иностранных гражданах (лицах без гражданства), не состоящих в РФ на налоговом учете, она обязана поставить их на учет (с 01.04.2020) в ИФНС по месту нахождения (жительства) того налогового агента (организации или ИП), который первым представил по ним указанную налоговую отчетность. Речь идет об иностранцах, которые не имеют на территории РФ места жительства (пребывания), собственного недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 15 рабочих дней с момента представления 2-НДФЛ и (или) 6-НДФЛ.

У налоговиков появятся новые полномочия при взыскании крупной недоимки

По действующим правилам ИФНС вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (плательщика сборов, взносов, налогового агента), если (п. 1, 2 ст. 92 НК РФ):

  • проводится выездная налоговая проверка;
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в ходе которой выявлены противоречия и несоответствия, указанные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • документы и предметы получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо владелец этих предметов согласен на проведение их осмотра.

С 1 апреля 2020 г. в дополнение к вышеуказанным случаям должностные лица налоговых органов смогут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в соответствии со ст. 46 НК РФ принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств и драгоценных металлов на счетах организации-должника в банках и ее электронных денежных средств;
  • размер недоимки превышает 1 млн руб.;
  • решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
  • организация согласна на проведение такого осмотра.

Провести осмотр можно не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки (п. 32 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Кроме того, в такой ситуации наряду с осмотром налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах (по перечню, который должна утвердить ФНС России). Следует помнить: в отличие от осмотра (он возможен только в отношении организации), истребовать указанные документы (информацию) можно и у предпринимателей, в отношении которых принято аналогичное решение о взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Если налогоплательщик не представит документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 рабочих дней, ИФНС вправе истребовать их у иных лиц (п. 33 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Также нарушители могут быть привлечены к налоговой ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Переплату по федеральному налогу зачтут в счет недоимки по региональному или местному налогу (и наоборот)

Как известно, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
  • погашения недоимки по иным налогам;
  • погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

При этом сегодня зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Например, это означает, что переплату по транспортному (региональному) налогу нельзя зачесть в счет недоимки по земельному (местному) налогу. О том, какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным, см. ст. 12-15 НК РФ.

Аналогичные правила зачета (по соответствующим видам налогов и сборов) применяются также в отношении зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов по налогам, сборам (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Однако 1 октября 2020 г. абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ утрачивает силу. Это означает, что с этой даты любая переплата в бюджет (по налогу, сбору, штрафу, пеням) может быть зачтена в счет любых аналогичных предстоящих платежей в бюджет либо в счет погашения любой аналогичной налоговой задолженности (независимо от вида налога). Переходные положения для данной ситуации Закон № 325-ФЗ не устанавливает. Поэтому полагаем, что момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты.

Также следует учитывать, что указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Н. Н. Катаева
автор статьи, ведущий эксперт журнала "Главная книга"

Бывает, что для участия в конкурсе на госзаказ, получения кредита в банке или подтверждения контрагенту своей "чистоты" перед заключением договора организации или предпринимателю требуется справка об отсутствии задолженности по налогам.

Но при ее получении вдруг обнаруживается долг, о котором уже и думать забыли. Как списать такую налоговую задолженность, если гасить ее вы не планируете?

Какой долг перед бюджетом можно списать

Списать с лицевого счета налогоплательщика можно только безнадежную ко взысканию налоговую задолженность (пп. 1, 2 ст. 59 НК РФ; п. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@). Безнадежной считается такая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам, которую налоговая инспекция уже взыскать не может, например, из-за истечения сроков взыскания (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Внимание. Уплатить налог по требованию налогового органа нужно в указанный в нем срок.

Если срока нет, для его уплаты есть 8 рабочих дней со дня получения требования (п. 4 ст. 69 НК РФ).

ИФНС утрачивает возможность взыскать долг, в частности, если (Постановления 9 ААС от 03.03.2020 N 09АП-824/2020; АС ЗСО от 18.06.2019 N Ф04-2294/2019):

  • не приняты меры по бесспорному (внесудебному) взысканию налоговой задолженности в установленные сроки;
  • пропущены сроки для обращения в суд с иском о взыскании долга.

Срок на взыскание налогового долга надо считать со дня истечения срока исполнения требования о его уплате. При внесудебном взыскании сроки для принятия ИФНС решениястатьи (46, 47 НК РФ):

  • о взыскании с расчетного счета должника - 2 месяца;
  • о взыскании за счет его имущества (если денег на счетах недостаточно) - 1 год.

Для обращения ИФНС в суд сроки составляют:

  • 6 месяцев, если пропущен срок для принятия решения о взыскании с расчетного счета должника;
  • 2 года, если пропущен срок для принятия решения о взыскании за счет имущества должника.

После того как установленные сроки прошли, налоговики утрачивают право на взыскание налоговой задолженности.

Когда можно списать старый налоговый долг

Списать старый долг перед бюджетом можно только через суд. Основанием для списания будут:

  • судебный акт с формулировкой, что задолженность признана безнадежной ко взысканию или что инспекция не вправе взыскать ее из-за истечения срока взыскания;
  • решение налогового органа о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании.

Скорее всего, сама налоговая не будет "чистить" карточку лицевого счета налогоплательщика от "неликвидной" задолженности, поэтому подать иск о признании суммы долга безнадежной ко взысканию придется вам самим (Кассационное определение ВС от 18.03.2020 N 44-КА20-2; п. 9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57). И сделать это лучше, когда вы точно уверены, что все сроки на взыскание вашей задолженности ИФНС действительно пропустила.

При подаче заявления в суд придется уплатить госпошлину в размере 6 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Но в случае выигрыша уплаченную госпошлину можно будет взыскать с ответчика, то есть с налоговой инспекции.

В заявлении укажите, что просите признать сумму налоговой задолженности безнадежной ко взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной. Для подтверждения суммы старого долга к заявлению приложите акт сверки с налоговой и справку о состоянии расчетов по установленным формам (Приказы ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@, от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@).

Получив судебный акт, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать старый долг, вы можете подать в ИФНС заявление о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании.

К заявлению приложите копию вступившего в силу судебного акта, заверенную гербовой печатью суда (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ; п. 5 приложения N 2 к Приказу ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@).

В течение 6 рабочих дней после получения документов ИФНС вынесет решение о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании. И спишет задолженность из карточки лицевого счета.

Поскольку обязанности вручить вам копию принятого решения у налоговой нет, запросите ее сами, обратившись с письменным заявлением (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ; пп. 3, 5 приложения N 1 к Приказу ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@).

Справка. При отсутствии судебного акта о признании долга безнадежным ко взысканию (до момента вступления его в силу) в выдаваемой ИФНС справке расчеты по налогам, пеням, штрафам отражаются с учетом всех задолженностей. В том числе и тех, возможность принудительного взыскания которых утрачена (п. 9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57). Но в этом случае налоговый орган может указать в справке и об утрате возможности взыскания суммы недоимки из-за истечения срока взыскания.

Как отразить списание налоговой задолженности в учете

Списание задолженности нужно отразить в учете на дату вынесения ИФНС решения. Включать в доходы для расчета налога на прибыль списанную безнадежную кредиторскую задолженность по налогам, пеням и штрафам не надо (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Но есть исключение. При списании недоимок по налогам, которые ранее при начислении учитывались в "прибыльных" расходах, их придется учесть в составе внереализационных доходов в периоде списания как доходы прошлых лет, выявленные в текущем периоде (п. 33 ст. 270 НК РФ). Это, например, недоимка по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, страховым взносам. Уточненную декларацию по налогу на прибыль за прошлые периоды представлять не требуется.

А нужно ли на УСН включать во внереализационные доходы списанные по решению налоговых органов недоимки по налогам, которые в период применения общей системы налогообложения при начислении учитывались в "прибыльных" расходах? Этот вопрос мы задали специалисту. И получили такой ответ.

Включение в "упрощенные" доходы списанной недоимки

КОСОЛАПОВ Александр Ильич. Государственный советник РФ 1 класса

- При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов перед бюджетом, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством или по решению Правительства РФ (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому признанные безнадежными ко взысканию недоимки по налогам, которые при начислении были учтены в расходах, при списании их по решению ИФНС внереализационных доходов не образуют.

Получается, что для упрощенцев никакого исключения нет. И отражать списанный старый налоговый долг в доходах им не надо независимо от того, включали они налог при начислении в расходы или нет.

Пример. Отражение в бухучете списания старого налогового долга

Условие. По решению налоговой инспекции от 19.10.2020 признана безнадежной ко взысканию и списана задолженность организации в общей сумме 372 952 руб., из них:

  • недоимка по налогу на имущество - 103 208 руб.;
  • задолженность по пеням и штрафам - 269 744 руб.

Решение. В бухучете надо сделать такие записи.

Читайте также: