Единый натуральный налог 1922

Опубликовано: 11.05.2024

Единый натуральный налог

Единый натуральный налог не был единственным платежом, вносимым сельскохозяйственным населением, так как наряду с ним в 1922 / 23 г. существовали еще и денежные налоги: общегражданский, построенный по типу классового подушного обложения, трудгужна-лог, заменивший собой натуральную трудгужповинность, и подворно-денежный налог. [1]

Съезд дал директивы советским органам обсудить декрет к едином натуральном налоге в целях общего его усовершенствования и особенно облегчения бремени, падают его vHa беднейшео крестьянство. [2]

В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом . [3]

Съезд признает необходимым поставить на ближайшей сессии ВЦИК декрет об едином натуральном налоге в целях общего его усовершенствования и особенно облегчения бремени, падающего на беднейшее крестьянство. [4]

Съезд признает необходимым поставить на ближайшей сес сии ВЦИК декрет об едином натуральном налоге в целях общеп его усовершенствования и особенно облегчения бремени, падаю щего на беднейшее крестьянство. [5]

Единый сельскохозяйственный налог был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. взамен единого натурального налога , трудгуж-налога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне. [6]

Наркомзема и ЦК профсоюза работников земли и леса Сельскохозяйственная Жизнь № 34 ( 75) было напечатано несколько статей с критикой декрета ВЦИК и СНК Об едином натуральном налоге на предметы сельского хозяйства на 1922 - 23 гг. от 17 марта 1922 года. В передовой статье Опять о продналоге говорилось о том, что будто бы XI съезд партии кассировал изданный декрет об едином налоге, что он будет пересмотрен и в корне изменен. [7]

В марте 1922 г. в целях предоставления крестьянскому населению большей свободы в развитии отдельных отраслей сельского хозяйства н использования в полной мере результатов своего труда все эти налоги были объединены в единый натуральный налог , который исчислялся с каждого крестьянского двора в пудах ржи или пшеницы ( в зависимости от преобладания той либо иной культуры в данном районе) и взимался зерновыми хлебами, масличными семенами, картофелем, маслом н мясом; плательщикам предоставлялось право замены их другими продуктами. Общая сумма налога была понижена, усиливалась дифференциация обложения отдельных групп плательщиков, предоставлялись льготы крестьянству пострадавших от неурожая губерний и расширялись льготы для бедняцких и маломощных хозяйств. [8]

Пометка сделана па докладе секретаря Харьковского губ-кома о применении продналога. В § 1 доклада предлагалось единый натуральный налог взимать с десятины и установить такой порядок, когда крестьянин точно знает, сколько с него возьмут раз в год и чтобы взимание налога ни в коей мере не зависело от усмотрения местного иродагента ( в этом мосте доклада В. И. Ленин на нолях написал: Nota bone. В § 2 доклада разбирался вопрос о размере общей цифры зернового налога для Украины. [9]

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог , сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. [10]

Множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учитывать и использовать благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. В марте 1922 г. декретом ВЦИК и СНК продналог на отдельные сельхозпродукты был заменен единым натуральным налогом взамен ряда других натуральных налогов. [11]

Аренда и покупка земли, а также применение наемного труда официально ограничивались, хотя в нелегальной форме существовали и развивались. Значительную часть продукции крестьянского хозяйства государство приобретало безвозмездно через систему прямого и косвенного налогообложения. В 1922 г. государство получило от крестьянства по единому натуральному налогу 361 млн. пудов ржаных единиц, и лишь 60 млн. пудов заготовило коммерческим способом. [12]

Введен декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. взамен ряда других натуральных налогов. Предусматривались льготы по налогу для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев. Единый натуральный налог , так же как и ряд других налогов, был заменен в 1923 г. единым сельскохозяйственным налогом. [13]

Гражданской войны, заменивший систему продразверстки. Этот налог был введен Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. взамен ряда других натуральных налогов. Предусматривались льготы по налогу для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев. Единый натуральный налог , так же как и ряд других налогов, был заменен в 1923 г. единым сельскохозяйственным налогом. [14]

Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ. Обложение основывалось на классовых принципах и было прогрессивным: наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств, пониженные - для середняцких; беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты заменен единым натуральным налогом . [15]

Автор: Евгений Сивков

Октябрьская революция полностью изменила экономическую систему нашей страны: была ликвидирована частная собственность на средства производства, большевики последовательно проводили ликвидацию эксплуататорских классов, произошёл переход к плановой экономике. Но от одного «родимого пятна» капитализма большевики не смогли избавиться: в стране по-прежнему собирались налоги. Одна общественно-экономическая формация сменяет другую, капитализм побеждает феодализм, социализм сокрушает власть буржуазии, а налоги остаются. Наверное, в нашей жизни должно быть что-то стабильное. Похоже, что этой константой являются именно налоги.

Грабь награбленное

Итак, большевики взяли власть в свои руки в октябре 1917 года. Что им досталось в наследство? Финансовая система находилась в коматозном состоянии, казна была абсолютно пуста, золотой запас страны был вывезен за Урал. А деньги были очень нужны, в стране намечалась полномасштабная гражданская война.

Вот в связи с чем был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «О взимании прямых налогов». Этот документ требовал от налогоплательщиков уплаты ранее установленных налогов. То есть правительство Ленина объявило себя фактически налоговым правопреемником, как царского режима, так и буржуазного Временного правительства. Исключение делалось только в отношении налогов, которые прямо нарушали идеологические установки коммунистической власти. Так, отменён был земельный налог. И в тех условиях это было абсолютно разумно. Только что миллионы крестьян в соответствии с лозунгом «Земля тем, кто её обрабатывает» получили долгожданные земельные наделы. Обложение их сразу налогом просто вышибало почву из-под ног новой власти.

Одним из ключевых принципов налоговой политики Ленина в то время было введение чрезвычайных революционных налогов. С конца октября 1918 года началось изъятие у враждебных классов средств, необходимых Красной Армии. Таким образом предполагалось собрать порядка 10 млрд. рублей. Получилось гораздо меньше – всего 1,5 млрд. Это объясняется отчасти тем, что налоговая политика была слегка скорректирована из соображений классовой целесообразности: от налога освободили крестьян-середняков как потенциальных союзников советской власти. И это тоже было разумно: в это время проводилась массовая мобилизация крестьян в Красную Армию, и раздражать будущих новобранцев чрезвычайными налогами не стоило. А в 1919 году крестьяне вообще были освобождены от чрезвычайного налога. Красные готовились к решающей схватке с Деникиным и Колчаком.

Кстати, напрашивается интересная аналогия. Сегодня на Украине революционно-майданутое правительство, располагающее абсолютно свободной от денежных знаков казной, вынуждено укреплять обороноспособность страны. Поскольку внешние силы не спешат финансировать самопровозглашённые власти Украины, те приняли решение о чрезвычайном налогообложении населения страны. Кроме того, для концентрации средств на военные нужды Киев решил сократить социальные выплаты населению. То же налогообложение – только косвенное. Забавно, что эти люди, используя ленинские методы, сносят памятники вождю мирового пролетариата.

Натуральное налоговое хозяйство

Вооружение Красной Армии было первостепенной, но не единственной задачей государства на заре советской власти. Незаметно подкралась разруха. Промышленность развалилась, сельское хозяйство пришло в упадок. Нормальный товарообмен между городом и деревней был нарушен. В таких условиях большевистское правительство принимает решение о введении натуральных налогов на различные виды продуктов и товаров.

В январе 1919 года появилась знаменитая продразвёрстка. Хлеб и зерно, в объёмах, необходимых для удовлетворения государственных нужд, изымались у производителей, то есть крестьян. Налоговая политика по-прежнему развивалась в идеологическом русле: поскольку больше половины хлеба производило относительно небольшое количество кулацких хозяйств – от продразвёрстки больше всего пострадали как раз классово чуждые новой власти зажиточные крестьяне. А сочувствующая пролетариату деревенская голытьба активно включилась в процесс конфискации продовольствия.

Продразвёрстка привела к плачевным результатам: производство зерна в стране по сравнению с дореволюционным периодом сократилось вдвое. Большевики отреагировали на изменение экономической ситуации, и в 1921 году было принято решение о переходе к Новой экономической политике (НЭП), произошла замена продразвёрстки натуральным налогом.

В 1920 – 1921 годах поэтапно был установлен целый ряд натуральных налогов: на хлеб, картофель, масличные культуры, молоко, мясо птицы, табак, мёд, шерсть, мясо, лён, кожу, пушнину. Всего – 18 видов продукции. При этом один вид налога можно было заменить другим в зависимости от специализации хозяйства и его мощности.

Натуральное налогообложение проводилось по прогрессивному принципу. Размер налога зависел от площади пашни хозяйства, числа едоков, а также от урожайности. По этим показателям хозяйства делились на семь категорий.

Вначале правительство не облагало натуральным налогом производственные сельхозкооперативы, но с конца 1921 года эта льгота была отменена. Самой серьёзной проблемой стали большие издержки, связанные с взиманием натурального налога, они доходили до 40 % от его объёма. В условиях неразвитости транспортной системы тогдашней России вывоз огромных объёмов продуктов сельхозпроизводства требовал гигантских расходов. И, разумеется, натуральная форма налогообложения тормозила развитие товарно-денежных отношений, что негативно отражалось на состоянии экономики в целом.

В единстве сила

В 1922 году советское правительство вновь кардинально поменяло налоговую политику. Декретом Совнаркома был введён единый натуральный сельскохозяйственный налог. Этот налог устанавливался в единой весовой мере. Взимался в пудах пшеницы или ржи. Налог этот тоже был прогрессивным, его размер зависел от таких показателей, как урожайность, площадь пахотного участка на одного едока в хозяйстве и уровень обеспечения скота кормами.

Но одного налога государству мало. В том же 1922 году вводится ещё два налога: подворный денежный налог и трудовой гужевой (то есть транспортный) налог.

Следующий шаг был сделан в 1923 году. Все существующие до этого налоги, которыми были обложены крестьяне, были заменены единым сельскохозяйственным налогом.

Этот налог тоже исчислялся не в денежных показателях, а в весовой мере, в пудах зерна (ржи или пшеницы). И его размер определялся следующими параметрами: площадь пашни и/или сенокоса; количество едоков в хозяйстве; поголовье продуктивного и тяглового скота; урожайность зерновых (луговых) растений на единицу площади.

После Ленина

В 1924 году, уже после смерти вождя мирового пролетариата, были проведены очередные налоговые реформы в СССР. Так, была проведена серьёзная градация ставки единого сельхозналога. Правительством было разработано 40 ставок уплаты этого налога. Градация проводилась для различных районов страны в зависимости от плодородия почв и климатических условий. Был расширен перечень налоговых льгот для беднейших слоёв сельского населения, колхозы (которых до повальной коллективизации было ещё не очень много) получили налоговую льготу в 25 %. Налоговые льготы также стимулировали производителей технических культур. Исчисление налога было наконец-то переведено в рублёвый эквивалент, а его взимание было передано в руки Наркомфина.

Всё вроде бы входило в нормальную хозяйственную колею, экономика страны быстро восстанавливалась после тягот революции и гражданской войны. Но на горизонте уже сверкали молнии грозного сталинского правления. Как это отразилось на изменениях налоговой политики?

На основе этого Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. "Об едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/23 гг." вводится единый натуральный налог вместо прежних отдельных натуральных налогов, устанавливается единая весовая мера начисления налога, в пудах ржи или пшеницы, налог исчислялся от сочетания трех показателей: количества пашни на едока, обеспечения скота и урожайности. Уплата могла производиться различными сельскохозяйственными продуктами в определенном эквиваленте к основной весовой мере исчисления налога - пуду ржи и пшеницы. Сам налог строился по прогрессивной шкале ставок. Объектом обложения стала земля-пашня, а также сенокос в переводе на пашню и количество продуктового скота имеющегося в хозяйстве.

В течение 1922 г. помимо единого натурального налога вводится два общегражданских налога, подворно - денежный налог, трудгужналог.
Необходимость роста валовой продукции и товарности сельского хозяйства, укрепления рубля и развития денежного обращения, использования налогового обложения деревни в целях стимулирования производственных сил сельского хозяйства настоятельно потребовало изменения в системе налогообложения крестьянства. Развития экономики настоятельно требовало перехода от натурального обложения к денежному.

Изменения в налогообложении деревни могло протекать по двум направлениям: перехода от натурального обложения к денежному обложению и переходу к единому сельскохозяйственному налогу. Необходимость перехода к единому налогу была обусловлена тем, что наличие множества налогов не позволяло проводить равномерное обложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также тем, что взимание налога производилось различными органами: Наркомпрод, Наркомфин и местными органами.

Уплата налога натуральными продуктами фактически лишало крестьянина права распоряжаться продуктами своего труда, что не отвечало задачам развития товарооборота, укрепления рубля и развитию денежного обращения.Переход к денежному обложению отвечал интересам бюджета и значительно позволил бы снизить расходы на организацию взимания налогов. Однако условия неравномерного развития районов страны не позволил полностью отказаться от взимания натуральных налогов и переходу к денежному взиманию.

Решение о переходе к уплате единого налога в деревне было принято на XII съезде партии в резолюции "О налоговой политике в деревне". В резолюции XII съезда РКП говорилось о наличии ограничения прав крестьян на результаты своего труда и признавало права крестьян свободно распоряжаться продуктами своего труда, подчеркивая, что это право было ограничено необходимостью получать в свое распоряжение хлебные запасы для обеспечения государственных нужд. Резолюция в налогообложении деревни определяла следующее: Кроме перехода от натурального обложения к денежному коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно-денежный и трудгужналог), а равно и всех местных прямых налогов в единый прямой сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения. Единый сельскохозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.

Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. "О едином сельскохозяйственном налоге". В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога.

Исчисления налога производилось в весовой мере - пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:

а) количество пашни и сенокоса,
б) количество едоков в хозяйстве,
в) количество взрослого рабочего и продуктивного скота,
г) урожайность хлебов и трав на десятину.

Система построения налога способствовала развитию технических отраслей сельского хозяйства и животноводства.

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.

После революции 1917 года в Советской России началось строительство нового, свободного общества. И налоговая система должна была стать ярким примером отсутствия эксплуатации человека человеком. И вот что из этого получилось…

Когда деньги дешевеют, берут натурой

Если Февральская революция 1917 г. привела в Россию новую власть, то Октябрьская – ещё и новую идею и новую форму государственности. Именно на неё опирались создатели нового общества – общества коммунистического, свободного и бесклассового. Для реализации новой, пусть и прекрасной, идеи сложно было выбрать наименее подходящий момент, чем осень 1917 г. Истощённая войной экономика, расколотое общество, расползающееся по национальным окраинам государство и враждебное окружение были не лучшим контекстом. Однако, по мнению лидера большевиков, и это время было вполне пригодным для радикальных начинаний.

Большевики создали принципиально новый тип государственности, которому полагалась, соответственно, и новая налоговая система, но с этим-то возникли большие трудности. Постоянная инфляция, расстройство финансов уже не обеспечивали наполнение бюджета, а проведение налоговой реформы в тех условиях было просто невозможно, поэтому советская власть пытается сначала взыскать старые налоги: подоходный, единовременный налог на прибыль и временный налог на прирост прибылей.

24 ноября 1917 г. декретом Совета народных комиссаров вводится единый срок уплаты налогов. Среди налогов отсутствовали те, которые не устраивали власть по политическим и экономическим причинам: отменили поземельный налог, т.к. земля была национализирована, а также земские, мирские сборы.

Критические условия возникновения нового государства обусловили ставку большевиков на чрезвычайные революционные налоги. Такими стали единовременный чрезвычайный 10-миллиардный революционный налог, сбор на обеспечение семей красноармейцев. Причем взимание налогов выполняло как минимум две задачи: финансовую – наполнение бюджета и классовую – борьба с имущими слоями населения. Именно контрибуции с последних должны были обеспечить поступление необходимых стране финансовых средств.

Из-за натурализации экономики, стремительного обесценивания денег и фактически прекращения денежного обращения правительство было вынуждено перейти к взиманию натуральных налогов. Сначала власть действовала достаточно мягко. 20 октября 1918 г. натуральным налогом облагаются сельские хозяева. Официально налог взимался с излишка продуктов и по прогрессивной системе в зависимости от посевных площадей и размера семьи и хозяйства. К кулакам применялась особая система обложения по повышенным нормам. Этот налог имел окладной характер, т.е. объектом обложения стали посевные земельные участки и скот.

Поскольку сельский налог не дал нужного эффекта и не обеспечил города хлебом, в январе 1919 г. в стране была введена продразвёрстка – принудительное изъятие натуральных продуктов у крестьян. Причём теперь забирали не только излишки, но и часть необходимых продуктов – столько, сколько надо было для обеспечения продовольствием городов и фронтов Гражданской войны. В конце 1919 г. были введены натуральные повинности – дровяная, трудовая и гужевая.

К началу 1921 г. страна была полностью переведена на натуральное обложение, а налоговый аппарат распущен. Что касается денежных налогов в доходах госбюджета, то их доля к 1920 г. не составляла и 1 %.

Советские власти с упорством, достойным восхищения, пытались претворить в жизнь коммунистическую идею, особенно в сфере налогообложения, точнее его отсутствия – но ни время, ни место не были для этого подходящими. Налоги отменить так и не удалось.

Налоги как инструмент классовой борьбы

Перелом в Гражданской войне и плачевное состояние экономики обусловили переход к Новой экономической политике (НЭП). Весной 1921 г. продразвёрстку заменили прогрессивным продналогом, кратно возросло количество косвенных поборов: вводятся промысловый налог, акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия и другие товары. В 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог, который в 1933 г. заменит новый налог с проживающих в городах граждан и «юридических лиц торгово-промышленного характера». При этом классовый характер становится основополагающим принципом советской налоговой системы: имущие классы обязаны платить больше остальных.

В начале 1930-х годов политическая функция налогов становится ещё более явственной. Налоги используют в борьбе с кулаками, частными производителями.

Очередная реформа 1930-1932 гг. полностью упразднила систему акцизов, сократила количество налогов с населения. Отныне вся прибыль промышленных и торговых предприятий изымалась государством. Теперь доход государства формировался на за счёт налогов, а через прямое изъятие валового национального продукта. В ходе реформы появились некоторые новые налоги: налог с кинотеатров (в 1935 г. будет объединён с налогом со зрелищ), налог с совхозов. Для обеспечения бесперебойного поступления налогов с села в апреле 1938 г. был создан институт налоговых агентов, которые должны были бдительно следить за уклонявшимися от уплаты налогов крестьян-единоличников. С 1 сентября 1939 г. прогрессивным налогом облагалось личное хозяйство колхозников.

Фактически налоговая система вместе с коллективизацией и раскулачиванием позволили выкачать из деревни необходимые для индустриализации ресурсы. Это и стало финансовой базой для знаменитых пятилеток. Теперь налоги работали на индустриализацию, а индустриализация работала на государство.

Война не щадит никого – новые налоги для Победы

С началом Великой Отечественной войны правительство увеличило налоги и усилило контроль за их исполнением. Была введена 100-процентная надбавка к сельскохозяйственному налогу, вырос подоходный налог (от 50 % до 200 % в зависимости от заработка). С ноября 1941 г. холостяки, одинокие и бездетные граждане (от 20 до 50 лет) должны были платить особый налог, поступления с которого направлялись на пособия одиноким и многодетным матерям. В декабре 1941 г. был введён военный налог, который уплачивали все граждане от 18 до 60 лет вне зависимости от наличия источников дохода. Размер налога варьировался от 100 руб. в год (для иждивенцев) до 4050 руб. в год (максимальная ставка для рабочих и служащих). В 1942 г. все организаторы концертов и прочих культурно-массовых мероприятий должны были уплачивать налог со зрелищ. Ужесточение налоговой политики было необходимо: ради Победы страна отдала всё.

А если вообще отменить налоги?

Победа принесла ослабление налогового бремени: отменили военный налог, снизили ставку подоходного налога, ввели ряд льгот для демобилизованных. Главным источником доходов государственного бюджета продолжало оставаться изъятие прибыли предприятий, или, как писали, «накопления социалистического хозяйства», тогда как удельный вес налогов неуклонно падал. Взимаемый в соответствии с установками центра сельхозналог с колхозов также больше напоминал внеэкономическое изъятие части продукции на нужды государства.

Складывалось впечатление, что в плановой экономике нужды в налогах как таковых нет, а функции налогов выполняет утверждаемый план. Неудивительно, что в 1960-е годы появляются призывы отменить налоги и ликвидировать налоговую систему.

Доведённая до абсолюта система государственного планирования и контроля подменила собой налоговую систему. Но если в первые послевоенные годы это оправдывалось необходимостью скорейшего восстановления разрушенного хозяйства, то со временем полное изъятие прибыли лишило предприятия стимулов развития. Поэтому без восстановления стимулирующей функции налогов вряд ли можно было добиться впечатляющего экономического роста в будущем.

И всё-таки налоги оставили, а страну нет

Широко популярная в народе реформа Алексея Косыгина на время «встряхнула» советскую экономику. С 1965 г. вводился новый порядок планирования и экономического стимулирования. Теперь предприятия имели право оставлять себе чуть больше прибыли, а доходы бюджета формировались за счёт налога с оборота, отчислений от прибыли и налогов с населения. Причём налоги с населения составляли не более 7-8 % всех поступлений в бюджет.

В начале 1980-х годов стала очевидной необходимость реформирования всей экономики и налоговой системы. Несмотря на краткий «всплеск» активности во второй половине 60-х гг., советская экономика находилась в состоянии «дрёмы». Проблему усугубляли постоянно растущие расходы на ВПК и расширения всемирного лагеря стран «социалистической ориентации».

С закона «О государственном предприятии» (1987 г.) начинается процесс «реставрации» фискальных функций налоговой системы. Власти устанавливают пошлину за патент и выдачу регистрационного удостоверения, облагаются налогом доходы от занятия индивидуальной деятельностью. Дальше – больше. В апреле 1990 г. принимается закон о прогрессивном подоходном налоге с граждан в пределах 2,4-30 %. Отменяется налог на холостяков. Для поощрения предпринимательской деятельности были установлены более низкие ставки подоходного налога для бизнесменов.

В новых условиях налоговая система уже не справлялась со своими функциями и оказалась в роли разбалансирующего механизма. Отсутствие экономических скреп в виде устойчивых бюджетов на фоне растущих претензий национальных элит на власть, делали любые налоговые реформы обречёнными.

Современная российская налоговая система своим рождением обязана «перестройке». Однако если во время реформ М. Горбачева налоги стали дезинтегрирующим фактором, то в постсоветской России они должны были обеспечить экономическую интеграцию.

В общих чертах современная российская налоговая система сложилась 1 января 1992 г., с тех пор она постоянно реформируется, вводятся новые налоги, отменяются старые. В этом и заключается исторический нерв взаимоотношений общества и власти. Но это уже другая, сверхновая, история.

Литература

Толкушкин А.В. История налогов в России. М., 2001.

Финансы и налоги: очерки истории и политики: в 4 т. М., 2004.

С первых дней существования пролетарского государства экономическая политика была направлена на выживание хозяйственного механизма, экономический подъем страны. Экономическая программа большевистской партии, принятая в предреволюционный период, предусматривала, в частности, следующие требования: установление прогрессивного подоходного налога; отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости; установление высоких налогов на предметы роскоши.

В первое время после революции правительство не устанавливало новых налогов (кроме штрафов). Декретом от 07.12.1917 г. предписывалось лишь обязательное взимание налогов, введенных Временным правительством, — подоходного, единовременного и налога на прирост прибылей, падающих исключительно на имущие классы. Отмена частной собственности на землю и национализация промышленности привели к сокращению применения подоходного обложения. Местным органам власти для покрытия собственных нужд разрешалось проводить конфискации, взимать контрибуции и разовые сборы с национализированных предприятий. Поскольку в этот период система прямого обложения не смогла выполнить задачу формирования доходов бюджета, продолжали существовать косвенные налоги: таможенные сборы; сборы со спирта и питейных заведений; табачный доход, доход с папиросных гильз и бумаги; спичечный доход; нефтяной доход; сахарный доход; чайный доход.

Начавшаяся Гражданская война коренным образом изменила политику государства. Товарные отношения в промышленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем, внедрялось сметное финансирование и натуральные формы связи между предприятиями. Финансовые меры формирования доходов государства были почти полностью ликвидированы. Расчеты между госпредприятиями производились путем записей, а затем через бюджет. Сокращение роли финансов в период «военного коммунизма» было вынужденной мерой.

Большие изменения в экономическую, в том числе и в финансовую, политику РСФСР внес Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21.03.1921 г.1 Он предусматривал следующие основные положения: замену разверстки натуральным налогом; разрешение свободного оборота сельскохозяйственных продуктов и кустарных изделий; предоставление кооперативам большей свободы в развитии хозяйственного почина; меры поощрения местной промышленности; поощрение всякого хозяйственного почина, который может способствовать быстрому подъему промышленности и сельского хозяйства. Мероприятия новой экономической политики и восстановление товарно-денежных отношений привели к быстрому восстановлению системы финансов, в первую очередь — налогов. Правительству было необходимо возродить не только систему налогов, но и деятельность налоговых органов, которая к концу предшествующего периода практически прекратилась.

Первоначально налоги вводились в наиболее простых формах (подворно, подушно). Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов, что объяснялось необходимостью обложения различных сфер деятельности частного капитала и интересами государственного и местных бюджетов.

Возрожденная налоговая система включала прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы. При организации налоговой системы в соответствии с рекомендациями XI съезда партии стали применяться старые формы налогов, заимствованные из дореволюционной практики, но с соответствующими изменениями. Порядок изъятия налогов и сборов в бюджет в основном был одинаковым для государственных и частных предприятий, но для последних устанавливались более высокие ставки налогов.

Натуральный налог был значительно меньше продразверстки и строился по принципу множественности натуральных налогов на различную сельскохозяйственную продукцию.

Низкая квалификация налогового аппарата и техническое несовершенство взимания налогов при одновременном существенном росте потребности государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов.

1 СУ, 1921, №26,ст. 147.

Основная доля среди них принадлежала реальным налогам. В этот период действовали: налог со строений в городской местности; денежный подворный налог в сельской местности; квартирный налог; налог на домашнюю прислугу; налоги с городских и пригородных садов и огородов; налог на право охоты; сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов); сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения; сбор за пользование общественными весами; сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор с извозного промысла; сбор с отпускаемой на корню древесины; прописочный сбор и др.

Первым денежным налогом в условиях НЭП был промысловый налог, введенный в действие в июле 1921 г. Он взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятий в финансовых органах и получать поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой текучести частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение тех предпринимателей, которые получали более крупные доходы.

Натурализация хозяйства периода военного коммунизма касалась и оплаты труда. Такое положение усложняло восстановление денежных налогов в первый период новой экономической политики. Однако перевод предприятий на хозяйственный расчет, внедрение принципа материальной заинтересованности позволили внести существенные изменения в форму оплаты труда: заработная плата приобрела преимущественно денежное выражение. Снижение удельного веса натуральной части заработной платы происходило быстрыми темпами. Если в январе г. доля натуральных выплат составляла 77,5% общего заработка, то в июне того же года она снизилась до 54, а в январе 1923 г. равнялась 21,1%. В сентябре г. натуральная часть заработной платы по всей стране в среднем составляла уже только 8,9% общего заработка.1 Это послужило основой дальнейшего развития системы налогообложения.

С 1922 г. стал взиматься подоходно-поимущественный налог с доходов частных лиц, доходов рабочих и служащих от работы по найму, если они превышали определенный размер. Сельское население освобождалось от уплаты этого налога. Налог исчислялся по ступенчатой прогрессивной шкале и взимался по полугодиям из совокупного дохода, определяемого по декларациям налогоплательщиков. Использование необлагаемого минимума при исчислении подоходного налога позволило освободить от налога лиц с небольшими доходами и заработками. Затем в порядок взимания налога были внесены существенные изменения, которые были направлены на усиление дифференциации размеров обложения по источ-

1 См. Русская промышленность в 1922 г. - М., 1923; Русская промышленность в 1923 г.

нику и характеру получаемых доходов, расширение круга плательщиков и повышение прогрессивности обложения. В дальнейшем поимущественное обложение в составе подоходного налога было отменено. В конце 1922 г. вводится налог с наследства, который уплачивал каждый наследник в отдельности в размере от 1 до 4% от стоимости доли наследованного имущества.

Взимание подоходного налога с государственных и кооперативных организаций началось с 1923 г. При этом использовалась пропорциональная ставка в 8%, а облагаемая прибыль исчислялась налоговыми органами как разница между валовыми доходами и расходами предприятия и не совпадала с балансовой прибылью. В том же году в сельской местности был введен единый сельскохозяйственный налог. Первоначально он взимался частично натурой, частично деньгами, а с 1924 г. — полностью в денежной форме. Этот налог позволил унифицировать в единый платеж большое количество ранее уплачиваемых налогов: натуральный налог; трудгужналог (трансформированный из трудовой и гужевой повинности); общегражданский налог для оказания помощи голодающим; единовременный общегражданский налог для помощи сельскому хозяйству; подворно-денежный налог, поступающий в местные бюджеты на местные нужды, и целый ряд других местных налогов. Наиболее крупным из местных налогов был налог со строений, взимались также налоги с транспортных средств, налог со скота и ряд других мелких сборов.

В формирующейся налоговой системе особое место занимали постоянно действующие специальные налоги. Первым из них был рентный налог, введенный в ноябре 1923 г. Основным назначением этого налога являлось упорядочение взимания арендной платы с земель как застроенных, так и незастроенных, находившихся в черте городских поселений и предоставленных транспорту. Взимался налог в виде основной и дополнительной ренты. Основная рента взималась по одной ставке для отдельного города независимо от доходности земли и поступала в государственный бюджет. При исчислении дополнительной ренты учитывалась доходность участка, эта часть налога поступала в доходы местных бюджетов.

В 1925 г. был введен специальный военный налог, который уплачивали не призванные в армию мужчины в возрасте от 21 до 40 лет. В течение первых двух лет налог взимался в повышенном размере — 25% от окладов подоходного и сельскохозяйственного налогов, уплачиваемых этими лицами. Поступления от этого налога расходовались исключительно на оказание помощи инвалидам Гражданской войны.

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране и возрождение рынка ценных бумаг потребовало введения государственных пошлин: гербового сбора, канцелярского сбора, нотариального сбора, судебных пошлин, портовых сборов, консульских сборов и ирригационного сбора (в Туркестане). Наибольшее финансовое значение имел гербовый сбор, которым оплачивались документы, связанные с торговыми и биржевыми сделками, заключением договоров, оформлением завещаний, обращением векселей, акций, облигаций.

После перехода к новой экономической политике одновременно с формированием системы прямого налогообложения государство вводит и косвенные налоги в виде акцизов на отдельные товары. Техника их взимания была менее сложной

по сравнению с прямыми налогами, и, кроме того, они отвечали принципу массовости при налогообложении. Косвенные налоги стали наиболее эффективным источником доходов бюджета. В области косвенных налогов, как и прямых, задача заключалась в том, чтобы они основной своей массой приходились на имущие классы и слои населения. С этой целью акцизы дифференцировались в зависимости от качества изделий, продажной цены, круга потребителей.

Первый косвенный налог был введен в ноябре 1921 г.: акциз на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина; немного позднее — акциз на спички, табачные и гильзовые изделия. В течение 1924 г. были введены акцизы на следующие товары; пиво, мед, квас, фруктовые минеральные воды, спирт (для технических целей), соль; нефтяные продукты (керосин, нефтяные масла, бензин); сахар, сахарин и другие сладкие вещества; восковые и озокеритовые свечи; чай, кофе, цикорий, дрожжи; коньяк и водочные изделия. Такой широкий перечень акцизов обусловлен бюджетными интересами. Широкая дифференциация ставок акцизов была направлена на регулирование уровня потребления различных групп населения. В последующие годы вводятся новые акцизы (на текстильные изделия, наливки, настойки, резиновые калоши), совершенствуется система их взимания. Кроме того, были введены таможенные сборы на ввозимые и вывозимые товары.

Сформированная налоговая система при всех ее недостатках позволила решить стоявшие перед государством задачи. Суммы налоговых поступлений в бюджет неуклонно возрастали (табл. 2.4.1).

В первые годы новой экономической политики налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась с 63,14% в 1922/23 г. до 48,13% в 1927/28 г.,1 а поступления неналоговых доходов возрастали. В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вно-

Читайте также: