Влияние акцизов на экономику

Опубликовано: 15.05.2024

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал)

УДК 336.2

Основной причиной широкого распространения акцизного обложения со времен глубокой древности и до наших дней являются его ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость их получения.

Акциз - косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем. К тому же косвенные налоги (акцизы) имеют регрессивный характер, и вследствие этого их широкое применение нецелесообразно. Но при этом акцизы являются наиболее собираемыми налогами в России. В структуре доходов федерального бюджета на 2014 г. доля акцизов составляет примерно 4,3% [1]. В федеральный бюджет предусмотрены поступления от акцизов в размере около 400 млрд руб.

Исследование акцизного налогообложения имеет особое значение потому, что налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно влиять на процесс ценообразования и на структуру потребления. Одной из главенствующих проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов относятся: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, уклонение от уплаты налогов.

Основными проблемами акцизного налогообложения также являются сложность механизма исчисления и уплаты налога, а также различные нововведения в главу 22 НК РФ. Непостоянство в налоговой системе вызывает трудности при исчислении, моменте определения налоговой базы, методе начисления налога, в применении налоговых льгот и т. д. Необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операций и уплату налога в бюджет.

В первую очередь, власти используют акцизы для того, чтобы стимулировать отказ от вредных привычек. Это способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни. Борьба с алкоголизмом и табакокурением позволит наиболее целенаправленно распределять расходы на здравоохранение, ограничить употребления алкоголя и табакокурения несовершеннолетними и сократить случаи вождения в нетрезвом состоянии.

Однако, высокие ставки акцизов (например, акциз на крепкий алкоголь за последние пять лет вырос на 138% — с 210 рублей в 2010 году до 500 рублей в текущем 2014) ведут к росту нелегального производства алкоголя, что наносит значительный вред здоровью населения и повышает затраты на здравоохранение. Сюда входит как нелегально произведенный отечественный алкоголь, так и нелегально реализуемая водка из республик Таможенного союза. Также надо учитывать, что в нашей стране велика доля пьющего населения, поэтому запретами и ограничениями решить проблему алкоголизма в стране не возможно. В итоге потребители будут переходить на более дешевые спиртосодержащие заменители, что приведет к уменьшению объемов продаж легальных напитков и снижению поступлений налогов в бюджет. Так, например, сегодня производство водки и коньяка снизилось приблизительно на 15%, а доля суррогатного алкоголя на рынке, по некоторым оценкам, уже достигает 60-65%.

Так же одной из проблем, связанной с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в НК РФ пояснений того, какая алкогольная продукция является натуральной. Из-за этого возникают определенные затруднения при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.

Необходимо также отметить проблемы повышения акцизов на табачную продукцию. Целью повышения акцизов на табак является борьба с курением, особенно среди молодежи. Но рост цен на табачные изделия не решит проблему пополнения бюджета, а только приведет к появлению рынка контрафактной продукции (в 2014 г. потери бюджета составят 3,7 млрд. руб.). Повышение ставок акциза на сигареты объясняется необходимостью покрытия дополнительных расходов бюджета на медицинское обслуживание курильщиков, так как ухудшение их здоровья влечет повышение расходов на оплату лечения. Повышая акцизы на табачную продукцию, государству приходится не только решать задачи по сохранению уровня здоровья и жизни населения, но и заботиться об увеличении поступлений в государственный бюджет, а также бороться с криминальными рынками в России. Чтобы добиться снижения потребления сигарет, необходимо существенно повышать акцизы на табак. Но акцизы на табачную продукцию должны соответствовать покупательной способности населения, тогда можно будет избежать развития теневого рынка.

Актуальной проблемой является и проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета страны, но изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции.

Низкие цены на бензин подталкивают население покупать больше автомобилей, использовать старые машины, что негативно сказывается на экологической обстановке в городах. При этом транспортная инфраструктура находится в плохом состоянии. Доля расходов бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП составило 3,8%, но этого недостаточно для создания эффективной транспортной системы. К 2020г. планируется увеличить инвестиции до 4 - 4,5% ВВП. Воровство, неэкономное расходование выделяемых на дорожное строительство средств, использование некачественных материалов, требуют повышения ставок акцизов на топливо, так как это одно из средств увеличения дохода бюджета. Сохранение низких цен на бензин позволяет сохранять высокий уровень неравенства доходов населения. Поэтому осуществляется дифференциация ставок акцизов в зависимости от экологического класса бензина. В соответствии с индексации ставок акцизов акциз на бензин в 2014 г. 3 класса 10725 руб. за 1 т. (2015 и 2016 гг.-12879 руб. за 1 т.), 4 – 9916 руб. за 1 руб. за 1 т. (2015 и 0216 – 10858 руб. за 1 т.), 5 – 6450 руб. за 1 т. (2015-7750 руб. за 1 т., 2016-9500 руб. за 1 т.), а не соответствующий 3, 4 или 5 классам – 11110 руб. за т. (2015 и 2016 -13322 руб. за 1 т.) [2].

Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики страны.

Повышение акцизного налогообложения способствует росту доходов бюджета, но впоследствии это приведет к повышению социальной напряженности и отрицательно скажется на экономике страны. Но самое главное, что это осложнит жизнь простым гражданам: повысятся цены на проезд, продукты, коммунальные платежи, и, следовательно, снизится уровень жизни населения.

Увеличение ставок акцизов способствует увеличению доходов бюджета и оказывает влияние на всех участников рыночных отношений, но в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для экономики­. Это очень четко характеризует экономическую ситуацию в стране.

23.12.2014, 20:45 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья интересна и актуальна, рекомендуется к печати.


2 июля 2013 года Госдума одобрила в первом чтении законопроект об индексации ставок акцизов в 2014-2016 годах (проект федерального закона "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", далее — законопроект). Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 297819-6 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=297819-6).
Рост акцизов затронет многие товары, а существенный — табачную продукцию.

Повышение акцизов на табак — спасение или угроза для нации?

Уровень курения в России крайне высок. По оценке Министерства здравоохранения Российской Федерации, в России от болезней, связанных с курением (как правило, от раковых и сердечно-сосудистых заболеваний), ежегодно преждевременно умирает около 350 тыс. человек.

Целью повышения акцизов на табачную продукцию является противодействие курению. Одним из самых действенных инструментов государственной политики в борьбе с ним, как на международном, так и на государственном уровне считаются меры, влияющие на цену сигарет (акцизы на табачную продукцию, пошлины на сырье, введение минимальной цены за пачку сигарет). Такие меры позволяют предотвратить начало курения, стимулирует курильщиков отказаться от потребления табака вообще или курить меньше.

Планируется, что в 2014 году минимальная специфическая ставка акциза на сигареты будет проиндексирована на 42% к уровню 2013 года, в 2015 году – на 20% и в 2016 году – на 28% к предыдущему году соответственно. Таким образом, к 2015 году сигареты будут стоить около 110 руб. за пачку, в то время как сегодня средняя рыночная стоимость одной пачки сигарет премиум-класса составляет примерно 50-60 руб. Помимо этого, 21 июня 2013 года, на ежегодном международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава министерства здравоохранения Вероника Скворцова сообщила о планах правительства по повышению акцизных ставок на табачные изделия, где цена сигарет может стоить около 220 руб. за пачку.

По данным ФОМ более половины респондентов (47%) положительно относятся к предложению повысить цены на сигареты, при этом 36% - отрицательно, а 17% затруднились ответить на заданный вопрос. 1

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что индексация акцизов производится в рамках реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, а также с учетом необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию с государствами-членами Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация). Хотя ставки акцизов на сигареты в этих странах в текущем году за 1 тыс. штук составляют: в Беларуси — 5,9 евро, в Казахстане — 7,8 евро, в Российской Федерации — 24,8 евро (Директива Совета Европейского Союза 92/79/ЕЭС от 19 октября 1992 г. о сближении налогообложения сигарет и Директива Совета и Директива Совета Европейского Союза 92/80 ЕЭС от 19 октября 1992 г. о сближении налогообложения на переработанный табак, иной, чем сигареты).

При этом по размеру акцизов Россия отстает от стран с хорошо развитой экономикой. В большинстве европейских стран акциз на табак достигает 66% средневзвешенной рыночной цены. Например, в Болгарии и Румынии акциз составляет 64%, а к 2020 году он может вырасти еще. В Германии самая дешевая пачка сигарет стоит около 5 евро (или 215 руб.), в Ирландии около 6 евро (260 руб.), а в Болгарии — 3 (130 руб.).

Российский бюджет получает всего 0,5% своих доходов от табака, в то время как, например, в Турции – 10%. Поэтому, сигареты в России дешевле не только по сравнению со странами с хорошо развитой экономикой, они намного дешевле, чем в развивающихся странах (Турции, Таиланде и Грузии).

Тем не менее государство может не получить дополнительные поступления в свой бюджет от роста акцизов на табак, что приведет к его дефициту. "Речь идет о существенных суммах. В Турции, к примеру, после роста цен на сигареты и увеличения доли нелегального рынка до 16% сумма недополученных налогов оценивалась в $ 2,8 млрд. Для России каждый процент рынка, уходящий "в тень", будет означать около 3,4 млрд рублей потери для бюджета. Причем стоимость этого процента будет расти – в 2014 году она составит уже 4 млрд, а в 2015 – 4,6 млрд рублей", - отмечает Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия".

В России сигареты подорожают постепенно.

Министерство финансов Российской Федерации предлагает устанавливать ставки акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра. Согласно проекту документа "Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", для разных временных периодов установлены следующие ставки акциза на сигареты (таблица).

Таблица. Ставки акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра

Период Ставка акциза за 1000 штук, руб. Расчетная стоимость, исчисляемая исходя из максимальной розничной цены за 1000 штук
С 1 января по 30 июня 2012 года 360 + 7,5%, но не менее 460 руб.
С 1 июля по 31 декабря 2012 года 390 + 7,5%, но не менее 510 руб.
С 1 января по 31 декабря 2013 года 550 + 8%, но не менее 730 руб.
С 1 января по 31 декабря 2014 года 800 + 8,5%, но не менее 1040 руб.
С 1 января
по 31 декабря 2015 года
960 + 9%, но не менее 1250 руб.
С 1 января
по 31 декабря 2016 года
1200 + 9,5%, но не менее 1600 руб.

Рост акцизов значительно поднимет цену сигарет. "Повышение розничных цен на сигареты за счет роста акциза отразится на потребителях. Согласно различным исследованиям, если затраты на сигареты превышают 8% ежедневного располагаемого дохода, покупатель потенциально готов перейти на более дешевый продукт. В некоторых случаях это более бюджетные марки, но так как в России около 60% курильщиков выбирают недорогие сигареты и сигареты эконом-сегмента, то альтернативой для желающих сэкономить может стать нелегальная табачная продукция", - полагает Александр Лютый.

А высокая цена скорее всего приведет к тому, что рынок табачной продукции превратится в "черный". "Как показывает международный опыт, в странах, где был отмечен резкий рост акцизов и, как следствие, увеличение стоимости сигарет, существенная доля табачного рынка уходила "в тень". При этом снижение потребления табака в этих странах не было столь значительным", - отмечают в "БАТ Россия".

Наибольший процент периодических курильщиков в России, по данным последнего Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS) 2 , был выявлен среди школьников в возрасте от 15 до 18 лет (8,7 %). Они будут вынуждены покупать дешевые либо "нелегальные" сигареты, таким образом нанося вред своему здоровью и "подпитывая" теневой рынок табака.

Тем не менее, мнение экспертов является отличным от выработанных Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака принципов. Так, согласно ст. 6 этой конвенции стороны признают, что ценовые и налоговые меры являются эффективным и важным средством сокращения потребления табака различными группами населения, особенно молодежью.

В 2009 году Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (Russian Longitudinal Monitoring Survey) установила зависимость между ценой и числом ежедневно выкуриваемых сигарет: чем выше цена, тем меньше спрос на них и наоборот. Данная зависимость характеризует реакцию курильщиков на изменение цен, а с другой - подтверждает необходимость существенного повышения акцизов на табак, так как незначительное повышение не окажет должного эффекта.

Эксперты полагают, что для предотвращения возможного ухода табачной продукции в "тень" необходимо увеличивать акцизы на табак так, чтобы они соответствовали покупательской способности населения страны. Например, поэтапно.

Предполагается, что повышение акцизов на сигареты приведет к тому, что, во-первых, произойдет снижение спроса на табачную продукцию, как следствие уменьшение объема собранных средств в государственный бюджет, что повлияет на программу лечения никотиновой зависимости, ведь полученные заболевания нужно лечить вне зависимости от того, сколько курильщиков останется в стране. Во-вторых, следует ожидать рост заболеваний, вызванных употреблением некачественного табака, а, следовательно, и средств на их лечение понадобится больше.

Основные заболевания, к которым приводит курение, - это болезни органов дыхания, эмфизема легких, хронический бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, инфаркт, язвенные и онкологические заболевания. Расходы на лечение заболеваний, спровоцированных курением, обходятся дорого и самому курильщику, и государству (если он лечится не за свой счет). Так, из доклада Общественной палаты Российской Федерации "Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления" следует, что в России, каждый 14-й рубль при оказании госпитальной помощи затрачивается на лечение заболеваний, связанных с курением.

Таким образом, рост акцизов на табачную продукцию приведет, как минимум, к необходимости решать ряд задач по:

  • сохранению уровня жизни и здоровья населения;
  • увеличению поступлений в государственный бюджет;
  • предотвращению роста "черного" рынка в России.

Материалы по теме:

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

К чему приведет повышение акцизных ставок?

Повышение акцизных ставок на ввозимые на территорию Азербайджана подакцизные товары может привести к увеличению количества контрафактной продукции на прилавках магазинов.

Такое мнение в беседе с Media.Az высказал глава Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.

Напомним, что согласно внесенным изменениям в «Ставки акцизов на ввозимые на территорию Азербайджанской Республики подакцизные товары», с 10 февраля были повышены акцизные ставки на ввозимые в страну алкогольные и безалкогольные энергетические напитки и жидкости для электронных сигарет.

За литр алкогольных энергетических напитков уже взимается акцизный налог в размере 2 манатов, безалкогольных энергетических напитков – 3 манатов, жидкости для электронных сигарет - 20 манатов. В то же время за каждую единицу сигар, содержащих табак, в том числе с обрезанными концами, начали взимать акцизный налог в размере 1 маната.

В настоящее время к ввозимым в страну изготовленным из табака сигарам, в том числе с обрезанными концами, применяется акцизная ставка в размере 20 манатов за 1000 штук. Акцизная ставка на ввоз изготовленных из табака и его заменителей сигарилл осталась в размере 20 манатов за 1000 штук. Акцизная ставка на ввоз изготовленных из табака и его заменителей сигарет повысилась с 12 манатов до 28 манатов за 1000 штук.

По словам Эюба Гусейнова, повышение акцизов будет способствовать увеличению количества контрафактной продукции на прилавках местных магазинов.

«Мы всегда ратовали за повышение акцизных ставок на алкогольные и табачные продукции, что должно усложнять доступ потребителей к ним, так как они в большинстве своем несут вред здоровью человека. Поэтому мы приветствуем повышение акцизных ставок по данным продуктам.

Тем не менее, нельзя не признать, что повышение акцизов приведет к увеличению числа фальшивых и еще более опасных для здоровья товаров. Все мы помним, как в Шеки было обнаружено производство фальшивых сигарет под марками «Шеки» и «Карван», в которых содержание опасных для организма человека веществ на более чем 60% превышало допустимую норму. Поэтому государственные структуры должны усилить работу по борьбе с незаконными производителями контрафактной продукции на территории Азербайджана, а таможенные структуры должны активнее контролировать ввозимые в страну товары», - сказал Эюб Гусейнов.

Учитывая вероятность увеличения контрафакта, возникает вопрос о целесообразности повышения акцизных ставок. Эюб Гусейнов убежден в необходимости повышения ставок. «Несмотря на опасения повышения числа фальшивых продуктов, считаю, что это необходимо было сделать, так как усложнив гражданам доступ к алкоголю, мы, в первую очередь, заботимся об их здоровье. Любая алкогольная и табачная продукция, легальная или нет, вредна для здоровья, и мы заинтересованы в том, чтобы ее было меньше. К тому же, повышение акцизных ставок позволит увеличить доходность бюджета.

При этом соответствующие структуры должны больше вести просветительскую работу среди населения, чтобы люди владели информацией о том, какая продукция является контрафактом, а какая нет. Работа по борьбе с фальшивой продукцией не должна ограничиваться только алкоголем и табаком, а также энергетиками. К примеру, сегодня мне отправили образец фальшивого протеза для глаз, который может также нанести вред здоровью человека. Необходимо повышать контроль во всех областях», - заключил Эюб Гусейной.

В свою очередь, как считает доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов, ожидать увеличения контрафактной продукции не стоит.

«В действительности, производить контрафактную продукцию достаточно сложно, как с точки зрения безопасности, так и затрат. К тому же при наличии соответствующих государственных структур, которые должны этому противодействовать, думаю, деятельность таких организаций можно легко пресечь.

Что касается внедрения этих акцизов и их влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, то, конечно же, их наличие будет влиять на показатели реальной инфляции. Потому, что данная продукция, хотим мы того или нет, востребованная. Как правило, повышение акцизов приводит и к увеличению конечных цен, что влияет на инфляционные процессы», - сказал в беседе с Media.Az Эльшад Мамедов.

По его мнению, сдерживанию инфляционных процессов может способствовать налаживание качественного собственного производства. «Причем это касается не только алкогольной и табачной продукции, но и других сфер. Здесь речь идет о полном цикле производства внутри страны. Пока мы не добьемся этого, будем сильно зависеть от импорта, что негативно влияет на нашу экономику.

Кстати, в соответствии с решением Кабинета министров, наряду с импортными пошлинами, к ним будут относиться и акцизы. Хотя согласно экономической теории, акцизы не должны относиться к продукции, которая ввозится в страну. Таким образом, сейчас мы будем наблюдать двухстороннее обложение фискальными механизмами, то есть с одной стороны есть тарифные пошлины, а с другой введены акцизы. Все это приводит к наращиванию ценового сегмента и расходы на потребление данных видов товаров у населения существенно возрастут. Впрочем, есть и позитивный момент. Учитывая, что в данном случае речь идет о вредных товарах, то повышение акцизных ставок может снизить их потребление. Хотя, признаюсь, у меня на этот счет есть сомнения», - предположил эксперт.

По мнению профессора, повышение акцизных ставок на алкогольную, табачную продукцию и энергетические напитки может не привести к увеличению поступлений в госбюджет.

«Мировая практика и экономический анализ указывают на то, что экономика страны серьезно не выигрывает от повышения налоговых сборов и ужесточения фискальной политики. Напротив, экономическая выгода ощущается в случае смягчения фискальной политики, за счет так называемого эффекта Лассера, когда увеличивается налогооблагаемая база. Это более позитивно влияет на объем поступлений в госбюджет. Повышение акцизных ставок на ввозимые товары полезно в том случае, если хорошо развито импортозамещение.

То есть, если эти товары имеют достойную альтернативу в виде местной продукции. Если же местного производства нет, то добиться реальных экономических выгод путем повышения налоговых пошлин практически невозможно», - заключил Эльшад Мамедов.

Что такое акциз

Слово «акциз» происходит от латинского «accidio», что дословно можно перевести как «обрезаю».

Акцизом называется косвенный налог, который применяется практически во всех странах с рыночной экономикой. Данный налог является одним из важнейших источников доходов государственного бюджета. Широкое распространение акциза объясняется тем, что его легко ввести, и легко контролировать его уплату.

Сумма акциза добавляется к оптовой цене подакцизного товара. Бывает, что акциз составляет половину цены товара, а иногда может быть в несколько раз выше его стоимости.

Платить акциз обязаны производители и импортеры подакцизных товаров, а также переработчики подакцизного сырья. Но фактически, поскольку акциз добавляется к цене, налоговое бремя перекладывается на тех, кто потребляет подакцизные товары.

Акциз относится к федеральным налогам. Ставки акциза для одних и тех же видов товаров одинаковы на всей территории страны.

Подакцизные товары

Подакцизными обычно являются высокорентабельные товары, потребление которых допустимо или даже желательно ограничить, например, в связи с вредом, который наносится при их потреблении здоровью или окружающей среде. Традиционно подакцизными товарами являются табачные изделия, алкоголь, дизельное топливо.

В первые годы после введения акцизов в России перечень подакцизных товаров был очень широким и наряду с традиционными включал такие товары, как ковры, хрусталь, меховые изделия и одежда из натуральной кожи, автомобильные шины, рыбные деликатесы и икра. Позднее к подакцизным товарам отнесли также катера и яхты, ювелирные украшения, природный газ и нефть. Однако довольно скоро выяснилось, что обложение акцизным налогом такого широкого перечня видов продукции не целесообразно. Поэтому в последующие годы число видов подакцизных товаров постоянно сокращалось.

В настоящее время перечень подакцизных товаров в России практически мало отличается от аналогичных списков, применяемых в экономически развитых странах.

Подакцизными в РФ являются следующие товарные группы:

-все виды содержащего этиловый спирт сырья;

-табачные изделия и табак;

-мотоциклы большой мощности;

-бензин и дизельное топливо;

Современные изменения акцизов в России и их последствия

Акцизы на дизельное топливо и бензин повысятся соответственно на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. на тонну. При отмеченном повышении акциза на бензин его размер в цене одного литра повысится с 6,17 рубля до 9,3 рубля, и это увеличение обязательно будет включено в розничную цену.

Подорожание бензина неизбежно повлечет за собой рост стоимости перевозки всех товаров, и цены на них станут выше.


Летом текущего года в России повысилась на 10% акцизная ставка на табачную продукцию. Акцизы на сигареты увеличатся на 5%.

Из-за постоянного повышения ставки акциза пачка сигарет подорожала в среднем на 40 – 55%.

Увеличение акцизов на сигареты правительство обосновывало необходимостью усилить борьбу с курением. В СМИ приводились данные официальной статистики, призванные подтвердить эффективность повышения акцизов на сигареты – производство сигарет снизилось на одну треть, а число курильщиков уменьшилось на 9%.

Однако проведенное компанией «TNS Россия» по заказу крупных производителей табачной продукции независимое исследование показало, что за это время в одиннадцать раз возрос объем продаж контрафакта.

В то время как в прежние годы на долю нелегальных табачных изделий, имеющих российскую маркировку, но без акцизных марок, приходилось только 0,7% объема продаж, позже – уже 4,9%, а на сегодняшний день доля такой продукции оценивается в 7,7%.

К подакцизным товарам были отнесены электронные сигареты и жидкости для их заправки.

Новым подакцизным товаром становится кальянная смесь, облагаемая акцизом по ставке 457 руб. за кг. Акциз на алкоголь крепостью более 9 градусов повысится на 26 руб. Вино станет дороже на 22 рубля. На 5% возрастет акциз на пиво. Увеличение ставки акцизного налога на медовуху, пуаре и сидр составит 11 руб. за литр.

Рассматривается предложение приравнять к вину винные напитки без этилового спирта и облагать их акцизом по ставке 36 руб. за литр.

Подакцизным товаром может стать используемый для производства вина виноград. Ставка акциза составит 25 руб. за тонну. На виноград собственного производства представляются налоговые вычеты с понижающим коэффициентом.

В правительстве РФ обсуждается введение акцизов на сахар и пальмовое масло, и содержащие их продукты, как вредные для здоровья.

Российский Минздрав поддержал предложение законодателей ввести 20 – процентный акциз на сладкую газированную воду. Чтобы избежать уплаты акциза, производители могут начать выпускать газированные напитки с сахарозаменителями. Но они для здоровья вреднее сахара.

По сообщениям некоторых СМИ, ставка акциза на пальмовое масло может составить около 200 долларов за тонну, что равно примерно третьей части его стоимости.

Из-за введения акциза цена чипсов и газированной воды, по расчетам экспертов, повысится в среднем на 20%. По причине вредного влияния на здоровье предлагается ввести акциз со ставкой 160 руб. за килограмм на колбасу и сосиски из «красного мяса» и бекон. В результате стоимость этой продукции может повыситься на 30%.

В состав подакцизных могут попасть продукты питания с содержанием соли более 1 г. на 100 г. В этом случае подорожают многие сыры, соки, соления, некоторые сорта хлеба и другие продукты.

Однако есть опасность того, что удешевление производства полезных продуктов будет «съедено» высокими наценками торговых сетей.

Автомобили с двигателем мощностью 90 – 150 л. с. облагались акцизом 45 руб. за лошадиную силу, ставка будет составлять 47 руб. за лошадиную силу.

Ставка акциза на автомобили с мощностью двигателя 150 – 200 л. с. повысится с 437 руб. за одну л.с. до 454 руб.

Автомобили с мощностью от 200 до 300 л.с. будут облагаться по ставке 743 руб. против 714 руб. за одну л.с.

Для машин с мощностью двигателя 300 – 400 л. с. ставка акциза повышается с 1218 руб. до 1267 руб. за л. с., с мощностью двигателя от 400 до 500 л. с. – с 1260 до 1310 руб. за л.с., с мощностью двигателя более 500 л.с. – с 1302 руб. до 1354 руб. за л. с.

Тариф акциза на мотоциклы с мощностью двигателя более 150 л. с. увеличится с 437 руб. до 454 руб.

В хорошо развитой рыночной экономике подорожание одних видов товаров приводит к смещению спроса на другие товары, благодаря чему не происходит повышения общего уровня цен. В российской экономике, отмечают некоторые специалисты, из-за отсутствия заменяющих товаров повышение акцизов может вызвать всплеск инфляции.

Читайте также: