Как утверждал ликург для оптимизации управления надо устранить налоги

Опубликовано: 15.05.2024

Ликург, легендарный спартанский законодатель, живший предположительно в 9 или 8 вв. до н.э. Греки возводили к нему государственное устройство Спарты. В античности считалось, что Дельфийский оракул повелел Ликургу изменить образ правления в Спарте по образцу дорических государств на Крите. Поэтому к нему возводят учреждение герусии (совета старейшин) и апеллы (народного собрания). Ликург якобы военизировал Спарту и ввел фидитии, общие трапезы, обязательные для всех спартанских мужчин. Созданное Плутархом "Жизнеописание Ликурга", хотя это и весьма занимательное чтение, лишено какой-либо исторической достоверности.

Ликург (Lyxourgos) - легендарный древне-спартанский законодатель, деятельность которого обычно относят к 9-8 векам до н. э. Сведения о происхождении Ликурга разнообразны и противоречивы. Согласно Плутарху, он был дядей и воспитателем малолетнего царя. Греческая традиция, особенно авторы 5-4 веков до н. э., приписывает Ликургу создание почти всех институтов спартанского общественного и государственного устройства, действительное оформление которых было результатом длительного исторического процесса, связанного с переходом от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Ликургу приписывается разделение лаконских земель с прикрепленными к ним илотами на равные более крупные участки для спартиатов и более мелкие - для периэков, создание совета старейшин (герусии), народного собрания (апеллы), введение общественных трапез, суровых методов воспитания детей и т. д. Под лозунгом восстановления строя Ликурга проводились в 3 веке до н. э. реформы царей Агиса IV и Клеомена III. В Спарте существовал особый культ Ликурга как бога света.

И. В. Поздеева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Ликург (IX-VIII вв. до н.э.) - легендарный законодатель Спарты. Античная традиция донесла до нас разноречивые сведения о его жизни. Так, по Плутарху, он был младшим сыном спартанского царя Эвнома и происходил из рода Эврипонтидов. Когда умер его старший брат Полидект, царь Спарты, Ликург стал опекуном его маленького сына Харилая (по Геродоту, Леобота). Враги и недоброжелатели обвинили его в стремлении к узурпации власти. Во избежание их козней Ликург оставил Спарту и отправился путешествовать. Долгое время он жил на Крите, посетил Египет и греческие города в Малой Азии. По возвращении на родину он приступил к проведению реформ государственного устройства Спарты.
По законам, написанным Ликургом, полноправными гражданами Спарты считались только спартиаты - потомки дорийцев, вторгшихся в Пелопоннес в XII-XI вв. до н.э. Ко второй группе населения относились периэки — лично свободные, но лишенные политических прав люди; основными их занятиями были ремесло и торговля. Третью группу составляли рабы-илоты из числа покоренных дорийцами жителей Лаконики и Мессении. Вся плодородная земля была поделена на 9000 клеров (наделов), которые были розданы спартиатам. На территории каждого клера проживало по несколько семей илотов, обеспечивавших всем необходимым спартиата и его семью.
Для поддержания режима жесткой эксплуатации подневольного населения Ликург превратил общину спартиатов в военный лагерь, члены которого были подчинены суровой дисциплине. По законам Ликурга, все без исключения спартиаты несли военную службу. С 7-летнего возраста до 20 лет мальчики проходили общественное воспитание. Они объединялись в агелы (стада); воспитатели подвергали их постоянной муштре, обучали военному делу, приучали к выносливости, неприхотливости, хитрости, жестокости и строгой дисциплине. С 20-летнего возраста спартиат становился полноправным членом общины и до 60 лет обязан был служить в войске. Взрослые спартиаты в обязательном порядке участвовали в ежемесячных сисситиях (общественных трапезах), что поддерживало у них дух коллективизма. С этой же целью спартиаты объединялись в эномотии - военные подразделения из 25-36 человек, связанных взаимной клятвой, и триакады - подразделения в 30 человек.
Законодательство Ликурга внесло существенные изменения и в организацию государственного управления. Были сохранены функции народного собрания (апеллы), в котором принимали участие все достигшие совершеннолетия спартиаты. По-прежнему общиной спартиатов управляли два царя, которые командовали войском во время войны и были служителями религиозных культов. Ликург основал герусию (совет старейшин), в состав которой входили оба царя и 28 наиболее влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. Герусия считалась высшим органом власти в Спарте. Наряду с герусией Ликург учредил должность эфоров, которые избирались народным собранием сроком на год в количестве 5 человек. Эфоры обладали большой властью: они имели право созыва герусии и апеллы, ведали делами внешней политики, выполняли судебные функции и осуществляли надзор за поведением спартиатов, следя за неукоснительным исполнением законов. Эфоры могли даже отменять решения спартанских царей.
Согласно преданию, Ликург изъял из обращения золотую и серебряную монету, заменив ее тяжелыми и неудобными железными оболами. Он также наложил строжайший запрет на производство и потребление предметов роскоши и поставил вне закона ввоз в Спарту товаров из других стран.
Ликург дожил до глубокой старости. Умер он за пределами родины, останки его были перенесены в Спарту, а позже спартанцы построили ему храм и почитали его, как бога. Законы Ликурга оставались действенными в Спарте в течение 500 лет.

Полибий о Ликурге и его законах:

"Мне кажется, что установленные Ликургом законы и принятые им меры были превосходны для обеспечения единодушия граждан, для ограждения Лаконики, наконец, для прочного водворения свободы в Спарте, так что дело его, по-моему, скорее божеского разума, а не человеческого. Равенство земельных участков, простота и общность жизни должны были вводить благонравие в частные отношения граждан, а государство предохранять от междоусобиц, с другой стороны, трудные и опасные упражнения должны были сделать граждан крепкими и мужественными. Когда в душе ли одного человека, или в пределах одного государства соединятся вместе такие свойства, как мужество и благонравие, тогда трудно зародиться какой-либо напасти в среде граждан, нелегко и иноземному врагу покорить их. Вот какими мерами и каким государственным устройством Ликург уготовал прочную безопасность для всей Лаконики, а самим спартанцам обеспечил свободу на долгое время. Однако, мне кажется, он совсем не позаботился о приспособлении своего государства, как в общем, так и в частностях, к завоеванию иноземцев, к господству над ними и вообще к расширению внешнего владычества. Поэтому, сделав граждан самодовлеющими и воздержанными в частной жизни, он должен был бы позаботиться о том, чтобы и общее настроение государства было самодовлеющим и умеренным. Теперь же спартанцы благодаря Ликургу в частной жизни и в отношениях к законам своего города совершенно свободные от честолюбия и в высшей мере благоразумные оказываются по отношению к остальным эллинам".

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Законодательство Ликурга

Предание приписывало основные законы Спарты деятельности легендарного законодателя Ликурга. В действительности многие из этих «законов» восходили ещё к первобытнообщинному строю. В силу сложившихся в Спарте условий они продолжали сохраняться и были приспособлены к целям классового господства общины спартиатов над подвластным ей населением. По «законам Ликурга» новорождённые младенцы, обладавшие физическими недостатками, уничтожались. Мальчики с 7-летнего возраста и до 20 лет проходили общественное воспитание. Воспитание это отличалось суровостью, основная его цель заключалась в подготовке молодых спартиатов к войне. С достижением совершеннолетия и получением гражданских прав спартиаты зачислялись в подразделения спартанского войска, в составе которого они и находились до старости. По «законам Ликурга» им было запрещено заниматься каким-либо другим делом, кроме военного, выезжать за пределы своей территории, пользоваться иными деньгами, кроме железных, предписывалось строить дома только при помощи самых простых инструментов и т. д.

Даже речь спартиатов своей краткостью («лаконичностью») и отрывистостью напоминала слова военной команды. Большую часть своего времени спартиат проводил в обществе своих товарищей по военному подразделению, совместно с ними питался, участвуя в фидитиях, т. е. устраиваемых в складчину общественных обедах,— обычай, который восходил к временам глубокой древности.

Живучесть всех этих своеобразных обычаев объясняется тем, что они призваны были сплотить полноправных граждан и обеспечить за спартиатами военный перевес при подавлении восстаний илотов. Следует иметь в виду также изолированность и замкнутость Спарты, находившейся в стороне от главных центров экономической жизни Греции.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 669-670.

Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Источники:

Plut., Lycurgus; Xen., Respublica Lacedaemoniorum; Her., I., 65-66.


В XIII столетии до нашей эры началось дорийское вторжение в Грецию. Дорийцы были отсталыми племенами, находившимися на стадии разложения родоплеменных отношений, однако они умели выплавлять железо, что давало им преимущество в войнах с ахейцами – коренным населением, имевшим более высокий уровень развития цивилизации. Обосновавшись в Лаконии, территории полуострова Пелопоннес, дорийцы основали Спарту – город-государство, поначалу ничем не отличавшееся от других греческих полисов.

От обычного полиса до казарменного государства

Приблизительно до VI столетия до н. э. спартанцы жили подобно прочим грекам: занимались ремеслом, сельским хозяйством, торговлей, периодически воюя с соседними полисами.

возникновение государства в спарте реформы ликурга

Однако вскоре в их государстве происходит стремительное падение уровня материальной культуры, а многие ремесла просто исчезли. Тяга к красивым вещам стала рассматриваться как неприличная для настоящего спартанца и даже антиобщественная. В истории полиса наступил переломный момент, когда он, по сути, превратился в казарменное государство.

Его отличало, с одной стороны, желание помыкать другими греческими полисами, а с другой, политика крайней самоизоляции. Спарта бесцеремонно вмешивалась в дела прочих городов-государств, желая установить свою гегемонию. Военная мощь и внутренняя стабильность сочетались в ней с культурной и хозяйственной отсталостью. Такие перемены были связаны с реформами Ликурга, которого считают основателем спартанской государственности.

Легендарный законодатель

О жизни Ликурга историкам известно только из сочинений древнегреческих авторов. Эти свидетельства порой настолько противоречивы, что некоторые исследователи даже ставят под сомнение само существование спартанского законодателя. Споры ведутся не только вокруг реформ Ликурга, кратко изложенных ниже, но и о времени их проведения.

Принято считать, что легендарный законодатель происходил из царского рода. Он провел ряд реформ, изменивших спартанское государство. Известно, что Ликург получил благоприятное предсказание от дельфийского оракула относительно своего законотворчества.

реформы ликурга в спарте кратко

И хотя сначала не все в Спарте были согласны с реформатором, но в конце концов изменения были приняты большинством граждан.

К тому времени спартанцы уже завоевали Мессению – огромную область к западу от Лаконии, поработив местное население. Поэтому спартанское общество неминуемо должно было приобрести все черты военного лагеря, готового в любой момент подавить восстание рабов. Именно на это и были направлены реформы Ликурга в Спарте.

Кратко о социальной структуре

Согласно законам, которые ввел Ликург, спартанское общество разделялось на три социальных группы:

  1. Спартиаты - потомки завоевателей дорийцев, полноправные граждане государства.
  2. Периэки – потомки ахейцев, коренного населения Лаконии, сохранявшие личную свободу, но не принимавшие участия в управлении. Они жили вне полиса и обеспечивали спартанцев необходимыми ремесленными изделиями.
  3. Илоты – государственные рабы, потомки завоеванных ахейцев.

Спартиаты правили и воевали, периэки платили налоги и занимались ремеслом, илоты — сельским хозяйством. В V столетии до нашей эры в государстве проживало приблизительно:

  • 9 тысяч спартиатов;
  • 40 тысяч периэков;
  • 140 тысяч илотов.

Подобная диспропорция предопределяла то жестокое отношение к рабам, которое существовало в обществе Древней Спарты. Представители господствующего социального класса постоянно опасались масштабного восстания илотов. Поэтому раз в году устраивались игры, во время которых юноши из спартанских лагерей объявляли войну рабам, после чего начиналось истребление последних. Так, по мнению их наставников, достигалось две цели:

  • численность илотов находилась под контролем;
  • будущим воинам прививался «вкус» к войне.

Уникальный древнегреческий полис

Спарта представляла собой совершенно необычное государство, больше напоминавшее военный лагерь. О выносливости спартанцев ходили легенды, сохранившиеся и до наших дней.

Уже с 12 лет молодежь принимала участие в походах. Примечательно, что по законам Ликурга для всех граждан были единые правила, будь то простой спартиат или царь. К слову, военная подготовка последних ничем не отличалась от подготовки рядовых граждан. Они не жили в роскоши и не вкушали лучших яств подобно правителям других государств.


Можно утверждать, что среди граждан полиса царило абсолютное равенство, что делает Спарту уникальным государством в истории человеческой цивилизации. Такой общественный порядок был установлен реформами Ликурга и продолжал поддерживаться после его смерти.

Система управления

Казарменному обществу соответствовало и его внутренне устройство, которое также не обошли стороной реформы Ликурга. В Спарте возникновение государства военного типа привело к господству рабовладельческой аристократии, в то время как народное собрание не играло большой роли в общественной жизни и созывалось от случая к случаю. В нем участвовали лишь полноправные граждане в возрасте от 30 лет. Оно решало вопросы избрания должностных лиц, споры о престолонаследии, о союзе с другими государствами и пр.

Во главе Спарты стояли 2 царя, выполнявшие обязанности жрецов, военачальников и судей, но политической власти не имевшие. Кроме того, был еще Совет из 28 старейшин – представителей знатных родов, достигших 60-летнего возраста. Членство в Совете было пожизненным.

Тем не менее реальное управление государством находилось в руках эфоров. Они избирались на год и занимали исключительное положение в спартанском обществе. Свои решения эфоры выносили большинством голосов. В их ведении были вопросы внешней политики, внутреннего управления и контроля за деятельностью всех должностных лиц, включая царей. Отчитывались же эфоры только перед своими преемниками.

реформы ликурга в спарте где это

Такое разделение власти привело к тому, что спартанский общественный строй не менялся более 400 лет, чем восхищались греки других полисов, поскольку здесь не было тирании.

Земельный вопрос

Несмотря на то что знаменитый спартанский законодатель жил более 2500 лет назад, историки до сих пор проявляют живой интерес к его деятельности. Более того, изучаются реформы Ликурга в 5 классе средней школы, что, бесспорно, доказывает их важность не только для общества Древней Спарты, но и для европейской цивилизации в целом. Чем же примечательны были эти законы?

Согласно реформам Ликурга, в Спарте вся земля была собственностью государства. И только полноправные граждане имели возможность пользоваться ею. Плодородные земли были разделены на несколько тысяч равных участков. Каждый спартиат получал свой надел по жребию. Правда, обрабатывать участок ему не разрешалось законом. Для этого привлекались илоты.

Кроме того, гражданам было запрещено заниматься ремеслами и торговлей. В результате подобных ограничений никто из спартанцев не мог разбогатеть, следовательно, никоим образом не мог выделиться из общества равных. Более того, даже одевались полноправные граждане полиса одинаково.

Меры против накопительства

Желанию разбогатеть препятствовали и сами спартанские деньги, которые, согласно реформам Ликурга, были большими и тяжелыми. Их чеканили не из золота или серебра, как в других античных государствах, а из железа и меди. Поэтому вряд ли у кого-либо возникало искушение украсть их или сделать средством накопления богатств.

реформы ликурга

Также Ликург вывел Спарту с греческого рынка, поскольку железные деньги в других государствах не имели хождения. От подобного стремления к уравнительности хозяйственная жизни полиса пребывала в течение столетий в упадке. С другой стороны, законы позволяли спартанцам безнаказанно воровать чужие вещи.

Система образования

Государство вмешивалось в личную жизнь граждан, родительские чувства при этом не брались в расчет. Если в семье рождался ребенок, то самым главным был вопрос, насколько ценным он будет для государства.

В соответствии с реформами Ликурга, в Спарте система образования разделялась на три возрастных этапа:

  • от 7 до 12 лет;
  • от 12 до 20;
  • от 20 до 30.

битва при кадеше реформы ликурга в спарте

Государство фактически подчинило процесс воспитания детей своим военным нуждам. В 7 лет мальчиков забирали из семьи в лагеря, делившиеся на отряды. Главные качества, которые воспитывали в маленьком спартанце, - беспрекословное подчинение, упорство, выносливость и желание любой ценой победить. Их учили терпеть боль, не плакать, подолгу молчать, а говорить кратко.

В 12 лет подростки вступали в отряды под присмотр старших юношей. На этом этапе спартанцы обучались владеть оружием, выступать фалангой, знакомились с тактикой боя. Одним из последних экзаменов для всех молодых спартанцев было убийство ночью раба. Причем главным в этом ритуале было не само убийство, а умение не попасться. В противном случае экзаменуемого ждало жестокое наказание.

Гоплиты Спарты

К 18 годам юноши становились воинами (гоплитами) и могли жениться, но проводить с женой им разрешалось только ночи. Обязательное военное образование заканчивалось в 30 лет, когда спартанец становился полноправным гражданином полиса.

Тяжеловооруженные гоплиты, чья экипировка весила 30 кг, входили в фалангу, состоявшую из 8 тысяч человек и разделявшуюся на 8 шеренг. Фактически война была для спартанцев отдыхом от подготовки к ней.

реформы ликурга в спарте

Впрочем, девушки тоже не сидели взаперти. Они разбивались на отряды, в которых упражнялись в метании копья и диска, борьбе, беге. Такие упражнения по сложности не уступали мужским. Поэтому спартанские женщины славились физической силой.

В отражении персидского нашествия (V в. до н. э.) Спарта сыграла огромную роль. Ее армия возглавляла греческое сухопутное войско. Высокая боеспособность гоплитов – результат реформ Ликурга в Спарте. Где это произошло, то есть где состоялось сохранившееся в анналах истории сражение, знают многие. Речь идет о битве у Фермопил, в которой триста спартанцев под предводительством царя Леонида остановили огромную армию персов ценой своей жизни.

Оборотная сторона медали

За всю историю существования спартанского государства здесь не было ни одного деятеля культуры, что разительно отличало его от других греческих полисов, прежде всего Афин. Спартанцы были грамотными лишь настолько, чтобы прочесть приказ командира и поставить подпись под документом, если это требовалось.

В то время как в Афинах регулярно проводились состязания ораторов, в Спарте, наоборот, говорить красиво и много считалось признаком плохого воспитания. Ее граждане говорили мало, а мысли излагали коротко и четко, то есть лаконично. Все это тоже было следствием реформ Ликурга.

реформы ликурга 5 класс

Подчинив в V-IV веках до нашей эры большую часть Греции, спартанцы не смогли принять на себя бремя правления по причине ограниченности своего культурного уровня. Они не были приспособлены к мирной жизни и решению ее проблем. В силу этого произошло падение всех устоев военного общества, сформировавшегося после реформ Ликурга. Возникновение Спарты и особенности ее развития обусловили застой в политической и социально-экономической жизни полиса.

Закат государственности

Победа в Пелопоннесской войне над Афинами дала толчок развитию товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к росту социальных противоречий и имущественной дифференциации. Все это ослабило государство изнутри. Как и другие греческие полисы, в середине II столетия до н. э. оно оказалось под властью Рима.

Впрочем, это не означало полного забвения. И в наши дни такие события древней истории, как битва при Кадеше и реформы Ликурга в Спарте, представляют интерес для тех, кто интересуется Античностью.

На пути создания государственности Спарта выработала свою систему, отличную от типовой для остальной Эллады тирании. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй, примирявший все интересы внутри спартанского общества, а кроме того, само это общество было поставлено под строгий государственный контроль.

Полулегендарный царь Спарты Ликург (VIII в. до н. э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Первым и самым важным из нововведений было создание Совета старейшин — «В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия» (Плутарх. Ликург. VIII). Тем самым в новоучреждаемом государстве должно было установиться равновесие между традиционной властью царей — потомственных аристократов и властью неорганизованной толпы, представленной народным собранием.

Другим из существенных преобразований был передел земли. Он имел не только социальное, но и политическое значение, «дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность» (там же). По своему замыслу, это было мероприятие, подобное тем, какие проводили древневосточные владыки в периоды перехода к государственной организации, чтобы снизить остроту социального недовольства. Для спартанцев в этом, видимо, был путь к социальному сплочению их народа перед лицом зависимых и покоренных племен. Чтобы уничтожить всякое неравенство, Ликург распространил переделы и на личную собственность. Были выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Но спартанцы пошли и далее: было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства, чтобы стиль жизни зажиточных граждан не имел реального выражения в богатстве вещей. Этой же цели должны были служить введенные Ликургом общественные трапезы, которые восходили к родовым пирам и на которых все должны были угощаться простой пищей и из простой посуды. Для организации этих трапез спартанцы должны были впредь уплачивать небольшой налог, служивший знаком добропорядочного спартиата. Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при помощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству.

Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою очередь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственнические чувства, ревность и т. п., в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей.

Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусствами, земледелием, торговлей. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено». Спартанский образ жизни должен был охраняться многочисленными запретами на общение с иностранцами, нововведениями в религиозной сфере. Даже говорить спартиаты должны были по-особому: лаконично, экономя слова, стремясь к нарочитой точности и образности (на деле такой искусственный язык также служил национальной изоляции от прочих).

Законодательные постановления Ликурга были высказаны в так называемых ретрах — ответах оракула Аполлона на вопрошания царя. Они не были записанными, и священный смысл должен был обеспечить сохранение их требований на века. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть. Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадлежат народу».

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов.Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив список

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ Подготовка реформ. После поражения в Крымской войне крепостное право стало рассматриваться как одна из причин внешнеполитической катастрофы. Теперь за его отмену выступили даже некоторые консерваторы, например приватный советник Николая I, один из

4. Государственная реформа Ликурга в Спарте

4. Государственная реформа Ликурга в Спарте (Около 800 г. до Р. X.)В Беотии царское достоинство было уничтожено в 1126 году до Р. X., в Аргосе в 984 году, в Элиде в 780 году, в Коринфе в 584 году до Р. X. О времени уничтожения царского достоинства в Ахайе точных сведений нет.Одна Спарта не

Реформы

Реформы От Александра III в обществе ждали продолжения реформ, но в первые же дни своего правления, отменив идею конституционности государства, император начал проводить политику, направленную на усиление самодержавия. Он не хотел допустить ослабления власти и нарушения

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Реформы

Реформы Летом 1904 года (во время войны!) Николай II меняет внутреннюю политику. После убийства эсерами министра внутренних дел Плеве вместо ужесточения курса (как нам кажется правильным теперь, с нашим советско-постсоветским менталитетом) он начинает готовить широкую

Примечание XII Свидетельство оратора Ликурга

Примечание XII Свидетельство оратора Ликурга Защитники теории «Троя = Бунарбаши» и другие противники Трои на Гиссарлыке больше всего полагаются на свидетельство оратора Ликурга, который говорит в своей речи против Леократа, обвиненного в предательстве после битвы при

Законодательство Ликурга

Законодательство Ликурга В IX — первой половине VII в. относится серия реформ, как аграрных так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократическую окраску и направленных на усиление господства общины

3. РЕФОРМЫ

3. РЕФОРМЫ Каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое, а в том, что уничтожалось что-нибудь старое. ГЕНРИ БОКЛЬ Император Александр I выгодно отличался от своего предшественника, и это проявлялось буквально во всем: в его намерениях, в первых

4. Реформы 60—70-х гг

4. Реформы 60—70-х гг 4.1. Причины реформ.• Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. • Рост

4. Ход реформы

4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Реформы 80-х

Реформы 80-х Пугачевская война сильно тряханула Российскую империю. Надо было наводить порядок в государстве, и Екатерина, буквально засучив рукава, взялась за дело. К тому времени относятся очень важные правительственные документы, направленные на стабилизацию жизни в

3. Реформы

3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство

«Раздираемое внутренними распрями, слабое государство неминуемо должно было стать добычей воинственных соседей или распасться на более мелкие тирании. Такою нашёл Спарту Ликург; неясность границ между властью народа и властью царей, неравномерное распределение достатка среди граждан, отсутствие согласия и стремления к общему благу и полное политическое бессилие были теми недугами, которые в первую очередь предстали взору законодателя и которым он поэтому в составленных им законах уделил преимущественное внимание.

В день, избранный Ликургом для обнародования этих законов, он велел тридцати наиболее знатным согражданам, которых расположил в пользу своего плана, собраться в полном вооружении на рыночной площади, дабы нагнать страху на тех, кто стал бы противиться его предложениям. Царь Харилай полагал, что эти приготовления направлены против него, и, страшась их, укрылся в храме Минервы. Но его успокоили, объяснив суть дела, и он настолько восхитился планом Ликурга, что в дальнейшем оказывал ему деятельную поддержку.

Первое постановление законодателя касалось государственного устройства. Чтобы раз навсегда воспрепятствовать республике метаться от царской тирании к анархической демократии, Ликург поставил между ними, в качестве противовеса и той и другой, некую третью силу: он учредил сенат. Сенаторы - их было всего двадцать восемь, а вместе с царями тридцать - обязаны были в тех случаях, когда цари злоупотребляли своей властью, вступаться за народ; когда же, напротив, власть народа становилась чрезмерной, им вменялось в обязанность брать под свою защиту царей. Это было превосходное нововведение, и благодаря ему Спарта навеки избавилась от тяжких междоусобиц, потрясавших её до того времени. Благодаря ему ни одна из сторон теперь не могла попирать другую; против сената, действовавшего совместно с народом, цари были бессильны; равным образом и народ не мог сохранить за собой перевес, если сенат действовал совместно с царями. […]

Намного опаснее и решительнее был второй закон, установленный Ликургом. Согласно этому закону вся земля была разделена между гражданами поровну, дабы навсегда уничтожить различие между богатыми и бедными. Вся Лакония была поделена на тридцать тысяч полей, а земли вокруг города Спарты - на девять тысяч, причем каждое поле было таких размеров, чтобы обеспечить живущей на нем семье достаток. Спарта приобрела чудесный, цветущий облик, и сам Ликург пришел в восторг от открывшегося его взору зрелища, когда впоследствии объехал страну. «Вся Лакония, - вскричал он, - подобна полю, которое братья по-братски поделили между собой!» Не менее охотно, чем землю, поделил бы Ликург и движимое имущество, но это его намерение столкнулось с неодолимыми трудностями. Он попытался, однако, добиться осуществления своей цели окольным путем: то, чего он не мог достигнуть приказом, должно было, по его мысли, пасть само собой.

Он начал с того, что запретил золотую и серебряную монету и ввёл вместо неё железную, в то же время присвоив большому, тяжелому куску железа ничтожную ценность в денежном выражении; поэтому для хранения небольшой суммы требовалось обширное помещение, а для перевозки её - множество лошадей. Вдобавок, чтобы пресечь попытки ценить монету по годности железа для иного употребления и ради этого накоплять его, он предписал назначенное для изготовления денег железо раскаливать докрасна, а затем охлаждать в уксусе; закалённое таким образом, оно становилось непригодным ко всякому иному использованию. Кто же стал бы при таком положении дел воровать, или соблазняться подкупом, или тщиться копить сокровища, когда даже малый барыш нельзя было ни сохранить, ни использовать?

Отняв этим путём у своих сограждан средства к поддержанию роскоши, Ликург сверх того убрал с их глаз и всё то, что могло ввести их в соблазн. Ни одному иноземному купцу не была нужна спартанская железная монета, а другой у жителей Спарты не было. Всем, кто работал на роскошь, пришлось покинуть Лаконию; ни один чужестранный корабль не входил теперь в её гавани, ни один искатель приключений не являлся в поисках счастья в эту страну, ни один купец не заглядывал в эти края, чтобы взимать дань с суетности и наслаждения, ибо отсюда они могли вывезти лишь железные деньги, во всех других странах не имевшие никакой ценности. Роскоши не стало, ибо не было никого, кто мог бы способствовать её сохранению.

Ликург решил бороться с роскошью ещё и другим способом. Он повелел всем гражданам Спарты питаться за общим столом в общественном месте и всем потреблять одну и ту же, законом предписанную пищу. Далее было запрещено предаваться у себя дома изнеженности и приготовлять на собственной кухне дорогостоящие блюда. Каждому вменялось в обязанность ежемесячно вносить известное количество съестных припасов для общественных трапез, взамен чего государство отпускало ему пищу. Обычно за каждым столом собиралось пятнадцать граждан; чтобы быть принятым в число сотрапезников, требовалось согласие всех остальных. Никто не смел уклоняться от этой трапезы, не имея на то уважительных причин; это правило выполнялось столь неукоснительно, что даже Агий, один из последующих спартанских царей, выразивший по возвращении с победоносной войны желание поесть наедине со своею женой, столкнулся с решительным отказом эфоров. Среди кушаний, принятых у спартанцев, особая известность выпала на долю чёрной похлебки. В похвалу ей говорили, что спартанцам нетрудно быть храбрыми, ибо не таково уж зло умереть, если питаешься их чёрной похлебкой. Приправой к еде служили веселье и шутки, ибо Ликург и сам был таким другом застольного остроумия, что воздвиг в своем доме алтарь богу смеха. […]

Другой закон воспрещал кому бы то ни было покрывать свой дом кровлей, сооружённой с помощью каких-либо орудий сверх топора, а двери должны были изготовляться только пилой. В такой жалкой лачуге никому не пришло бы в голову обзаводиться хорошей утварью - ведь всем частностям подобает гармонично сочетаться с целым. […]

Всякий новорождённый принадлежал государству - для матери и отца он был потерян. Ребёнка осматривали старейшины, и если он был крепок и хорошо сложен, его тотчас передавали няне; если, напротив, он был слаб и увечен, его сбрасывали с Тайгетской горы в пропасть. Благодаря суровому воспитанию, которое они давали своим питомцам, спартанские няни славились по всей Греции, и их выписывали в далекие края. Как только мальчику исполнялось семь лет, его отбирали от няни. Теперь его содержали, кормили и воспитывали вместе со сверстниками. С раннего детства приучали его преодолевать трудности и при помощи телесных упражнений приобретать власть над своим телом. Достигнув юношеского возраста, лучшие из них могли надеяться приобрести друзей среди взрослых, эта дружба была пронизана одухотворенной любовью.

Игры юношей происходили в присутствии стариков, которые зорко наблюдали за первыми проявлениями их способностей, похвалой и порицанием разжигая юное честолюбие. Когда молодые люди хотели поесть вволю, им приходилось добывать съестное воровством; тех, кто попадался с поличным, ожидало суровое наказание и позор. Ликург избрал это средство, чтобы смолоду развить в них изворотливость и хитрость - качества, которые он в воине - а ведь он воспитывал их для ратного дела - ставил так же высоко, как телесную силу и храбрость. Мы уже видели, как мало Ликург считался с нравственными устоями, когда дело шло о достижении государственных целей. Впрочем, следует принять во внимание, что ни осквернение брака, ни эти вынужденные кражи не могли причинить спартанскому государству того ущерба, который они неминуемо причинили бы всякому другому. Поскольку государство взяло воспитание детей на себя, это воспитание нисколько не зависело от того, счастливы ли браки родителей и не запятнала ли их супружеская измена; а поскольку в Спарте почти всё имущество было общим и собственности там не придавали большого значения, то и охрана её не была делом первостепенной важности, как и посягательство на неё,- в особенности, когда само государство поощряло его в определённых целях, - не было преступлением против гражданского права.

Молодым спартанцам было запрещено наряжаться, кроме тех случаев, когда они шли в сражение или навстречу другой великой опасности . В этом случае им дозволялось делать себе затейливую причёску, надевать праздничную одежду, а также украшать свое оружие. Волосы, говорил Ликург, красят тех, кто красив, а некрасивых превращают в уродов. И бесспорно - законодатель поступил весьма прозорливо, связав представление об опасности с тем, что радостно и торжественно, и лишив её тем самым устрашающих свойств. Он пошёл ещё дальше. На войне допускалось некоторое послабление дисциплины: жизнь становилась вольготнее, и проступки наказывались не так сурово. Отсюда проистекало, что война для спартанцев была единственным отдыхом, и они приветствовали её, как радостное событие. Когда приближался неприятель, спартанский царь отдавал приказание затягивать песнь в честь Кастора, и воины, под звуки флейт, сомкнутым строем шли на врага; бодро и бесстрашно устремлялись они, в такт музыке, навстречу опасности».

Фридрих Шиллер, Законодательство Ликурга и Солона / Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 5, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1957 г., с. 412-418.

Налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика. Платить меньше налогов и не иметь проблем с государством хотят все. К сожалению, не всегда легальными путями. Как избежать проблем с законом и в то же время оптимизировать налогообложение?

Право налогоплательщика

Субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налогоплательщик имеет право избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, использовать законные основания для освобождения от налогов, выбрать выгодную форму предпринимательской деятельности, оптимальный вид платежа (п. 3 постановления КС РФ от 27.05.03 г. № 9-П).
При этом неуплата налога или уменьшение его суммы не ведет к нарушению публичных интересов и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Например, фирма может перейти на «упрощенку», выбрав объект налогообложения. А вот договоры, совершенные без намерения создать реальные хозяйственные последствия, с целью уклонения от уплаты налогов, являются ничтожными сделками (п. 1 определения КС РФ от 8.06.04 г. № 226-О).

Что такое недобросовестность

В российской практике с 2000 года используется понятие недобросовестности налогоплательщика. Так как четкого юридического определения этого понятия нет, его следует считать неформальным. Отнесение налогоплательщика к добросовестным или недобросовестным остается на совести налогового инспектора и судьи. Анализ судебных решений с упоминанием этого понятия позволяет сделать вывод о том, что под недобросовестностью, как правило, понимается совокупность подозрительных признаков. Например:
- регистрация юридических лиц по утерянным паспортам, отсутствие поставщиков по указанным адресам, «молодой» возраст фирм-поставщиков;
- использование при расчетах векселей, зачетов, счетов третьих лиц;
- бартер и другие неденежные формы расчетов;
- отсутствие экономической выгоды в заключенной сделке;
- беспроцентные займы, «нулевые» декларации, резкие изменения финансовых показателей в отчетности и другие нетипичные условия;
- несоответствие количества и объемов, расхождение между расходами и другими экономическими показателями, иные фактические неточности и несоответствия и т.д.
Пленум ВАС РФ удачно заменил термин «недобросовестность налогоплательщика» термином «необоснованная налоговая выгода» (Постановления ВАС № 53 от 12.10.06 г.) Перечень критериев необоснованной выгоды в документе указан в п. 5 и является открытым.
Обратите внимание! Пленум ВАС РФ связывает критерии необоснованности налоговой выгоды с поведением самого налогоплательщика, а не его контрагентов. Это должно заставить налоговые органы приступить к исследованию действий непосредственно объекта налогового контроля.
Совет налогового консультанта: Признаки недобросовестности — это внутренний термин налоговой службы. Но признаки не есть доказательства, и по ним нельзя кого-либо обвинять. Существуют камеральные и выездные налоговые проверки, в ходе которых либо выявляются налоговые правонарушения, либо нет.

Минимизация или уклонение от уплаты налога

Использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции в настоящее время вынуждены даже добросовестные налогоплательщики, чтобы не разориться.
«Минимизация (снижение) налогов» — термин, который вводит в заблуждение. Добиться снижения налогов можно двумя путями: легальным и нелегальным. Имейте в виду, что нелегальные «схемы» снижения налогов давно известны налоговикам, поэтому если вы пойдете по
этому пути, то это не останется без пристального внимания правоохранительных органов. Использование законных методов не позволит представителям налоговых органов классифицировать ряд мер, направленных на снижение налогов, как уклонение от их уплаты.
Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Большинство схем оптимизации налогов изначально направлены только на минимизацию налогов, поэтому они могут рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.
Обратите внимание! В действительности, конечной целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Минимизация одних налогов может привести к увеличению других и как следствие — к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов.
Все налоги условно можно разделить на четыре группы.
1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, единый социальный налог — ЕСН).
Снижение этой группы налогов ведет к уменьшению себестоимости продукции, а значит, к увеличению прибыли организации и налоговых платежей в бюджет по налогу на прибыль. Таким образом, эффект от снижения этой группы налогов очень незначителен.
2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (например, налог на добавленную стоимость — НДС).
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов (зачетный метод). Поэтому нужно добиваться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов. Организации при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав невыгодно работать с партнерами, не являющимися плательщиками указанного налога.
3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (например, налог на прибыль).
Чтобы минимизировать налоговые платежи по этой группе налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Например, добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, сидящих «внутри себестоимости».
4. Налоги, выплачиваемые из «чистой» прибыли.
Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.
Наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия налоги 3 и 4 группы.
Пример:
1 вариант (цифры условные). Предположим, выручка налогоплательщика за отчетный период равна 10000 рублей, а затраты составили 5000 рублей. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 5000 рублей (10000-5000). Налогоплательщик заплатит налог на прибыль в сумме 1200 рублей (5000 х 24%).
2 вариант: Можно добиться, чтобы предприятие вообще не платило налог на прибыль. Выручка за отчетный период налогоплательщика равна 10 000 рублей. Организация увеличила свои затраты до 10000 рублей. В итоге налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 0 рублей (10000-10000). Следовательно, налог на прибыль налогоплательщику платить не надо. Но самое главное, финансовых ресурсов у предприятия тоже ноль.
Очень важно! Организация добилась максимального снижения налога на прибыль. Однако если посмотреть внимательно, то минимизация налога на прибыль фактически привела к финансовому краху налогоплательщика. Финансовых ресурсов у него не осталось. Это не минимизация.
Первый вариант хоть и предполагает уплату налога на прибыль, однако приводит к тому, что у организации остаются финансовые ресурсы после уплаты налогов, т.е. сумма чистой прибыли равна 3800 руб. (5000 - 1200).
3 вариант: Выручка предприятия за отчетный период равна 10000 рублей, затрат нет. Тогда прибыль составит 10000 руб., налог на прибыль 2400руб. (10000 х 24%). У предприятия осталось 7600 руб. (10000-2400). Это не минимизация, но шанс выжить.
Выводы: конечной целью оптимизации налогов должно быть увеличение доходов организации после уплаты налогов, а не снижение отдельных налогов. Имейте в виду, что налоговые базы по ряду налогов могут пересекаться. Поэтому при принятии решений в отношении оптимизации следует учитывать возможные налоговые последствия.
Совет налогового консультанта: Грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень нечеткая. Используя те или иные методы оптимизации, следует об этом помнить.
К сведению: В США штрафуют за приписывание прибыли, а в России — за ее сокрытие.

Налоговое планирование

Если налогоплательщик рассчитывает работать в перспективе, то ему необходимо организовать систему налогового планирования — один из способов управления налогами.
Налоговое планирование — это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех законодательно предоставленных льгот и освобождений для уменьшения налоговых обязательств. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов при абсолютном соблюдении закона.
Налоговое планирование в организации основывается на использовании льгот при уплате налогов; разработке учетной политики; контроле сроков уплаты налогов. Смысл налогового планирования — работа на опережение.
Совет налогового консультанта: Льготы не всегда выгодны. Например, чтобы не платить ЕСН, многие компании стараются оформить выплаты так, чтобы не включать их в налоговую себестоимость. А в качестве источника использовать «чистую» прибыль организации. Если такие платежи не включать в налоговую себестоимость, то с них не нужно начислять ЕСН и, соответственно, взносы в Пенсионный фонд. В льготные выплаты попадают материальная помощь, премии за непроизводственные показатели работы, дивиденды, компенсации, которые начислены сверх норм и т. д. Но это невыгодно фирме. Экономия ЕСН вытекает в переплату налога на прибыль. В итоге организация теряет деньги.
Необходимость в налоговом планировании зависит от степени налоговой нагрузки. Существует много методик, позволяющих определить этот показатель. Например, можно определить величину налоговой нагрузки в соответствии с методикой, предлагаемой Минфином России, изложенной в Письме от 13.08.96 г. №04-01-15. Если величина налоговой нагрузки составляет более половины расходов организации, то такая компания не сможет обойтись без привлечения специалистов финансового менеджмента, создания отдела налогового планирования. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.
Налоговое планирование, направленное на уменьшение налогового бремени на организацию, разделяется на перспективное и текущее. При перспективном налоговом планировании устанавливаются основные элементы налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта, на основе которых строятся принципы ведения налогового учета на ряд лет, что в итоге влияет на размер налоговых платежей.
При текущем налоговом планировании используют методы, позволяющие налогоплательщику уменьшать налоговые обязательства в течение ограниченного периода времени или в конкретной ситуации. Все подлежащие уплате налоги группируют по каким-либо признакам. Внутри группы налогов анализируется состав налоговых баз по каждому налогу, в том числе налоговые льготы, и эффективность их применения. На основе проведенного анализа выбирается оптимальный вариант ведения налогового и бухгалтерского учета.
На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей, т.е. налоговый календарь. При составлении налогового календаря указываются конкретные даты уплаты суммы налогов. Следует контролировать своевременность уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку нарушение сроков перечислений влечет за собой штрафные санкции. По данным разработанного плана по истечении периода, на который он составлялся, проводится оценка его эффективности.
Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Оно считается составной частью системы финансового управления в организации.
Сегодняшнее налоговое законодательство дает возможность снизить бремя налоговой нагрузки, причем совершено законно. Анализируя налоговое, бухгалтерское и гражданское законодательство РФ, можно сказать, что фактически для этих целей законодатель предусмотрел общие и специальные способы снижения налогов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик.
К специальным методам можно отнести:
- способ замены отношений между сторонами
Субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно выбирать формы и условия сделки, партнеров и т.д. Поэтому, заключая какой-либо договор, предварительно проанализируйте его в плане налоговых последствий. Предпочтение следует отдать тому, который наиболее эффективен с точки зрения уплаты налогов. Но не следует забывать о том, что использование этого приема основано на замене прав и обязанностей сторон договора, а не на формальном изменении названия договора.
- способ разделения отношений
В основе данного приема лежит метод замены. При этом заменяется не полностью вся хозяйственная операция, а лишь ее часть. В качестве примера можно привести договор, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания. Если реконструкцию здания разделить на две составляющие: на реконструкцию и капитальный ремонт, то налогоплательщик получит возможность включить в себе-стоимость продукции часть осуществленных затрат и уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль.
- использование отсрочки по уплате налогов
Например, применение «кассового метода» по налогу на прибыль. До 1 января 2006 года применение этого приема было возможно и по НДС. Метод по мере получения денежных средств позволяет уплачивать налог в более поздний срок, после получения оплаты от контрагента.
- способ сокращения объекта налогообложения
Этот способ практически не имеет недостатков. Если нет объекта налогообложения (доходов, имущества и т.д.), то не возникает и обязанности по уплате налога. Этот способ характерен для минимизации налога на имущество организаций. Для сокращения налоговой базы по указанному налогу налогоплательщик использует инвентаризацию, переоценку и др. Но следует помнить, что сокращение объектов налогообложения не должно негативно сказываться на хозяйственной деятельности субъекта.
Совет налогового консультанта: Целью создания организации является получение прибыли, а не сокращение налоговых платежей, поэтому освободиться от всех объектов налогообложения субъект хозяйственной деятельности не может.
Поправки в ст. 75, 111 Налогового кодекса, действующие с 1 января 2007 года, освобождают налогоплательщиков не только от уплаты штрафов, но и от пени. Это произойдет только в случае, если налогоплательщик действовал в строгом соответствии с разъяснениями Минфина и ФНС России. Данное правило будет действовать, даже если эти разъяснения оказались неверными.

Просчеты налоговой оптимизации

Налоговая безопасность

Одной из задач налоговой безопасности является предотвращение налоговых рисков. Это можно делать путем изучения обзоров судебной практики по налоговым спорам, запросов в налоговые органы и консультационные компании, а также формирования своего рода налоговой «подушки безопасности» — выявления скрытых налоговых переплат. Таковые, как показывает практика, существуют в любой компании в огромных количествах. Например, чтобы снизить риск ответственности за поставщиков, предварительно проверьте их юридический статус и деловую репутацию, сформируйте специальное досье поставщиков. Поставщики должны быть надежными во всех отношениях.
Налогоплательщики могут заранее узнавать официальную позицию государства по наиболее важным для себя налоговым вопросам.
Совет налогового консультанта: Нужно четко представлять себе все варианты поведения, которые допускаются законом и практикой для той или иной ситуации. Наметив примерные варианты поведения, вы можете проанализировать и риски, связанные с выбором такого варианта. Прежде всего — риск привлечения к ответственности за те или иные действия.

Читайте также: