Собственная безопасность налоговой инспекции

Опубликовано: 02.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бердюгина А.С. Деятельность налоговой службы в контексте изучения экономической безопасности региона // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84063 (дата обращения: 20.05.2021).

Проблемы экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными.

Современная литература содержит множество определений экономической безопасности регионов, а также сформулированных принципов обеспечения экономической безопасности, хотя общего мнения по проблеме исследования до сих пор нет. Каждый автор выдвигает собственную и наиболее точную, по его мнению, версию понятия «экономическая безопасность региона». Понятие «экономическая безопасность региона» существенно раскрыто в определении, данной Маханько Г.В., которая утверждает, что экономическая безопасность региона – это не столько состояние защищенности региональных интересов, сколько способность региональной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики региона,

социально-экономической стабильности и устойчивости развития территории как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в экономику РФ [6].

При этом экономическая безопасность региона включает в себя такие составляющие как: институциональная, структурная, внешнеэкономическая, социально-экономическая, денежно-кредитная, инвестиционная, научно-техническая, бюджетная и налоговая политики.

По нашему мнению, налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности представляет собой поддержание устойчивого состояния налоговой сферы, при котором обеспечивается платежеспособность региона при оптимальной налоговой нагрузке.


Рисунок 1 – Налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности

Налоговую безопасность региона можно определить по таким характеристикам, как:

– степень сбалансированности налоговой политики;

– численность налоговых льгот;

– количество льготных категорий налогоплательщиков;

– соблюдение налоговой дисциплины;

Налоговая безопасность региона предусматривает:

– достижение уровня собираемости налогов в соответствии с налогооблагаемой базой, налоговыми ставками, установленными Налоговым кодексом РФ и региональным законодательством;

– предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей способность предприятий и организаций региона экономически развиваться.

Налоговая безопасность региона как части экономической безопасности состоит в способности его органов:

– обеспечивать устойчивость экономического развития региона;

– способствовать развитию бизнеса в регионе;

– повышать конкурентоспособность региона за счет оптимальной налоговой региональной системы;

– предотвращать преступления и административные правонарушения в налоговой сфере.

Налоговая безопасность региона предусматривает осуществление такой налоговой политики, которая ориентировалась бы, прежде всего, на реализацию экономических интересов региона.

Вместе с тем, налоговая политика региона формируется не только на основе регионального законодательства, а в большей степени на основе федеральных законов.

В целом, функционирование налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях нельзя считать совершенным, поскольку в налоговой сфере в регионах России наблюдается расширение практики сокрытия доходов от системы налогообложения, определяемой фискальной направленностью налоговой системы. По данным Минфина России по причине сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов.

Сокрытие доходов является нарушением налогового законодательства и приводит к взысканию всей сокрытой прибыли и административного штрафа в размере той же суммы с налогоплательщика. Сокрытие доходов приводит к нарушению целостности системы налогообложения. Это приводит к дефициту бюджета, как на региональном, так и на федеральном уровнях, в результате чего, государство вынуждено повышать налоговые ставки для пополнения доходов путем увеличения налоговых поступлений. Повышение налоговых ставок приводит к ситуации, когда предприниматели и коммерческие организации «уходят в тень». Поэтому в настоящее время функционирование налогового законодательства можно назвать неэффективным и нестабильным. Для экономической безопасности регионов нужна более оптимальная налоговая политика, как на уровне региона, так и на федеральном уровне.

В Налоговый кодекс Российской Федерации часто вводятся изменения и поправки, что приводит к трудностям при расчете налогов у налогоплательщиков. При обновлении законодательства происходит усложнение норм и правил, регулирующих порядок налогообложения. Недостаточная четкость и ясность положений нормативных актов затрудняют применение норм на практике, что приводит к возможности субъективного толкования законодательства [1, 2].

Еще одной проблемой в обеспечении налоговой безопасности является малая результативность налогового контроля поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней. Налоговый контроль направлен на обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства. Как известно, налоговый контроль влияет на функционирование экономики государства. При малой результативности налогового контроля налогоплательщики будут находить способы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов устойчивого функционирования налоговой системы и экономики

государства. Под налоговым администрированием понимается система налогового процесса, включающая комплекс мер по обеспечению налоговых поступлений в бюджет государства, отвечающая за соблюдение налогового законодательства, а также за контроль правильности исчисления налогов.

В связи с отсутствием формальной организации органов налоговой системы эффективность налогового администрирования находится на низком уровне, что подвергает налоговую безопасность различным угрозам. Эффективность налогового администрирования можно определить через существенный показатель, которым является фискальная эффективность налоговой системы. При этом следует понимать, что это два разных понятия. В первом случае речь идет об эффективности деятельности государственных органов, а во втором случае о внутреннем свойстве налоговой системы.

Налоговая безопасность государства зависит от состояния защищенности налоговой системы регионов. Экономическое развитие регионов России имеет собственную специфику, которая решает задачи обеспечения налоговой безопасности регионов.

Анализ некоторых статистических данных позволяет судить о развитии налоговой системы и политики в регионах и влияние её специфики на экономическое развитие самих регионов и страны в целом. Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру за 2016 год составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона [5]. Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется – от 12% до 119%. Меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России – Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн. рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд. рублей. Это лишь на 22 млрд. рублей больше, чем получает в бюджет региона

Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры – в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же – 147 млрд. рублей. Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов – федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов – объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн. рублей – лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн. рублей составляют региональные налоги – к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд. рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд. рублей) – в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд. рублей).

Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд. рублей, а на третьем месте – Приволжский федеральный округ со 134 млрд. рублей.

Много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд. рублей), Московская область (54 млрд. рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд. рублей), Краснодарский край (31,4 млрд. рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд. рублей).

Показателен опыт работы налоговых служб Свердловской области, где очень активно ведется работа по повышению уровня собираемости налогов.

Так, с территории Свердловской области в бюджетную систему России в 2016 году поступили 270 млрд. рублей налогов и сборов, что на 26 млрд. рублей превышает объем доходов прошлого года [8]. В том числе, в федеральный бюджет направлено почти 79 млрд. рублей, рост по сравнению с 2015 годом на 9 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Свердловской области – 191 млрд. рублей, с ростом более 16 млрд. рублей.

По налогу на добавленную стоимость (НДС) поступления выросли на 14,5 % и составили 72 млрд. рублей; по налогу на доходы физических лиц поступления выросли на 2,6 % до 84 млрд. рублей; по налогу на прибыль организаций – на 21,7 % и поступления составили более 62 млрд. рублей. Кардинально перестроен механизм контроля НДС, который осуществляется полностью в автоматизированном режиме. Однако, за 2016 год отказано в возмещении из бюджета НДС по результатам камеральных проверок на сумму более 2 млрд. рублей.

Для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в 2016 году налоговыми органами передан в Следственное управление 191 материал, возбуждено 85 уголовных дел, с ростом на 7,6 % по сравнению с 2015 годом.

В ходе реализации процедур банкротства в бюджетную систему поступило 17 млрд. рублей.

С 1 января 2017 года налоговые органы приступили к администрированию страховых взносов. Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

С одной стороны, проводимая политика в сфере налогообложения в Свердловской области является эффективной для увеличения доходной части бюджета, однако, она может привести к серьёзным проблемам, которые не заставят себя долго ждать. Так, в 2016 г. Свердловская область вошла в топ-10 по количеству банкротств физических лиц [4]. Так, на конец ноября 2016 года число заявлений о банкротстве граждан, признанных

обоснованными, в Свердловской области достигло 699 (из них 61 дело появилось только за ноябрь месяц). Это шестой результат среди российских регионов. В среднем в России на 100 тыс. граждан приходится 14 банкротов, в Свердловской области показатель несколько выше среднероссийского – 16 банкротов. Отдельно юристы выделяют перекосы, связанные с банкротством крупных бизнесменов, как правило, выступавших поручителями по обязательствам своих предприятий [7]. Именно в таких делах из-за колоссального объема долгов кроется максимальное количество злоупотреблений, связанных с выводом всевозможного имущества из налогооблагаемой базы.

Таким образом, по Свердловской области в сфере реализации налоговой политики, как составляющей экономической безопасности региона выявлен ряд проблем:

– финансово-хозяйственная деятельность в регионе ведется с высоким налоговым риском;

– увеличение уголовных дел в налоговой сфере;

– увеличение случаев вывода налогооблагаемых объектов из налоговой базы;

– увеличение количества налоговой отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов;

– проблемы процесса возмещения НДС, большая доля данного налога не возвращается.

В целях стабилизации налогового законодательства статья 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу [1].

В целях повышения уровня эффективности налогового контроля профессорами Галкиной В.А. и Качановой Н.Н. предлагаются следующие действия [3]:

– включить в обязанности сотрудников отдела камеральных проверок проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций;

– управлениям ФНС России необходимо разработать, составить и согласовать единые методики проведения выездных налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов их осуществления;

– создать в инспекциях ФНС России подразделения внутреннего аудита для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок;

– для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов внедрить новые информационные и образовательные технологии в образовательный процесс подготовки кадров инспекций ФНС.

Что касается повышения эффективности налогового администрирования, то Федеральная Налоговая служба России создает условия для выполнения налогоплательщиками конституционной обязанности, по уплате законно установленных налогов и сборов посредством совершенствования исполнения функций налогового администрирования. К основным предложениям по устранению сокрытия доходов от системы налогообложения государство относит ужесточение санкций против правонарушителей, совершенствование законодательства, которое бы устраняло возможность сокрытия доходов, формирование комплекса организационных мер по предупреждению, контролю и пресечению сокрытия доходов от системы налогообложения.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №30.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №32.
  3. Галкина, В.А., Качанова, Н.Н. Направления совершенствования налогового контроля в России для обеспечения его эффективности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519155047/021.pdf.
  4. Комаров Д. Свердловская и Челябинская области вошли в топ-10 по количеству банкротств физлиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.znak.com/2016-12-02/sverdlovskaya_i_chelyabinskaya_oblasti_voshli_v_top_10_po_kolichestvu_bankrotstv_fizlic . 02.12.2016.
  5. Матвеев М. Кто платит, а кто тратит: кормящие страну автономные округа, триллионы от Москвы и забирающий свое Татарстан [Текст] // Реальное время. – 06.06.2017.
  6. Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России [Текст] // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 105.
  7. Щебров А. Эксперты подвели итоги работы закона о несостоятельности [Текст] // Правда УрФО. – 15.12.2016.
  8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Задача сотрудников ОБЭП — собрать доказательства экономического преступления, а затем передать их в следственный комитет. В этой статье разбираемся, что считается экономическим преступлением, когда и к кому ОБЭП может прийти с проверкой и какие могут быть последствия.

ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями — еще в 2011 году переименовали в ОЭБиПК — отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Но в статье мы будем использовать старое название, чтобы получить побольше трафика из поиска.

Андрей Кандауров

Николай Полянский

Какие преступления считаются экономическими

Экономические преступления — это обман покупателей, государства или других компаний с целью получить прибыль. Такими преступлениями считаются продажа поддельных кроссовок, взятки, контрабанда и подделка бухгалтерских отчетов для уменьшения налогов.

Все виды экономических преступлений описывает восьмой раздел уголовного кодекса, в нем 58 статей. Вот несколько преступлений в сфере экономики, которые могут стать основанием для проверки ОБЭП.

Преступление
Пример

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Угрожать владельцу магазина ограблением и требовать платить за безопасность

Продавать варежки в инстаграме без регистрации ИП

Незаконная розничная продажа алкогольной продукции

Продавать коньяк и водку без регистрации ООО и лицензии

Незаконное использование средств индивидуализации товаров

Шить и продавать поддельные кроссовки с логотипом «Nike»

Контрабанда табачных изделий

Провезти через таможню три ящика сигарет или табака без оформления

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Дать взятку отделу закупок, чтобы победить в тендере

Легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Открыть салон красоты, чтобы отмывать деньги от продажи наркотиков и оружия

Основания для проверки ОБЭП

Экономическими преступлениями занимается специальный отдел — ОБЭП. Задача отдела — выявить признаки преступлений, найти и собрать доказательства, чтобы затем передать их в органы предварительного следствия. Для этого и проводят проверки.

Еще ОБЭП может прийти с проверкой из-за коррупционных преступлений — это дача и требование взятки, подкупы должностных лиц.

Для проверки ОБЭП нужны основания:

  • сообщение о преступлении. Обычно такие сообщения получают от оперативного дежурного из полиции;
  • письменное поручение следователя или дознавателя;
  • заявление от любого человека.

Бывали случаи, когда проверки начинались по заявлениям от анонимных информаторов.

Когда ОБЭП получает сообщение, поручение или заявление, он разрабатывает план оперативного мероприятия. Это может быть поездка в офис с осмотром помещения или изъятием документов, которые как-то подтверждают преступление. Еще могут получить санкцию суда на прослушку телефонов компании или слежку.

Полномочия сотрудников ОБЭП при проверке

Сотрудники ОБЭП могут проверять организации, ИП и физлиц. Все проверки ОБЭП — внеплановые и без предупреждения.

Во время проверки сотрудники могут:

  • осматривать помещения. Например, магазин предпринимателя, в котором продают и хранят нелегальный алкоголя;
  • проводить выемки. Выемка — это когда сотрудники ОБЭП приезжают в помещение компании за определенными предметами или документами. Ее проводят по поручению следователя или дознавателя рамках уголовного дела;
  • назначать экспертизы — брать образцы почерка директора компании, а потом проводить сравнительный анализ;
  • опрашивать владельца компании и сотрудников.

Еще могут прослушивать телефоны, следить за владельцем компании, проводить контрольные закупки и внедрять агентов под прикрытием.

ОБЭП пришел с проверкой. Что говорить

Как только сотрудник ОБЭП пришел в офис или магазин, он должен показать свое удостоверение.

В настоящем удостоверении сверху будет полное наименование органа: «Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции», печать и фотография. В поддельных удостоверениях часто изменяют одно-два слова в наименовании органа.

Если есть подозрения, что удостоверение — подделка, нужно позвонить в ОБЭП своего района и узнать, проводится ли проверка. Еще можно позвонить в дежурную часть УВД или ГУВД и спросить, есть ли такой сотрудник у них в штате.

Обычно сотрудники ОБЭП объясняют, что проверка проводится по заявлению, и просят позвать директора компании или начальника. Затем осматривают помещения и опрашивают директора и сотрудников.

В идеальном мире к опросам ОБЭП готовятся заранее с юристом, а в реальном нужно запомнить главное: отвечать коротко и только на тот вопрос, что задают.

Вопрос ОБЭП
Опасный ответ
Коротко и по существу

Вы торгуете поддельным алкоголем?

Лично я — нет, в магазине какой-то алкоголь продают, но кажется, что он настоящий

Ваш работодатель занимается отмыванием денег?

Отмывание — это что? Не знаю, какие-то люди иногда приносят деньги, но это не мои работодатели

Мне не ясна суть вопроса

Кем и как давно вы здесь работаете? Что входит в ваши обязанности?

Я продавец, здесь работаю год, продаю товары, иногда подписываю договоры на поставки товаров и налоговые декларации

С января 2018 года, продавец, отпускаю товары покупателям, пробиваю кассовые чеки, рассчитываю покупателей, слежу за сроком годности товаров

Все ответы ОБЭП записывает на бумаге, а потом сотрудники компании ставят подпись: «С моих слов записано верно, мною прочитано». Расскажите сотрудникам, что записано должно быть слово в слово, а если где-то неверно — нужно исправлять на верный вариант. Эти ответы могут использовать против компании, и для возбуждения уголовного дела тоже.

Еще у сотрудников есть право отказаться от опроса на основании 51-й статьи, чтобы не свидетельствовать против себя.

Если ОБЭП посчитает нужным, может изъять документы, компьютеры, жесткие диски или товары, если компанию проверяют из-за торговли нелегальным алкоголем, подделками.

Лучше не мешать сотрудникам ОБЭП проводить проверку, иначе это могут посчитать воспрепятствованием предварительному расследованию, а значит, появится основание для уголовного дела по статье 294.

Стандартный срок проверки — 30 дней, но если руководитель ОБЭП или прокуратура решат, что нужно собрать больше материалов, проверка будет идти дольше.

Результаты и последствия проверки ОБЭП

Допустим, сотрудники ОБЭП пришли осмотреть помещение или забрать документы. Значит, они должны составить протокол осмотра помещения или выемки документов, в котором предприниматель может написать замечание, к примеру:

  • мне не было предоставлено постановление о проведении конкретного оперативно-розыскного мероприятия;
  • я против изъятия всех документов, потому что они не относятся к материалам проверки.

Если сотрудники ОБЭП изъяли у компании документы и технику, они должны дать предпринимателю возможность сделать их копии на бумаге или флешке, диске сразу или в течение пяти дней. Это нужно, чтобы компания могла продолжать работу.

Итогом проверки ОБЭП может быть два результата:

  • ничего не нашли. Если прошло 30 дней — это стандартный срок проверки ОБЭП, — но никаких признаков преступления не нашли, компании должны вернуть документы, технику и всё, что изъяли. А затем вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • нашли признаки экономического преступления. Например, на складе обнаружили поддельный алкоголь или в офисе компании нашли фальшивые деньги, тогда материалы передают следователю или дознавателю, и уже он решает, нужно ли возбуждать уголовное дело.

Если ОБЭП изъял часть документов и не нашел признаков преступления, теоретически с проверкой могут прийти еще раз. Но приходить каждый день не получится: слишком частые проверки можно обжаловать через руководителя ОБЭП, прокуратуру или федеральный суд.

Россияне хранят более 13 трлн рублей на 700 тыс. заграничных счетов. Для сравнения, бюджет России на 2021 год – 21,5 трлн рублей. Рассчитывают налоги и следят за законностью проведения операций по счетам миллионеров обычные районные инспекции, которые обслуживают рядовых граждан с доходом 15 тыс. рублей. Налоговики в регионах не знают, что делать с такими данными и как проверять счета и трасты богачей. Поэтому ФНС создаёт особое отделение. Задачей VIP-инспекции будет не только подсчёт налогов: она также выяснит, в каких активах хранятся деньги богачей.

Богатые тоже платят

С 1 февраля ФНС создаст подразделение для крупнейших налогоплательщиков – россиян с доходами более 500 млн рублей. Специальный отдел называется Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10.


В налоговой появится отделение для «VIP-клиентов». Фото: nalog.ru.

Под проверку могут попасть и россияне с меньшим доходом: в ФНС сообщили, что дополнительно учтут участие плательщика в контролируемых иностранных компаниях, заграничные операции и счета, инвестиции, с которых взимаются налоги.

В 2021 году усилится не только налоговый контроль за состоятельными гражданами. С 1 января ставка НДФЛ для людей с доходами более 5 млн рублей в год – 15%. Таким образом в России появилась прогрессивная шкала налогообложения. Ещё один косвенный «налог для богатых» – НДФЛ с процентного дохода по вкладу. В 2021 году его заплатят те, кто заработает больше 42,5 тыс. рублей процентов по депозитам.

Зачем потребовалась отдельная инспекция?

В ФНС объяснили так: для проверки богатых россиян требуются «особые компетенции», ведь приходится иметь дело со сложными денежными операциями и международными договорами. А VIP-подразделение позволит качественно исполнять законодательство. К тому же в последние годы налоговое регулирование изменили: появился институт контролируемых иностранных компаний, налоговых резидентов определяют по новым правилам, расширился международный обмен сведениями.

Появление «налоговой для богатых» было вопросом времени. ФНС обсуждало создание VIP -инспекции несколько лет назад, пишет VTimes. Причина в том, что региональные подразделения не всегда понимают, как правильно обрабатывать информацию о состоятельных гражданах. Сведения о доходах, активах и сложных операциях, декларации поступают в регионы по месту регистрации богатого россиянина. Чтобы рассчитать, какие налоги заплатит миллионер, нужно знать, в каких компаниях он является бенефициаром. Не только российских, но и зарубежных. А для оценки зарубежных активов нужен международный обмен информацией.

Региональные отделения ФНС не всегда знают, как учитывать зарубежные активы. Фото: newizv.ru.

Россияне открыли более 700 тыс. финансовых счетов за границей, на которых лежат 13 трлн рублей. Об этом на Гайдаровском форуме сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. А теперь представим, что данные об операциях по таким счетам попадут в региональную налоговую инспекцию. Районные ФНС не всегда качественно проводят экспертизу, рассказал VTimes управляющий партнёр Taxadvision Дмитрий Костальгин. В конце прошлого года налоговики проверили россиян с зарубежными счетами и потребовали доплатить налоги тех, кто уже рассчитался, либо тех, кто вообще не получает налогооблагаемый доход.

Бизнес скептически отнёсся к созданию новой инспекции. Опрошенные VTimes предприниматели согласны в одном – деньги любят тишину. Насторожились даже те, кто не попадает под условия проверки новым подразделением. Крупные доходы обычно хранятся в фондах, трастах и других иностранных структурах. Скорее всего, VIP-инспекция и создаётся для того, чтобы выявлять подобные активы.

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Обыски и задержания налоговиков проходят по всей Москве


С конца прошлого года в Москве не прекращаются следственные действия в структурах ФНС, их итогом становятся массовые посадки сотрудников налоговой — только в апреле сообщалось о пяти задержаниях по делам о взятках. Ранее ФСБ и правоохранительные органы работали по межрайонным инспекциям, но накануне обыски затронули офис столичного управления, что вызывает опасения его работников. Кого и за что “приняли” силовики — в материале ПАСМИ.

Охота на инспекторов

Сотрудники налоговых органов столицы пребывают в легкой панике. Как сообщил ПАСМИ источник в УФНС по Москве, 15 апреля в здании управления на Хорошевском шоссе проводились следственные действия с участием сотрудников ФСБ. С чем они были связаны, собеседник редакции сказать затруднился, но, похоже, обыски, выемки и задержания в налоговых органах столицы носят масштабный характер.

В середине марта в сети появились сообщения о том, что еще с конца прошлого года сотрудники ФСБ и антикоррупционных отделов МВД проводят следственные действия в районных инспекциях ФНС, интересуясь деятельностью рядовых сотрудников.

По данным телеграм-канала Baza, правоохранители работали по стандартной схеме: приходили в инспекции с серьезной силовой поддержкой, выгоняли посетителей, перекрывали вход. Затем всех сотрудников собирали в одном помещении, изымали у них телефоны и изучали переписку и информацию о денежных переводах.

Они в курсе:
— руководитель УФНС по Москве
Марина Третьякова
— глава УФСБ по Москве и Московской области
Алексей Дорофеев
— начальник ГУ МВД Москвы
Олег Баранов

Тогда выдвигались две версии происходящего. Первая — массовое обогащение налоговиков на регистрации “левых компаний”, вторая — сотрудничество со всеми инспекциями некоего обнальщика. И, судя по дальнейшему развитию событий, лицо, объединяющее сомнительные схемы во многих ИФНС, нашлось.

Первая пара

Первые плоды масштабные оперативные мероприятия принесли уже в начале апреля. Первого числа появилась информация об аресте сразу двух московских налоговиков по делу о коррупции.

Басманный суд заключил под стражу на месяц начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков в инспекции ФНС № 24 на Старокаширском шоссе Романа Евлуженкова. А Хамовнический суд отправил в СИЗО главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС России № 10 Мурата Мурадова.

Обоим сотрудникам ФНС вменили ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). Но если подробности дела Евлуженкова не сообщались, что в случае с Мурадовым было обнародовано имя взяткодателя — им оказался предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон, находящийся под домашним арестом с июля 2020 года. В Москве ИП Мартинсона занималось службой такси и арендой легковых автомобилей с водителем, оно было ликвидировано 25 марта текущего года.

Миллионер из ИП

12 апреля появились сообщения об аресте еще двух представителей Федеральной налоговой службы, правда, на этот раз бывших. Владимир Купцов и Михаил Александров ранее занимали должности государственного налогового инспектора ИФНС России №15 и старшего государственного налогового инспектора ИФНС России №26.

В СИЗО их отправил все тот же Хамовнический суд, обвинение предъявлено также по статье о получении взятки в крупном размере, а разоблачил их опять же Даниил Мартинсон. Признательные показания о том, что в течение длительного времени передавал деньги двум столичным инспекторам, Мартинсон дал в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве.

А 15 апреля стало известно еще об одной “жертве” Мартинсона. Правоохранители задержали старшего налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС № 23 Максима Бекшаева. Ему вменяют уже особо крупный размер взятки — ч. 6 ст. 290 УК РФ.

В отличие от предыдущих историй называется и сумма незаконного вознаграждения — около 1,8 млн рублей, и то, за что были уплачены эти деньги. Бекшаев якобы скрыл от межрайонной ИФНС № 46 тот факт, что по адресу, который предоставил взяткодатель, не зарегистрированы никакие юридические лица.

Они должны быть в курсе:
— руководитель ФНС Даниил Егоров
— директор ФСБ
Александр Бортников
— глава МВД
Владимир Колокольцев

Кстати, все сообщения о задержаниях и арестах в столличных налоговиков информагентства и СМИ дают со ссылкой на источники. Официально ни в Федеральной налоговой службе, ни в правоохранительных органах эту информацию ни разу не прокомментировали.

ПАСМИ также пыталось получить комментарий у пресс-службы ФНС, но безуспешно — по телефону нам сказали, что информацией не располагают, а на письменный запрос не ответили.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников ФНС в Москве и других регионах, — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Читайте также: