Налоги история россии 6 класс

Опубликовано: 14.05.2024

Класс: 6

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Предмет: экономика 6 класс.

Вид урока: урок-изучение нового.

Учащиеся уже знают/умеют:

  • Умеют с помощью учителя формулировать тему урока;
  • Умеют самостоятельно формулировать цель урока;
  • Умеют планировать ход деятельности с помощью учителя;
  • Умеют с помощью учителя искать и отбирать необходимую информацию;
  • Умеют с помощью учителя формулировать определения различных понятий.

Предметные ожидаемые результаты: учащиеся должны знать\уметь

  • Объяснять понятие «налога»;
  • Перечислять и понимать смысл федеральных, региональных и местных налогов;
  • Перечислять и понимать смысл элементов налога
  • Доказывать необходимость налогообложения

Метапредметные ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь

  • Анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
  • Самостоятельно организовывать и планировать ход деятельности;
  • Организовывать поиск и отбор необходимой информации;
  • Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;
  • Самостоятельно организовывать работу в команде

Личностные ожидаемые результаты: учащиеся должны понимать

  • необходимость полученных способов мышления (анализ, синтез, сравнение и обобщение) и работы в команде для дальнейшего обучения.

Краткое описание предметного содержания урока: Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ. Налоги выплачиваются физическими и юридическими лицами в федеральный, региональный и местный бюджеты. Федеральные налоги и сборы: НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, НДФЛ (налог на доходы физических лиц),социальные выплаты, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Региональные налоги:Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные налоги:земельный налог, налог на имущество физических лиц. Элементы налога: объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый период. Из бюджета налоги распределяются на: социальную политику, национальную экономику, здравоохранение и спорт, образование и культуру, национальную безопасность и национальную оборону, общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Средства обучения Время Комментарии
Организационный момент Учащиеся делятся на пять групп, в каждой из которых выбирается куратор, который будет распределять обязанности в ходе выполнения последующих заданий и вносить оценки каждому члену группы в оценочный лист, на основании которого в конце урока каждому учащемуся будет поставлена оценка. Приложение 2 2 мин.
Актуализация знаний Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока. Для этого предлагается посмотреть презентацию учащейся 6 класса нашей школы, занявшую первое место в областном конкурсе «О налогах и в шутку и всерьёз» Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока

Ответ: Домохозяйства, фирмы, государство
– Домохозяйства и фирмы государству


Учащиеся объясняют высказывания, представленные на слайде.
Формулируют свои определения налога.

Учащиеся изучают предложенные информационные источники, работая при этом в группах, и необходимые данные заносят в тетрадь.

Гиперссылка со слайда 4 (верхнее слово «налоги»)
Слайд 5

Слайд 6
Слайды 7,8

Объяснение высказываний о налогах формирует такой способ мышления как анализ
Формулировка определения понятия формирует такой способ мышления как синтез.

Третий шаг к достижению цели урока: Каждый налог обладает элементами налога. Какие встречаются элементы налога рассмотрим на примере НДФЛ.
Учащимся предлагается рассчитать НДФЛ по данным, представленным на слайде 11Сверка результатов
Остался последний шаг к достижению цели: доказать необходимость налогообложения. Для этого учитель предлагает координаторам команд вытянуть из «волшебной шапки» вопрос и дать на него ответ, полученный в результате обсуждения командой.
Учитель предлагает озвучить ответы на поставленные перед командами вопросы.
Учителем подводится итог ответа на каждый вопрос.

В результате сравнения учащиеся исправляют свои ошибки, добавляют недостающие данные, в результате чего окончательно осмысливают новые понятия.


Учащиеся с помощью учителя знакомятся с новыми понятиями элемента налога: объектом налогообложения, налоговой базой, ставкой налога, налоговым периодом.
Дети, работая в группах, выполняют задание.

Команды активно обсуждают полученную проблему.


Представитель каждой команды предлагает свой вариант ответа на полученный вопрос. Другие члены команды добавляют недостающее.


«Волшебная шапка» с вопросами

Применение полученных знаний в конкретной ситуации.


Элемент игры превносит дополнительную мотивацию и азарт в любой вид деятельности.
Групповая работа способствует отработки навыка работы в команде.

Основные термины и даты по курсу История России

Присваивающее хозяйство – такое хозяйство, при котором люди присваивают дары природы и ничего не производят (охота и собирательство)

Производящее хозяйство – такое хозяйство, при котором люди что-либо производят (земледелие, скотоводство, ремесло).

Восточные славяне – предки русского, украинского и белорусского народов.

Балты и финно-угры – северные соседи восточных славян

Русь – название варяжского племени.

Подсечно-огневая система земледелия – одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.

Дань – налог с завоеванных племен в пользу князя.

Полюдье – ежегодный объезд киевским князем и дружиной завоеванных земель с целью сбора дани.

Гривна – денежная единица на Руси.

Князь – правитель Киевской Руси

Вече – городское народное собрание.

Посадник - глава города, «посаженный» (назначенный) князем или вече, в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя.

Дружина – военный отряд при князе.

Купцы (гости) - торговцы.

Вотчина – наследственное земельное владение бояр.

Поместье – земельное владение, которое давалась за службу на князя.

Люди – свободные земледельцы.

Смерды – зависимые земледельцы.

Закупы – это земледельцы, которые попали в зависимость за взятую купу (долг).

Холопы – бесправные крестьяне.

Традиционные верования – языческие верования восточных славян в богов, духов.

Христианство – мировая религия.

Православие – ветвь христианства, которая была распространена в Византии и принята в Киевской Руси в 988 году.

Ислам – мировая религия, основной которой служит поклонение Аллаху.

Иудаизм – национальная религия иудеев (евреев).

Монастырь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Митрополит – глава русской церкви.

Автокефалия (церковная) – независимость русской церкви от Византийской.

Десятина – десятая часть доходов на нужды церкви.

Крестово-купольный храм - основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси.

Базилика - вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов).

Граффити - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

Плинфа - характерный для древнерусского зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине.

Фреска – роспись по сырой штукатурке.

Мозаика - художественные произведения, изготовленные из мелких кусочков различных материалов – стекла, камня и т. д.

Летопись – изложение событий по годам (летам).

Жития - жанр древнерусской литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Берестяные грамоты - письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.

Былины – древнерусская эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах русской истории XI-XVI веков.

Орда - военно-административная организация у монгольских народов.

Курултай - съезд монгольских князей и знати.

Баскак – монгольский чиновник, который ведал сбором дани и порядком на Руси.

Ярлык – ханская грамота на великое княжение.

Десятник - название воинской должности и человека, командующего формированием из 10 человек.

Централизация – объединение русских земель во главе с одним центром.

Кормление – система содержания бояр-наместников, при которой они управляли отдельными территориями и кормились за счет сбора налогов с местного населения.

Царь – титул верховного правителя, искажение слова «цезарь».

Герб – символ государства.

862 г. — легендарное призвание Рюрика в Новгород

882 г. — захват Олегом Киева, образование Киевской Руси

882—912 гг. — княжение Олега

907 г. — поход Олега на Константинополь

911 г. — поход Олега На Константинополь, первый письменный договор Руси с Византией

941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией

964—972 гг. — походы князя Святослава

980—1015 гг. — княжение Владимира Святославича в Киеве

988 г. — Крещение Руси

1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого

XI в. — Русская Правда («краткая редакция») – первый письменный свод законов

1097 г. — Любечский съезд князей

1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого

Начало XII в. — «Повесть временных лет»(автор Нестор) - летопись

1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях

1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев

1223 г. — битва на реке Калке

1237—1240 гг. — завоевание Руси ханом Батыем

15 июля 1240 г. — Невская битва

5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище

1242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)

1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве

1327 г. — антиордынское восстание в Твери

1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского

11 августа 1378 г. — битва на реке Воже

8 сентября 1380 г. — Куликовская битва

1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем

1389—1425 гг. — княжение Василия I

1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром

15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва

1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве

1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного

1448 г. — установление автокефалии (независимости) Русской православной церкви

1462—1505 гг. — княжение Ивана III

1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве

1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества

1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве

1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III

Государственные и военные деятели

Александр Невский - 1252-1263. Великий князь Владимирский. Победил в Невской битве и Ледовом побоище.

Андрей Боголюбский - 1157-1174. Великий князь Владимирский.

Аскольд и Дир – Варяги, захватившие Киев в 860 году. Убиты Олегом.

Батый (Бату) – монгольский хан, возглавивший поход на Русь в 1237-1240 гг. Первый хан Золотой орды

Василий I – 1389-1425. Великий князь Московский.

Василий II Тёмный – 1425-1462. Великий князь Московский.

Витовт – Великий князь Литовский. Современник Василия I.

Владимир Мономах – 1113-1125. Великий князь Киевский.

Владимир Святой – 980-1015. Великий князь Киевский. Крестил Русь в 988 году.

Всеволод Большое Гнездо – 1174-1212. Великий князь Владимирский.

Гедимин – Великий князь Литовский. Современник Ивана Калиты.

Даниил Галицкий – Князь Галицко-Волынский. Современник Александра Невского. Выбрал союз с Западом и борьбу с татарами.

Даниил Московский – 1276-1303. Первый князь Московский. Младший сын Александра Невского.

Дмитрий Донской – 1359-1389. Великий князь Московский. Победитель Мамая в Куликовской битве.

Иван Калита – 1325-1340. Великий князь Московский. Собиратель земель вокруг Москвы.

Иван III – 1462-1505. Великий князь Московский. Освободил Русь от монголов.

Игорь – 912-945. Великий князь Киевский. Погиб во время полюдья.

Игорь Святославич – Главный герой "Слова о полку Игореве" (1185)

Мамай – Татарский полководец, соперник Тохтамыша. Проиграл Дмитрию Донскому Куликовскую битву в 1380 году.

Михаил Ярославич Тверской – Тверской князь, внук Александра Невского. Противник Юрия Даниловича Московского. Замучен в Орде в 1318 году.

Олег – 879-912. Великий князь Киевский. Совершил походы на Константинополь в 907, 911 годах.

Ольга – 945-969. Великий князь Киевский. Ввела погосты и уроки.

Ольгерд – Великий князь Литовский. Современник Дмитрия Донского.

Рюрик – первый князь, приглашенный в Новгород в 862 году.

Святополк Окаянный – Старший сын Владимира Святого. Убил братьев. Изгнан Ярославом Мудрым.

Святослав Игоревич – 957-972. Великий князь Киевский.

Софья (Зоя) Палеолог – Византийская жена Ивана III, наследница императоров.

Софья Витовтовна – Дочь литовского князя Витовта, жена Василия I.

Тимур (Тамерлан) – Непобедимый монгольский полководец, современник Василия I. Разгромил Золотую Орду, не дошел до Москвы в 1395 году.

Тохтамыш – Хан Золотой Орды, сжег Москву в 1382 году.

Узбек – Хан Золотой Орды, покровитель Ивана Калиты. Принял ислам, сжег Тверь в 1327 году.

Чингисхан – Темучжин, основатель Монгольской державы в начале XII века.

Юрий Данилович – 1303—1325. Князь Московский, великий князь Владимирский.

Юрий Долгорукий – 1125-1157. Князь Ростово-Суздальский. Основатель Москвы

Ягайло – Великий князь Литовский и король Польский. Современник Дмитрия Донского.

Ярослав Мудрый - 1019-1054. Великий князь Киевский. Создал «Русскую правду»

Общественные, религиозные деятели и деятели культуры:

митрополит Алексий – Дипломат, регент и воспитатель юного Дмитрия Донского.

Борис и Глеб – Первые русские святые, сыновья Владимира. Убиты братом Святополком в 1015 году.

Даниил Заточник – Автор знаменитого "моления" начала XIII века.

Дионисий – Иконописец, современник Ивана III. Роспись Ферапонтова монастыря.

Епифаний Премудрый – Монах XV века, автор житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

митрополит Иларион – Киевский митрополит при Ярославе Мудром. «Слово о Законе и Благодати»

митрополит Иона – Митрополит московский, добившийся автокефалии РПЦ в 1444 году.

Кирилл и Мефодий – Создатели славянской письменности - "кириллицы". IX век.

Нестор – монах, летописец «Повести временных лет»

Афанасий Никитин – Тверской купец эпохи Ивана III. Автор "Хождения за три моря".

Пахомий Серб – Монах XV века, создатель типового жития святого.

митрополит Пётр – Митрополит русский, первый митрополит московский. В 1326 году по просьбе Калиты перенёс свою кафедру в Москву.

Андрей Рублёв – Величайший иконописец, автор "Троицы" и "Спаса Нерукотворного".

Софоний Рязанец - Писатель XV века, автор "Задонщины".

Сергий Радонежский – Основатель монашества Московской Руси. Благословил Дмитрия Донского на битву.

Стефан Пермский – Монах, ученик Сергия Радонежского. Креститель народов Урала.

Феофан Грек – Иконописец. Современник Василия I.

Аристотель Фиораванти - Архитектор Ивана III. Строитель Кремля и Успенского собора.

Конспект урока

История, 6 класс

Урок 27. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Образование Золотой Орды.
  2. Золотая Орда: население, государственный строй, религии, экономика и культура.
  3. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения.
  4. Образование и устройство Литовско - Русского государства.
  5. Союз Литвы и Польши.

Баскак – представитель монгольского хана в завоёванных землях, занимавшийся сбором налогов (дани).

Владычество – господство.

Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение. 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, М. Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М.: Владос, 1996.
  5. Ссылка: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века» (видеолекция «Русские земли в эпоху ордынского владычества» https://histrf.ru/lectorium/lektion/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva ).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана – Чингизиды. Столицей Монгольского государства был город Каракорум. Здесь жил великий хан, глава всей империи. Позже внук Чингисхана, Хубилай, перенёс столицу в Пекин. Монгольский хан стал одновременно и китайским императором. Династию, основанную Чингизидами в Китае, китайцы называли Юань.

На землях к востоку от Руси располагалась Золотая Орда, которую возглавлял внук Чингисхана Батый. Золотая Орда включала в себя Половецкую степь, земли Волжской Булгарии, Поволжье, Крым, Западную Сибирь и Приуралье. Её столицей был город Сарай, расположенный в низовьях Волги недалеко от современной Астрахани. Позже столицей Золотой Орды стал город Новый Сарай. В начале XIV в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств мира.

Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана – Чингизиды. Хану принадлежали все земли и население. Его власть опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников.

В состав Золотой Орды входило множество племён и народов. Они вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Основную массу кочевников составляли тюркские племена. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки и др. Монголы составляли незначительное меньшинство. Постепенно они слились с местным тюркским населением. С конца XIV – начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как Тартар или Тартария.

Государственной религии в Орде долгое время не было. Монголы в большинстве своём оставались язычниками, но в Орде жили люди разных вероисповеданий. Ханы допускали религиозную свободу. Так, в 1260 г. в Сарае был сооружён первый православный храм, а в 1261 г. митрополит киевский и всея Руси по ходатайству князя Александра Невского поставил в Сарай православного епископа Митрофана. Сарайские епископы получили от хана разрешение свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. Так, православие принял внук Чингисхана царевич Даир, почитаемый Русской Православной церковью как святой преподобный Пётр, царевич ордынский и ростовский чудотворец. А татарский мурза Чета, в крещении Захарий, добровольно принял христианство и около 1330 г. основал знаменитый Ипатьевский монастырь под Костромой. Но по мере укрепления государства возникла необходимость в единой религии. В начале XIV в. в правление хана Узбека ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды.

Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство, на севере и западе – земледелие. Занимались также охотой и рыболовством. В городах были развиты различные ремёсла: кузнечное дело, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева и др. Важную роль играла торговля, развитию которой способствовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км. Золотая Орда вела также морскую торговлю через Каспийское и Чёрное моря. Основными товарами были ткани, ювелирные изделия, меха, зерно, кожа, мёд, лес, рыба, икра и др.

В период расцвета в Золотой Орде было около ста крупных городов – Ургенч, Старый Крым, Астрахань, Азов и др. Во многих городах действовали водопровод и канализация, существовали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия.

В 1243 году по требованию хана Батыя в Орду были вынуждены поехать многие русские князья, в том числе и великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, которого хан назначил старшим из князей. Отныне все князья должны были ездить в Орду, чтобы получить подтверждение своих прав. Каждому выдавался ярлык – ханская грамота на управление княжеством. Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества должны были выплачивать Орде дань. Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей. Фактически государственный центр Руси окончательно переместился из сильно разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 году перенёс свою резиденцию и митрополит киевский и всея Руси.

Поездки русских князей в Золотую Орду часто сопровождались различными унижениями, а нередко заканчивались смертью. Так, в 1246 году в Орде за отказ выполнять неприемлемые для христианина обряды был убит князь Михаил Черниговский. Русская Православная церковь причислила князя к лику святых. За первые 100 лет монгольского владычества в Орде было убито более 10 русских князей.

Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся в русских землях старые порядки управления, но постоянно вмешивались в них. Они могли менять границы княжеств, разжигали соперничество и распри между князьями.

В крупные русские города были посланы представители хана – баскаки, которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Главный «великий баскак» обосновался во Владимире.

Самой тяжёлой повинностью были ежегодные платежи дани Орде, называвшиеся на Руси выходом. В 1257-1259 гг. ханские чиновники-численники провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и постоянный характер. Кроме выхода, с населения Руси взимались различные внеочередные платежи – корм (налог на содержание должностных лиц), ям (налог на содержание почтовой службы) и др.

Сбор дани часто сопровождался грабежами и насилием, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на русские княжества, стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Во второй половине XIII в. русские полки воевали в составе ханских войск против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Любые попытки неповиновения Орде заканчивались тем, что ханы отправляли на Русь карательные отряды, которые несли смерть, разорение и потерю свободы жителям русских земель. Однако полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

В то время как Северо-Восточная и Юго-Западная Русь была опустошена монголами, некоторые её северо - западные земли, защищённые лесами и болотами, избежали погрома. Однако угроза нависла и над ними.

Соседями Руси на северо-западе были литовские племена, многие из которых к началу XIII в. были либо завоёваны, либо истреблены крестоносцами, которые захватывали из земли под предлогом распространения христианства. Свободу сохранили лишь племена, жившие по реке Неман и её притокам. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали своё государство. Во главе его в 30-е гг. XIII в. встал князь Миндовг. Пользуясь тем, что Русь была ослаблена монгольским нашествием, он стал подчинять себе близлежащие русские земли. Под его властью оказались города Гродно, Берестье, Пинск и др. Многие жители западнорусских земель, опасаясь, что монголы не оставят их в покое, добровольно признавали власть литовского князя. Новое государство с самого момента своего образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять врагам, которые угрожали им как с запада – крестоносцы, так и с востока – монголы. После гибели Миндовга в княжестве начались усобицы.

Своего расцвета Литовские княжество достигло в правление князя Гедимина (1316 – 1341). Под его властью оказались почти все земли Западной Руси: Полоцкая, Витебская, Минская, Брестская, Киевская. Государство Гедимина стало именоваться Великим княжеством Литовским. Столицей государства стал основанный Гедимином город Вильно. Русские земли в составе Литовского княжества сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей княжеств, посадив на местные престолы своих родственников – Гедиминовичей. Князья-наместники собирали дань и уплачивали её великому литовскому князю. Чтобы сблизиться с русским населением многие литовские князья принимали православие. Оставаясь язычником, Гедимин не ущемлял права Русской Православной церкви. В то же время он установил контакты с католиками, в Вильно появились первые католические монастыри. К концу княжения Гедимина русские земли составляли более двух третей всей территории Литовского государства, а в западноевропейских странах Гедимина называли королём Литвы и Руси.

Правивший после Гедимина его сын Ольгерд (1345 – 1377) продолжил политику отца по собиранию русских земель. Были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская земли. Присоединение этих земель к Литве вызвало недовольство в Орде. Однако в 1362 г. Ольгерд разгромил крупное ордынское войско. Долгую борьбу Ольгерд вёл с Польским королевством из-за Волыни, которая была присоединена к Литве. После смерти Ольгерда в 1377 г. в княжестве вновь начались усобицы.

Во второй половине XIV в. серьёзную угрозу и для Литовского княжества, и для его соседа – Польского королевства стал представлять Тевтонский орден. Часть литовской знати решила объединиться с католической Польшей, чтобы совместными усилиями вести борьбу против крестоносцев. В 1385 г. была заключена Кревская уния Литвы и Польши. Великий князь литовский Ягайло, сын и преемник Ольгерда, принял католичество и, женившись на наследнице престола Польши Ядвиге Ягеллонке, стал одновременно и польским королём. Ягайло объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского.

Преимущество получили поляки и католики в Литве, что вызвало возмущение православного населения княжества. Борьбу за независимость Литвы возглавил двоюродный брат Ягайлы князь Витовт. В 1392 г. он добился независимости Великого княжества Литовского и был признан великим князем литовским. При этом Витовт формально признавал верховную власть польского короля Ягайлы. Витовт продолжил политику расширения своих владений за счёт русских земель. Так, в 1404 г. он захватил Смоленск. Общая угроза со стороны тевтонских рыцарей заставила Ягайло и Витовта объединить свои силы. В 1410 г. войска Польши и Литвы нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в битве при деревне Грюнвальд. Решающую роль в исходе Грюнвальдской битвы сыграли три смоленских полка.

Вскоре между Ягайлой и Витовтом было подписано новое соглашение: в обмен на признание фактической независимости Литвы Витовт объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского. Со временем православное население в составе Литовского государства стало подвергаться религиозному и национальному гнёту.

Во второй половине XIII – начале XIV в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Русские земли находились в экономической и политической зависимости от Орды. Зависимость Руси от Орды привела к экономическому отставанию русских земель от стран Западной Европы и изменению характера княжеской власти.

В XIII-XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого государства было то, что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское. Однако в последующем сложились тесные связи Литвы с католической Польшей, а православное население Литовского княжества стало подвергаться национальному и религиозному гнёту.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между событиями и датами.

А) Образование Золотой Орды

Б) Перенос резиденции митрополита из Киева во Владимир

терминов, понятий и дат по истории России 6 класс

1. Присваивающее хозяйство - хозяйство охотников, рыболовов и собирателей, которые не выращивают продукты питания, а с помощью орудий добывают то, что вырастила природа.

2. Производящее хозяйство - земледелие и скотоводство, при которых люди научились производить (выращивать) продукты питания, а не присваивать то, что выращено в природе.

3. Народ - общность людей, которых объединяет: 1) общее самоназвание, 2) один язык общения, 3) особый образ жизни, обычаи.

4. Каган (хан) - титул верховного правителя у тюркоязычных племен скотоводов-кочевников.

5. Государство - особая организация, служащая для управления людьми, проживающими на определенной территории. В каждом государстве есть правители, чиновники, законы, войско и сбор налогов.

6. Цивилизация - ступень развития человеческого общества, характерными чертами которой являются: переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему, возникновение городов, письменности, государства, появление знати.

7. Подсечно-огневое земледелие - вырубка и сжигание леса и выкорчевка пней под пашню.

8. Соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

9. Двуполье - способ земледелия, при котором половина пашни использовалась под посев, а другая в это время "отдыхала" ("пар").

10. Язычество - многобожие.

11. Родовая община - объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых родовыми старейшинами.

12. Соседская (сельская) община - союз неродственных семей, живших в одном поселении и совместно владевших землей, причем каждая семья пользовалась предоставленным ей наделом и результатами своего труда. Общиной управлял сход домохозяев и староста.

13. Кровная месть - первобытный обычай, по которому родственники мстили за обиду, нанесенную сородичу.

14. Князь - избираемый военный вождь славянского племени, а в IX - XV вв. - наследственный глава государства-княжества.

15. Волхвы - языческие славянские жрецы, колдуны, ведуньи.

16. Дань - обязательные дары подвластного населения своему правителю.

17. Дружина - объединение воинов, войско князя.

18. Князь великий - титул верховного правителя Руси.

19. 882 г. - захват Олегом Киева, создание Древнерусского государства.

20. 907 г. - поход Олега на Царьград, первый договор Руси и Византии.

21. Полюдье - в IX - X вв. объезд князем подвластных земель для сбора дани.

22. 945 г. - убийство древлянами великого князя Игоря.

23. Вече - народное собрание на Руси.

24. Урок - фиксированный размер дани.

25. Перелог - система земледелия у славян: использование земли в степной полосе до полного истощения, а затем использование нового участка.

26. Вервь - древнерусская соседская община, созданная по территориальному принципу.

27. Погосты - места для сбора дани (ввела Ольга).

28. Повоз - привоз дани населением в определенное место (в погосты).

29. Монархия - единоличное правление.

30. Гости - купцы, торговавшие с другими странами.

31. 988 г. - начало принятия христианства на Руси.

32. Двоеверие - сочетание в X - XIII вв. в верованиях жителей Руси языческих и христианских представлений.

33. 1072 г. - Правда Ярославичей.

34. Вира - штраф по Русской Правде за убийство свободного человека.

35. Бояре - главные советники и воеводы князя, крупные землевладельцы.

36. Вотчина - земельное владение, передаваемое по наследству.

37. Холоп - раб.

38. Огнищанин - управитель княжеского замка.

39. Тиун - управитель княжеских земель.

40. Рядович - зависимый по договору житель Руси.

41. Смерд – крестьянин, зависимый от князя и ходивший с ним в военные походы.

42. Закуп - зависимый за купу (ссуду) человек.

43. Челядь - домашняя прислуга в доме господина.

44. 1097 г. - Любечский съезд русских князей.

45. Усобица - борьба за власть между князьями.

46. Удел - владение князя, передававшееся по наследству.

47. Князь удельный - правитель удела, самостоятельно собиравший в нем дань, имевший дружину и вершивший суд.

48. Феодальная раздробленность - дробление государств на крупные и мелкие феодальные владения.

49. 1113-1125 гг. - правление Владимира Мономаха.

50. 1130-е годы - окончательный распад Древнерусского государства.

51. 1147 г. - первое упоминание в летописи Москвы.

52. Тысяцкий - предводитель ополчения, сборщик дани.

53. 1223 г. - первое столкновение русских с монголами в битве на реке Калка.

54. 1237-1240 гг. - нашествие на Русь хана Батыя.

55. 1238 г. - разгром монголами владимиро-суздальского войска на реке Сить.

56. Тумен - отряд в 10000 всадников у монголов.

57. Порок - русское название метательной машины.

58. 1240 г. - 1) разгром шведов Александром Ярославичем в Невской битве; 2) взятие монголами Киева.

59. 1242 г. - разгром немецких рыцарей Александром Невским на Чудском озере в Ледовом побоище.

60. Улус - часть Монгольской империи.

61. Золотая Орда (Улус Джучи) - один из улусов Монгольской империи.

62. Баскаки - ордынские чиновники, следившие за сбором дани.

63. Ордынский выход - дань русских Золотой Орде.

64. Ярлык - ханский документ, дающий право на правление уделом или улусом.

65. 1325-1340 гг. - правление князя Ивана Калиты. Возвышение Москвы на северо-востоке Руси.

66. 1359-1389 гг. - правление московского князя Дмитрия Донского, начало борьбы Руси с Ордой.

67. 8 сентября 1380 г. - разгром московским князем Дмитрием Ивановичем войска военачальника Мамая в Куликовской битве на Дону.

68. 1382 г. - взятие Москвы ханом Тохтамыш.

69. Централизация - объединение земель под властью одна сильного государства (центра).

70. 1462-1505 гг. - правление князя Ивана Ивана III, создание Российского государства.

71. 1471 г. - разгром Москвой новгородцев на реке Шелонь.

72. 1478 г. - окончательное присоединение новгородских земель к Москве.

73. 1480 г. - «стояние» на реке Угре, свержение монгольского ига.

74. 1497 г. - Судебник Ивана III.

75. Приказы - органы центрального управления в России XVI-XVIII вв.

76. Поместье - земельное владение, дававшееся дворянам Российского государства на условиях несения военной службы.

77. 1521 г. - присоединение к Москве Рязани, завершение объединения русских земель.

1185 г. - неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев ( « Слово о полку Игореве »).

Баскак — представитель Орды, специальный чиновник для сбора дани в русских землях.

Бояре — в России IX—XVII вв. высшее сословие (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской думы при великом князе составляли совещательный орган.

Боярская аристократическая республика — тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раздробленности. Предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча, однако реальная власть находится в руках знати (которая занимает основные выборные должности, контролирует деятельность веча).

Боярская дума — совещательный орган княжеско-боярской аристократии. Дума обсуждала вопросы законодательства, внешней политики, государственного устройства, религии.

Варвары (др.-греч.— чужеземец) — у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке.

Варяги — древнерусское название жителей Скандинавии (викинги, норманны). Активно осуществляли экспансию на восток, юг и запад. На протяжении X — начала XI в. некоторая часть варягов — воинов-дружинников — оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути «из варяг в греки».

Великая Яса — свод постановлений, составленных Чингисханом. Основной памятник права монгольского Средневековья. Текст полностью не сохранился и известен фрагментарно в переводах персидских, арабских и армянских авторов XIII в.

Великое переселение народов — эпоха множественных перемещений различных народов (германцев, славян, сарматов и др.) в Европе в IV—VII вв. н. э.

Великорусская народность — единая этническая, социальная и культурная общность, которая сложилась в бассейнах верхней Волги и Оки в XIV—XV вв. на основе формирования великорусского языка и специфического самосознания.

Вервь — название сельской общины в Древней Руси.

Вероотступники — отступившие от своей веры (религии) или принципов. Вероотступничество представляет собой полный отказ верующего от веры, отрицание её догматов, сопровождающееся отпадением от церкви.

Вече — народное собрание на Руси X—XIV вв. Наибольшее развитие получило в городах в XI—XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове, Вятке сохранилось до начала XVI в. Исполнительными органами вече были два выборных сановника — посадский и тысяцкий.

Воевода — военачальник, правитель у славянских народов. На Руси появились в X в. В Российском государстве стояли во главе полка, отряда.

Вотчина — древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X—XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII—XV вв. — господствующая форма землевладения.

Город — экономический, политический и культурный центр, военно-административная единица. По внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населённых пунктов, были немногочисленны и редконаселённы.

Государев двор — система организации правящего слоя на Руси. Возник в XII в. на основе княжеской дружины. К середине XVI в. сложилось деление Государева двора на чины думные, «московские» и «выбор из городов».

Государственная религия — вероучение, официальный статус которого подтверждён государством.

Государь всея Руси (первоначально — господарь всея Руси) — титул московских великих князей и российских царей. Приставка «всея Руси» заключала в себе претензию на верховную власть в пределах всех русских земель.

Гривна — денежная и весовая единица Древней Руси, слиток серебра в 1/2 фунта (XII в.). В XV в. вытеснена рублём.

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён или стран.

Двоеверие — смешение религиозных взглядов человека; состояние мировоззрения, включающего элементы двух вер. Двоеверие было массовым явлением на Руси в период перехода от язычества к христианству.

Дворцовые (удельные) земли — земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьём царский дворец и дворцовое хозяйство.

Дворянство — господствующее привилегированное сословие. В России возникло в XII—XIII вв. как низшая часть военно-служилого сословия, с XIV в. получали за службу земли (поместья).

Деспотия (от др.-греч. — господин, полновластный правитель) — форма государственного правления, при которой верховная государ-

ственная власть сосредоточена в руках абсолютного правителя, который вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных.

Династическое правление (от греч. — господство) — правление, при котором правители одного рода сменяют друг друга на престоле по праву родства и наследования. С конца XI в. на Руси утвердился порядок передачи власти от отца к сыну — прямому потомку основателя династии.

Древнерусские города — постоянные поселения восточных славян, сформировавшиеся как торгово-ремесленные и религиозные центры, защитные крепости.

Дружина — отряд воинов, объединившихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества. Во главе с князьями в Древней Руси участвовала в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делилась на «старшую» (наиболее знатные и близкие к князю лица — княжие мужи) и «молодшую» (молодые воины — гриди и отроки).

Духовенство — служители культа, лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Делится на чёрное (монашество) и белое (священники и дьяконы).

Духовная грамота — в России в XII—XVIII вв. завещание великих и удельных князей.

Духовно-рыцарские ордены — объединения вооружённых рыцарей-монахов, создававшиеся для борьбы с иноверцами. Первые ордены возникли во времена господства крестоносцев в Палестине.

Духовный центр Руси — центр русских православных земель. Резиденция митрополита, с 1325 г. находящаяся в Москве.

Единая общерусская культура — культура, сложившаяся после слияния местных культур на основе православных традиций.

Железный век — исторический период, наступивший в начале I тыс. до н. э. с распространением железа и изготовлением железных орудий и оружия.

Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после его формальной канонизации.

Закуп — в Древней Руси человек, работающий в хозяйстве землевладельца за купу, займ, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги.

Запись «в число» — перепись населения в целях установления нормы налогообложения.

Идеология (от греч. — идея и учение) — мировоззрение, система взглядов и идей.

Икона (от греч. — изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) — изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом почитания.

Инициал (от лат. — начальный) — в искусстве создания книги укрупнённая заглавная (начальная) буква какого-либо раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициал (так называемые буквицы) богато расцвечивался сложными орнаментами, украшался изображениями человеческих фигур и животных, жанровыми сценками.

Ислам (араб. — предание себя Богу, покорность) — одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством.

Иудаизм — национальная религия евреев, возникшая в I тыс. до н. э. в Палестине. Приверженцы иудаизма верят в единого Бога, творца и властелина Вселенной.

Каганат — название средневекового государства, которым правит хан, каган. Так назывался высший титул правителя у кочевых народов. В монгольское время слился с титулом каан («великий хан»).

Капище — площадка, на которой стояли языческие идолы, храм, находилось место для жертвоприношений богам.

Кириллица — старославянская азбука, один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов. Около 863 г. братья Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора упорядочили письменность для старославянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов.

Князь — руководитель политического образования, удела. Представитель аристократии IX—XVI вв.

Кормление — на Руси система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счёт местного населения.

Крестоносцы — участники Крестовых походов. Название получили от нашитого на одежду креста — символа данного ими обета участвовать в походе.

Крестьяне — податное население России. Люди, занятые сельскохозяйственным трудом (земледелием, скотоводством).

Курултай — в Монгольской империи съезд знати во главе с членами правящей династии.

«Лествичная» система княжения — родовой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди перед племянником, старшего брата — перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату.

Летопись — погодная запись исторических событий (возникла и велась первоначально в монастырях).

Мезолит — средний каменный век, переход от палеолита к неолиту. В эпоху мезолита появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака.

Местничество — начиная с XV в., система распределения служебных мест в Русском государстве при назначении на военную, административную и придворную службу с учётом происхождения и личных заслуг.

Миниатюра (от лат. — красная краска) — небольшое живописное изображение, иллюстрация в рукописной книге. Буквицы или первые строки средневековых рукописей писались красной краской, поэтому и изображение в этих книгах стали называть миниатюрой.

Митрополит — в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Мозаика (итал. — посвящённое музам) — картина, узор, выполненные скреплёнными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней, один из способов украшения стен храмов.

Монгольская империя — держава, сложившаяся в первой половине XIII в. в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников.

Наместник — должностное лицо в XII—XVI вв., возглавлявшее местное управление. До середины XVI в. назначался царём и Боярской думой.

Неолит — новый каменный век. В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появилась глиняная посуда, возникло прядение, ткачество.

Неолитическая революция — исторический период перехода в эпоху неолита от присваивающего к производящему типу хозяйства, от охоты, рыболовства, собирания плодов растений к животноводству и земледелию. В ходе неолитической революции зарождаются ремёсла, письменность, рациональные знания.

Окольничий — придворный чин и должность в Русском государстве в XIII — начале XVIII в. Возглавлял приказы, полки.

Ордынский выход — дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII—XV вв. Данью облагалось всё население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и откупщиками-мусульманами, а с начала XIV в. — русскими князьями.

Ордынское иго — принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоёванными территориями, а также политику в отношении различных слоёв и социальных групп населения.

Палеолит — древний каменный век, первый период каменного века. Время существования древнего человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством.

Перелог — поле, забрасываемое на несколько лет для восстановления плодородия почвы.

«Повесть временных лет» — общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

Погосты — становища, усадьбы, место временного пребывания князя при объезде земель.

Подсечно-огневое земледелие — примитивная система земледелия в лесной зоне: участки расчищаются от леса и выжигаются, а через несколько лет, после истощения леса, забрасываются.

Политическая раздробленность — закономерный процесс экономического и политического обособления различных княжеств Руси.

Полюдье — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани.

Поместье — участок казённой или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение как вознаграждение за службу и средство для службы («по месту» службы, чтобы кормиться).

Посад — община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Каждый третий город в России не имел посада. Посады часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. Часто посадом считают предместье, или неукреплённую часть города.

Посадник — высшая государственная должность в Новгородской и Псковской республиках. Посадник избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, ведал вопросами управления и суда, вместе с князем командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представлял интересы республики в международных делах.

Посадские люди — в Русском государстве торговое и ремесленное население города, которое несло государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и т. д.).

Послание — прозаический жанр древнерусской литературы обучающего или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу.

Поучение — жанр древнерусской литературы, включающий в себя проповедь — речь, содержащую наставление.

Православие — одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной — православная.

Приказы — органы центрального управления в России конца XV — начала XVIII в. Термин произошёл от слова «приказ» — речь шла об особом поручении великого князя какому-либо боярину заняться определённой отраслью государственного управления.

Русская Правда — основной закон Древней Руси. Состояла из следующих разделов, дополняемых с учётом времени: 1. «Древнейшая правда» или Правда Ярослава Мудрого. 2. Дополнение к Правде Ярослава. 3. Правда Ярославичей — Изяслава, Святослава, Всеволода. 4. Устав Владимира Мономаха (1113).

Русь (Русская земля) — первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре. В XII—XIII вв. Русью называются все древнерусские земли и княжества. С XIII в. возникают названия Белая Русь, Малая Русь, а название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего Древнерусского государства (Владимиро-Суздальская, Муромо-Рязанская земля, Московское княжество).

Рюриковичи — потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика. Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII—XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др.

Рядович — зависимый человек в Древней Руси IX—XIII вв., заключивший ряд — договор с землевладельцем для поддержания своего хозяйства.

Село — крупное крестьянское поселение с церковью и торгом, игравшее роль местного центра для окрестных деревень и хуторов.

Слобода — поселение или район города, освобождённые от каких-либо государственных повинностей.

Служилые люди — в Русском государстве XIV—XVII вв. люди, находившиеся на государственной службе.

Смерд — свободный крестьянин, владелец земли, воин и пахарь в одном лице.

Съезды князей — встречи Рюриковичей. Проводились в Древней Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV в. по инициативе отдельных князей для решения дел, представлявших общий интерес.

Тысяцкий — на Руси военачальник, возглавлявший городское ополчение (тысячу). В Новгородской республике выбирался на вече из бояр обычно на год и являлся помощником посадника. Помимо организации народного ополчения, занимался вопросами торговли и торгового суда.

Удельно-вотчинная система — система земельной собственности, при которой земля принадлежала великому князю и делилась на уделы, принадлежащие его детям, которые передавались по наследству.

Удельный период — период политической раздробленности, при сохранении династического и церковного единства.

Улус — родоплеменное объединение с определённой территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии, Сибири.

Уроки — в Древней Руси дань, имеющая определённые размеры, обусловленные договором, соглашением, и её распределение среди данников.

Усобица — междоусобная вражда, раздор между родственниками, переходящие в войну.

Фреска (ит. — свежий) — картина, написанная водяными краскам по сырой штукатурке, один из способов украшения стен храмов.

Хождение — жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель.

Холопы — в России в X — начале XVIII в. категория зависимого населения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели собственности и исполняли различные работы в хозяйстве князя (боярина). Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.

Христианское мировоззрение — основа христианской культуры. Огромное влияние на христианское мировоззрение Древней Руси оказала Византия. Вместе с тем Древняя Русь сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

Челядь — в Древней Руси население княжеской или боярской вотчины, находившееся в разных формах зависимости от землевладельца.

Чингизиды — прямые потомки — сыновья — Чингисхана. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве и только их потомки носили родовой титул Чингизидов.

Юрьев день (26 ноября) — определённый законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем договор крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему.

Языковая семья — самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства.

Языческая реформа — первая религиозная реформа князя Владимира Святославича, попытка упорядочить языческий пантеон богов.

Язычество — традиционные верования древних славян (дохристианские), включающие в себя мифологию, магию, обрядность. С принятием христианства язычество не было полностью вытеснено и в XV—XVI вв. существовало параллельное с христианством.

Ярлык (тюрк. — повеление, приказ) — грамота ханов Золотой Орды подвластным землевладельцам. Русские князья, приезжая в Орду, привозили подарки и дань, взамен получая право на управление русскими волостями.

Читайте также: