Снижение таможенных пошлин во взаимной торговле

Опубликовано: 02.05.2024

4.1. Генеральное соглашение по тарифам в торговле (ГАТТ)

Объективная потребность в международном регулировании торговли начала ощущаться уже в 30-х годах. «Великая депрессия» 1929–1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики.

Отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы «правила игры» в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям. Односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли и еще более усугубили мировой экономический кризис.

Уже в 1944 году на валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.

Третьим «столпом» в создававшейся системе должна была стать Международная торговая организация (МТО), в функции которой входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Уже, в ходе работы над уставом МТО – так называемой Гаванской хартией – 23 страны начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживавших развитие международных экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли. Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержащих правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО) вступил в силу в январе 1948 года.

В 1950 году США по ряду причина отказались ратифицировать Гаванскую хартию, что фактически разрушило план создания МТО. Несмотря на свой временный статус, ГАТТ осталось единственным многосторонним механизмом, регулирующим международную торговлю. (Рассмотрение вопросов торговли в других международных экономических организациях – ЮНКТАД, ЕЭК, ОЭСР – носит преимущественно общий политический характер. В этих организациях уточняются проблемы, позиции стран, вырабатываются различные рекомендации.)

Исходной посылкой, на которой строится договорно-правовая система ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

– недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима с равным подходом к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

– использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных балансов и национальной безопасности. Если же какая-либо страна прибегает к количественным ограничениям, они должны использоваться в недискриминационной форме, в отношении всех стран-участниц, а не выборочно в отношении отдельных стран;

– прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое «закрепление» на согласованном уровне;

взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

– разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Для реализации основных принципов ГАТТ был создан организационный механизм – секретариат. Секретариат ГАТТ разместился в Женеве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций – сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название раундов. За время существования ГАТТ таких раундов состоялось восемь: в 1947, 1949, 1950-1951, 1955-1956, 1961-1962, 1964- 1967, 1973-1979, 1986-1994 годах (табл.3).

Торговые переговоры в рамках ГАТТ

Место открытия и проведения переговоров

Основное содержание

Снижение таможенных тарифов

Женева. Диплон-раунд

Женева. Кеннеди-раунд

Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса

Токио (Япония). Токио-раунд. Работа проходила в Женеве

Снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров

Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Уругвай-раунд. Работа проходила в Женеве

Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации. Разработка Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС)

Из таблицы видно, что в течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализации международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты.

Первоначально переговоры проходили между странами-производителями одного товара, а затем распространялись и на другие государства посредством понятия «наиболее благоприятственной нации». Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд), переговоры уже никогда не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более широкий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась отныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растянулось во времени и происходило путем постепенного «сглаживания» и взаимных уступок.

В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-60 % в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950-1975 годов мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.

Одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметным явлением в мировой торговле становились нетарифные ограничения. По этой причине в ходе Токио-раунда сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена или уточнена благодаря заключению отдельных соглашений, регламентирующих правила таможенной оценки, технических барьеров в торговле, импортного лицензирования, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин, процедуру правительственных закупок.

В результате проведенных в те же годы тарифных переговоров средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран-членов ГАТТ была еще раз понижена и составила 4-5 %.

В ходе «токийского» раунда переговоров было заключено и принципиально новое, «секторальное», соглашение по торговле гражданской авиатехникой, в соответствии с которым страны-члены соглашения полностью либерализовали торговлю гражданскими самолетами и их компонентами, запасными частями, навигационным оборудованием, устранив в данной области как тарифные, так и нетарифные барьеры.

Особое внимание следует уделить Уругвай-раунду, который, по мнению Генерального директора ГАТТ г-на П. Сазерленда, стал «определяющим моментом в современной истории». Итоговый пакет договоренностей, достигнутых в результате многолетних переговоров, включает 28 соглашений, что не имеет прецедентов в истории международных экономических отношений.

В ходе Уругвай-раунда были приняты решения, существенно расширившие сферу многостороннего межправительственного регулирования. Если раньше ГАТТ можно было обвинять в односторонней ориентации на интересы развитых стран в ущерб развивающимся, то на этот раз соглашения выглядят сбалансированными: уступки и выигрыши членов организации компенсируют друг друга.

Так, по истечении переходного периода, под действие норм ГАТТ будет возвращена торговля текстилем и одеждой, еще в 50-е годы выведенная за их рамки по настоянию развитых стран.

Впервые в истории заключено соглашение о торговле сельскохозяйственной продукцией. Прежде правила ГАТТ на этот сектор фактически не распространялись, что привело к сильнейшим перекосам в нем. Достаточно сказать, что нынешние расходы развитых стран на субсидирование своего сельского хозяйства для его защиты от конкуренции со стороны развивающихся стран сопоставимы с их же расходами на помощь развивающимся странам. Развитие рыночных механизмов поможет навести в этом секторе порядок.

Среди других важных решений «уругвайского» раунда – Генеральное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС). Значимость достижения соглашения по этой проблеме определяется тем, что в среднем на услуги приходится не менее 20 % стоимости мировой торговли. Сюда входят такие услуги как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание.

Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и мерам инвестиционной политики.

На будущее делегаты «уругвайского» раунда наметили подготовку программы работы по такой новой проблеме как взаимосвязь между мировой торговлей и охраной окружающей среды.

Наряду с «новыми проблемами» в ходе Уругвай-раунда решались «старые», традиционные, в частности, проблема таможенного тарифа. Рекомендации по снижению таможенных барьеров радикальны. На ряд товаров пошлины планируется отменить вообще. Это прежде всего те товары, по которым особенно высока конкурентоспособность США (строительное и медицинское оборудование, химикаты, фармацевтическая продукция, сельскохозяйственные товары, цемент, пиво, мебель). Если величина пошлины по товарам превышает 15 %, уровень сокращения будет составлять 30 %. США стремятся расширить списки тех товаров, по которым пошлины будут отменены (включив в них алюминий, цветные металлы, автомобили, запчасти. Аналогичную позицию заняли Япония и новые индустриальные страны.

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной (фактуры) на товар. (Ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин.) Решения, касающиеся других нетарифных барьеров, оформлялись в виде специальных кодексов и соглашений, подписываемых отдельно.

Важным результатом «уругвайского» раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 года.

Новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений включает в себя обновленное ГАТТ («ГАТТ-1994»), ГАТС и все остальные соглашения и договоренности, заключенные в ходе «уругвайского» раунда (за исключением соглашений по торговле гражданской авиатехникой, по режиму правительственных закупок и договоренностей по молочным продуктам и говядине). Кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения споров. ВТО получила полный правовой статус международной организации.

Высший орган ВТО – министерская конференция, созываемая не реже одного раза в два года. В промежутках между министерскими встречами руководящим органом является Генеральный совет, которому подчинены Совет по товарам, Совет по услугам и Совет по торговым аспектам вопросов интеллектуальной собственности.

Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям «уругвайского» раунда, кроме четырех соглашений, перечисленных выше. Самостоятельным членом ВТО является Европейский Союз.

Оценивая деятельность ГАТТ, можно определить ее как претворение в жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками идеального и реального подходов к проблеме регулирования международных экономических отношений.

Одним из результатов деятельности ГАТТ является тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства.

Снизился средний уровень таможенных пошлин. Если в 1945- 1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40-60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70-90%, то к концу 80-х годов она снизилась до 3-5 % .

За годы существования ГАТТ ликвидированы или ограничены многие нетарифные барьеры, значительно унифицировано право международной торговли.

До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90 % мирового товарооборота.

Членство в этой организации является важнейшим условием интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта. Кроме того, «гаттовские» правила содержат механизм разрешения торговых конфликтов, и это единственная возможность защищаться от неправомерных действий торговых партнеров.

Не будет преувеличением сказать, что устанавливаемые ГАТТ / ВТО нормы являются международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила.

В настоящее время вне этой организации находятся лишь две из крупных стран – Россия и Китай. Китай, бывший одним из основателей ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации. Кроме того, еще примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне (Болгария, Саудовская Аравия, Алжир, Монголия, ряд государств СНГ), также ведут переговоры о присоединении к ГАТТ / ВТО.

Процедура вступления в ГАТТ (и ВТО) достаточно сложна. До подачи заявления страна получает статус наблюдателя, чтобы ознакомиться с правилами этой организации, механизмом ее функционирования. Затем подается заявление, которое рассматривается членами организации. В случае положительного решения формируется рабочая группа, которая занимается обеспечением всех переговоров. Сами переговоры о вступлении условно можно разбить на две стадии. Первая – это изучение экономического механизма вступающей страны (особенно ее внешнеторгового режима). Все эти сведения содержатся в Меморандуме о внешнеторговом режиме. На второй стадии обсуждаются конкретные условия присоединения.

По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект протокола по присоединению страны, который содержит основные условия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом организации, страна становится полноправным членом этой организации.

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Россия снижает ввозные пошлины на ряд товаров

После вступления в ВТО ввозные пошлины на ряд товаров, ввозимых в Россию, будут снижены.

Так, Россия с 23 августа в рамках ВТО снизит пошлины на ввоз риса почти в 2,7 раза.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина на ввоз риса составит 15%, но не менее 0,045 евро за 1 кг против сегодняшних 0,12 евро за 1 кг.

Как заявил «Интерфаксу» генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко, это может привести к увеличению импорта риса, поскольку он станет привлекательным по цене. «Привлекательность его повысится, по крайней мере, на три тысячи рублей за тонну, хотя надо учитывать то, что почти половина импорта риса идет в преференционном режиме», - заявил он.

Вместе с тем Петриченко считает, что снижение пошлины не приведет к резкому росту импорта риса. «Лавинообразного роста ждать не стоит, будет определенный всплеск», - заявил он. Не будет и критичного снижения цен на рис.

Россия, став членом ВТО и являющаяся одним из крупных импортеров яблок, существенно снизит ввозные пошлины на эти фрукты.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина на яблоки составит 0,06 евро за 1 кг. Она будет действовать в течение всего года. Пошлина на ввоз яблок (навалом) для производства сидра с 16 сентября по 15 декабря не изменится и составит 0,2 евро за 1 кг.

В то же время вступление РФ в ВТО в этом году не изменит пошлину на импорт груш, она останется на уровне 10%. Затем последует снижение до 5% в 2015 году.

Присоединение РФ к ВТО не изменит в этом году режим поставок бананов, они по-прежнему будут облагаться пошлиной в 5%, но не менее 0,02 евро за 1 кг. Не изменится и пошлина на апельсины, грейпфруты и некоторые другие цитрусовые (5%, но не менее 0,02 евро за 1 кг), мандарины, клементины и др. (5%, но не менее 0,03 евро). В то же время пошлина на лимоны и лаймы снизится с сегодняшних 5%, но не менее 0,035 евро, до 5%, но не менее 0,02 евро за 1 кг.

Поставки абрикосов, вишни, черешни, сливы будут, как и прежде, облагаться пошлиной в 5%, земляники и клубники - 10%. Сохранится нулевая импортная пошлина на нектарины, персики, киви.

Импорт груш в РФ превышается 400 тысяч тонн. Основные поставщики - Бельгия, Франция, Испания, Аргентина. В России продается около 60% европейских груш. Потребление груш в России приближается к 500 тысяч тонн в год.

Россия с 23 августа также вводит новые пошлины на импорт некоторых видов мяса и живых животных.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина на ввоз живых свиней, которая составляла 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг, снизится до 5%. Поставки чистопородных племенных свиней, как и прежде, будут облагаться нулевой пошлиной.

Кроме того, изменения коснутся и импорта свинины. Пошлина на ее ввоз в рамках квоты снизится до 0% против действовавшей до последнего времени 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Пошлина на поставки свинины вне квоты снизится с 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг до 65%.

Пошлины на мясо птицы не изменятся. В рамках квоты поставки будут облагаться пошлиной в размере 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг, вне квоты - 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг.

Практически сохранятся пошлины на ввоз говядины. В рамках квоты поставки этого мяса будут облагаться пошлиной в размере 15% (в настоящее время 15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг), вне квоты пошлина не изменится - 50%, но не менее 1 евро за 1 кг.

По оценке Национального союза свиноводов, потери отрасли от введения нового режима отрасли могут составить до 20 миллиардов рублей.

По данным Минсельхоза РФ, в январе-июле этого года сельхозпредприятия страны произвели 1 млн 88 тысяч тонн свиней (в живом весе), что на 13,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Поголовье свиней увеличилось на 12,6% - почти до 13 млн голов. Импорт свинины с начала года по 15 августа снизился до 405,5 тысяч тонн против 418,4 тысяч тонн за аналогичный период прошлого года.

Россия в рамках ВТО также снижает специфическую составляющую пошлины на импорт чая в одноразовых пакетиках.

Согласно утвержденному Евразийской комиссией Единому таможенному тарифу Таможенного союза, пошлина составит 20%, но не менее 0,5 евро за 1 кг против прежней 20%, но не менее 0,8 евро за 1 кг.

Пошлины на ввоз других видов чая в этом году не изменятся.

Не изменится и режим ввоза кофе. Поставки жареного кофе будут облагаться пошлиной в размере 10%. Но не менее 0,2 евро за 1 кг, нежареного - 0%.

Сегмент чая в одноразовой упаковке является одним из быстро развивающихся сегментов российского рынка чая. По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе»), его доля выросла с 34% в 2006 году до 56% в 2011 году.

В 2011 году Россия увеличила импорт чая на 5%, до 188 тысяч тонн, кофе - на 3,5%, до 117 тысяч тонн. Объем рынка чая в 2011 году вырос до $1,5 миллиарда, кофе - до $2,2 миллиарда.

Россия в связи со вступлением в ВТО частично изменит и режим импорта молочной продукции.

Изменения коснутся, в частности, сгущенных сливок и молока, сливочного масла, сыров и творога. Так, пошлина на ввоз «сгущенки» снизится до 20% против сегодняшних 25%. Поставки сливочного масла будут облагаться пошлиной в размере 15%, но не менее 0,29 евро за 1 кг против 15%, но не менее 0,4 евро за 1 кг. Пошлина на импорт сыров зависит от их видов, но на большую часть поставок она составит 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг вместо 15%, но не менее 0,3 евро. Поставки плавленого сыра и сыра «Бри» будут облагаться пошлиной в 15%, но не менее 0,3 евро за 1 кг против сегодняшних 15%, но не менее 0,6 евро за 1 кг.

Не изменятся пошлины на импорт молока - 15%, молока для детского питания - 5% и некоторые виды сыра.

Российская Федерация после вступления во Всемирную торговую организацию с четверга снижает ввозные пошлины также на ряд наименований новой автомобильной техники, говорится в материалах Евразийской экономической комиссии.

Пошлины на новые легковые автомобили в зависимости от объема двигателя снизятся до 25%, но не менее 1 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 1 тысячи куб. см с прежних 30% и не менее 1,45 евро за 1 куб. см.

Пошлины на легковые машины с двигателями от 1,5 тысяч куб. см до 3 тысяч куб. см сократятся до 25% и от 1,25 евро до 2,35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема.

При объеме бензинового двигателя более 3 тысяч куб. см размер пошлины составит 25%, но не менее 2,35 евро за 1 куб. см против 30% и не менее 2,8 евро за 1 куб. см ранее.

Размер пошлины на новые автомобили с дизельным двигателем до 1,5 тысяч куб. см составит 25%, но не менее 1,2 евро за 1 куб. см, ранее - 30% и не менее 1,45 евро за 1 куб. см.

На автомобили с дизельным двигателем от 1,5 тысяч до 2,5 тысяч куб. см пошлина будет находиться на уровне 25%, но не менее 1,8 евро за 1 куб. см против прежних 30% и не менее1,9 евро за 1 куб. см; при объеме более 2,5 тыс. куб. см размер пошлины - 25%, но не менее 2,35 евро за куб. см по сравнению с 30% и 2,8 евро за куб. см ранее.

Также будут снижены пошлины на грузовую и спецтехнику, в частности, на автомобили-самосвалы до 15% с 25% в зависимости от полной массы и объема двигателя, на кузова, включая кабины для грузовых транспортных средств - до 2,907 тысяч евро и 15% за штуку против 5 тысяч евро за штуку и 15% ранее.

Пошлины на ряд наименование прицепов и полуприцепов будут понижены, в частности, на рефрижераторы до 10% с 15%.

Пошлина на ряд типов новых тракторов снизится до 15% с 25%, при этом на подержанные тракторную технику возрастом более 7 лет пошлина составит 1 евро за 1 куб. см объема двигателя, от 5 до 7 лет - 15%, но не менее 0,6 евро за 1 куб. см (ранее пошлина была на тракторы возрастом более 5 лет - 2,2 евро за 1 куб. см). Прочие подержанные тракторы будут облагаться пошлиной в 15% (ранее - 30%, но не менее 2,2 евро за 1 куб. см).

Пошлины на новые автобусы вместимостью более 120 человек четвертого экологического класса будут снижены до 20% с 30% в зависимости от объема двигателя. Например, на новые автобусы с объемом двигателя более 2,8 тысяч куб. см пошлина снижается до 10% с 25%.

При этом Россия после вступления в ВТО сохранит запретительные ввозные пошлины на легковые автомобили возрастом более 7 лет в зависимости от типа и объема двигателя от 1,4 евро до 3,2 евро за 1 куб. см от объема двигателя.

Ранее сообщалось, что пошлины на новые легковые автомобили, оборудованные бензиновым двигателем объемом до 1 тысячи куб. см, к 2020 году уменьшатся до 15% с 25% и не менее 1 евро за 1 куб. см объема двигателя с момента вступления РФ в ВТО.

При объеме бензинового двигателя от 1 тысячи куб. см до 1,5 тысяч куб. см пошлина упадет к 2020 году до 15% с 30% и не менее 1,45 евро за 1 куб. см объема двигателя.

Пошлины на новые легковые автомобили с дизельным двигателем объемом свыше 2,5 тысяч куб. см к 2020 году снизятся до 15% с 25% и не менее 2,35 евро за 1 куб. см.

Россия также снизила специфические таможенные пошлины на одежду в соответствии с обязательствами в рамках ВТО. При этом адвалорная часть пошлины (выражена в процентах от стоимости товара) в большинстве случаев осталась неизменной.

Так, пошлина на ввоз пальто, плащей, курток, штормовок с 23 августа составляет 10%, но не менее 3 евро за килограмм (до этого действовала пошлина в размере 10%, но не менее 5 евро за килограмм).

Пошлина на ввоз костюмов, жакетов, платьев, юбок, комбинезонов, брюк и шорт с 23 августа составляет 10%, но не менее 2,5 евро за 1 кг вместо действовавшей до четверга пошлины в размере 10%, но не менее 4 евро.

Импортная пошлина на рубашки и блузки, пижамы, трусы, купальные и домашние халаты, комбинации, пеньюары, майки, а также на свитера, пуловеры, джемперы установлена на уровне 10%, но не менее 2 евро за килограмм (ранее - 10%, но не менее 3 евро). Новая пошлина на ввоз детской одежды составляет 10%, но не менее 1,5 евро за килограмм (ранее - не менее 2 евро), на импорт спортивных и купальных костюмов - 10%, но не менее 2 евро (ранее - не менее 3 евро).

При этом действующая пошлина в размере 10% ниже предельно допустимого значения, предусмотренного требованиями ВТО (20% на момент присоединения по большинству предметов одежды).

Неизменными остаются пошлины на некоторые изделия не трикотажного производства, в том числе на бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, платки, шали, шарфы, перчатки.

Также неизменными останутся ввозные пошлины на основные виды тканей (на хлопчатобумажные и ткани из шерстяной пряжи - 15%, на шелковые ткани - 5%). Требования ВТО предусматривают снижение импортных пошлин на ткани в будущем. Так, пошлина на шелковые ткани снизится с 5% до 4% в 2013 году и до 3% в 2014 году.

По данным Минпромторга, в структуре импорта основных видов продукции легкой промышленности в 2011 году основная доля - 49% - пришлась на готовые изделия. 25% импорта пришлось на обувь, 14% - на нити, пряжу, ткани, 4% - на сырье. Общий объем импорта составил $17,2 млрд против $14,6 млрд в 2010 году.

Производство тканей в РФ в прошлом году увеличилось на 4,6% по сравнению с 2010 годом, до 3,5 млрд кв.м., при этом выпуск хлопчатобумажных тканей сократился на 20,3%, шерстяных - на 11,4%, шелковых - на 45,3%, льняных - на 9,8%.

Производство трикотажных изделий сократилось на 6,6%, до 128,4 млн штук, костюмов - на 2,6%, до 3,8 млн штук. При этом выросло производство платьев и сарафанов - на 36,7%, до 4,1 млн штук.

Вступление в ВТО и последующее изменение ставок таможенных пошлин приведут к прямым потерям для отрасли российской легкой промышленности, которые Минпромторг ранее оценивал на уровне 2,7 млрд рублей.

Таможенные платежи

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )


* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Библиографическая ссылка на статью:
Тесля Я.А. Таможенные тарифы как инструмент регулирования ВЭД // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3582 (дата обращения: 12.04.2021).

Влияние внешнеэкономических связей на экономику страны может быть оценено в определенных количественных и качественных показателях. Особое влияние на торговлю оказывает таможенный тариф. Таможенный тариф – это собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности [1].

Импортный таможенный тариф выполняет ряд функций. Во-первых, он является инструментом протекционистской политики. Импортные пошлины, которые оплачивает импортер, приводят к повышению цен на импортные товары, что обеспечивает определенные преимущества национальным производителям в процессе реализации их товаров на внутреннем рынке.

Во-вторых, влияя на внутренние цены, таможенный тариф до определенного момента может содействовать развитию национального производства и экспорта. Увеличение цен на импортные товары приводит к общему повышению цен и росту прибыли национальных производителей, что повышает их конкурентоспособность на внешних рынках. Однако к этому следует относиться весьма осторожно, поскольку такая политика, проводимая длительное время, приводит к созданию «тепличных» условий для национальных производителей и, как следствие, к снижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В-третьих, таможенный тариф многими странами используется в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Это может выразиться во встречном снижении пошлин.

В-четвертых, он может применяться в интересах развития экспорта посредством одностороннего освобождения от пошлин при ввозе определенных материалов, используемых для производства продукции на экспорт. Такая практика применяется при импорте давальческого сырья.

В-пятых, на основе таможенного тарифа осуществляется строгий контроль государства за прохождением грузов через границу.

В-шестых, посредством таможенного тарифа, облагая пошлинами товары, государство реализует фискальные цели, т.е. обеспечивает поступление денежных средств в госбюджет [2].

Таможенные тарифы влияют на экономику страны в зависимости от ее экономической ситуации. Страны можно разделить на две группы: страны, чей спрос на импортные товары не изменяет мировые цены и страны, спрос которых изменяет мировые цены.

Рисунок 1 иллюстрирует уровень таможенного тарифа в странах мира, а таблица 1 отображает мировых лидеров и аутсайдеров по таможенному тарифу.



Рисунок 1 – Уровень таможенного тарифа в странах мира

Таблица 1 – Тарифные ставки, 2012



Рисунок 2 – Рейтинг 20 самых высоких тарифных ставок в мире

В развивающихся странах высокие тарифы по причине больших национальных затрат на производство товаров и желания защитить свой рынок от конкуренции, защиты молодых отраслей промышленности. В таких государствах таможенная пошлина составляет от 50% и выше, а в ряде стран и вовсе выше 100%. Самая высокая ставка, по данным 2012 года у Бангладеш. Самая маленькая ставка у США. Высокие тарифы в развитых странах будут оказывать отрицательное влияние на экономику страны, потому что они снижают уровень благосостояния страны и увеличивают торговое бремя на потребителей.

Проведем анализ влияния тарифов и средневзвешенной тарифной ставки на импорт страны (в % от ВВП) при помощи построения регрессионного уравнения.

Таблица 2 – Коэффициенты регрессии (2012) a

a. Зависимая переменная: Y1
Источник: Расчёты автора

Нормированные коэффициенты (Beta) оцениваются по нормированным данным, имеющим выборочное среднее, равное 0, и стандартное отклонение, равное 1. Величина Beta позволяет сравнить вклады каждого предиктора в предсказание отклика. Отрицательный знак коэффициентов при переменных X2, X3 означает, что зависимость между предиктором и откликом обратная. Из таблицы 2 выведем коэффициенты регрессии b и смещение по оси ординат (свободный член). Таким образом, общее уравнение множественной регрессии для всех стран выглядит следующим образом:

Y=32,920 + 2,063 * Х1 – 1,711 * Х2 + 0 ,163 * Х5

Для интерпретации направления связи между переменными учитывают знаки (плюс или минус) регрессионных коэффициентов. Если регрессионный коэффициент положителен, то связь этой переменной с зависимой переменной положительна; если регрессионный коэффициент отрицателен, то и связь носит отрицательный характер. Если регрессионный коэффициент равен 0, то линейная связь между переменными отсутствует.

Полученное уравнение означает, что при изменении Х1 на единицу, показатель Y увеличится на 2,063; при изменении показателя Х2 на единицу, Y уменьшится на 1,711, при изменении показателя Х5 на единицу, Y увеличится на 0,163. Т.е. при изменении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно меняется показатель импорта в % от ВВП.

Проведенные анализ показал, что выбранные показатели имеют прямую зависимость друг от друга. Во всех странах при повышении или снижении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно и изменяется размер импорта.

Для определения факторов, позволяющих определить зависимость тарифной ставки от размера импорта страны, проведем анализ на основе нескольких показателей, признаки кластеризации выявляются по 183 странам. Кластерный анализ предназначен для объединения некоторых объектов в классы, чтобы в один класс попадали максимально схожие, а объекты различных классов максимально отличались друг от друга. Количественный показатель сходства рассчитывается заданным способом на основании данных, характеризующих объекты.

Принято решение использовать метод k-средних, который заключается в следующем: вычисления начинаются с k случайно выбранных наблюдений (в нашем случае k=4), которые становятся центрами групп, после чего объектный состав кластеров меняется с целью минимизации изменчивости внутри кластеров и максимизации изменчивости между кластерами. Каждое следующее наблюдение (k+1) относится к той группе, мера сходства с центром тяжести которого, минимальна.

Когда результаты классификации получены, можно рассчитать среднее значение показателей по каждому кластеру, чтобы оценить, насколько они различаются между собой.

В качестве факторов для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели за 2012 год:

По нашему мнению, данные показатели наиболее полно отражают развитие внешнеэкономических связей стран.

Кластерный анализ проводился с использованием статистического программного продукта SPSS 18.0.

В результате проведенного анализа страны были объединены в группы со схожими характеристиками, как это указано в табл. 2.

Таблица 3 – Классификация стран на 2012 год

Кластер 1 – Страны со средними показателями импорта и низкими тарифными ставками

Австралия, Австрия, Аргентина, Бахрейн, Бруней, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Корея (Южная), Литва, Малайзия, Мальта, Новая Зеландия, Оман, Саудовская Аравия, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония

Кластер 2 – Страны с высокими показателями импорта и невысокими тарифными ставками

Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швейцария

Кластер 3 – Страны лидеры по показателям импорта и низкими тарифами

Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур

Кластер 4 – Страны с неинтенсивным импортом и высокими тарифами

Азербайджан, Ангола, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Болгария, Ботсвана, Венесуэла, Габон, Гайана, Гренада, Греция, Иордания, Ирак, Казахстан, Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Македония, Мексика, Монголия, Намибия, Палау, Республика Конго, Россия, Румыния, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сербия, Суринам, Тунис, Туркменистан, Турция, Украина, Уругвай, Фиджи, Хорватия, ЮАР

Багамы, Белоруссия, Испания, Кипр, Латвия, Ливия, Панама, Польша, Португалия, Сейшельские острова, Сент-Киттс и Невис, США, Таиланд, Чили, Япония

Албания, Алжир, Армения, Афганистан, Бангладеш, Бенин, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Гаити, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Грузия, Джибути, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизстан, Кирибати, Китай, Колумбия, Коморские острова, Конго, Корея (Северная), Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские о-ва, Марокко, Мозамбик, Молдова, Мьянма, Непал, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Сирия, Соломоновы острова, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, о-ва Тонго, Уганда, Узбекистан, Филиппины, ЦАР, Чад, Черногория, Шри-Ланка, Эквадор, Эритрея, Эфиопия, Ямайка

Источник данных: Расчёты автора

В результате в 1-ый кластер вошло 30 стран, во 2-ой – 5 стран, в 3-ий кластер – 4 страны и в 4-ый кластер -143 страна. Т.к. в последнем кластере оказалось большое количество стран с низкими показателями, было принято решение разделить его еще на 3 подкластера – 38,15 и 90 стран соответственно. Все 183 страны приняли участие в анализе, но т.к. Лихтенштейн выбился в отдельную группу, в данной таблице представлена группировка 182 стран.

Согласно таблице 3, в 3 кластере оказались страны с самыми высокими показателями импорта на душу населения, к ним относятся Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур. Страны, принадлежащие ко 2-ому кластеру, также имеют высокие показатели импорта на душу населения, также как и страны 3 кластера, являются открытыми, но уже в меньшей мере, к ним отнеслись Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Швейцария. Страны, принадлежащие к 1 кластеру, обладают средними показателями импорта и низкими тарифными ставками. Большинство этих стран являются членами ЕС, соответственно они имеют одинаковые тарифные ставки. В 4 кластере в преобладающем большинстве оказались развивающиеся страны, средний уровень обложения пошлинами товаров которых намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Также сюда отнесли и развитые страны экспорт и импорт, которых приблизительно равен.

По результатам проведенного анализа, Россия заняла место в 4 кластере. Она относится к странам с неинтенсивным импортом. Экспортируемых товаров в стране больше, чем импортируемых. Объяснением этому как раз таки и могут послужить достаточно высокие тарифы и средневзвешенная тарифная ставка. Однако в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию ожидается снижение тарифной ставки примерно на 4% по всем видам продукции.

Библиографический список

  1. Горбачева М. Анализ тенденций развития международной торговли // Современные научные исследования и инновации – 2013. – №10 (17) [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30456
  2. Гундина Ю.Р. Классификация стран мира на рынке нефти // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3566 (дата обращения: 27.12.2013).
  3. Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
  4. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/
  5. Панасюк Д.О. Тенденции развития внешней торговли в странах мира // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29973 (дата обращения: 26.12.2013).
  6. Руденко Д.Ю. Стратегия сокращения бедности в регионе // ОЛМАРПРЕСС. – 2011. – 224+8c/
  7. Фаминский И.И. Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.- 416с.
  8. World Tariff Profiles 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles12_e.pdf

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: