Социальная направленность налоговой системы

Опубликовано: 15.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015


    Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

    Дата публикации: 01.12.2017

    Статья просмотрена: 756 раз

    Библиографическое описание:

    Русских, О. В. Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной направленности налоговой политики / О. В. Русских, А. А. Лихтина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13394/ (дата обращения: 18.05.2021).

    Появление налогов часто связывают с возникновением государственности, и факт того, что налоги являются одним из основных источников пополнения бюджета страны, свидетельствует о важности управления налоговыми отношениями со стороны государства. На разных этапах развития истории общественных отношений цели и формы государственного управления налогообложения подвергались изменениям, а на определенной стадии социально-экономического развития страны выделилась особая область государственной политики — налоговая политика, которая была направлена на реализацию фискальной функции налогов, а также регулирование социально-экономических процессов.

    Значимость налоговой политики как научной категории и как одной из ключевых отраслей экономической практики обуславливает необходимость ее всестороннего изучения и развития, что делает рассматриваемую тему очень актуальной.

    Так, политика в сфере налогообложения остается предметом научных исследований уже многие десятилетия. Вопросами налогообложения задавались еще древнейшие мыслители: Аристотель и Ксенофонт призывали государство ориентироваться не только на налоги с побежденных народов, а использовать и другие источники доходов государства [1].

    Взгляды известных налоговых исследователей А.А. Исаева, В.А. Лебедева, М.И. Боголепова, И.И. Янжула находят свое отражение в литературе XIX-XX веков, содержащей трактовку терминов «политика налогов», «политика в сфере налогообложения». Термин «налоговая политика» модифицирован из вышеуказанных, известных науке налоговых категорий, но не относится к терминологии, используемой действующим налоговым законодательством. Однако, ежегодная работа Правительства Российской Федерации и Президента России над комплексом мер в сфере налоговой политики государства на предстоящий плановый период привела к признанию налоговой политики как одной из основных налоговых категорий.

    Существует немало трактовок данной категории, но, в основном, авторы рассматривают налоговую политику как систему мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, направленных на достижение целей, включая стратегические, на обеспечение своевременной полной уплаты налогов и сборов, предотвращение уклонения от уплаты налогов и др.

    И.А. Майбуров выделяет три основных подхода к определению понятия "налоговая политика": первый подход считает узконаправленным, ограничивающим сферу применения налоговой политики областью налогов, второй– называет функционально целевым подходом, отличающимся выделением функциональных возможностей и/или экономической сущности налогов, а также указанием текущих целей реализации налоговой политики; третий выделяет как стратегически ориентированный, отличающийся целевыми ориентирами, перспективными требованиями и/или рамочными ограничениями налоговой политики [2].

    Известно, что реализация налоговой политики осуществляется на всех уровнях управления государством, федеральном, региональном, муниципальном. Многие авторы рассматривают необходимость формирования и реализации налоговой политики на микроуровне, т. е. на уровне хозяйствующего субъекта или домохозяйства, в связи с чем выделяют "корпоративную" и "семейную" налоговые политики. Среди важнейших целей государственной налоговой политики, к которым относят фискальные, экономические, социальные, экологические, международные и другие значимые цели, следует отдельно выделить — социальную цель.

    Социальная направленность налоговой политики обеспечивает повышение социальной защищенности малоимущих слоев населения, способствует стимулированию развития человеческого потенциала, направлена на сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения. Эта направленность реализуется в большей степени за счет социальной функции налога, а именно налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Особенностью этого налога является то, что его плательщики — это практически все трудоспособные граждане страны. Важнейшим определяющим фактором НДФЛ является то, что налогооблагаемым объектом служит именно доход, который был реально получен плательщиком налога.

    Так, с помощью НДФЛ государство решает разнообразные, а иногда и трудно сопоставимые задачи: обеспечение достаточного количества денежных поступлений в бюджеты всех уровней; стимулирование более рационального использования доходов; регулирование уровня доходов граждан; помощь социально незащищенным слоям населения.

    Система налоговых льгот и вычетов по налогу на доход физических лиц является одним из основополагающих методов обеспечения социальной защиты населения. Сущность такой системы заключается в предоставлении плательщику налога права, позволяющего сохранить часть его дохода, являющегося объектом налогообложения.

    Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России более 8 млн. деклараций по доходам физических лиц и налоговым вычетам по НДФЛ было принято в 2015 году, а это на 8,8 % больше, чем в 2014 году. Самым востребованным вычетом по НДФЛ в 2015 году стал — имущественный налоговый вычет. Так, число физических лиц, желающих воспользоваться данным правом, возросло на 18,8 %, а общее количество обратившихся составило около 2,9 млн. человек. Таким образом, сумма заявленных имущественных вычетов выросла с 759 до 950 млрд рублей по сравнению с 2014 годом или на 25,2 % в процентном соотношении.

    Количество налогоплательщиков, обратившихся за получением социального налогового вычета, например, на обучение или лечение, увеличилось по сравнению с 2014 годом на 5,9 % до 1,1 млн человек. Общая сумма заявленных социальных вычетов составила 46 млрд руб. и увеличилась на 16,9 %. Такой повышенный спрос желающих на получение налоговых вычетов можно объяснить тем, что, начиная с 2014 года в законодательство был внесен ряд существенных изменений, расширяющих возможности плательщиков налога [3].

    Статьей 217 НК РФ определен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Данный перечень является единым и предназначен для применения на всей территории России как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении лиц, которые налоговыми резидентами РФ не являются. Доходы, указанные в этой статье, не рассматриваются в качестве средств, которые могли бы формировать налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает, что приводит к снижению общей суммы исчисленного налога в некоторых случаях до нуля.

    Однако, проведение всестороннего анализа влияния налоговых льгот является необходимым в связи с тем, что многие льготы и вычеты применяются на практике не в полной мере. Так, элементами налоговой политики должны стать систематическое проведение анализа уже установленных льгот и оценка эффективности их применения, что позволит принимать решения об их отмене или продлении.

    Таким образом, на сегодняшний день наблюдается тенденция переориентации системы обложения НДФЛ от фискальной составляющей к социальной. Механизм обложения налогом на доход физических лиц постепенно совершенствуется, но эти изменения не оказывают существенного влияния на общий размер налоговой нагрузки отдельных налогоплательщиков. Кроме того, в условиях нынешнего роста количества неработающих граждан, сокращения и задержек выплат заработной платы, общего снижения уровня жизни населения налоговая нагрузка заметно увеличивается. [4]

    Подводя итог следует отметить, что с целью усиления социальной защиты населения современная налоговая политика России должна ориентироваться не только на удовлетворение фискальных целей, но и, прежде всего, на ее социальную составляющую.

    1. Азаркин, Н.Н. История политических учений: Вып. 1 / Н.Н. Азаркин, В.Н.Левченко, О.В. Мартышкин, — М.: Юрист, 1996. — 140 с.
    2. Майбурова, И.А. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов / И.А. Майбуров; под ред. И.А. Майбурова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 519 с.
    3. Назарова, О.И. Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной политики в РФ / О.И. Назарова // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. -2014. — № 30. — С.107-114
    4. Налоговая аналитика ФНС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 20.11.2017 ).

    Похожие статьи

    налоговая политика, доход, налог, Россия, XIX-XX, социальная.

    Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной. налоговая политика, доход, налог, Россия, XIX-XX, социальная защита населения, налоговый резидент РФ, общая сумма, налоговая нагрузка, область налогов.

    Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации

    Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной. Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.

    Проблемы развития и реформирования налога на доходы.

    Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц. доход, лицо, Российская Федерация, прогрессивная шкала, введение, прогрессивное налогообложение, Россия, налоговая система, налоговая нагрузка, подоходный налог.

    Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц.

    налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик

    Перспективы развития налогообложения доходов граждан. доход, налог, Орловская область, Российская Федерация, лицо, ставок.

    Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

    налоговая система, налоги, налоговая нагрузка, налоговые платежи, налоговые

    Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы.

    Перспективы развития налогообложения доходов граждан.

    Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот.

    доход, лицо, Российская Федерация, прогрессивная шкала, введение, прогрессивное налогообложение, Россия, налоговая система, налоговая.

    Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

    налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения. Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения.

    Перспективы совершенствования налога на доходы физических.

    Ключевые слова:налог, налогообложение, доход, налоговая система, необлагаемый налоговый минимум, социальная справедливость, прожиточный минимум, платежеспособность, налоговая нагрузка законопроект, прогрессивная шкала.

    Проверка правильности исчисления и уплаты налога на доходы.

    налоговая политика, доход, налог, Россия, XIX-XX, социальная защита населения, налоговый резидент РФ, общая сумма, налоговая. Налогообложение иностранных граждан в Российской Федерации.


    • Кратко об истории системы налогообложения в России
    • Налоговая система - это. (понятие и структура)
    • Элементы налоговой системы Российской Федерации
    • Какие бывают налоги в РФ
    • Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.
    • Как лучше выбрать систему налогообложения
    • Итоги

    Кратко об истории системы налогообложения в России

    Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

    Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

    Налоговая система - это. (понятие и структура)

    Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

    Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

    Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

    • федеральный;
    • региональный;
    • местный.

    Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

    Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

    • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
    • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
    • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

    Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

    Элементы налоговой системы Российской Федерации

    Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

    В структуру налоговой системы России включены:

    • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
    • субъекты обложения налогами и сборами;
    • нормативно-правовая основа;
    • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

    Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

    Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

    Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

    К системе налоговых органов РФ относятся:

    • Министерство финансов РФ.
    • Федеральная налоговая служба РФ.

    Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

    Главными функциями ФНС РФ являются:

    • учет плательщиков налогов и сборов;
    • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
    • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

    О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

    ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

    • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
    • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

    Какие бывают налоги в РФ

    Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

    Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

    Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

    • НДФЛ;
    • налог на прибыль организаций;
    • НДС;
    • акцизы;
    • водный налог;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • госпошлина.

    В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

    Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

    Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • торговый сбор.

    В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

    Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

    Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

    Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

    1. Основная система налогообложения (ОСНО).

    Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

    1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

    УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

    • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
    • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
    • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
    1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - до 01.01.2021.

    Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

    Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

    1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

    Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

    О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

    ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

    Подробности см. здесь.

    Как лучше выбрать систему налогообложения

    1. ОСНО.

    Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

    Дата размещения статьи: 10.01.2015

    Одним из важнейших направлений современной российской налоговой политики, нацеленной в том числе на повышение конкурентоспособности отечественной экономики, выступает налоговое стимулирование. Помимо налоговых стимулов экономического характера, рассчитанных в основном на коммерческие организации в целях модернизации их производственных мощностей и использования новейших технологий, государство в последние годы расширяет применение налоговых стимулов социальной направленности, ориентированных в основном на определенные категории физических лиц и некоторые виды некоммерческих организаций.
    В условиях построения в России социального государства, целью которого в соответствии со ст. 7 Конституции РФ является создание условий для обеспечения достойной жизни граждан, налоговые и другие финансовые стимулы становятся важным правовым средством для повышения благосостояния населения в целом и реализации принципов социального государства в частности. Так, при использовании налогоплательщиками налоговых вычетов, льгот и других преференций у них уменьшается налоговая база по налогам, что способствует перераспределению их доходов и в конечном итоге - улучшению их благосостояния. Таким образом, в широком смысле можно говорить о социальной (общественной) направленности всех или, по крайней мере, большинства налоговых стимулов независимо от цели, ради которой они были установлены государством. Однако в рамках данной статьи рассматриваемое понятие будет использоваться в узком смысле - применительно к отдельным категориям граждан и некоммерческих организаций социальной сферы (в области образования, науки, культуры, здравоохранения и т.п.).
    Налоговые стимулы, находя свое отражение вначале в программных документах Президента РФ и Правительства РФ (Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях налоговой политики РФ на очередной финансовый год и плановый период и др.), а затем в законодательстве о налогах и сборах, представляют собой разновидность правовых стимулов в целом и финансовых в частности. Закрепление в нормах финансового права правовых стимулов, в том числе имеющих социальную направленность, происходит в основном с помощью институтов налогового и бюджетного права. В связи с этим правовые стимулы в финансовом праве (финансовые стимулы) в зависимости от их подотраслевой принадлежности возможно подразделить, например, на налоговые и бюджетные.
    --------------------------------
    Следует согласиться с мнением А.М. Гоголева, что Основные направления налоговой политики, не являясь нормативным правовым актом, служат базовой платформой для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Это, в свою очередь, способствует повышению прогнозируемости и прозрачности налоговой и инвестиционной политики государства. См.: Гоголев А.М. Основные направления государственной политики в области налогового администрирования // Финансовое право. 2013. N 5. С. 33.

    По своему содержанию финансовые стимулы, в том числе налоговые, можно подразделить на три вида: льготы, поощрения, иммунитеты. При этом следует отметить, что в финансовом законодательстве в связи с отсутствием самой категории "правовые стимулы" правовое регулирование финансовых стимулов не отличается последовательностью и четкостью, в том числе с точки зрения юридической техники.
    Под финансовой льготой следует понимать законодательно установленное облегчение положения субъекта финансового права, выражающееся в предоставлении ему дополнительных, особых прав (преимуществ) и (или) в освобождении от обязанностей. Финансовое поощрение можно определить как позитивную реакцию государства, выражающуюся в поддержке или одобрении правомерных действий, деятельности субъекта финансового права в какой-либо сфере путем применения к нему мер материального характера в области финансовых правоотношений.
    Финансовый иммунитет представляет собой правовой режим, при котором субъект финансового права освобождается от выполнения некоторых обязанностей в соответствии с международным или национальным законодательством в определенных пределах (при наличии определенных условий) в целях обеспечения выполнения публичных функций. К числу примеров финансовых иммунитетов следует отнести налоговый иммунитет, предусмотренный для сотрудников дипломатических и консульских органов иностранных государств, членов их семей, международных организаций (ст. 215 НК РФ), и иммунитет бюджетов (ст. 239 БК РФ). Однако анализ данных правовых режимов показывает, что как таковой социальной направленностью они по общему правилу не обладают, хотя налоговый иммунитет может распространяться на сотрудников международных организаций, работающих в социальной сфере, а без судебных актов не может быть обращено взыскание на средства бюджетов, расходы которых в немалой степени затрагивают и социальную сферу, за исключением некоторых случаев. Например, это касается непредоставления межбюджетных субсидий на софинансирование расходов, в том числе социальных, из нижестоящих бюджетов в вышестоящие в соответствии со ст. ст. 142.2 и 142.3 БК РФ.
    Как уже отмечалось, в наибольшей степени финансовые стимулы закрепляются в нормах налогового права (налоговые стимулы), которые можно подразделить на налоговые льготы, налоговые поощрения, налоговые иммунитеты. При этом использование налогоплательщиками налоговых стимулов путем осуществления дозволений или правомочий представляет собой проявление одной из форм реализации норм налогового права .
    --------------------------------
    Подробнее см.: Дементьев И.В. Налоговое правоприменение как форма реализации норм налогового права // Финансовое право. 2013. N 6. С. 21 - 22.

    Налоговые льготы, характеризующиеся социальной направленностью, могут выражаться в нескольких основных формах. Во-первых, в форме необлагаемого минимума объекта налогообложения или налоговой базы. Например, в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности некоторых категорий инвалидов. Во-вторых, в виде изъятий определенных объектов налогообложения: по налогу на доходы физических лиц (п. п. 1 - 3, 5, 8, 11 и др. ст. 217 НК РФ), транспортному налогу (пп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ), земельному налогу (п. п. 4, 5 ст. 395 НК РФ) и др. В-третьих, в форме освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков. Например, от уплаты налога на имущество физических лиц полностью освобождаются пенсионеры, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца и т.д.
    Следует отметить, что законодатель использует только термин "налоговые льготы" в качестве факультативного элемента налогообложения, нередко включая в него и налоговые поощрения. Кроме того, очень часто налоговые льготы и другие виды налоговых стимулов закрепляются не в виде самостоятельного элемента налогообложения (пусть даже с обобщающим названием "налоговые льготы"), а в рамках других элементов налогообложения - объекта налогообложения, налоговой базы.
    Ярким свидетельством данного утверждения выступают налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, предусмотренные ст. ст. 218 - 221 НК РФ. В данном случае они, исходя из п. 3 ст. 210 НК РФ, выступают в качестве составной части налоговой базы. Безусловно, что указанные налоговые вычеты есть не что иное, как налоговые стимулы, представляющие собой налоговые льготы и налоговые поощрения. К последним из них, которые характеризуются социальной направленностью, можно отнести, например: 1) стандартный вычет на "обеспечение" детей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ); 2) социальные вычеты на благотворительность, пенсионное обеспечение, обучение (пп. 1, 2, 4, 5 п. 1 ст. 219 НК РФ); 3) имущественный вычет в связи с новым строительством либо приобретением жилья (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Несмотря на то, что многие из перечисленных выше налоговых стимулов внешне похожи на некоторые виды льгот (необлагаемый минимум, скидки и т.д.), их содержание явно свидетельствует о специальной (социально стимулирующей) направленности этих мер, об одобрении и поддержке государством определенных видов деятельности, действий (рождение и воспитание детей, опека, попечительство, благотворительная деятельность, улучшение жилищных условий).
    Выделение указанных налоговых поощрений в отдельную группу налоговых стимулов, уменьшающих налоговую базу, либо даже в самостоятельный, но факультативный элемент налогообложения с одновременным увеличением их размеров позволит более четко, наглядно реализовать на практике регулирующие возможности налогов, послужит для населения дополнительным, а может быть, и решающим мотивом к социально значимой деятельности.
    В последние годы в России наблюдается расширение налоговых стимулов социальной направленности, и прежде всего, по налогу на доходы физических лиц. В частности, с 2013 г. от обложения данным налогом освобождаются доходы, полученные налогоплательщиками при реализации государством дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, не только на федеральном уровне (средства материнского капитала), но и региональном и муниципальном (п. 34 ст. 217 НК РФ). К числу новых налоговых поощрений можно отнести освобождение от налогообложения доходов глав крестьянско-фермерских хозяйств в виде грантов и субсидий, полученных за счет средств бюджетной системы (п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ). В то же время следует отменить ограничения, связанные с одновременным использованием нескольких социальных налоговых вычетов (п. 2 ст. 219 НК РФ), а также увеличить размер имущественного налогового вычета в связи с приобретением или строительством жилья (п. 1 ст. 220 НК РФ), установив возможность многократного использования такого вычета в рамках предусмотренного лимита.
    Таким образом, использование Российским государством в ходе осуществления налоговой политики налогового стимулирования, в том числе ориентированного на различные группы населения и некоммерческие организации социальной сферы, способствует реализации принципов социального государства и повышению благосостояния граждан. При этом нормы налогового права, содержащие налоговые стимулы, в том числе социальной направленности, нуждаются в совершенствовании в рамках сложившейся научной парадигмы, а также с точки зрения юридической техники. Кроме того, развитие стимулирующей функции отечественной налоговой системы будет способствовать дальнейшей реализации социально-экономических прав граждан.

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    • Москва, Московская область
      +7 (499) 703-46-28
    • Санкт-Петербург, Ленинградская область
      +7 (812) 336-43-00

    Звонки бесплатны.
    Работаем без выходных

    Законопроектом предлагается признать утратившей силу главу 28 и отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога, отменив, таким образом, данный налог. В настоящее время плательщиками транспортного налога являются все физические и юридические лица имеющие автомобили. В то же время его собираемость не превышает 50%.

    Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).

    Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.

    Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.

    Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.

    Налоги – неотъемлемый элемент экономики. Они составляют основу государственных доходов, являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. При помощи налогов государство воздействует на функционирование национального хозяйства и внешнеэкономическую деятельность.


    Понятие

    Налоги – платежи, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пользу государства и поступающие в бюджеты различных уровней. Признаки налогов:

    • обязательность – выплаты взимаются принудительно;
    • безвозмездность – налоговые поступления имеют односторонний характер: часть дохода налогоплательщика безвозвратно переходит в собственность государства;
    • индивидуальная безэквивалентность – государство не несет обязательств по предоставлению налогоплательщику эквивалента, равного его платежу;
    • регулярность – платежи осуществляются периодически, в определенные сроки.

    Налоги – это не только экономическая категория, но и правовая. Они устанавливаются на основании закона, уклонение от выплат влечет за собой юридическую ответственность.

    Функции

    Сущность налогов проявляется в их функциях:

    1. Фискальной – аккумулировании денежных средств для решения общественно значимых проблем: содержания государственного аппарата, развития науки и техники, обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней нуждается.
    2. Экономической – регулировании процессов производства и обращения, поддержке занятости, стабилизации внутреннего рынка.
    3. Социальной – поддержании социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами.

    Налоги воздействуют на экономику опосредованно, через участие государства в перераспределении ВВП. С их помощью государство направляет капитал в наиболее перспективные или малорентабельные, но социально важные отрасли.

    Структура

    Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

    • субъектналога– лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
    • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
    • источник налога – доход или капитал;
    • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
    • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
    • налоговый оклад – сумма налога;
    • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
    • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
    • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
    • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.


    В законе о каждом налоге эти сведения должны быть конкретными и исчерпывающими. Неполнота, нечеткость формулировок может привести к уклонению от уплаты на законных основаниях.

    Налоговая система

    Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

    • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
    • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
    • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
    • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

    Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

    • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
    • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
    • по субъектуналоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
    • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
    • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
    • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
    • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.


    Налоговая политика государства должна быть справедливой, эффективной и гибкой. Повышение налогового бремени снижает предпринимательскую активность, вызывает рост теневой экономики и налоговых махинаций, что в перспективе снижает экономический рост. Снижение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономическую деятельность, но влечет за собой потери налоговых поступлений в бюджет. Поэтому государству необходимо выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы достичь баланса интересов государства и населения.

    Роль налогов в обществе

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в государстве. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть доходов населения превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. Благодаря аккумулированным денежным средствам государство влияет на рыночную экономику:

    • контролирует темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства;
    • воздействует на динамику и структуру общественного производства, на состояние научно-технического прогресса;
    • регулирует спрос и предложение через платежеспособность основной массы населения;
    • оказывает социальную поддержку малоимущим слоям населения;
    • ограничивает деятельность монополий;
    • регулирует инфляционные процессы;
    • оказывает поддержку развивающимся предприятиям;
    • стимулирует инвестиционную активность.

    Государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Средства из него идут на бесплатное образование, здравоохранение, культуру, науку, охрану окружающей среды, содержание полиции и армии.

    Заключение

    Налоги необходимы для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него социально-экономических функций. Адекватная, продуманная налоговая политика способствует экономическому росту и социальной защищенности граждан.

    План ответа по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

    1. Налоги как элемент экономики.

    2. Понятие налогов. Признаки:

    • обязательность;
    • безвозмездность;
    • индивидуальная безэквивалентность;
    • регулярность.

    3. Функции налогов:

    • фискальная;
    • экономическая;
    • социальная.

    4. Элементы налога:

    • субъект налога;
    • объект налогообложения;
    • источник налога;
    • налоговая база;
    • налоговая ставка;
    • налоговый оклад;
    • налоговый период;
    • порядок начисления;
    • порядок уплаты;
    • сроки уплаты.

    5. Элементы налоговой системы:

    • виды налогов;
    • субъекты налогообложения;
    • законодательная база;
    • институты изъятия и контроля.

    6. Классификация налогов:

    • по способу взимания;
    • по уровню налогообложения;
    • по субъекту налога;
    • по порядку введения;
    • по целевой направленности;
    • по методу исчисления;
    • по периодичности выплат.

    7. Роль налогов в обществе.

    8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.

    Читайте также: