Соблюдать налоговую тайну это право или обязанность налоговых органов тест

Опубликовано: 20.09.2024

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны

Б) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах

B) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

Г) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Д) уплачивать законно установленные налоги

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД

Первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Среди остальных следующие:

1) Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет.

2) Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

3) Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

4) Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта.

5) Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. Законодательством предусмотрены следующие их виды.

1) Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.Вопрос о том, является ли применение льготы правом налогоплательщика, рассматривался в гл. 8 (Порядок исчисления налога). В том случае, когда льгота действительно является правом налогоплательщика, необходимо учитывать установленный порядок ее применения. Помимо этого, поскольку налог исчисляется за определенный период, то использовать данное право либо отказаться от него можно также в рамках налогового периода.

2) Право представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам является производным от первого. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер, поскольку налоговые органы не имеют права отказать налогоплательщику 8 предъявлении указанных документов.

3) Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, является гарантией права на защиту, поскольку квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями.

4) Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования.

5) Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика. Законодательство устанавливает и другие права налогоплательщиков, например право физического лица в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные, заявленные им в этой декларации.

A) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны — права.

Б) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах — обязанности.

B) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах — права.

Г) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки — права.

Д) уплачивать законно установленные налоги — обязанности.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

  • НИУ
  • ГУ (Екатеринбург)
  • МФПА
  • ИММиФ
  • ГЭИТИ
  • СПбГТИ ФЭМ

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

Сдаешь тесты самостоятельно?

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

Сдаешь тесты самостоятельно?

Вы здесь: Home
База вопросов
ГУ (Екатеринбург)
Налоговое право ГУ Тесты с ответами
Налоговое право СОТ 2 Тесты с ответами

Налоговое право СОТ 2 Тесты с ответами

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие формы налогового контроля:

+проведение налоговых проверок

консультации по вопросам применения налогового законодательства

Взыскание налога не может производиться со счетов..

+депозитных, после истечения срока действия депозитного договора

Если налоговую базу рассчитывает налоговый орган, то обязанность по уплате налога возникает.

по решению налогового органа

по истечении 6 дней после даты отправления налогового уведомления

не ранее даты получения налогового уведомления

+в установленные Налоговым кодексом РФ сроки

Если сумма налога изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан.

+выслать уточненное требование

отменить требование об уплате налога

отозвать первое требование, поскольку срок уплаты налога (сбора) изменен

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

даты наступления срока платежа

10 дней после наступления срока платежа

срока уплаты, установленного Налоговым кодексом РФ в отношении налога, по которому направляется уведомление

+30 дней до наступления срока платежа

Налог принудительно взыскивается с организаций..

в порядке, согласованном с руководителями организации

+в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке

как в судебном, так и в бесспорном порядке

только в судебном порядке

Недоимка - это сумма.

сбора, недоначисленная налогоплательщиком

налога, не уплаченная в установленный срок

налога или ссора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок

+налога или сбора, недоначисленная налогоплательщиком н неуплаченная в установленный законодательством о налогах н сборах срок

Реорганизация юридического лица сроки исполнения его обязанности по уплате налогов.

увеличивает до 2 месяцев

изменяет с отсрочкой до 1 месяца

сокращает в пределах 7 дней

Налоговая декларация может быть доставлена в налоговый орган:

с помощью SMS-сообщения

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком.

только в том случае, если он имеет право на налоговые льготы по налогу

по каждое налогу, действующему на территории РФ

только при уплате федеральных налогов

+по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении.

+всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

всех плательщиков налогов и сборов, за исключением налоговых агентов

всех налогоплательщиков и налоговых агентов, за исключением плательщиков сборов

организации и индивидуальных предпринимателей

Дополнительная экономическая экспертиза назначается постановлением.

+должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку

должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную или камеральную проверку

руководителя (его заместителя) налогового органа, осуществляющего выездную или камеральную проверку

эксперта, осуществляющего камеральную проверку

Лицо не может быть привлечено к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекло.

Ущерб налогоплательщику, причиненный неправомерными действиями налоговых органов, возмещается за счет средств.

из средств, специально созданного для этого фонда

заработной платы виновных сотрудников

из премиального фонда органа, совершившего неправомерные действия

Банки обязаны выдавать справки по операциям и счетам организаций после мотивированного запроса налогового органа в срок.

в течение 3 дней

+ в течение 5 дней

не позднее 10 дней

не позднее одного месяца

При изменении срока уплаты налога.

возникает новая обязанность по уплате налога и сбора

+переносится срок уплаты налога на более поздний срок

изменяется вид налога

отменяется существующий срок

К налоговой тайне налогоплательщика относятся сведения:

+об уставном капитале (фонде) организации

+об участниках (учредителях) организации

о мерах ответственности за нарушения требований Налогового кодекса РФ

о нарушении законодательства о налогах и сборах

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд.

+только через 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога

немедленно по истечении срока уплаты налога, сбора или пени

в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога

при письменном отказе налогоплательщика оплатить налог, сбор или пени

Акт о проведении налоговой проверки должен быть представлен не позднее.

+2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке

1 месяца со дня составления справки о проведенной проверке и 2 месяцев со дня окончания проверки

2 месяцев с момента окончания проверки

15 дней после окончания проверки и составления справки

Неуплата или не полная уплата сумм налога (сбора) влечет взыскание штрафа в размере.

+20% от неуплаченных сумм

5% от неуплаченных сумм

0,1% от неуплаченных сумм

40% от неуплаченных сумм

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при.

+отсутствии вины липа в совершении налогового правонарушения

недостаточности денежных средств для уплаты налога

отсутствии облагаемой налогом базы

совершении деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшего
восемнадцатилетнего возраста

Обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, признается:

действие стихийных бедствий

неисполнение требований налогового органа

+влияние личных отношений взаимозависимых лиц

Обязанность по уплате налога или сбора прекращается.

с началом процедуры банкротства

с подачей заявления о ликвидации организации

со смертью учредителя организации

+с уплатой налога и сбора

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере.

Налоговое уведомление считается полученным налогоплательщиком:

с момента доставления его в почтовое отделение

+если налогоплательщик или его уполномоченный представитель расписался на уведомлении

+в течение 6 дней с даты направления уведомления заказным письмом

в течение 1 месяца с даты направления уведомления простым письмом

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

1.1. Налогоплательщики - физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

При представлении налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику - физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Авторы:

Сергей Николаевич Семин, управляющий партнер FPGS Consulting,

Артур Николаевич Мочалов, партнер FPGS Consulting, кандидат юридических наук

Налоговыми органами по итогам проверок часто выносятся решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за необоснованное занижение налоговой базы путем создания схемы «дробления бизнеса». Среди последствий может быть принудительная переквалификация ранее выбранного налогоплательщиком налогового режима - в частности, его перевод с упрощенной системы налогообложения на общую систему, если налоговый орган посчитает, что целью дробления было получение налоговой выгоды путем создания условий для использования специального налогового режима.

Сложность состоит в том, что законодательно термин «дробление бизнеса» не определен, в связи с чем налоговым органам предоставлена ширкая дискреция как при определении того, имело ли место "дробление" в каждом конкретном случае, так и в интерпретации целей и последствий такого дробления. Другая сложность, на которую хотелось бы обратить внимание в данном докладе, состоит в процедуре обратного перехода налогоплательщика на специальный налоговый режим, если ранее налоговый орган вменил ему использование общей системы налогообложения. Двусмысленные и неоднозначно толкуемые нормы налогового законодательства становятся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Суд).

28 февраля 2019 г. Судом было вынесено Определение № 279-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вереск" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации».

Суть спора в следующем. В отношении ООО «Вереск» (заявителя по делу) налоговый орган сделал вывод о получении организацией необоснованной налоговой выгоды в результате создания формальных взаимоотношений с взаимозависимыми юридическими лицами для целей сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения; в связи с этим налогоплательщик был переведен на общую систему налогообложения. Очевидно, что налоговыми органами были произведены начисления налогов, и вместо уплаченного налога при применении УСН данной организации вменили неуплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Первый вопрос заключается в следующем: на каком основании налоговый орган самостоятельно переквалифицировал режим налогообложения?

Статья 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Права налоговых органов изложены в пункте 1 статьи 31 Кодекса. Данный перечень не является исчерпывающим: пункт второй той же статьи устанавливает, что налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Кодексом.

В то же время, ни одна норма Налогового кодекса прямо не наделяет налоговые органы правом производить переквалификацию налогового режима организации или индивидуального предпринимателя. При создании юридического лица или при регистрации индивидуального предпринимателя соответствующий участник налоговых отношений самостоятельно выбирает, какой налоговый режим применять с учетом видов деятельности, целей налогового планирования, ожидаемой выручки и себестоимости товаров (работ, услуг) и других экономических соображений. Смена налогового режима производится самим налогоплательщикам в порядке и в сроки, предусмотренные законом, или при наступлении оснований, предусмотренных Кодексом. Например, таким основанием служит нарушение установленных условий применения этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Однако в ситуации отсутствия четкой законодательной дефиниции дробления бизнеса у налоговых органов возникает широкое усмотрение - когда такое дробление перестаёт рассматриваться в качестве экономически обоснованного и должно квалифицироваться как нарушение условий использования специального налогового режима.

В отношении ООО «Вереск» налоговым органом была произведена переквалификация режима, а арбитражные суды всех инстанций подтвердили правомерность таких действий.

В частности, суды признали необоснованным довод налогоплательщика о правомерности применения им упрощенной системы налогообложения в 2014 году, при том, что в тот период он отвечал всем необходимым для применения данной системы признакам, установленным налоговым законодательством. На общую систему налогообложения он был переведен решением налогового органа с 1 октября 2012 года, обратный же переход на упрощенную систему налогообложения, как указали суды, даже в случае соответствия всем установленным требованиям возможен лишь путем подачи налогоплательщиком соответствующего заявления в сроки и в порядке, определенные Кодексом.

В своей жалобе в Конституционный Суд налогоплательщик ссылался на то, что ему как налогоплательщику, принудительно переведенному на общую систему налогообложения, не была предоставлена возможность воспользоваться правом на применение упрощенной системы налогообложения с того налогового периода, в котором он вновь стал отвечать необходимым для этого критериям.

Иными словами, налоговым органом была самостоятельно произведена переквалификация режима налогообложения с упрощенного на общий, однако при повторном появлении оснований и условий применения упрощенной системы обратная переквалификация налоговым органом не производилась. По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 34 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции РФ.

Поэтому второй вопрос состоит в следующем: не нарушается ли в рассмотренной ситуации баланс прав налогоплательщика и налогового органа?

Позиция Суда, отказавшего в принятии жалобы к рассмотрению, заключается в следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения и характера осуществляемой им хозяйственной деятельности, а также преимуществ использования специального налогового режима принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В процедурном отношении Налоговый кодекс РФ предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на упрощенную систему налогообложения (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12, пункты 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ). Данное условие, – заключил Суд, – связано в том числе с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты, а потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Анализ данной позиции Суда приводит к следующим выводам.

1. Суд подтвердил, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Однако если налоговый орган посчитает, что вследствие применения того или иного режима налогообложения происходило занижение налоговой базы, то переквалификация такого режима осуществляется налоговым органом уже в одностороннем порядке, без согласования с налогоплательщиком. Процедура изменения режима оформляется решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Если переквалификация режима ранее была произведена налоговым органом, то право на применение упрощенной системы налогообложения вновь возникнет у налогоплательщика не с момента возникновения необходимых для этого финансово-экономических оснований (условий применения), а лишь после уведомления налогового органа в общем порядке, установленном Налоговым кодексом, и в предусмотренные Кодексом сроки.

Соблюден ли при этом баланс прав налогоплательщика и налогового органа? Представляется, что нет.

Конституционный Суд предоставил больше преимуществ именно налоговым органам, признав за ними право осуществлять самостоятельную квалификацию условий, оснований и обоснованности выбранного налогоплательщиком режима налогообложения – причем исходя из субъективного толкования должностным лицом налогового органа результатов его финансово-хозяйственной деятельности. Данное право, вероятно, отчасти может быть объяснено необходимостью надлежащего администрирования налогов и сборов, а также контроля за полнотой и своевременностью их уплаты. Но если речь идет о возврате к ранее выбранному специальному налоговому режиму, то ситуация меняется: налогоплательщик, даже если у него появились основания для использования такого режима, должен сам проинформировать налоговый орган о наличии соответствующих оснований - причем должен успеть сделать это именно в те сроки, которые установлены Налоговым кодексом.

Обоснованность такой позиции вызывает сомнения. Конституция РФ гарантирует равенство всех перед законом, в связи с чем действия государственных органов в схожих ситуациях должны быть одинаковыми в отношении всех налогоплательщиков – независимо от того, идет ли речь о переходе с упрощенного режима налогообложения на общий или наоборот. Тем более что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик, изначально переходя на упрощенную систему налогообложения, недвусмысленно выразил свою волю использовать именно этот режим.

Важно в этом Определении и другое. Суд, использовав предельно широкое толкование закона, не только признал за налоговыми органами право на совершение действий, Кодексом прямо не предусмотренных, но и возложил на налогоплательщиков, в отношении которых налоговыми органами была произведена переквалификация налогового режима, обязанность заново проходить общую процедуру, связанную с обратным переходом на упрощенную систему налогообложения. Это значит, что налоговые органы, получив карт-бланш от Конституционного Суда РФ, продолжат и дальше выискивать схемы «дробления бизнеса», пользуясь неясностью законодательного регулирования и руководствуясь во многом собственным пониманием целей экономической деятельности. Результатом будет перевод налогоплательщиков с упрощенного режима на общий. При возникновении же оснований для возврата такого налогоплательщика на упрощенную систему налоговые органы никаких действий предпринимать не будут.

Несмотря на то, что подобная ситуация чаще всего возникает именно в случае установления налоговыми органами необоснованного (с их точки зрения) «дробления бизнеса», очевидно, что рассмотренное Определение Конституционного Суда РФ № 279-О затрагивает права значительно более широкого круга налогоплательщиков.

Читайте также: