Снижение налоговых ставок антиинфляционная мера

Опубликовано: 18.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Библиографическая ссылка на статью:
Назарова Е.В. Инфляционные процессы в современной России: причины, тенденции и антиинфляционная политика // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9547 (дата обращения: 12.04.2021).

ВВЕДЕНИЕ

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. В большинстве стран мира уровень инфляции – это один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни. Поэтому необходимо изучение инфляции в целях проведения политики, которая могла бы поддерживать показатель инфляции на безопасном для экономического здоровья страны уровне [1].

Важно отметить, что целью антиинфляционной политики является не подавление инфляции любыми способами, а контролирование инфляционного процесса в интересах роста национального производства и экономической безопасности народа. Небольшой процент инфляции допустим, если он стимулирует экономический рост [1].

Известно, что инфляция имеет неблагоприятные последствия для экономической безопасности страны, поэтому она представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Эта проблема не обошла и Россию [2].

Экономической теорией предсказана зависимость инфляции от объема денежной массы. Однако появление инфляции в России зависит от ряда причин [3]. Хотя уровень инфляции в России показывает тенденцию на уменьшение, однако России еще далека от уровня темпов инфляции в передовых странах, а за последний месяц в России произошел резкий всплеск инфляции, который затронул все аспекты жизни населения. Поэтому основная задача государства – создание и дальнейшее поддержание рациональной антиинфляционной политики государства. Антиинфляционная политика страны должна максимально эффективно решать все проблемы, вызванные инфляцией. Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы [4].

Объектом изучения в данной статье стала инфляция в России периода 2000-2014 гг. Предметом – экономические отношения, связанные с появление инфляции и регулированием этого процесса.

Основная цель работы выявление зависимости инфляции в России от объема денежной массы в стране и анализ наиболее перспективных направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования на примере, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать инфляционные процессы в России 2000-2014 гг.;
  • проанализировать зависимость показателя уровня денежной массы и темпов инфляции в России;
  • выявить прогнозные значения инфляции и основные аспекты антиинфляционной политики в России.

В ходе исследования были использованы методики оценки инфляции, а также методы анализа и синтеза теоретического материала, методы анализа статистической информации и др.

Основой для теоретической части проводимого исследования послужили труды и исследовательские работы теоретиков и практиков в области макроэкономики: Тарасевича Л.С., Гребенникова П.И., Леусского А.И., Борисова Е.Ф., Мэнкью Н.Г. (Mankew N.G.).

Источниками фактического материала, используемого в работе, послужили отчеты Росстата; Министерства Финансов РФ, Министерства Экономического Развития РФ и Центрального Банка РФ.

СПЕЦИФИКА ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

1. Зависимость динамики инфляции и денежной массы в России

Для России, как и для любой другой развивающейся экономике, свойственная высокая инфляция. Этот процесс динамичен и сложен, так как зависит от целого ряда факторов. Инфляция в России начиная с 2000 г. показывает тренд на снижение, однако исторически показатель коридора значений 6%-15% все ещё является высоким (рис. 1) [5].


Рисунок 1 – Годовые темпы прироста инфляции в России 2000-2014гг.

Совсем недавние события послужили всплеском инфляции в России. На инфляцию повлияли, во-первых, нестабильная политическая ситуация и введенные санкции против России, которые ограничили доступ к иностранному рынку капитала. Во-вторых, продуктовое эмбарго, введенное как ответные меры на санкции, которое сдвинуло кривую предложения товаров влево, тем самым увеличив цену на ряд продуктов. В-третьих, падение цены на нефть и тем самым девальвация рубля по отношению к другим валютам, что повлияло не только на структуру импорта и экспорта, но и на инфляционные ожидания и настроения в стране.

Ниже представлены два графика: изменение инфляции (рис. 2) [6] и денежной массы (рис. 3) [7] в России в период с января 2013 по март 2015. Помимо уже замеченного всплеска инфляции на уровень с менее чем 1% в месяц, в новом году в январе он стал равен рекордным 3,9% с последующим снижением 2,2% и 1,0% в феврале и марте соответственно, можно заметить всплеск прироста денежной массы в те же периоды.


Рисунок 2 – Темпы прироста инфляции в России по месяцам янв.2013-мар.2015.


Рисунок 3 – Темпы прироста денежного агрегата М2 в России по месяцам янв.2013-мар.2015.

Для того, чтобы проанализировать зависимость между этими двумя параметрами, были собраны и усреднены данные о денежном агрегате М2 в период с 2000 г.[7] и рассчитаны приросты этого показателя (табл. 2).

Таблица 2. Данные о денежной массе и инфляции в России 2000-2014 гг.

Денежный агрегат М2 скорректированный, млн. руб.

Инфляция к декабрю прошлого года, %

Прирост денежной массы за период

Показатель инфляции за период


Рисунок 4 – Динамика изменения денежного агрегата М2 и темпов прироста инфляции в России 2000-2014 гг.

Зависимость прироста М2 и инфляции представлена на рисунке 5. Каждая точка представляет собой изменение данных параметров за определенный год в промежутке 2000-2015 гг. В целом с увеличением показателя денежной массы увеличивается и инфляция, однако видны так же и выбросы, отклоняющиеся от общего тренда. Это говорит об инфляции в России как о многоуровневом процессе, который не может быть описан только количественной теорией.


Рисунок 5 – Зависимость изменения денежной массы и инфляции в России 2000-2014гг.

2. Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов

По прогнозным данным Минэкономразвития инфляция с 2011 по 2014 гг. в целом отличалась от реальных значений менее чем на 1% (табл.3) [8]. Причинами инфляции в 2012-2013 гг. стали: рост нефтегазовых доходов; рост цен на продовольственные товары на мировом рынке; наводнение на Дальнем Востоке, в 2013 году ограничения на импорт ряда товаров; ослабление курса рубля. Причинами послужили повышение акцизов на автомобильное горючее, снижение курса национальной валюты в начале года, а также рост инфляционных ожиданий в начале года. Антиинфляционная политика России в 2014 году заключалась в следующем: ужесточение кредитно-денежной политики, а именно сокращение денежной массы за счет роста процентных ставок. В этом случае дорогие кредиты становятся недоступными; создание запасов на товары и продукты сезонного спроса (в частности, зерно, дизельное топливо и др.

Таблица 3. Плановые и реальные значения инфляции в России

Инфляция (ИПЦ) среднегодовая

В свете недавних событий, послуживших всплеску инфляции в России Центральный Банк прибегнул в ряду мер, в надежде сдержать инфляцию: в первую очередь было принято решение резко поднять ключевую ставку, до 17% в целях снижения доходности спекуляций на валютном рынке, а также проведено ряд интервенций для поддержания курса рубля. Однако уже в марте ключевая ставка была понижена до 15%, что несколько дезориентировало рынок. Таким образом, реальные данные по инфляции на 2015 г. превысили 16% [9], обгоняя как плановые значения (4,9%), так и ключевую ставку ЦБ.

Таблица 4. Прогноз индексов-дефляторов и инфляции до 2030 г.

Согласно бюджету Минфина до 2030 года, принимая во внимание превышение инфляции над прогнозными значениями, был изменен: с 4,5-5,5% до 5,5-6,5%, что преимущественно связано с более высоким прогнозом курса доллара США (номинальный курс повышен в 2014 году с 33,4 рублей до 35,5 рублей за 1 доллар США).

В среднесрочной перспективе прогнозируется, что уровень потребительской инфляции будет снижаться (до 3,8-4,8% в 2017 году) под воздействием умеренного повышения доходов населения, относительной стабилизации номинального курса рубля, консервативной денежной политики, ограничений роста коммунальных тарифов, умеренной динамики мировых цен на зерно и продовольствие.

Прогнозируется ухудшение финансового состояния отраслей экономики, условий заимствования, росту «премий» за риск и усилению оттока капитала, в связи с с введенными санкциями, что может дополнительно повлиять на падение обменного курса рубля, росту инфляции и инфляционных ожиданий.

В бюджете отмечено, что дальнейшее управление инфляцией и инфляционные меры могут потребовать дальнейшего роста процентных ставок и сокращения банковского кредита, что является большим негативным риском для экономики.

Основные показатели базового варианта прогноза ИПЦ Российской Федерации до 2016 года представлены в таблице 4 [10]

Таблица 5. Основные показатели базового варианта прогноза инфляции РФ

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года

Бюджет включает в себя так же индексирование пенсий, пособий, стипендий, зарплат госслужащим и других социальных выплат. Однако видно, что прогнозные значения инфляции оказались намного меньшими реальных а корректировка на 2015 г. проведена исходя из самых оптимистичных прогнозов. Таким образом, в перспективе увеличение разницы между ростом цен и ростом доходов населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последствия инфляции дают разрушительный эффект на экономику государства, они отрицательно влияют на финансы, на денежную и экономическую политику в целом.

Инфляция – это не только сокращение покупательной способность денег, но она также снижает возможность хозяйственного регулирования, нарушает экономические пропорции.

Инфляция не может быть оценена однозначно, как и многие другие явления, которые характерны для рыночной экономики. По своим последствиям для страны и населения инфляция бывает различной, но чаще всего оказывает негативное влияние. Небольшой процент инфляции предполагается самой рыночной структурой, так как для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому задачей антиинфляционной политики страны является не ликвидация инфляции, а управление ею, чтобы уровень оставался умеренным.

Согласно анализу исторических данных по денежному агрегату М2 в России 2000-2014гг., нельзя говорить о единичной зависимости показателя денежной массы в обращении и уровне инфляции, однако чаще всего с увеличением показателя денежной массы увеличивается и инфляция. Таким образом, процесс инфляции в России не может быть описан только количественной теорией денег, потому как существует целый ряд других факторов, влияющих на инфляцию в стране.

Согласно проведенному анализу инфляционных процессов в России, ясно, что тенденция постепенно снижающейся инфляции нарушена событиями начала 2015г. Значения инфляции обогнали прогнозные почти в два раза. Причиной такого нарушения стал ряд факторов, однако в большей степени – девальвация обменного курса рубля. Таким образом, российская инфляция находится на характерном для развивающихся рынков уровне, а по существующим прогнозам, цель ближайшего десятилетия государства – снижение инфляции до 3-4%.

Антиинфляционная политика России должна основываться на эффективной кредитно-денежной политике, ограничении роста цен в отраслях-монополистах, совершенствовании налоговой системы, развитию экспорта, увеличению запаса продовольственных товаров в стране и некоторых других задачах. Таким образом, антиинфляционная политика – это постоянная работа государства в рыночной экономике.

Библиографический список

  1. Альтунян А.Г. Роль монетарной политики в обеспечении экономической безопасности России. // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 5. 2012. №1.
  2. Протасов А. Ю. Системные циклы накопления Дж. Аррини и длинные волны инфляции. // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 5. 2013. №3.
  3. Зысман Н.И, Ильяшенко В.В. Влияние внешнеэкономических факторов на инфляцию в России. // Известия УрГЭУ. 2013. №2.
  4. Кордеро Х.-М. Контроль инфляции на основе кривой Филлипса. // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 5. 2012. №4
  5. Официальная статистика: потребительские цены // Росстат [Электронный ресурс].URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/ (дата обращения: 19.04.2015).
  6. Инфляция на потребительском рынке // Статистика Центрального Банка России [Электронный ресурс].URL: http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01032015.pdf (дата обращения: 19.04.2015).
  7. Сезонно скорректированный ряд Широкой денежной массы (M2x) // Статистика Центрального Банка России [Электронный ресурс].URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/M2x.htm&pid=dkfs&sid=itm_61600 (дата обращения: 19.04.2015).
  8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Минэкономразвития [Электронный ресурс].URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 19.04.2015).
  9. О текущей ситуации в экономике российской федерации в январе-феврале 2015 года // Минэкономразвития [Электронный ресурс].URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/20150327 (дата обращения: 20.04.2015).
  10. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Минфин [Электронный ресурс].URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017_1.pdf (дата обращения: 19.04.2015).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. отсутствовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам.

Инфляция - это обес дениванне денег, снижение их покупательной способности.

Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы. Спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота. Это создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорция между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться следующими факторами: -

дефицитом госбюджета (расходы государства превьгшают доходы); -

чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); -

опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; -

произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими причинами.

Сошлемся в качестве примера на резкое обострение.дефицита госбюджета в России во второй половине 80-х годов XX века (в 1985-1989 гг. - разрыв между доходной и расходной частями государственного бюджета вырос с 18,0 до 120,0 млрд.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренними, так и внешними. К последним относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс в России усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рьгнке в уело-

виях значительного импорта зерновых. В Венгрии, например, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала рост внутренних оптовых и потребительских цен.

Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обуславливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим это на примере России.

Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов в нашей стране служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, способных регулировать соотношение между денежной и товарной массой. Что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые «работали» под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких- либо ограничений.

Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности.

но сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа - нарастающие диспропорции в самом производстве, укрепление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планировании в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами - «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна наблюдается со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (рост производственньгх издержек).

В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или нескольких процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рьгночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3,0 - 3,5%.

Галопирующая инфляция, она трудно управляема. Темп ее роста выражается обьгчно двузначньгми цифрами. Такие высокие темпы в 80-х годах XX века наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров.

Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего регулирования ценовых процессов.

Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж - ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев рост цен свыше 50,0%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами). Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой: обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощь работает денежный печатный станок, развивается неуправляемая спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Вместе с тем, нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предполагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.

Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос, раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.

Есть классические примеры гиперинфляции. Например, обстановка, сложившаяся в Германии и ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и 12-значными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно.

Процесс инфляции противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего, сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы растут темпом, обгоняющим рост цен.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо негативных явлений. К отрицательным последствиям инфляционных процессов относятся следующие: -

снижение реальных доходов населения; -

обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падения реальных размеров сбережений); -

потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров); -

ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, и ожидании повышения цен на продовольствие; -

ухудшение условий жизни преимущественно представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета); -

ослабление позиций властных структур (снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и экономической политики в целом. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики: -

политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с «монетаристскими» рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в зависимости от темпов роста валового национального продукта. -

политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиньг и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательньгх явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться вьтдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов XX века, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, предусмотрена новая система налогообложения. Снизить темпьг инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13,0-14,0% в 1979 г. они снизились до 4,0 %, спустя примерно три года, в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для «лечения» средств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит определить характер инфляции, вьгделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Неизменным последствием инфляционного процесса является, в частности, безработица. В силу важности этой проблемьг госу-

дарство принимает особые меры для регулирования рынка труда.

Важен вопрос о «взаимодействии» инфляции и налогообложения. Анализируя влияние инфляции на систему налогообложения, следует отметить, что под воздействием роста цен и номинальных доходов увеличивается реальное налоговое бремя за счет инфляционного сужения различных фиксированных налоговых скидок и повышения ставок самого налога.

Ценность налоговой политики как антиинфляционного средства зависит от природы инфляционного процесса. Налоговые рычаги являются эффективным средством борьбы с инфляцией, порожденной избыточным совокупным спросом. Это связано с тем, что определенные изменения в налоговых ставках и скидках могут существенно повлиять на объем и структуру совокупного потребительского и инвестиционного спроса.

Необходимо отметить, что только мерьг в области налогового регулирования с целью влияния на антиинфляционную политику, сбалансированность спроса и предложения, а также в целом финансового оздоровления экономики не могут быть успешны. Параллельно необходима активная политика в области государственных расходов.

Контрольные вопросы для самопроверки. 1.

Дайте определение инфляции. 2.

Назовите основные причины возникновения инфляции. 3.

Назовите основные типы инфляции, их признаки. 4.

Какова роль налогообложения в управлении инфляцией?

На сегодняшний день инфляция является одной из самых опасных и глобальных проблем экономик всего мира, социально–экономические последствия которой могут быть катастрофическими для любого государства.

Инфляция является одной из макроэкономических проблем и представляет собой рост общего уровня цен в стране, который сопровождается обесцениванием бумажных денег. Современная инфляция представляет собой дисбаланс спроса и предложения на рынке, а также других пропорций народного хозяйства, которые сопровождаются ростом цен в стране. Кроме этого, инфляция оказывает влияние на психологические особенности поведения людей, поэтому она рассматривается как сложное многофакторное явление.

Виды инфляции

В зависимости от темпов инфляции выделяют 3 её вида:

  • умеренная инфляция (не больше 10% в год), при которой сохраняется ценность денег, контракты заключаются в номинальных ценах, на денежном рынке низкие спекулятивные ожидания.
  • галопирующая инфляция (10% – 200% в год), при которой деньги начинают терять свою ценность, экономические агенты стремятся переводить деньги в товарные ценности, происходит интенсивная индексация доходов, нарастают спекулятивные тенденции и инфляционные ожидания.
  • гиперинфляция (более 200% в год), когда в экономике наблюдается «бегство от денег». Деньги полностью теряют свою ценность, и происходит крах существующей денежной системы.

Галопирующая инфляция

Примером галопирующей инфляции может являться валютный кризис 2014–2015 годов, когда произошло резкое ослабление российского рубля по отношению к валютам других государств, которое было вызвано стремительным снижением цен на нефть, от экспорта которой сильно зависит доходная часть бюджета России из-за топливно-сырьевой зависимости российской экономики, а также введением экономических санкций в отношении России другими странами в связи с политическим кризисом на Украине. Уровень инфляции 11% в конце 2014 года и 12% к концу 2015 года, способствовал росту инфляционных ожиданий и привёл к краткосрочному изменению поведения потребителей – «убегая» от инфляции, население предпочитало не сберегать деньги, а тратить их на товары длительного спроса.

Гиперинфляция

Гиперинфляция может быть представлена событиями в России в 1992–1994 годах, когда из–за несогласованности либерализации цен и монетарной политики, инфляция составила 2600%.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году в России темп инфляции составил 4,3%, что может свидетельствовать об умеренной инфляции.

Последствия инфляции

У инфляции существует множество негативных последствий, но к наиболее общим относят:

  • инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несёт всё население страны;
  • снижение экономической активности населения и рост безработицы;
  • усиливается социальное расслоение среди населения;
  • рост неопределённости при принятии инвестиционных решений;
  • обесценивание налоговых поступлений в бюджет, если между декларированием и уплатой налогов проходит определённое время.
  • падает значение цены как информационного сигнала, т.е. цена перестаёт отражать реальную потребность в том или ином благе.

Инструменты антиинфляционной политики

В целях предотвращения негативных последствий инфляции государство проводит комплекс мер, именуемый антиинфляционной политикой. Антиинфляционная политика – это политика, проводимая государством и нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, а также снижение инфляционной остроты. Существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики.

Монетарные инструменты

К монетарным инструментам относятся:

  • регулирование ставки рефинансирования;
  • операции на открытом рынке;
  • изменение нормы обязательных резервов;
  • процентные ставки по операциям Банка России.

Регулирование ставки рефинансирования является одним из основных инструментов антиинфляционной политики РФ. Повышение или понижение ставки рефинансирования зависит от поставленных задач – уменьшения или увеличения денежной массы в обращении. При повышении ставки рефинансирования кредитным организациям становится невыгодно брать займы у Центрального Банка, кредиты населению и организациям становятся дороже, и, как следствие, происходит мультипликативное уменьшение денежной массы в обращении. При уменьшении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Операции на открытом рынке широко используются в мировой практике. Они выступают в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. В практике Банка России операции по покупке или продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности.

Изменение нормы обязательных резервов выступает в качестве еще одного дополнительного инструмента антиинфляционной политики. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86–ФЗ (ред. От 27.12.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, являются одним из инструментов денежно–кредитной политики Банка России. Норма обязательных резервов – это установленный процент обязательств, который всякий коммерческий банк обязан держать в резерве в ЦБ РФ. Увеличение или уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой соответственно уменьшение или увеличение денежной массы в обращении и величины банковского мультипликатора.

Изменение процентных ставок также оказывает влияние на величину количества денег в обращении. Банк России изменяет ключевую ставку, если текущие тенденции указывают на продолжительное отклонение инфляции от цели на прогнозном горизонте или имеются факторы длительного действия, которые с высокой вероятностью приведут к такому продолжительному отклонению. В том случае если, несмотря на текущее отклонение инфляции от цели, ожидается ее возвращение к целевому уровню на краткосрочном горизонте, Банк России не применяет меры кредитноденежной политики.

Немонетарные инструменты

К немонетарным инструментам антиинфляционной политики относятся:

  • сокращение государственных расходов;
  • ограничение роста заработных плат;
  • налоговая политика.

Виды антиинфляционной политики

Виды антиинфляционной политики в зависимости от целевого назначения

В зависимости от целевого назначения выделяют антиинфляционную политику предложения, дезинфляционную политику, активную политику и адаптивную политику.

Антиинфляционная политика предложения – это политика, направленная на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения инфляции, основным инструментом которой является сокращение предельной ставки налогообложения в целях стимулирования роста объема выпуска.

Дезинфляционная политика – совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно– кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Инструменты: блокирование или принудительное снижение цен, изъятие денег, сокращение финансовых средств, выпуск государственных займов.

Активная политика заключается в сдерживании роста денежной массы и недопущения эмиссионного финансирования государственного бюджета. Иначе государство может усугубить ситуацию из–за сеньоража. Сеньораж – доход, получаемый государством в результате печатания денег. Сеньораж обычно оплачивается населением, т.к. оно из–за инфляции становится беднее и может приобрести меньше товаров.

Адаптивная политика – это приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Инструменты: увеличение ставки процента на величину уровня инфляции, индексация первоначальной суммы инвестиций. Индексацию государству приходится периодически повторять, учитывая непрерывную инфляцию.

Виды антиинфляционной политики в зависимости от темпа проведения

По характеру и темпам проведения бывают следующие виды антиинфляционной политики: «шоковая терапия», политика «градуирования».

«Шоковая терапия» – резкое сокращение темпа роста денежной массы. Инструменты: девальвация, деноминация, нуллификация. Применялась в России с 1992 года, но двузначные числа темпа инфляции вышли только лишь в 1996году, что противоречит одному из её главных условий – резкому снижению инфляции.

Политика «градуирования» – постепенное уменьшение темпа роста денежной массы. Такая политика по сравнению с шоковой терапией имеет ряд преимуществ: Во–первых, медленное сокращение инфляции не позволит ожиданиям сильно оторваться от темпа инфляции. Во–вторых, государство медленнее сокращает свои расходы, давая получателям пособий и т.д. возможность адаптироваться к новой ситуации. В–третьих, постепенное снижение инфляции дает возможность адаптироваться финансовой системе.

Виды антиинфляционной политики в зависимости от приоритета

В зависимости от выбора приоритетов выделяют политику доходов, фискальную политику, денежно–кредитную политику, дефляционную политику.

Политика доходов – непосредственное или косвенное воздействие на располагаемые доходы населения. Инструменты: воздействие на рост цен и заработной платы, воздействие на величину располагаемого дохода с помощью налогов.

Фискальная политика – политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Основной инструмент – расширение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов.

Денежно–кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения, Инструменты: увеличение учетной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, операции на валютном рынке. На данный момент Банк России для определения своей денежно–кредитной политики использует методы макроэкономического анализа для того, чтобы держать уровень инфляции около 4%.

Дефляционная политика – совокупность мер, проводимых государством с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Инструменты: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сокращение денежной эмиссии и кредитных вложений. Она, как правило, вызывает замедление экономического роста. В России она имела форму искусственного подавления инфляции с помощью задержек заработной платы и пенсии, что привело к стагнации производства и всеобщему платёжному кризису.

Таким образом, в России необходимо улучшать в долгосрочной перспективе методы борьбы с инфляцией. Для создания эффективного механизма антиинфляционной политики необходимо ориентироваться на системный подход, то есть использовать инструменты разных видов антиинфляционной политики. Необходимо, чтобы уровень инфляции всегда был меньше, чем у других государств. Иначе это может стать угрозой для экономической безопасности страны.

Читайте также: