Снижение налоговых ставок может сопровождаться эффектом вытеснения

Опубликовано: 05.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг — это долг в иностранной валюте, и его погашение происходит фактически путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Кризис внешней задолженности невозможность государством выполнить в установленные сроки и полном объеме свои долговые обязательства.

Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженность.

Механизмы сокращения внешней задолженности:

- выкуп долга предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг, при этом:

- выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника;

- обмен долга на акционерный капитал (своп) предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций, при этом:

- иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств;

- иностранный инвестор получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается;

- замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте), при этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):

- частичное аннулирование долга;

- дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

- снижение ставок процента по обслуживанию долга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Верны ли следующие утверждения?

1.1. Увеличение государственных расходов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, а линии планируемых расходов вниз.

1.2. Повышение предельных налоговых ставок способствует увеличению встроенной стабильности экономики, но препятствует экономическому росту.

1.3. В условиях полной занятости увеличение государственных расходов сопровождается 100%-ным эффектом вытеснения.

1.4. Динамика дефицита государственного бюджета не связана с изменениями величины чистого экспорта.

1.5. Если правительство увеличивает социальные трансферты, то в

экономике «срабатывает» мультипликатор налогов.

1.6. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета равна сумме мультипликатора налогов и мультипликатора государственных расходов.

1.7. Если правительство повышает налоги, то в краткосрочном периоде уровень инфляции может снизиться, а в долгосрочном — увеличиться.

1.8. Если правительство финансирует свои расходы за счет выпуска государственных займов, то среднерыночная ставка процента будет уменьшаться.

1.9. Структурный дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

1.10. Долговое финансирование бюджетного дефицита все­гда является более желательным, чем эмиссионное.

Ответы:

1.1) Нет; 1.2) Да; 1.3) Да; 1.4) Нет; 1.5) Да;1.6) Нет;1.7) Да;1.8) Нет;1.9) Нет;1.10) Нет.

2.Выберите правильный ответ:

2.1. Экономика описана следующими данными: Потребительские расходы С= -100 + 0,8Yd; инвестиции I=200; государственные расходы G = 800; налоговая ставка t = 0,2. Если правительство примет решение балансировать государственный бюджет путем увеличения налоговых ставок и сокращения государственных расходов, то:

а) ВВП превысит 2500;

б) ВВП окажется ниже 2500;

в) ВВП составит 2500;

г) для прогноза динамики ВВП недостаточно данных;

д) все вышеперечисленное неверно.

2.2. Эффект вытеснения возникает в том случае, когда:

а) увеличение правительством налогов снижает располагаемый доход и расходы в частном секторе экономики;

б) снижение правительством подоходных налогов вызывает повышение процентных ставок, и чувствительные к ним расходы в частном секторе сокращаются;

в) сокращение государственных трансфертов вызывает вынужденное сокращение потребительских расходов;

г) правительство переходит от долгового финансирования бюджетного дефицита к его монетизации;

д) правительство вводит лимиты на наличность;

е) увеличение Центральным банком денежного предложения увеличивает процентные ставки, и чувствительные к ним расходы в частном секторе снижаются.

2.3. Что из нижеперечисленного неверно?

а) налоговая реформа предполагает снижение налоговых ставок в сочетании с расширением налоговой базы и выравниванием налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков;

б) высокие коэффициенты обслуживания государственного долга относительно ограничивают возможности снижения налоговых ставок;

в) снижение налоговых ставок может сопровождаться эффектом вытеснения;

г) снижение налоговых ставок исключает возможность повышения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок может вызвать сокращение налоговых доходов бюджета.

2.4. Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов и при этом объем государственных расходов превышает объем налоговых поступлений в бюджет, то:

а) эффект вытеснения снижается;

б) возрастает структурная безработица;

в) возникает первичный бюджетный дефицит;

г) снижается уровень инфляции;

д) возникает долговой кризис;

е) возникает структурный дефицит госбюджета.

2.5. Предположим, что индекс опережающих индикаторов снижается. В этом случае можно ожидать всего нижеперечисленного, за исключением:




а) роста безработицы;

б) снижения налоговых поступлений в бюджет;

в) спада производства;

г) сокращения уровня бюджетного дефицита;

д) стабилизации уровня инфляции;

е) ответы г) и д) верны.

2.6. Монетизация бюджетного дефицита может привести:

а) к росту эффекта вытеснения;

б) к снижению уровня налоговых поступлений в бюджет;

в) к повышению уровня процентных ставок и валютного курса;

г) к отмене лимитов на наличность;

д) к сокращению объема квазифискальных операций; е) ответы г) или д) в зависимости от величины бюджетного дефицита.

2.7. Показатель долгового бремени Долг/ВВП увеличивается, если:

а) снижается фактический дефицит госбюджета;

б) снижается доля структурного бюджетного излишка в ВВП;

в) снижается темп роста занятости и выпуска;

г) возрастает номинальная ставка процента;

д) возрастает ожидаемая инфляция;

е) все предыдущие ответы неверны, так как этот показатель зависит от величины циклического бюджетного дефицита.

2.8. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государ­ственные закупки следует:

а) увеличить более чем на 20;

б) увеличить на 20;

в) увеличить менее чем на 20;

г) уменьшить на 20;

д) уменьшить менее чем на 20.

2.9.Экономика описана следующими данными:

Автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t = 0,2; инвестиции составляют 50, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

а) правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв;

б) правительству необходимо преодолевать рецессионный разрыв путем увеличения государственных расходов;

в) необходимое для стабилизации приращение государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва;

г) если правительство увеличит свои расходы на всю величину разрыва, то в экономике возникнет инфляционный бум;

д) равновесный уровень выпуска составляет 1000.

Ответы:

1)6; 2)6; 3) г; 4)е; 5)е;6)6;7) в;8) в; 9) а.

Задачи:

1. Экономика описана следующими данными: Предельная склонность к потреблению равна 0,75; фактический объем выпуска составляет 2000. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 и увеличивает налоги на 20. Рассчитайте величину потенциального ВВП.

Ответ: 1740

2. Предположим, что объем государственных закупок составляет 700; налоговые поступления в бюджет Т= 0,4 Y; государственные трансферты F = 0,3 Y; уровень цен Р = 1. Государственный долг равен 1500, а процентная ставка R = 0,1. Фактический объем выпуска составляет 2500, а потенциальный ВВП равен 3000. Каков в этом случае структурный дефицит государственного бюджета?

3. Экономика описана следующими данными:

Величина чистого экспорта составляет (-30). Налоговые поступления в бюджет равны 40. Величина потребления составляет 250, а объем выпуска равен 500. Общий объем национальных сбережений (как суммы сбережений остального мира, государственного и частного сектора) составляет 220. Рассчитайте сальдо государственного бюджета. Имеет ли место дефицит бюджета или излишек?

Ответ: Дефицит госбюджета равен 20;

4. Экономика описана следующими данными: Естественный уровень безработицы равен 7%, а фактический составляет 10%. Объем потенциального ВВП составляет 3000, а коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Предельная склонность к потреблению равна 0,9. Какую политику государственных расходов должно проводить правительство для стабилизации экономики? Рассчитайте, как изменится величина государственных расходов.

Ответ: Правительство должно увеличить государственные расходы на 27

5. Экономика описана следующими данными: Величина государственных расходов составляет 800; налоговые поступления в государственный бюджет равны 200; государственные трансферты равны 100; потребление составляет 2300; чистый экспорт равен (-200); общий дефицит госбюджета равен 800. Какова в этом случае величина бюджетных выплат по обслуживанию государственного долга?

Литература:

1. Бункина М.С., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). Учебник. М.: ДИСС, 1997.

2. Государственное регулирование экономики. / Под ред. Кушлина В. И. 2-е издание. М.: РАГС, 2002.

3. Ивашковский С.И. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело, 2000.

4. Архангельский В.Н. Рыночные трансформации в России. М.: РАГС, 2005

14. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств. Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, «замораживание» бюджетного излишка ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо-раж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям но льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и дня российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую росту инфляционного давления.2

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

Эта лекция взята со страницы решения задач по макроэкономике:

Возможно эти страницы вам будут полезны:


Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Помощь студентам в учёбе

Изучу , оценю , оплатите , через 2-3 дня всё будет на «4» или «5» !

Откройте сайт на смартфоне, нажмите на кнопку «написать в чат» и чат в whatsapp запустится автоматически.

Помощь студентам в учёбе


Помощь студентам в учёбе
f9219603113@gmail.com



Помощь студентам в учёбе

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.9219603113.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Бухгалтер может не только учитывать факты хозяйственной жизни компании, но и помогать директору планировать работу. Кому как не бухгалтеру знать, с какими налоговыми рисками может столкнуться бизнес и где подстелить соломки? В помощь вам — мнение экономистов и налоговых юристов о том, как налоговое администрирование может измениться в ближайшие годы.

Эксперты:

Виктор Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал», кандидат экономических наук, магистр права, аттестованный аудитор

Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ

Дмитрий Желнин, управляющий партнёр Mitsan Consulting

Михаил Кобрин, экономист, эксперт в области экономической безопасности

Марина Удалова, юрист налоговой практики юридической фирмы «Клифф»

Налоговые ставки

Главный тренд — «обеление» экономики

Эксперты в один голос утверждают, что ставки налогов в ближайшее время, скорее всего, не вырастут. Как отмечает Михаил Кобрин, у государства несколько путей пополнения бюджета. Можно повышать существующие налоги и вводить новые, а можно выводить на свет теневые доходы. «Последние нововведения — ввод онлайн-касс, маркировки, расчёт части налогов на стороне ФНС — говорят о том, что государство выбрало второй вариант», — заключил эксперт.

Рост налоговых поступлений подкрепляет эту гипотезу. По данным ФНС, за 9 месяцев 2019 года в среднем по России за выездную проверку инспекторы доначисляют 36 млн рублей — против 22 млн за аналогичный период 2018 года. Параллельно, как отмечается в Проекте итогового доклада ФНС за 2019 год, растут поступления по результатам аналитической работы, без выездных проверок: в 2019 году бюджет получил таким образом в 1,7 раза больше, чем в 2018 году.


Соотносится это и со стратегией развития ФНС, где говорится про «совершенствование аналитических инструментов налогового контроля», что позволит налоговым органам выявлять «сокрытую налоговую базу». Объявленный Даниилом Егоровым, новым главой ФНС, тренд на «обеление экономики» — вода на ту же мельницу.

По отдельным налогам, впрочем, все не так однозначно.

НДС: ставка не вырастет, но льготы могут отменить

Ставка НДС увеличилась до 20 % в прошлом году и в ближайшее время вряд ли вырастет ещё. Как отмечает Марина Удалова, такая мера обеспечила значительное пополнение бюджета и помогла достичь поставленных целей, в том числе финансирования нацпроектов.

Дополнительно налог вряд ли поднимут, а вот отмена льгот вероятна: «В рамках реформации ЕСН уже лишены льгот по НДС сельхозпроизводители, а в ближайшее время мы будем наблюдать “сворачивание” ЕНВД», — заключил эксперт.

В дальнейшем нельзя исключать, что НДС частично заменят другим налогом, который будет проще администрировать, считает Михаил Кобрин. Сторонники этого сценария предлагают вернуть налог с продаж, который действовал в России в 1991 и 2002–2004 годах.

НДФЛ: прогрессивную шкалу пока не введут

Об этом говорит Минфин в письме от 30.12.2019 № 03-04-05/103357. В 1992–2000 годах прогрессивная шкала применялась и показала свою неэффективность: компании и работники стремились скрыть свои реальные доходы, чтобы снизить налоговую нагрузку, и администрировать такую систему было крайне сложно. Единая ставка налога учитывает интересы и бюджета, и бизнеса, и в 2021–2022 годах этот подход сохранится (см. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).

«Для повышения налогового давления на население уже использован налог на имущество физлиц, ужесточается контроль за денежными переводами населения. Пока государство будет использовать этот ресурс для пополнения бюджета», — заключает Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ.

Земельный налог: пока ставка не увеличится

Как полагает Дмитрий Желнин, тому есть две причины. Во-первых, пока власти заняты не изменением ставок, а инвентаризацией всего недвижимого имущества страны. Это должно увеличить налогооблагаемую базу за счёт неучтённых пока зданий, сооружений и земельных участков. Во-вторых, пока не завершён переход с уплаты имущественных налогов по балансовой стоимости на уплату по кадастровой стоимости, ставки, скорее всего, не повысят, — объяснил эксперт.

Страховые взносы могут снизить

В правительстве обсуждают возможность снизить страховые взносы с 30 до 23–25 %. Об этом писали «Ведомости» в публикации от 10 февраля 2020 года. Но, как считает Виктор Иваницкий, радоваться преждевременно.

«Это очень маленькое снижение. Давайте посчитаем (дальше цифры с учётом округления). Чтобы выдать 100 рублей зарплаты, надо начислить 115 рублей (с учётом того, что придётся удержать НДФЛ 13 %). Если ставка страховых взносов 30 %, затраты на начисление зарплаты и уплату страховых взносов составят 149 рублей. Так как перед тем, как понести эти расходы, придется заплатить НДС 20 %, то для выдачи на руки 100 рублей нужна добавленная стоимость 179 рублей. Если все те же расчёты провести со ставкой страховых взносов 23 %, мы получим цифру 170 рублей. Итого затраты бизнеса на выплату на руки 100 рублей зарплаты сократятся на 5,4 %. Это слишком мало для вывода неофициальных доходов из тени. А если вспомнить, что до 2011 года ставка страховых взносов для “спецрежимников” была 14 %, то поводов для радости не остаётся вовсе», — заключил Виктор Иваницкий.


Направления налогового администрирования

Итак, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы ФНС займётся не повышением налогов, а на взысканием существующих. Каким образом это будет сделано и кто рискует в первую очередь?

Виктор Иваницкий проанализировал арбитражную практику и определил, что становилось поводом для судебных разбирательств в последнее время. Не исключено, что в 2020–2022 годах эти векторы сохранятся.

До августа 2017 года ФНС делала упор на «проблемных контрагентов». В августе 2017 года выходит письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ с обзором арбитражной практики по дроблению бизнеса. Понятно, что такого рода споры были и раньше, а общие подходы к их разрешению были сформулированы еще в Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53.

Трендом 2018–2019 гг. стали споры по налогу на имущество. Значимый судебный акт — Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241.

Пристальное внимание налоговая уделяет и взаимодействию с иностранными компаниями (концепция «фактического права на доход», ненужные посредники, контроль за ценой сделок для целей налогообложения).

Наконец, самый большой блок арбитражных дел касается взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Бизнесу приходится доказывать три обстоятельства:

  1. «Физическую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, а услуги оказаны (п. 1. ст. 54.1 НК РФ);
  2. «Исполнительскую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны именно контрагентом, который назван в первичных документах (пп.2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ);
  3. Должную осмотрительность при выборе контрагента (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53, который коррелирует с пп. 2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ).

По второму пункту — «исполнительской» реальности сделки — судебная практика неоднозначна. Формально, если доказана «физическая» реальность сделки, но не доказано, что она была исполнена именно стороной сделки, в вычетах по НДС и возможности признать расходы по налогу на прибыль могут отказать (письмо Минфина РФ от 13.12.2019 № 01-03-11/97904, письма ФНС от 11.10. 2019 № ЕД-4-1/20922@, от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Но иногда в такой ситуации суды позволяют учесть расходы по налогу на прибыль расчётным путём (Решение АС КО от 25.09.2019 по делу № А27-17275/2019, от 21.10.2019 по делу № А27-18448/2019, Постановление АС УО от 23.01.2020 по делу № А50-17644/2019).


Что ещё возьмут под контроль

Всё больше процессов оказывается в фокусе внимания госорганов. Маркировка позволяет прослеживать весь путь товара от производителя до потребителя, благодаря онлайн-кассам как на ладони все продажи. Продукцию животного происхождения контролируют через «Меркурий» и — в порядке эксперимента — через тот же Честный ЗНАК. Мы спросили экспертов, что ещё может оказаться под контролем.

Звонки и переписка

Не исключено, что скоро ФНС сможет запрашивать у сотовых операторов детализацию по счетам абонентов. Показательное разбирательство идёт сейчас, в начале 2020 года.

Напомним: Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 потребовала, чтобы операторы сообщили налоговым органам информацию о звонках их абонентов. Операторы — а дело коснулось «большой тройки»: «Вымпелкома», МТС и «МегаФона» — отказались предоставить данные. Налоговая выставила штраф. Операторы не согласились с таким решением и пошли в суд. В суде первой инстанции они проиграли (ПАО МТС — дело А40-272873/19-75-4881, ПАО «Вымпелком — Коммуникации» — дело № А40-272737/2019, ПАО «Мегафон» — дело А40-272978/19).

Как напоминает Виктор Иваницкий, по Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (в ч. 2. ст. 23 Конституции РФ). Ограничивать это право можно только по решению суда. При этом тайной телефонных переговоров считаются любые сведения, которые передаются и хранятся с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих звонках (Определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 345-О и от 21.10.2008 № 528-О-О).

Скорее всего, полагает эксперт, сотовые операторы будут обжаловать решения суда первой инстанции. Войдёт ли истребование таких данных в практику, покажет время. Если это случится, ФНС сможет использовать эти данные, чтобы доказывать связь компании с проблемными контрагентами и подконтрольность лиц, которые формально не взаимозависимы, отмечает Виктор Иваницкий. Также эта информация поможет налоговым органам доказать, что физлицо занимается предпринимательской деятельностью и не платит налоги или что компания умышленно уходит от уплаты налогов, заключая сделки, не имеющие экономического смысла, добавляет Максим Марамыгин. Наконец, эти данные могут послужить доказательством сокрытия трудовых отношений, считает Михаил Кобрин.

Земельные участки

Дмитрий Желнин напомнил, что с 2020 года Росреестр обязан информировать ФНС о нарушениях в использовании земельных участков. Это напрямую связано с налогообложением.

Например, земли сельхозназначения облагаются налогом по ставке не более 0,3 % от стоимости. Если земельный надзор Росреестра выявит, что участок не используется или используется не по назначению, он сообщит об этом в налоговую, а она начислит налог по максимальной ставке — 1,5 %.

Такая же ситуация и с участками для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По НК РФ, они облагаются по льготной ставке. И если собственник участка ИЖС использует его в коммерческих целях, то есть построил на нём магазин, СТО или шиномонтаж, ФНС может пересчитать налог по максимальной ставке.

Не исключено, что в будущем ФНС и Росреестр объединятся, полагает Дмитрий Желнин. В пользу такого сценария, по мнению эксперта, говорят два факта. Во-первых, система кадастрового учёта и система работы фискальных органов строились при непосредственном участии нынешнего премьер-министра России Михаила Мишустина. Во-вторых, Росреестр выведен из-под ведения Министерства экономического развития и подчинен напрямую Правительству.

В этом случае, объясняет Дмитрий Желнин, налоговые органы смогут не только начислять земельный и имущественный налог, но и регистрировать права на недвижимое имущество. А это упростит инвентаризацию объектов недвижимости и сделает прозрачнее администрирование налогов.

Что ждёт «физиков»: НПД и контроль доходов

У физлиц будет все меньше возможностей зарабатывать, не платя налоги. С одной стороны, расширяется эксперимент с самозанятыми. С другой стороны, ФНС всё жестче контролирует тех, кто получает регулярный доход, но не регистрируется как ИП или плательщик налога на профессиональный доход.

Виктор Иваницкий отмечает, что тренд на переквалификацию доходов физлиц в доходы от предпринимательской деятельности обозначился ещё в конце 2017 года. (обобщение судебной практики см. в письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614).

Но теперь подходы ФНС могут измениться: Даниил Егоров, новый глава ФНС, считает одной из своих задач на ближайшее время создание реестра домохозяйств (см. «Ведомости» от 19 января 2020 года). Означает ли это, что ФНС станет отслеживать источники доходов семей и как именно, покажет время.

Контролировать доходы граждан налоговые органы теоретически могут через банки. Уже сейчас банки отслеживают операции физлиц, но в категорию сомнительных попадают только крупные и регулярные переводы (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Также банк может заблокировать счёт или расторгнуть договор, если посчитает, что человек использует личный счёт в бизнес-целях: это считается нарушением режима счёта (п. 2.2 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И). Однако пока это чревато только сложностями с банком, а не с ФНС. Как ситуация будет развиваться дальше?

Обрабатывать подобные сигналы от банков вручную налоговые органы вряд ли будут, полагает Михаил Кобрин. Вероятнее, что появится автоматизированная система, которая позволит банкам и ФНС отслеживать операции, выдающие в обычном физлице предпринимателя — по аналогии с алгоритмами, которые сейчас используют банки для выполнения требований 115-ФЗ.

Вероятным такой сценарий считает и Максим Марамыгин. «Контроль за денежными переводами физлиц будет ужесточаться, так как именно в этом власть видит способ пополнения госбюджета. Население — единственный реальный источник роста налоговых сборов», — отметил эксперт.

В то же время ФНС даёт возможность легализоваться тем, кто получает регулярный доход не в найме, но не хочет регистрировать ИП из-за высоких налогов и отчётности. Это самозанятость, или налог на профессиональный доход.

Эксперимент запустили в 2019 году в 4 регионах России, с 1 января к ним присоединились ещё 19 регионов. А с 1 июля 2020 года эксперимент могут распространить на всю территорию страны: об этом говорится на сайте Минфина и в проекте итогового доклада ФНС за 2019 год.

Максим Марамыгин считает, что постепенно для тех, кто ведёт бизнес без привлечения наёмных работников, преимущества НПД станут очевидны, и они начнут выходить из тени. Пока по сравнению с другими налоговыми режимами самозанятость выгодно выделяется.

Тема IV.

Раздел 1. Деньги и их функции. Государственный бюджет. Государственный долг.

1. Деньги выполняют функцию:

а) защиты сбережений от инфляции;

б) фактора производства;

в) средства обращения;

г) не выполняют ни одну из перечисленных функций.

2. Наиболее ликвидным активом является:

а) сберегательный депозит;

в) государственная облигация;

г) акция автомобильной компании.

3. Денежный агрегат М1 не включает:

а) наличные деньги;

б) депозиты до востребования;

в) дорожные чеки;

г) срочные депозиты.

4. Если деньги совершают 5 оборотов в год, то, в соответствии с количественной теорией:

а) количество денег в обращении в 5 раз больше реального ВВП;

б) количество денег в обращении составляет 25% номинального ВВП;

в) объём номинального ВВП в 5 раз больше количества денег в обращении;

г) количество денег в обращении составляет 20% реального ВВП.

5. Денежная база равна:

а) сумме всех банковских депозитов;

б) сумме наличности вне банковской системы и банковских резервов;

в) сумме наличности вне банковской системы и банковских депозитов;

г) денежному агрегату М1.

6. В соответствии с эффектом Фишера, более высокий уровень ожидаемой инфляции приводит к :

а) росту реальной ставки процента;

б) росту реальных денежных остатков;

в) росту номинальной ставки процента;

г) росту как номинальной, так и реальной ставки процента.

7. Предложение денег в экономике:

а) полностью определяются ЦБ;

б) целиком определяется поведением населения, которое держит на руках наличность, и коммерческими банками, куда население помещает часть денег;

в) определяется ЦБ, а также поведением населения (влияющим на соотношение наличности/депозиты/) и действиями коммерческих банков;

г) полностью определяется темпом роста реального ВВП.

8. Предложение денег в общем виде можно определить как:

а) сумму резервов коммерческих банков и наличности вне банковской системы;

б) сумму наличности и депозитов;

в) разность депозитов коммерческих банков и их резервов;

г) сумму депозитов и резервов коммерческих банков.

9. В соответствии с портфельными теориями, спрос на деньги положительно зависит от:

а) реальных ожидаемых доходов по акциям;

б) реального накопленного богатства;

в) реальных ожидаемых доходов по облигациям;

г) ожидаемой инфляции.

10. Эффект вытеснения возникает в том случае, когда:

а) увеличение правительством налогов снижает располагаемый доход и расходы в частном секторе экономики;

б) снижение правительством подоходных налогов вызывает повышение процентных ставок, и чувствительные к ним расходы в частном секторе сокращаются;

в) сокращение государственных трансфертов вызывает вынужденное сокращение потребительских расходов;

г) правительство переходит от долгового финансирования бюджетного дефицита к его монетизации;

д) правительство вводит лимиты на наличность;

е) увеличение ЦБ денежного предложения увеличивает процентные ставки, и чувствительные к ним расходы в частном секторе снижаются.

Что из нижеперечисленного неверно?

а) налоговая реформа предполагает снижение налоговых ставок в сочетании с расширением налоговой базы и выравниванием налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков;

б) высокие коэффициенты обслуживания государственного долга относительно ограничивают возможности снижения налоговых ставок;

в) снижение налоговых ставок может сопровождаться эффектом вытеснения;

г) снижение налоговых ставок исключает возможность повышения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок может вызвать сокращение налоговых доходов бюджета.

12. Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов и при этом объём государственных расходов превышает объём налоговых поступлений в бюджет, то;

а) эффект вытеснения снижается;

б) возрастает структурная безработица;

в) возникает первичный бюджетный дефицит;

г) снижается уровень инфляции;

д) возникает долговой кризис;

е) возникает структурный дефицит госбюджета.

13. Предположим, что индекс опережающих индикаторов снижается. В этом случае можно ожидать всего нижеперечисленного, за исключением:

а) роста безработицы

б) снижение налоговых поступлений в бюджет;

в) спада производства;

г) сокращения уровня бюджетного дефицита;

д) стабилизация уровня инфляции;

е) ответы г) и д) верны.

14. Монетизация бюджетного дефицита может привести к:

а) росту эффекта вытеснения;

б) снижению уровня налоговых поступлений в бюджет;

в) повышению уровня процентных ставок и валютного курса;

г) отмене лимитов на наличность;

д) сокращению объёма квазифискальных операций;

е) ответы г) и д) в зависимости от величины бюджетного дефицита.

15. Показатель долгового бремени Долг/ВВП увеличивается, если:

а) снижается фактический дефицит госбюджета;

б) снижается доля структурного бюджетного излишка в ВВП;

в) снижается темп роста занятости и выпуска;

г) возрастает номинальная ставка процента;

д) возрастает ожидаемая инфляция;

е) все предыдущие ответы неверны, так как этот показатель зависит от величины циклического бюджетного дефицита.

16. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то , чтобы уровень выпуска остался неизменным , государственные закупки следует:




а) увеличить более, чем на 20;

б) увеличить на 20;

в) увеличить менее, чем на 20;

г) уменьшить на 20;

д) уменьшить менее, чем на 20.

17. Функцией ЦБ не является:

а) выдача кредитов коммерческим банкам;

б) эмиссия денег;

в) изменение налоговых ставок;

г) хранение золотовалютных резервов.

18. Если ЦБ считает необходимым увеличить предложение денег, он может:

а) повысить норму обязательных резервов;

б) снизить учётную ставку;

в) продать гособлигации на открытом рынке;

г) повысить ставку налога на прибыль корпораций.

19. Кредитно-денежная политика приводит к снижению предложения денег, когда:

а) сокращаются госрасходы;

б) ЦБ продаёт гособлигации коммерческим банкам;

в) население покупает облигации нефтяной компании;

г) корпорация продаёт акции населению и использует полученные средства для строительства нового предприятия.

20. К операциям, осуществляемым коммерческими банками, не относится:

а) предоставление кредитов населению и другим банкам;

б) приём вкладов от населения;

в) покупка ценных бумаг;

г) эмиссия денег.

21. Учётная ставка-это:

а) ставка, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки;

б) ставка, по которой коммерческие банки кредитуют друг друга;

в) ставка, по которой банки кредитуют нефинансовые корпорации;

г) нет верного ответа.

22. Инструментом монетарной политики не является:

а) норма обязательных резервов;

б) учётная ставка процента;

в) госзакупки товаров и услуг;

г) операции на открытом рынке.

23. Увеличение нормы обязательных резервов:

а) увеличит предложение денег за счёт роста денежного мультипликатора;

б) сократит предложение денег за счёт уменьшения денежного мультипликатора;

в) увеличит предложение денег за счёт снижения учётной ставки процента;

г) сократит предложение денег за счёт покупки ЦБ гособлигаций на открытом рынке.

24. Если ЦБ выкупает у коммерческих банков гособлигации, выпущенные в счёт покрытия бюджетного дефицита, то:

а) это приводит к сокращению денежной базы и предложения денег в экономике;

б) это приводит к росту учётной ставки и снижению предложения денег;

в) это увеличивает денежную базу и предложение денег в экономике;

г) это увеличивает денежную базу и сокращает предложение денег в экономике.

Читайте также: