Содержат прогнозную оценку общего индекса инфляции сведения о системе налогообложения

Опубликовано: 02.05.2024

Индекс-дефлятор — это показатель, который применяют к сметной стоимости работ в текущих или базисных ценах. Его используют для прогнозирования инфляции и влияния таких ожиданий на стоимость контракта.

Что ожидается в 2021 году

Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.

В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:

  • НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
  • УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
  • ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
  • ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
  • торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).

Дефляторы влияют на конечную цену товаров, работ и услуг. Используйте новые индексы и их отраслевые значения при подготовке прогнозов и планировании закупок на 2021 год.

ВАЖНО! НМЦК для некоторых товаров, работ и услуг рассчитывают с учетом действующих индексов-дефляторов. Например, при определении начальной (максимальной) цены контракта для строительства индекс дефляции применяют для пересчета текущих цен к базовым. Получившееся значение отражают в сметном расчете. Коэффициент дефляции в основном используют для целей налогообложения.

Что понимается под дефлятором

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. В ст. 11 НК РФ указано, что такое коэффициент-дефлятор, — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2021 года прогнозно рассчитана еще в 2018 году. Показатель используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом цен на товары, работы и услуги, зафиксированных в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, коэффициент-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития еще не утвержден, но опубликован в проекте приказа от 14.10.2020.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируются нормативными актами правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении правительства №1234 от 14.11.2015. Приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 закрепляет порядок применения индексов цен и дефляторов при осуществлении гособоронзаказа.

Используйте бесплатно готовое решение от экспертов КонсультантПлюс, чтобы узнать текущее значение дефляторов или разобраться, как правильно их использовать.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Как рассчитать

Чтобы рассчитать коэффициент-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития, используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.

В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.

Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:

— фактический показатель стоимости произведенных товаров, работ, услуг в отчетном периоде;

— стоимостное выражение реализованных товаров, работ, услуг в отчетном периоде по стоимости базисного периода.

Результат расчетов позволяет проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода по сравнению с базисными ценами по аналогичным категориям товаров, реализованных в отчетном периоде. Коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.

При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, определяют уровень инфляции. Если расчетное значение больше 1 (или больше 100%, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.

Каковы прогнозные значения

Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.

При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.

Отрасли2021202220232024
Добыча полезных ископаемых103,1103,8104,1104,2
Добыча нефти и газа102,7103,5103,7103,9
Обрабатывающие производства103,3104,1104,2104,3
Промышленность103,4104,0104,1104,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром104,0104,0104,0104,0
Водоснабжение и водоотведение104,0104,0104,0104,0
Строительство104,1105,1104,3104,4
Сельское хозяйство103,1103,9103,9104,2
Транспорт104,1104,0104,0104,0
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)103,7103,7103,8103,8
Оборот розничной торговли103,5104,3103,9104,0
Платные услуги населению104,2103,9104,2104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.

30 сентября 2020 года Минэкономразвития опубликовало прогноз социального развития до 2024 года. Специалисты определили уровень экономического роста и инфляции:

По расчетам индекс потребительских цен Минэкономразвития на 2021 год составит:

Как используют в закупках по 44-ФЗ

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупок на 2021 год и последующие периоды и при обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. В этом документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий, 2021 год, так и на плановый период 2022–2024 года.

Использование дефлятора в закупках строительных работ

Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (письмо Минфина №24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс-дефлятор на 2020 год для смет указан в социально-экономическом прогнозе. По расчетам, индекс-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития для смет — 104,1 (из таблицы прогнозных значений).

При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом. Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или проводит торги, НМЦК рассчитывается с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития №567 от 02.10.2013.

Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ — статьей 8.3. Дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

Минстрой рекомендует использовать индекс дефляции для пересчета сметной стоимости работ по госконтрактам на строительство для приведения в соответствие с уровнем цен на момент определения НМЦК. Если проект сметы разработан по сметно-нормативной базе, которую применяли на дату формирования НМЦК, используйте индексы изменения сметной стоимости, которые действовали на дату определения начальной цены (письмо Минстроя №9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Если ПСД разработан по нормативам, не применяемым на дату формирования НМЦК, используйте индексы Росстата:

  • индексы фактической инфляции (официальный сайт Росстата);
  • индексы прогнозной инфляции (официальный сайт Минэкономразвития).

Дефлятор применяют и при расчете стоимости проектных работ для корректного планирования будущих капитальных вложений.

Как используют в закупках по 223-ФЗ

Дефляторы в рамках 223-ФЗ применяют для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. Организация-заказчик обязана предусмотреть такую возможность в положении о закупках.

Как применяют в гособоронзаказе

Индекс используется и при выполнении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты из приказа №190 от 01.04.2020.

Ключевыми аспектами использования индекса в области выполнения гособоронзаказов выступают:

  1. Определение прогнозной и фактической контрактной цены при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
  2. Формирование прогнозной стоимости и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.

Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, в том числе товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.

Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на такой госзаказ определяется по ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 22 для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.

Использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.

В настоящее время расчет НМЦК на выполнение строительно-монтажных работ производится в соответствии с Приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр «Об Утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (далее – Приказ № 841).

Следует отметить, что разработав Приказ № 841 Минстрой России провел важную и значимую работу по обобщению практики формирования НМЦК на региональном и федеральном уровнях, в том числе установив порядок расчета с применением среднеарифметического расчета прогнозной инфляции на период выполнения работ по соответствующим периодам в году и распределения финансирования в зависимости от доведенных лимитов финансирования по ФАИП, а также возможности определения по периодам в соответствии с проектом организации строительства.

Можно сделать предположение, что двоякость толкования возникла, поскольку рассматриваемые примеры в разъяснительных письмах Минстроя России описывают расчет НМЦК на первый месяц года.

Примеры применяемых расчетов в приложениях к письмам Минстроя России от 18 марта 2020 г. N 8323-ОГ/09 (далее Письмо № 8323) и от 16 марта 2020 г. N 9333-ИФ/09 (далее - Письмо № 9333) даны по состоянию на начало года и в связи с этим возникает неоднозначность трактовки определения индекса прогнозной инфляции за первый год строительства объекта.

В нашем случае расчет НМЦК составлен на сентябрь 2020 года. Начало строительства ноябрь 2020 года, окончание декабрь 2022 года.

Индексы-дефляторы Минэкономразвития России по строке «Инвестиции в основной капитал» на 2020 год 103,6%, на 2021 год 103,7%. Ежемесячный индекс-прогноз на год равен корню двенадцатой степени, на 2020 год 1,00295, на 2021 год 1,00303, на 2022 год 1,00303.

Согласно Приказу № 841 индекс прогнозной инфляции за первый год строительства объекта, определяется как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на дату начала строительства объекта и индексом прогнозной инфляции на декабрь первого года строительства объекта. Определяем К1 (индекс прогнозной инфляции в первый год строительства) как среднее арифметическое между индексом на ноябрь и декабрь 2020: 1,0029510 (от января до ноября), а на декабрь 2020г. 1,0029511 (от января до декабря). Но, в таком случае, мы, определяя индекс прогнозной инфляции, ещё раз учитываем инфляцию до ноября месяца, несмотря на то, что мы уже учли фактическую инфляцию в расчете НМЦК по сентябрь.

Анализ размещения государственных закупок, опубликованных в период 2020 года показывает, что таким методом расчета НМЦК воспользовалось значительное количество государственных заказчиков.

Однако если домыслить логику последовательности применения фактического и прогнозного индексов инфляции и разделения их датой формирования НМЦК, то более вероятна трактовка, что при начале строительства в ноябре 2020 года, и месяце составления НМЦК - сентябре, среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на ноябрь и декабрь 2020 будет вычисляться как среднее арифметическое от индекса на ноябрь как 1,00295² по отношению к сентябрю и ежемесячным индексом 1,00295³ на декабрь по отношению к сентябрю. В итоге получаем К1= (1,00295²+1,00295³)/2.

Учитывая долю сметной стоимости работ, подлежащих выполнению подрядчиком, соответственно в 1-й, 2-й, 3-й годы строительства объекта как 30%, 30% и 40% и стоимостью СМР до применения индекса прогнозной инфляции 500 млн. руб., применяя различные варианты расчета, мы получим НМЦК 531,28 млн. руб. в первом случае и 524,47 млн. руб. во втором.

В соответствии с произведенным расчетом возникает вопрос по определению индекса прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за первый и второй годы строительства объекта, который рассчитывается как произведение индекса прогнозной инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом на декабрь первого года строительства объекта, и индекса прогнозной инфляции на второй год строительства объекта, определенного как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на январь второго года строительства объекта и индекса прогнозной инфляции на декабрь второго года строительства объекта и при различных трактовках будет давать разницу в вычислениях на первый и последующие годы строительства объекта.

Исходя из примеров расчета в соответствии с Письмами № 8323 и № 9333 возможный расчет прогнозного индекса на второй год (2021-ый) строительства может выглядеть следующим образом:

1. Индекс, учитывающий инфляцию за первый год (2020) равный индексу расчета на конец строительства как от января до декабря, т.е. 1,0029511 , соответственно К2 =1,0029511 * (1,00303+1,0030312)/2.

2. Индекс, учитывающий инфляцию за первый год (2020-ый), равный индексу расчета на конец строительства, вычисленному в конкретном случае как среднее арифметическое от индекса на ноябрь как 1,00295² по отношению к сентябрю и ежемесячным индексом 1,00295³ на декабрь по отношению к сентябрю, соответственно К2 = (1,00295²+1,00295³)/2 *(1,00303+1,0030312)/2.

Что, соответственно, приводит к различным вариантам расчета и изменению НМЦК.

В то же время разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах. Вопрос до сих пор остается открытым, так как в ответе на наше обращение Минстрой России отметил, что планирует выпустить ещё одно разъяснительное письмо с указанием однозначной трактовки определения индекса прогнозной инфляции. Однако, на сегодняшний день, такое письмо ещё не опубликовано.

16.01.2021 выпущено обновление ПК «Гранд-Смета» с автоматическим расчетом НМЦК, что в принципе не снимает разночтений, так как используется один из описанных вариантов без разъяснений насколько он корректен. При проведении различного уровня проверок, особенно в случае проведения проверки Федеральным казначейством, контролирующим правомерность расходования средств федерального бюджета, возможны замечания из-за различных трактовок Приказа № 841, что для крупных строительных объектов будет выражаться в превышении расходования средств федерального бюджета на несколько миллионов рублей, или, при перестраховки заказчика, снижения НМЦК, и возможного недостатка средств на качественное выполнение работ в рамках ССР.

Тому, кого не волнует правда в мелочах , нельзя доверять крупные дела.

Сведения об экономическом окружении проекта должны включать:

- прогнозную оценку общего индекса инфляции и прогноз абсолютного или относительного (по отношению к общему индексу инфляции) изменения цен на отдельные продукты (услуги) и ресурсы на весь период реализации проекта;

- прогноз изменения обменного курса валюты или индекса внутренней инфляции иностранной валюты на весь период реализации проекта (по данному и предыдущему пунктам желательно составление различных сценариев прогноза);

- сведения о системе налогообложения.

Определение прогнозных цен обычно производится последовательно по шагам расчета исходя из темпов роста цен на каждом шаге. В отдельных случаях динамика прогнозных цен задается исходя из необходимости сближения структуры этих цен со структурой мировых цен.

Примерная форма представления информации об инфляции дается в табл. П3.1 (Приложение 3).

Источником указанной информации являются перспективные планы и прогнозы органов государственного управления в области экономической политики и финансов, анализ тенденций изменения цен и валютного курса, анализ структуры цен на продукты (услуги) и ресурсы в России и в мире.

Информация о системе налогообложения должна включать прежде всего возможно более полный перечень налогов, сборов, акцизов, пошлин и иных аналогичных платежей (далее - налогов). Особое внимание должно быть уделено налогам, регулируемым региональным законодательством (налоги субъектов Федерации и местные налоги). По каждому виду налогов необходимо привести следующие сведения:

- периодичности выплат налога (сроки уплаты);

- о льготах по налогу (в части, относящейся к предприятиям - участникам проекта). В случае, если состав и размеры льгот установлены федеральным законодательством, достаточно указать документ, в соответствии с которым они определяются. Льготы, введенные субъектами Федерации и местной администрацией, описываются полностью;

- распределении налоговых платежей между бюджетами различного уровня.

Указанная информация приводится раздельно по группам налогов, платежи по которым по-разному отражаются в балансе предприятия (см. Приложение 8).

В случае если сведения о конкретном налоге установлены федеральным законодательством, достаточно указать соответствующий документ. В случае, если для соответствующего региона или вида производства этот налог исчисляется в ином порядке, необходимо привести соответствующие дополнения и изменения.

3.4. Сведения об эффекте от реализации проекта

в смежных областях

При оценке эффективности общественно значимых ИП в проектных материалах рекомендуется приводить дополнительную информацию, содержащую описание количественного или качественного эффекта от реализации проекта для народного хозяйства: об изменении доходности существующих и о возможности создания новых производств за счет появления новой продукции, об изменениях транспортных условий, изменениях в области экологии и в социальной сфере и др.

В расчетах эффективности рекомендуется учитывать также влияние реализации проекта на деятельность сторонних предприятий и населения, в том числе:

- изменение рыночной стоимости имущества граждан (жилья, земельных участков и др.), обусловленное реализацией проекта;

- снижение уровня розничных цен на отдельные товары и услуги, обусловленное увеличением предложения этих товаров при реализации проекта;

- влияние реализации проекта на объемы производства продукции (работ, услуг) сторонними предприятиями ;

В частности, за счет развития социальной инфраструктуры в пунктах создания новых предприятий.

- воздействие осуществления проекта на здоровье населения;

- экономию времени населения на коммуникации, обусловленную реализацией проекта в области транспорта и связи.

Информация приводится в произвольной форме.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с заметным уровнем безработицы, рекомендуется учитывать экономию бюджетных средств на создание эквивалентного количества рабочих мест.

При наличии методических документов по стоимостной оценке влияния указанных факторов в расчетах эффективности отражаются соответствующие денежные потоки (изменения доходов и расходов сторонних предприятий и населения, изменения доходов и расходов бюджета, стоимостная оценка экологических, социальных и иных последствий проекта для населения и общества в целом). Допускается также экспертная оценка.

Источником информации могут служить перспективные планы органов государственного управления в области экономической политики и результаты специальных исследований о перспективах использования в народном хозяйстве продукции (услуг), производство которой предусмотрено проектом, о средней зарплате и уровне занятости в период составления проекта и в перспективе.

date image
2014-02-02 views image
2603

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Денежные потоки и показатели бюджетной эффективности

Показатели
Поступления в бюджет (включая налоги, сборы и т.п., возврат займов и процентов по ним, дивиденды по акциям, находящимся в собственности региона)
Расходы бюджета (включая субсидии, дотации, займы и расходы на приобретение акций)
Бюджетный эффект (чистый доход бюджета) (стр.1-стр.2)
Дефлированный бюджетный эффект (при расчетах в текущих ценах совпадает со стр.3)
То же накопленным итогом
Норма дисконта
Коэффициент дисконтирования
Коэффициент распределения (в случае необходимости)
Дисконтированный (распределенный) бюджетный эффект (стр.4*стр.8*стр.7)
То же накопленным итогом (ЧДДб - в последнем столбце)
Индекс доходности гарантий (ИДГ) (отношение ЧДД бюджета к величине гарантий (для гарантий кредита))
Внутренняя норма доходности бюджетной эффективности (ВНДб)(ВНД бюджета может существовать только в том случае, когда чистый доход бюджета на первых шагах отрицателен)

Инфляция - это повышение общего уровня цен с течением времени, что приводит к снижению покупательной способности денег. Инфляция во многих случаях существенно влияет на величину эффективности ИП, условия финансовой реализуемости, потребность в финансировании и эффективность участия в проекте собственного капитала. Это влияние особенно заметно для проектов

- с длительным инвестиционным циклом (например, в добывающей промышленности);

- требующих значительной величины заемных средств;

- реализуемых с одновременным использованием нескольких валют (многовалютные проекты).

Инфляционный фактор должен учитываться и при оценке влияния неопределенности и рисков на эффективность инвестиционного проекта.

Учет инфляции осуществляется с использованием:

- общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции;

- прогнозов валютного курса рубля;

- прогнозов внешней инфляции;

- прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в том числе газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, СМР, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу;

- прогноза ставок налога, пошлин, ставок рефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственного регулирования.

Для учета инфляции используются два метода: учет инфляции в норме дисконта и в прогнозируемых денежных потоках.

Первый метод базируется на довольно спорном предположении об одинаковом расчёте всех цен как на продукцию, так и ресурсы, т.е. предполагается однородная инфляция. В этом случае достаточно увеличить норму дисконта на процент инфляции (с использованием формулы Фишера: ).

На самом деле цены на различные товары изменяются неодинаково, те, в реальной экономике имеет место неоднородная инфляция. Это обстоятельство особенно важно в сложившейся экономической ситуации в России, где постоянно происходят структурные изменения в ценообразовании, в результате чего индекс инфляции на различные группы товаров, участвующих в одном проекте, могут различаться в несколько раз. Фактически каждый инвестиционный проект имеет свою уникальную инфляционную среду, формирование которой зависит от отрасли и региона, в которых реализуется этот проект, а также от ряда других факторов.

В идеальном случае учёт инфляции следует вести по каждому продукту, участвующему в проекте. Однако это трудно реализуемо и поэтому на практике инфляция описывается по основным статьям поступлений и затрат: выручка от реализации продукции, стоимость материалов и комплектующих изделий, заработная плата, общие и административные издержки, стоимость основных фондов.




Прогноз инфляционных процессов используется при расчёте цен как на продукцию, являющуюся результатом реализации инвестиционного проекта, так и на потребные ресурсы. В экономических обоснованиях инвестиций используются текущие (без учета инфляции), прогнозные (с учетом инфляции) и дефлированные (прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени с помощью так называемого дефлятора) цены. Для народного хозяйства в целом дефлятор равен отношению валового национального продукта (или валового внутреннего продукта) в ценах на данный момент времени к соответствующему объёму в ценах начального (базового) момента времени. Для определения величины дефлятора часто используется корзина продуктов, сохраняющая постоянный состав в течение длительного времени.

Дефлированные цены используются для расчёта показателей эффективности инвестиционного проекта, если затраты и поступления выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечить сопоставимость результатов, полученных при различных уровнях инфляции.

Для описания влияния инфляции на эффективность инвестиционного проекта используются следующие показатели, описывающие инфляцию

- общий индекс инфляции за период (с нулевого шага до конца m-го шага), отражающий отношение среднего уровня цен в конце m-го шага к среднему уровню цен в начальный момент времени (GJm, GJ0 = 1) (базисный общий индекс инфляции);

- общий индекс инфляции за m-й шаг Jm, отражающий отношение среднего уровня цен в конце m-го шага к среднему уровню цен в конце шага (m-1) (цепной общий индекс инфляции);

- темп (уровень, норма) общей инфляции за этот шаг im, выражаемый обычно в процентах в год (или в месяц);

- средний базисный индекс инфляции на m-ом шаге MJm, отражающий отношение среднего уровня цен в середине m-го шага к среднему уровню цен в начальный момент.

Аналогичными показателями характеризуется изменение цен на отдельные виды товаров и услуг. Через GJ k m и J k m, обозначаются соответственно базисный и цепной индексы цен на k-й продукт (ресурс, услуг).

Разновидностью индексов цен является индекс переоценки основных фондов, отражающий изменение балансовой и остаточной стоимости фондов при периодически проводимой их переоценке (по существующим правилам один раз в год). Необходимость учета переоценки обусловлена, в частности, тем, что она влияет на стоимость имущества, размеры амортизации и другие важные показатели проекта. Различают цепной индекс переоценки, отражающий увеличение стоимости фондов при данной переоценки, и базисный индекс, отражающий аналогичное изменение по сравнению со стоимостью в начальной точке. В расчетах эффективности могут использоваться как усредненные, так и дифференцированные по видам основных фондов индексы переоценки.

Инфляция называется равномерной, если темп общей инфляции im не зависит от времени (при дискретном расчете – от номера m шага).

Величины индексов и темпов инфляции зависят от вида используемой валюты. Для многовалютных проектов дополнительно необходимо знать индексы (или темпы) изменения валютного курса для всех шагов расчёта.

Основное влияние на показатели эффективности ИП оказывает:

- неоднородность инфляции (т.е. различная величина ее уровня) по видам продукции и ресурсов;

- превышение уровня инфляции над ростом курса иностранной валюты.

Инфляция называется однородной, если темпы изменения цен всех товаров и услуг зависят только от номера шага, но не от характера товара или услуги. Если эти условия нарушаются инфляция называется неоднородной. Для учета неоднородности инфляции удобно ввести базисные коэффициенты неоднородности (отношение базисного индекса цен на k-й продукт (услугу, ресурс) к базисному общему индексу инфляции) и коэффициенты неоднородности темпов роста цен (отношение темпа изменения цен k-й продукт (услугу, ресурс) к темпу общей инфляции за аналогичный шаг) для каждого продукта на каждом шаге. При однородной инфляции значение коэффициентов неоднородности для каждого продукта, а также цепных индексов внутренней инфляции инвалюты равны единице для любого шага.

Однородная инфляция также может влиять на показатели инвестиционного проекта за счёт изменения влияния запасов и задолженностей (увеличение запасов материалов и кредиторской задолженности становится более выгодным, а запасов готовой продукции и дебиторской задолженности — менее выгодным, чем без инфляции).

Прогноз цен на продукты можно производить как непосредственно, так и с помощью коэффициентов неоднородности.

Для того чтобы учесть влияние инфляции на показатели эффективности инвестиционного проекта, необходимо на основе прогнозных цен определить рублёвую и валютную составляющие денежных потоков в прогнозных ценах, после чего привести их к единому потоку. Как правило, единый поток в российских условиях выражается в рублях (или в соответствии с требованиями инвестора).

На этапе определения показателей эффективности инвестиционного проекта с целью исключения из расчёта общего изменения масштаба цен, но сохранения при этом изменений в структуре цен значения показателей единого потока в прогнозных ценах преобразуются в поток в дефлированных ценах.

Для получения более точных результатов как прогноз цен, так и дефлирование можно производить с использованием средних базисных индексов инфляции.

Для практического расчета полезно следующим образом классифицировать виды влияния инфляции:

• влияние на ценовые показатели;

• влияние на потребность в финансировании;

• влияние на потребность в оборотном капитале.

Первый вид влияния инфляции практически зависит не от ее величины, а только от значений коэффициентов неоднородности и от внутренней инфляции иностранной валюты.

Второй вид влияния зависит от неравномерности инфляции (ее изменения во времени). Наименее выгодной для проекта является ситуация, при которой в начале проекта существует высокая инфляция (и следовательно, заемный капитал берется под высокий кредитный процент), а затем она падает. Для избежания неоправданно высоких процентных выплат можно рекомендовать при заключении кредитных соглашений предусматривать пересмотр процентной ставки в зависимости от инфляции. Одной из возможностей такого рода является фиксация в кредитном договоре не номинальной (объявленной кредитором, учитывающей не только его доход, но и индекс инфляции), а реальной (номинальной процентной ставки, приведенной к неизменному уровню цен, т.е. «очищенной от влияния инфляции») процентной ставки.

Третий вид влияния инфляции зависит как от ее неоднородности, так и от уровня. По отношению к этому виду влияния все проекты делятся на две категории (в основном в зависимости от соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей). Эффективность проектов первой категории с ростом инфляции падает, а второй — растет.

Рекомендуется следующий порядок прогноза инфляции.

• установить, к какой категории, первой или второй, относится проект (если приняты меры для уменьшения влияния инфляции на потребность в финансировании, то для проектов второй категории следует использовать минимально возможный уровень инфляции (например, производить расчет в текущих ценах), для проекте первой категории из всех обоснованных прогнозов инфляции следует выбирать максимальный. Если такие меры не приняты, то необходимо рассмотреть сценарии, связанные с наиболее быстрым (из реально прогнозируемых) снижением инфляции от принятой максимальной до принятой минимальной величины);

• оценить нижний предел возможных изменений одной из характеристик изменения валютного курса (например, цепных индексов внутренней инфляции иностранной валюты), в том числе из соображений соотношения долларовых цен на продукцию: по проекту и существующих внутри страны и за рубежом.

Помимо этого, финансовая реализуемость и эффективность проекта должны проверяться при различных уровнях инфляции в рамках оценки чувствительности проекта к изменениям внешних условий.

При прогнозе инфляции следует учитывать официальные сведения, а также экспертные и прочие оценки, учитывающие дефлятор ВНП, и/или индексы цен по достаточно большой “корзине” постоянного состава.

основная литература

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция)/М-во экон.РФ, м-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. И жил.политике; рук.авт.кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: ОАО «НПО»Изд-во «Экономика», 2000.-421 с.

Определение НМЦК согласно 841 приказа Минстроя РФ

В данный момент Правительством Российской Федерации проводится большая работа по воссозданию строительно-инвестиционного климата на территории Российской Федерации. По инициативе Правительства Государственная дума РФ приняла пакет поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) " где была принята статья 110.2

Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, …

6. Объем, содержание работ по контрактам , предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

6.1. Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов , предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

7. *Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

*Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Эти поправки значительно улучшают привлекательность Государственных контрактов на проведения проектных работ, инженерных изысканий, строительно-монтажных работ и работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Очередной раз указывают на истину, прописанную в 743 статье ГК РФ, что объемы работ указаны по чертежу….

По приказу в условиях проведения конкурсных процедур, необходимо учитывать экономические факторы, которые обусловлены инфляционными процессами. Это дает возможность государственному и (или) муниципальному, заказчику учитывать эти инфляционные процессы для формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК) не пере утверждая ее стоимость в органе власти- экспертизе (нет необходимости проводить повторную экспертизу на предмет достоверности сметной стоимости).

Автор статьи указывает, что Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр., идет на пользу всей строительной отрасли, облегчает процедуры пересмотра НМЦК в связи с изменениями индексов сметной стоимости. Так же в приказе указан механизм расчета стоимости «Финансов» на момент завершения строительства с учетом будущих периодов, в которых учтен обязательный дискретный порядок расчета за выполненные работы.

Автор рекомендует этим принципом так же руководствоваться как государственным так и коммерческим структурам для более грамотного формирования договорных отношений.

Рассмотрим более внимательно с учетом требований законодательства и здравого смысла данный документ:

Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, …..Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства"

Автор поясняет, что в общих положениях, данного документа указан Порядок определения НМЦК, который распространяется и на капитальный ремонт. На капитальный ремонт не распространяется обязательные указания дискретной оплаты за выполненные работ указанные в п. 5 статьи 110,2 ФЗ № 44.

Далее в тексте приказа перечисляются порядок действия:

2. Определение НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги осуществляется заказчиками в процессе подготовки документации о закупке.

3. Определение НМЦК и начальной цены единицы товара, работы, услуги производится с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставкам, установленным для соответствующего вида товаров, работ и услуг, за исключением случаев, когда уплата НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не производится .

Особо обращаем внимание на пункт 8, в котором указана самое значительное изменение

НМЦК в случае, указанном в пункте 5 подпункт а) и б) настоящего Порядка, определяется с применением:

а) официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (или индексов фактической инфляции (Индексы фактической инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК;

б) индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" или прогнозных индексов инфляции (при наличии),. Индексы прогнозной инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта.

Уважаемые коллеги, на сайте ЕМИСС (Государственная система статистики) имеется показатель Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения с 2017г. Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения до 2024 г. Как пользоваться данной информацией указанно в приказе № 841.

статья3

В связи с этим очень хочется обратить ваше внимание на Приказ от 5 июля 2019 г. № 326/пр. "Об утверждении «Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства». Обращаю Ваше внимание в методике инет заветного слова фактический». В ней сравниваются фактические цены на сметные ресурсы. а именно ресурсы указанные в ПЗ, которые как вы знаете состоят из (ЗП + ЭММ+М) с базовым уровне цен (2000 г.) на анализируемый отчетный период. Об этом указывают пункты с 16 по 27 данного приказа № 326.

Далее в III главе этой методике, где идет указания на расчет коэффициентов пересчета анализируемых стоимостных показателей к базовой стоимости, фактических значений по которому рассчитывается математическая модель фактической инфляция и эти показатели размещаются на официальном сайте Правительства РФ (Письма Минстроя). Мы сметчики, применяя указанные из писем Минстроя коэффициенты, это действие называем расчет стоимости СМР в текущем уровне цен. То есть, мы отыгрываем фактическую инфляцию, слово «фактическая» это смысловое значение. СООТВЕ́ТСТВЕННО, это мое частное мнение в нашем понимании индекс пересчета из базовой цены на 01.01.2000 в текущею цену, указанную в ССРСС учитывает инфляционные процессы на момент проведения проверки достоверности сметной стоимости (эти требования указаны в пункте 45(13) ПП РФ № 145).

Автор приводит для закрепления и усвоения данных требований пример расчета, как данные из различных документов Минстроя РФ можно использовать для расчета фактической инфляции.

Допустим имеем ССРСС на момент 3 квартал 2017 года. Из официального документа органа власти ( Минстрой РФ) выбираем значение индекса согласно информации в Письме Минстроя России от 5 октября 2017 г. № 35948-ХМ/09 » по объекту капитального строительства «Школа, имеем значения на СМР К = 6,83, на ПНР это: К= 16,62; на оборудование это: К= 3,48; на прочие затраты: К= 7,02; Застройщик обязан проводить конкурсные процедуры с момента начала действия приказа № 841. На это момент (14.02.2020) в РФ действует.

Из письма Минстроя РФ выбираем индексы на I квартал 2020 года. Объекты образования К= 7,58; На ПНР это: К= 21,64; на оборудование это К= 3,82; прочие: К= 7,76; для Кемеровской области – регион Кузбасс.

Мы специалисты проводим по этим данным расчет индекса фактической инфляции, по информации Министерства строительства и ЖКХ, между этими периодами будет составлять значения:

СМР (7,58/6,83 - 1) х 100 % = 10,9809663250366 %, способ округления, это 2 знака после запятой = 10,98 % (или соответсвенно индекс инфляции имеет значение 1,11).

Далее, выполняем расчет индекса фактической инфляции:

- на ПНР это 21,64/16,62 =1,30;

- на оборудование это 3,82/3,48 = 1,10:

- прочие затраты 7,76/7,02 = 1,1.

Такой расчет делается по индексу к оборудованию, ПНР к прочим затратам для учета затрат ССРСС. Данный индекс фактической инфляции вставляем в формулу, согласно приказу № 841. Формула 9.

Ц = Спр x Кинф, (9)

Эти данные вставляем таблицу, указанную в приложении № 4

В пункте 22, приказа № 841, индекс прогнозной инфляции на период строительства рассчитывается как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ с учетом срока выполнения работ в соответствии с графиком выполнения.

На основании данного требования делается расчеты для учета изменение стоимости с учетом индекса дефлятора, так как потенциальный победитель конкурса будет строить по утвержденному графику, а процессы инфляция в этот период не останавливались.

В данном примере применяется средняя цена по индексу дефлятору указанному в Министерством регионального развития, по разделу капитальные вложения за 2020 год 2 квартал это 4,4 %, в месяц = 1,1225 (корень 12 степени от 4,4). Индекс на 9 месяцев будет 1,1225 возведенная в 9 степень: 1,1225 9 = 2,8293 или 2,83.

Согласно пункту 22, средний индекс дефлятора будет иметь значение (0 + 2,83)/2 = 1,415%. Это дополнительная составляющая к НМЦК, которая учитывает срок строительства.

Индекс инфляции - будущего это - 1,0142. Это значение используем в формуле:

Цп = С x Кинфл, (2)

В приказе № 841 не приводится пример расчета «рыба». Методисты Минстроя считают, что все специалисты заказчика и подрядчика грамотные, внимательно изучают приказы и могут сами разобраться и выполнить соответствующие расчеты.

В данной статье, автор как раз пытается показать «рыбу» расчёта в качестве разъяснения и в помощь специалистам – сметчикам. На основании полученных вычислений заполняем таблицу, указанную в Приложении № 4

статья2

По данным условиям, срок строительства 9 месяцев, сметная документация получила положительное Заключение, эти данные учтены в конкурсной документации приложение № 4. Начальные данные указаны на период 3 квартала 2017 года, конкурс проводится в 1 квартале 2020 года. Все вычисления сведены в таблицу, при этом учтено изменение ставки НДС.

Новый пример, который учитывает срок строительства более 1 года.

Уважаемые коллеги, просим вас обратить внимание, на существенный момент, в указанной формуле пункт 23.

К инфл = Д1 x К1 + Д2 x К2 + . + Дi x Кi,

В данной формуле учтен принцип, указанный в пункте 22 (б), что индекс прогнозной инфляции на январь последнего года строительства объекта и индексом прогнозной инфляции на дату окончания строительства объекта в последнем году.

Поэтому, приведем пример, который мы рассматривали с учетом срока строительства 2 года 9 месяцев. Для этого необходимо, чтобы Застройщик, обязательно. запланировал объем инвестиций на каждый год, а по результатам расчета НМЦК, пере согласовал полученные данные у распределителя бюджетных средств. Для расчета используем индексы дефляторы по годам строительства, указанные в таблице №1.

Для примера так же возьмем стоимость 125 848 344 рублей, которую распределяем по годам согласно графику инвестиций:

- в 2020 году запланировано освоение 35 000 000 рублей, это 24,51 %

- в 2021 году запланировано освоение 55 000 000 рублей, это 38,52 %

- в 2022 году запланировано освоение 35 848 344 рубля, это 36,97 %

Для нашего примера применяется средняя цена по индексу дефлятору указанному в Министерством регионального развития, по разделу капитальные вложения за 2020 год 2 квартал это 4,4 %, в месяц = 1,1225.

Срок строительства в 2020 году будет 6 месяцев, следовательно индекс дефлятора на этот период будет составлять значение: 1,1225 6 = 2,00 % или Кдеф = 1,02

К деф.2020 =1+ (0 + 2,0)/2)/100 = 1,01 или 101%

При этом общий прогнозный индекс дефляции за 6 оставшихся месяца 2020 года = 2,00% или 1,02, за 2021 год согласно данным Мин эконом развития 104,2 % или 1,042

К деф.2021 = 1,02 х (1 + (0 + 4,2 /2)/100) = 1,02 х 1,021 = 1,042 или 104,2%

В таблицу 4 указать в графе 5 «Индекс прогнозный инфляции на весь период выполнения работ» при расчете дискретно (ежемесячно), согласно графика выполнения работ. Значение будет К = 1,0387

Прошу учесть , что по этому индексу можно дискретно рассчитываться за работы, при условии, что подрядчик выполнит свои все обязательства, Если подрядчик , не исполнит обязательства на первом годе работ, необходимо будет сделать перерасчет по годам освоения бюджета , так как Кинфл= 1,0387 рассчитан на весь период и этот коэффициент усреднен на срок 2 года 9 месяцев.

Читайте также: