Собираемость налогов в россии по годам

Опубликовано: 12.05.2024

В последнее время глава ФНС М. Мишустин сделал ряд заявлений о росте налоговых поступлений за прошедшие 5 лет. В частности, он привел следующие данные: «Если посмотреть тренды поступлений налогов за последние пять лет, то при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции, выросли в 1,4 раза». По его словам, такая тенденция объясняется «цифровизацией» контроля над налогоплательщиками, включая применение системы АСК НДС, онлайн-касс и т.д.
В целом, такие заявления вызывают ряд вопросов, как в части самих озвученных цифр, так и в части объяснения причин наблюдаемого роста налоговой нагрузки.

Оценка роста налогов и роста экономики

Официальные данные по росту экономики России за последние годы расходятся с данными, озвученными М. Мишустиным. Так, за 2014-2018 гг. (истекшие пять лет) накопленные темпы роста реального ВВП составили 2,6%, что значительно меньше прозвучавшей оценки в 3,2%.

Аналогичный вопрос возникает и при оценке налоговой нагрузки. По официальным данным самой же ФНС, налоговые поступления в бюджетную систему выросли с 8,6 трлн. руб. в 2013 г. до 20,5 трлн. руб. в 2018 г., или в 2,4 раза. Учитывая, что накопленная потребительская инфляция за это время составила 41,7%, можно оценить, что объем налогов и сборов в реальном выражении вырос в 1,68 раза, или на 68,4%, что значительно выше оценки, озвученной М. Мишустиным.

Таким образом, в реальности картина со сбором налогов выглядит гораздо серьезнее, чем в выступлении главы ФНС: при крайне слабом росте экономики за прошедшие 5 лет поступления налогов и аналогичных им платежей выросли более чем на две трети.

При этом следует учитывать, что эти данные о росте налоговой нагрузки относятся только к тем налогам и сборам, которые администрирует ФНС. В частности, данные ФНС не содержат сведений о налоговых поступлениях, администрируемых другими ведомствами (например, НДС на импортируемые товары, администрируемый таможенной службой), в связи с чем данные ведомства значительно отличаются от данных Федерального казначейства, оценивающего все операции в целом. Например, в 2018 г. ФНС сообщает о поступлении 20,5 трлн. руб., а Федеральное Казначейство – о поступлении 23,5 трлн. руб. по тем же статьям налогов и сборов. Кроме того, в данных ФНС о налогах и сборах не учитываются страховые взносы (несмотря на то, что в последние годы они также администрируются ФНС). Однако для организацийработодателей и ИП, уплачивающих эти взносы, они являются одними из важнейших обязательных платежей и в этом смысле полностью аналогичны налогам.

В связи с этим на основе данных Федерального Казначейства была проведена оценка роста поступлений налогов и страховых взносов в 2018 г. по отношению к 2013 г. в номинальном и реальном выражении, а также оценка роста поступлений по важнейшим статьям налогов и взносов (см. рис.).


Важно отметить, что с учетом налогов и сборов, администрируемых вне ФНС, а также страховых взносов, суммарные темпы роста налогов и страховых взносов в 2018 г. по отношению к 2013 г. оказываются ниже, чем показатели по налогам, администрируемым налоговой службой. Однако и они являются крайне высокими: в текущих ценах рост составил 75,3%, а в реальном выражении это означает рост на 23,7%. При этом показатели роста сильно отличаются по видам налоговых поступлений. Так, среди крупнейших видов налогов наиболее высокие темпы роста характерны для налога на прибыль (рост в 3,74 раза), а также для НДПИ (рост в 1,4 раза) – отчасти это связано со значительным снижением курса рубля, повлиявшем на показатели экспортеров. Кроме того, почти удвоились поступления НДС на товары и услуги, реализуемые внутри страны.

Причины роста налоговой нагрузки

Пытаясь оправдать резкий рост налоговой нагрузки на экономику, ФНС делает акцент на случаях уклонения от налогов, будто бы только предотвращением таких случаев и объясняется рост поступлений в бюджет. При этом совершенно игнорируются другие причины, почему растут налоговые доходы бюджета: ужесточение администрирования, которое в значительной степени затрагивает добросовестных налогоплательщиков, и отмена льгот, принявшая в последние годы масштабный характер. Кроме того, для ряда налогов (НДС, акцизы, отдельные виды НДПИ) рост нагрузки непосредственно связан с повышением ставок налогов.

Следует отметить, что за последние годы произошло существенное сокращение ранее предоставлявшихся налоговых стимулов (как на федеральном, так и на региональном уровне). В частности, об этом свидетельствуют данные ФНС о количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся теми или иными стимулами. Например, в 2014 г. (данные за 2013 г. отсутствуют) количество налогоплательщиков, применявших различные пониженные ставки по налогу на прибыль (например в рамках реализации региональных инвестиционных проектов, особых экономических зон и пр.) было в несколько раз больше, чем в 2018 г., несмотря на появление с тех пор целого ряда механизмов территориального развития, предполагающих льготы по налогу на прибыль (см. табл.). Точечный подход к предоставлению налоговых стимулов привел к тому, что охват налогоплательщиков стимулами сильно сократился, а вместе с ним – и объемы этих стимулов (именуемые Минфином «налоговыми расходами»).


В целом, налоговая политика все в большей степени становится ориентированной на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет, а стимулирующая функция налогов сводится к минимуму. В результате из экономики продолжает изыматься все больший объем средств – в виде налогов, страховых взносов и иных обязательных платежей – которые затем накапливаются в бюджетной системе.

Такая налоговая политика идет вразрез с задачами активизации инвестиционных процессов и ускорения экономического роста, что предполагает активное использование средств на инвестиционные цели. В сложившейся ситуации высокие темпы роста налоговых поступлений на фоне крайне слабого роста должны восприниматься не как предмет гордости ФНС, а как сигнал о необходимости смены курса в налоговой политике государства в направлении, соответствующем достижению стратегических целей социально-экономического развития.

Фото: Стоян Васев / ТАСС

Поступление налогов в реальном выражении в течение пяти лет выросло в 1,4 раза, сообщил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на коллегии в День работника налоговых органов, передал корреспондент РБК.

Налоговые сборы по итогам января—октября 2019 года показали рост в 1,4 раза по сравнению с результатом на 1 января 2015-го. Одновременно доля налоговых доходов в ВВП выросла более чем на 4 п.п., в том числе ненефтегазовых доходов — на 3 п.п, сказал Мишустин. «Это эффект массового обеления экономики», — уверен он.

ФНС завершила внедрение автоматизированной системы нового поколения «Налог-3», которая объединила разрозненные налоговые данные. «Эта уникальная система администрирует федеральные, региональные и местные налоги в одной точке», — рассказал Мишустин.

По итогам за январь—октябрь этого года налоговые поступления в консолидированный бюджет выросли на 7,9%, или 1,4 трлн руб., до 18,9 трлн руб. за десять месяцев. А налоговые доходы федерального бюджета — на 7,1%, или 0,7 трлн руб., до 10,5 трлн руб.

Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть на 8,6%, замедление темпов роста поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) до 3,4% и внедрения возвратного акциза для балансирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (возвращено 347 млрд руб.), подчеркнули в ФНС.

Драйвер роста — ненефтегазовые доходы

Основной вклад в рост поступлений вносят ненефтегазовые доходы, поступления которых, по итогам десяти месяцев 2019 года, выросли на 12,4% в консолидированный бюджет и на 18% в федеральный.

  • Поступления по НДС выросли на 16,7%, или 0,5 трлн руб., до 3,5 трлн руб.
  • По налогу на прибыль организаций рост составил 13,5%, или 0,5 трлн руб., почти до 4 трлн руб.
  • НДФЛ — на 8,4%, или 241 млрд руб., до 3,1 трлн руб.

Поступления в социальные внебюджетные фонды выросли на 9,7%, или 495 млрд руб., до 5,6 трлн руб. В том числе взносы в Пенсионный фонд увеличились на 9%, или 0,4 трлн руб., до 4 трлн руб.

Сокращение выездных проверок

Количество выездных проверок сократилось на 34,4% — проверяются только два налогоплательщика из тысячи; в малом бизнесе (60% налогоплательщиков) — один из 5 тыс.

Основной акцент ФНС делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств. Дополнительные поступления в бюджет без проведения налоговых проверок выросли в 1,6 раза, до 90 млрд руб.

Следственный комитет возместил в бюджет 9,5 млрд руб. по налоговым преступлениям. Число жалоб на результаты выездных налоговых проверок снизилось на 45,4%, с 4,3 тыс. до 2,4 тыс., за девять месяцев. Количество судебных споров с бизнесом сократилось на 20%.

В то же время снижается задолженность налогоплательщиков, отметил Мишустин. Показатель отношения долга к поступлениям составил 6,4% за девять месяцев. «Это самый низкий показатель за 15 лет», — подчеркнул глава ФНС. Значительную часть задолженности удалось сократить благодаря центрам компетенций по взысканию долгов в девяти регионах.

Благодаря согласительным процедурам в ходе банкротства компании добровольно перечислили в бюджет 23,8 млрд руб., что более чем на 5% выше показателя за девять месяцев предыдущего года. Поступления по мировым соглашениям выросли на 1,7 раза, до 7 млрд руб.

Результаты реформы онлайн-касс

В июле завершился третий этап реформы контрольно-кассовой техники. Более 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 млн онлайн-касс, что в 2,5 раза больше, чем до реформы. Она позволила ликвидировать кассовую отчетность, число налоговых проверок сократилось в четыре раза с 2016 года. Глава ФНС выразил уверенность, что в будущем применение онлайн-касс позволит полностью освободить от отчетности предпринимателей на упрощенной системе (УСН).

В качестве самозанятых в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане, где проходит эксперимент, зарегистрировались 284 тыс. человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд руб. Минфин предложил распространить спецрежим для самозанятых еще на 19 регионов с января 2020 года. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что налоговая служба видит предприятия, которые в попытках сэкономить на страховых взносах и налогах нанимают самозанятых вместо штатных сотрудников, и со следующего года налоговики начнут доначислять им неуплаченные страховые выплаты и подоходный налог.

Более 2 тыс. иностранных компаний встали на налоговый учет в России благодаря «налогу на Google» — обязанности зарубежных поставщиков электронных услуг зарегистрироваться в России. Налоговые поступления от этих компаний выросли в пять раз, отчиталась ФНС.


В последние три года объем уплачиваемых налогов в России рос почти вдвое быстрее зарплат. К таким выводам пришли аналитики центра «Финэкспертиза», проанализировав для «Известий» данные Росстата и Федерального казначейства за трехлетний период. Давление на кошелек оказывают три основных сбора: транспортный, имущественный и земельный. С 2015-го по 2017 год собираемость этих налогов выросла на 28%, а зарплаты только на 15%. Эксперты поясняют, что добиться увеличения поступлений сборов в бюджет можно и без роста ставок. Например, сделать базой для расчета налога на имущество его рыночную стоимость, а для земельного — объявить амнистию. Кроме того, процессы цифровизируются, и теперь собственность и доходы гражданина лучше видны налоговым органам. В следующем году размер сбора за имущество продолжит расти, а повышение НДС влечет рост косвенной фискальной нагрузки на население.

Там, где растут налоги

В середине ноября президент России Владимир Путин по итогам встречи с главой Федерации профсоюзов Михаилом Шмаковым поручил правительству проверить, растет ли фискальная и квазификскальная нагрузка на население. Кабмину предстоит проинспектировать ситуацию со сбором налогов в регионах. Президент призвал разобраться, что происходит в реальной жизни, а не на бумаге.

Президент РФ Владимир Путин на встрече с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым

Президент РФ Владимир Путин на встрече с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым


Расчеты «Финэкспертизы» показали, что объем уплачиваемых россиянами налогов действительно вырос. Так, по итогам 2015 года по трем основным сборам — имущественному, земельному, и транспортному — россияне уплатили 176,24 млрд рублей, по итогам 2016-го — 180,67 млрд рублей, а по итогам 2017-го уже 225,18 млрд рублей. Легко заметить, что ускорение этого роста произошло именно в прошлом году. За три года объем собранных налогов вырос почти на треть, и доходы граждан не успевают за этим трендом. По данным Росстата, среднемесячная зарплата в 2015-2017 годах выросла только на 15% и составила 39,17 тыс. рублей.

Это далеко не вся нагрузка: нужно учитывать подоходный налог в 13%. Однако он не менялся с 2001 года. Основной вклад в рост фискального бремени за последние годы внес имущественный сбор, который стал рассчитываться по новым правилам — исходя из кадастровой стоимости жилья, говорит ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Раньше для его расчета использовалась инвентаризационная стоимость, однако реформа этого сбора приблизила налоговую базу к рыночной стоимости, из-за чего сумма начала очень быстро расти.

Квартира, дача и машина

Действительно, налог на имущество сильнее других ударил по кошелькам граждан. За три года он увеличился на 72%. В 2015-м россияне уплатили за свое имущество 30,3 млрд рублей, в 2016-м — 36,09 млрд рублей, а в 2017-м — 52,23 млрд рублей.

Посетитель в инспекции Федеральной налоговой службы РФ

Посетитель в инспекции Федеральной налоговой службы РФ

Причина в реформе, которая еще не закончилась: сейчас для этого сбора действуют понижающие коэффициенты. Полностью перейти на расчет имущественного налога по кадастровой стоимости планируется в 2020 году, а пока регионы могут самостоятельно выбирать методику его расчета, пояснил главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич.

Ставка налога на имущество для жилых домов, квартир и комнат, объектов незавершенного строительства, гаражей, машино-мест и хозяйственных строений составляет 0,1% от кадастровой стоимости.

На период перехода к расчету налога от кадастровой стоимости с 2015 по 2020 год действуют понижающие коэффициенты. Фактически, в первый год граждане платили 20% налога, во второй — 40%. В этом году россияне заплатят 60% от сбора, в следующем — 80%. В 2020 году придется уплатить полный размер налога.

За землю тоже стали отдавать больше: за три года этот сбор вырос на 25,4%, причем основное увеличение пришлось на 2017 год. В 2015-м граждане уплатили 36,15 млрд рублей, в 2016-м — 35,4 млрд рублей, а в 2017-м уже 45,32 млрд рублей. Согласно Налоговому кодексу, ставка земельного сбора составляет 0,3% от стоимости земли для жилых участков или купленных в личное пользование, и 1,5% для всех остальных.


Отчасти собираемость этого налога повысила «дачная амнистия»: россияне хотели зарегистрировать свои земельные участки по старым правилам до 1 марта 2018 года, считает Богдан Зварич. «Дачной амнистией» называют закон, который позволяет приватизировать землю, а также дома и постройки по упрощенной схеме. Этот же закон продлил сроки бесплатной приватизации квартир до 1 марта 2018 года, но основная волна этого процесса все-таки пришлась на 1990-е. В результате «дачной амнистии» в России появилось множество собственников земли и построек: гражданин получил в личное пользование землю или дом, который достался ему, возможно, еще при СССР, но теперь стал его собственностью. Это влечет за собой уплату налога, но выгода очевидна — купить землю или дом будет намного дороже, чем заплатить 0,3% от стоимости.

Транспортный налог оказался наиболее стабильным, хотя его рост также приходится на 2017-й. В 2015 году владение средствами передвижения обошлись россиянам в 109,8 млрд рублей, в 2016-м — 109,2 млрд рублей, а в 2017-м — в 127,6 млрд рублей. За три года объем уплаченных сборов вырос на 16%. Сколько составит налог зависит от возраста авто и его стоимости. Сбор полностью поступает в местный бюджет, а значит, доходы региона по этой статье зависят от того, сколько автомобилей там зарегистрировано.

Федеральная налоговая служба

Налоговый тренд


Собираемость налогов в России увеличивают разными путями даже без повышения ставок. В случае со сбором на имущество его базой становится рыночная стоимость, а в случае с землей — объявляется амнистия, в результате собственников, то есть плательщиков налога, просто становится больше. Увеличение собираемости и администрирования — это тренд для России, полагает генеральный директор «Финэкспертизы» Нина Козлова. Налоговые процессы цифровизируются, доходы и имущество легче отследить. Целью является наполнение региональных бюджетов, поскольку обычно налоги в субъектах собираются плохо, говорит Нина Козлова. А без этих доходов у местных властей нет возможности финансировать расходы: приводить в порядок дороги, строить детские сады или закупать современное оборудование для медицинских центров.

В 2019 году следует ожидать роста налоговой нагрузки на россиян в связи с повышением ставки НДС с 18 до 20%, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Безуглов. Это приведёт к дополнительному росту инфляции на 1 п.п. и продолжит оказывать давление на реальные располагаемые доходы населения, добавил эксперт. Такое же влияние на рост инфляции оказывает и девальвация рубля к доллару на фоне санкционных рисков. Однако по сравнению с другими странами фискальное бремя в России не самое высокое: традиционными лидерами по этому показателю являются Дания, Франция, Бельгия. Совокупный удельный вес налоговых поступлений в данных странах достигает 46% к ВВП, а в России — менее 33%.

Из чего складываются налоговые доходы государства

Налоговые доходы федерального бюджета включают в себя доли налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, акцизов, НДС (внутреннего и уплачиваемого при импорте), НДПИ, а также ввозных пошлин.

Если сравнить показатели I квартала текущего года и аналогичного периода года предыдущего, можно увидеть разницу объема поступлений в 248 млрд руб. по внутреннему производству и снижение показателей на 150 млрд руб. в рамках обложения импортных процессов.

Показатель (млрд. руб)

Связанные с внутренним производством

Налог на прибыль

Связанные с импортом

НДС на ввозимые товары

Акцизы на ввозимые товары

Причины для утечки

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отметил, что снижение финансовых вливаний в казну Российской Федеральной налоговой службы связано, в первую очередь, с коронавирусом и его негативным воздействием на мировую экономику в целом.
«Запрет на авиасообщение между странами, простаивание предприятий и режим самоизоляции привели к тому, что во всем мире резко снизилось потребление нефти, примерно на 35%. Соглашение стран ОПЕК+ лишь немного стабилизировало ситуацию с нефтью, но вернуть котировки выше 42,4 доллара за бочку оно не может. Именно при этой стоимости нефти формируется российский бюджет», – объясняет Павел Сигал.
По словам эксперта, второй удар по казне нанес экономический кризис. Сейчас в стране введены ограничения на работу предприятий, малый и средний бизнес не имеет финансовых средств на выплату зарплат и налогов, поэтому люди попали под сокращение, а сами предприятия находятся на грани банкротства. Вот почему бюджет недополучает деньги.

Татьяна Малявина налоговый обозреватель ДОЛГ.РФ, назвала три причины снижения объема поступлений.

Причина 1. Общее снижение активности в сфере производства

Производство является процессом формирования добавочной стоимости, из которой и формируется прибыль. Снижение деловой активности сказывается не только на прибыли самой компании, приостановившей деятельность, но и создает цепную реакцию, затрагивающую ее поставщиков и покупателей.

Так появляется первая естественная причина снижения поступлений налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в связи с уменьшением доли налогооблагаемой базы.
Снижение деловой активности оказывает непосредственное влияние и на спрос топливно-энергетического сырья. Так как его производство связано с непрерывной добычей полезных ископаемых и представляет собой сложный технологический процесс, который связан с образованием налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых. Эта часть рынка очень чувствительна к подобным кризисным явлениям.

Причина 2. Введение дополнительных льгот в отношении средств, приобретших статус продуктов первой необходимости

Приоритезация антисептических, защитных и лекарственных средств в первую очередь требует отмены налоговых издержек, что сказывается на их общей доле в составе налоговых доходов в соответствующей части.

Причина 3. Перенос сроков уплаты

Частный бизнес – основа рыночной экономики. В условиях отсутствия выручки и необходимости сохранения заработной платы для сотрудников, нести налоговое бремя становится невыполнимой задачей. Многие предприятия находятся на грани фактического банкротства.

Для стабилизации экономического сектора Правительством РФ были реализованы меры поддержки наиболее пострадавших отраслей. Значительная часть мер связана с предоставлением отсрочки по уплате налоговых платежей, что также повлекло и повлечет перераспределение налоговых доходов государства во времени.

По ее мнению, уменьшение налоговых доходов государства связано в первую очередь с кризисной обстановкой в экономическом секторе, а не с реализацией антикризисных мер ФНС. В условиях снижения оборота и темпов производства неизбежно уменьшается и сумма налоговых всевозможных налоговых поступлений.

Властям пора подложить «соломку» для бизнеса

Павел Пенкин, член Комиссии по финансовой безопасности Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, отметил, что налоги – обязательный аспект существования любого государства. Их, безусловно, нужно платить. Однако пандемия COVID-19 накладывает свой отпечаток не только на привычный нам образ жизни, но очевидно ставит под сомнение саму модель организации государственного строя.
«Нелепо предполагать, что остановка деятельности бизнеса никак не отразится на способности предпринимателей исполнять публичные обязательства. Следствием этого являются потери бюджета, немалую часть которого образуют так называемые косвенные налоги, то есть обязательные платежи, объём которых напрямую зависит от деловой активности, которая в настоящий момент стремится к нулю», – отметил эксперт.
По словам Павла Пенкина, сейчас наша страна проходит настоящее испытание. Вероятно, это тот самый повод, когда следует задуматься о принятии специальных антикризисных законов – той «соломки», на которую бизнесу можно рассчитывать при наступлении негативных обстоятельств.

Введут новые налоги или нет

Павел Сигал считает, что государство вряд ли будет усугублять ситуацию и водить новые налоги по той причине, что населению их не на что платить. Поэтому власти будут латать дыры в бюджете при помощи средств ФНБ и займов.

Владимир Постанюк, адвокат МКА «Постанюк и Партнёры» придерживается иного мнения. Он отметил, что недобор налогов способен привести страну к довольно плачевной ситуации общего снижения расходов на социальные нужды.
«В первую очередь, могут пострадать социальная сфера, образование, культура, которые всегда финансировались по остаточному принципу. Кроме того, стремясь покрыть налоговый дефицит, государство может ужесточить налоговую политику для тех категорий граждан, у которых «есть, что взять», например – для бизнесменов и самозанятых с приличными доходами», – предположил адвокат. Он напомнил, что первый звонок ужесточения налоговой политики уже был дан. Это ввод НДФЛ на доходы с процентов по вкладам свыше 1 млн рублей. Вслед за этим решением могут последовать и иные меры, например – повышение самого размера НДФЛ. С другой стороны, переход государства к внедрению прогрессивной шкалы налогообложения был бы абсурдным решением, поскольку в кризисной ситуации такой маневр способен лишь отпугнуть потенциальных инвесторов.

По словам Татьяны Малявиной, наиболее разумным решением сейчас большинство представителей реального экономического сектора по-прежнему находит отмену налоговых обязательств, выпавших на наиболее сложный период, а не их перенос.

Чем быстрее будет преодолён кризис, и чем меньше потерь понесет страна и ее население, тем быстрее экономика стабилизируется, а государственный бюджет вырастет. Перекладывание обязанностей с одних плеч на другие к положительным последствиям привести априори не может.

Обозреватель ДОЛГ.РФ предположила, что ФНС РФ может ужесточить работу в отношении показателей собираемости налогов, а также доначислений за выявленные нарушения: штрафов и пени. Будет проводится более широкий и углубленный предпроверочный анализ, за которым в случае обнаружения фактов нарушений последует выездная налоговая проверка за три последних года деятельности компании.

Задача заполнить кризисные пробоины в бюджете не из легких, а потому налоговая может использовать весь свой правовой инструментарий для выполнения плана.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2017 2017-04-11

Статья просмотрена: 5681 раз

Библиографическое описание:

Хамзин, А. Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц / А. Х. Хамзин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 479-483. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42051/ (дата обращения: 21.05.2021).

Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с. 4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль. Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета. Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с. 41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога. Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб. Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель

Консолидированный бюджет

В том числе

Доля федерального бюджета

Доля регионального бюджета

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость на товары

Налоги на имущество

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб., в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб. Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.


Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).


Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень. В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей. Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели

2014

2015

2016

Темп роста,%

2015/2014

2016/2015

Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.

Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, %

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.


Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %. Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка

Размер налоговой базы, млн. руб.

Доля,%

2014

2015

2016

2014

2015

2016

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.


Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна. Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина.

Статистическое изучение задолженности по налоговым.

. задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица

Рис. 1. Динамика задолженности по налоговым платежам и сборам, млрд. руб.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Итак, налоговые доходы — доходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20.

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале.

Потенциальным резервом доходов, в частности налоговых, бюджетов регионов является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 июля 2014 г. задолженность по налогам в консолидированный бюджет России составила 7446,4 млрд. руб.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

Ставки налогов федерального уровня составляют от 10 до 39,6 % и рассчитываются исходя из уровня дохода.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой.

В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86]. Совокупная задолженность по налогам и сборам.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг., млрд. руб. Показатель.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании.

государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, государственный бюджет Республики Саха, бюджет, млрд, Российская Федерация.

Читайте также: